В первых двух частях рассказа описывались подходы к Восточному Донгузоруну по ущелью Юсеньги и гребню ГКХ до базового лагеря на высоте 4040 м. Здесь представлен заключительный участок маршрута.
Часть 3. Вершина.
Раннее утро 11 июля выдалось чистым, хотя по низам России и Грузии растеклись облака. Мы встали с солнцем, приняли на ветерке его ванны, взбодрились завтраком, справились у незлобивых местных духов о наших шансах на безоблачное восхождение и, получив оценку фифти-фифти, решили выдвинуться.
Над Баксаном встает солнце.
Розовые подъемные нотки.
Пламенные краски пробудившейся жизни.
Ушба в рассветной атаке.
Сдувает на 35 градусов – терпимо, можно выходить. Фото Я. Волков.
Приготовления к выходу. Фото Я. Волков.
Пересекли всю ширину пологого снежного склона (плато) и уперлись в скальные сбросы. Повернулись лицом к гребню и поднялись на него по кулуару. Отсюда наконец-то открылся Эльбрус – ни с пер. Высокая Долра, ни с гребня у лагеря его видно не было.
Подошли к скальным сбросам. Вершина впереди, но нам направо – вверх на гребень и далее по нему. Фото И. Храпач, июль 2007.
Вид на восточную вершину с гребня.
Для пущего представления – вид на тот же предвершинный участок гребня с другой стороны (Юсеньги). Стрелкой отмечена высотка, на которой нас застигла непогода.
Показался Эльбрус.
Эльбрус с восточными отрогами, под нами Когутайский отрог Донгузоруна.
Теперь мы продвигались к цели по каменистому, местами заостренному гребню. С юга наперерез подходила непогода. Мы плотно встряли в нее на высоте 4320 м, когда до вершины оставалось всего 120 метров. Хмурый вид финального участка пути открытым текстом говорил о том, что ловить нам здесь уже нечего. Мы не стали хорохориться и вернулись.
С юга подплыли облака. Мы на их высоте, поэтому кажется, что они заняли всю Грузию. На самом деле они еще подтягиваются, а в большом облаке пока только Донгузорун – привычная картина при взгляде с эльбрусских склонов.
Облачность сгущается и южным ветром сносится в Россию.
Здесь, на высоте 4320 м, мы прекратили восхождение. Обзора нет – лучше не расходовать силы и эмоции и повторить восхождение завтра.
Утро 12 июня родилось легким и чистым, но духи Донгуза снова предупредили нас о том, что шансы на ясную дневную погоду фифти-фифти.
Новый восход солнца – новые надежды.
Ушба не торопится. Вдали уже горят Безенги.
Полетать бы!..
Цалгмыл и Штавлери еще без солнца. Поверх них едва намечается теневой конус Эльбруса, он только еще садится на землю.
А вот тень Эльбруса прочно села. Типичный утренний вид с классического подъема на Эльбрус.
По центру вспыхнул Цалгмыл, вовсю полыхает Хевай (скальный массив в ближнем хребте Долра).
Вся Грузия.
Как и накануне, мы перешли к скальным сбросам по ту сторону снежного плато, но тут призадумались, в лоб ударила альтернатива. Идти ли вчерашним гребневым путем или обойти скальные сбросы низом, порядком потеряв в высоте, и затем набирать семьсот метров подъема до восточной вершины прямиком по ледово-снежному взлету. С одной стороны, не хотелось повторяться, с другой – не ясно было, насколько канителен второй вариант. В итоге мы рассудили, что, меняя маршрут, рискуем по сути лишь потерей дня – если окажется, что затяжной взлет не так прост, и под угрозой его непрохождения засветло туда и обратно придется возвратиться с полдороги. Пошли по-новому пути.
Низовая часть юго-восточного взлета к вершине начинается с обширного устьевого выхода к леднику Долра, куда в зимне-весеннюю пору сбегаются лавины. Мы проходили этот участок, когда он пребывал в утренней в тени, поэтому от обилия снега особо не страдали. Когда крутизна возросла до 45 градусов, пришлось выруливать к дальней боковой кромке взлета, где снег менее глубокий. Весь подъем мы провели, не прибегая к веревке (правда, 11 раз кряду протягивали нашу 50-метровую подругу на спуске, когда покров был мягче). Должно быть, в малоснежную пору преодоление этого протяженного вершинного взлета существенно сложнее и канительнее.
Подошли к скальным сбросам. Совершенно запросто спуститься вниз в верховье л. Долра, перемахнуть через провисшую цепь хребта и загулять в южном подбрюшье Донгуза. Но сегодня нельзя, не та политика.
Вчера мы продвигались «зеленым» путем. Сегодня пойдем «красным». На эту маршрутную нитку напрямик не попадешь – сбросы. Поэтому спускаемся в обход них по склону, теряя около 250 м. Фото И. Храпач, июль 2007.
На «красной» нитке маршрута. Фото Я. Волков.
Занятой короткий отдых: Александр джипиэсит, я фоткаю (предыдущий и следующий снимки). Фото Я. Волков.