Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Владимир Матвеев, г. Москва

Кредо инструктора альпинизма
Читайте другие публикации автора:

Первая доврачебная помощь при травмах и заболеваниях
Некоторые очевидные, но забываемые методические врачебно-тактические рекомендации для предотвращения травм и заболеваний в горных условиях

Некоторые подходы в работе с отделением начинающих альпинистов.

 
Первый инструктор во многом определяет альпинистскую судьбу своих участников. Не случайно инструкторов альпинизма обучают в школах, "прогоняют" через стажировку, пишут для них учебники. Однако есть важные мелочи, нюансы, "пустячки", которые приходят только с годами и десятилетиями работы. Ниже я хочу поделиться квинтэссенцией опыта работы инструктора по альпинизму с более чем 30-летним стажем.


Фото: Константин Голубев, г. Санкт-Петербург
Общая концепция.

 
Помочь каждому участнику отделения воспринять "дни в новичках" как неповторимые дни трудного счастья, продолжением которых будет более совершенный взгляд на мир и более гармоничные с ним отношения.

Элементы концепции.

 
1. Узнать и культивировать лучшие стороны каждого участника. 
2. Верить в каждого участника и бороться за его совершенствование даже с ним самим.

3. Иметь бесконечно доброжелательное улыбчивое терпение, если вопрос не касается безопасности, тогда - по обстоятельствам. 
4. Помочь участникам обратить внимание на светлые стороны личности и добрые дела каждого в отделении. 
5. Придумать эмблему (зрительную, звуковую, и т.д.) отделения, которую мог бы реализовать каждый его участник. 
6. Донести до всех участников, что каждый наш день - праздник, который иногда нужно просто видеть, и что это лучше всего получается вместе с товарищами. 
7. Последовательно проводить мысль о том, что завтра будет лучше, чем вчера. НО! день расставания неотвратимо приближается. 
8. Мечтать и планировать будущие встречи. 
9. Проводить "Вы позицию" по отношению к участникам, в частности, тепло и уважительно относиться к каждому из них, но не допускать панибратства. 
10. Построить отношения в отделении как семейные - братски-сестринские с элементами светлой влюбленности, как описано Л.Н.Толстым об этом в семье Ростовых. 
11. Не заводить романов с участниками отделения. Это может оказаться миражом, но иметь очень горькие и болезненные, а то и трагические последствия. 
12. Наладить доверительные отношения с каждым из участников. 
13. Не иметь изгоев и любимчиков. 
14. Чувствовать настроение группы, в частности, моменты, когда отделению хочется быть без Вас. 
15. Всегда помните, что новички в новых для них условиях требуют внимания, понимания и опеки-поддержки, как дети малые (или как взрослые чукчи, приехавшие из яранги сразу в Москву). 
 

 
Некоторые технические элементы работы с отделением новичков.  

 
1. При перовой же встрече с отделением предложить участникам рассказать о себе и подробно представиться самому. 
2. Конструктивно-оптимистично рассказать о планах отделения. Предложить выбрать старосту, начпрода, начснара. Можно придумать и другие, даже шутливые должности, чтобы каждый был "при портфеле". 
3. Тут же проговорить наличие экипировки каждого, включая одежду - все ее слои. 
4. Помочь участникам в подборе снаряжения на складе. 
5. После каждого занятия проводить доброжелательный разбор (не разборку!), настаивая на том, чтобы и самому быть включенным в зону благожелательной конструктивной критики. Структура разбора: а) что было сделано б) что удалось в) что не удалось г) причины этого в) выводы. 
6. Изначально определиться и постоянно напоминать своим поведением, что при опасностях, на занятиях и на маршруте инструктор - авторитарный командир, но без раздражения и "горлопанства". В остальных случаях - просто старший (если получается по возрасту) товарищ. 
7. Вводить "табу" на несовместимые состояния, например, каска на голове с незастегнутой пряжкой, или - на склоне друг над другом, или -страховка без рукавиц, и т.д. 
8. Неукоснительно контролировать выполнение этих "табу". Только тогда навык будет автоматизирован и не появится невроз от лишь периодической требовательности инструктора. 
9. Движение на подходах с помощью палок разрешите лишь тем, кто освоил работу с ледорубом. Остальным выгоднее подходы с ледорубом в руках - для выработки более прочных нужных навыков в работе с ним. 
10. При появлении в отделении признаков напряженности, надвигающегося конфликта, снимайте их с мягкой деликатностью, возможно, с юмором. 
11. Население каждой палатки лучше сделать разнополым. 
12. Тщательно и заранее решайте для себя распределение связок. Учитывайте, но не руководствуйтесь пожеланиями участников. Родственников распределяйте по разным связкам. 
13. Порядок движения сделайте постоянным. Сразу за Вами - девочки (или - слабейший), замыкающий - староста. Если будут идти по росту, легче, оглянувшись, видеть лица участников. Не стесняйтесь подбадривать их взглядами, улыбкой, особенно - трудно идущих. Пресекайте разговоры при движении по сложному, опасному маршруту. 
14. Недопустимо, чтобы отделение растягивалось. 
15. Через 20 минут после выхода и на последующих привалах САМИ контролируйте частоту сердечных сокращений у участников по пульсу на сонной артерии. Сразу разгружайте тех, у кого он наиболее учащен. 
16. Жестко контролируйте наличие головных уборов и режим питья на тропе. 
17. Постепенно "накачивайте" духовную и психологическую значимость предстоящего восхождения. 
18. Обеспечьте, чтобы сон перед восхождением был не менее 6 часов. 
19. На Вершине устройте изысканную трапезу хотя бы в знак благодарности Горе, благосклонно к вам относящейся. 
20. Разбор восхождения устройте назавтра. До этого, особенно на маршруте, решительно пресекайте любую критику, но скупо отмечайте положительные действия участников. 
21. В конце смены, если получится, организуйте итоговый разговор "за жизнь" при торжественном, но некрепкоградусном застолье. 

  ПРИМЕНЯТЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!

 
Я допускаю применение принципа "маленьких синячков", т.е. дискомфортных ощущений, которые участник получает в результате несоблюдения требований инструктора, хотя до этого я мог бы ему в очередной раз напомнить, или наорать. Это - так называемая "проблематизация". Она убеждает участника в справедливости требований инструктора и научает всегда делать так "лучше десятков воплей и сотен напоминаний". 
> Пример. При небрежно завязанных шнурках я не требую их перевязать, но доброжелательно подшучиваю, когда они все же развяжутся (а это - почти наверняка). 
 
В редких случаях я не препятствую формированию и развитию серьезной (но безопасной) ошибки отделения. Это бывает в случае, когда отделение, хронически пренебрегая и не осознавая требуемых от него необходимостей, в итоге, при моем попустительстве, испытывают сильный стресс, временно лишаясь чего-то значимого для них. Однако позже, когда они, с моей помощью, все же понимают свою неправоту, то, с лихвой наверстывая упущенное, сами устраняют недостатки. И даже становятся более продвинутыми, чем если бы делали то же самое по указке инструктора. 

Пример. Проспали выход на восхождение. 1,5 часа готовились к выходу с завтраком. В медлительности были засечены и ранее (эта тенденция, кстати, есть у всех новичков). Я понимал, что восхождение сделать не успеем, но - повел (хотя мог бы просто отложить восхождение на сутки). В итоге - повернули уже из-под предвершинного взлета. Был жесткий разбор с дружным "наездом" на меня. Затем, при встречном, сделанном мною анализе ситуации, признали свою неправоту. И, на следующем выходе, эти же люди, весь бивак с ужином организовали за ... 35 минут! 
 
Желаю многолетнего успешного инструкторства! Дерзайте, но .... не за счет участников. 
 
Поделился врач, инструктор по альпинизму Матвеев Владимир Иванович. 
(Стаж работы с отделениями новичков 49 смен. Все безаварийные). 
 
p.s. Петру Фролову и другим читателям моей статьи "Коварные "пустячки" для горнопроходцев ", опубликованной в начале лета. Отвечаю только сейчас, извините, т.к. с гор вернулся недавно. Благодарю за благожелательные отзывы. Что касается слова "ка- или ко-мпиляция, то изначально оно пишется правильно "компиляция" (от английских корней, означающих подборку материала). А мой "ляп" объясняется тем, что при выверке этого слова через "ворд"  на компьютере я получил ошибку, набрав слово "компиляция" и оценку как правильную написание слова "кампиляция". Словари же были недоступны. Вот и все.

© 1999-2025Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru