Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
High mountains, лето 2004
Мысль и мечта – это двигатели прогресса. Четыре года назад мы ехали на очередные зимние УТС Томской ФА. Для нас очередными они только начали становиться, но казалось, что все горы уже в нашей власти и можно планировать все, что угодно. К счастью, после третьей полторашки пива немного здравого смысла в головах еще было, для того чтобы не переборщить, но полностью овладеть своим разнузданным воображением мы не могли и, в процессе жарких поездных дискуссий на тему "проблемы развития томского альпинизма", решили, что надо ехать. Однозначно. На Хан-Тенгри. "Вот пройдет каких-то четыре года, мы подрастем в спортивном плане, - рассуждали недоделанные второразрядники, - соберем денег и поедем. Решено". Отведенные годы пролетели, как скорый поезд. Мы действительно немного изменили рейтинг наших маршрутов в сторону увеличения их сложности, но большими спортсменами не стали. И, кроме того, компания, в которой шел разговор зимой 2000 -го в поезде Томск-Барнаул, практически перестала вместе ходить в горы. Зато успела сколотиться небольшая междугородняя группа, состоящая из меня (Томск), Антона Паршина (Барнаул) и Тимура Алдын-Херель (Томск). Идея посещения хребта Тенгри-Таг так и не оставила мой "инфицированный" мозг, и я внедрил ее в наши стройные ряды. Что, впрочем, не составило большого труда, в связи с повышенной нервной возбудимостью многих альпинистов от словосочетания "Хай маунтинз. Хан-Тенгри". Пагубная привычка ходить за весенне-летний сезон по 10-12 маршрутов на 3-6-7-8 вершин привела к тому, что ехать на Хан только за одним маршрутом и тратить на это 10 т.р. и практически весь месяц нам было непривычно и, мягко говоря, досадно. Мы посмотрели на картинки Горы с разных сторон, на нитки маршрутов, порыли описания в интернете и поняли, что нам подходит юго-западное мраморное ребро. Во-первых, на него есть 5Б Романова, которая топчется по снегу. Во-вторых, есть 6-ка Свириденко по контрфорсу. Вся техническая сложность не на большой высоте – с 4500 до 5000. Потом до 6000, контрфорс, проблема которого - не сложные скалы, а двухметровый снег, держащийся непонятно каким чудом на вертикальном склоне. В-третьих, это ребро видно из базового лагеря, и, может, чем-то помогут в случае ЧП. А в средней части маршрута, при желании, можно уйти на классику и спуститься вниз. Пришли к мнению, что однозначно начнем с классики по южному ребру для акклиматизации. Посмотрим на погоду, на то, как будет себя вести организм при таких нагрузках – первый высотный опыт немного смущал, но ничего страшного не ожидали. Смотрелось все на картинках вполне приемлемо. За последние годы стало привычкой, что если маршрут смотрится логично, красиво и проходимо, то мы его пройдем. Если там видится "запердень", то придется напрячься, но все равно мы его, скорее всего, пройдем… Как же все меняется с внесением высотного фактора в игру под названием альпинизм. Не упуская шанс, делаем заявку на участие в заочном классе Чемпионата РФ по альпинизму в высотно-техническом классе. Тут случается первая неприятность. Выясняется, что маршрут Свириденко, несмотря на частоту посещений, классифицирован как 6Б. Это плохо, потому что у нас ни у кого нет права на такое руководство. А топтать бесконечные снежные поля на маршруте Романова нет ярого желания. Тем не менее, не видя достойного выхода из этой ситуации, берем весь комплект снаряжения для технического маршрута и решаем действовать по ситуации непосредственно на месте. Вдруг да подберем какого завалящегося "мастеришку" по альпинизму под Горой, которому нечего делать и он страсть как хочет прогуляться по 6Б с незнакомой крэйзи-группой. Итак, общие планы сверстаны. Для того, чтобы поехать в августе в горы, мне пришлось пойти на работе на откровенный конфликт с руководством, который видел меня в составе команды ТО ПСС, выступающей на Чемпионате РФ по спас-многоборью. Но я шел к своей мечте четыре года… К счастью, конфликт не разросся в "кровопролитное противостояние", и, урегулировав взаимоотношения с начальством, я стал собираться в горы. В общем процессе сборов в компанию горе(о)восходителей влились Лунева Ленка (Томск) и Мурадов Алексей (Барнаул). Они изначально планировали только классику. Наверняка, кому-то будет интересно, где искали транспорт, как заезжали и сколько все это удовольствие стоило. Втроем стартовали 31-го июля из Томска на машине Паши (Новодона) по 200 р. на бензин с чела. На Форд Фокусе. Если кто понимает. Почти все продукты на пятерых, из расчета больше чем на три недели, мы собирали в Томске. Половину нам спонсировал ОО ТГДЮ "Клуб Путешественников "АРБА". Когда мы вынесли ВСЕ собранное из клуба на крыльцо… провожающие стали огладываться: где же трактор, на котором мы поедем в Новосибирск к поезду Нск-Алма-Ата. Но трактор не появился, пришлось запихиваться в бедный Форд. Выезжая на трассу, заехали за ледорубчиком Тимке, за карточкой МТС мне и так чуть не "просохатили" отправление поезда. Чувствуя отставание от графика, Паша гнал 140-150. И жаловался, что машина сегодня что-то не тянет. Вы догадались почему?
В Барнауле к нам присоединились Антоха и Леха. Паршин буквально несколько дней как вернулся с Белухи, куда водил клиентов. До этого он пол-июля был на Ергаках на Чемпионате РФ по альпинизму в скальном классе. А еще до этого мы с ним 10 дней бегали пятерки там же на Ергаках. В общей сложности он был в горах уже почти полтора месяца. Два с половиной дня в жарком вагоне - и мы ранним утром прибываем в славную Алма-Ату. Да, чуть не забыл про эпопею с границей. При пересечении условной линии между РФ и РК по вагонам ходят казахские погранцы и ставят печати с датой прибытия в загранпаспорта. Но у нас их не было. А имелась бумажка, что мы следуем на … и т.д. Ее они отказывались штамповать. И миграционные карты не давали, хотя, вроде как, должны. Мы побегали, побегали и нашли начальника таможни. Показали бумаги, и он снизошел. Вызвал погранцов, которые нам поставили волшебную синюю закорючку с датой. С ней мы потом легко выехали из страны. А вот едущую без печати впереди группу Макунина Лехи долго мурыжили на южной границе. Если успеешь подсуетиться, то можно сразу по прибытию попасть на частный автобусик идущий в Бишкек. Мы не подсуетились. Единственный официальный автобус в столицу Киргизии уходит почти сразу, как приходит поезд из Нска (стоит около 100 р.). А до автовокзала около получаса езды, так что на него не успеваешь. Но на автовокзале есть маршрутная мафия, и они перевозят по фиксированной цене в 200 сомов (~142 р.). Но багажников у них нет, и это минус. Посему нам пришлось откупать вместо 5 мест все 9. Это неприятно сказалось на запасах наличной валюты.
На автовокзал в Бишкек приехали около 17:00. Там стоял ужасный гомон от маршрутников: "ТАРАЗ! ТАРАЗ! ТАРАЗ! ТАРАЗ! АЛМА-ТА! АЛМА-ТА! КАРАКОЛ! ТАРА-А-А-З!" И таял крупный град. Пока вытаскивали вещи из микроавтобуса, подскочили пятеро владельцев "бусиков". Самый молодой предложил поехать за смешную цену до Каракола на автобусе, в котором будем только мы. Мы рассчитывали уложиться в 800 рублей с чела, а вышло по 480р. Кроме того, на этом же автобусе мы покатались по Бишкеку, заехали в обменники, в "Аксай-Тревел" за регистрацией в Киргизии и за разрешением на проезд в погранзону. Бумажки обошлись в 400 р. каждому. Разъезжая по столице мы раз 5 переспросили водителя о цене за поездку, о конечной цели нашего путешествия с ним, о расстоянии и времени в пути – все совпадало. Непонятно было только одно – почему цена за отдельный автобус такая низкая. Но никакого подвоха не было видно. Потратив на город около часа, выехали при садящемся солнце в сторону Иссык-Куля. Граница города почувствовалась только по сильному увеличению скорости движения – около 100 км\ч. Ни сплошной застройки не стало меньше по обочинам, ни интенсивность транспортного потока не снизилась. Под мерные и мирные картинки в окне автобуса мы заснули. Просыпались пару раз, но конца и края пути не было видно. Среднее время достижения Каракола – 7 часов. В тот момент, когда мы уже впали в беспробудный сон, каждый на своем отдельном сидении, мужик остановился (кажется, в Чолпон-Ате) и сказал, что пришло время пересаживаться в другую маршрутку. И это было плохо. Потому что мест в ней было впритык, а багаж еле залез в старый, разваливающийся рафик. Время было около 22:00. Хоть предыдущий водитель, вроде бы, чего-то заплатил новому, но мы поняли, что вот он - подвох. Стало все ясно и с предыдущим: ему просто было по пути с нами, а потом он "слил" нас. В рафике было тесно и медленно. Тем не менее, где-то в третьем часу ночи мы, таки прибыли в вожделенный Каракол (бывший Пржевальск). Темно, пустынно, одинокие таксисты режутся в карты на капоте машин. Куда ехать не совсем понятно. Адрес Игоря Ханина, с которым велись переговоры о заброске на Иныльчек (Энгильчек), взяли из интернета. По нему было непонятно, то ли это улица Кирпичный завод, то ли район Кирпичиный завод. У местных таксистов узнали, что это все-таки улица, и что характерно – в Караколе. Жаль, что мы не узнали стоимость проезда на машине с шашечками. Потому что за два часа поиска на ночных задворках Каракола водила Рафика и его компаньон содрали с нас 400 сомов (~300 р.). С пятерых и ночью, это было бы приемлемо для Томска, но… днем мы узнали, что проехать из конца города в другой конец можно за 25 сомов. С машины! В общем, ободрали нас безбожно. К счастью, это не отразилось катастрофично на наших общих финансовых запасах. Зато мы достигли вожделенного обиталища Игоря Ханина. Одноэтажный частный дом с забором и высокой сеткой. На офис не похоже. Еще более отпугивающее впечатление производят огромные волкодавы в количестве аж трех (!) штук. Их оскаленные в хриплом рыке пасти и зеленые глаза выглядят феерически в призрачном свете налобной Tikki. Я, даже не успев осознать произошедшее, вдруг оказался в боевом полуприседе в трех метрах от ворот, готовый бежать со всех ног. Не успели мы полностью впасть в отчаянье, как в доме зажегся свет и вышел заспанный Игорь. Радость от нашего посещения не знала границ, это в три-то утра! Да еще и после затянувшегося "обсуждения проблем альпинизма" с клиентами из Москвы. Тем не менее, как человек воспитанный, хозяин сдержал свой порыв спустить собак, явно читаемый на заспанном лице, и уложил нас в доме. Предварительно он попросил не занимать ванну и пол рядом с туалетом, так как гости могут вдруг резко захотеть воспользоваться санузлом. Утром, после кофе, расставили точки над "i": кто мы, откуда, когда предупреждали (нашли наше письмо в компе). Изначально Ленка хотела залетать в базовый лагерь на вертолете. Но в процессе путешествия сложилась идея всем идти пешком: а груз забросить вертолетом. Игорь сказал, что груз, скорее всего, уйдет завтра с утра, а мы поедем сегодня вечером на УАЗике.
Запихивали все в мешки из-под сахара, внутрь которых вставляли большие полиэтиленовые. Тут же все взвешивали. Стоимость доставки груза простая: 1кг-1$. Старались спихнуть как можно больше из расчета 1 человек – 30$. Оставили только комплект одежды, обуви и тому подобного для трех дней треккинга по моренам и леднику. Все решили, что пойдут в кроссовках (и дошли спокойно), один я чухнул в ботинках. В итоге получилось нести каждому примерно по 20-25 кг. Спать решили впятером в трехместном bask`овском Garhwalle. Накидали аж 8 мешков барахла общим весом ровно 150 кг. Последнее нас сильно удивило, потому что как раз укладывалось в наши планы. За сборами наступил вечер. Темный, непроглядный, азиатский. Приехал Игорь и сказал, что УАЗик будет в час "Х", то есть в 00:00. Мы порадовались тому, что уже готовы в дальнюю дорогу, поймали такси и поехали ужинать в кафеси. Нашли рядом с базаром приятную кафешку на втором этаже с такими же приятными, невысокими ценами. Причем это ничуть не сказывается на качестве или количестве еды. На обратном пути запаслись телепортационной жидкостью местного разлива. Дешевенькая, но достойная. Во время "Х" приехал УАЗик. Водитель пошел трапезничать, а мы стали трамбовать в машину рюкзаки и протирать лобовое стекло от грязи. Предстояло проехать около 200 км и перевал почти в 4000 м. На улице было уже прохладнее, чем в помещении. Поэтому, чтобы не пропустить отъезд нашего "козлика", залезли на рюкзаки и начали готовиться к "телепортации". Только допили первую бутылку, как пришел водитель, и мы поехали. Допили вторую. Я пригрелся и начал засыпать. Все было слишком хорошо, чтобы так просто дальше продолжаться. И правда… УАЗик встал "колом". Причем, со скоростями случилась такая ерунда, которая требовала чуть ли не недельного ремонта. Хорошо, что мы уехали недалеко и не успели выйти из зоны действия сотовой связи. Звонок Игорю - и через час мы опять в Караколе. Только теперь нас, как уже почти уехавших, переселили на его перевалочную базу, ближе к центру города, но с меньшими удобствами. В доме, кроме дверей, раковины, стола и чайника, нет больше никаких удобств. Ханин пообещал, что если не сможет решить транспортную проблему ночью, то отправит нас утром в 10:00 на «66-ом». За те же деньги, что и на УАЗике. Лично я этот пассаж по сохранению лица фирмы оценил по достоинству. Гнать огромную машину ради нас (5 чел.) и Андрея из Новосибирска (ждал отправки на перевалке) за ту же сумму – это сильно.
До ледника дошли за 5 ходок и где-то в 13:00 встали на обед на последних дровах. Я начал помирать от боли в пальцах ног. Дело в том, что для облегчения я взял ( в поездку) только кожаные ботинки «Асоло» и пластиковые «Кофлачи». Пластики я отправил вертолетом, а пошел в «Асолах». Последний раз я использовал их в июне на Ергаках под проливным дождем – аж чавкало внутри от воды. За месяц они маленько высохли, скорее даже усохли. На пару размеров. В общем, мне было лихо гнаться за этими "козлАми" в кроссовках. К вечеру пальцы согнулись в отличный "свиной рулет" (в сентябре ногти на больших пальцах почернели, а в ноябре - облезли). Зато от пота ботинки немного размокли, и на следующий день было полегче.
Дальше тропа ухудшается: становится уже, часто разветвляется. Этому есть объективное объяснение. До поляны часто ходят группы в треккинг. Вещи везут на лошадях. Дальше, если и ходят, то уже все тащат портеры-носильщики.
Первыми, кого мы встретили, придя в МАЛ Казбека Валиева, были иркутяне. Они нас и огорошили трагедией, произошедшей между лагерем 4200 и 5200. Среди 11-ти человек, засыпанных лавиной, оказался друг Лехи и Антона – барнаулец Алекс. Известие просто шокировало мужиков. Да и нам, не знавшим Алекса, бодрости поубавило. Выходит, что как раз, когда мы 2,5 дня назад просыпались на поляне «Тур Хан-Тенгри», здесь под ледовым обвалом, сошедшим с пика Чапаева, в "мышеловке" гибли люди. Молча перешли вверх по морене в лагерь Аксай-Трэвела, где лежала наша заброска.
Думали-думали и решили, что не за тем мы так далеко ехали, чтобы разворачиваться. Хоть и страшно, но пойдем завтра на подход в первый лагерь, на 4200 м. Потом, если будет хорошо и морозно, – во второй, на 5200м. Переночуем - и на перемычку, в лагерь 3, на 5800 м (или~6000 м). А потом вниз, на отдых. Сказано – сделано. Накидали продуктов, взяли немного снаряги. Вечером облачность стала сползать с вершин, и у нас челюсти отвисли до колен от вида открывшихся исполинов. Не верится, что туда можно взойти.
В это утро было много рейсов вертолетов. Вывозили найденных погибших (всего 4 человека из 11-ти) и деморализованных оставшихся в живых чехов, новосибирцев и барнаульца.
Среди прилетевших сегодня - спасатели Центроспаса МЧС РФ и много их коллег с Кавказа. Встречаем знакомого – бывшего барнаульца кинолога Пашу. Ночью очень холодно. Как потом сказали, около минус 12 градусов. Впервые за месяц. Выходим в 4:00.
Проходим "мышеловку" примерно за 1,5 часа. Садимся отдохнуть и полюбоваться Победой в первых лучах солнца. Колбасит от холода и желания пить. При этом под курткой мокрый от пота. Поганое сочетание, но, как говорится, "лучше семь раз вспотеть, чем один покрыться инеем".
Около 9:00 на снежные площадки Л2 пришел Антоха. И вырубился. Проснулся он только ближе к 11:00, когда приползли мы и спросили: «Где же чай?» Совместными усилиями втыкаем на свободную снежную площадку свою палатку и уже лежа, в полусне, топим снег и греем чай. На это уходит чуть ли не час. За это время на улице рассасываются тучки и выходит солнце. Даже сквозь тент начинает ощутимо припекать. Хлебнули нагретой жидкости. Паршин проснулся окончательно и сказал, что пойдет, посмотрит снежные пещеры в Л3. Мы в "коматозе", нам почти все равно. Помахали рукой Антону и отрубились по-новой. Около 14:00, почти одновременно, пришли в себя. Сделали чаек и вышли на связь с Тохой. Он уже был в пещерах. Глядя на эту прыть и почувствовав себя чуть лучше, начинаем подбивать друг друга на еще один переход. Находим полупещеру-полуиглу и складываем туда палатку, веревку и разные другие ненужные пока что вещи. Со спальниками и едой выползаем на тропу. Сразу вырывается вперед Тимур, за ним бодренько чалит Ленка, а потом… А потом мне стало все равно, кто за кем. Потому что понял, что так хреново мне не было никогда. Не то, что в горах – в жизни! К сожалению, я не возьмусь достаточно красочно и подробно описать, что это такое -"давит высота". Вроде, всего-то, кровеносные сосуды приспосабливаются к работе при более низком давлении, а боли-то сколько! Почему-то мне хуже всех. И тренированностью это не объяснишь. Дело точно не в этом. Симптоматика следующая: при каждом шаге или движении раскалывается голова. Впрочем, трещит она, и когда ничего не делаешь. Движения вялые и стоят огромных усилий. Хочется сесть и заснуть. А лучше лечь. Но кругом снег, поэтому я сплю, сидя на рюкзаке. Сон больше похож на обморок. Когда приходишь в себя – никакого облегчения. Голова плывет, тело качается. МАМА! Как мне плохо! За что ж меня так любимыми горами? Заставляю себя ползти хотя бы по 5 шагов за ходку. Потом висну на палках. Ох! Через 50 шагов сажусь в снег на рюкзак. Обморочный сон - и все по-новой. То, что остальные, хоть и не резво, преодолели за 1,5-2 часа, я проползаю за 3-4. Точно не знаю, потому что мне казалось, что мир остановился, а я сошел с ума от этой боли.
В "кармане", где отдыхали, поднимаясь наверх, собираемся вместе, еще раз оцениваем ситуацию, надеваем каски и без кошек начинаем натурально бежать. На леднике снег немного раскисший, и это даже прикольно. Если бы не 7 трупов, лежащих неподалеку. Может даже под ногами. И если бы не реальная угроза пополнить скорбный список. Все обошлось. Проскочили опасный участок за 15 минут. Еще 15 минут неспешной прогулки - и мы в Л1. Мужики из Центроспаса сказали: "Мы думали, что вы на лыжах – так сквозили". В некоторых местах мы действительно катились на ботинках, как на лыжах. Высота 4200. Странное ощущение – я снова могу ходить! И даже вверх! При этом в теле обычные равнинные ощущения, то есть нет желания лечь и сдохнуть от боли.
Утром отличная погода. С Антохой связаться не удается. Думаем, что он пошел на восхождение. Сами плющимся до обеда и выходим в Л1.
Идти нелегко, но с первым разом не сравнить, настолько легче. Где-то к 15:00 приходим на перемычку, к Антону. Он не пошел на вершину. Прогулялся только до ночевок в Л4 (6400 м). Пикантность ситуации в том, что он был вынужден жить почти 3 дня без горелки: его засорилась, а нашу мы унесли вниз. В итоге он ходил по соседям и долго объяснял буржуям, что ему нужны пассатижи, а потом выяснялось, что ни у кого, как ни странно, на 6000 м их нет. Я бегал на удивление бодро и верил в благополучный исход завтрашнего штурмового дня – пятницы, 13 августа..
Не видел я в себе сил ТАК напрягаться, а спускаться, судя по всему, предстояло ночью. Хочу ли я тут замерзнуть, проведя весь день без воды и еды? Однозначно нет. Лучше не сходить и иметь шанс попробовать еще, чем героически заползти на вершину и больше не ходить вообще.
Спускался часа 2,5. В кошках по скалам передвигаться лазаньем вниз еще неприятнее, чем вверх. В нижней части встретил двух корейцев и гида из Алма-Аты. Некто Таракан. Он напоил водой – моему счастью нет предела! Говорит, что пару недель назад он на этих перилах упал (порвались под нагрузкой), но далеко не улетел - повезло.
Долго думаю, хочу ли я повторить попытку завтра? И не нахожу в себе силы дергаться. Никогда еще мне гора не стоила таких бешеных усилий. Утром выходим в 6:00. Пару часов легкого бега вниз - и мы с рассветом приходим без приключений в базовый лагерь.
15-го августа с утра Ленка и Леха счастливо выложили по 100$ и улетели. Мы бы и рады путешествовать вертолетами Кыргызстана, но баксокризис в нашем походном бюджете заставляет шевелить ногами.
Через месяц в городе, после размышлений и разговоров, я понял, что все дело в акклиматизации. В неправильной. Ведь чувствовал же я себя нормально на 6000 во второй заход. Надо было подняться на 6400 с возвращением на 6000. Потом переночевать на 6400 и оттуда спокойно стартовать. То, что это был первый опыт высоты, сказалось негативно: пытались бегать, как обычно на высотах до 5000 м. А так, как оказалось, получается далеко не у всех. Акклиматизироваться нужно не спеша, вдумчиво. А мне, черт побери, опять хочется в БОЛЬШИЕ ГОРЫ! Хоть и зарекся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||