Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Владимир Марков, Владивосток

Пик Хан-Тенгри не для новичков.

Авторская страница Владимира Маркова

Идея идти в эту экспедицию у нас не созревала. Опыт за плечами по высотным восхождениям у меня есть. Вот только маленькая проблема. С кем ходить? Проблема для Владивостока, удаленного от всех высоких гор на почтительное расстояние. Проблема финансирования всех экспедиций, если ты хочешь ездить каждый год. Вот так и мучаемся. Собираем людей по крохам. Но сдаваться не хотим. Собралась троица. Марков Владимир «везде сущий» руководитель и духовный организатор многих начинаний. Попов Александр, у него прорвалась вторая молодость, после долгого перерыва, начал ездить в горы. Сушенцов Андрей, представитель города Находка. После неудачного восхождения на пик Мак-Кинли он поставил задачу, взойти на семитысячник. Готовили два месяца снаряжение, решили проблему с деньгами. Я списался с организацией, кто нас будет принимать. Так как по полной программе не получилось. Денег не было. Договорились частично. Чуть дешевле, проблем больше. Наконец самый пик сезона. Отпуска. Едим. То есть летим до Фрунзе. На дворе начало 21 века.

Мы в Киргизии радуемся колориту этих мест.
Итак, 29 июля прилетели в Бишкек, вечером сняли такси, закупили продукты на лету. Приколы были с выбором машины и обменом денег. Обошлось. Все за 2 часа умудрились сделать. Погнали в Пржевальск (ныне - город Каракол - прим.Mountain.RU). Эту дорогу можно назвать смело – дорога поборов. Милиция, просто беспредел. Слово – взятки, в этих местах не любят, берут без слов. Водитель нас отмазывал, как мог. Милиция нас понимала, что мы с России и не очень долго настаивала. Отпускали с миром. А вот водители. Это их проблемы. Мы не знаем сколько, у них своя такса. Заезжали по пути на базар. Вот тут то мы были короли. Все дешево, все нам готовы были продать в избытке. Покупали и тут же съедали. Машина иномарка. Естественно вещей куча Три пассажира. Какие тут дополнительные закупки. Водителю маршрут был знаком. Питались, как положено. Естественно только национальную кухню.

Позорно выдворены с заповедника.
Хоть не оштрафовали.
Приехали на базу Ала-Тоо ночью. С утра организационные хлопоты. День гасились на базе. Встретили нас как обычно, не по полной программе. Щетников минут пять перебирал в памяти мою с ним переписку, потом просто сказал: «не помню, подтверждения не было». Но в беде не бросили. Присоединили нас к группе «москалей». На следующий день делали документы на въезд на ледник "Инельчек" - там погранзона. А мы в это время умудрились по хребту залезть в заповедник и спуститься на его территории. По возвращению поимели стресс от его смотрителей. Стресс обычный – хотели взять с нас денег. Начали с крупной суммы, после торгов спустились до боли, приемлемую. Потом приехал высокий начальник, в результате ни кто ни чего не получил. А мы отправились на базу.

На следующий день на "Вахте"-Камазе с москвичами рванули на вертолетную базу. От куда нас должны были перекинуть на ледник. Дорога на Мойдадыр меня приятно удивила. Дорога в горах всегда шокирует своими впечатлениями, даже в плохую погоду. За перевалом брошенный городок с 5-этажными домами и большим аэропортом (в старые, добрые времена самолет «ЯК-40» садился). Сейчас все в запустении. А раньше, в Советские времена, это строительство должно было вырасти в город. И его жители должны были обеспечить всю Россию полезными ископаемыми. В результате – долгострой и брошенный городок. Доехали до погран. заставы. Пограничники на чеку, на весь район три человека. Граница на замке. Наши пограничники, когда уходили с этих мест, увезли все. Даже провод телефонный. Новая власть еще была не в состоянии сделать границу на уровне 40-вых годов. Как не странно на солдатах и офицерах наша форма. Проверяли паспорта тщательно, придирались к каждой закорючке. Сделав вид начальников, через 15 минут открыли ворота и мы уехали в гостиницу аэропорта. Если так можно выразиться. Такой милый ухоженный по мужски сарайчик. Где мы и гасились, пока нас не забрал вертолет. Он, в этих местах не базируется, просто прилетает на работу, когда есть клиент.

Ожидание и отдых перед вертолетной заброской на высоту.
В первый день не улетели - козни авиации с организаторами сборов. Все хотят свое урвать. Пилоты, не стесняясь, предложили нам меньшую сумму за перелет, чем организаторы выезда. Они не верили, что мы рассчитались уже с Щетниковым. Может, по этому, на денек нас наказали. Борт ушел полупустой. Но для нас наказание было в радость. Нагулялись по окрестностям вдоволь. В этих местах приличная высота над уровнем моря. Улетели на следующий день. Хотя, по непонятным для нас причинам вертолет первый был загружен не сильно и нас спокойно мог взять. Второго августа залетели на ледник Иныльчек. Пик Победа с права ( по ходу вверх). Пик Хан-Тенгри немного дальше с лева по ходу вверх. Хантенгренок тоже впечатляет, хоть и по меньше. При чем находиться на территории Китае. Многие на него ходят гулять, нарушая при этом границу Китая. Представляю удивление всех если бы там их встретили пограничники с Китая.

Все мы на морене ледника Иныльчек.
Базовый лагерь Щетникова и суета прилета.
Мужики мои, выскочили с вертолета, как с ума сошли – суетятся. А я то знаю, как себя вести, по выходу с вертолета на такой высоте. Хожу тихо, грузы таскаю не большие. Посматриваю на своих напарников, не подумайте, что я им не чего не говорил, как надо себя вести в этих местах. Какой там, у них радость в мозгах. Жду когда их «вдарит». И «вдарило». Стало тихо, спокойно, всем хватило. Суета закончилась, хожу один. Поповище лежит в одном месте, Сушенцов в другом. Сразу перестали суетиться, пробило. Поставили свой лагерь, разобрали вещи. Узнали кто в лагере, от куда и какие правила игры. Познакомились с такими же восходителями уфимцами, сдружились с ними. Стало намного спокойнее.

Денег на домики нет,
зато уют создаем в палатках.
Гитара вечером в палатки не затихала. Но пора на верх. Это только знакомство с районом. Понять куда попали и что предстоит пережить через неделю. Взяли малость одежды в рюкзаки и рванули вверх по леднику с уфимцами. Я не торопился. Хотел в термос чаю налить, всё подготовить, а затем выйти. Времени хватило только лагерь убрать. Взял всё необходимое и пошел левой стороной ледника (по ходу вверх). Через час прошел сераки и вышел на ровную часть ледника. Мужики шли где-то по центру ледника и были далеко сзади. Подождал их. Потом за перегибом рассмотрел путь подъема на высоту 5400 на Хане - это я потом понял. Через полтора часа мы дошли до стоянок 4200. Посмотрели кулуар и назад в лагерь.

Первый выход на высоту 4200м.
Ставим промежуточный лагерь.
Вроде голова в порядке.
Высота так просто не дается.
Время близилось к вечеру, и я боялся не успеть засветло. Москвичи, правда, сюда еще не дошли. Возвращаясь, поняли, что влетели. Как шли, где шли, понимали, но с трудом. Кругом один лед. Темнело. Про себя думал, что придется схватить холодную ночевку. Мы не одни дураки такие были. Нас потом москвичи догнали. Вот так 3 группы и искали проход между трещинами и сераками. В лагерь пришли поздно ночью. По дороге я вспомнил не взятые впрок перекусы, чай в термосе и теплую одежду. Поговорил с группой, толку ни какого. Все гулять ходили. Зачем брать все? «Шпана», короче сказано будет. Всё равно весело было. Но сейчас я Вам скажу. Через два месяца после экспедиции я узнаю, что в средствах печати в Москве проскочило сообщение, что москвичи нас спасли и привели в лагерь. Я долго смеялся, но возражать не стал, если работника МЧС спасают, значить не все так плохо. Не всегда же мне на помощь к людям приходить, можно иногда и расслабиться от работы. Заблудиться в 500 метрах от лагеря, прикинуться батоном и принять позу утопающего.

На следующий день был день отдыха. Прикалывались в лагере. Спать не хотелось, такое пекло, куда там в палатке лежать. Гуляли, любовались красотами гор и готовились к заброске груза и снаряжения на высоту 4200 м. 4 августа наконец навьючились и двинулись. Как обычно каждый своим путем. Вышли после обеда, как советовали умные люди. Первый бежал куда то Сушенцов Андрей. Попов Александр боялся, что все проходит по открытому леднику, тропа пересекает множество трещин и если Сушенцов выйдет из поля зрения, могут быть неприятности. Он старался не отстать от Андрея. Я в свою очередь, шел как «вялый Пряник». При всем при этом часто встречались, садились, перекусывали и средняя скорость передвижения у все была одинаковая. Пришли на бивуак только к вечеру. Погода была, скажу я вам, мерзкая.

По приходе искали на морене площадку. Шел мокрый снег, было сыро и мерзко. Но когда поставили палатку, залезли в нее и успокоились, стало просто классно. Александр Попов все жаловался на свой пластик. Ему все давило жало натирало. Бедолага. А все с того, что носит 42 размер, а пластик 45 размера. Как опытный геолог всегда берет обувь на …. Размера больше. Система простая, чем больше носков, тем лучше. Не это не для меня. Погуляли, покушали и спать, завтра рано вставать. Впереди очень неприятное место. Сколько людей похоронил этот каменный мешок? И это отдельная тема.

Проскочили «каменный мешок».
Сполна поиграли в Русскую рулетку.
5 августа проснулись в 2 часа ночи. По описанию кулуар нужно проходить рано утром - слишком опасное место. Мы были не первые. Вдали маячили фонарики. Кулуар, прямо скажу, - не "в кайф". Прыгали через трещины. Слышали рядом свист камней. Нигде не отдыхали - рвали на высоту 5500 м. Но то что я увидел на тропе, расскажу. Иду, ни кого не трогаю. Впереди вижу утоптанную площадку. Подхожу к ней, все вокруг в крови. Ага, кто то поймал камень. Наверное, человеку перевязывали, скорей всего голову. Как можно идти в этом месте без каски. Встаю и иду дальше, что вы думаете, через каждых полтора метров капли крови и так метров двести. Вот такая романтика на высоте.

Второй акклиматизационный
лагерь на высоте 5500м.
В 8.30 утра были уже в промежуточном лагере. Но нужно было еще сделать ровную площадку, поставить палатку. Сварить чего-нибудь, что в рот полезет. Затем был отдых. Погода отличная. Солнце шпарило так, что пробивало все защиты. 6 августа наконец подошли уфимцы. У них с акклиматизацией было тоже не все в порядке. Высота вроде небольшая, но по башке била всех. Хотелось лечь и не двигаться, но в тих местах так делать нельзя. Больше всех досталось Александру Попову. Обувь набила ему ноги так в местах подъема особенно. Парень волком выл. Что он туда не подкладывал, еще солнце, еще высота. Все бы прошло буднично, если бы рядом не оказались итальянцы. Начались шутки и попытка понять друг друга в общении. Мы сразу отнесли их к острову Сицилия и напомнили им мафию и вендетту. Те замахали руками и быстро изменили свое жительство на Милан, и что кроме любви у них там ничего нет. Я в свою очередь хотел удивить их знанием итальянской культуры и рассказал о Катании, затем рассказал о Спартаке и дал понять, что Спартак для нас тоже национальный герой. По прикалывались еще немного. Думал ли я над тем, что такое отношение затем приведет к тому, что когда нас не будет, итальянцы в снегопад будут отрывать ночью нашу палатку, а когда они спустятся в низ, мы будем отрывать из под снега их палатку. И эти действия приведут наше восхождение без особых последствий. И больше скажу, много палаток оставленных в этом лагере поломает снег, а наши будут стоять. А ведь мы даже не договаривались с ними об этом.

После обеда пришли москвичи. А мы уже готовились к выходу на высоту 5900. Палатку не брали. Нам нужны были только снежная пила и лопата. Вышли рано утром. На 5900 дошли только в 16.30. Путь был просто изнурительным. Сначала солнце палило, а в конце движения такой туман упал, что я ориентировался только по разговорам и выкрикам наверху. Я дошел до площадок просто никакой. Особенно мне досталось на последнем 100- метровом взлете: шаг-перекур, шаг- перекур. Но отдыхать под перевалом просто времени не было. Сразу начали рыть пещеру. Нас предупредили еще в низу, не хотите проблем с людьми, иностранцами, клиентами и прочее, просто все делайте сами, без вопросов, все свое. Практика рыть пещеры у меня была с Камчатки. Рыли не 2-3-х, а на 5-6 человек. О пиле вспомнили уже на середине работы, так как сначала был мягкий снег и она была не нужна. Но после середины работы пила очень помогла. Кирпичи выпиливали огромные и сразу выбрасывали вниз. Места было немного, поэтому сразу до соседей докопались. Легли спать. Я уснул последний- кипятил чай в термосы.

Роем пещеру в 3-ем акклиматизационном лагере.
До перемычки рукой подать.
7 августа встали в 4.30 утра и быстро вниз. Как я и говорил, лагерь весь под снегом глубоким, наша палатка стоит как будто мы в ней ночевали, заглянули во внутрь, нет не кого не было. Да и итальянцы намекнули на то, что они присмотрели за нашей палаткой. Долго не задерживались. Нужно было проскакивать опасный кулуар. Тут уже и первые новости "ласточки" сверху прилетели. Минчане без хорошей акклиматизации рванули вверх и назад в этот день не спустились. Схватили "холодную" примерно на высоте 6400. Предчувствие было очень нехорошее. Вспомнил своё восхождение на пик Коммунизма, когда перед нашим подъемом улетела в трещину связка омичей. В душе надеялись, что с минчанами будет всё хорошо.

7 августа вечером уже были на базе у Щетникова. На этом наша акклиматизация закончилась. Продовольствие, снаряжение наверху. Два промежуточных лагеря поставлены. Вырыта славная пещера. Кстати, когда мы вернулись на базу, первое, что у нас спросили: "Пещеру рыли?". Это главное в организации восхождения. Чем больше пещер, тем меньше потом склок, что кто-то не в свою пещеру залез. Мы гордились, что вырыли пещеру на более многочисленную группу, чем наша. Что в любой ситуации у нас есть надежное убежище.

В базовом лагере мы отдыхали 2 дня. Погода не радовала с самого начала экспедиции и до последнего дня. По ночам часто слышали грохот камнепадов и лавин. Днем это было зрелище. Особенно в районе пика Победы. Там как ухнет, потом туман пол дня стоит от снега. На отдыхе интересовались, как идут дела на Победе. Просто удручающие результаты. Из трех лагерей нашего района на гору пошла только одна группа. И та дошла только до ночевок на высоте Важи Пшавелы - дальше идти ни у кого не было сил.

У минчан случилось ЧП. 2 дня они были на высоте за 6400. И еще на спуске у них руководитель сорвался с перил и улетел в кулуар. Когда к нему подошли, то помощь оказывать было уже некому. Группа разделилась на две и одни спустились в базовый лагерь, чтобы организовать людей на спуск погибшего. Не позавидуешь ребятам. Вид у всех подавленный.

10 августа встали в 2 часа ночи. Готовимся и выходим на ледник. Опять выходили по серакам больше чем надо. Достал уже этот ледник. Подошли к кулуару уже засветло. Приняли решение идти сразу к перевалу на высоту 5900. Что и сделали. Пещера нас ждала. Проскочили свою палатку на высоте 5400 м. и вперед к огромному бершрунду под перемычкой. Лучше было сделать подъем в 2 этапа с ночевкой на высоте 5400 м. Но мы пошли на высоту 5900 м., отдали много сил при этом. Факторов для этого действия было много. Рядом такой график был сразу у двух групп, с которыми мы сотрудничали. Все это в последствии привело к плачевному результату. На вершину ни кто не поднялся, времени хватило дойти только до пред вершины. Все группы свалили в низ, но это позже, а пока работаем на вершину.

Итак, 11 августа мы вышли ночью на восхождение. На подъеме нас догнали краснодарец и москвичи. И началась основная часть работы - тропежка. Перильный фал просто рывком вырывали из под снега. Нормальные альпинисты ждали, пока кто-нибудь сделает эту работу, ненормальные ее делали сами. Идешь вверх метров 20-30 и все - отваливаешься. Тебя переступают не спеша. Вперед идет следующий. Я думал, что будут тропить все. Но мы тропили почти весь день. Все перила были погребены под снегом. Чем выше поднимались, тем вырывать перила нужно было чуть ли не трактором. Легче стало там, где пошли стены. Да и перилить на жумаре по веревкам, где во все стороны торчат нити просто страшно. Шли, не нагружая перила. Просто встегивали карабин для успокоения своего внутреннего сознания. Одновременно на перилах (одной веревки) иногда находилось по 4 человека. Короче, приколов было достаточно. После такой тропежки Александр Попов повернул назад где-то на высоте 6100. Причем сделал это как-то тихо. Не знаю, предупредил ли он Андрея Сушенцова. Когда я посмотрел внимательно по сторонам и не увидел в первое мгновение Александра. Мне стало как-то не по себе. Но потом взгляд мой прошел по нижней части маршрута. Что вы думаете, он шел в низ довольно бодро. Путь сейчас его лежал в строну пещеры. На высоте 6400 м. я уже никого не видел - все растянулись и каждый шел своим темпом. Но я явно отставал на 100 метров минимум. Андрей Сушенцов пристроился к москвичам и уже завернул в кулуар.

Перед заходом в кулуар я сел на отдых и посмотрел на часы. Было 18.00. А на вершине по плану нужно было быть в 16.00 Ловить было нечего. Люди впереди проходили уже конец кулуара, а я решил дойти только до его начала. Начало кулуара - это маленькая стеночка в человеческий рост, на которую поднимаешься по хорошим уступам. Веревка просто в отвратительном состоянии. Я долез, посмотрел сам кулуар и повернул. Не успел пройти веревку, как сверху посыпался народ. Первый вопрос- на вершине были ? Они ответили, что до нее, как до Луны. До темна вернуться не успеваем. Хорошо, что еще трезво оценили обстановку. Спускаемся вниз. Настроение просто мерзопакостное. Все убежали в низ проскочив высоту 6400 м. Палатки в этом месте не было. Я не спеша спускался в низ. Ни чего не мешало мне это делать. Погода стояла морозная но безветренная. Идти можно. Когда подходил к перемычки то увидел в темноте одинокую фигуру и только по ботинкам понял – это Попов. Чаек мне не помешал. Затем спуск по перилам в бершрунт и я дома. Поздно ночью я в буквальном смысле слова ввалился в пещеру. Чай, чай и еще раз чай. Переночевали и утром валим вниз. Снимаем палатку с высоты 5400. Всем ясно, что второй попытки уже не будет. Все, хватит. Еще узнаем, что с северной части Хана немец разбился. И такое решение принимают еще две группы рядом с нами.

Вид с перемычки на пик Победа.
Уходят вниз москвичи и краснодарцы. По пути встречаем уфимцев. У них настроение не радужное. Своих проблем хватает. И надежд на восхождение у ребят тоже мало.  Погода портиться, ну очень отвратительная. На обратном пути больше всего мне запомнился сам ледник. Снегу выпало по - колено. А той тропы, что мы делали, уже не было. В базовый лагерь пришли в обед. Сушим вещи, всё складываем, готовим к упаковке. Сушенцов уходит в лагерь Казбека Валиева узнать насчет вертолета. Так как Щетников нас вывозит по плану и торчать на леднике не очень хотелось. Работники лагеря нас затащили в щитовые домики. Денег не брали. Живем вместе с Уфимцами. Сдружились конкретно с ребятами и спились тоже, не без этого. У них спиртное кончилось быстро а у нас. Ну, разве на Сушенцова и Попова посмотрев, скажи, что они пьют. Поэтому мы с радостью разделили Зеленого змея с этим коллективом и стали братьями. А у русских всегда так. Вечером, когда совсем хорошо было вспоминали итальянцев, хорошие ребята – итальянцы. Жалко, что они жили в лагере Казбека Валиева.

Наелись высотой и
дружно сматываемся
в тепло, где абрикосы
и яблоки.
На следующий день навалило нового снега. Работники базы говорят, что в этом году пришла очень ранняя зима. Это в середине августа. Опять маленький банкет. Весь лагерь собирается сворачиваться. Улетаем. Я ничего не хочу говорить об успехе или неудачи нашей экспедиции. Успех, должен ли он быть. Хан и Победа - это вершины для хороших, схоженных команд. Наша удача, что мы сохранили здоровье и жизнь своей группы. И в трудную минуту были едины с другими группами. Каменный мешок я и сейчас помню и вижу во сне. Горы стоят. И "Победа" у всех впереди. Причем не кто не знает, какая она «Победа». У Попова Александра и Сушенцова Андрея это первое серьезное высотное мероприятие, в котором они попробовали свои силы. Это и есть успех нашего мероприятия. Была отличная школа. Мы нашли много друзей. Альпинизм продолжается. Прошло много лет с момента выезда. Руководитель уфимской команды работает уже в Канаде, у него своя фирма. Иногда мы переписываемся. «Все пучком». Не понял, а кто-то со мной не согласен. Так, имена фамилия, явки.

...а для кого Хан?

жаль, что человек с таким опытом и послужным списком подвел себя данной статьей под новичка

А какой это год?

Что же касается границы... В сентябре этого года ехал на Иныльчек с бывшим погранцом. Граница была передана местным в нормальном состоянии: системы наблюдения, связи и т.д. Всё разворовали! Впрочем, о повадках местных пограничников можете поинтересоваться у Бирюкова. Его базу в Майда-Адыре грабили неоднократно.