Автор: Монсар О.А.
Суган, Караугом – 2006
Горный поход 5-ой категории сложности
Киевский Областной Туристический Клуб.
1. Общие сведения
1.1. Проводящая организация
Заявочные документы группы были рассмотрены и утверждены 11 июля 2006 года Киевской областной маршрутно-квалификационной комиссией (г. Киев, ул. Январского
восстания, 3А).
1.2. Справочные данные
Сроки проведения похода: с 8 по 28 августа 2006 года.
Маршрутная книжка № 74-06.
Численность группы: 6 человек.
Руководитель: Монсар О. А.
Вид
туризма
|
Категория сложности похода
|
Протяжённость активной части похода, км
|
Продолжительность
|
Сроки проведения
|
Общая
|
Ходовых дней
|
Горный
|
Пятая
|
163
|
23
|
20
|
Август 2006
|
1.3. Район, подрайон.
Восточный Кавказ: Суган, Караугом.
1.4. Подробная нитка маршрута.
Запланированный маршрут:
Сел. Верх. Жемтала ¬- ущ. Псыгансу - лед. Сев. Суган - пер. Зап. Суган (1Б, 3450, рад.) - пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4320, рад.) + в. Суган-Тау (3А альп., 4460,
рад.) - пер. Мориса Тореза (2Б, 3600) - лед. Нахашбита - пер. Хазны-Метеоровцев (3А, 3700) - в. Галдор М. (2А альп., 3700, рад.) - пер. Кедрина (2А, 3690) -
пер. Айхва Вост. (1Б, 3500, рад.) - ущ. Белягидон - ущ. Урух - ущ. Айгомугидон - сел. Дунта - ущ. Сонгутидон - ледопад Сонгути + пер. Вологата (3А, 4000) -
пер. Купол Вологаты (2Б, 4200) - Караугомское плато - в. Скатиком (2Б, 4454, альп.) - пер. Скатиком (3А, 4200) - пер. Чилингини (2А, 3750) - ущ. Скатикомдон
- пер. Гулар (2954, н/к) - сел. Дзинага.
Пройденный маршрут:
Сел. Верх. Жемтала ¬- ущ. Псыгансу - лед. Сев. Суган - пер. Зап. Суган (1Б, 3450, рад. = 1А) - пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4320, рад.) + в. Суган-Тау (попытка
восхождения) = 2Б - пер. Мориса Тореза (2Б, 3600) - пер. Хазны-Метеоровцев (3А, 3700) - пер. Кедрина (2А, 3690) - пер. Айхва Вост. (1Б, 3500, рад. = 1А) -
ущ. Белягидон - ущ. Урух - ущ. Айгомугидон - сел. Дунта - ущ. Сонгутидон - ледопад Сонгути + пер. Вологата (3А, 4000) - пер. Купол Вологаты (2Б, 4200) -
пер. Чилингини (2А, 3750) - ущ. Скатикомдон - пер. Гулар (2954, н/к) - сел. Дзинага.
Протяженность линейной части маршрута - 163 км.
1.5. Состав группы (Рис 1- 3).
№
|
Фамилия, имя, отчество.
|
Год рождения
|
Туристская подготовка
|
Обязанности в группе
|
1
|
Монсар Олег
|
1961
|
5- УГ, пер. Эрцог
|
руководитель
|
Алексеевич
|
|
(3А), 5- РГ
|
|
2
|
Никоненко Алексей
|
1971
|
4- УГ, пер. Хецквара (3А)
|
завхоз
|
Анатольевич
|
|
|
3
|
Монсар Любовь
|
1984
|
5- УГ, пер.
|
медик
|
Олеговна
|
|
Жукова (3А)
|
|
4
|
Цветков Егор
|
1982
|
5- УГ, 2 разряд по
|
завснар
|
Федорович
|
|
альпинизму
|
|
5
|
Синявский Иван
|
1978
|
5- УГ, пер.
|
эколог
|
Иванович
|
|
Жукова (3А)
|
|
6
|
Бондаренко Сергей
|
1982
|
5-УГ, пер.
|
фотограф
|
Николаевич
|
|
Жукова (3А)
|
|
2. Идея похода.
Основным мотивом выбора Сугана и Караугома в качестве района проведения похода было желание пройти горную пятерку в новом для всех нас и технически сложном
районе. Маршрут планировался таким образом, чтобы охватить ключевые точки района путешествия, сделав упор на прохождение технически интересных перевалов. По
традиции был запланирован ряд восхождений на вершины, соответствующие категорийности похода, являющиеся обзорными и органично вписывающиеся в маршрут.
Но все эти стройные планы были сломаны начальником Северо-Осетинского погранотряда Прокошиным А. В., у которого так и не удалось получить пропуск в
погранзону, несмотря на заранее поданные документы. Пришлось оперативно менять маршрут с учетом того, что ущелья Харес, Караугом и Цей оказались для нас
закрыты.
В результате был разработан маршрут похода по данному району без захода в пограничные ущелья.
3. Варианты подъезда и отъезда.
Поездом Киев - Кисловодск собирались доехать до Пятигорска, а оттуда автобусом во Владикавказ. Но в Минводах наш поезд догнал поезд Москва - Владикавказ и мы
быстренько на него пересели. В результате хорошо выспались и доехали с комфортом по 200 руб. с человека.
Из Владикавказа в сел. Дзинага вечером ходит автобус (отправление в 15:50 от городского автовокзала). Он заезжает сначала в сел. Стур-Дигора, затем идет в
сел. Дзинага (если водитель живет в Дзинаге и наоборот, если - в Стур-Дигоре). Время в пути около 3 часов. Утром, около 6 часов, автобус выезжает из Дзинаги,
заезжает в сел. Стур-Дигора (6:20) и затем едет в г. Владикавказ. Последовательность, как выяснилось при попытке выезда на автобусе, также зависит от того,
где ночует водитель.
Можно взять попутную машину (обычно микроавтобус). Но она обойдется недешево (1800 - 2000 руб. за машину). Так как нам нужно было заехать в погранотряд (2-й
Редант, Военно-Грузинская дорога), завезти заброску в Дзинагу, а затем вернуться обратно в пос. Чиколу, а оттуда в Верхнюю Жемталу, пришлось платить 2500
руб., хотя вначале водитель загнул гораздо больше.
Выехать планировали из Дзинаги автобусом, но т. к. водитель оказался из Стур-Дигоры, то автобус натрамбовался еще в Стур-Дигоре и в Дзинагу заезжать не стал
вообще. Пришлось идти на турбазу Дзинага и пытаться там нанять машину. С трудом удалось договориться, чтобы нас отвезли в Чиколу за 1000 руб., а оттуда
выбирались во Владикавказ маршрутками по 2 человека, так как для рюкзаков в маршрутках места нет совсем. До Пятигорска доехали рейсовым автобусом (около 3,5
часов).
4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
1. Обход ледопада Сонгути (3А) через перевал Снежинка (2Б).
2. Отказ от радиальных восхождений в условиях повышенной опасности или для устранения накопившейся на маршруте задержки.
3. Спуск с Караугомского плато через перевал Купол Вологаты (2Б).
5. График движения.
День пути
|
Дата
|
Участок пути
|
Путь, км
|
ЧХВ*,
ч: мин
|
Характеристика пути
|
Метео-условия
|
1
|
8.08
|
Сел. Верх. Жемтала - р. Белые Камни
|
3
|
1
|
Грунтовая дорога.
|
Ясно.
|
2
|
9.08
|
Место ночевки (м. н.) - турбаза
|
5
|
1:40
|
Грунтовая дорога.
|
Переменная облачность.
|
3
|
10.08
|
М. н. - ущ. Псыгансу на выходе из
каньона
|
17
|
4:50
|
Грунтовая дорога.
|
Ясно.
|
4
|
11.08
|
М. н. - ущ. Псыгансу
|
7
|
2
|
Тропа.
|
С утра - ясно, после обеда - туман.
|
5
|
12.08
|
М. н. -
карман морены
р. Сугансу
|
8
|
2:20
|
Тропа.
|
Переменная облачность.
|
6
|
13.08
|
М.н. -
гребень морены -
ледник Сев. Суган
- пер. Зап. Суган (1Б, 3450)
- пер. Мориса Тореза
|
3
3,5
3
|
1:30
1:30
2:30
|
Подъём - слабая тропа по травянисто-осыпному гребню морены,
пологий открытый ледник,
закрытый ледник (30-35?),
трещины.
|
С утра ясно, постепенно набегают облака и к 14.00 - облачно.
|
7
|
14.08
|
М. н. - пер. взлет - пер. 50 лет ВЛКСМ
(3А, 4320)
- Вост. гребень в. Суган-Тау -
Сев. склон -
лед. Сев. Суган -
пер. Мориса Тореза (2Б, 3600)
|
1
0,5
0,5
1
|
1:30
2
3:30
1
3:30
0:40
|
Подъем по снежному склону до 15°, по снежно-ледовому склону до 45°
250м, затем по разрушенному скальному гребню. Спуск - по скально-осыпному, затем - по снежно-ледовому склону до 45°, 350 м, внизу склона - бергшрунд.
Закрытый ледник.
|
С утра ясно, постепенно набегают облака и к 14.00 -
низкая облачность, град, гроза.
|
8
|
15.08
|
М. н. -
- зап. ветвь ледника Нахашбита
- морена ледника Нахашбита.
|
0,5
1,5
1
2
|
2
0:25
2:30
1:10
|
Спуск - снежно-ледовый склон до 45°, 200
м,
пологий ледник,
ледопад,
пологий ледник, морена.
|
С утра ясно, постепенно облачность доходит до 5 баллов.
|
9
|
16.08
|
М. н. -
пер. Хазны-Метеоровцев (3А, 3700)
-
ледник Хазны -
ущ. Хазныдон.
|
0,5
0,5
0,2
0,3
1,5
1,5
0,5
1,5
2,5
|
0:40
0:20
3:00
0:20
1
0:25
1:30
0:25
0:45
|
Подъем - снежно-ледовый склон до 45°,
снежный склон до 30°, скально-осыпной кулуар 50°, скально-осыпной склон до 45°. Спуск - снежно-ледовый склон до 25°, закрытый ледник до 15°, разорванный закрытый ледник до 40°, открытый ледник до 10°, поверхностная,
затем - боковая морена.
|
Ясно.
|
10
|
17.08
|
М. н. -
морена -
лед. Айхва
- ночевки на разделительном гребне лед. Айхва.
|
0,5
5,5
1,8
0,2
|
1
2:20
0:50
0:20
|
Переправа вброд.
Подъем - тропа по морене,
открытый ледник до 25?,
осыпной склон до 40°.
|
С утра ясно, постепенно набегают облака. 19:00 -
сильный ветер, град, гроза.
|
11
|
18.08
|
М. н. -
пер. Кедрина (2А, 3690) -
лед. Беляги -
пер. Айхва Вост. -
ущ. Белягидон ниже основания бараньих
лбов.
|
1,0
0,3
0,3
0,2
0,7
|
0:30
0:30
0:10
0:25
0:40
1:30
|
Подъем по снежному, затем осыпному склону до 35°.
Спуск - скально-осыпной склон до 45°, закрытый ледник.
Подъем по снежному, затем осыпному склону до 40°.
Спуск - скально-осыпной склон до 45°, закрытый ледник,
моренные осыпи
|
Ясно.
|
12
|
19.08
|
М. н. - ущ. Белягидон выше
сел. Ахсау
|
11
|
2:20
|
Тропа, переходящая в грунтовую дорогу.
|
Ясно.
|
13
|
20.08
|
М. н. -
сел. Мацута -
сел. Дунта -
ущ. Сонгутидон
|
7
13
8
|
1:40
4
2:15
|
Грунтовая дорога.
Грунтовая дорога.
Тропа.
|
С утра ясно, после обеда - облачно.
|
14
|
21.08
|
М. н. -
карман морены лед. Сонгути.
|
5
|
2
|
Тропа, заросли кустарника, гребень морены.
|
С утра ясно, к 13.30 - низкая облачность, вечером и ночью -
дождь
|
15
|
22.08
|
М. н. -
язык ледника -
ледопад Сонгути.
|
2
1
|
0:50
9:30
|
Гребень морены, пологий открытый ледник,
ледопад.
|
Ясно.
|
16
|
23.08
|
М. н. - ледопад Сонгути.
|
1,5
|
10
|
Ледопад.
|
Ясно.
|
17
|
24.08
|
М. н. -
ледник Сонгути -
пер. Вологата ложн. (3А, 4000) -
пер. Купол Вологаты.
|
0,2
3
0,5
|
2:30
2:20
3:30
|
Ледопад,
закрытый ледник,
снежно-ледовый склон до 50?, подрезанный
бергшрундом.
|
Ясно,
после обеда
- пасмурно, ветер, снег.
|
18
|
25.08
|
Пер. Купол Вологаты (2Б, 4200) - пер. Вологата ложн. -
лед. Сонгути.
|
0,5
1,5
|
2:45
0:35
|
Снежно-ледовый склон до 50?, подрезанный бергшрундом, закрытый
ленник.
|
Снег с дождем, ветер. Во второй половине дня -
пасмурно.
|
19
|
26.08
|
М. н. - пер. Чилингини (2А,
3750) -
лед. Скатиком -
ущ. Скатикомдон.
|
2,5
2,5
5
|
1
1
0:15
1:10
|
Открытый ледник до 30?,
гребень морены,
переправа вброд,
тропа.
|
С утра ясно, после обеда - облачно.
|
20
|
27.08
|
М. н. - пер Гулар (н/к, 2954) - ущ. Гулар - сел.
Дзинага.
|
6
14
|
3:10
3
|
Тропа.
Заброшенная дорога
|
С утра ясно, к 15:00 - низкая облачность, дождь, гроза.
|
21
|
28.08
|
М. н. - т/б Дзинага - г. Владикавказ
|
2
-
|
0:25
-
|
Дорога.
Машина.
|
Ясно.
|
* ЧХВ – чистое ходовое время.
6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
8 августа. Зарегистрировавшись в ПСО во Владикавказе и сделав последнюю попытку получить пропуск в погранзону, выехали в Дзинагу, оставили
заброску на турбазе для завершающей части похода, после чего доехали до селения Верхняя Жемтала. Не обошлось и без приключений. При подъеме по ущелью Урух в
машине несколько раз закипала вода в радиаторе, а один раз вообще вырвало свечу и водитель долго бродил по дороге, пока ее нашел. В Жемталу добрались уже в
шестом часу вечера.
Селение Верхняя Жемтала расположено у входа в ущелье Псыгансу, чуть выше слияния рек Жемтала и Псыгансу (900 м над у. м.) практически еще на равнине.
Ущелье отделено от долины Черека Балкарского и р. Рцывашки хребтом Эркедыген, а от долины Хазныдона - хребтом Хазны.
По ущелью проходит дорога, которая протянулась до выхода из теснины, по которой протекает река, прорезая Скалистый хребет. Пройдя 2 небольших перехода по 30
минут, у речки Белые Камни остановились на ночлег.
9 августа. С первого дня похода начались неприятности (не считая отказа в выдаче пропуска). Заболела единственная участница нашего похода.
Так как предсказать развитие болезни было затруднительно, то оставалось неясным, какие предпринять действия. Поэтому мы ее разгрузили насколько было возможно
и решили потихоньку двигаться вверх, оставляя в запасе путь к отступлению. При этом старались ее лечить доступными методами. Нормально почувствовала себя она
только к пятому дню похода. Лишь тогда стало ясно, что можно продолжать поход в полном составе, но еще не с максимальной нагрузкой. В результате отстали от
желаемого графика движения на 2 дня. Из-за этого впоследствии пришлось отказаться от восхождения на Малый Галдор плюс появилось отставание, которое не
удалось устранить к началу второй части похода.
Проходим 3 небольших перехода и в районе турбазы ставим лагерь.
10 августа. Поднимаемся по живописному лесистому ущелью, пересекающему Скалистый хребет, над бушующей внизу прозрачно-голубой рекой. По
сторонам высятся причудливые известняковые скалы. Стены ущелья подходят все ближе и ближе, сжимая в своих тисках бурную речку. Дороге уже некуда деваться и
она вынуждена переходить по мостам с берега на берег. Постепенно ущелье расширяется, лес отступает вверх по склону, скальные стены расходятся в стороны и
дорога вырывается из теснины (Рис. 4). Не доходя до коша спускаемся к реке и на удобной травянистой поляне ставим лагерь.
11 августа. Долина Псыгансу южнее Скалистого хребта имеет троговый профиль. Дно и склоны ее покрыты альпийскими лугами. На обширных
пастбищах разбросаны коши и фермы, вокруг которых пасутся стада. В разные стороны уходят тропы к перевалам Хазнывцек и Курноят. Дорога заканчивается.
Продолжаем путь вверх по ущелью по тропе левого берега. Через 4 км от первого коша по мосту переходим на правый берег реки и далее поднимаемся по этой
стороне (Рис. 5).Пройдя до обеда 4 перехода по 30 минут, находим поляну и ставим лагерь.
12 августа. Полудневка. В состоянии здоровья Любы наконец наступил перелом в лучшую сторону, хотя общее состояние пока еще не важное:
болезнь измотала. До этого состояние не улучшалось, но к счастью и не ухудшалось, что оставляло надежду. Выходим после обеда.
Идем пока короткими переходами по 35 минут. Пройдя 4 перехода, подходим к слиянию рек Псыгансу и Сугансу. Переходим вброд речку выше впадения Сугансу (Рис.
6) и на живописной поляне в кармане морены у озерка с бирюзовой водой ставим лагерь (Рис.7, 2500 м).
Рис. 5. Вид из верховий ущелья Псыгансу. Вдали - Скалистый хребет.
Рис. 6. Переход реки Псыгансу.
Рис. 7. Лагерь в ущелье Псыгансу.
Рис. 8. Вид на ледник Северный Суган.
Рис. 9. Обед на морене ледника Северный Суган.
13 августа. Подъем в 7.00. Выход в 9.35. В верховья долины реки Сугансу поднимаемся по крутому, заросшему травой, гребню правобережной
морены. Временами появляются признаки тропы. Впереди виден пояс «бараньих лбов», по которым водопадом спадает река Сугансу. Продолжая подниматься по гребню
морены, обходим бараньи лбы слева по ходу. Через 55 мин. гребень морены выводит выше бараньих лбов и уже почти упирается в скальный гребень, отделяющий
ледник Сев. Суган от цирка пер. Каменистый. Спускаемся в широкий осыпной цирк концевых морен. Здесь множество площадок для палаток. Через 30 мин. выходим на
ледник. Ледник открытый и пологий, слегка присыпан камнями.
Поднимаемся по нему, сначала по левой стороне, а затем переходим через поток, текущий по леднику, и уходим на правую сторону ледника.
Доходим по леднику до пер. Зап. Суган (1Б, 3450). Заходим на него, как на хорошую обзорную точку, тем более, что для этого нужно подняться всего лишь на
десяток лишних метров. От перевала идем налево в направлении гребня разделяющего ледник на две ветви (Рис. 8). Левая (восточная) - ведет к перевалам Мориса
Тореза (2Б) и 50 лет ВЛКСМ (3А), а правая (западная) - к пер. Шести (2А). Под основанием этого разделительного гребня на серединной морене обедаем (Рис. 9,
1час 20мин. ЧХВ от языка ледника).
Далее восточная ветвь ледника резко набирает высоту, крутизна до 35 градусов, ледник становиться закрытым, появляются разломы. Двигаемся в связках. Подъем на
верхнее плато к пер. Мориса Тореза занял 2 часа ЧХВ.
В мульде у перевала Мориса Тореза в 19.00 становимся на ночевку.
14 августа. Подъем в 5.00. С утра погода хорошая, собираемся на штурм. Выход в 7.15 (Рис. 10). За 1 ч 20 мин ЧХВ подходим под перевальный
взлет на снежную полку выше снежно-ледового сброса. Бергшрунд проходим ближе к правому по ходу краю.
Перевальный взлет - снежно-ледовый склон, крутизной 35-45 градусов. Движемся связками с попеременной страховкой в направлении западной части седловины
перевала, чтобы подняться сразу под скалы северо-восточного гребня Суган-Тау (5 веревок по 50м, Рис. 11). Поднявшись на седловину в 10:50, первая связка
сразу начала подъем по гребню на вершину, чтобы не терять зря время. Скалы простые и средней сложности, но очень разрушены и требуют внимательности при
движении и организации страховки (Рис. 12). Крутизна гребня колеблется от 20 до 55 градусов. Двигаемся в связках с попеременной страховкой. Гребень местами
узкий.
К тому времени, когда первая связка прошла 4 веревки, погода резко испортилась, пошел крупный град (около 1 см) и, что хуже всего, началась гроза. Выступы
на гребне начали очень неприятно урчать от статического электричества. На гребне находиться стало очень опасно. Какого-либо понижения, где можно было бы
переждать грозу поблизости не оказалось. Как долго продлится непогода тоже было не ясно, поэтому, единственное что оставалось делать - это срочно уходить с
гребня вниз. Первая связка вернулась на веревку вниз по гребню и оттуда все начали спускаться по склону в направлении ледника Сев. Суган, уходя немного по
диагонали, чтобы веревкой не сбрасывать на себя камни. По склонам начала ссыпаться снежная крупа, камни промокли и со всех сторон начали грохотать камнепады.
Место начала спуска и направление были выбраны так, чтобы держаться в стороне от линий схода камней.
Средний уклон склона около 45°. После полутора веревок дюльфера вышли на ледовый склон и продолжили спускаться по нему. В нижней части перед выположением
пересекли бергшрунд (всего 5 веревок от гребня). Дальше пошли в связках. Погода начала улучшаться также неожиданно быстро, как и портилась. Придя в лагерь,
наблюдали красивый суровый закат, вроде ничего и не было.
Рис. 10. Выход на восхождение на в. Суган-Тау.
Рис. 11. Выход на перевал 50 лет ВЛКСМ.
15 августа. С утра - отличная погода! С перевала Мориса Тореза открывается вид на "ледяное сердце" Сугана. На ледник Нахашбита со всех
сторон цирка спадают огромными ступенями мощные ледопады, зажатые крутыми скальными массивами. Прямо напротив - ледопад юго-восточной ветви ледника
Нахашбита, ведущий на перевал Хазны-Метеоровцев, куда лежит наш дальнейший путь. Слева от него возвышается пик Шевченко (Рис. 13).
Спуск с перевала Мориса Тореза закрыт 200-метровым верхним ледопадом, представляющим весьма трудное препятствие. Начинаем спуск вдоль правой кромки ледника
по крутому (до 45°) ледовому склону. Основные разрывы остаются слева. Бергшрунд проходим по его правому краю (2 веревки от перегиба), еще две веревки
дюльфера выводят на выположение. Дальше идем в связках, так как ледник сильно разорван, несмотря на то, что здесь он практически горизонтален. На
поверхностной морене - привал (Рис. 14). К нижнему ледопаду выходим на уровне 3450 м. Ледопад сильно разорван. Обходим его сначала по левому краю ближе к
стенам пика Буревестник (движение в связках одновременно или с попеременной страховкой, камнеопасно!). Затем, пройдя основные верхние разломы, уходим по
диагонали вправо к центру ледника, петляя между трещинами (Рис. 15). Жаться под стены пика Буревестник совсем не хочется, т.к. там все засыпано камнями.
Спуск заканчиваем на слиянии с юго-западной ветвью ледника Нахашбита. Пересекаем основное русло ледника, где собираются пути от перевалов Хазны, Доппах и
Суган (3100 м, Рис. 16 - 19). На поверхностной морене стать негде, поэтому после разведки поднимаемся на правобережную морену, где расчищаем площадку в
месте, где поблизости есть вода (Рис.13). Лагерь.
Продолжительность спуска с перевала Мориса Тореза до ледника Нахашбита 5 часов ЧХВ, еще час пути до ночевки на морене (3250 м).
Рис. 13. Спуск с перевала Мориса Тореза.
Рис. 14. На поверхностной морене под перевалом Мориса Тореза.
Рис. 15. Прохождение нижнего ледопада перевала Мориса Тореза.
Рис. 16. На леднике Нахашбита.
Рис. 17. Вид с ледника Нахашбита на перевал Мориса Тореза.
Рис. 18. На леднике Нахашбита.
Рис. 19. Вид с ледника Нахашбита на перевал Хазны-Метеоровцев.
16 августа. Ледопад юго-восточной ветви ледника Нахашбита, ведущий на перевал Хазны-Метеоровцев очень разорван, но его можно обойти слева по
ходу (Рис. 19). Правый борт нижней ступени ледопада ограничен скальным массивом. Между ним и основным склоном пика Шевченко в сторону средней части ледопада
ведет фирновый кулуар (40°). Подъем по нему в связках с попеременной страховкой приводит на обширное снежное поле возле средней части ледопада (3430 м),
которую минуем, двигаясь по краю поля.
Дальше движемся вверх по снежному склону, постепенно набирающему крутизну, в сторону кулуара, расположенного слева от стены правого борта верхней ступени
ледопада. Основание кулуара обрывается к леднику крутыми скалами, поэтому уходим по склону влево-вверх, а затем траверсируем по скально-осыпной полке вправо
к началу кулуара. 3 веревки перил по крутому (до 50°) скальному кулуару (камнеопасно!) выводят на ребро, поднятое над ледопадом примерно на 100 м. Станции
делаем в местах, где можно спрятаться от камней. Подъем по левому по ходу борту, т.к. в желобе много "живых" камней (Рис. 20). Перевалив через ребро,
спускаемся с другой стороны по осыпному склону и косым траверсом поднимаемся на седловину перевала (Рис 21).
Перевал Хазны-Метеоровцев (ЗА, 3700 м) расположен южнее пика Шевченко, соединяет долины Псыгансу и Хазныдона, ведет с ледника Нахашбита на ледник Хазны.
Представляет собой гребень из заглаженных отошедшим переметным ледником скал. С перевала отличный вид в сторону цирка Нахашбита. На юго-западе над
перевалом - широкая снежная седловина перевала Нахашбита, ведущая в долину Хареса. Левее - склоны массива Цухгарты.
Спускаемся с перевала по пологому закрытому леднику на верхнее ледовое плато ледника Хазны (3400 м, Рис. 22). С юга над ним возвышается стена Цухгарты, с
севера - вершины массива пика Шевченко. Ледник постепенно поворачивает вправо. Спускаемся, придерживаясь середины. Пройдя северный отрог Цухгарты, резко
поворачиваем направо к стенам массивов Галдор - Цухгарты. Движемся под стеной Цухгарты по широкому пологому закрытому раскисшему леднику в связках,
растянувшись на полную длину веревки.
Далее предстоит путь по правому краю верхнего ледопада. Крутизна ледопада 30-45° (Рис. 23), трещины преодолеваем по ледовым перемычкам со страховкой на
ледобурах (возможны камнепады и ледовые обвалы с "крыши" черного контрфорса!). Спуск приводит на плато между ледопадами (3100 м). Здесь поворачиваем на север
и пересекаем плато. Нижний ледопад легко обходится по левобережной морене. Останавливаемся на травянистой площадке недалеко от слияния Хазныдона и потока
из-под ледника Хазны (Рис. 24).
Рис. 20. Подъем на перевал Хазны-Метеоровцев по кулуару
в обход верхней части ледопада.
Рис. 21. На перевале Хазны-Метеоровцев.
Рис. 22. Спуск на верхнее плато ледника Хазны.
Рис. 23. На леднике Хазны. Обход верхней ступени ледопада.
Рис. 24. В ущелье Хазны. Вдали - ледник Айхва.
Рис. 25. На леднике Айхва.
17 августа. С утра ищем место для переправы. Поток, вытекающий из-под языка ледника Хазны, очень бурный. Слышно, как по дну перекатываются
камни. Наиболее спокойное место для перехода вброд находим практически у слияния потоков. Переходим по одному со страховкой с берега веревкой, закрепленной
выше по течению. От места переправы поднимаемся на высокую травянистую моренную террасу и идем по ней вверх вдоль левого берега Хазныдона. Идти приятно -
травка, цветочки, кое-где попадаются участки тропы. Морена плавно набирает высоту и к месту ответвления пути на перевалы Восточный и Западный Галдор
становится чисто осыпной. Поднявшись еще немного, выходим к началу верхнего цирка, где множество истоков с ледников Суганского хребта и его боковых отрогов
дают начало бурному потоку Хазныдона. По большой плавной дуге огибаем весь этот цирк, переходя ручьи. Далее поднимаемся по левому берегу наиболее мощного из
них, берущего свое начало с ледника Айхва. Доходим до водопада. Под ним пересекаем поток, который разбит здесь на множество мелких ручьев.
Здесь перекусываем, после чего продолжаем движение вверх. Выходим на юго-западную ветвь ледника Айхва (ведущую к перевалу Загадок) и идем по ней сначала
вдоль правой стороны, постепенно переходя к центру. Юго-восточная ветвь, ведущая к перевалам Кедрина, Светлова и Центральный Белаг, отделена скальным
отрогом. Основание этой ветви перегорожено ледопадом, поэтому начинать подъем по ней нецелесообразно. Затем, когда перепад между ледником и скальным гребнем
становится минимальным, поворачиваем налево и по средней "живой" осыпи крутизной до 40o выходим на гребень отрога, где на его пологом осыпном плече есть
хорошие альпинистские ночевки. Пройдя по гребню метров 50 в обратном направлении, выходим на площадки. Вода на восточной ветви ледника, которая здесь на
одной высоте с гребнем отрога. Не успели поставить палатку, как неожиданно из-за хребта налетела гроза. Ночью - сильный ветер.
18 августа. Дальнейший путь подъема на перевал отлично виден прямо из лагеря (Рис. 25) - сначала это метров 50 фирнового склона крутизной
до 30o, а затем примерно столько же "живой" осыпи и сильно разрушенных скал. От места стоянок за полчаса пересекаем пологий и ровный здесь ледник Айхва и
поднимаемся на седловину перевала. Идя по снегу, удобно подбивать себе рантом ступеньки. На скалах и осыпи надо смотреть, чтобы не спускать камни на ниже
идущих товарищей. Но, в общем, особой технической сложности здесь нет.
Перевал Кедрина ( 2А, 3740 м) расположен в Белагском отроге Суганского хребта на северном плече вершины Айхва и ведет с ледника Айхва (верховья реки
Хазныдон) на ледник Южный Белаг (верховья реки Белягидон). Ориентация: запад - восток. Координаты: 42o56'41" с. ш., 43o34'20" в. д. (данные не наши).
Седловина перевала осыпная (Рис. 26) с нее открывается хороший вид в обе стороны.
Спуск с перевала на ледник Южный Белаг начинается по широкому снежно-фирновому кулуару, крутизна которого увеличивается от 20 - 30o в верхней части до 40 -
45o - в нижней, т. е. приходится идти "на три такта". Пройдя и оставив справа по ходу скальный остров, в месте, где слева кончаются скалы и начинаются
осыпные полки, уходим со снега налево на осыпь и дальше по ней влево-вниз спускаемся к снежнику в нижней части перевального взлета. Местами попадаются
простые скалы,
Рис. 26. На перевале Кедрина.
Рис. 27. На перевале Айхва Восточная.
Рис. 28. На морене ледника Южный Белаг.
Седловины в гребне - перевал Айхва Восточная.
Рис. 29. В ущелье Белягидон.
требующие несложного лазания и гимнастической страховки. Общая длина спуска с седловины перевала до ровного ледника - около 200 метров.
Дальше идем вниз по средней части ледника, в основном придерживаясь ЛПВ и слегка забирая вправо. Преодолев более крутой, местами ледовый, "лоб" по фирновому
желобу возле скал, начинаем еще круче забирать вправо к перевалу Айхва Восточная, чтобы выйти траверсом без потери высоты к началу его перевального взлета.
Так как есть время, хотим выйти на него радиально, как на обзорную точку. На перевал подымаемся по снежному, а в верхней части - осыпному склону крутизной до
40o. У перевала - две седловины, расположенные на небольшом расстоянии. С южной стороны легко можно перейти с одной на другую по осыпным полкам (Рис.27).
Спускаемся с другой седловины (для разнообразия) по скально-осыпному склону на ледник Южный Белаг, пересекаем его и выходим на террасу покрытую моренами,
которые остались после таяния ледника (Рис.28). Спускаемся по осыпям (20o - 30o) с террасы на террасу к ручью. Вдоль ручья выходим к ночевкам у "Семи
братьев" (3100м). Над площадкой возвышается 7 огромных глыб гранита, некогда отвалившихся от скального отрога. Вокруг "братьев", на моренных
буграх, множество осыпных площадок под палатки (здесь можно организовать большой базовый лагерь). Вода в ручьях.
От ночевок продолжаем движение вниз по осыпным гребням морен (около30o) слева от ручья. Садится туман. Видимость менее 50 м. Рельеф однообразный: камни,
холмы. Продолжаем идти вниз "на ощупь", стараясь выйти к кулуару в левой части цирка, чтобы не попасть на бараньи лбы. Упираемся в моренный
гребень, ведущий влево и по нему спускаемся к ручью.
Дальнейший путь слева по ходу по ложбине с ручьём. Тропы нет, пробираемся по камням, заросшим кустарником. Спустившись ниже подножия ступени "бараньих
лбов", выходим на осыпные площадки. От ледника - 1,5 часа ЧХВ.
19 августа. Утром радует глаз отвесная стена "бараньих лбов" с тремя водопадами, искрящимися в лучах взошедшего солнца (Рис. 29).
От ночевок идём по левобережной тропе (которая периодически теряется) и через 40 мин. подходим к развалинам поселка геологов Беляги. Справа видна тропа,
которая серпантином поднимается к перевалу Куйдар, ведущему в долину р. Харес. На север же уходит тропа вдоль безымянного ручья, по которой можно подняться к
подножию в. Уазахох. Эта вершина увенчивает горный узел, относящийся к Скалистому хребту, своими очертаниями она напоминает сказочную башню, хорошо заметную
с разных сторон.
Отсюда вниз по долине р. Белягидон идет грунтовая дорога, по которой вскоре подходим к кошу. Недалеко от него на правом берегу, куда можно попасть через
мостик несколько выше коша, из горного склона вытекает источник (скорее - подземная речка, вырывающаяся на поверхность) с очень вкусной водой, за которой
некоторые ценители приезжают даже из Владикавказа.
Ниже ущелье круто поворачивает вправо, река входит в теснину. Дорога уходит по левому склону дальше от воды, а затем, спустившись вновь к реке, переходит с
берега на берег. Вода в реке, на удивление, чистейшего голубого цвета. Воздух насыщен прохладными водяными брызгами. Вдоль берега реки много травянистых
полян, на которых можно организовать ночевку. Долина Белягидона имеет на своём протяжении 10 валов бывших концевых морен (её название означает в переводе
"обрывистое").
Через 1 час 25 мин. ходу от коша подходим к селению Ахсау, расположенному на высоте 1300 м, возле впадения р. Белягидон в р. Урух. Над селением возвышаются
суровые, мрачные сторожевые башни старого Ахсау, служащие хорошим ориентиром при подъезде.
Останавливаемся в Белягидоне выше Ахсау. Отсюда нужно сходить налегке за заброской в Дзинагу. Кроме того появилась необходимость идти в альплагерь. На
леднике Хазны у меня треснула кошка. Я ее как-то укрепил проволокой, но на серьезный ледовый участок в таких кошках выходить было уже нельзя. Поэтому решили
идти в Дзинагу вчетвером: двое - за заброской, а я с Егором - в альплагерь Дигория попытаться купить там у кого-нибудь кошки. Егору тоже нужно было заскочить
в альплагерь по личным делам, не считая ностальгии (именно здесь он делал свои первые шаги в альпинизме).
Не спускаясь вниз к дороге, уходим от верхнего края селения траверсом по тропе в сторону Дзинаги. Через переход в 40 мин. выходим на дорогу. Еще через 30
минут наши дороги расходятся. Ребята уходят налево через мост в Дзинагу, а мы - направо в ущелье Харес. Вокруг турбазы все поляны были заполнены
"культурно" отдыхающими в компании со спиртным приехавшими жителями равнин. Ребята еле прорвались. Гостеприимные осетины приглашали принять участие
в их отдыхе, бросить эти рюкзаки, не надрываться и выпить за здоровье.
Погода испортилась. Зарядил достаточно сильный дождь. К счастью, через пару километров нас подобрал водитель джипа и довез прямо в лагерь, куда, как
выяснилось ехал сам. Кошки удалось купить. Пообщавшись с разными хорошими людьми, отправились в обратный путь. Дождь окончился и по ночной дороге за три часа
с одной небольшой остановкой дошли до лагеря у Ахсау. Заброска к этому времени давно уже была на месте.
20 августа. Подъем 7:00. Позавтракав и распределив заброску, готовы к выходу. Выходим в 8:30 вниз к дороге, идущей высоко над рекой Урух и
идем по ней вниз по ущелью, надеясь поймать какую-нибудь попутную машину. Но в нужную сторону ничего подходящего не едет и за 1 час 40 мин. ЧХВ своим ходом
добираемся до сел. Мацута, расположенного у слияния рек Урух и Айгомугидон. При входе в ущелье Айгомугидон находится пропускной пункт со шлагбаумом. Возле
него никого нет и мы продолжаем движение по грунтовой дороге вверх по ущелью. Регулярного транспортного сообщения здесь нет, попутный транспорт чрезвычайно
редок (хотя, возможно, сегодня просто не наш день). Дорога вначале идет по правому берегу реки и зажата крутыми скальными обрывами. Через 3 км. ущелье
становится широким, слева по ходу движения виден Скалистый хребет, дорога переходит на другой берег реки. Вдоль дороги разбросаны небольшие селения. О былом
величии этих мест говорят часто встречающиеся на обоих склонах развалины крепостей, часовен и старинные кладбища. В с. Фаснал дорога проходит рядом с
развалинами горнорудного предприятия, основанного генуэзскими купцами. На правом берегу реки видны входы в заброшенные штольни.
Рис. 30. У селения Дунта.
Рис. 31. В ущелье Сонгутидон на Поляне геологов.
Через 10 км. от начала ущелья дорога начинает забирать круто вверх, справа по ходу движения вдали просматриваются снежные склоны вершины Цейхох.
Через 4 часа ЧХВ приходим в сел. Дунта, расположенное у слияния потоков Сонгутидон и Даргономдон (Рис.30). По мосту переходим на левый берег р.
Сонгутидон и поднимаемся вверх по ущелью. По правому берегу идет дорога, но идти по ней нам не рекомендовали, т.к. в том месте, где дорога переходит на левый
берег, моста нет. Двигаемся по хорошо различимой вначале тропе вдоль обширных пастбищ. Со временем тропа переходит в естественные террасы на крутых 30 -
35о травянистых склонах.
Траверсируем травянистые склоны левого берега реки высоко над рекой, т. к. ближе к реке склоны более крутые, а местами обрывистые. По пути пересекаем
образовавшиеся от ливневых дождей промоины из мелких сланцевых осыпей. После обеда небо затягивает облаками, начинает идти мелкий дождь. Склон становится еще
круче, тропа практически исчезает. Идем осторожно. Уехать вниз по этой скользкой траве не хочется. На противоположном склоне у дороги виден кош. Вскоре
выходим на старую, местами заросшую кустарником, дорогу геологов, которая поднимается от реки от места, где не так давно еще был мост. Дорога траверсирует
склон. На правом берегу виден живописный каньон реки Кайсардон с водопадами, зажатыми скальными стенами. Пройдя еще 2 км, дорога плавно спускается к реке на
Поляну геологов. Здесь становимся на стоянку (Рис. 31, 2 часа 15 мин. ЧХВ).
21 августа. Подъем 7:00. Погода солнечная. Выход в 8:10. Двигаемся по старой, заросшей криволесьем дороге вдоль реки. Впереди открывается
ледник Сонгути, за спиной - Скалистый хребет, а под ногами - море черники. Через 35 мин. ЧХВ выходим к избушке геологов, в скалах справа видны места горных
выработок. В избушке периодически кто-то останавливается: валяются дрова, домашняя утварь, пила, какая-то посуда.
Дальше дорога теряется окончательно, выходим к реке и идем то вдоль нее, то пробираясь через заросли. Вскоре справа на некотором отдалении от реки
начинается гребень левобережной ледниковой морены. Выходим на гребень и дальше идем по нему. Ледопад Сонгути (3А) перед нами, но путь прохода просматривается
лишь на две трети. Видно, что ледник в районе верхнего перегиба в правой (по ходу) части над скальным выходом, скорее всего, сильно разорван и не понятно,
есть ли там проход. Но все остальные видимые варианты выглядят еще менее утешительно. Отступать перед трудностями и идти обходной вариант через перевал
Снежинка (2Б) никому не хочется, поэтому решаем идти через ледопад: "упремся - разберемся". Постепенно небо затягивает облаками, они опускаются все ниже.
Становимся на стояку на песчаном пляже маленького ручья в кармане морены. В 21:30 начинается сильный дождь, с ледника доносится грохот ледовых обвалов.
22 августа. Подъем 6:00. Погодные условия - солнечно, слабый ветер. Выход в 7:05. Выходим на гребень морены, идем по нему до места наиболее
удобного спуска и по конгломератному склону морены выходим на пологую часть ледника.
Язык ледника завален камнями, много разломов, поэтому еще какое-то время идем по стыку морены со льдом, затем в месте, где лед становится более ровным,
выходим на среднюю часть ледника и идем в направлении ледового желоба,
Рис. 32. На языке ледника Сонгути перед ледопадом.
Рис. 33. Подъем по правой стороне ледового желоба.
поднимающегося прямо вверх вдоль правобережного вздыбленного ледового потока. За 50 мин. подходим к ледопаду. Одеваем кошки и всю остальную амуницию.
Ледопад в верхней части принимает два потока, текущих навстречу с востока и запада. Пологие снежные поля обрываются в сторону огромного центрального желоба.
Ледник в этом месте очень разорван. Глубокие трещины идут как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, образуя отдельные фирновые блоки различных
размеров. Во многих местах - следы свежих обвалов. Потоки после слияния образуют пологое и относительно спокойное плато, но выход к нему закрыт со всех
сторон. Плато обрывается нижней ступенью ледопада. Прохода по бортам нет: слева ледовые разрывы упираются прямо в скальную стену справа - "бараньи лбы" с
нависающим над ними ледовым языком. Выше языка - весьма спокойный участок с крутизной до 40о , но выше - отвесная скала с ледовой шапкой, с которой часто
обваливаются глыбы льда.
Единственный разумный путь (Рис. 32) - подняться прямо вверх по желобу, о котором говорилось выше, затем двигаться по диагонали от центра к пологой части
ледника над бараньими лбами, далее прямо вверх, постепенно забирая влево, чтобы не попасть в зону падения льда (укрыться там негде). Дальнейший путь движения
не просматривается из-за перегиба ледника, но надеемся, что поравнявшись по высоте с верхом ледовой шапки, найдем проход вправо под скалы.
Движемся в связках с попеременной страховкой, преодолевая крутые взлеты и отдельные ледовые стенки. Средняя крутизна участка около 50о (Рис. 33). Быстро
набираем высоту. Обзор ограничен из-за пересеченности рельефа. Обращаем внимание на ориентиры, которые запомнили, изучая с языка ледника оптимальный путь.
Рис. 35. Винегрет из трещин и стенок.
Рис. 36. По следам свежего обвала.
Рис. 37. "Простой" участок ледника над "бараньим лбом".
Рис. 38. Утренние сборы после первой ночевки в ледопаде.
Упершись в ледовую стену, которой заканчивается желоб, уходим вправо, лавируя между трещинами и продолжая постепенно набирать высоту. Остерегаемся нависаний,
грозящих обвалами. Более сложные места проходим, двигаясь связкой по связке (Рис. 34 - 36). К 14:00 выходим на пологую часть над "бараньим лбом". Здесь
безопасное место. Обедаем и продолжаем путь дальше. Около 150 м проходим одновременным движением, после чего опять идем с попеременной страховкой. Склон
становится круче, приходится лавировать в разломах. Начинает смеркаться, когда подходим к месту предполагаемого поворота вправо. Обходим очередной ледовый
выступ и видим, что простого пути вправо нет - дорогу преграждает протяженная трещина с ледовой стеной за ней. Правый (нижний) край уходит в сторону
скального сброса. Впереди - левый край этой же стены, слева - ледник, разбитый на отдельные блоки глубокими и широкими трещинами, идущими в разных
направлениях.
Первая связка возвращается на веревку назад. Здесь - место, защищенное небольшой стенкой от обвалов. В 20:30 становимся на стоянку. На льду вырубаем место
под палатку. Площадка все равно получается маловата. Вещи в палатке не помещаются и мы развешиваем их на стене рядом на ледобурах. Прямо возле входа в
палатку "колодец" с водой, что очень кстати (Рис.38).
Общее кол-во веревок - никто не считал: не до этого было, но что-то около 15-ти. От подножия ледопада набрали около 400 м высоты. Осталось - около 200, что
вселяло радужные надежды выйти где-то к обеду на верхнее плато.
Ночь проходит спокойно, небо звездное, слышны нечастые ледовые обвалы в средней части ледопада.
23 августа. Подъем 6:30. Погодные условия - солнечно, безветренно. Выход в 9:00. Долго копаемся. Накануне поздно легли из-за долгого
оборудования лагеря. Собираться так же неудобно, как и раскладываться. Ничего нельзя оставить без присмотра: все норовит куда-то уехать. Есть три варианта
дальнейшего пути: влево - ближе к центральному желобу, но там будут проблемы при выходе на верхнее плато (это было видно еще снизу), влево-вверх в обход
ледовой стенки и потом направо и - сразу вправо-вверх (Рис. 39). Просматриваем оба "левых" варианта: они нам не нравятся. Принимаем решение двигаться
вправо-вверх, чтобы выйти сразу ближе к скалам справа. Движемся в связках с попеременной страховкой, преодолевая ледовые разломы. Пройдя 3 веревки, подходим
под ледовую стену в месте, где трещина перед ней частично завалена глыбами льда (Рис. 41). 1,5 веревки хватает на прохождение трещины и на подъем на стену (
без рюкзака на ледовых молотках). Картина, которая открылась сверху, превзошла все ожидания. Стена, на верху которой я находился, была отдельным узким и
длинным ледовым блоком, отделенным от следующего гигантским разломом, идущим от края ледника к середине. Дна видно не было. Внизу метрах в 30 - 40 висели
заклиненные в трещине отдельные ледовые глыбы. Рядом из глубины трещины торчал узкий столб-серак, верхний конец которого нависал надо мной (Рис. 42). Стена
напротив, по всем признакам, была таким же отдельным блоком. Справа под скалами просматривался разорванный, но вполне проходимый снежно-ледовый склон, только
вот добраться до него не представлялось никакой возможности. Возвращаемся к месту стоянки. Остается один путь - к центру ледника. Время обеда, а воз и ныне
там.
Рис. 39. Вид с места ночевки на верхнюю часть ледопада.
Рис. 40. Вид с места ночевки на восточную ветвь ледопада.
Рис. 41. Под стеной.
Рис. 42. Разломы, преграждающие выход на западную ветвь ледника.
Вид сбоку после их обхода ближе к центру ледопада.
Рис. 43. Провешивание перил...
Рис. 44. И прохождение по ним.
Рис. 45. На ледовом ребре между трещинами.
Рис. 46. Очередная стенка.
Рис. 47. Движение отдельными связками.
Рис. 48. Ледовые завалы перед выходом на плато.
Пока готовится обед, провешиваем с Егором две перильные веревки в направлении к центру ледопада. Идти приходится то по дну трещины, то по ее стене, то
сверху (Рис. 43). Обедаем.
После обеда уходим по перилам (Рис. 44), далее - в связках с попеременной страховкой (Рис. 45, 46). Пройдя 5 веревок, обходим зону сераков и оказываемся на
не крутом участке ледника. Около 200 м движемся в связках одновременно, иногда подстраховывая друг друга на коротких опасных участках. Лед перемерзший,
растрескивается от удара ледового молотка и при закручивании ледобура, на льду появляется снег, сильно забивающий кошки, но его слишком мало, чтобы засыпать
ледовые разломы (Рис. 47). Темп движения снижается. После подъема на крутой ледовый взлет видим наконец-то стены у верхнего края ледопада. Но от них еще
отделяет более 100 м пространства, заваленного ледовыми глыбами, между которыми зияет чернота трещин. Идем в сторону ближайшей стены (3 веревки связка по
связке) крайне осторожно, т.к. любая глыба может в любой момент рухнуть вниз и потащить за собой что-нибудь еще (Рис. 48).
В 19:50 подходим к 10 метровой снежно-ледовой стенке, предполагая, что по верху уже можно выйти на плато. Но Олег, взобравшийся на нее с ледовыми молотками
видит, что это просто огромный блок, отколотый от плато. Дальнейший путь непрост, но отчетливо просматривается. Светлого времени для его прохождения нет, а
идти по такому рельефу в темноте - не самая лучшая идея. Спуск обратно на вывинчивающемся ледобуре ( 22 веревки за день).
Принимаем решение стать на ночевку на ледовой глыбе под стеной серака. Глыба висит, заклиненная в трещине, но осмотрев ее со всех сторон, приходим к выводу,
что она весьма надежна. Стена выглядит менее дружелюбно, но похоже, что ночью от нее тоже ничего не отвалится нам на голову. Воду берем в пещере под сераком,
где она струится со свода. Набираем сразу и на утро. Выравниваем поверхность глыбы, набрасывая на нее фирна из трещины (благо, что здесь он уже есть, рубить
твердый лед куда менее приятно). Устанавливаем палатку и в 22:20 ложимся спать.
Рис. 50. Обход серака. Вид с места ночевки.
Рис. 51. Спуск с серака в разлом.
24 августа. Подъем в 5:30. Погодные условия - солнечно, безветренно (Рис. 49). Выход в 7:20. Сидеть под ледовой стеной и ждать, когда ее
прогреет солнце, никому не хочется. Двигаемся по навешенным перилам, огибая серак справа (Рис. 50 и на обложке). Далее дюльфером спускаемся в разлом между
сераками (Рис. 51) и по ледовым завалам выходим к 30 - 40 метровой снежно-ледовой стене (Рис. 52). На ледовых молотках Олег поднимается по стенке и выходит
на пологую часть ледника Сонгути под скалами в. Скатиком (Рис. 53, 4 веревки отместа ночевки). Остальные участники поднимаются по вертикальным перилам (Рис.
54). В 11:00 мы все стоим над разорванным ледопадом Сонгути (Рис. 55). И с этой точки более простой путь движения по ледопаду не просматривается.
Устраиваем перекус с горячим кофе.
По нашему мнению состояние маршрута на момент прохождения соответствовало категории 3Б.
В 12:00 выходим в направлении перевала Вологата. Движемся в связках, лавируя между трещинами (Рис. 56). С левых по ходу движения скал регулярно сыпет,
поэтому особо близко к ним не подходим. Склон перевала Скатиком (3А) после схода с него льда представляет собой гладкую рыжую 400 метровую стенку и,
наверное, стал сложнее для прохождения.
В 13:40 под скальным склоном в. Саудорхох останавливаемся на обед.
Далее движемся по сперва открытому леднику под скальным склоном в. Саудорхох, далее по закрытому леднику в направлении седловины перевала Вологата ложная
(самое левое понижение в гребне между в. Саудорхох и в. Купол Вологата). Движение в связках с зондированием трещин. На перевал выходим по правой стороне
бергшрунда, уходя выше него влево (1 час ЧХВ от места обеда, Рис. 57). Перевал представляет собой скальный гребень, круто обрывающийся в сторону ущ.
Караугом. Вниз уходит крутой скально-осыпной кулуар.
С перевала выходим в направлении в. Вологата. Двигаемся сначала траверсом влево, затем - вверх по крутому снежно-ледовому склону (Рис. 58), присыпанному
тонким слоем свежего снега, обходя зону трещин сверху. Движение в связках с попеременной страховкой на ледобурах. Бергшрунд, перерезающий весь перевальный
взлет, проходим слева, прижимаясь к выступающим скалам Северного гребня в. Вологата, где он смыкается и представляет собой невысокую ледовую стенку с крутым
(50о) склоном над ней. Провешиваем вертикальные перила (Рис. 59). Выше бергшрунда двигаемся верх (Рис. 60). по снежному склону, крутизна которого постепенно
уменьшается, в направлении седловины перевала. Подъем на перевал занял 3,5 часа (7 веревок, Рис. 61).
Перевал Купол Вологата (2Б, 4200), характер: снежно-ледовый, ориентация: север - юг. Расположен в Саудорском хребте на плече в. Вологата между вершинами
Купол Вологата (Караугомский массив) на юго-западе и в. Вологата на востоке. Ведет с ледника Сонгути на восточную ветвь Караугомского плато.
С перевала иногда в разрывах облаков открывается вид на восточное плечо Караугомского плато. На снежной мульде к северу от гребня перевала под прикрытием
скал от сильного ветра, дующего с плато, ставим лагерь. Погода портится, начинает идти мелкая снежная крупа.
Рис. 52. Стена, преграждающая выход на плато.
Рис. 53. Подъем на стену.
Рис. 54. Подъем на стену по перилам.
Рис. 55. На верхнем плато ледника Сонгути.
Рис. 56. Подъем по западной ветви ледника Сонгути.
Рис. 57. На перевале Вологата ложная.
Рис. 58. Подъем на перевальный взлет Купола Вологаты.
Рис. 59. Прохождение бергшрунда.
Рис. 60. Над бергшрундом.
Рис. 61. На перевале Купол Вологаты.
25 августа. Подъем 5:00. Ветер всю ночь рвал палатку, несмотря на скальную стенку. Прохождение ледопада потребовало гораздо больше времени,
чем ожидалось. Для осуществления восхождения на Уилпату уже нет времени. Все таки надеемся взойти на в. Скатиком. Погодные условия - низкая облачность,
ветер. На момент выхода к 5:40 погода портится окончательно - начинается сильный мокрый снег и мощные порывы ветра. В боевой готовности за игрой в преферанс
и вялой беседой обо всем и ни о чем ждем погоду.
К 14:00 снег с дождем заканчиваются, и немного поднимаются облака, но выходить на восхождение уже поздно.
Пользуясь затишьем, собираемся, чтобы уходить обратно на ледник Сонгути. В 15:20 начинаем спуск к месту стоянки по пути подъема. Погода продолжает
улучшаться. При преодолении бергшрунда организовываем точку страховки на вывинчивающемся ледобуре, далее движемся в связках с попеременной страховкой. Нижний
в связке спускается "парашютиком", а верхний в три такта.
Через 2 час 45 мин. ЧХВ спускаемся на мульду под перевалом Вологата ложная (9 веревок). Состояние склона несколько хуже, чем при подъеме. Глиссером
спускаемся по перевальному склону. Дальнейшее движение в связках в направлении поворота на перевал Чилингини. (40 мин. ЧХВ). Здесь на боковой морене
переметного ледника ровняем место под палатку и становимся на стоянку.
26 августа. Подъем 7:00. Погодные условия - солнечно, слабый ветер. Выход в 9:00 . Двигаемся по почти горизонтальной части переметного
ледника на п. Чилингини. В 9:10 выходим на перевал. О том, что мы достигли перегиба свидетельствует лишь смена направления стекания ручейков, которые
струятся здесь везде. Спускаемся в направлении скального отрожка, разделяющего Западную и Восточную ветви ледника Чилингини, чтобы, выйдя к перегибу, можно
было лучше сориентироваться, по какой ветви следует спускаться. Восточная ветвь обрывается более круто. Одеваем кошки, так как впереди ледовый склон круче,
чем был до сих пор (Рис. 62). Переходим Западную ветвь в направлении левобережной морены ледника, обходя зону трещин на его перегибе. Сходим с ледника на
морену и по ее скальным осыпям, а затем по гребню спускаемся в ущелье. По данным топографической карты 1984 г. справа должен быть язык ледника, но в
действительности вместо нижней ступени ледопада видим лишь "бараньи лбы". Спускаемся к ручью, текущему с ледника Кадур. После 20-минутной разведки
переправляемся через реку вброд в найденном месте.
Здесь обед и небольшая постирушка. После обеда проходим один 50-минутный переход и в 18:15 становимся на стоянку на лугу в пойме реки в 2 км выше коша.
27 августа. Выходим в 9 часов. По тропе с плавным набором высоты поднимаемся на левобережный склон, чтобы срезать угол и не терять зря
высоту при входе в ущ. Хуппара. Доходим до р. Хуппара. Перейдя ее вброд, начинаем подниматься по правобережному склону ее левого притока в висячую долину. На
склонах много черники и брусники. В висячей долине появляется конная тропа, которая получается от слияния многих слабовыраженных тропинок.
Рис. 62. На срединной морене ледника Чилингини.
Рис. 63 . Подъем на перевал Гулар.
Тропа идет по левому по ходу травянистому склону долины. Взлет выводит к очередной более широкой долине, поворачивающей влево. Нам же нужно направо через
травянистый гребень перевалить в соседнее ущелье. Подозревая, что вода в этом ручье может быть последней, останавливаемся на обед, хотя вроде и рановато.
После обеда выходим на разделительный гребень (Рис. 63) и с небольшой потерей высоты идем в сторону перевала Гулар (н/к). Тропа снова появляется. В 15:30
выходим на широкое пологое седло пер. Гулар (Казатфцаг), с которого назад по ходу движения открывается прекрасный вид на вершины Цейской подковы. Впереди все
затянуто низкими свинцовыми грозовыми облаками. Подъем занял около трех часов ЧХВ.
Спускаемся с перевала по старой дороге, уходящей вниз серпантином по крутому травянисто-осыпному склону. Начинаем поторапливаться, т.к. дорога имеет уклон
около 10 % и при сбросе высоты в 1,5 км получается, что идти нужно около 15 км. Идти не по дороге не логично, тем более, что срывается мелкий дождь. Трава
уже мокрая и склоны - скользкие. Далее дорога идет по правому склону ущелья высоко над рекой. Проходим засыпанный вход в штольню, из которой вытекает мощный
ручей (вода богата соединениями железа, дно ручья имеет ржавый цвет и напоминает нарзаны). Через 2 км. дорога серпантином спускается по склону ущелья, но не
доходя до реки уходит вправо к развалинам крепости Гулар. Здесь она широкая, вероятно по ней часто ездит гусеничная техника. Гроза проходит стороной. На нас
лишь немного покапало. Дорога выходит на склон Караугомского ущелья высоко над Дзинагой и опять же серпантином спускается к селенью (3 перехода по 1 часу на
большой скорости). Становимся на стояку на окраине Дзинаги. Воду берем у местных жителей, наведываемся в магазин и узнаем, откуда и когда идет автобус.
28 августа. С автобусом нам не повезло. Прождав его около часа, понимаем, что его уже не будет. Уходим на турбазу Дзинага в надежде найти
какой-нибудь транспорт там. После длительных переговоров нас отвозят в Чиколу на фургончике УАЗ, собирая по дороге всех местных жителей.
Приложение 1. Ущелья Сонгути, Сардидон, Караугом, Караугомское плато.
8. Дополнительные сведения о походе.
8.1. Список группового снаряжения.
№
|
СНАРЯЖЕНИЕ
|
КОЛИЧЕСТВО
(шт.)
|
ВЕС ЕДИНИЦЫ
(кг)
|
ОБЩИЙ ВЕС
(кг)
|
1
|
палатка
|
1
|
4
|
4
|
2
|
веревка основная 50м
|
3
|
3,5
|
10,5
|
3
|
крючья скальные
|
6
|
0,08
|
0,48
|
4
|
карабины
|
14
|
0,08
|
1,1
|
5
|
крючья ледовые
|
12
|
0,1
|
0,6
|
6
|
ледовые молотки
|
2
|
0,8
|
1,6
|
7
|
расходная стропа (10м)
|
1
|
0,3
|
0,3
|
8
|
компас
|
1
|
0,05
|
0,05
|
9
|
спички, зажигалки
|
5
|
0,02
|
0,1
|
10
|
документация
|
1
|
0,5
|
0,5
|
11
|
газовая горелка
(3 кВт)
|
3
|
0,2
|
0,6
|
12
|
кастрюля (2л.)
|
4
|
0,3
|
1,2
|
13
|
фонарь электрический
|
6
|
0,1
|
0,6
|
14
|
лавинная лопата
|
1
|
0,4
|
0,4
|
15
|
закладки
|
1 комплект
|
0,3
|
0,3
|
16
|
фотоаппарат
|
2
|
0,35
|
0,7
|
17
|
ремнабор
|
1
|
1,0
|
1,0
|
18
|
аптечка
|
1
|
1,5
|
1,5
|
19
|
безмен
|
1
|
0,05
|
0,05
|
20
|
сменный скальный
клюв к молотку
|
1
|
0,1
|
0,1
|
21
|
френды
|
7
|
0,15
|
1,05
|
|
ИТОГО:
|
|
|
36
|
8.2. Список продуктов.
Название продукта
|
На 1 день
|
На 1 человека
|
На всех
|
Вермишель
|
40
|
800
|
4 800
|
Гречка
|
40
|
800
|
4 800
|
Хлопья
|
15
|
300
|
1 800
|
Рис
|
25
|
500
|
3 000
|
Манка
|
15
|
300
|
1 800
|
Сухари бел.
|
75
|
1500
|
9 000
|
Сухари черные
|
45
|
900
|
5 400
|
Сало
|
30
|
600
|
3 600
|
Колбаса
|
30
|
600
|
3 600
|
Сыр
|
30
|
600
|
3 600
|
Мясо сух.
|
35
|
700
|
4 200
|
Рыба
|
26
|
520
|
3 120
|
Печенье
|
35
|
700
|
4 200
|
Чай
|
7,5
|
150
|
900
|
Шоколад
|
25
|
500
|
3 000
|
Изюм
|
15
|
300
|
1 800
|
Молоко сух.
|
20
|
400
|
2 400
|
Сахар
|
65
|
1300
|
7 800
|
Орехи
|
15
|
300
|
1 800
|
Халва
|
15
|
300
|
1 800
|
Лимон
|
5
|
100
|
600
|
Какао, кофе
|
2,5
|
50
|
300
|
Сухофрукты
|
20
|
400
|
2 400
|
Конфеты
|
15
|
300
|
1 800
|
Кисель
|
5
|
100
|
600
|
Вафли
|
15
|
300
|
1 800
|
Приправы разные
|
5
|
100
|
600
|
Соль
|
6
|
120
|
720
|
Кетчуп острый
|
7,5
|
150
|
900
|
Лук сырой
|
10
|
200
|
1 200
|
Чеснок сырой
|
7,5
|
150
|
900
|
Картошка (сух.)
|
30
|
600
|
3 600
|
Овощи (сух.) все
|
15
|
300
|
1 800
|
ИТОГО
|
752
|
15040
|
89 640
|
9. Выводы и рекомендации.
Итак, пройден маршрут, который доставил участникам немало удовольствия, сопряженного с преодолением физических и технических трудностей на разнообразных
особенностях горного рельефа. Повышен технический уровень участников группы. Также получили массу приятных впечатлений от интересной природы района. Хорошая
техническая подготовка группы позволила многие сложные участки проходить связками без навески перил, что позволяет значительно быстрее двигаться группе в
целом. Но для этого необходимо, чтобы все без исключения участники одинаково хорошо владели приемами обеспечения безопасности. Прохождение данного маршрута в
конце лета, общее потепление и жаркое лето с малым количеством осадков наложили свой отпечаток: даже на больших высотах не было снега, выпавшего в этом году,
ледники очень разорваны, в местах, где по описанию должны быть снежники - живые осыпи. В верхних цирках боковых хребтов может не быть воды.
Ледопад Сонгути разорван очень сильно и его прохождение было значительно более сложным, чем при прохождении его предыдущими группами (было просмотрено 5
описаний разных групп в различное время, а также множество фотографий). По нашим оценкам состояние маршрута на момент прохождения соответствовало категории
3Б.
9.1. Оформление документов.
При планировании маршрута в данном районе необходимо оформить пропуск в пограничную зону во Владикавказском погранотряде (Владикавказ, пос. 2-й Редант, тел.
оперативного дежурного: 8 - 107(8672)756422, тел. командира отряда: 744087). Оформление пропусков в этом районе в последнее время является серьезной
проблемой, поэтому необходимо не менее, чем за 2 месяца связаться с погранотрядом и выслать им документы на оформление. Чтобы сделать все это, можно
воспользоваться услугами фирмы "Тайны гор" при Владикавказском турклубе "Эдельвейс" (есть веб-сайт: http://osetia.mountain.ru, электронная почта:
ossetiatourclub@nm.ru, руководитель турклуба и турфирмы - Руслан Дзодзиев, его контактные телефоны: (8672)531439р, 765730д, (928)2896093 моб.).
Встать на учет в Северо-Осетинской республиканской поисково-спасательной службе можно по адресу: СОРПСС, Владикавказ, пр-т Коста Хетагурова, 273, начальник -
Сергей Щетинин, тел. дежурного 8 - 107(8672)744103. |