Автор: Георгий Аношин

Цей - 2008.
Итоги летнего сезона

Долгие годы в альплагере "ЦЕЙ" альпинисты могли совершать восхождения, только со своим выпускающим и ответственным за безопасность. В 2008 году в лагере возобновила работу учебная часть.
Её услугами первыми воспользовались альпинисты Киева, открывшие сезон 2 мая. В состав группы входили новички, значкисты и разрядники, работавшие по единой "новичковой" программе обучения. В течение 10 дней были проведены скальные и ледово-снежные занятия. После зачётного восхождения 6 киевлян стали обладателями значка "Альпинист России".
В летние месяцы ещё одна группа украинских альпинистов в течение трёх недель совершала восхождения на вершины Цейской "подковы". В лагере альпинисты размещались в палатках на поляне в тенистом лесу. Место это оборудовано водопроводом, освещением, электророзетками для бритья и зарядки мобильных телефонов. Есть газовые плиты и газ. Альпинисты пользовались горячим душем круглосуточно.
В 30-х годах прошлого века харьковские альпинисты были одними из первых, осваивавших Цейский район. Продолжая традиции ветеранов альпинизма Харькова, их молодые последователи в 2008 году взошли на вершины п. Николаева 1Б к.с. Хицана 1Б, 3Б, 4А к.с., п. Ониани 2А к.с. и Уларга 3Б к.с.. Двое участников сбора выполнили нормативы П спортивного разряда, пятеро - Ш разряда, стали значкистами "Альпинист России" 6 человек.

в.Уилпата. Трудный участок.
Российские альпинисты из альпклуба МАИ в составе Епанешникова В.Ю., .Епанешниковой Е.Н., Жеребятникова Ф.Г.и Прошева Р.В. покорили высшую точку района - в.Уилпату по маршруту 5Б к.с.
Другая группа из МАИ совершила восхождение 4Б к.с. на Монах.
Всего за 2 месяца в альплагере совершили восхождения 99 человек в составе 21 группы.
Учебная часть консультировала туристов и альпинистов из Москвы и С-Петербурга по маршрутам через перевалы Цея, путям подходов и восхождений на Казбек (5033м). Получив в Цее акклиматизацию и совершив тренировочное восхождение, группа из С-Петербурга выехала к подножию Казбека для восхождения по пути А.В. Пастухова.

В связи с тревожной обстановкой в районе грузино-югоосетинского конфликта, некоторые альпклубы, намечавшие провести летний сезон в Цее, изменили свои планы и не приехали к нам.
Но те альпинисты, которые побывали у нас в это время, увидели только спокойное ущелье и красивые горы. "Разминку" спортсмены проводили на скалах в районе Рекома - древнего языческого святилища. В кулуаре в.Лагау, отрабатывали снежную технику. А ледовые занятия проводили на Цейском леднике.
Наиболее популярным в сезоне были маршруты на вершины, близкие к Николаевской хижине. Хижина обеспечивала кров восходителям на вершины Хицан, п. Николаева, Уилпата.

Многие спортсмены, впервые побывавшие в альплагере ЦЕЙ, обязательно вернутся к новым для них вершинам района в 2009 году.