![]() |
![]() |
|
  Подсказка
![]() |
||
![]() обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
![]() |
![]() |
|
||||||||
|
||||||||
К 50-летию
экспедиции МВТУ-МГУ под руководством
И.Ерохина на пик Победы.
Часть3. Воспоминания: Космачев О.С.
Царицыно.
Подошел к стенке много нашумевший о том,
что надо тренироваться в спорте, в альпинизме
Игорь Александрович Ерохин. – Осмотрелся,
потом – к скале… ага, взялся за неё, поднялся
невысоко и потом сделал несколько шагов…
- трудновато. Как-то так, не слишком легко
и свободно, а потом – спрыгнул, и больше
не старался. И видно, что он и до этого
не лазил, и, по-видимому, лазать не будет.
А когда спрыгнул, я был к нему очень придирчив,
потому что он меня слегка так, не то, чтобы
третировал, а как чужака в секции МВТУ
воспринимал с лёгким желание показать,
что у нас, мол, всё круто, как сейчас говорят,
у нас всё очень серьёзно, поэтому требования
будут очень большие. Поэтому и я к нему
был очень внимателен. Смотрю, хе-хе, отлип
от камней, и по выражению лица я вижу,
что для него это что-то совершенно
чуждое, противоестественное. Да, глядя
на него – потом, когда у меня появился
приличный опыт наблюдений за людьми как
на соревнованиях, так и в качестве человека,
который несёт ответственность за подготовку
людей, с которыми я пойду на восхождение,
я начинаю понимать, - да, нечестный человек
никогда не будет хорошо лазать по скалам.
Есть корреляция человеческих свойств.
И поэтому опытный человек судит порой
о достоинствах профессиональных по мелочам.
А
почему случилось так? – причина очевидна
и проста: технически сложные маршруты,
сложные скальные маршруты были для Игоря
Ерохина чем-то противоестественным.
Честно
говоря, я те события принимал как преходящий
момент. Я знал, что с Ерохиным мне, в общем-то,
не по пути сегодня – да, сегодня мне по
пути, мне нужно набраться опыта, встать
на самостоятельную дорогу, чтобы потом
не зависеть, потому что мне он не был,
в спортивно-идейном смысле, не был близок,
не был мне симпатичен. Поэтому я понимал
временность нашего союза и не сильно-то
интересовался деталями происходящих
событий. И когда заварилась, грубо выражаясь,
каша, связанная с тем, что, в конечном
итоге, привело к тому, что альпинистская
общественность в лице федерации, тоже
это не вся общественность, но – ладно,
осудила неправедные действия, вообще
говоря, в первую очередь, Ерохина. Не были
засчитаны восхождения, было сказано,
что ребята, ни медали, ни места мы вам
не дадим. И я тогда спросил одного из…
не помню сейчас, кого, кого-то из мвтушников,
слушай, а почему. в чём дело, что такое
случилось? И мне было сказано – решено
было остановить Ерохина, ос-та-но-вить
Ерохина. Через некоторое время я понял,
почему у кого-то сложилось представление
и формулировка такая – остановить.
И он мне рассказал эту историю Ушбинскую.
Мне она показалась дикой. Я не допускал
мысли, что мы в своём братстве можем говорить
неправду друг другу, ну, – лгать. Для меня
это было дикостью и совершенно неприемлемо.
Настолько неприемлемо, что я даже как-то
не осуждал, просто… - но бывает такое,
принимать и допускать. И действия Игоря
на Победе, а потом выясняется, - и в некоторых
других случаях, вызывали, ну, в лучшем
случае, желание не знать, не видеть, не
слышать. А теперь, когда я уже не мальчик,
это вызывает гораздо большее – более
оформленную позицию и, громко выражаясь,
позицию гражданской оценки его действий.
Я теперь очень рад тому, что в экспедиции,
которая… - он был склонен к диктату, причём
к диктату в худшем варианте, диктату не….
я сознаю диктат идеи, диктат правды. А
там был диктат моего желания, моего стремления,
причём диктат агрессивный в своём стремлении
подчинить, заставить думать так, как я
думаю, что совершенно неприемлемо для
людей нормальных, так скажем, даже не
буду говорить – строптивых. Так вот, всё
это, конечно же, столкнулось в экспедиции
с тем, что я только теперь называю совестью
экспедиции. И она персонифицировалась
в таких людях, как Богачёв Иван Дмитриевич,
Хохлов Рэм Викторович. Хохлов был тогда
всего-навсего какой-то завлаб. Он был
тогда не академик и не ректор МГУ, он потом
станет таковым. И Ваня был… Ну, кончил
он там энергетический, да, что-то он там
молнии себе строит к тому времени, а не
директор целого института и не зам. директора
целого института. Но они были совестью
экспедиции, которая воспротивилась вот
этому противоестественному для нормальных
людей поведению Игоря. Было сказано –
пора останавливать. И они остановили.
К сожалению, всё развернулось потом в
такую… сплелось в такую верёвку, которая
кончилась трагически. Можно даже усмотреть,
хотя, в общем-то, это будет несправедливо,
причинно-следственную связь – вот если
бы не это, тогда бы это, и всё было бы хорошо.
Да нет, даже если бы всё было в каком-то
смысле хорошо, я в любом варианте рад,
что я участвовал в этой интереснейшей
экспедиции, необычной. А
не слишком ли я высоко забираю, не слишком
ли я ударяюсь в поэтику того же Богачёва
– совести экспедиции? Нет, это точная
формулировка, и вот почему. Я совсем недавно,
только совсем недавно узнал следующую
вещь. Что когда экспедиция 58-го года уже
начала функционировать, когда передовой
отряд уехал на Центральный Тянь-Шань,
и я был, кстати, в этом передовом отряде
в числе других, собралась федерация альпинизма,
на которой было решено вернуть, запретить,
отменить экспедицию студентов под руководством
Ерохина на Центральный Тянь-Шань. И на
этой федерации присутствовал Ванечка
Богачёв, который не был участником экспедиции,
а готовился в это время на Конгур вместе
с Кузьминым и с китайскими нашими, как
раньше, братьями. И одна из формулировок,
против которой, кстати, очень трудно было
возразить, по которым экспедиция отзывалась
назад, была такова: в составе экспедиции
не имеется опытных высотников. Это было
справедливо и, вообще говоря, серьёзно.
И поэтому реально встал вопрос, что экспедиция
прекращает своё существование, действие,
- отзывается. И тогда Ваня Богачёв сказал:
хорошо, давайте, не будем останавливать
экспедицию, давайте, я сейчас отказываюсь
от участия… а тогда это было престижно
– поехать в Китай, на Конгур, - я отказываюсь
от этой экспедиции, я вхожу в состав экспедиции,
чтобы собой восполнить этот пробел, который
существует. Ваня был настолько честен
и убедителен, а ход этот был настолько
неожиданным, что он вышиб нормальный
ход запланированного мероприятия, и было
решено, по-моему, с поддержкой Кузьмина
Кирилла Константиновича, - давайте, всё-таки
Богачёва в экспедицию направим, и тогда
экспедиция пусть продолжается. Ваня Богачёв
спас экспедицию 1958-го года на Пик Победы.
И поэтому последующие его действия, я
не погрешу против истины ни на градус,
было что? – Ванечка был совестью экспедиции. А между прочим, я, только пожив в Алма-Ате понял все тяготы положения наших альпинистов – советских – в одном плане: потому что идти на сложное, серьёзное восхождение, живя здесь, и вот как идиоты кричать на тренировке, как это делал Ерохин и все, кто с ним, буквально занимаясь пустозвонством по поводу тренировки альпинизмом, они умалчивали, что никаким альпинизмом они не хотят заниматься и хотят заниматься только беготнёй по тропам, по двойкам, по тройкам, да, можно бегать, а настоящий альпинизм, которого они не узнали, который им был страшен, это видно… Ерохин заявил однажды Северный склон Северной Ушбы, не прошёл его, хотя там делать – ни черта. Мало того, что не прошёл, так он ещё… |
||||||||
|
||||||||