Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||
|
|||||||||
По материалам Montagnes Magazine
PIOLET D’OR
Премия "Золотой Ледоруб". История. Личности Часть 1
Кажется, что Piolet D’Or существовал всегда. Между тем, лишь в 1991 году редакция журнала Montagnes Magazin и Groupe de haute montagne объявили первых соискателей международной премии “Золотой Ледоруб”. Сейчас на церемонию вручения ежегодно съезжается, практически, вся элита мирового альпинизма, если уж не для непосредственного участия в награждении, то “отметиться”.
Первыми русскими, претендовавшими на Piolet D’Or, стала команда Сергея Ефимова за восхождение по центру северной стены на Дхаулагири. Занимательно, что благодаря “железному занавесу”, они узнали о своём моменте славы и признании мировым сообществом лишь около года назад, когда приехавший с очередного ледоруба Клёнов (проявивший изрядную долю любознательности в чтении французских юбилейных брошюр) определил, что Edilov, Berеtchin, Lebezin, Bagamalaf, Platnikov и Sedussov всего лишь французские псевдонимы Ефимова, Першина, Лебедихина, Богомолова, Плотникова и Седусова. Ещё неправильно указана была стена – восточная, а не северная, - но это уже не так важно, “занавес” работал на обе стороны. 1997 год - обладательница первого русского ледоруба – команда г.Екатеринбурга за восхождение по западной стене Макалу (руководитель Сергей Ефимов, капитан Салават Хабибуллин. Участники: Алексей Болотов, Юрий Ермачек, Игорь Бугачевский, Дмитрий Павленко, Николай Жилин). Тогда не вернулись двое - Салават и Игорь Бугачевский) 2002 год - Валерий Бабанов, “отсидев” несколько лет в номинантах (1999 год – соло по “Эльдорадо”, 2000 – соло на Кантегу, 2001 – соло на Меру) получает-таки по итогам 2001 года долгожданную награду.Однако, стоит заметить, что у нас ещё остались друзья (из той же очереди), которые давно уже “засиделись в девках”... Итак, ИСТОРИЯ Номинанты:
Marko Prezelj : “Что, действительно, важно, это не столько несколько метров экстремального лазания по скалам, но всё восхождение в целом” - Назовите самое выдающееся восхождение за последнее десятилетие. - Если Вы хотите определить наиболее значительное восхождение, то нужны правила, по которым Вы собираетесь судить. Но в альпинизме не существует таких правил. К примеру, определённые восхождения имеют большой резонанс, но лишь потому, что сами альпинисты сделали хороший промоушен. О других мы ничего не знаем, потому что восходители не любят болтовни. - Какой тип восхождений и почему Вам наиболее близок? - Я немного подустал от подобных вопросов. У меня на них нет ответа. В 2000 году праздновали миллениум, тогда все только и делали, что спрашивали о лучшем альпинисте либо о лучшем восхождении. Что интересно для меня, это микстовые маршруты, и неважно на высоте или нет, но всегда требовательная и самодостаточная вершина. К примеру, в 2001 мы с Маню Пелисье и Маню Ги были на Спантике. Это как раз тот альпинизм, который я люблю. Примерно то же происходило в 1991 году на Канченжанге. Лазание по скалам было схожим. Хорошо, что реально сложные микстовые участки не были ни слишком протяжёнными, ни слишком интенсивными. Возможно, критическая сложность актуальна только для пятитысячников, а то и ниже, но что, действительно, важно, это не столько несколько метров экстремального лазания по скалам, но всё восхождение в целом, включая подход и спуск. Иногда невозможно спуститься по пути подъёма, нельзя вернуться. Не нужно притенять и специфические параметры горы. Альпинизм – это далеко не спортивное скалолазание, где вы прощёлкиваете верёвку без особых метеозабот и легко спускаетесь в любой момент. В горах нужно принимать решения и брать на себя ответственность за каждое решение. И потом, суметь выкрутиться… На Спантике, когда первый раз погода стала портиться, нужно было спуститься и пробовать в другой раз. Это то, что даёт обдуманное во всех подробностях решение. Это не только технические сложности, но всё вместе, найти логический путь. Это также эстетическая сторона альпинизма, а не просто гимнастические этюды на стене. - Какой Вы видите эволюцию в альпинизме? - Есть две вещи. Прежде всего, лично я думаю, что будущее за очень “требовательными” вершинами с, действительно, интересными элементами скалолазания, естественным и логичным путём подъёма, что отнюдь не значит – более лёгким. Или взять, к примеру, маршрут русских на Гран Капуцин, который был бы хорош, если бы не уже существующая линия в нескольких метрах от него. И потом, мода – это для коммерческого альпинизма с ежедневными информационными бюллетенями в сети, из которых вы не можете знать наверняка, что в них правда, а что – нет, потому что люди часто склонны несколько преувеличивать то, что они делают в реальности. Не то, чтобы они говорили неправду, но лишь наиболее эффектную и “покупаемую” часть правды. Такова мода, и немало клаймеров охотно следуют этим правилам. Я их уважаю, но это не то, чего хочу я. Очень многие полагают, что невозможно совершить ни одного восхождения без коммерческого подхода к альпинизму. Я же думаю, что это реально, даже, если некоторая потребность в нём есть, но это далеко не решающий фактор. Я никого не обвиняю! Единственная вещь, которая звучит всегда неискренне, это когда говорят: “Либо коммерция, либо ничего”. За последние годы некоторые альпинисты, как Mick Fower, например, успешно доказали обратное, совершив ряд потрясающе красивых и сложных восхождений. Номинанты:
Michel Piola: “По мне, это скалолазание “от кутюр”, но в то же время, 900-метровые стены – это уже реальные горы”. - Назови, на твой взгляд, самое выдающееся восхождение за последнее десятилетие? - Выбор огромный. Всё, что было пройдено в последнее время на Монблане. Соло No Siesta (Patrice Glairon-Rappaz) по северной стене Гран Жорасса. В Гималаях, здесь я не знаю всех восхождений, но, что касается технических вещей, без сомнения, это Шивлинг, микстовые и скальные восхождения в “больших” горах, потому что Гималаи менее всего приспособлены для этого. И потом, одновременно сочетать скалолазание и горы, притом именно современное скалолазание в горах, где априори неизвестна категория маршрута ни для искусственного лазания, ни для свободного прохождения. Я как раз не имею в виду того, что делают Albert с немецкой командой, это не моё дело. Но братья Хуберы, стенные восхождения в Йосемитах, как Nose - Линн Хилл, Юджи Хирайяма – Salathe Wall на Эль Капитане. По мне, это скалолазание “от кутюр”, но в то же время, 900метровые стены – это уже реальные горы. - Можно сказать, что это и есть та эволюция в альпинизме 90ых-2000ых, о которой так много говорят? - В Альпах в 80ых альпинизм вышел на довольно высокий уровень с сериями последовательных восхождений, с соло, так что нельзя сказать, что нынче ходят принципиально новые или революционные вещи, мы, скорее продолжатели, но весьма достойные Соло No Siesta не менее впечатляет, чем знаменитая Трилогия Кристофа Профи… И потом появились определённые разговоры, что после Трилогии, Кристоф не сделал ничего стоящего, но подождите, Кристоф всё ещё очень силён, даже когда он стоит на месте. - Что ты думаешь о современных микстовых восхождениях? Я не являюсь специалистом. Современный микст, который практикуется в высоких горах, мне нравится, но никак не драйтуллинг c верхней страховкой. Хотя, возможно, через какое-то время мы встретим этих крепких парней - сегодняшних любителей драйтуллинга - зимой на Транго. - В последнее время достаточно чётко прослеживается “бигвольная” тенденция. Ты это рассматриваешь как моду? - Бигвол – это то, что будет всегда, потому что бигвол - своеобразный символ путешествия. Ты хранишь особенные, исключительные воспоминания. Те, кто хоть раз это попробовал, возвращаются. По всему свету заботливо расставлены альпинистские ловушки - огромное количество не пройденных никем стен, или просто пока не повторенных. Когда в 1992 году мы подошли к Tour du Paine с юга, там были лишь два пройденных “ребра”. Оставались четыре стены и два контрфорса. Мы сделали первопроход, и вот спустя десять лет, с юга практически ничего не изменилось – добавился ещё один (!) новый маршрут по ребру. Стены, по-прежнему, стоят нетронутыми. Действительно, есть “модные” стены, просто изрешеченные маршрутами, как, как, к примеру, Nameless Tower на Транго, но в то же время, другие трассы ещё предстоит пройти. Всё, что касается эволюции при хождении на ИТО, практики использования верхней страховки, - тема, которая меня очень заботит. Нужно суметь пережить настоящий период популярности ИТОшных маршрутов, и не исполнять неизвестно что. Не делать поспешных и ненужных обобщений. |
|||||||||
|
|||||||||