Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >
Всего отзывов: 3 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.33
Автор: Андрей Кавеев, Санкт-Петербург.

Размышления о некоторых тенденциях в классификации перевалов.
Ссылки по теме:
Правила классификации перевалов (российские).
Высокогорные перевалы. Перечень.
Официальный сайт МКК.

Другие публикации Андрея Кавеева:
2003г., август, ~VI к.с., Алтай.
Дневник похода Хибины – Ловозеры.
Прохождение перевала Зеркало Красавицы, Алтай, 2006.
Талгарский дневник.

В августе 2008 года наша группа сходила в поход по Заилийскому Алатау. Поход прошел весьма удачно. Кажется, довольны все участники: и “новички”, прошедшие кольцо 1Б-2Б-3А, и более опытные товарищи, ходившие более сложную часть.

Теперь немного полемики. Касательно категорирования перевалов Иглы Туюксу и Талгарский провал. Позволю себе процитировать В. Вуколова (человек, прошедший большую часть перевалов Заилийского Алатау, и сделавший попытку систематизировать их описания в книге): “В оценках сложности перевалов автор опирался на информацию из “Перечня…” (М., 2001). Имеются только три расхождения.
На наш взгляд, совершенно необоснованно снижены категории сложности перевалов Иглы Туюксу (Малоалмаатинский отрог, хребет Заилийский Алатау) с 2Б до 2А, и Кунгей (основной хребет Кунгей Алатау). Та же участь постигла пер. Талгарский провал, который из полноценного перевала 3Б превратился в 3А*.

Указанные снижения категории сложности перевалов осуществлены туристами-нерезидентами, однократно или сравнительно редко посещающими Северный Тянь-Шань. Между тем, базовые оценки сложности перевалов даны туристами и альпинистами, постоянно проживающими в г. Алматы, неоднократно проходившими указанные (и другие) перевалы и десятилетиями наблюдающими за изменениями, происходящими на этих склонах. Только подобные длительные исследования позволяют установить, какое именно сочетание тех или иных перевальных склонов является типологичным. Поэтому изменение категорий сложности перевалов района без учета мнения специалистов-резидентов, чревато негативными последствиями”. [В.Н.Вуколов, “По северному Тянь-Шаню”, изд. 2-ое, исп. и доп., Алматы, 2006, стр. 11]

Мое мнение по этому поводу таково.
Последние годы наблюдается общее потепление климата, выразившееся в том числе в деградации снежного покрова на закрытых ледниках и ледовых склонах, а также в таянии самих ледников. Попросту, снежные склоны превращаются в открытые ледовые, а ледники и ледопады становятся более разорванными.

В качестве примеров могу привести перевалы, которые сам проходил, а также видел их состояние с интервалом несколько лет. Это и Зеркало Красавицы, в нижней ступени ледопада которого в 2001 году существовала возможность находиться без перильной страховки. В 2006 году такой возможности уже не было. Это и пер. Зелинского, ледопад которого мы проходили в 2001 году, и наблюдали в 2006-м, и нижний ледопад Берельского седла, и ряд других перевалов. Во многих отчетах содержится описание прохождения перевалов по снегу, тогда как на деле оказывался чистый лед. Многое, конечно, зависит от года, но сейчас речь идет о тенденции. Сказанное выше говорит о том, что снижение категорий должно происходить очень аккуратно. Категорию сложности допустимо снижать для данного перевала при нахождении более простого маршрута, в рамках относительно постоянного состояния склона. Беда в том, что как раз состояние склонов-то и меняется, и с годами – в сторону усложнения.

Касательно наблюдаемого в данном походе. Наша тактика прохождения ледовых склонов – идти в связке там, где это только возможно. Это целесообразно для ускорения процесса движения. Большинство открытого льда менее 45° пройдено в связках с одновременной страховкой. Сказано это к тому, что перилами мы отнюдь не злоупотребляем. Тем не менее, на пер. Пионер (1Б) было провешено 4 перильных веревки по 50 м по открытому льду 45°. Кто-нибудь может сказать: “Не туда зашли”. Вряд ли. Ни в коем случае не говорю о необходимости повысить категорию сложности данного перевала, но кое о чем это свидетельствует. Далее, на перевале Иглы Туюксу было провешено 10 перильных веревок и распутан достаточно сложный и опасный закрытый ледопад в верхней части. При этом почти весь лед до 45° шелся с одновременной страховкой.
Ребята, не бывает такого на 2А. И для 2Б это весьма неслабо. Читайте, например, “Спортивный туризм” (СПб, 1999), стр.66, там все расписано. Кто-нибудь опять может сказать: “Не туда зашли”. Вряд ли. Отчеты мы читали, и своими глазами тоже все видели.

Наконец, Талгарский провал. Честно говоря, не понимаю, чего сложного к его прохождению может добавить межсезонье. Разве что тропежка потяжелее будет. Касательно же техники: технически он гораздо сложнее всех 3А, которые мне довелось пройти (это, например, и Красавица, и ТКТ, и Большое Берельское седло на Алтае, не говоря уже об Актюзе и Седле Туюксу здесь). Протяженность ледопада – около полутора километров. Веревки (8 штук) вешались только на предельно сложных участках (группа была сильная, все что можно, шлось одновременно).
Ледопад ажурный, требующий повышенного внимания. Для менее технически подготовленных групп следует опериливать по крайней мере раза в полтора больше (верхняя часть участка 1-2, участок 3-4, верхняя часть участка 5-6, нижняя часть участка 7-8, см. фото 50 б). Судите сами.

На мой взгляд, складывается опасная ситуация. Понижение категории сложности перевалов, подобных указанным выше, приводит к тому, что эти перевалы могут быть включены в нитку маршрута группами, фактический опыт которых – на категорию ниже реальной сложности этих перевалов. К чему это может привести – судите сами.

Наконец, рискну предположить, что понижение категории сложности иногда производится людьми, привыкшими ходить сверхсложные маршруты (типа альпинистских пятерок-шестерок). Фактически, это просто альпинизм. Если сравнить, например, перевалы Барьер, Спасателей, или например Семерку, с чем-нибудь типа Крумкольского провала, то сравнение будет не в пользу последнего, хотя все эти перевалы формально 3Б. Небольшое мозговое усилие – и Крумкольский провал готов превратиться в 3А*.
Вспомним, опять же, как “разули” до 3А перевал Высоцкого. Где на 3А вы видели 50-метровую ледовую стену до 90°, проход которой на подъем требует кручения буров через каждые три метра? Людям, понижающим категории таким образом, не следует забывать о том, что их – единицы, тогда как основная масса групп ходит гораздо более простые маршруты. Повышение категории сложности – постепенный учебный процесс, и группа, выходящая на перевал Высоцкого (т.н. “3А”, Катунская подкова) или тем паче, на Талгарский провал, через год после прохождения чего-то типа Центрального Туманного (2Б, Северо-Чуйские белки) или Делоне, рискует, как минимум, отказаться от прохождения, если ни получить что-нибудь похуже.

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Халява тут ни при чем

Мое мнение - при классификации перевалов надо основываться только на объективных критериях. Если перевал тянет на 2Б - пусть он и будет 2Б, даже если рядом есть более трудный перевал такой же категории. По перевалу Партизан в целом согласен (что он выше и труднее), хотя его западный склон я бы оценил только как 2А. В прошлом году мы вешали там всего 2 веревки на спуске, в этом году вообще прошли одновременно (туда и обратно). Правда, дело было в июне и снега было еще много, да и группа шла налегке. Но нужных для 2Б 45* я там не заметил. (Вот восточный склон - другое дело...) Категория трудности перевала - величина переменная, и каждый может указывать (и защищать) ту оценку, которая была на момент прохождения. А тема классификации сейчас действительно актуальна, спасибо автору!
 
Спасибо

Михаил, мнение о двух данных перевалах наше и не обязательно правильное. Кстати, в каком году Вы их ходили последний раз? Сделать Актюз 2Б*... Понятно. Вот об этой тенденции я и говорю. Кстати, есть группы, которые там и по 20 веревок по доске провешивали. И еще интересно. Как Вы смогли выпуститься на Высоцкого как на 3А*? Он был 3Б, а стал 3А по классификатору. Неужели в 2002 году он 3А* был? И наконец, любопытно было бы почитать оба Ваши отчета про прохождение Провала. Вы делали их достоянием общественности, или хотя бы заявляли маршрут? Тематика заметки несколько шире, чем полемика о двух конкретных перевалах. Интересно узнать и другие мнения. Предполагаю, что со мной в основном не согласятся.
 
По категории перевалов со *

Как хорошо знающий Описываемые районы позволю не согласится. Да, в каталоге перевалов последнего издания много ошибок и надо их исправлять. Да тот же Актюз давно пора сделать 2Б* (ходил его раз 5 на протяжении 20 лет и сложность его не менялась). Но по Иглам и Провалу согласен с классификатором (ходил первый 4 раза, второй два – в разные стороны). Категория должна быть без вопросов, а по этим перевалам натяжка. Возникает что-то типа халявы – почему мало ходят пер. Партизан – как 2Б он на голову выше Игл Туюксу (и в прямом и в переносном смысле) + двусторонний. Тоже и по Провалу – рядом Седловины Талгара, двусторонние 3Б не вызывающие вопросов. А насчет фразы из книги «…Между тем, базовые оценки сложности перевалов даны туристами и альпинистами, постоянно проживающими в г. Алматы, неоднократно проходившими указанные (и другие) перевалы и десятилетиями наблюдающими за изменениями, происходящими на этих склонах…», господин Вуколов лукавит - горного туризма высоких категорий в Алмааты нет уже давно и ничего из вышеуказанного (кроме Игл) они не ходят. Это я говорю как знающий положение и ходивший с Алмаатинцами. И наконец главное - не забывайте про один нюанс, что * в категории перевала подразумевает очень многое: 1. Участники группы проходящей его должны иметь опыт прохождения тех же перевалов без *, т.е. если заявляется 3А*, то все участники имеют опыт 3А. Прошли перевал, показалось что 3Б - далее следует защита в МКК где они доказывают, что это перевал 3Б и если докажут – получат эту категорию. По Высоцкого согласен - в 2002 году мы прошли его в «шестерке» выпустившись как на 3А*, а после похода защитили как 3Б. В маршруте группы идущую первую пятерку не может быть 3А* по определению, если это так, то надо разгонять выпускающих.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru