Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Виктор Коваль, Санкт-Петербург

Мижирги. Северное ребро. Январь 2009.

Ссылки по теме:

Дополнение о том же восхождении - от другого участника событий. Александр Гуков.

Зима 2007. Безенги. Пик Пушкина.
Зимняя Гестола.
Проект "Пятитысячники Кавказа - зимой". Пройдены в 2001-2003 годах: Дыхтау, Коштан, пик Пушкина, Эльбрус.

Статьи Виктора Коваля на mountain.ru:
Первая «высота» (пик Коммунизма-2007)
Краткий обзор о восхождении команды Санкт-Петербурга на пик Чолатзе (Cholatse), 6440
Зима 2008. Безенги. Гестола.
Описание восхождения на пик Победа Главная (7439 м) по северо-восточному контрфорсу, 6а к.с.
Зима 2007. Безенги. Пик Пушкина

Впервые попав в Безенги при подходе в Теплый угол мой взгляд упал на суровое и в то же самое время очень элегантное ребро, ведущее к вершине невероятно огромного скально-ледового массива, вздымающегося на высоту более 5000 метров.
Оно казалось таким нереальным и таким притягательным. Это было так называемое Северное ребро на вершину Восточная Мижирги.

Маршрут по ребру был впервые пройден командой под руководством заслуженного мастера спорта СССР по альпинизму Василия Пелевина в составе легендарных Александра Боровикова, Владмира Кизеля, Ивана Леонова и Вадима Рубанова в августе 1952, завоевав 1-2 место в классе технически сложных восхождений.

Северный массив и ребро Пелевина
(летнее фото)

Ребро Пелевина зимой

В наше время маршрут по Северному ребру считается сильной 5Б, но сам по себе не является каким-то особенным спортивным достижением. Последние годы его ходят нечасто ввиду повышенной камнеопасности в нижней части. Однако это летом. Зимой ни этот маршрут, ни вообще Мижирги, насколько мне известно, никто не ходил.
Сезон 2009 года мы решили начать с этого красивого и притягательного маршрута. Наблюдения прошлых лет и несколько дней, проведенных в лагере до Нового года показали, что маршрут монолитный, по-девственному чистый и безопасный.

Уже 02 января 2009 наша дружная компания в составе Саши Гукова, Сергея Кондрашкина, Алика Изотова и меня, Виктора Коваля, вышла из альплагеря «Безенги». Преодолев первую ступень ледопада ледника Мижирги мы остановились на срединной морене ледника, предусмотрительно протропив себе дорогу на завтра к началу маршрута.

Начало подъема на ребро

Жандармы на ребре

Утром, преодолев бергшрунд, начали подъем на ребро. Неожиданности начались уже через несколько веревок. Внезапно откуда-то сверху нависающей скалы на нас потекла река снега. Первые несколько секунд это был небольшой ручеек, потом – настоящая полноводная река. Вжимаемся в склон, пытаясь укрыться за неровностями рельефа (камнями, скалами). Когда поток сходит на нет, продолжаем движение по обледенелому склону.
Проходит пятнадцать минут и все повторяется опять. Опять вжимаемся в склон… Так целый день. Саша неодобрительно смотрит на меня и Серегу, куда, мол, ходили смотрели, где ваш «девственно чистый» маршрут? А мы и сами не понимаем откуда берется весь этот снег.

Прохождение второго жандарма

Ледовая часть ребра

Этим летом нам из-за начавшегося у одного из участников отека легких довелось три дня в непогоду спускаться по северо-западному контрфорсу пика Победа (маршрут Журавлева). После этого казалось, что снегом и лавинами нас больше не удивишь. Мы очень ошибались:)

Уже в ночи вылезаем на ребро, ставим палатку перед первой серией скал.

Утром второго дня погода начинает решительно портится: все небо затянуто, видимости нет, снег, ветер. Весь день первым работает Саша, проходим скальные жандармы нашего ребра. Особенных проблем нет, только вот холодно очень и старое летнее описание совершенно не совпадает с реальным состоянием маршрута. Снова незаметно подкрадывается темнота. Вырубаем в снежно-ледовом склоне площадку под палатку, снова отдых.

До третьего дня работы на маршруте мы считали, что была очень плохая погода. Однако действительно непогода настала на третий день. Еще сильнее стал дуть ветер, еще сильнее разыгралась метель. Видимость буквально несколько метров. Ветер со снегом залепляет лицо, выдувая остатки тепла из-под одежды. Сегодня я работаю первым. За день проходим всю ледовую часть ребра и доходим под основание предвершинной стены Восточной Мижирги.
Два часа работы ледорубами - и у нас появляется площадка под палатку. Внутри долго вытряхиваем снег буквально отовсюду. Вся одежда покрыта льдом и снегом как снаружи, так и изнутри.

Ночью снегопад резко усиливается, палатку начинает засыпать и буквально выдавливать со снежной полки. Ночуем сидя, каждый час кто-то из нас выходит на улицу, чтобы расчистить снег и попытаться сохранить место для палатки. Удается с трудом.

Виктор Коваль

Сергей Кондрашкин

Утром снова похолодание. На нас уже надето все, что только можно, но хочется еще. По утренней связи узнаем, что даже те немногочисленные группы, которые находятся сейчас в Теплом углу и имеют спортивные планы, решают в этот день из-за непогоды никуда не выходить. Мороз за –30 и очень сильный ветер. Очень долго собираемся.

Траверсируем вправо к началу ледового кулуара, идущего через предвершинную стену. Сегодня первым работает Алик. Место неприятное: бараньи лбы, залитые натечным зимним льдом. Крутизна около 70 градусов. Вот он уходит со станции, проходит немного вверх, вкручивает бур, снова вверх. Срыв. Пролетает до точки, еще столько же. Я жду рывка. А его нет. Линза зимнего льда с буром вылетает без особых усилий. Алик летит еще метров на 20, повисая на станции. Хорошо, что внизу нет скал, а только ледовый склон. Меняем Алика на Серегу, продолжаем работать.
Ключевой участок маршрута – «ледовая комната». Вертикальная 40-метровая расщелина, залитая натечным льдом. Серега проходит половину «комнаты». В средней ее части делает станцию на небольшой кальной полке. Я сменяю Серегу. Усиливается снегопад и ветер. Откуда-то сверху в горловину расщелины постоянно течет река снега.
Видимость из-за этого никакая. Прекращается ненадолго снег и ветер, и сразу видны зацепки для рук. Лазанье довольно сложное, приходится работать без рукавиц в тонких поларовых перчатках. Пальцы замерзают мгновенно. Начинает темнеть. Уже в сумерках заканчиваю свою веревку и делаю станцию где-то на бараньих лбах за ледовой комнатой. Ребята тем временем вырубают полку посреди залитой льдом расщелины. Снова полусидячая ночевка.

Альберт Изотов

Гуков Александр

С утра первым работает Саша. Несколько микстовых веревок, зимнего льда и мы вылезаем на вершинный гребень. Видимости никакой. Снег и сильные порывы ветра. Наконец находим мульду, в которой можно хоть как-то укрыться. Высота уже за 4900. Ставим палатку. По связи с лагерем Саша сравнивает наше местонахождение с Луной (все так же холодно и непонятно). В этот вечер улетучивается Сашина надежда воспользоваться своим билетом на 10 января из Москвы в Кению, однако мечтать о теплых странах не перестаем. У парней поморожены пальцы: у Саши на ногах, а у Алика на руках. Колим трентал. Пьем чай, расслабляемся, отдыхаем.

Полка для ночевки в «ледовой комнате»

Выход из «ледовой комнаты» (вид вверх)

Наконец-то день хорошей погоды. Видно весь Центральный Кавказ. Однако компенсация за чудесную панораму и отсутствие снегопада – сильный мороз и ветер. Выходим на вершину Восточной Мижирги, фотографируемся, снимаем записку группы Балицкого Ю.С. Вместо собственной записки в вершинный тур кладем фотографию нашей горы с севера, поскольку абсолютно все имеющиеся в нашем резерве письменные принадлежности работать на нас отказываются.

Движемся в сторону Западной вершины. Уже при подходе к ней нас ожидает неприятный сюрприз: последние две веревки гребня превратились в острую снежную пилу, напоминающую гребень в районе Восточной Шхары. Движемся с южной стороны гребня, перевалившись туловищем на северную сторону. Других вариантов движения и страховки нет. Все время пытаемся контролировать местоположение друг друга: в случае срыва кого-то из нас напарнику по связке надлежит прыгнуть в противоположную сторону. С северной стороны дует почти ураганный ветер, лицо покрывается коркой из снега и льда, залепляя глаза. Очки не спасают: в них вообще ничего не видно.

Доходим до перемычки между Западной Мижирги и южным гребнем. Отсюда начинается маршрут спуска по 5а. По разрушенным скалам, наклонным плитам и полкам доходим до скалы Станкевича. Начинаем спускаться в сторону ледника Селлы. Где-то после двух дюльферов должна быть полка для ночевки. Безрезультатные поиски оставляют нас в январской ночи. Оценив все прелести холодной ночевки, принимаем решение спускаться в ночи. Бодрящий морозный воздух и томный лунный свет поддерживают наше начинание. К сожалению, на всем протяжении выбранного нами для спуска кулуара удается найти только несколько стационарных петель. Но работа по навеске налажена до автоматизма. Где-то после десятого ночного дюльфера в целях экономии и жизненных сил и энергии остается работать только та часть головного мозга, которая отвечает за вщелкивание восьмерки и работу с самостраховкой. Остальной организм уже впал от холода в анабиоз. С трудом помнится как, но где-то к 3 часам утра оказываемся на леднике Селла. Ставим палатку и спать.

Уже через 2 часа пытаюсь объявить утренний подъем. Никто из ребят не поддерживает моего начинания. Еще полчаса под натиском моих уговоров все мы сидим и пьем утренний чай. И без того сильный ветер усиливается до невозможного. Мощный порыв вырывает растянутую на ледорубах палатку и вместе с нами четырьмя бросает где-то на 5 метров ниже по склону. Хорошо, что место ровно и все уже одеты. Следующий через несколько секунд порыв ветра ломает стойки нашего Marmota, разрывает тент, а вместе с ним и внутреннюю палатку. Тотчас же словно две баллистические ракеты исчезают в безвоздушном пространстве рюкзаки Сереги и Саши. Ложимся на оставшееся снаряжение, пережидая очередной порыв. Как только стихает, распихиваем снаряжение по оставшимся двум рюкзакам, потом снова вжимаемся в склон…

Спускаемся с ледника Селлы. Видимость буквально два-три метра. Порывы ветра стали стихать, однако поднялась метель. Хорошо, что места очень знакомые, поэтому вниз идем на автопилоте. Уже на подходе к хижине Джанги-кош справа бесшумно сходит небольшая лавина, слегка задевая идущего последним Сашу. Он остается вбетонированным по-колено в снег. Освобождается только при помощи ледоруба.

Вершинный гребень.
Восточная (на переднем плане)
и Западная Мижирги

Последние метры до вершины.
На заднем плане – Дых-тау

В хижине очень уютно. Дегустируем продукты, оставленные различными группами в летний сезон, каждый находит себе что-нибудь по вкусу.

Утром долгожданная хорошая погода: солнце, безветрие. Остается сделать заключительный переход от Джанги-кош к лагерю. Проходим метров триста, почти уже добрались до «Динозавра» - скальной гряды, пересекающей морену, по которой лежит наш путь вниз. Внезапно весь уходящий вправо-вверх склон зашевелился и поехал, унося вниз к леднику идущего первым Сергея. Мгновенно бросаем рюкзаки, бежим к остановившейся снежной массе. Из снега торчит телескопическая палка, здесь начинаем работать ледорубами. Хорошо, что Серегу вынесло в край лавины и присыпало всего на пол метра. Откопав друга, еще минут десять стоим и смотрим на линию отрыва. Толщина свежего снега больше метра. Поэтому и сошла в таком казалось бы невероятном и совершенно безопасном месте лавина.

Отметаем для себя всякую возможность двигаться, как в предыдущие годы, по моренному карману до поворота Безенгийского ледника. Очень велика вероятность схода лавин в любом месте со склонов пика Семеновского. Идем по гребню самой морены, как летом. С одной только разницей, что снега там по пояс.

Двигаемся буквально по двадцать шагов, сменяя друг друга. Только через три часа смогли подойти к месту окончания морены у поворота ледника. Спускаться сразу вниз очень опасно. В подтверждении наших догадок с высоты более полукилометра со склона пика Семеновского сходит грандиозная лавина и перебивает весь классический путь спуска с морены на ледник. Решаем взять как можно левее и спускаться вниз по кромке ледопада, образованного ледником при повороте. Через некоторое время оказываемся на леднике.

Сил, чтобы тропить почти уже нет. Однако предусмотрительный Адельбий еще утром попросил находящихся в лагере троих ребят из Нижнего Новгорода выйти к нам на встречу со снегоступами, и вот они уже встречают нас на повороте. Поят чаем из термоса, разгружают. Не знаю, сколько бы мы шли до лагеря без их помощи!

На вершине

Вид на гребень в сторону Коштан-тау

Уже в ночи приходим в лагерь. Теплая встреча с нашими друзьями Адельбием и Алимом. Получасовое застолье и вниз в Нальчик.

Мы ожидали, что мероприятие не будет для нас простым. Однако Гора оказалась неожиданно суровой, с первого и до последнего дня показывая нам свой тяжелый характер. Но тем сильнее чувство удовлетворения от совершенного. Разве не для этого все мы снова и снова приезжаем в любимые горы?

Начало спуска по Южному гребню

P.S.

Еще раз огромные слова благодарности нашим безенгийским друзьям Адельбию, Алиму, Тимбулату за верность и гостеприимство, директору АУСБ «Безенги» Анаеву Алию Хусеевичу за участие и радушный прием, ребятам из Нижнего Новгорода за помощь.

Х трчедрл!

Тфед пвок юэхрмке зенк: Ткм Тищмкпв к Фихжвюенк, Дгвпък, Окгкфък, Щйвфв, Нуныюеф, Жвмрю Чеяепъклхмкл пвщ жфвюефх!

Зимнее восхождение на Мижирги

Статья понравилась. Восхождение, конечно, экстремальное и слава Богу, что благополучно закончилось! Никоим образом не преумаляя ваше достижение, хочу сообщить, что на Мижирги зимой ходила группа физтехов. Восхождение было совершено без оформления в КСП. Руководитель - выпускник МФТИ М. Суслов, участники, студенты МФТИ А. Анкудинов и Е. Войтенко. Они прошли в феврале 1987 г. маршрут по Ю. ребру 5а к.тр. Ранее, в 1985 г., под руководством Миши Суслова физтеховская группа в составе: М. Суслов, В. Комаров, А.Тельпов, А. Александров и С. Ботов совершила зимнее восхождение на в. Ушба по маршруту Крест Ушбы 5б к.тр. (с юга) с восхождением на северную и южную вершины. Эту информацию я уточнил на днях у Миши Суслова по телефону.

Как же вам удалось "побороть" Адилби и выйти на маршрут?

Он грозился никого на Пелевина зимой не пускать :) Молодцы, мужики! Желаю вам ВСЕГДА возвращаться и рассказывать нам, оставшимся в тёплых квартирах, о таких запредельных, но успешно пройденных маршрутах! Внимание, тост особо контролируемый. Все пьют до дна! :)

Поздравляю!

Здорово, что решились и здорово, что прошли.Замечательно, что снимали и интересно описали. Радостно не только за Вас, но и за Мижирги тоже. Кстати в " Побежденных Вершинах" 1953г. есть большая статья А.М.Боровикова о первопрохождении этого маршрута. Мы ее нашли 1982г. когда готовились к восхождениям правее маршрута Пелевина.Уже тогда читать было интересно.Еще раз поздравляю. Владимир Хитриков.

Браво, парни!!! Очень круто!!!

Я считаю, что Мижирги по ребру Пелевина зимой - это значимое событие для российского зимнего альпинизма..

Класс!

Молодцы парни!Мижирги с севера да еще зимой это сила!

Серега Кондрашкин привет от Цибанова -старшего!Так держать!

С горой!

Витя, поздравляю с хорошим восхождением! Классный маршрут, хороший рассказ. Удачи. До встречи на Южном Иныльчеке. Греков.

восхищение и уважение!

Отличное краткое художественное описание очень серьезного мероприятия, передающее атмосферу происходящего. Это, действительно, настоящее Восхождение. Маршрут этот очень красив снизу, просто великолепен....но я его видел только летом. У вас вышло еще то Приключение. Браво! Удачи и свершений!

... и томный лунный свет !!

Круто. Восхищает. Вызывает чувство гордости за Восходителя. Отдельное спасибо за рассказ, сочный и при этом сдержанный. Мастера!