Горы мира > Памиро-Алай >

www.fany.ru

в. Чапдара, 5А, по северному гребню (через "Сфинкс")

ПАСПОРТ МАРШРУТА

• Классификация маршрута: Технический.

• Горный район: Памиро-Алай, Фанские горы, Зеравшанский хребет.

• Название вершины, высота, маршрут: в.Чапдара (5049 м), по С. гребню.

• Категория сложности: 5А
• Перепад высоты: От ночёвок под "Сфинксом" до вершины - 1349м,
стенная часть - 580 м
Протяженность участков 5 к. тр. - 580 м
Средняя крутизна стенной части маршрута - 55°.
• Забито крючьев: Забито крючьев
скальных: для страховки - 15, ИТО - 3
закладок: для страховки - 15, ИТО - 1
френды: для страховки - 10

• Снаряжение на маршруте: 2 верёвки 8,5 мм х 55 м 2 верёвки 9 мм х 55 м
скальные крючья — 1 5 шт.
закладки (стопперы №2 - 5) - 15 шт.
френды - 10 шт.
шлямбурные крючья не использовались.

• Описание ночёвок:
Перед "Сфинксом" (отличная) - 3700
Перед жандармом "Зайцы" (нормальная).
• Сроки прохождения: 6 - 8 августа 2002 года. На вершине - 8 августа.

• Участники:
Олег Силин - руководитель
Аркадий Костюк
Тимур Галеев
Владимир Зиновьев

ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

7.08.2002
От стоянок под "сфинксом" выходим рано утром в 8.00. Первый участок "бараньих лбов" и разрушенных скал проходим с одновременной страховкой довольно быстро, за 40 минут. Скалы сухие, идется легко, немного мерзнут руки. Затем две крутых веревки по стене (в нижней части почти негатив) с выходом на широкую осыпную наклонную полку (~40°). Далее через небольшую стенку (примерно З м., 90°) выходим на наклонные серые скалы, по которым довольно быстро проходим 2 веревки по 55м и попадаем к основанию внутреннего угла (см. фото RЗ). По внутреннему углу (60°) одну веревку (см. фото R3), до небольшой отвесной стены высотой 75м. и далее по наклонной полке под основание стены (80° - 90°), которая выводит на голову "сфинкса". На голове устраиваем небольшой перекус с чаем (время 13.00). Примерно в 13.30 с головы "сфинкса" два спуска дюльфером по 20 м, чтобы обойти справа острый жандарм. Справа от этого жандарма хорошая наклонная полка выводит на острый скальный гребень. По гребню идем одновременно, страховка через скальные выступы. Пройдя гребень, подходим к скальной стенке (70° - 80°) в начале которой небольшой участок сложного лазания, который облегчается забитым по середине участка шлямбуром. После стенки по разрушенным легким скалам выходим на снежно-ледовый склон (30° - 50°). По снегу поднимаемся одновременно и подходим к жандарму "зайцы". Поскольку на часах 19.00 - решаем ночевать. Площадка не очень удобная, но удается поставить палатку и переночевать почти с удобствами.

8.08.2002
Утром выход в 9.00. Погода отличная. Обойдя жандарм "зайцы" слева по ходу по несложному острому гребню (см. фото), подходим к крутому ледовому участку слева от жандарма "лягушка". Проходим ледовый участок одновременно, со страховкой через ледобуры и попадаем в мульду между жандармом "лягушка" и бергшрундом. Хорошее место для ночевки. Бергшрунд высотой ~3м проходится на ледорубах. После бергшрунда выходим на пологий снежно-ледовый склон, по которому, обходя ледовые разломы, подходим к вершинному взлёту (-45°). Преодолев взлёт минут за 40, выходим на предвершинное осыпное плечо, на котором хорошее место для ночёвки. От этих стоянок до вершины 15 минут пешком (см. фото на вершине). На вершине в 12.00.

С вершины спускаемся к стоянкам на плече и с него начинаем спуск в долину Бодхоны. Начало спуска в 12.30. Прямо от стоянок спускаемся по мелкой осыпи до "бараньих лбов", по которым уже спускаемся дюльфером 55м до широкой осыпной полки. По этой полке уходим вправо (по ходу спуска) и траверсируем далее широкий осыпной склон в направлении осыпной седловины в северо-западном гребне Чапдары. Прямо под этой седловиной осыпь обрывается отвесным поясом скал. Два дюльфера по 55м до скальной полки. Повсеместно встречаются старые крючья и петли для спуска. Внимание, на спуске довольно камнеопасно! Далее движемся одновременно между участками разрушенных скал по осыпи. Затем 1 дюльфер 20м и снова пешком. Ориентируемся по старым петлям. В небольшом кулуаре находим старую станцию и спускаемся 50м до небольшой полки под прикрытием нависающей скалы. С этого места дюльферяем на 55м на мелкую осыпь. Далее спуск пешком по осыпи. Лавируя между выступами скал, выходим на широкую сыпуху, по которой сбегаем до последнего пояса скал отделяющего нас от ложа долины р. Бодхоны. Этот пояс обходится слева по ходу по простым скалам с широкими осыпными полками. В 18.00 все спускаются в долину р. Бодхона. Очень торопимся, до темноты надо успеть в лагерь. Примерно в 20.30 все участники в а/л Алаудин.

ТАКТИКА ПРОХОЖДЕНИЯ СЛОЖНЫХ УЧАСТКОВ

Работали 2 связки, первая связка провешивала перила, вторая подносила снаряжение и снимала точки закрепления перил на спуске использовались в основном старые петли предыдущих команд.

УСЛОВИЯ НА МАРШРУТЕ

Погодные - отлично видимость - отличная
камнеопасность - с этой точки зрения очень опасны участки при подъёме на голову "Сфинкса", а так же на спуске (при спуске дюльфером).