Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: П.П.Захаров, г. Москва

Как был открыт лагерь «Узункол»

Продолжение (Начало здесь)

Рано утром меня разбудили звуки прогреваемого автомобильного мотора, мои попутчики укладывали в багажник свою палатку и вещи.

- Мы, что, уже уезжаем? А почему так рано? А, может, еще куда пойдем- побродим?
- Да, мы уже уезжаем, а ты остаешься...
- Как так? Почему? А мои вещи в Домбае? А моя работа в Домбае? А...

Разливая утренний кофе, Вячеслав Антонович проворчал :

- Ну и закидал ты нас, Паша, вопросиками! Сейчас получишь ответы на все свои вопросы, даже на такие, которые тебе и в голову не придут.

Именно у этого костра за чашкой горячего кофе я получил ответы, от которых у меня, молодого инструктора, и впрямь закружилась голова. Оказывается, руководство ЦТЭУ ВЦСПС приняло решение открыть летом 1959 года три новых альпинистских лагеря на Кавказе: «Безенги», «Чегем» и «Гвандру». Узнал, что «Гвандра» будет строится именно на этой поляне, где мы кофейничаем. Узнал, что уже летом на эти прекрасные горы будут ходить альпинисты. У меня даже червячок зависти к ним шевельнулся: вот, мол, повезет ребятам!...

А Никитин меж тем продолжал:

- Скоро сюда приедут рабочие, начнут завозить стройматериалы и оборудование потом надо будет построить склады, контору, навести пешеходный мост через реку чуть повыше лагеря («уже лагеря» - подумалось мне), построить каркасы для палаток, а в июле сюда приедут первые альпинисты.

Слушаю его, посматриваю на его спутника и думаю: «А я-то при чем тут?». Голос спутника Никитина прерывает мои мысли:

- Мы в Пятигорске подумали и решили, что все это дело надо поручить тебе, да и прогулки наши утвердили нас в этом решении.
- Ты не обижайся на нас, что мы такую тебе проверку устроили, - встревает в разговор Никитин.
-Мы уезжаем. Вот тебе палатка, продукты, ружье, топор и лопата, обживайся. Потом привезем из Домбая твои вещички, а с Леней Куликовым (это начальник альплагеря Домбай) мы уже все обговорили, он одобряет наш выбор.

Так потихоньку разговаривая, Левченко (это был знаменитый в те годы на Кавказе начальник Пятигорского ТЭУ – Левченко. А знаменит он был своими высказываниями типа тех, которые так здорово получаются у теперешнего Черномырдина. К примеру, приехав в Домбай «делать закрытие» района для восхождений (потому, что в Приэльбрусьи произошли тяжкие аварии, он на собрании всех инструкторов района высказался по поводу мер безопасности: «Вы можете ходить как вам угодно, вы можете выполнять свои разряды –третии, четвертые, пятые, но чтобы не было ни одного гробика…». Затем Левченко достает из начальственного портфеля уже подписанный и заверенный печатью приказ о моем назначении, надломил веточку березы и нанизал на нее бумагу - вот твоя контора!

Уже садясь в машину, Вячеслав Антонович шепнул мне, что Левченко просто хотел убедиться, что ему не кота в мешке предлагают.


1960г
В начале июля действительно приехали участники первой смены нового альпинистского лагеря «Гвандра» - 50 человек из московского «Труда» и «зенитовцы» из подмосковного Калининграда. Мы строили каркасы и прокладывали дорожки между палаток, ходили на занятия. В свободное время «бегали» на обзорный пункт посмотреть, а какие же здесь есть вершины!? Особенно всем был «доволен» я: мне пришлось быть тем, что называется «един-в-трех-лицах» - начальником лагеря, начальником учебной части и начальником спасотряда (из самого себя состоящим).

Самое трудное время пришло, когда наступила пора выходов на восхождения. Ни тебе, описаний, ни кроков, ни карты - ну, ничего! Через год у нас «образовался» из какой-то местной библиотеки путеводитель Б.Н.Делоне «Западный Кавказ» - легче стало.

Как быть? - мы не знали ответа на этот вопрос. Решение пришло как-то само собой. Выходя на любое восхождение, каждая группа брала с собой набор снаряжения, как минимум на маршрут 4-й, а то и 5-й к.с. Это помогло нам избежать многих случайностей. Правда, было иногда неловко: возвращается группа, а на разборе выясняется, что вместо необходимого маршрута 3А группа прошла по пути 4А к.с. и наоборот - шли на «четверку», а «принесли» простую «двоечку».


Оз. Далар, перевал Далар-Сакен
Но не в этом была прелесть такой жизни - каждой группе и каждому альпинисту открывался такой простор в выборе очередных объектов восхождений, что, наверно, это было сродни тому, как ходили в горах наши отцы и деды, когда начинали строить альпинизм в стране. Ведь мы были в районе одни - ни тебе, начальства, никаких проверяющих и наказывающих, ни тебе, препон и ограничений.


1962г.
Началась работа и начались свои проблемы. Первая и еще долгое время не отпускавшая нас от себя проблема - это соотношения парней и девушек в группах. Не будет никаких «ахов» и «охов» - несколько примеров, и читателю станут понятны наши трудности. Практически все восхождения совершались тогда в соотношении известной поговорки –«семь девчонок - один, я».

На первое прохождение вершины Джалпакол мое учебное отделение (не хватало инструкторов и мне пришлось идти вместо командира отделения) состояло из семи девушек, только что выполнивших 3-й спортивный разряд.


Западные склоны Эльбруса, посредине -
стены Кюкюртлю-Кол-Кара-Баши
Группа Рэма Андреева однажды пригласила меня восьмым на траверс Замка 4Б, так как кроме самого Рэма больше в группе не было ни одного мужика. Это было во всех отношениях памятное восхождение: жестокая непогода, обледенелые скалы, видимость - ноль. Надо было пробивать путь, бить крючья и для каждой красавицы нашей группы во время найти слово поддержки и убеждения - мол, сейчас плохо, но хуже, наверно, не будет. Выматывались все до предела. Поразительно было другое - на биваках, когда палатки наши стояли кое-где и кое-как, когда крайний во сне сваливался с края площадки и досыпал свои тревожные сны над пропастью, нам с Рэмом первыми подавалась еда, для нас была первая кружка горячего чая и прилагалось к ней что-то вкусненькое (и откуда оно бралось, это вкусненькое!). И в лагере, когда кто-либо протестовал – «да не пойду я с женской группой!» - мы приводили пример со вкусненьким и наступало понимание - надо!


1968г. Первые котеджи Узункола
Случались чудеса и почудеснее! Как-то группа краснодарцев на том же Замке в непогоду спустилась на юг и ... потерялась. Да, потерялась! Связь их не достает, от них нет никаких известий, контрольный срок вышел! Замок, что называется, был взят со всех сторон в осаду многочисленными поисковыми группами, а одну направили (так, на всякий случай) по пути их подъема, а вдруг они там спускаются!?

Нашел эту группу тогдашний начспас лагеря минчанин, Костя Грубрин . Он с поисковой группой пошел вниз по ущелью Далар и почти у первого сванского селенья догнал группу. Они шли по принципу - река приведет к жилью. Его сообщение в лагерь о находке было более, чем красноречиво – «Мы их нашли по лагерной туалетной бумаге!». Незадолго перед этим в лагерь вместо упаковочной (для продуктового склада) бумаги по ошибке было заслано более 500 кг финских рулончиков...

Прподолжение следует ...


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100