Автор: Игорь Паша, Москва

Ссылки по теме:
Виды Кавказа с горы Адырсу
Часть 3. Окончание

Кавказ с вершины Донгузоруна.

Арктангенс Донгузоруна.
Ледник "Семерка" крупным планом.
Когутайские записи.
На Кыртыкско-Ирикской дуге.
Приэльбрусье в фотографиях.
Панорама Центрального Кавказа с вершины Кезген.

Пик Вулея – скальный массив ГКХ на пути от пика Кавказа Вост. к пику Щуровского. Его высота по карте Генштаба и хребтовке Ляпина 4055 м (значение 3960 м в Классификаторе ФАР занижено). Несложный подход к вершине со стороны Шхельдинского ледника и прекрасные обзорные возможности, которые она предоставляет, делают пик Вулея весьма привлекательным местом посещения.

Пик Вулея (справа). Затененный скальный массив по центру – Бжедух. Гребневый путь к нему с Вулея лежит через пик Кавказа Вост. (скальный зубец под солнцем на фоне Бжедуха). Слева от Бжедуха купол Уллукары, правее и ближе к нам снежная шапка Юсеньги. Вечерний вид с подходов по гребню ГКХ к Донгузоруну.

Гребень пика Вулея, его северо-западная сторона. С обратной стороны это сплошь скальный массив с редкими,
но глубокими снежниками в кулуарах. Приближенный вид с М. Когутая.

Историческая справка

Герман Вулей (Hermann Wooley, 1846-1920) серьезно увлекся горами только в сорок лет, уже как преуспевающий книгоиздатель и спортсмен с квалификацией в боксе, футболе и гребле. Современникам запомнился человеком бескорыстным и невозмутимо добродушным (сам он тоже свои боксерские успехи связывал с тем, что его оппоненты теряли самообладание первыми). После учебной практики в Альпах Вулей пять раз за девять лет приезжал на Кавказ в составе экспедиций Британского Клуба альпинистов. Вот хроника его кавказских восхождений.

1888 Дыхтау , второвосхождение (+ Джон Коккин и Генри Холдер),
Катынтау , первовосх . (+ Холдер),
1889 – участие в поисковой экспедиции Дугласа Фрешфилда (при подъеме на Коштантау в 1888 г . погибли Вильям Донкин, Гарри Фокс и два проводника),
Коштантау, первопрох . (+ Христиан Иосси),
1895 Цители , первовосх . (+ Клинтон Дент),
1896 Адырсу, первовосх. (+ Коккин и Холдер),
Лацга + Чегеттау, первовосх., траверс (+ Коккин и Холдер),
– Уллукара (+ Коккин, с зап., не дошли).

В том же 1896 г ., когда Вулею было пятьдесят, он и Холдер предприняли попытку восхождения на Бжедух. Из-за неточности топокарты они вышли на другую, даже не соседнюю вершину, и, вынужденные этим ограничиться, с нее спустились. За этой вершиной утвердилось название пик Вулея . Установить доподлинно, кто и когда (очевидно, до 1-й Мировой) ввел его в обиход, мне не удалось ни по доступным источникам, ни в ходе консультаций у В.Н. Шатаева и В.Г. Ляпина, которым я очень благодарен.

После кавказской эпопеи у Вулея были еще три экспедиции в горах Норвегии и две в Скалистых горах Канады. В 1898 г . начальник канадских экспедиций Норман Коли нарек его именем одну из вершин в хребте Черчилля – Mount Wooley , 3405 м .

В 1908-1911 гг. Вулей был президентом Британского Клуба альпинистов.

Часть 1. На пути к пику Вулея .

Нас было двое на челне – маршруте к пику Вулея по леднику Шхельды, он был разминочным перед восхождением на Восточный Донгузорун.

Маршрут и участники. Координаты и высоты проставленных на карте точек продвижения – см. Приложение.

Утром 29 июня мы подъехали на частнике к погранпосту в низовье Адылсу у а\л Шхельда. Начальный участок маршрута от альплагеря до устьевого выхода в ущелье Шхельды ледника Ахсу известен тем, что под рюкзаком, да еще при акклимухе, он проходится с легким остервенением, которое вызывают валуны на всем пути следования за речкой. Поэтому мы замыслили бивак на нижних Шхельдинских ночевках ( h = 2601 м по серии GPS -замеров), что под моренным валом у выхода л. Ахсу, и проверенным верблюжьим ходом благополучно добрались до них в пятом часу. День к тому времени успел подпортиться, и вечер был скуп на видовые изыски.

Лесистым склоном над речкой Шхельдой. Первое появление отрога пиков Кавказа.

Для отдыхающих на а\л Шхельда теперь лафа – с тех пор как погранпост вынесли из ущелья вниз, они теперь эксклюзивные резиденты. За речкой зона валунов, нам туда.

Общий вид из ущелья в сторону гор. Справа над ледовым валом массив Шхельда-Профсоюзы, высшая видимая точка левее центра – пик Кавказа Зап. (более высокие Кавказ Гл. и Вост. скрыты), еще левее массив Бжедуха.

Все башни Шхельды и (справа) пик Профсоюзов.

Поравнялись с ледовым валом, из-под
него выбегает речка. Вверху справа Бжедух.

Идем правым (по ходу) бортом ледника. Напротив слева, над моренным
валом, сходы пиков Кавказа, верхняя точка – Кавказ Западный.

Вид с нижних Шхельдинских ночевок. Мы подошли снизу-слева.
Вдали пик Щуровского, оттуда исходит л. Шхельды, нам туда. Направо подъем по л. Ахсу.

Две культовые башни Шхельды и стена.

Текут «ручьи». Таких сходов в этом месте в этот вечер
был несколько. Фрагмент предыдущего снимка.

Пик Профсоюзов – западный
сателлит массива Шхельды.

На нижних Шхельдинских ночевках.

На следующий день мы намечали подойти к вершине, но не дошли – с недоакклимухи банально подсели да к тому же рановато влезли в непогоду. Держа нос на Щуровского, продвигались мимо Шхельды по центру ледника, здесь не донимали трещины и было глаже, чем на флангах. К Немецким ночевкам ( h = 3365 м ) подошли в мелкой снежной мороси. На здоровенном каменном острове (напоминает верхние ночевки Ахсу), выбрали одну из выложенных площадок, что посуше, и встали на ночь.

От Щуровского до Профсоюзов.
Утреннее солнце за работой.

Насыщение белизной.

Ушба выглядывает.

Зубья для гурманов.

Вид на верховье л. Шхельды с ночевок Аристова, что в кармане моренного вала над нижними Шхельдинскими ночевками. Мы выйдем на середину ледника и пойдем к Щуровскому по центру. Немецкие ночевки за левым поворотом вдали. Снимок 2006 г.

Вышли на середину л. Шхельды, вид назад. Справа вал морены с «карманным» проходом вглубь по-над устьем л. Ахсу (он по центру) . Этот ледник поворачивает налево, к вершинному цирку Ахсу. Сверху по центру ледник под пер. Юсеньги.

Идем по середине л. Шхельды к Щуровскому.
Здесь вид налево, за мореной южные сходы пиков Кавказа.
За спиной массив Шхельды.

Держим нос на пик Щуровского, он всё ближе.

Александр джипиэсит.

Ушбинский ледопад и рог Ушбы. Кажется, дождь собирается.

Утро 1 июля, как и предыдущее, выдалось тихим и чистым. Мы встали с рассветом, почтили восторгами зацветшие горные вершины, позавтракали и собрались, но еще час терпеливо просушивали палатку (солнце еще не показалось над хребтом), желая себе уютной ночевки в снегах у вершины.

Рассвет над Немецкими ночевками. Гребень ГКХ. Седловина справа – пер. Чатын Южн., седловина слева – пер. Чатын Сев., правее него пик Железнодорожник.

Приближенная рассветная Ушба
с Немецких ночевок.

Приближенный вид ледовой шапки Донгузоруна с Немецких ночевок. Пик слева – Вост. Донгузорун, теневая горизонталь справа под ним – перевал Родина в хребте Юсеньги.

Утренняя чистка: Щуровский – Ушба – Шхельда. Внизу справа светится Донгузорун, укрупненный на предыдущем снимке. Вид с Немецких ночевок.

Утренняя чистка: от Ушбы с Щуровским до Железнодорожника. Вид с Немецких ночевок.

Только Щуровский. И немножко Ушбы.

К западу за Шхельдой – слева направо: Донгузорун
над пер. Родина (правее облака), вершина Юсеньги, скоба пер. Юсеньги.

Пик Щуровского при утреннем параде.
Справа северный рог Ушбы. Вид с Немецких ночевок.

Грация Северной Ушбы.

Продвижение к пику Вулея с Немецких ночевок можно было начинать, как взбираясь по скально-осыпному склону и траверсируя его поверху до выхода в снега, так и продвигаясь сначала вдоль этого склона низом и поднимаясь потом крутоватым (35-40 градусов) ледово-снежным коридором. Первый вариант мы отвели как напряжный и выбрали второй. Проблем действительно не возникло: если на левом фланге коридора, где мы поднимались, и имелись трещины (справа они просто зияли), то они были плотно забиты. Когда склон над коридором выположился до 15-20 градусов, мы сделали остановку для фотоознакомления с представившимся нам новым окружением ( h = 3684 м ).

Фотосхема из альбома Олега Фомичева. Внизу по центру «наши» Немецкие ночевки, вверху справа скальный массив к пику Вулея, указаны два пути подхода к нему.

Эти же подходные пути, как они представляются с ночевок. Мы пойдем по зеленому.

Истоки Шхельдинского ледника. Левее центра пик Железнодорожник, от него через пер. Чатын Сев. гребневый переход к пику Вулея (слева за кадром).

На подъеме к пику Вулея с Немецких ночевок.
Слева Железнодорожник, по центру пер. Чатын Южн., справа трио Чатын-Щуровский-Ушба.

Пик Щуровского на фоне Ушбы и Чатына.

Ушба в родной стихии.

Александр поверх очков и Ушбинского ледопада.

Что-то я тут высоко подпрыгнул.

До вершинного скального массива пика Вуллея осталось набрать еще метров триста. Он полностью открылся взору, когда мы вышли на промежуточный снежный отрожек. По грубой маршрутной фотке мы определили кулуар, по которому предстояло забираться на гребень, и сделали контрольный снимок-шпаргалку для сверки на месте, у скал, где общей картины уже не будет. Сделав дело, мы «с песней» вышли к симпатичной заснеженной седловинке ( h = 3933 м ) в гребне слева под вершинным массивом, рассчитывая обосновать на ней бивачное место. Увы, она предстала горбатой и не особо заснеженной, с желаемым удобством даже одна палатка на ней не ставилась. Сход с седловинки «в ту сторону» быстро укручивался и обрывался ледником, поэтому пришлось выравнивать бивачный пятачок на склоне «с этой стороны».

На ближних подходах к скалам пика Вулея.

Вот и лопата заработала.

Приятное местечко!

С седловинки нам открылись вкуснейшие виды. Знай мы, что в ближайшие дни погода шиковать не будет, мы поднялись бы до сумерек на вершину и оценили с нее закатные полотна. Но, благодушные, мы в этот вечер просто тешились в пейзажных прелестях.

Чатын в лучах славы.

Вечерний вид с плеча пика Вулея в сторону Донгузоруна.

Вечерний вид с плеча пика Вулея в сторону Эльбруса. Впереди гребенка пиков Кавказа, справа Кавказ Зап.,
именно он ставил верхнюю планку панорамы вершин с шхельдинских низовий.

Чатын над скобой пер. Чатын Южн.

Эльбрус. Над ним радуга в облачке из
мелких льдинок, оно работает, как призма.

Проводы солнца с плеча пика Вулея. Напротив – в ближнем ряду – пер. Родина, вершина и пер. Юсеньги. Дальний ряд – Донгузорун и его Когутайский отрог.

Примерно так в это время мог смотреться сам пик Вулея. Вид с верхних ночевок Ахсу, что под пер. Родина на предыдущем снимке. Снимок 2006 г.

Еще один закатный вид пика Вулея с гребня ГКХ под Донгузоруном. Стрелкой отмечено место ночевки. Снимок со следующего маршрута.

Пик Вулея в последних лучах.
Вид с верхних ночевок Ахсу, снимок 2006 г.

Вулей уходит в ночь – на этом снимке с хребта Юсеньги и
на следующей, завершающей панораме с самого Вулея.

Приложение: Координаты и высоты маршрутных точек на карте

WGS-85 Zone 38

311021 4781715 4054 25 вход на вершинную гребенку

/ окончание следует /

ЖПС?

Все классно. Будьте добры, объясните WGS 85 Zone 38 - что это такое - как ввести тогда в ЖПС пользовательскую систему и как это связано с WGS 84? Что за m (метры??) для координат Y X? Заранее спасибо

красивый отчет!

Красивый отчет! последняя панорама "вапще" :-) справка о Вулее интересная, "спокойный" видать человек был, много сделал на Кавказе)) У вас этот маршрут 6 дней занял (понятно, акклимуха, все такое). А вообще в три дня уложиться реально?

вопросы и ответы

Спасибо, Нико и Саня. 85 - очепатка. Должно быть, естественно, 84. X и Y - прямоугольные координаты, исчисляются в метрах: Х от экватора, Y от осевого меридиана (соответствует номеру зоны). В джипиэсках прямоугольные и экваториальные (долгота-широта) координаты пересчитываются друг в друга и выдаются в желаемом варианте. Экваториальные к-ты хороши для эпохальных отчетов, карт и прочих высоких задач "на все времена", прямоугольные - для конкретного внутреннего пользования (ready-to-use): завел - пошел, всегда на глазок ясно, куда и насколько переместился, да и расстояния-гипотенузы легко прикидываются по теореме Пифагора. ... На подготовленную душу маршрут действительно при хорошей погоде надо ходить за три дня: 1-й - от шоссе до Нижн. Шхельдинских ночевок, 2-й - до предвершинного плеча Вулея, 3-й - утром на вершину и полный спуск. Еще лучше так: 1-й - от шоссе до Немецких ночевок, 2-й - до предвершинного плеча, установка палатки и вечерняя радиалка на вершину, 3-й - утренняя радиалка на вершину и полный спуск. Вечерние и утренние виды с вершины принципиально разные (в хорошую погоду), и лучше захватить и те и эти. Нас же подставила не только недоакклимуха, но и - в большей степени - "недопогода". Об этом во второй части заметки - welcome))

Супер

Игорь, спасибо! Как всегда замечательные виды, панорамы!