Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Царевская-Дякина Н., Москва

Отчет о горном походе III к.с., совершенном группой туристов по Центральному Кавказу (р-н Безенги – Башиль - Джантуган)

Федерация спортивного туризма.
Объединение туристов Москвы.
Туристский клуб «Плющиха»

Руководитель группы: Царевская-Дякина Наталья
Маршрутная книжка №: 51/3 - 301

I Справочные сведения

1. Паспорт маршрута.

1. Район путешествия - Ц. Кавказ.
2. Вид туризма - горный.
4. Категория сложности - третья
5. Количество участников - шесть
6. Руководитель - Царевская-Дякина Н.С.
7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК ТЦ «Плющиха» (ЛКТ)
8. Маршрутная книжка - 51/3-301
9. Сроки активной части похода - 29.04.2007 - 12.05.2007.
10. Продолжительность активной части похода - 14 дней
11. Количество дневок- 1,5
12. Протяженность маршрута (с учетом коэффициента 1,2) - 153,2
13. Максимальная высота - 3900 м.
14. Адрес хранения отчета - ТЦ «Плющиха (ЛКТ)
15. Поход рассмотрен МКК ТЦ «Плющиха» (ЛКТ)

2. Подробная нитка маршрута
а/л «Безенги» - лев. приток реки Черек Безенгиский - пер. Столбовой 2 (2А 3714 м) - лед. Булунгу - р. Кору - т/б «Башиль» - пер. Штернберга (2А 3900 м.) - лед. Орелю - пер. Ростовский (2А 3650 м ) - лед. Тютю - пер. Семеновского (2А 3850 м) - лед. Джайлык т/б «Башиль» - лед. сев. Башиль - пер. Ярославский (Серова) (2А 3760 м) - р. Адырсу - лед. Гумачи - пер. Гумачи (2А 3582 м) - в. Гумачи (1Б Альп 3 810) - лед. Джанкуат - а/л Джантуган

3. Сведения об участниках маршрута.

ФИО

Год рожде-ния

Контактная информация

Обязанности на маршруте

Туристский опыт

1

Царевская-Дякина Наталья Сергеевна

1979

last_way@mail*ru

Руководитель, медик

4 ГУ, 2ГР

2

Конилов Дмитрий Александрович

1979

Хронометрист, фотограф

6 ГУ, 3 ГР

3

Штурбина Ольга Сергеевна

1978

Завхоз

3 ГУ

4

Розанов Павел Геннадьевич

1978

Реммастер, снаряженец

3 ГУ

5

Шабалин Константин Михайлович

1980

Участник

3 ГУ

6

Медведев Антон Энверович

1979

Участник

3 ГУ



4. Аварийные выходы и запасные варианты. Изменения маршрута и его причины.
Из любой точки маршрута существовала возможность быстрого выхода из района по тропам, проложенным по долинам. В зависимости от местонахождения на маршруте выход был возможен на а/л «Безенги», погранзаставу «Башиль», а/л Уллу-Тау, а/л Джантуган.
Запасным вариантом прохода от лед. Башиль к лед. Гумачи вместо опасного в весенний период пер. Ярославский был пер. Грановского. (пер. Грановского был заявлен в маршрутной книжке как запасной вариант)

Аварийных ситуаций на маршруте не возникало. Но из-за непогоды, вызвавшей отставание группы от графика, маршрут был изменен.
А) в условиях крайне плохой видимости и сильного снегопада группа решила не идти на заявленный пер. Кору (1А), а спуститься по р. Кору до слияния с р. Чегем
Б) для перехода от пер. Штернберга до пер. Семеновского был заявлен обход бокового отрога по л. Тютю. Группа прошла боковой отрог насквозь через пер. Ростовский, т.к. сильно отставала от графика. Выиграли сутки пути. (пер. Ростовский не был заявлен в маршрутной книжке)

5.Заброски.
Группа оставляла 2 заброски на погранзаставе «Башиль» (верхняя) с помощью турфирмы «Безенги» (летом погранзастава «Башиль» (верняя) была расформирована, в летнее время заброски можно оставлять на турбазе «Башиль», зимой и в межсезонье турбаза не работает)

6.Взаимодействие с турфирмами района.
Трансфер Мин. Воды - село Безенги, оформление пропусков в погранзону (Эльбрусский, Чегемский, Черекский р-ны) и пропуска на территорию Кабардино-Балкарского заповедника мы заказывали у турфирмы «Безенги».
Контакты:
e-mail: bez@kbsu.ru
Алий Анаев: +7 928 700 54 89
Борис: +7 928 950 38 68

Пропуска в погранзону и заповедник обошлись нам в 600 руб. на человека. Трансфер - 5 тыс. руб. на всю группу

7. Взаимодействие со спасательными службами района.
Группа вставала на учет в Эльбрусском ПСО. Регистрировались по телефону из Москвы.
Телефоны спасательных служб района:
- Эльбрусский ПСО: 8 (86638) 71489 - оперативный дежурный

8. График движения группы на маршруте


День пути

Дата

Пункты маршрута

Км (по карте)

Способ передви-жения

Перепад высот, (м)

Погодные условия

27.04

Москва-Мин. Воды

самолет

1

28.04

Мин. Воды- с. Безенги - а/л «Безенги»

19

транспорт, пешком

+800

Пасмурно, дождь

2

29.04

а/л «Безенги» - лев. приток р. Черек-Безенгийский - подъем на Каргашильский хребет

2,0

пешком

+250

Пасмурно, дождь, вечером, ночью снег

3

30.04

подъем на Каргашильский хребет

2,5

пешком

+300

Пасмурно, весь день снег, видимость плохая

4

01.05

Пер. Столбовой 2 ((2А 3714) - лед. Кору (Булунгу)

3,7

пешком

+300

- 550

Утром ясно, вечером снег, видимость упала до 3-х метров

5

02.05

Р. Кору - р. Чегем

12

пешком

- 950

Сильный мокрый снег

6

03.05

Р. Чегем

дневка

Пасмурно

7

04.05

Р. Чегем - т/б «Башиль» - подход под пер. Штернберга

17

пешком

+1200

Переменная облачность

8

05.05

подход под пер. Штернберга - лед. Кенчат

8

пешком

+300

ясно

9

06.05

пер. Штернберга (2А 3900) - лед. Орелю Ростовский (2А 3650) - лед. Тютю

7

пешком

+250

-570

+320

Ясно

10

07.05

Лед. Тютю - пер пер. Семеновского (2А 3850) - т/б «Башиль»

13

пешком

+900

-1850

Ясно, вечером облачность

11

08.05

т/б «Башиль» - лед. сев Башиль

10

Полудневка + пешком

+1500

Ясно, вечером облачность

12

09.05

лед. сев Башиль -

5,5

пешком

+250

Пасмурно, к вечеру - мокрый снег

13

10.05

пер. Ярославский (Серова) (2А 3760) - лед. Адырсу

6,5

пешком

+350

-1100

14

11.05

Лед. Гумачи - подход к пер. Гумачи

11

пешком

-250

+600

Ясно

15

12.05

пер. Гумачи (2А 3582 м) - в. Гумачи (1Б Альп 3810) - лед. Джанкуат - а/л Джантуган

10,5

пешком

+200

-1300

Ясно

13.05

а/л Джантуган - Мин. Воды - Москва

автобус, самолет




Итого: 153,2 км - с учетом коэффициента 1,2


9. особенности маршрута:
А) общая характеристика района:
Рельеф района относится к альпийскому типу, характерному изрезанностью, большими перепадами высот и мощным современным оледенением. Центральная часть его занята отрезком ГКХ, ограниченным с запада вершиной Сарыкол-Баши, с востока - горой Джангитау. От этого отрезка ГКХ к северо-востоку отходят хребты Коргашинлитау и Болдошке (Бодорку), к северу - хребет Адырсу, по району которых и проходил наш маршрут. Эти хребты сложены стойкими против выветривания древними кристаллическими породами (гнейсами, гранитами) и сланцами, образующими остроконечные гребни и вершины. Доминирующие вершины района имеют высоту от 4000 до 5000 м.
Оледенение представлено мощными долинными ледниками. Группа проходила через ледники Кору (Булунгу), Орелю, Тютю, Джайлык, Башиль, Гумачи.
Учитывая большое влияние погоды на условия высокогорных переходов, отметим некоторые особенности весеннего времени года на этом участке.
Постоянный снежный покров устанавливается на высоте 2000 м в первых числах ноября, а на высоте около 3000 м и выше на месяц раньше. Средняя толщина его достигает 50-80 см, увеличиваясь с высотой. На южных склонах снега меньше, чем на северных. Оттепели случаются в долинах, но с увеличением высоты повторяемость их уменьшается. На отметке 3000 м средняя температура января -12°. За зимние месяцы выпадает немного осадков в виде снега.
Весна на высоте до 2000 м наступает в конце марта, а на высоте 3000 м - в первой декаде мая. Снег на отметках до 3000 м сходит чаще всего в виде мокрых лавин или снежных оползней до конца мая. На больших высотах остаются снежники и фирновые поля - области, за счет которых ледники наращивают свою массу. В этих областях сход снега в виде лавин продолжается в течение всей весны. Повышенная весенняя лавиноопасность - самый важный параметр для движения группы.
Погода в конце апреля - в начале мая отличается переменчивостью: дождь, мокрый снег, метель, сильный ветер, ясные солнечные дни. Именно в весенний период в этом районе выпадает более половины годовой нормы осадков, на высоте выше 2500 м исключительно в виде снега. Свежевыпавший снег в этот период особенно лавиноопасен.
Колебания температур в это время: от - 12 (ночью под пер. Столбовой) до +18 (солнечный день на леднике Гумачи)

Б) основные опасности и меры предосторожности
- высокая вероятность схода лавин или сползания свежевыпавшего снега. Меры предосторожности: если склон кажется хоть немного опасным - ни в коем случае на него не лезть! Не ставить лагерь рядом со снежным склоном! Всегда смотреть по сторонам! Не ходить под снежными карнизами и навесами! Далеко не всегда классический путь подъема любой перевал является верным, выбирайте альтернативные пути, держитесь ближе к голым скалам. Наверх лучше идти там, где безопасно, а не там, где легче!
- на скально-осыпных участках камни покрыты натечным льдом, присыпаны снегом, который на нем не держится, на этом рельефе не держат ни снегоступы, ни кошки. Меры предосторожности: обходить! На камни не лезть, если вариантов обхода нет - выпускать первопроходца с нижней страховкой и провешивать перила
- трещины на открытых ледниках в этот период засыпаны снегом, но вероятность провалиться очень высока. Меры предосторожности: перед выходном на этот участок маршрута внимательно изучить описание и пути прохождения участка другими группами, передвижение по леднику исключительно в связках!
- плохая погода: снег, облачность, низкая видимость (иногда 3-5 метров). Меры предосторожности: сидеть на месте! Ждать, пока распогодится! Ни в коем случае, никуда не двигаться, если времени мало, двигаться обратно! Обязательно надо заложить дни запаса на случай «отсидки». Мы израсходовали все 4 дня, которые закладывали именно на этот случай
- хорошая погода: чистое небо, яркое солнце, свежевыпавший снег. Велика вероятность получить солнечный ожог в считанные минуты. Меры предосторожности: Обязательно: солнцезащитные очки и солнцезащитный крем с фактором УФ-защиты не ниже 40
- вторая половина дня. Снег раскисает, начинает сильно проваливаться под ногами, идти после 15:00 подчас невозможно. Меры предосторожности: скорректировать режим движения - максимально ранний подъем, быстрые сборы и выход, пока температура не поднялась, и склон не развезло. По подмороженному снегу можно пройти достаточно легко и быстро.

В) необходимое снаряжение
- основным критичным снаряжением для прохождения маршрута в межсезонье являются снегоступы. (обязательно! пластиковые, желательно с шипами и зубьями, например TSL, самодельные не помогут - пробовали) без снегоступов пройти маршрут не возможно, глубина снега 80 см. Долго тропить, постоянно проваливаясь, не может ни один искусный спортсмен. Или снегоступы или маршрут не пройден, другого не дано!
- веревки: не следует экономить на их количестве. Передвижение в связках по любому леднику, приготовьтесь к тому, что будете провешиваться на подъем и на спуск.
- ледоруб: брать палки не имеет смысла - проваливаются в снег
- можно сэкономить на кошках, мы брали 1 пару на двоих. Все засыпано снегом и чисто ледовые участки встречались не часто. В таких случаях лучше выпустить одного, и провеситься. НО! Если предполагается восхождение на гору, например на Эльбрус, то кошки обязательны каждому.
- одежда: рассчитывать нужно на низкие температуры и ночевки на льду и снегу. Влаго- и ветро-защитные штаны и куртки, под них теплые вещи.
Остальное, как в любых горных маршрутах III к.с.

Г) тренировки перед походом
Команда до похода - в марте тренировалась в Полушкино и на ЛенГорах, отрабатывали хождение в связках, нижнюю и верхнюю страховку, работу с веревками. Физическими упражнениями каждый занимался самостоятельно. II Описание маршрута по дням

1-ый день маршрута. 28. 04. 2007
Г. Мин. Воды- с. Безенги - а/л «Безенги»
Пройдено: 19 км
Набор высоты: + 800 м
Пасмурно, дождь

Самолет прилетает в Мин.Воды около 7-ми часов вечера. Заранее заказанная у турфирмы «Безенги» машина нас уже ждала. На ж/д вокзале города мы подобрали недостающую часть группы - Костю и Антона, которые приехали поездом чуть раньше и привезли все командное железо и заброски. После этого мы поехали в г. Нальчик в офис турфирмы, чтобы оставить часть вещей, 2 заброски для отправки на погранзаставу Башиль и забрать справки. Ближе к ночи на любимой горной машине всех кавказских народов - УАЗ, типа «козел», мы отправились в сторону села Безенги. До него доехали без приключений, дорога чистая, завалы успели разобрать.
На погранзаставе у нас проверили паспорта и пропуска и пожелали удачи. Добрый пограничник рассказал, что снега много и высока лавиноопасность. Далеко от села Безенги нам уехать не удалось - на дорогу недавно сошла лавина, оставив завалы - пришлось выгрузится вместе с рюкзаками, поблагодарить водителя и дальше идти пешком. Дорогу было видно хорошо, снег с нее сошел.
Глубокой ночью, в 3:40, мы добрались до альплагеря «Безенги», разбудили одинокого сторожа, который разрешил нам переночевать в одном из домиков. Мы быстро поужинали и уснули.

Полезное примечание: в самом длинном 2-х этажном строении в а/л «Безенги» на втором этаже (туда с улицы ведет железная лестница) комнаты всегда открыты, можно найти там ночлег в любое время года.


2-ой день маршрута. 29. 04. 2007
а/л «Безенги» - лев. приток р. Черек-Безенгийский - подъем на Каргашильский хребет,
Пройдено: 2 км
Набор высоты +250 м.
Пасмурно, дождь, вечером, ночью снег
Проснулись мы поздно - около 12:00, проверили и разложили по рюкзакам еду и снаряжение, и в 14:12 вышли из альплагеря. Через 400 м. после выхода из лагеря вниз по течению р. Черек-Безенгийский есть мостик, (фото. 1)

по нему мы перешли на другую сторону и начали подъем по травянистому склону 25-30 градусов. (фото. 2)

Через 1,5 часа стало понятно, что до намеченной на сегодня цели - площадки над

«бараньи лбами», ниже которых начинался овраг, мы уже не дойдем. Склон с набором высоты становился

все круче – 30-35 градусов. Погода испортилась, пошел снег, и, потратив еще 2 часа на медленный подъем серпантином по скользкой прошлогодней траве и маленьким снежникам, мы встали на ночевку. (фото. 2)

Под палатки раскопали лавинной лопатой и ледорубами условно пологий участок. Всю ночь шел снег, оптимизма от этого не прибавлялось. (фото. 3)


Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

а/л Безенги - мост через реку

15 м.

Тропа

Подъем по травянистому склону

3 ч. 30 м.

серпантин по мокрой траве, тропы нет

Итого 29.04.2007

3ч 45м


3-ий день маршрута. 30. 04. 2007
подъем на Каргашильский хребет, подход к пер. Столбовой 2
Пройдено: 2,5 км
Набор высоты: +300 м.
Пасмурно, весь день снег, видимость плохая

Собрали лагерь и вышли в 10:15. За ночь склон засыпало снегом, погода плохая, видимость около 15-ти м. За 20 минут дошли до «бараньих лбов», не поднимаясь на них, ушли направо (по ходу движения) к скальным зубьям. (фото. 4).

Обошли их слева, набрав 80 м, и остановились из-за плохой видимости. 30 минут ушло на разведку местности. Справа от нас за скальным взлетом - обрыв, слева - длинный скальный хребет. Подошли ближе к нему и продолжили движение вдоль стены. Через 2 часа нашли место понижения скал и разрыв,
ушли туда.



Узкая долина между двумя скальными хребтами уходила вверх, разведка, на которую ушел 1 час 40 мин., показала, что других вариантов движения у нас не было. Поднявшись по долинке, вышли скальный участок. Идти дальше не было смысла, снегопад усилился,


и мы встали лагерем под скалами на удобной заснеженной площадке. (фото. 6)

К вечеру подул ветер, небо развиднелось. Стали видны горы на противоположном берегу р. Черек- Безенгийский.

Пройденный участок маршрута
( от - до )




Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

От места ночевки до «бараньих лбов»

20 м.

Травянистый склон 20-300

Вдоль стены скального хребта

2 ч.

Скальный кулуар 300, засыпанный снегом

Долина между двумя скальными хребтами

3 ч. 10 м

Долина, трава засыпанная снегом

Итого 30. 04. 2007

5ч 30м



4-ый день маршрута. 01. 05. 2007
Пер. Столбовой 2 (2А 3714 м) - лед. Кору (Булунгу),
Пройдено: 3,7 км
Набор высоты: + 300 м.
Сброс: - 550 м.
Утром ясно, вечером снег, видимость упала до 3-х метров

Собрали лагерь в 9:00, вернулись в сторону левого для нас по ходу движения хребтика и продолжили подъем по долине


- скально-травяной склон 30 градусов, в низинах снежники. Видимость хорошая, но дальнейшие варианты пути закрывают левый хребет и скальная стена впереди. Через 2 часа 10 минут проходим «скальные ворота» (фото. 8)

между двумя хребтами, останавливаемся, и ребята уходят на разведку. Вернулись разведчики через 1 час 10 минут с приятными новостями - путь найден!
Дальше наверх по снежному склону 35 градусов почти забрались на высоту левого хребта. Снег стал глубоким, пришлось одеть снегоступы, и еще через 500 м нашли приемлемый путь подъема на хребет (фото. 9).

За ним резкий подъем по снежному склону 35 градусов и выход в цирк перевала Столбовой 2.
Цирк большой, пересечен тремя моренами. 3 часа 25 минут ушло на преодоление морен (фото. 10)

и выход к перевальному взлету. Первую из них обошли справа, остальные ходили «в лоб».



Перевал Столбовой или Столбовой-2 (2А, 3540, лд-ск) - расположен в хребте Коргашинлитау (Каргашильском хребте) между вершинами Сарыкая и Трапеция, ведет из долины Черека-Безенгийского (от моста к альплагерю) на ледник Северный Булунгу. Пройден с востока на запад.
На дату прохождения оба склона и перевальное седло снежные. С восточной стороны снег менее глубокий, есть выходы скал. Оба склона лавиноопасны.

Перевальный взлет заснежен, местами скальные выходы. Движемся ближе к скалам, выбрав из трех возможных седловин перевала самую близкую к нам. (фото. 11)

По снежному склону 35 - 40 градусов со следами сошедших лавин поднимаемся,

держась ближе к едва заметным камням под прикрытием скалы, части перевала. Затем уходим направо траверсом и снова налево возвращаемся под стену скалы. Вдоль нее поднимаемся на перевал. Двигались без остановки, останавливаться на перевальном взлете было опасно. На подъем затратили 1 час 20 минут. Идти сложно, ребята челночили рюкзаки отстающих.

Перевальное седло - узкая перемычка между скалами, возможности поставить лагерь там нет (фото. 12),

у нас не было даже возможности там передохнуть - поднялся ветер, резко испортилась погода, упала видимость, пошел сильный снег.


Вниз мы провесили 3 веревки на дюльфер по рыхлому снегу, делая точки на ледорубах в снегу или на выступающих скалах. (фото. 13)

Спустились, когда уже начало темнеть на закрытый ледник под перевалом от которого начинается р. Кору. Немного отошли от склона, и, оставив веревки наверху, встали лагерем.

Всю ночь шел снег.



Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

От места ночевки по долине между скальными хребтами

2 ч. 10 м.

скально-травяной склон 1,3 км 25-300

Подъем на левый хребет

25 м.

Скальный участок, засыпанный снегом

Подъем к цирку перевала

30 м.

Снежный склон - 200 м. 400

Прохождение морен в цирке перевала

3 ч. 25 .

Снежный склон 20-300

Подъем на перевальное седло

1 ч.

Снежный склон 300 м. 30-40 0

Спуск с перевала - дюльфер

2 ч. 20 м.

Снежный склон 70-800

Итого 01.05. 2007

9 ч. 50м.




Полезное примечание: пер. Столбовой 2 - путь к нему по описаниям во всех просмотренных отчетах разный. От а/л «Безенги» до выхода на цирк перевала однозначного варианта пути нет. Перевал найти сложно, нам помог GPS. В межсезонье перевал опасен. В межсезонье пер. Столбовой 2 соответствует категории сложности 2А

5-ый день маршрута. 02. 05. 2007
Р. Кору - р. Чегем
Пройдено: 12 км.
Сброс: - 950 м
Сильный мокрый снег

Встали и начали сборы в 8:00, снег идет не переставая, видимость 3-5 метров. (фото. 14)


Ребята полезли откапывать из под снега и снимать веревки, остальные собирали лагерь.
Ушли от места ночевки в 10:30, потеплело, снег размок, плохо держал, была угроза схода лавины. (фото. 15 )

Утопая даже в снегоступах по колено и глубже,




держась правого края ледника спустились к течению реки Кору. В 12:45 сели завтракать, через час на другой стороне речки увидели группу туристов. Ребята из
Краснодара делали III к.с., но за неделю не взяли ни одного перевала из-за плохой погоды, шли они очень медленно, т.к. снегоступами они не озаботились. В планах наших коллег было добраться до Чегема и выйти из района.
Мы оставили их у речки и продолжили спуск по правому берегу Кору. О выходе на запланированный пер. Кору даже мыслей не возникло.

В такую погоду, мы бы его просто не нашли. Через 4 часа 40 минут вышли к слиянию рек Кору и Чегем выше поселка Чегем, остановились на травянистой поляне. (фото. 16)
Ближе к ночи нас догнала группа краснодарцев.

Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

От места ночевки вдоль реки Кору до выхода с лед. Кору

2 ч. 30

Ледник, засыпанный снегом

До слияния рек Кору и Чегем

3 ч. м.

Снежный, затем травянистый берег, появилась тропа

Итого 02.05. 2007

5 ч. 30м.



6-ой день маршрута. 03. 05. 2007
Дневка на слиянии рек. Сушились, отдыхали.

7-ой день маршрута. 04. 05. 2007
Р. Чегем - т/б «Башиль» - подход под пер. Штернберга,
Пройдено: 17 км.
Набор высоты: + 1200 м.
Переменная облачность

Вышли в 6:25 утра на дорогу к турбазе «Башиль» (фото. 17),

к 10:15 дошли до турбазы, полчаса ушло на поиск живой души, у которой была наша заброска. Людей мы там не нашли, но нашли мостик и дорогу к погранзаставе «Башиль» (фото.18).


Доблестные защитники границ сказал, что заброска у них, напоили нас чаем, проверили документы

и пропуска, вынесли наши сумки.
Еще час с ними болтали, перепаковывали рюкзаки, часть заброски оставили у них - на 3-ю часть маршрута. Начальник заставы любезно показал военные карты с категориями ближайших перевалов, сказал, что очень много снега и просил быть осторожней.


В полдень в сопровождении двух бойцов мы ушли в сторону реки Джайлык-су перешли ее по мостику и начали подъем по сосновому лесу вдоль левого притока Джайлык-су - реки Кенчат-су
На подъем к верхней долине ведет крутая, тропа. Через 1 час 20 минут вышли в долину и продолжили путь по правому берегу реки Кенчат-су, который вскоре перешел в каменистый каньон (фото19 и 20).



Мы забрали вверх и в 15:15. подошли к большой скале, разбивающей реку на несколько русел. Классический путь - справа от скал - по левому берегу ручья был камнеопасен и лавиноопасен. На снегу просматривались следы схода камней и лавин.


Альтернативный путь - слева от скалы на морену над ней вполне приемлем в зимне-весенних условиях (летом пришлось бы переходить реку), (фото. 21)

но мы это поняли, только забравшись наверх.
Мы взяли еще правее по ходу движения (левому берегу ручья) под скалы на противоположной стороне. По снежному склону в 40 градусов, делая ступени, пошли к скалам и пошли вдоль них, набрав за 1 час 350 метров. (фото. 22)

В глубоком снегу у скал нашли ровную площадку и остановились на ночь.






Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

От места ночевки до погранзаставы «Башиль»

3 ч.

Дорога, летом автомобильная

Подъем в верхнюю долину

1 ч.

Тропа

По долине Кенчат-су до скалы и начала подъема

1 ч. 40 м.

Снежная долина

Подъем под скалы на левом берегу

45 м.

Снежный склон - 500 м. 400

Итого 04.05. 2007

5 ч. 25 м.



8-ой день маршрута. 05. 05. 2007
подход под пер. Штернберга - лед. Кенчат,
Пройдено: 8 км.
Набор высоты: + 300 м.
Ясно

Вышли в 9:45 и продолжили путь вдоль боковых скал, постепенно забирая левее на центральную морену.

Весь день ушел на обход морен, я насчитала 5, на подходе к цирку перевала Штернберга.
(фото. 24, 25)


За моренами начинается цирк перевала, почти ровное ледовое плато - часть лед. Кенчат




В 15:15 подошли к перевальному взлету, решили, что сегодня лучше остановиться, а на восхождение идти утром. (фото. 26)





Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

От места ночевки до начала лед. Кенчат

3 ч.

Снежный склон - 5,2 км. 30-400

От начала ленника до перевального взлета

2 ч. 35 м.

Снежная долина

Итого 05.05. 2007

5 ч. 35 м.




9-ый день маршрута. 06. 05. 2007
пер. Штернберга (2А 3900) лед. Орелю - пер. Ростовский (2А 3650) - лед. Тютю,
Пройдено: 7 км.
Набор высоты: + 250 м.
Сброс: - 570 м.
Набор: + 320 м.
Ясно, к вечеру облачно

в 9:45 утра уже стояли под перевальным взлетом. Склон снежно-ледовый, 40 градусов, ровно посередине весь склон пересекает бергшрунд, заметный даже под снегом. По центру склона в берге образовалась большая снежная пробка.


Перевал Штернберга (2А, 3900, сн-лд) - Расположен в хребте Адырсу, между вершинами Орелю и Каярта. Соединяет ледник Орелю (поток Зап.Каярта, река Тютюсу) и ледник Южный Кенчат (поток Кенчат, река Джайлык, река Башильаузсу, река Чегем). Пройден с востока на запад. На дату прохождения восточный склон снежный, перевальное седло скальное, есть карнизы, западный склон 70 м от вершины скалы, ниже снег

Траверсом склона подошли к бергу, перешли его по снежной пробке, судя по всему берг не глубокий. При всей внешней агрессивности перевал опасности не представлял, слежавшийся снег хорошо держал. В 12:30 были уже на перевале. (фото 28).

Перевальное седло ярко выражено, отчетливо


видно снизу между двумя скалами, у нас была возможность передохнуть, разглядеть очень далекую дорогу на Тырныауз и даже попытаться поймать сеть.
Нет, мобильные на перевале Штернберга не ловят.

На спуск мы провесили 3 веревки по снежно-скальному склону, ровно по выходам камней (фото 29),

без приключений их сняли, последний спускался с нижней страховкой, и в 13:45 встали на лед. Орелю. Ледник ровный, закрытый. (фото 30)

Перевал Штернберга можно проходить в межсезонье с востока

на запад, в обратную сторону - рискованно.
br /> Спуск с пер. Штернберга

Дальше был запланирован обход отрога хребта Адырсу вниз по главному притоку реки Тютюсу и подъем по другому ее притоку на ледник Тютю для подхода к перевалу Семеновского. Но из-за непогоды мы уже потеряли много времени и к этому моменту сильно отставали от графика. Приняли решение пройти отрог хребта через перевал Ростовский и выйти на ледник Тютю, а оттуда поднятся на перевал Семеновского, как и было запланировано. Так мы могли уменьшить потерю высоты и сократить путь, сэкономив этим сутки.
С помощью карты, хребтовки и GPS определили местонахождение перевала Ростовский (описания у нас не было). На этом отроге хребта Адырсу других перевалов нет. С ледника Орелю казалось, что есть 2 возможных пути. Когда прошли вдоль отрога и сбросили еще 200 м. стало понятно, что перевал там только один и путь подъема на него очевиден. От ледника Орелю перевал Ростовский хорошо просматривался между замысловатых форм скал-останцев.


Мы пересекли ледник до его левой стороны, затратив на это 1 час, и подошли к перевальному взлету (фото 32).



Кто же знал, что эта 1Б* в весенних условиях окажется тяжелее некоторых классических 2А



Перевал Ростовский (2А, 3650) расположен в западном отроге хр. Адырсу, отходящем от вершины. Орелю. Соединяет с севера - лед. Орелю (р. Тютюсу) с юга - лед. Тютю (р. Тютюсу). Пройден с севера на юг. На дату прохождения северный склон снежный, у седловины и на седловине скалы, на юг скальный, осыпной.

Взлет пер. Ростовский снежный 35 градусов, кулуар взлета уходит правее к скалам, выглядел вполне безобидным. За 150 метров до вершины раздался характерный треск и наст приспанный снегом, раскололся перпендикулярно склону и начал медленно съезжать вниз. 4 человека были над расколом, 2 - ниже.


Ребята внизу спрятались за большой камень, мы отбежали налево под скалы. Поднялись под скалами до каменных зубьев и организовали точку (фото 33), сбросили веревку вниз (фото 34)

остальные поднялись. Вся группа собралась на камнях, отдышалась, подняли наверх веревки. До перевала оставалось 30 метров. Это были самые сложные 30 метров за весь подъем на перевал.


Склон из крупных камней, присыпанных снегом. Снег на склоне не держался, снегоступы по камням съезжали, сами камни обледенели.
Выпустили одного участника с нижней страховкой, он добрался до седловины и организовал перила, по которым остальные участники поочередно зашли на перевал. (фото. 35, 36, 37)




На перевале, с учетом всех приключений, мы были в 17:45.


Отдыхали 10 минут, т.к. время к вечеру и надо спускаться, перевальное седло - большие острые камни и осыпь, лед между
камнями подтаял, мелкие начали съезжать. (фото 38)


Провесили на спуск 2 веревки по скалам, присыпанным снегом, остальной путь проделали по снегу пешком. Вышли на выполаживание - на ледник Тютю. (фото 39)

Справа от нас стена ледника, вниз широкий снежный, кулуар. Слева подъем на морену - возможный путь к перевалу Семеновского. (фото 40)




Мы решили не рисковать в поиске новых путей и ушли ниже вдоль ледовой стены по леднику. Встали лагерем на морене. Это был длинный день. К вечеру погода ухудшилась.




Пер. Ростовский в межсезонье лучше обходить стороной. На подъем он сложен и опасен.

Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Подъем по перевальному взлету на пер. Штернберга

2 ч. 10 м.

Снежный склон - 250 м. 40-500

Спуск с пер. Штернберга

1 ч. 10 м.

Скальный склон - 70-800

снежный склон - 450

- 500 м.

Подход к пер. Ростовский

1 ч. 45

Ледник

Подъем на пер. Ростовский

2 ч. 15

Снежный склон - 300 м. 40-500

Скальный склон - 30 м. - 900,

Спуск с пер. Ростовский

1. 40

Итого 06.05. 2007

9 ч. 10 м.




Полезное примечание: не смотря на близость перевалов Штернберга и Ростовский связкой их считать нельзя. Перевалы разделяет ледник, на который надо спустится, сбросив 570 метров, пройти 2, 5 км до места подъема на Ростовский. В межсезонье пер. Ростовский соответствует категории сложности 2А

10-ый день маршрута. 07. 05. 2007 лед. Тютю - пер. Семеновского (2А 3850 м) - т/б «Башиль»,
Пройдено: 13 км.
Набор высоты: + 900 м,
Сброс: - 1850 м.
Ясно, вечером облачность.

Пер. Семеновского (2А,3850,сн-лд) расположен в хребте Адырсу, между вершинами Кенчат и Джайлык, в южном гребне вершины Кенчат. Соединяет ледник Тютю (река Тютюсу) и ледник Джайлык (река Джайлык, река Башильаузсу, река Чегем). Пройден с запада на восток

Вышли в 10:00 в обход левого скального выхода - части хребта. Зашли за пологие скалы, стало понятно, что можно было не сбрасывать высоту так сильно, и пройти выше по скалам мимо перевального взлета перевала Килар, вдоль стены горы Кенчат и дойти почти до середины перевального взлета пер. Семеновского. Такой путь возможен, скорее всего в межсезонье, т.к. летом там будут голые скалы. (фото 41, 42,43)



Мы же поднимались по снежной не опасной части кулуара между скальной мореной и заметным скальным треугольником с нижним выходом камней по центру взлета. В начале взлет пологий 25 градусов, выше - круче.



Свернули чуть левее на выполаживание, за которым начитался осыпной склон, присыпанный снегом. Мелкие камни скреплены льдом. Ближе к вершине склон поднялся до 45 градусов, появились скалы, снег на камнях плохо держит, под ногами съезжает, а по камням со льдом идти сложно. Стали выбираться на небольшую каменную полку слева (фото 44).


Первые 3 участника соскребли со склона весь снег, остальным пришлось скинуть веревку, т.к. держатся на склоне было не за что. Выбрались на полку, пошли вверх по камням. На перевальном взлете, который был справа от нас небольшой карниз. Отправили участника наверх с нижней страховкой, остальные спрятались за скалу. По перилам поднялись на перевал - 2 веревки. (фото 44,45)




Подъем по снежному склону на перевал занял 2,5 часа. Перевальная седловина ярко выражена находится между выходами скал, похожих на ворота. На перевале есть места для двух палаток.
На спуск мы провесили 4 веревки, первую по резким скалам, остальные - по рыхлому снегу (фото 46).,

можно было провешиваться и дальше, склон с глубоким снегом, 35 градусов, но решили, что можно сойти ногами, съехать на рюкзаке или попе. Погода ясная, впереди дневка, решили немного отдохнуть. Поиграли в снежки, слепили снеговика, и даже позагорали на леднике Джайлык. (фото 47)


В 15:00 отправились дальше вниз, сильно проваливаясь в раскисшем снегу. Вышли к берегу реки Джайлыксу и продолжили спуск по правому берегу. (фото 48)

На левом берегу реки за эти дни снег абсолютно сошел.



Через 2 часа 20 минут спуска нашли проход по сохранившимся снежным мостам через реку Джайлыксу. Снег тает, вокруг много ручьев, сняли снегоступы, изрядно вымокли во всех лужах, и в 19:30 вышли через пастбище (там есть кош) к тропе вниз к погранзаставе. К этому времени уже стемнело. Поставили лагерь, сходили к пограничникам и забрали остаток заброски.






Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

От лед. Тютю до пер. Семеновского

2 ч. 50 м.

Снежно-ледовый склон, скалы 500 м. - 30 - 450,

Спуск с пер. Семеновского

1 ч. 10 м.

Снежный склон 250 м. - 600 , затем 300

Лед. Джайлык до перехода реки Джайлыксу

2 ч. 20 м.

Снежный склон 2 км ­- 30 0

По левому берегу Джайлыксу до погранзаставы «Башиль»

3 ч. 20 м.

Скальный склон, снежный склон, 4,2 км - 20 - 300

Итого 07.05. 2007

9 ч. 40 м.




11-ый день маршрута. 08. 05. 2007
Полудневка, т/б «Башиль» - л. сев Башиль,
Пройдено: 10 км,
Набор высоты + 1500 м.
Ясно, вечером облачность

Дневки не получилось. От графика мы все еще отстаем, да и на 3-ю часть маршрута дни надо поберечь. До 14:00 отдыхали (фото 49),

купались в речке и в водопаде.

Вышли, прошли вдоль забора заставы, и вышли на тропу по реке Башиль-Аузусу, встретили спец отряд пограничников, которые проходили усиленную альпинистскую тренировку - мы порадовались за родину. Ребята в комуфляже сказали, что дальше без снегоступов мы не пройдем, мы с гордостью ответили, что у нас они есть!
До конца дня шли вдоль реки Башиль-Аузусу с переменным успехом, то одевая снегоступы из-за глубокого


снега, то снимая их, чтобы пройти по камням через ручьи-притоки. До 19:00 шли по снегу вдоль реки и остановились на площадке в 500 метрах от скального хребта - отрога горы Ору-баши. (фото. 50)

Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

От погранзаставы «Башиль» до отрога Ору-баши

4 ч. 10 м.

Долина реки, летом есть тропа, у нас был только мокрый снег

Итого 08.05. 2007

9 ч. 40 м.



12-ый день маршрута. 09. 05. 2007
лед. сев Башиль
Пройдено: 5,5 км.
Набор высоты: + 250 м.
Пасмурно, мокрый снег, плохая видимость

Вышли в 10:15, перед этим долго раздумывали, идти ли куда-то вообще, т.к. было пасмурно и ветрено. Продолжили движение по левому берегу реки Башиль-Аузусу. Через 2 часа пути, пришлось подняться выше, на морену (фото. 51)

между скалами, а река ушла в каньон.
Забрали еще наверх по снежному склону,


остановились в раздумьях. Поднялся сильный ветер, резко похолодало, упала видимость. Выбрались наверх, на начало пологого участка склона и устроились пережидать непогоду под прикрытием большого камня. Ближе к вечеру смогли продвинуться еще немного и выбрались на плато ледника перед подъемом на пер. Голубева. Заночевали на леднике Сев. Башиль между отрогами гор Ору-баши и Адыр-су. Распогодилось. Хорошо виден путь подъема на пер. Голубева, значит нам налево в обход хребта к горе Адыр-су.
С хронометражом в этот день было сложно, впрочем как со съемками, больше мерзли и прятались от ветра, чем шли.

13-ый день маршрута. 10. 05. 2007
пер. Ярославский (Серова) (2А 3760) - лед. Адырсу
Пройдено: 6,5 км.
Набор высоты: + 350 м.
Сброс: - 1100 м
Пасмурно

Вышли в 8:45, пасмурно, но снег прекратился, и видимость улучшилась. Продолжили подъем по заснеженному леднику в сторону пер. Голубева, в 10:30 обогнули отрог хребта от горы Адыр-су, за ним - снежное поле (фото 52),

хорошо просматривается пер. Голубева, и мы свернули налево вдоль отрога.



Придерживаясь левой по ходу движения стороны ледника, пересекли 3 морены с плавным повышением и в 13:30 подошли к перевалу Ярославский. (фото 53).


Подъем на перевал был легким, подход засыпан снегом. Утром не проваливались.

Пер. Ярославский (Серова) (2А 3760 ), расположен в хребте Адыр-су (с-з отрог ГКХ), соединяет лед.Северный Башиль (р.Башильауз-су) - лед.Адыр-су, восточная ветвь (р.Адыр-су) . Пройден с севера на юг. На дату прохождения на подъем снежник на леднике, на спуск - скальный кулуар, засыпанный снегом.

Перевального взлета нет, к нему идет плавное повышение ледника. Перевальное седло перегорожено огромной скалой, получается, как 2 разных седла. (фото 53). Возможно спускаться и с западной и с восточной стороны скалы. (фото 57) Мы решили с ближайшей к нам - восточной. Восточная часть перевального седла узкая, снегом надуло волну высотой в 3 м. - за ней мульда и скалы на спуск. (фото 54)



Нет, это не перевал, это какая-то аэродинамическая труба, ветер настолько сильный и холодный, что мы решили убраться оттуда как можно скорее, а имевшие при себе пуховки, быстро их одели.
На спуск (южная сторона) крутой склон - 50-60 градусов, перевал камнеопасен и лавиноопасен. (фото 55)

Провесили 2 веревки по скалам, держась правой стороны - ближе к вершине Адыр-су. Причем из-за камнеопасности ждали пока каждый участник пройдет 2 веревки по скалам и спрячется в небольшом укрытии под стеной отрога (справа). Затем еще 2 по снежному кулуару, дальше пешком по снегу.



Спустились на ледник Адыр-су в 15:00., обойдя 3 небольшие трещины. (фото 56 )



Спуск с пер. Ярославский в межсезонье опасен, лучше в это время ходить пер. Голубева, тоже 2А, но не такой страшный.




Через час мы уже грелись в Местийской хижине - решили немного свернуть с маршрута, чтобы на нее посмотреть. - забрались на морену, нашли укрепленный на тросах вагончик, пообедали, согрелись, организовали новый бортовой журнал. В 2007 году мы там были первые. (фото 58)



В 16:15 начали спуск вниз, к вечеру потеплело, снег расползался и не держал, идти стало невозможно, проваливались все и постоянно, лавинная лопата переходила из рук в руки, и без дела не оставалась ни минуты. Немного не дойдя до места, где река выходит из-под снега остановились, на правом склоне - правый берег реки Адыр-су.

Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

От лед. Сев. Башиль до пер. Ярославский

3 ч. 10 м.

Ледник, - 2,7 км - 200

Спуск с пер. Ярославский

1 ч. 45 м.

Скалы, снежный склон - 400 м, - 900 , затем 400

Лед. Адыр-су до Местийской хижины

1 ч. 20 м.

ледник

От Местийской хижины до реки Адыр-су

3 ч. 20 м.(мы не отдыхали, мы откапывались)

Долина в снегу

Итого 10.05. 2007

9 ч. 35 м.



Вот такие звери живут в Местийской хижине

А вот разница между человеком в снегоступах и без таковых

14-ый день маршрута. 11. 05. 2007
Лед. Гумачи - подход к пер. Гумачи
Пройдено: 11 км.
Сброс: - 250 м.
Набор высоты: + 600 м.
Ясно

Вышли в 8:00, сбросили еще 250 м. вдоль реки и перешли ее на левую сторону. По классике, надо было сбрасывать ниже в сторону альплагеря Уллу-Тау, проходить низом вдоль ледника Гумачи и подниматься по морене по правому краю ледника, держась вдоль скал хребта от горы ЧотЧат. Мы решили не терять высоту и подняться по левой стороне (правой по ходу) и пройти ледник по второй ступени. (фото 59)

Поднялись по каменной морене, по верху которой под стаявшим снегом была видна тропа. Налево начинается подъем на перевал Украина.



В 13:45 вышли на снежник - край второй ступени ледника (фото 60)

и ушли вправо на переход.


Ступень ледника широкая - 500 м. Трещины проходят по лини падения льда, они хорошо видны под снегом, легко обходятся. Двигались в связках. Ровно на середине ледника - перешагнули трещину, шириной 1,5 метра. То, что это трещина и она 1,5 метра мы узнали чуть позже, т.к. она была сильно засыпана снегом. Самый тяжелый участник просто шел по снегу,

самый легкий, следуя за ним, провалился. Связка зарубилась на снег, и участника полиспастом благополучно вытащили живого, здорового и даже веселого. (фото 61)
После этого без приключений добрались по правой части ледника, ушли к скальному отрогу горы ЧотЧат, набрали вдоль него еще 100 м. и встали лагерем перед подъемом на 3-ю ступень.
Участник пил командный спирт за всех.

Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Подъем от р. Адыр-су до второй ступени лед. Гумачи

2 ч. 30 м.

Морена, ледник - 1,3 км. 400

Переход 2-ой ступени

1 ч. 15 м.

ледник

Набор высоты вдоль отрога

40 м.

Ледник - 200 м - 45 0

Итого 11.05. 2007

4 ч. 25 м.



15-ый день маршрута. 12. 05. 2007
пер. Гумачи (2А 3582 м) - верш. Гумачи (1Б Альп 3810) - лед. Джанкуат - а/л Джантуган
Пройдено: 10,5 км
Набор высоты: + 200 м.
Сброс: - 1300 м.

пер. Гумачи (2А 3582 ), находится между вершинами ЧотЧат и Гумачи, соединяет лед. Адыр-су и лед. Джанкуат. Пройден с востока на запад. На дату прохождения на подъем снежный, местами обледенелый склон. На спуск скальный участок и снежный склон.

Вышли в 8:30, поднялись траверсом по подмороженному снегу к перевальному взлету. Подъем на 3-ю ступень ледника - 40 градусов и было скользко, шли на 3 такта. (фото 62)

Перевальный взлет засыпан снегом, достаточно пологий, плавно набрали высоту до перевального седла. (фото 63)


В 12:00 были уже там (фото 64).

Сняли записку.



через 30 минут отдыха, оставив рюкзаки, пошли на вершину Гумачи.
Вершина Гумачи (1Б Альп 3810)., северо-восточный отрог ГКХ
От седловины поднимаемся налево по ходу по широкому снежно ледовому склону, в это время года склон больше снежный. (фото 65).

Кошки с собой есть, но не понадобились, на редких участках открытого льда хватало шипов на снегоступах.

Оставили справа по ходу скальный гребень. Прошли два взлета, и оказались на широком снежном гребне с выходами скал(набор высоты около 120м.). Двигались ровно по нему еще примерно 100 метров, и вышли на предвершинный участок гребня. (фото 65). Снега много, выступают только сильно разрушенные скалы перед самой вершиной. Время на подъем затратили 2,5 часа. Спускались по тому же пути 1 час.
На спуск с перевала провесили 1 веревку и вышли на ледник Джанкуат. Снега на леднике было мало, сильно изрезан трещинами, они легко обходятся, но во избежание вчерашнего


связались в связки и пошли вниз держась правой стороны ледника. (фото 66, 67)

Медленно и аккуратно дошли до «Зеленой гостиницы», прошли болото из снега и воды - к вечеру все растопило и вышли на берег реки Адыл-су. Там хорошая тропа к альплагерю Джантуган.
Туда мы дошли, когда стемнело.
Лагерь работал, мы сняли «бочки», поужинали в ресторане лагеря, дошли в главном здании до душа, позвонили родственникам, и

договорились с машиной, чтобы с утра нас отвезли в Мин. Воды.




Пройденный участок маршрута
( от - до )

ЧХВ

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Подъем на пер. Гумачи

2 ч. 10 м.

Ледник - 830 м - 400 - 50 0

Подъем на верш. Гумачи

2 ч. 30 м.

Снежно-ледовый склон - 1,2 км. - 40-60 0

Спуск с верш Гумачи

1 ч.

Снежно-ледовый склон 1,2 км. - 40-60 0

Спуск с пер. Гумачи на лед Джанкуат

1 ч. 10 м.

Скальный и снежный склон - 270 м 45-501,2 км. - 40-60 0

От лед Джанкуат до а/л Джантуган

4 ч.

Ледник, снежная долина, тропа

Итого 11.05. 2007

10 ч. 50 м



16-ый день маршрута. 13. 05. 2007
а/л Джантуган - Мин. Воды - Москва
В 8:00 нас разбудил водитель, приехавшей машины. Собрали все, что развесили по «бочкам» сушиться и уехали в Мин. Воды.


III Выводы и рекомендации
Выводы: Маршрут полностью пройден. Цель его - узнать, возможна ли полноценная III к.с. в межсезонье на Центральном Кавказе - достигнута. Возможна! Но с огромным количеством оговорок. Это время года накладывает отпечатки на темп движения, экипировку, состав аптечки, меню и пр.
1. темп движения:
- в 2 раза ниже летнего на тех же участках
- после 13:00 снег раскисает, и идти становится еще тяжелее
- там, где летом тропа, в мае глубокий снег, придется выбирать пути обхода, иногда их может не быть
- высокая лавиноопасность - постоянно смотрите по сторонам, не лезьте, куда не надо
2. экипировка:
- снегоступы - ОБЯЗАТЕЛЬНО! Могу рекомендовать TSL 225 - у большинства участников были именно они, нареканий не вызывают
- теплая одежда, как под зимний маршрут
3. состав аптечки:
- я увеличила количество противопростудных препаратов и трентала - на случай обморожения, леденцов для горла
4. меню:
- мы отказались от всего, что готовится долго (пшена и риса) предпочитали продукты быстрого приготовления - супы и каши, мясо Гала-Гала (рекомендую). Это связано не столько со временем сбора, сколько с тем, что живая вода в это время встречается редко, приходилось постоянно топить снег
- атоклав на «холодных» маршрутах обязателен, готовить в канне - большой расход газа. Мы посчитали, что готовка в автоклаве внутри палатки экономит 1 баллон газа на 2 дня на группу из 6 человек
- количество газа рассчитывалось с понимание того, что топить снег мы будем все время

Поход на Центральный Кавказ в межсезонье - занятие трудное и опасное. Прежде всего, надо быть внимательным, постоянно смотреть по сторонам, не доверять кажущейся простоте технического препятствия. Перевал категории 2А летом и весной - абсолютно разные перевалы.
1. при подготовке межсезонного маршрута следует помнить, что чистого ходового времени на любое расстояние будет затрачено больше. Ходьба раскисшему снегу в снегоступах и по тропе в ботинках по времени отличается в 2 и более раза
2. необходимо заложить максимально возможное количество запасных дней на случай непогоды
3. составлять маршрут необходимо с учетом возможности быстрого и безопасного аварийного выхода «в люди». Таких точек на маршруте должно быть много
4. к любому техническому препятствию следует привязать запасной вариант
5. команде психологически следует подготовиться к тому, что будет не легко: постоянно меняющаяся погода, снег, дождь, ветер, метель, низкое облако, низкая температура. Такие факторы могут стать основными причинами схода команды с маршрута

Рекомендация главная: сильно подумайте, прежде чем идти в III к.с. в межсезонье и откажитесь от этой идеи. Если все же решитесь, то от вас потребуется ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ и САМООБЛАДАНИЕ


IV Материальное обеспечение группы

1. питание

Наш ежедневный рацион состоял из завтрака, перекуса и ужина, обед мы планировали не на каждый день, да и погодные условия редко позволяли готовить за пределами палатки.
В основу рациона вошли продукты быстрого приготовления, и увеличенное количество жирных продуктов: корейка, сало и пр. В «холодных» маршрутах можно позволить себе это удовольствие, т.к не испортится ничего.
Завтрак:
Геркулес, макароны, мюсли, манка, сыр, печенье, вафли
Перекус:
Суджук, балык, колбаса, сало, сухофрукты, орехи, сухарики, шоколад
Ужин:
Макароны, гречка, картофельное пюре, супы, сублимированное мясо, сало, халва, печенье, лук, чеснок.

Рекомендации по питанию:
Обратите внимание на мюсли, особенно, если в группе не любят геркулес. Мюсли заливаются с утра растворенным сухим молоком, или водой со сгущенкой - очень вкусно, едят все - экономится время на кипячении воды.
Сублимированные продукты Гала-Гала. Дорого, но очень вкусно. Очень удачные мясные сублиматы - можно даже не брать с собой бульонные кубики для усиления вкуса. Сублимированные овощи Гала-Гала в супы и в каши отлично идут.
В «холодном» походе не экономьте на сладком - шоколад, конфеты-карамельки, вкусно, полезно и настроение улучшают
Не забывайте про «сюрпризы» - отличное настроение и повышение командного духа - гарантировано.

2. снаряжение личное и групповое

Личное -

- Ботинки

- Кошки

- Рюкзак

- Система

- 4-5 карабинов

- Блокировка,два пруссика

- Восьмерка с рогами

- Каска

- Ледоруб

- Ледобуры 2 шт.

- Коврик

- Спальник

- Носки 2 пары

- Шерстяные носки 2 пары

- Теплые штаны, кофта 2 штуки(полар и т.п.)

- Штормовые штаны, куртка (лучше мембранная)

- Пуховка (многие умеют без нее обходиться)

- Шапка теплая

- Перчатки теплые

- Солнечные очки

- Кепка-панамка

- Перчатки/варежки для веревки

- КЛМ(Н)

- Туалетные принадлежности

- Фонарик (налобный)

- Документы, деньги, полис ОМС

- Личная мини-аптечка

- Самостраховка рюкзака с карабином

- Фонарики на ноги

- Снегоступы

- Жумар

- Ледобур

- Лавинная лента

- Бахилы

общественное:

- Палатка 4-х мест

- Палатка 2-х мест

- Фотоаппарат 2 шт

- Газ

- Аптечка

- Ремнабор

- Горелки 2 шт.

- Кан 5л

- Автоклав 5л

- Экран

- Лавлист 2 шт

- Лавлопата

- Стеклоткань

- Половник, скатерть, доска пластиковая

- Набор для мытья канов

- Зажигалки, охотничьи спички

- Веревки 3х50м

- Петли 3 шт

- Карабины 6 шт

- Ледобуры 4 шт

- Карты, описания, маршрутка, пропуска

- Кремы от солнца (фактор 40)

- Будильник

- Бутылки 1,5 л 2-3 шт.

- Компас

- GPS



3. аптечка

как хорошо, что большая ее часть не понадобилась
набор моей постоянной аптечки - в приложении.
Рекомендации по аптечке.
Маршрут «холодный», следует увеличить количество противопростудных и жаропонижающих средств. Спрей для горла, капли в нос, таблетки от кашля. Дополнительно каждому рекомендовалось взять 2 упаковки леденцов типа Холс.
Трентал - обязательно! Целый день в снегу, а ботинки могут подвести.
Рекомендации по витаминам:
До похода все участники пили КОМПЛИВИТ. В походе КОМПЛИВИТ, дополнительно витамин С и витаминный напиток VALITEK

4. ремнабор

- Плоскогубцы
- Набор отверток (маленький)
- Ножовочное полотно
- Набор игл
- Нож типа leatherman - многофункциональная штука, способная заменить недостающие инструменты
- Нитки - основной расходный материал, толстая и тонкая
- Булавки
- Заплаты капроновые, толстые - для ремонта рюкзаков, тонкие - для ремонта палаток и одежды.
- Самосбросы или трезубцы 25 мм (3 шт ).
- Самосбросы 50 мм (3 шт.)
- Стропа 25 мм 3м
- Стропа 50 мм - для серьезного ремонта поясного ремня.
- Шнурки или репшнур
- Спица - и не надо смеяться, я посмотрю, что вы будете делать, когда в дугу палатки забьется снег и там приморозится
- Шкурка
- Проволока
- Скотч
- Запасная ложка - ну, всякое бывает
- Запасные очки
- Игла большая для обуви
- Шило-крючок
- Клей типа «Момент»
- Небольшой кусочек кожи для заплаток на ботинках

V Литература

«Эльбрус и его отроги» // Алексеев А. А., Издательство: М.: И.В. Балабанов Издание 2-е, испр. и доп 2006 г
«Южнее Баксана» // Алексеев А. А., Издательство: М.: И.В. Балабанов 2005 г.
«Приэльбрусье. Лекзыр. Адырсу» // Алексеев А.А., Гранильщиков Ю.В., Ифраимов В. Ю. И др., М.: ФиС, 1982 г.
«Чегем. Твибер. Безенги» // Ю.В. Гранильщиков., Издательство: М.: ФиС, 1986 г.
«Чегем-Адырсу» (Центральный Кавказ) // А.Ф.Наумов., Издательство: М.: ФиС., 1980 г.
Отчеты:
Отчет // Балицкий Ю. А., 2004 год, ТК KПI «Глобус», Киев, Украина (взято с сайта клуба)
Отчет // Казанджан Г.П., 2004 год, ТК «Вестра» (взято с сайта клуба)
Отчет // Кузин М.А., 2005 год (взято с сайта www.mountain.ru)
Отчет // Люлин А.В., 2001 год, Тупклуб МАИ (взято с сайта www.mountain.ru)

VI Схема
прилагается

VII Сокращения, терминология и допущения

верш. - вершина
г. - город
к.с. - категория сложности
КБР-Кабардино-Балкарская республика
лед. -ледник
лев.- левый
м/н - место ночевки
н/к - некатегорийный
ор. - орографически
ос. - осыпной
п/х - по ходу движения
пер.-перевал
пос. - поселок
прав., пр. - правый
р. - река, ручей
С., Ю., З., В. - северный, южный, западный, восточный
сн. - снежный
лд. - ледовый
т/б - турбаза
ЧХВ-чистое ходовое время
-Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного коэффициента 1,2.
-Везде, где не оговорено особо, понятие «правый» и «левый» даны в орографическом смысле.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru