Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Север Норвегии. Lyngen Alps - 2008.
Давным-давно мне в руки попал буклет с фотографиями Lyngen alps – остроконечные горы с ледниками встают из моря, героические парни с альпинистским и ски-туровским снаряжением покоряют вершины. Перепад 1,5-2 км. Вроде бы – там что-то есть интересное. И ехать относительно недалеко.
Подготовка. – Визы. В этот раз у нас были финские многократные визы – их мы использовали зимой для катания на беговых и горных лыжах, и некоторое количество дней еще оставалось. Поэтому ничего дополнительно оформлять не пришлось. Вообще – для получения финского шенгена в Петербурге надо только дойти до консульства (фото можно сделать в ближайшем здании, страховки продают агенты, дежурящие у входа, они же помогут заполнить анкету). - машине купили новую резину - страховки оставались, гринкарту купили по дороге в www.reso.ru - газовые баллоны зарядили, снаряжение собрали, продукты уложили в коробки.
Ничего не бронировали, все вопросы решали на месте. Поиск отчетов и описаний в Интернете ничего особенного не дал – наши люди приезжали, говорили «Дааа!» и ехали дальше. Так что пришлось всё изучать на месте. Обзорная карта см. Как и в прошлые годы, с собой были взяты велосипеды. Как добраться От Петербурга до Тромсё примерно 1800 км. Теоретически можно проехать за 1 день, особенно если меняться за рулем. Перед нами такой задачи не стояло, поэтому промежуточная ночевка в Рованиеми была совмещена с посещением Санта Клауса ( www. santapark.com ), байк-парка и горнолыжной горы в Леви ( www.levi.fi ) и т. п.
Необходимые расходы На пути не было ни паромов, ни платных дорог. Основные траты – бензин, еда и ночевки индивидуальны, музеи и достопримечательности также кому-то интересны, а кому-то нет. Несколько цифр: Бензин 1,56-1,66 euro (цены на бензин в Финляндии см. ), 12,50-14,60 nok Кемпинг tent + car for 2 persons 150-170 nok , домик от 570 nok , комната от 50 euro , ночевка в лесу в палатке – бесплатно. Продукты по-прежнему дороже российских, исключений немного. Мы основные продукты покупали в Петербурге, готовили сами. Маршрут
Решаем пока изучить велодостопримечательности. Это острова Kval ø ya и Senja (на Senja можно попасть на пароме www. senjafergene.no). Хорошее место ночевки – местечко Hella на о-ве Kvaloya, на берегу Straumsfjorden (32 км от Тромсё). Но горячей воды нет, как и душа, за этими удобствами – в кемпинг. www.camping.no Зато народ тут ловит рыбу (спортивная рыбалка в море бесплатна), и довольно успешно. Горы окружают Тромсё со всех сторон, но более высокие находятся на полуострове Lyngen. Отличие их от других норвежских гор – это НЕ национальный парк. Высокогорная часть - это Landscape Protected Area. Т. е. тут нет той туристической инфраструктуры, что есть в других местах. Нет ни указателей, ни бесплатных карт, ни турист-инфо, ни туалетов, ни парковок. Последнее наиболее актуально – местность очень заселена, и куда-то деть машину - реальная проблема. Мы оставили машину на более-менее удаленном от домов пятачке и пошли разведать тропу – в результате у нас под «дворниками» появилась записка истерического содержания – «это private земля, not parking, я сфотографировал ваши номера и заявил в полицию!». Подробнее о Outdoor Recreation Act – см. На нашей карте мест для парковки указано всего три, и найти их можно только с помощью карты 500-метровки – никаких указателей, въезд через задние дворы домов. Для местных людей, которых мы встречали в горах, это не проблема – все и так всё знают. Но для иностранцев могут быть сложности. Ознакомление с районом можно начать отсюда:
И южной http://www.biosphere.no/lyngen_south_imagemap.html Полезные картинки см.http://www.ryggsekk.net/turer/sorfjorden-5okt06/sorfjorden.htm и http://www.ryggsekk.net/turer/strupen-7aug03/strupen-7aug03.htm На высшую точку - Jiehkkevarri (1834) – мы так и не попали. Времени, увы, на всё не хватило. Единственный стоящий отчет – см. http://www.ryggsekk.net/turer/holmbukttinden-25aug05/holmbukttinden.htm , еще пара летних описаний – http://www.msmg.org/text/view/1786.html или http://www.niksula.cs.hut.fi/~asaulial/vaellus/lyngen_s03/kallionousu.html , карты и описания http://www.bergen-turlag.no/index.php?fo_id=1873 Полезные карты http://www.ngu.no/FileArchive/165/2003_103%20Del%203Finnmark.pdf Также, кроме Lyngen alps, тут еще есть горы – например, Blåmann: http://www.blixt.no/KvaloyaArchives/blamann/blamannRoutes.shtml Далее удобно переместиться в Saltnes (поворот с Е6 в Alteidet ). Карта Финнмарка http://www.hammerfest-turist.no/site/img/18/Kart_Finnmark.pdf Хорошее место для ночлега в 4 км от парковки на берегу Isfjorden (часть J ø kelfjorden 'а), за ручьём. На следующий день можно или сходить на Ø ksfjordj ø kelen (1204, http://www.peakbagger.com/peak.aspx?pid=8839 , мероприятие на целый день, технически всё просто, вершина – ледниковое плато), или только дойти до подножия ледопада по маркированной тропе. Отсюда мы переехали в городок Альта. www.visitalta.no Недалеко находится музей фашистского линкора «Тирпиц». Линкор базировался почти всю войну в Кофьорде и Альте и громил северные конвои союзников. Любопытно, что, когда в ноябре 1944 его потопила-таки авиация королевских ВВС, то вместе с ним погибло больше 1000 жителей Тромсё и Кофьорда. А всё население Тромсё тогда составляло ~20000 человек, включая старух и грудных младенцев. Видимо, норвежское Сопротивление было не так уж и популярно в народе. Некоторые участки дорог типа Е6 построены трудом русских, польских и югославских военнопленных.
Отличное место для катания на велосипеде – дорога к каньону р. Alta . Приемлемое место ночевки на правом берегу речки Tverrelva (поворот на юг от Е6 к Stilla ). Дальше - асфальт, 4 машины за полдня, пейзаж – тундра Финнмарка. От ночевки примерно 25 км в одну сторону. Отсюда мы переместились на мыс Nordkapp - 71 o 10'21” северной широты ( www.nordkapp.no). Входит в число самых посещаемых природных достопримечательностей Норвегии. Дорога на остров идет через подводный туннель. Мыс представляет собой 300-метровый уступ, обрывающийся в Северный ледовитый океан. Настоящая самая северная точка Европы – это мыс Knivskjellodden (9 км от парковки на Е69). Тропа маркированная, заблудиться невозможно. На мысе есть книга, где можно оставить свою фамилию. А дальше была реализована культурная программа - мы двинулись на Соловки. Пограничный переход Суоперя, 200 км грейдера через Калевалу, разбитый асфальт Мурманского шоссе – чтобы увидеть Белое море и монастырь (основан в 1429 году). Но это – совсем другая история. См. www.solovki.info Выводы: - вполне можно ходить по этим горам. Горы не хуже кавказских, достаточно разнообразный рельеф. Можно или устраивать радиальные выходы (как мы) или длительно походить, благо – рельеф позволяет. Северная часть полуострова (севернее 91-й дороги) более дикая, дороги заканчиваются в Koppangen 'е, дальше только горы и море. - сама Норвегия достаточно безопасная страна, и вполне доступная для путешествий. - нам повезло с погодой: дожди были по пути туда и обратно, и пару раз по ночам. Днем же было 15-18 градусов, без дождей. С рюкзаком по горам – очень жарко. Полезно прочитать заметку о восхождении на Store Lenangstind в плохую погоду http://www.ii.uib.no/~petter/mountains/Sarek/SLT_attempt.html . Видимо, середина июля самое «правильное» время. Полярный день, светло даже ночью. Полезные ссылки: http://tikho.narod.ru/Fotki/Norg2005/Norg1.html - отчеты Сергея Тихомирова http://www.saunalahti.fi/~shemyak/hiking/N03/#prep – велопутешествие на Nordkapp http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?409 – велопутешествие К. Бекетова http://www.visitnorway.com/ , www.visitnorthcape.com – сайты общей информации (можно выбрать русский язык) http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=301 – полезная информация
© Малиновский Юрий. 2008
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||