Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТЧЕТ о горном туристском спортивном походе 6 категории сложности
по Центральному Кавказу, район Безенги
Часть 1
Адрес руководителя balitskyy@mail.ru, тел.м. 8-067-504-41-08
1. Справочные данные про туристский спортивный поход
1.3. Район, подрайон (массив) похода Россия, Центральный Кавказ, Безенги. 1.4. Нитка маршрута а/л «Безенги» - ущ. Думала - л. №440 – [р.в. пер. Гидан (2Б, 4011) + в. Гидантау (4184, альп. 2А, по ЮВ гребню, к)] (2А) – [пер. Бетала Калмыкова Ю (2Б, 3922) - в. Укю (4334, альп. 3А по СВ гребню, к) - л.Укю Малый] (3А, п/п тур) – [в. Урал В (4273, альп. 5А по кф. С стены, к) - пер. Укю Верхний (3А*, ок 4200) – л. № 443] (3Б*, п/п тур) – [в. Уллу-Ауз (4676, альп. 5А по С стене, к) - пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319) - л. Уллу-Ауз] (3Б*, п/п тур) – [пер. Птица (3А*, 4275) - в. Птица (4489, альп. 3Б по С гребню, к) - р.в. в. Коштантау (5152, альп. 4Б по С гребню, к) - л. Кундюм-Мижирги] (3Б, 2-е прох. тур) – ночевки 3900 – [пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) - в. Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) - пер. Памяти (3Б, 4396, продольно) - в. Мижирги В (4992, альп. 4Б по В гребню, к) - л. Крумкол] (3Б*, п/п тур) - [пер. Спартак (2А, 4110) - пер. МВТУ (2А, 4200) - л. Безенги] (2А) - хиж. Джангикош - ур. Баранкош – а/л «Безенги» - пер. Столбовой-2 (2А*, 3714) - р. Кору - пос. Булунгу Маршрут заявленный и пройденный практически совпадают. 1.5. Ф.И.О, адреса, телефоны руководителя и участников 1.6. Местонахождение отчета, наличие видео-, фото материалов. Отчет находится в ЦМКК. Видео-материалы отсутствуют. Фото-материалы находятся у руководителя и участников. 1.7. МКК, рассмотревшая поход ЦМКК. 2. Организация туристского спортивного похода 2.1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна и т.д. Основная идея, которая закладывалась при планировании похода - сделать его в концепции правильного альптуризма. С одной стороны в качестве определяющих препятствий пройти достаточно сложные альпинистские маршруты, а с другой стороны - не свести все к набору радиальных восхождений. Хотелось, чтобы восхождения и траверсы красиво ложились на нитку маршрута и не выглядели как дополнения к основному маршрута, а стали естественной и неотъемлемой его частью. В целях безопасности техническую часть маршрута пришлось спланировать достаточно компактной. Сделано это было по следующим соображениям. 1. По требованию КСС а/л «Безенги» все восхождения должны совершаться в зоне радиосвязи. 2. На восхождениях и траверсах четвертой и выше к.с. очень большую роль играет вес рюкзака, который надо минимизировать любыми средствами. Поэтому важную роль играли заброски, которых было сделано три. На это было потрачено два дня по приезду. В случае, если бы ключевые препятствия располагались не компактно, на разнос забросок силами личного состава группы (4 человека) ушло бы значительно больше времени. 3. Поскольку поход совершался группой из 4 человек, большое значение имело время, необходимое спасателям для подхода при несчастном случае. Уменьшая это время, мы повышали шансы возможного пострадавшего. 4. Наиболее подробные консультации по состоянию маршрутов в КСС а/л нам могли дать только непосредственно по району вокруг лагеря. Поскольку восхождения и траверсы такого уровня группа совершала впервые, это также имело немалое значение. «Изюминкой» похода был задуман траверс Крумкол-Мижирги В. Восхождения на Мижирги В по В гребню (по пути траверса) не совершались уже более 20 лет (по сведениям КСС а/л), в библиотеке а/л не нашлось описания этого гребня, не смогли найти ни одного альпиниста из старшего поколения, который ходил бы этот гребень. Поэтому участок траверса от пер. Памяти до в. Мижирги В был спланирован и пройден по сути без описания (как некоторые говорят - «в режиме первопрохождения» J). Хотя, конечно, информация о том, что категория маршрута равна 4Б - это уже очень немало. Добавлял также интереса тот факт, что последняя часть траверса проходила на высотах в плотную приближающихся к 5000 (высота Мижирги В - 4992 м.). Остальные восхождения были выбраны из соображений хорошего «вписывания» в маршрут и разнообразия. Так маршрут 5А на Урал В - это в основном скальная работа, 5А на Уллуауз - ледовая, 4Б на Коштантау - острый снежный гребень и комбинированные участки, 4Б на Крумкол и 4Б на Мижирги В - сильные комбинированные маршруты. Для акклиматизации и «открытия» в сезоне по альп. требованиям, была выбрана вершина Гидантау по маршруту 2А, но с подъемом на гребень по сложной стороне перевала Гидан. Это восхождение обеспечило группе хорошую разминку на скалах. Маршрут на Укю (3А) позволил провести ледовую тренировку (на склоне перевала Бетала Калмыкова) и попробовать несложные комбинированные участки. На гребне нашлись участки и для хорошей скальной работы, которая проделывалась уже с рюкзаками. Наконец, очень хотелось разнообразить список сложных и безопасных препятствий в этом красивейшем районе, поскольку последние изменения в российском пограничном режиме сделали практически недоступными большое количество красивых перевалов в ГКХ. 2.2. Подготовка к походу На подготовку к походу у нас ушло 2 года. Поскольку никто из нас не ходил на вершины выше 2А к.с. пришлось, по сути, начинать с начала. В наших планах было за 2 года получить основательную альпинистскую подготовку, подкрепленную правильно заполненной альпкнижкой. Получить необходимые навыки восхождений по гребневым маршрутам, значительно усовершенствовать технику передвижения и страховки на скальном и комбинированном рельефе. Необходимая снежно-ледовая подготовка была приобретена у всех членов группы в предыдущих походах. Также нужно было полностью обновить снаряжение и одежду. В рамках подготовки были проведены следующие сборы. 1. Январь 2006, Карпаты, приют Драгобрат ЦЕЛИ: - Обширные снежные занятия с тестированием снежных и фирновых якорей - Организация быта в зимних условиях, включая рытье пещер и сооружение иглу - Восхождение на в. Близница РЕЗУЛЬТАТЫ: - Протестированы 4 вида якорей в различных вариантах постановки (всего проверено более 20 вариантов) и различных видах нагрузки (плавное нарастание и рывок) - Посетили в. Близница в нужных погодных условиях (-10°, ураганный ветер) - Затестили быт до -25°, в т.ч. в пещере - Приятно побултыхались в снегу - Отлично покатались на лыжах J 2. Май 2006, Западный Кавказ, Архыз ЦЕЛИ: - Закрыть 3 разряд по альпинизму - Почувствовать особенности гребневых восхождений - Поработать со скальным железом под присмотром инструктора - Узнать разницу между «туризьмом» и «альпинизьмом» J - Учиться одновременному передвижению в связках по скалам РЕЗУЛЬТАТЫ: - Совершены восхождения 1Б, 2А, 2А, 2Б, 3А, у всех закрыты 3-и разряды - Значительно повысили уровень владения скальным железом и уровень одновременного передвижения в связках - Разницы между «туризьмом» и «альпинизьмом» не заметили J 3. Лето 2006, Ц. Кавказ, а/л Безенги ЦЕЛИ: - Закрыть 2 разряд по альпинизму с превышением до 4Б включительно - Наработать практические навыки передвижения по сложному скальному рельефу - Дополнительная разведка района, налаживание отношений с КСС а/л РЕЗУЛЬТАТЫ: - Совершены восхождения 2А, 3А, 3А, 3Б, 3Б, 4А, 4Б, 2А, 3Б, 4А, у большинства закрыты 2-е разряды - Увидели разницу между «туризьмом» и «альпинизьмом» J 4. Май 2007, Крым, Судак ЦЕЛИ: - Ознакомиться с новым районом - Усовершенствовать технику постановки точек на сложном скальном рельефе - Наработать практические навыки стенного лазания - Совершить восхождение 5А РЕЗУЛЬТАТЫ: - Совершены восхождения 2А, 2Б, 3Б, в двойках 4А, 3Б, 4А, 4Б, 5А - Проведены многочисленные скальные занятия - Познакомились с лазанием по скалам 5 к.с. Кроме этого в промежутках между сборами проводились многочисленные занятия на естественном рельефе под Киевом: массив Деныши, Малинский и Коростышевский карьеры. Изучалось, покупалось, изготавливалось снаряжение, и была разработана принципиально новая концепция питания (описана в приложении), подходящая под своеобразный характер нагрузок в планируемом походе. На момент подачи материалов на рассмотрение МКК руководитель и участники имели следующий туристский и альпинистский опыт:
Важным является тот факт, что все члены команды до этого уже 4 года ходили и тренировались вместе. 2.3. Варианты подъезда и отъезда, обоснование точек начала и окончания похода Точка начала похода - а/л "Безенги" была выбрана по очевидным соображениям. Это не только удобная точка для разноски забросок, нам необходимо было зарегистрироваться и выпуститься в КСС а/л, получить рацию, сдать документы на миграционную регистрацию, проконсультироваться по состоянию маршрутов в этом году. В а/л мы оставляли резерв продуктов, газа и снаряжения (запасные веревку, кошки и т.д.) на непредвиденные случаи. Соответственно, перед окончанием маршрута нам нужно было опять зайти в а/л, чтобы забрать вещи, сдать рацию, сделать записи в альпкнижки, забрать миграционные уведомления. Подъезд к точке начала осуществлялся ГАЗелью а/л "Безенги", заказанной к поезду в Пятигорске. По предварительной заявке были оформлены пропуска в пограничную зону. Отъезд происходил из пос. Верхний Чегем на УАЗе, по предварительной из а/л "Безенги" заявке до Пятигорска. 2.4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
При прохождении маршрута были сделаны следующие незначительные изменения. 1. Один запасной день (был выделен на прохождение в. Урал, на заявочной схеме отмечен на л.№443) был потрачен на дополнительную ночевку на гребне под вершинной башней Урала З. Связано это с резким ухудшением погоды (началась метель) при выходе на перемычку между Уралами В и З. 2. Ночевка перед радиальным выходом на в. Коштантау, запланированная в районе первого жандарма В гребня Коштана была перенесена на седловину между в. Птица и в. Ледовый Купол. Сделано это было по причине ухудшения погоды и необходимостью лучше отдохнуть перед восхождением 4Б. 3. Один запасной день (был выделен на участок Птица - Мижирги, на заявочной схеме отмечен на пер. Спартак) потрачен на отсидку на пер. Крумкольский Провал. Причина - плохая погода и необходимость отдыха перед длинным траверсом. В этот день была произведена предварительная навеска перил на первом жандарме В гребня в. Крумкол. 4. Еще один запасной день (также был выделен на участок Птица - Мижирги, на заявочной схеме отмечен на пер. Спартак) потрачен на прохождение В гребня в. Мижирги В. Причиной послужила недооценка длины и сложности гребня (как уже упоминалось, мы шли его без описания и комментариев), а также ухудшение погоды (гроза). Можно было напрячься и пройти весь гребень за день (на ночевку мы остановились около 14 часов), но, имея запас по времени, было решено сделать ночевку, хорошо восстановиться и оставить запас сил на прохождение самой высотной части маршрута. 5. Ночевка, запланированная на перемычке между в. Мижирги З и В была перенесена на гребень с В стороны Мижирги В. Сделано это по причине начавшейся грозы. 6. При спуске по Ю гребню в. Мижирги З вместо выхода на седловину перевала Селлы, мы сошли с гребня несколько раньше и спустились почти прямо на л. Крумкол. Такое решение было принято по причине камнеопасности Ю кулуара с пер. Селлы. Нельзя сказать, что наш вариант был полностью безопасен, но он позволил сократить время пребывания в опасной зоне. 7. Пер. Столбовой-2 был пройден по запасному варианту - через п. 50-летия КБАССР в связи с поздним выходом на гребень в плохую погоду и, соответственно, повышенной камнеопасностью прямого спуска с перевала. В остальном нитка маршрута пройдена согласно заявленной. 2.6. Сведения про прохождение маршрута каждым из участников, в т.ч. сходы с маршрута или непрохождение его отдельных участков (перевалов или других препятствий) отдельными участниками. Участник Приймачек П. не ходил в радиальный выход на в. Коштантау по С гребню. В остальном маршрут пройден полностью всеми участниками. 3. График движения и техническое описание маршрута 3.1. Препятствия, определяющие сложность маршрута
3.2. Техническое описание маршрута
* Всего дней - 28 * Из них дневок+отсидок - 2+1 * Суммарный перепад высот - 20684 м. * Пройденное расстояние - 122,6 км. * ЧХВ - 40 час. * ЧРВ - 157,3 час. * Всего чистого акт. времени - 197,3 час. * В среденем акт. времени в день - 7,04 час. * ---//---, не считая дневок - 7,9 час. * Навешено перил - 157 * Средняя высота ночевок - 3595 м. 3.3. Техническое описание локальных препятствий 16.07.07, 17.07.07 Эти два дня ушли на разнос забросок и улаживание формальностей с учебной частью а/л «Безенги» (ф.1). В итоге начальник учебной части Шортов Ю.И. и начальник КСС Саратов Ю.С. выпустили нас на все заявленные восхождения, выдали рацию. По маршрутам восхождений мы консультировались в основном с Панченко. Все остальные «хозяйственные вопросы» решались с директором лагеря и бухгалтерией. Четыре заброски должны были обеспечить нам нормальное прохождение маршрута. 1. На боковой морене ледника Уллуауз (недалеко от ночевок). 2. На «Голубятне» в Теплом Углу. 3. На леднике № 443 перед С стеной Уллуауза. 4. В а/л «Безенги» В процессе разноса забросок все получили начальную акклиматизацию, побывав на высотах 3100-3500. 18.07.07 Подъем в 6:00. Сборы, выход около 8 часов. Движемся по грунтовой дороге вниз по ущелью Безенги. Делаем большие переходы (около часа) и привалы по 15 минут, особо не спешим. Через 4 таких перехода в 13:00 подходим к домику лесника на повороте в ущелье Думала. Ожидаем тяжелого разговора и «прорыва с боем», поскольку пропуска в бумажном виде нет. Однако все оказалось проще. Полчаса приятного общения и мы с лучшими напутствиями и без какой-либо платы (волшебная фраза «клиенты а/л» J) двигаемся вверх по тропе. Сделав короткий переход, обедаем. Еще 3 перехода минут по 40 и мы на повороте к пер. Гидан. Останавливаемся на бивуак около 18:00 (ф.2). 19.07.07 Подъем в 5:00. Погода обещает быть отличной. Выходим в 7:10. Движемся по плохой тропе, которая идет по древнему моренному валу. Через 3 перехода выходим на осыпные морены л. 440. Дальше набираем высоту уже по осыпи на протяжении 4 переходов. Идти тяжело. Еще один переход по открытому леднику и мы перед взлетом перевала Гидан. Ставим бивуак.
3.3.1. Паспорт ЛП «в.Гидантау (4184) по ЮВ гребню (2А альп.), радиально, заход на гребень с В стороны»
** Описываемый вариант прохождения: л. №440 - пер. Гидан (2Б, 4011) - в. Гидантау (4184, альп. 2А, по ЮВ гребню, к) - В кф. ЮВ гребня в. Гидантау - л. №440 1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток). Вершина Гидантау находится в северном ответвлении Бокового хребта (Северного Массива) относительно в. Коштантау (хребет Коштан-Крест) между вершинами Дружба (Патриот) и Укю Малой. 2. Что соединяет и связывает. Радиальный выход с л. №440 3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. 4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон). Первопрохождение ЮВ гребня в. Гидантау совершила Т. Сеченкова в 1958 г. 5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, №, вид туризма, автор, к.с., № стр., или фото, литература). Использованы материалы библиотеки КСС а/л «Безенги» 6. Количественные характеристики (таблица):
7. Условия, при которых изменяется категория трудности. В случаи сквозного прохождения перевала Гидан с весом к.т. будет 2Б. 8. Описание прохождения. 20.07.07 Подъем в 5 часов, выход в 7:00. За 30 минут мы прошли пологую часть ледника, снежный взлет и вышли в кулуар, по которому днем течет ручеек. Метров 50 по кулуару и выходим правее на бараньи лбы. Местами они оказались покрыты ледком, что оказалось небольшим сюрпризом. Некоторые участки пришлось проходить попеременно, страхуя за выступы. Далее в широкий осыпной кулуар с разрушенными скалами, дугою огибая его справа по ходу движения. Прижимаясь к скалам левого борта кулуара, поднимаемся к снежно-ледовой части. В прошлые года снега было значительно больше, этот раз двигаемся по разрушенным скалам. Перед переходом на лед делаем на скалах станцию, спрятавшись за большим валуном. В кошках по льду до 40°, первой перильной веревкой накрываем половину кулуара, вторую станцию также ставим на скалах. Далее прямо по кулуару и третья станция уже на перевале. Всего от ночевки потрачено 3,5 часа. Полчаса отдыха на перевале и движемся дальше одновременно в связках по разрушенному скальному гребню. Жандармы проходятся в лоб. Через 20-30 минут выходим на небольшое седло в гребне, с которого виден переход по кулуару и полкам на восточный контрфорс гребня, по которому мы планировали спускаться. Оставляем здесь все лишнее из снаряжения. Движемся дальше по гребню, преодолевая жандармы. Везде движение одновременное. Жандармы хорошо проходятся в лоб, хотя многие можно обходить слева по ходу. Последний жандарм таки нужно обходить слева. Вершина. От перевала путь занял примерно 1:30. Пишем записку, общаемся с земляками-альпинистами. Спуск начинаем в 13 часов после сеанса связи. За 30-40 минут доходим до оставленных вещей и через «дырку» в скальном гребне начинаем переход на контрфорс. Сначала метров 15 спуска попеременно по левому борту узкого кулуара, затем 40 метров одновременно по полкам до выхода на скалы контрфорса. Рельеф в основном 1-2 к.т., участки 2 к.т. аккуратно проходим попеременно. В двух местах вешаем короткие дюльфера. В нижней части контрфорса, не желая дюльферять по сбросам, уходим вправо к маршруту подъема. Проходим бараньи лбы, скальный кулуар с ручьем, снежник, пологую часть ледника. Всего на спуск с момента ухода с гребня затрачено около 3 часов. 9. Рельеф по участкам пути. 10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Подъем:
Спуск:
Итого на препятствие: ЧХВ на прохождение - 0:20 ЧРВ на прохождение - 8:20 Навешено перил - 4 веревки (не считая коротких участков попеременного движения) 11. Требования к организации движения и страховки. Рекомендуется постоянная одновременная страховка (на участках, где можно двигаться без перил). 12. Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо). Опасности: - Камнеопасен весь путь подъема на пер. Гидан с В стороны. - На некоторых участках камнеопасен В кф. ЮВ гребня Гидантау (маршрут спуска). Меры безопасности: - Подъем на перевал осуществлять как можно раньше - При прохождении снежно-ледового кулуара перед перевалом, станции ставить на скалах справа по ходу под прикрытием. - На спуске особо следить за действиями группы - основная камнеопасность на контрфорсе исходит от вышестоящих людей. 13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Каждому: - Система, самострах, 3 карабина, страх./спусковое устр-во, каска, перчатки - Кошки - Ледоруб - Зажим (жюмар) основной (кроме первого) На группу из 4 человек на прохождение в режиме движения в связках и взаимодействия связок: - Закладки - 1 комплект - Ковырялки для закладок - 2 шт. - Молоток скальный - 1 шт. - Петли станционные 240 см - 3 шт. - Карабины для точек на станциях - 8 шт. - Карабины станционные - 3 шт. - Оттяжки - 1-2 шт. - Веревка основная динамическая - 2 шт. - Расходные петли - 2-3 метра - Ледобуры для промежуточных точек - 2 шт. 14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. 1. Пологая часть ледника №440 (т. 0). 2. Пер. Гидан (т. 6). Площадку нужно расчищать, воды нет. 15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору. Не известны. 16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Балицкий Юрий Святославович, 2007 год. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Фотоматериалы Список фотоматериалов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотокопии контрольных записок
3.3.2. Паспорт ЛП «В. Укю по СВ гребню со спуском по ЮВ гребню»
** Описываемый вариант прохождения: Ледник № 440 - пер. Бетала Калмыкова Ю (3922, 2Б)- в. Укю (4334, 3А по СВ гребню, к), спуск по ЮВ гребню - ночевки на бок. морене л. Укю малый 1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток). Вершина Укю находится в северном ответвлении Бокового хребта (Северного Массива) относительно в. Коштантау (хребет Коштан-Крест). 2. Что соединяет и связывает. ЛП связывает ледник №440 с ледником Укю малый. Возможен вариант подъема на гребень с ледника Укю. 3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Название от укку - сова. 4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон). Первопрохождение как туристского ЛП в походе - группа под рук. Ю. Балицкого в 2007 г. 5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, №, вид туризма, автор, к.с., № стр., или фото, литература). Использованы материалы библиотеки КСС а/л «Безенги» 6. Количественные характеристики (таблица): Веревка 50м.
7. Условия, при которых изменяется категория трудности. При подъеме на пер. Бетала Калмыкова по Ю стороне к.т., возможно, понизится до 2Б. 8. Описание прохождения. 21.07.07 Подъем в 4:30. Погода с утра отличная, но с завтраком возимся долго - почему-то шалит горелка, пламя не синее, а зеленое с красным. Собираемся тоже не слишком быстро, нам предстоит первый ледовый участок в нашем мероприятии и до автоматизма это еще не доведено. Наконец в 7:10 выходим и за полчаса движения по леднику без трещин подходим под начало подъема (т. 2). Снега в этом году мало и лед начинается несколько раньше, чем в 2004-м, но нам это, пожалуй, на руку - этот участок мы рассматриваем как своего рода репетицию подъема на Уллуауз. Связываемся и дальше двигаемся в режиме перильного взаимодействия связок. По льду крутизной до 40º проходим 4 веревки по 50 м (уч. 2-3). Титановые буры из станционных комплектов идут достаточно туго, а вот стальные Grivel и Cassin на промежуточных точках - просто отлично. Первый расхваливает наколенники, чем вызывает бурную зависть остальных. Пятую веревку крепим на фирновом якоре, после чего еще около 70 м движения одновременно - и мы на перевале (т. 3). Время - 10:00, от начала подъема прошло 2 часа 10 мин. Перевал - широкое снежное седло со скалами по краю, можно поставить палатку. Воды нет. Потеплело, тратим около часа на переодевание, снимаем кошки. Обмениваемся снаряжением - у нас происходит смена лидера. Движение от перевала начинаем в 11:00 по комбинированному гребню (уч. 3-4) одновременно в связках. Первые 100-150 м проходим по снегу чуть правее гребня, затем начинается лед и приходится выходить на камни. Рельеф 1-2 к.т., в паре мест первая связка оставляет по 1-2 точки для второй - скалы несложные, но с весом мы такие еще не ходили. Все встречающиеся жандармики проходятся также одновременно в лоб (один из них первый пытается обойти слева, но, вырвав два зацепа, быстро понимает свою ошибку - скалы по сторонам гребня сильно разрушены). Участок 4-5 начинается небольшой стеночкой, которую проходим попеременно с промежуточными точками, далее порядка 120 м одновременного движения и еще одна стенка 3 к.т. Ее проходим также попеременно в лоб, забирая слегка вправо (около 20 м), делаем станцию на полке и дальше 15 м по наклонному внутреннему углу влево-вверх на «перо». За жандармом гребень становиться снежным (уч. 5-6), но время уже около 13:30, снег раскис, и, побарахтавшись чуть по пояс, продолжаем двигаться одновременно по скалам слева. Погода постепенно портится, и при подходе к следующему скальному участку (т. 6) нас накрывает туманом. Сидим минут 10-15, дожидаясь просветов, заодно отдыхаем - начинает сказываться усталость, да и высота приближается к 4300. Движение на участке 6-7 попеременное, начинаем левее гребня, затем траверсируем по заснеженным разрушенным скалам 10 м вправо и еще 10 м вверх, из которых первые 5-6 м по заглаженным плитам с проблемной постановкой точек. Делаем станцию и следующие 20 м 2-3 к.т. выводят нас на предвершину (т. 7). Вторая связка обходит этот участок левее, но идти так мы не рекомендуем - в таком случае выход на предвершину идет по узкой расщелине в разрушенных скалах, над которой к тому же лежат «живые» камни. 200 м пологого гребня (уч. 6-7) проходим одновременно, и около 16:00 мы на вершине (т. 8). Тратим 45 минут на отдых, связь с а/л, фото и поедание найденных в записке конфет. Спуск по ЮВ гребню начинаем в 16:45. Идем одновременно в связках по гребню и чуть правее (уч. 8-9), лишь один из жандармов обходим слева. Перед жандармом с характерным отколом в правой части приспускаемся на правую сторону и вешаем 20 м дюльфер на стационарной петле (т. 9). Сдергиваем веревку и продолжаем спуск уже без страховки по широкому осыпному кулуару (уч. 10-11), сперва слегка прижимаясь к его левому по ходу движения борту. Ниже места слияния кулуаров местами заметна тропа. Спускаемся на боковую морену л. Укю Малый, здесь отличные площадки, вода. Последний подходит в 18:40, к этому моменту готов чай, после которого отдыхающие завтра Андрей и Женя отправляются за заброской. 9. Рельеф по участкам пути. 10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Подъем:
Спуск:
Итого на препятствие:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотокопии контрольных записок
3.3.3. Паспорт ЛП «В. Урал В по кф. С стены со спуском через пер. Укю Верхний на л. №443»
** Описываемый вариант прохождения: Бок. морена л. Укю Малый - в. Урал В (4273, альп. 5А по кф. С стены, к) - пер. Укю Верхний (3А*, ок 4200) - бок. морена л. № 443 1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток). Вершина Урал В находится в северном ответвлении Бокового хребта (Северного Массива) относительно в. Коштантау (хребет Коштан-Крест). 2. Что соединяет и связывает. ЛП связывает ледник Укю Малый с ледником №443. 3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. 4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон). Первопрохождение кф. С стены совершил А. Трацевич в 1978 г. Первопрохождение как туристского ЛП в походе - группа под рук. Ю. Балицкого в 2007 г. 5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, №, вид туризма, автор, к.с., № стр., или фото, литература). Использованы материалы библиотеки КСС а/л «Безенги» 6. Количественные характеристики (таблица): Веревка 50м.
7. Условия, при которых изменяется категория трудности. При подъеме на вершину Урал В другим маршрутом к.т. меняется. 8. Описание прохождения. 22.07.07 Сегодня связка Юра и Паша идут провешивать ключевые веревки на контрфорсе северной стены Урала. Соответственно, доброволец из отдыхающих поднялся в 3:10 и приготовил завтрак. Вышли в 5:20. По пологой части ледника минут за 10-15 подошли к началу взлета (т. 1). Надели кошки и начали подъем. Двигались в связке одновременно. Плотный фирн, местами выступает лед. Крутизна постепенно увеличивалась до 40°. К бергшрунду (т. 2) подходили уже на передних зубьях. Поставили станцию на бурах и дальше двигались попеременно. 50 метров первой веревки немного не хватило до первого скального острова. Лед качественный, движение на передних зубьях. Второй веревкой достали до начала скальной части (т. 3). Соорудили станцию на крючьях и закладках, утоптали в снегу площадку, первый (Юра) переоделся в тапки. На скалах первый двигался на двойной динамической веревке (Beal Jocker), выпускали через реверсо, принимали через реверсо в режиме самоблокирования. Второй провешивал статические перила. Начинается маршрут с косой полки, уходящей влево-вверх от станции. Точки кладутся хорошо, лазание уровня F5a-5c 13-14 метров (уч. 3-3.1). Далее прямо вверх сложный участок с небольшим нависанием карниза в середине F6a-6b+/A0-A1 8-9 м (уч. 3.1-3.2). Своего уровня лазания не хватило - пришлось ИТО-шить на крючьях и закладках. Скалы покатые, очень похожие на Крымские на Соколе, во многих местах нужно выходить на трении. Магнезия использовалась во всю. Сравнительно несложным косым траверсом F5a-5b, 4-5 м (уч. 3.2-3.3) выходим к началу длинного внутреннего угла, уходящего вверх. В глубине все забито землей, точки класть неудобно. На участке 3.3-3.4, F5a-5b, 20 м особых проблем не замечено - аккуратное лазание, часто на трении. В т. 3.4 на неявной полочке поставили станцию - дальше начинался сложный участок, а веревки уже протягивались с усилием, да и места под станцию выше не было видно. Мы несли с собою 3 веревки-статики для провески перил. Но на станции в т. 3.4 вешать их не стали - хотелось максимально использовать длину веревки. На участке 3.4-4 (6-7 м) наблюдалось нарастание сложности до F6a-6b/А0-А1, серьезная проблема с постановкой точек. В точке 4 обнаружили слева на плите два шлямбура (уши под Ирбиса!). На них позже второй соорудил висячую станцию для статических перил. 7-8 м с плавным понижением сложности выводят на хорошую полку на верху откола в т. 4.1. К сожалению, с нее веревка 50 м не достает до низу. Далее нужно перейти к следующему отколу и по нему сложным лазанием F5c-6a, 20-22 м выйти к началу косой трещины в т. 4.2. Точки на этом участке кладутся неплохо, но желательны большие размеры френдов (гекс), которых у нас совсем мало. В конце участка - нависание откола, которое проходится слева. Участок 4.2-4.3 - простой переход по косой трещине-полке на вершину огромного выступа F5a, 18-20м. Дальше простой переход на хорошую полку (уч. 4.3-5), F4a-4b, 8м. На т. 5 мы вешаем вторую перильную веревку и дюльферяем к снегу. Переодеваемся, по льду бросаем последнюю статику и от нее одну из динамик. Достаем ниже бергшрунда, дальше в связке одновременно и очень быстро, поскольку стена начинает постреливать камнями. Всего от выхода до прихода в лагерь потратили 9 часов. 23.07.07 Подъем в 3:20, выход в 5:30. Погода не очень - тепло и небо в облаках. Но, поскольку на сборах 2006 года массив Урал мы облазили почти со всех сторон, непогода нас не сильно пугает. Главное - быстро подняться выше, чтобы шел снег, а не дождь, и за день выйти на перемычку между Уралами - там есть ночевки. Первым и вторым сегодня идет вчерашняя связка, которая обрабатывала маршрут. У первого из груза только железо (много железа J), второй несколько облегчен. Проходим 2 ледовые веревки. На скальных перилах движение возможно только на педалях - лезть с тяжелым рюкзаком в ботинках по скалам 5 к.т. невозможно. Двигаемся тяжело - под ноги рельефа практически нет, крутизна приличная. Для экономии веса мы брали только два жюмара и 6 тиблоков, первый и второй лезли на тиблоках, остальные - на жюмаре и тиблоке. Сказывается малый опыт передвижения с рюкзаком по серьезным скалам и сильно облегченные верхние части системы. Начала портится погода - туман и мелкая снежная крупа. В итоге начать провешивание выше т. 5 мы смогли только в 8:30. Первый попробовал лезть в пластиковых ботинках - не получилось, пришлось переодеться в тапки. Участок 5-5.1 - косая трещина F5a, местами 5b, 18 м с возможностью нормально класть точки. Далее выход на наклонную плиту (точки неплохо ставятся в правой стороне плиты, а вылазить дальше надо левее), преодолеваем «ступеньку» (тут уже «на решимости»), доходим до т. 5.2. Лазание на этом участке F5а-5b, протяженность 12-14 м. Участок 5.2-6 проходится без проблем - это покатая плита F3, 8 м. На вершине выступа (т. 6) покатая площадка, может разместиться вся группа. Сложное лазание закончилось. Дальше первый лез в пластиковых ботинках, но по-прежнему только с железом и на двойной веревке. Участок 6-7 - это 4 веревки несложного лазания 2-3 к.т. Без веса многие места можно было бы идти одновременно. Выход на снежно-ледовый склон перемычки мы нашли через мокрый скальный кулуар (последняя скальная веревка). Погода испортилась окончательно - началась основательная метель с мокрым снегом. Последние 2 веревки (уч. 7-8) провесили по льду около 40° и в результате оказались приблизительно в середине перемычки между Уралом В и З. Время - 16:30. На гребне есть две ночевки: одна прямо под башней Западной вершины и вторая ближе к Восточной вершине на южной стороне. Вторая площадка меньше и опаснее, поэтому решили двигаться к первой (т. 9). Провесили одну веревку по гребню и метров 100 без страховки. Минут за 40 подготовили площадку, срубив часть снежно-ледового гребня, нашли воду. 24.07.07 Встали достаточно поздно - в 8:30. Собирались не спеша, погода отличная. Чувствуется вчерашний трудовой день. Вышли в 11 часов. Рюкзаки стали легче, поскольку вес разделили поровну. Шли одновременно, местами попеременно. Гребень в основном комбинированный, рельеф 1-2 к.т. (уч. 9-10). До башни Восточной вершины встречаются 2 небольшие стенки 2 к.т. Их проходили попеременно с промежуточными точками (уч. 10-11). Выход на вершину находится с юго-восточной стороны, нужно с юга обойти вершинную башню по полкам и разломам. В точке 12 - удобная полка, на уступе висит дюльферная петля. В этом месте имеет смысл снимать рюкзаки и 20 метров до вершины пройти радиально (уч. 12-13). Тур находится левее перед большим камнем, который и есть вершина. На туре мы были приблизительно через 70 минут после выхода с ночевки. Спуск с вершины на седловину между Уралом В и Малым - это 2 веревки дюльфера. Первая веревка 45 м по комбинированному рельефу 3, местами 4 к.т. на удобную скальную площадку (уч. 12-14). Веревка делает несколько небольших изгибов, что не дает возможности нормально продернуть ее вспомагаловкой. Нужно сделать промежуточную станцию и сдергивать сдвоенную 2 раза. Дюльферной петли на промежуточной точке обычно нет. Вторая веревка - 20 метров по скальной щели 4 к.т. (уч. 14-15). Также сдергивается сдвоенной. Петля есть. С перемычки (т. 15) на С седловину перевала Укю Верхний (т. 18) можно попасть двумя путями: через вершину Урал Малый или обходя ее снизу. Мы выбрали второй вариант, поскольку в тот момент на Урале Малом работала группа альпинистов. Нужно немного приспуститься к камню с дюльферной петлей по снежно-ледовому склону, кошки лучше одеть сразу (2-3 к.т., 10 м). От камня (т. 16) косой дюльфер вдоль вершинной башни Урала Малого на удобную полку в т.17. Тут также обычно есть готовая петля. Далее нужно подняться вдоль скал на седловину перевала (т. 18) по снежному гребешку, переходящему в косой подъем по льду (2-3 к.т., 25 м). От вершины до перевала мы потратили 2,5 часа. На С седловине перевала Укю Верхний (т. 18) просторно - можно ставить палатки, есть вода (днем). В принципе, с перевала на л. 443 можно спускаться двумя путями: с С седловины - 10-12 веревок по скалам или с Ю седловины по ледовому кулуару. Мы выбрали второй вариант, поскольку при сравнимой камнеопасности, спуск по льду быстрее состояние кулуара мы просмотрели с л. 443 при разносе заброски. Поэтому двинулись дальше по гребню. Участок 18-19 представляет собою простой комбинированный гребень (1 к.т.), за исключением короткого участка прямо от перевального седла - метров 10 льда 3 к.т. От т. 19 идет ледовый взлет 45 метров льда 3 к.т., который мы прошли связка по связке. Далее метров 40 по простому снежному гребню (уч. 20-21) и выход на скальную часть жандарма (т. 21). Движение одновременное в связках, кошки пришлось снимать. По разрушенным простым скалам порядка 150 метров до выхода на снег (т. 22), по которому спуск на Ю седловину перевала Укю Верхний (т. 23). Переход с одной седловины на другую занимает около 70 минут. В связи с достаточно поздним временем решаем ночевать на Ю седловине, поскольку спуск по камнеопасному кулуару однозначно лучше делать рано утром. Тут имеется небольшая лужа с водой, площадку под палатку приходится несколько выравнивать. 25.07.07 Подъем в 4:00, начало спуска в 6:15. С седловины перевала приходится сразу навесить одну веревку дюльфера, дальше небольшой участок можно пройти одновременно и еще одну веревку ближе к точке слияния двух кулуаров. Камни основательно присыпаны снегом, который постепенно превращается в фирн и, начиная с основного русла кулуара (т. 24) - лед, присыпанный снегом. По основному кулуару вешаем еще 6 веревок. Перед бергшрундом снега на льду становится больше. Последняя веревка достает ниже бергшрунда, дальше спускаемся одновременно по снежному выносу до пологой части ледника. Спуск занял около 3 часов. По леднику идем около часа, забирая правее, ближе к моренным завалам. Наконец находим удобное место. Отдыхаем. 9. Рельеф по участкам пути. 10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Подъем:
Спуск:
Итого на препятствие: ЧХВ на прохождение - 1:15 ЧРВ на прохождение - 18:55 ЧХВ на предв. обработку - 0:30 ЧРВ на предв. обработку - 8:30 Навешено перил - 24 веревки (не считая коротких участков попеременного движения) 11. Требования к организации движения и страховки. При прохождении контрфорса С стены массива Урал мы организовали движение следующим образом. - Один день потратили для предварительной навески перил на ключевом участке. Работали 2 человека (связка) на двойной динамической веревке. Оставили статические перила. - При прохождении группой контрфорса, первая связка работала на двойной динамической веревке, протягивая за собою статические перила. Остальные поднимались по готовым перилам. Первая связка была значительно облегчена по весу. - После подъема на гребень перемычки между Уралами в основном работали в режиме взаимодействия связок. - Дюльферяли на спуске по статическим веревкам, будучи связанными по связкам. Т.е. пользовались полноценной двойной страховкой. Мы рекомендуем пользоваться нашим подходом в случае, когда препятствие проходится с бивуачным снаряжением. Если же планируется прохождение за один день, то: - нужно двигаться в режиме взаимодействия связок без дополнительных перил - участок 6-7 можно, в принципе, проходить одновременно (при соответствующем уровне подготовки). 12. Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо). Опасности: - Ледовый взлет перед скалами контрфорса простреливается камнями. - Незапланированная ночевка на контрфорсе. - Гроза при нахождении на гребне перемычки между Уралом В и З или на вершинах. - Камнеопасность спускового кулуара с пер. Укю Верхний (Ю седловина) на л. 443. Меры безопасности: - Выходить на скалы контрфорса рано утром. - Предварительно обработать ключевые веревки маршрута (особенно, если предполагается движение с грузом). - При необходимости ночевки на перемычке остановиться на площадке под в. Урал З - ночевка защищена от ветра и молнии. - Спуск с Ю седловины пер. Укю Верхний производить рано утром. - Планировать спуск с пер. Укю Верхний с Ю седловины при достаточном уровне снега. Когда снега мало - увеличивается камнеопасность склонов Думалы, откуда камни летят в спусковой кулуар. 13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Каждому: - Система, самострах, 3 карабина, страх./спусковое устр-во, каска, перчатки - Кошки - Ледоруб - Зажим (жюмар) основной (кроме первого) + дополнительный - «Педаль» - 1 или 2 (кроме первого) На группу из 4 человек при передвижении в режиме навески перил с предварительной обработкой: - Закладки - 1 комплект - Ковырялки для закладок - 2 шт. - Френды - 1 комплект - Крючья скальные - набор 6-10 шт. - Крюкоулавливатели - 2 шт. - Молоток скальный - 2 шт. - Лестницы для ИТО - 2-3 шт. - Тапки скальные - 1 шт. - Мешочек с магнезией - 1 шт. - Петли станционные 240 см - 4 шт. - Карабины для точек на станциях - 12-16 шт. - Карабины станционные - 4 шт. - Оттяжки разного размера - 10-12 шт. - Веревка основная динамическая (лучше сдвоенная) - 1 шт. - Веревки основные статические - 2 шт. - Вспомогательная веревка - 1 шт. - Расходные петли - 5-7 метров - Ледобуры станционные - 8 шт. - Ледобуры для промежуточных точек - 2 шт. (наше мнение) 14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. 1. Боковая морена л. Укю малый напротив контрфорса С стены массива Урал - отличные площадки (т. 0). 2. На гребне под вершинной башней в. Урал З. Хорошая площадка, нужна небольшая «доработка», есть вода (т. 9). 3. На гребне (по Ю стороне) перед взлетом на вершину Урал В. 4. На перемычке между в. Урал В и Урал Малый. Перемычка снежная, площадку надо ровнять, воды нет (т. 15). 5. На С седловине перевала Укю Верхний (т. 18). Достаточно много ровного места, есть вода. 6. На Ю седловине перевала Укю Верхний (т. 23). Есть вода. 7. Морены правого борта ледника 443 (т. 1). Готовых площадок нет, но много пологих мест, которые превращаются в хорошие площадки за 10-20 минут (т. 27). 15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору. Не известны. 16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Балицкий Юрий Святославович, 2007 год. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список фотоматериалов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотокопии контрольных записок
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Краткий тактический план прохождения ЛП
График прохождения:
Основные точки на схеме:
Варианты прохождения препятствия:
Аварийные и запасные варианты:
Краткая характеристика основных участков маршрута:
Краткая характеристика запасных и аварийных участков маршрута:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотокопии контрольных записок
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Краткий тактический план прохождения ЛП
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||