Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Александр Пасмуров, Санкт-Петербург

И в мире нет таких вершин, что взять нельзя…

В конце апреля в прессе Санкт-Петербурга появилось сообщение, что группа ветеранов сборной команды по альпинизму Спортивного клуба армии Ленинградского военного округа планирует 7 – 9-го мая 2005 г. совершить восхождение на высшую точку Европы – Монблан (4810 м, Альпы, Франция). Это восхождение участники посвящают 60-летию Победы. В составе команды мастер спорта СССР Владимир Городецкий, кандидаты в мастера спорта СССР Александр Пасмуров и Сергей Просверницын, а также журналист Владимир Кинщак, имеющий большой опыт горных путешествий. Самому младшему участнику 55 лет, самому старшему – 67, средний возраст команды – 60,5 года. Все четверо - полковники в отставке советской – российской армии. Двое – кандидаты наук, двое – доктора.
Что же заставило этих вполне благополучных людей (каждый и сегодня занят любимым делом) снова, как в былые годы надеть рюкзаки и отправиться в путь?
Во-первых, как известно, альпинизм – не спорт, а образ жизни. Менять его, когда тебе за 50 уже поздно. Во-вторых, все участники, ходившие по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню, Алтаю, Саянам, - никогда не были в Альпах. Это было просто интересно.
А. Пасмуров рассказывает, что запомнилось ветеранам армейского альпинизма.

И вот снова привычный, быстро меняющийся калейдоскоп: раннее утро бегущая по пустым улицам машина аэропортовские процедуры взлет – посадка уже по дневному шумный аэропорт Франкфурта краткий отдых в лонже Люфтганзы опять взлет…

Через полчаса пейзаж за иллюминатором кардинально меняется – сначала большие холмы, а затем уже и горы с пусть небольшими, но снежниками. Они еще не очень высокие, но это – Горы. Наверное, альпинистами становятся те, в ком, как у перелетных птиц, заложен инстинкт «становиться на крыло» лишь при одном слове «Горы».

Под нашим крылом появляется огромное водное пространство – Женевское озеро. Самолет спускается, буквально рядом с посадочной полосой мелькают симпатичные домики с бассейнами во дворах (тесно жить в Европе). Все, мы в Женеве. Выходим во «французский коридор».

Делаем первые ошибки. По плану мы собирались арендовать машину и, согласно описаниям, через пару часов прибыть в Шамони, городок, лежащий на высоте около 1000 м у подножья Монблана. Однако местные фирмы автопроката не имеют в Шамони пунктов возврата, т.е. машину можно взять лишь на весь срок и вернуть опять в аэропорту. Цена – 300 евро. Мы еще не освоились, сумма кажется великоватой. Поэтому берем такси за 200 и уже через полтора часа въезжаем в легендарный Шамони – родину альпинизма. Полагаем, что обратно найдем варианты дешевле (не тут-то было, обратно ехали опять на такси, но уже за 250).

Каждый раз, попадая в Европу, задаю себе вопрос: «Ну, почему они живут как люди, а мы – как на помойке?». Аккуратные дома, ухоженные газоны, гладкие мостовые, кругом цветы, машины, пропускающие пешеходов… Увы, нет ответа.


Живут же люди
Симпатичная Карин Деню (сразу переименовываем ее в Катрин Денев) вручает нам ключи от арендованных апартаментов – двухкомнатной квартиры, которую мы предпочли гостинице. Так дешевле. Особенно экономим на питании, т.к. в квартире прекрасно оборудованная кухня, холодильник, который мы тут же забиваем припасами из ближайшего универсама. Ну, а готовить за почти сорокалетний период горных экспедиций мы научились.


В «нашем» дворе
В первый же день пробегаем по местным спортивным магазинам, чтобы докупить газовые баллончики для горелки и некоторую недостающую мелочь из снаряжения. Глаза разбегаются. Во-первых, таких магазинов здесь множество. Во-вторых, сейчас, в начале мая конец горнолыжного сезона и всюду идут распродажи. Прекрасная экипировка по ценам ниже российских не может не волновать.


Делаем продуктовые запасы
Володя Кинщак примеряет ботинки с «гортексом». С его 45-м подобрать что-то толковое дома непросто. Попутно болтаем с продавцом. Первая реакция на наши планы, с которой мы потом еще не раз столкнемся.

- В этих ботинках сейчас наверх нельзя, много снега.
- Много, это сколько?
- Ну, 20 – 25 сантиметров.
Смеемся.
- А вы откуда?
- Из России.
- Ну, тогда можно.

Вечером проводим первый «военный совет». Исходные данные, полученные в местном информационном бюро: межсезонье, из множества подъемников работают только три, плохая погода с неутешительным прогнозом. Но деваться некуда, принимаем программу – серия радиальных акклиматизационных выходов наверх, день отдыха, а далее жизнь подскажет…

На следующий день по плану выезд на фуникулере до Монтенвера (одной из старейших гостиниц на высоте около 2000 м), далее гуляем вверх, дышим свежим воздухом.

Однако с утра проскочили станцию и уже выше натыкаемся на три рельса: два обычных, узкоколейных, третий зубчатый – посередине. По нему электровозик с шестерней тащит небольшой поезд, который шустро проскакивает мимо нас.


Поезд до Монтенвера
Как всегда, жаль терять высоту, и тут же меняем план – идем пешком. Лес очень похож на наш, кавказский. Есть и отличия – часто встречаем опять же аккуратные и добротные указатели троп, много еще не распустивших иголки лиственниц, отчего лес выглядит засохшим, попадаются рододендроны, но их листья значительно мельче.

Три часа прогулки по лесу и вот перед нами красивое трехэтажное здание, построенное еще в 1879 г. Рядом еще несколько домов, в том числе музей фауны Альп, очень компактный, но интересный. Кругом чучела зверей и птиц, залы наполнены записанным щебетом птиц.


А где же звери?
Гостиница не работает, открыт лишь ресторан на первом этаже. Внутри горит камин. По стенам развешано старое снаряжение: ботинки с шипами, рюкзак, похожий на знаменитый «абалаковский», плетеные снегоступы, деревянные лыжи с «полужесткими» креплениями. Чернокожий официант, похожий на аспиранта, быстро накрывает на стол. По европейским меркам цены весьма умеренные, но 3 евро за стакан обычного чая… Однако!

Зато напротив входа в ресторан, через ледник Мер де Глас (Море льда) – знаменитый Пти Дрю.


Пти Дрю
Стены красивые, крутые, но по нашим меркам короткие. А далее, со смотровой площадки наблюдаем, как открывается, то вновь прячется в густых облаках еще одна легенда Альп – северная стена Гран Жорасса. Вспоминаю, как в конце 60-ых мы, начинающие альпинисты зачитывались описанием «русского варианта» - маршрута, проложенного здесь Михаилом Хергиани и Вячеславом Онищенко. Как говорится, могли ли мы представить, простые русские парни…

Идем выше, далее всюду лежит зимний снег, а сверху сыпет что-то среднее между дождем и снегом. На летних фотографиях здесь луга. Высота еще пока не чувствуется, низко.

Обратно едем на поезде. По погоде это весьма кстати. За окном моросит.

На наш второй этаж поднимаемся на лифте. Кто-то из ребят шутит: «В лифте пахнет как в туалете». Да, в доме, все квартиры в котором предназначены для аренды туристами и горнолыжниками и сейчас практически пустуют, кто-то незаметный поддерживает идеальный порядок и ежедневно опрыскивает наш лифт каким-то приятным дезодорантом.

На следующий день местным автобусом едем к самому крупному и быстрому (1 м/день) леднику в Европе - де Боссон. Автобус пустой и водитель скрупулезно проверяет у каждого из нас “guest card”, дающий право на бесплатный проезд.

Через 15 минут мы у начала маршрута. Отличная тропа в красивом еловом лесу выводит на край морены. Под нами голубой язык де Боссона, причудливый ледопад. С утра вышло солнце, и кругом надрываются какие-то пичуги. Быстро набираем высоту и опять попадаем в зимний снег, который скрывает тропу. Она лишь угадывается по рельефу и лишь в одном, наиболее крутом месте виден местный «овринг» – тропа укреплена добротными бревнами.


Ледник де Боссон
Наконец выходим к первой хижине «Пирамида». Она еще заколочена. Отсюда прекрасный вид на Шамони. Хорошо виден въезд в тоннель, идущий под Монбланом, по которому попадаешь сразу в Италию.


Шамони, вид сверху
Топим на газе снег, пьем чай. Погода опять портится, поэтому быстро бежим вниз, к автобусу.

Вечером идем в гости. Это заранее запланированный визит к Жан-Клоду Мармье, бывшему руководителю Федерации альпинизма Франции, тоже отставному полковнику. Наша цель – проконсультироваться по восхождению на Монблан.

Быстро отыскиваем его шале среди множества непохожих друг на друга, очень симпатичных особняков. Сразу вспоминаю моих бывших коллег, многочисленных офицеров – бомжей.

Жан-Клод – высокий, худощавый, подтянутый. Ответы на наши вопросы краткие и четкие – погода в этом году очень плохая, наверху много свежего глубокого снега, лавиноопасно. Если идти, то только через Эгюий дю Миди, куда вывозит один из работающих подъемников.

Жизнь военного пенсионера Мармье весьма активная – он помогает формировать французские экспедиции в различные горные районы, регулярно бегает многодневные супермарафоны. Ближайший пробег – около 150 км вокруг Монблана. Жена Жан-Клода Наташа до замужества и не помышляла о таких подвигах, а теперь бегает и классические 42 км, и многодневки. С интересом листаю толстенный журнал “Jogging”. В основном – это перечень различных пробегов по всему миру, собирающих массу людей, причем не только профессионалов. Не подозревал, что у бегунов это так развито.


В гостях у Ж.-К. Мармье
Собираемся уходить, но Наташа нас не отпускает, усаживает за стол. Она русская, родом из Сибири, жила в Киеве. Последние два года здесь, в Шамони. Чувствуется, что, не смотря на весь местный уют, она скучает по русской речи.

Очень вкусный ужин – готовил, в основном, сам хозяин дома – особым образом приготовленная холодная баранина, самодельный майонез, сыры, палента (итальянская кукурузная каша) и, конечно, красное вино. Вина здесь великолепные, начиная от 3 евро за бутылку (вспоминаю чай в Монтенвере).

С утра идем на канатку. Первый выезд задерживается из-за плохой погоды. Наконец, едем. С нами группа корейских туристов, но они только посмотреть и вниз. Очень круто набираем высоту. С одной пересадкой где-то за 15 минут поднимаемся почти на 3 км по вертикали и оказываемся на 3800 м. Верхняя станция расположена на остроконечной скальной вершине Эгюий дю Миди и со стороны выглядит как сказочный замок из «Властелина колец».


Волшебный зАмок
Я долго искал описание истории строительства этого уникального сооружения, но даже в местном краеведческом музее почему-то не обнаружил следов. Лишь в одном путеводителе кратко сказано, что подъемник построили в начале прошлого века, но как!? Неизвестно.

По мостику, соединяющему две отвесные скальные башни, переходим в тоннель, который выводит на смотровую площадку и еще одну станцию пересадки. Далее можно в подвесных вагончиках проехать мимо Монблана и оказаться в Италии. Но из-за погоды эта канатка сейчас не работает. Смотреть не на что, все горы в облаках.

С этой же площадки по узкому крутому снежно-ледовому гребню можно спуститься вниз, в Белую долину. Следующим рейсом из Шамони приезжает группа «скитуровцев», которые по Белой долине спускаются вниз, до Мер де Глас. Они с гидом, который внимательно следит, чтобы на спуск по гребню все надели кошки и связались.

Однако вдоль самой неприятной части гребня протянут леер из толстого каната, держась за который мы быстро спускаемся на снежное плато и по чьим-то следам снова набираем высоту – выходим к хижине «Космос».


Дорога в «Космос»
Хижина – трехэтажное сооружение на скальном острове. В тамбуре у входа стойка для лыжных палок, в вестибюле сушилка для ботинок и стеллажи с пластиковыми ящиками для личного снаряжения. Далее можно только в тапочках, которые как в музее свалены в большом ящике. Внутри очень чисто, ухожено и пусто… Тем не менее, портье сообщает, что на ночь можно остановиться только по предварительному заказу, который делают по телефону из Шамони. Что за этим кроется, я так и не понял.

И опять знакомый диалог.
- Каковы ваши планы?
- Хотим на Монблан.
- Вы сумасшедшие?
- Нет, мы – русские.
- Тогда понятно.

Проводим «учебно-тренировочное занятие». Питерская фирма «Снаряжение» любезно снабдила нас палаткой своего производства и пуховыми спальниками. Ставим палатку, проверяем. Качество отличное, ничуть не хуже «Салевы». Гордимся земляками.


Питерское – самое лучшее
Перекусываем и идем обратно. Здесь уже чувствуется высота. Опять держась за леер, поднимаемся к канатке. Попутно заглядываю в служебное помещение. Да, это не Кавказ. Перед отъездом читал в Интернете, как наши ребята, опоздавшие на канатку, с комфортом ночевали в местном туалете. Хорошо их понимаю.

По плану у нас день отдыха. Заходим в офис Ассоциации гидов Шамони. Здесь прекрасная общедоступная библиотека с описаниями маршрутов, в большом зале – макет всего района во главе с Монбланом. С интересом рассматриваем различные варианты подъема. Читаем метеопрогноз. Улучшение погоды обещают, но как-то неуверенно.

Просим помочь нам заказать места в «Космосе», но здесь такая услуга не принята. Показываю свой жетон «Спасательный отряд». Это срабатывает, коллеге уже не отказывают.

Заходим в местный музей Альп. На входе интерьер старинной хижины. Лежат кошки, удивительно похожие на наши вэцээспээсовские, отриконенные ботинки и т.п. Все знакомо, с таким «снаряжом» еще я начинал.

И опять на канатку. Хотя это и бьет по нашему бюджету (35 евро с носа), но зато до чего удобно.

Только успели добраться до «Космоса», как снова загудело – замело. Видимость – не более 20 м. Ветер практически ураганный.

В хижине кроме нас немного лыжников: французы, бельгийцы, две симпатичные норвежки – учительницы географии и туризма. Все собираются в столовой, там теплее. На ужин заказывают супчики и еще что-то на больших тарелках. Мы экономим – берем кипяток (3,5 евро за 1 л) для чая и растворимого картофельного пюре. Зато достаем свое сало и красную икру. Знай наших!


Милости просим к нашему шалашу
В жилых комнатах двухъярусные нары, но на каждом месте свежая простыня, чистая подушка и красивый плед. Туалет как в хорошем ресторане. Где нужно течет вода, где не нужно не течет. Про туалетную бумагу молчу – она на своем месте. Европа…


«Паримся» на европейских нарах
Начинаю понимать местных альпинистов, которые обычно стараются ходить только в идеальных условиях. Конечно, когда просыпаешься в палатке, в мокром спальнике, то в любую погоду лучше идти на маршрут. А вот покинуть такую «хижину» еще десять раз подумаешь.

Ложимся пораньше с надеждой на лучшее. Завтрак заказываем на пять утра.

В пять никакого улучшения. Тем не менее, в столовой для нас все готово. «Клиент всегда прав». Кстати, здесь ко всем причудам туристов относятся просто: «Это - ваша жизнь».

Переносим завтрак на семь. И вот оно, чудо! В семь за окном ни облачка, но ветер по-прежнему очень сильный. За бортом где-то около - 20°С.

Быстро завтракаем, надеваем обвязки, кошки и выходим. Уже понимаем, что до Монблана в этой ситуации не дойдем, но нужно подняться хотя бы до первой вершине в этом узле – Монблан дю Такюль.

Плавный подъем по снегу переходит в ледопад. Начинаем петлять среди бергшрундов. Обычно здесь идут правее, забирая в сторону Монблана, на саму вершину не выходят.

Снег то держит, то проваливается выше колена. Иногда, где покруче, попадаем на голый лед. Наконец выходим на предвершинный гребень. Такого ветра я уже давно не встречал.


Рядом с вершиной
Внизу снова собираются облака. Наши следы тут же заметает поземкой. Ясно, что дальше дю Такюля не пойдем. Если нас накроют тучи, здесь легко заплутать.

Все, можно вниз. Вид, конечно, красивейший, но любоваться некогда.


Наша гора
Наш утренний путь пересекает свежий лавинный конус. Лишний раз убеждаемся в правильном выборе решения.

Подходим к «Космосу». Рядом на снегу появились две палатки. С удивлением слышим русскую речь. Земляки, из Бишкека. Быстро обмениваемся впечатлениями. Ребята тоже думают про Монблан. Может, быть им повезет больше. А нам пора в Шамони, через день, 10 мая у нас самолет.


А в это же время…
День Победы мы встречаем «дома». Наш телевизор принимает BBC World Service, которое полностью, без перерывов на рекламу транслирует парад в Москве и всю последующую церемонию. Мы, в свою очередь, вывешиваем с помощью лыжной палки на балконе Военно-морской флаг СССР. Эту реликвию привез Сергей Просверницын. Под этим флагом его отец воевал на торпедном катере.


День Победы
За праздничным столом подводим итоги. Решаем, что достигнутое для нас - тоже победа. Вспоминаем, что в свое время из-за непогоды такие герои Эвереста, как Тенцинг не смог взойти на Эльбрус, а Р. Месснер – на Белуху.

В альпинизме важно не только поставить цель, но и вовремя отступить. В любом случае горы переживут нас, поэтому не стоит сокращать время наших свиданий с ними.

Мы еще вернемся сюда.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru