Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Сергей Мессерле, Москва

Достойное завершение лета или как походить по снегу в августе

Материал прислан на конкурс КАК Я ПЕРЕЗИМОВАЛ ЛЕТО

С летом всегда так. Сначала его долго-долго ждёшь, вынашиваешь планы, готовишься к их реализации физически, морально и материально. Потом оно внезапно наступает и ещё более внезапно проходит. Осознав, что наступила предпоследняя пятница лета, я предпринял лихорадочные попытки для его достойного завершения. Вечером этого же дня, поучаствовав в увлекательном Sheremetyevo Trophy, я сел в самолёт до Алма-Аты, а уже днём в субботу джип Александра Софрыгина (1) доставил меня в компании Сергея Лаврова (2) на поляну рядом с домиками гляциологической станции (3), уютно расположившейся у подножья горы Молодёжная (4). Именно на эту гору мы и собирались залезть на следующий день по маршруту 2Б категории трудности.

С трудом поставив замысловатую палатку чешского производства рядом с припаркованным автомобилем, мы с воодушевлением приступили к главной фазе подготовки завтрашнего восхождения – ужину. Сергей в очередной раз порадовал своей фирменной фишкой – экологически чистой, разнообразной и обильной едой. После ужина мы приступили к подготовительной рутине: разбору и подгонке снаряжения, сортировке и раскладке его по рюкзакам, определении времени подъема и установке будильников. Незаметно стемнело и мы попадали на карематы. Ночь была теплой, утро ясным, завтрак отличным, погода великолепной. Пока мы шли под маршрут в моей голове крутились слова из книги (5) бабушки казахстанского альпинизма Веры Степановой про трудности преодоления ключа маршрута – трёх веревок семидесятиградусного льда.

нитка маршрута

Однако, при ближайшем рассмотрении ключ маршрута страшным не показался. Стена к тому же была присыпана тонким слоем примёрзшего ко льду снежка, который изрядно облегчил движение по более пологим её частям. Первым лез Сергей, вторым – я, Александр – снимал станции. На ключевом участке применялись экзотические «крюконоги». На более пологих участках хватало классического ледоруба. На первых тринадцати веревках была отработана техника «жюмаринга» с попутной переброской от замыкающего к лидеру ледобуров, оттяжек и верёвки.

на маршруте

Далее пошли одновременно. Некоторые трудности в соответствии с описанием должны были возникнуть при преодолении предвершинного бергшрунда. Однако, благодаря всеобщему потеплению и тактически правильно организованной страховке, обещанных трудностей не возникло.

бергшрунд

И вот, выйдя из лагеря в пять утра, к одиннадцати часам мы уже были на вершине.

на вершине

Полчаса на фотосессию, перекус, любование окресностями и вниз по «куринной грудке» (6). Три верёвки дюльфером с волшебным ледобуром – самовыкрутом, немного блуждания между открывшимися трещинами и мы на морене. Еще немного прыгания по камням от одного тура к другому и «усталые, но довольные» мы в два часа дня подошли к палатке. Начавшийся лёгкий дождь спровоцировал быстрые сборы, «аццкий» спуск по горной дороге и скорое прибытие в город Алма-Ату. Потом был ночной автобусный рейд в соседнюю Киргизию на высокогорное озеро Иссык-Куль (7), где «тяготы и лишения» восхождения были компенсированы «прелестями и излишествами» курортного отдыха.

на озере

Пользуясь случаем, искренне благодарю Сергея Лаврова за образцовую организацию мероприятия, домашние котлеты и жаренную картошку, а Александра Софрыгина - за мастерское владение рулём, дачные помидоры и соль.

_______________________________________________________________________

1. Софрыгин Александр – КМС, гид МАЛ Хан-Тенгри, участник казахстанской экспедиции 2007 года на К2
2. Лавров Сергей – ЗМС, снежный барс, восходитель на 7 восьмитысячников
3. Широко известная в узких кругах станция Т1 на леднике Туюксу на высоте 3 450 м . над уровнем моря
4. Одна из вершин Малого Алматинского Ущелья высотой 4 147 м . над уровнем моря
5. «По Заилийскому Алатау», Часть II, Вера Ивановна Степанова, Алма-Ата, Казахстан, 1981 год
6. Маршрут 1б категории трудности со скальными выходами на ледовом гребне
7. Бессточное солоноватое горное озеро в Киргизии. Расположено на высоте 1 609 м . над уровнем моря. Длина 178 км , ширина до 60 км , глубина до 700 м .

Одесса

Привет!С большим удовольствием прочитала и посмотрела!Завидую,гор не видела уже 8 лет. А так иногда тянет.Ведь молодость прошла рядом с ними.А ты молодец-так держать!