Автор: Саша Иванова, Киев
Фото: Саша Иванова, Николай Коваль, Александр Кашель

Сочинение на тему: “Как мы перезимовали лето”

Конкурс "КАК Я ПЕРЕЗИМОВАЛ ЛЕТО"

Действующие лица: Шура, Саша, Коля, Володя и многие другие хорошие люди.

Сколько бы дней не было в отпуске, их никогда не бывает много
(народная мудрость)

В мгновение ока пролетел отпуск, такой долгожданный и не продолжительный (всего две недели). Пролетел он на просторах Кавказа, такого родного, близкого и неповторимого.

Вид на ущелье Адыл-Суу с «Теплых ночевок»

Целью выезда были, есть и будут – горы. Ездили в горы, конечно не ради разрядов, ездили за красивыми маршрутами, великолепными вершинами, захватывающими видами с высот больше 4 тысяч, общением с друзьями и просто для души. И хотя разряды не мешают, а даже скажу вам, в чем-то помогают, например, ездить и ходить свободно туда куда хочется и главное с кем хочется, но не в них суть, по крайней мере, для нас.

Мы - это члены команды «Траверс» и не только. Покровительствовала выезду и помогала ее воплощению севастопольская федерация и ее глава - Александр Вадимович Холопцев. На этот выезд федерация объединила альпинистов и не только из Севастополя, Киева и Житомира, но так же из Харькова и Хмельницкого - новичков, разрядников и просто любителей гор. Как обычно, «Траверс» был представлен двумя отделениями, которые работали то параллельно, то сообща. Сложные вопросы о пропусках, регистрации и проживании решались не нами, а нашей федерацией, и хотя не обошлось бес эксцессов, в виде отсутствия в списках твоей фамилии у пограничников, и парочку потерянных дней из-за философии одного инструктора, то можно сказать, что выезд прошел без особых бытовых осложнений.

Но главное не это, главное, куда и как мы сходили. Маршруты были интересные и сложные, длинные и короткие, комбинированные и скальные, но все неповторимые, даже если их идешь уже не первый раз. Разминались и привыкали к высоте в ущелье Адыл-суу.

Подъем на перевал ВЦСПС

Зимовали в середине лета на перевале ВЦСПС.

Пришла зима в середине лета

Замело

Акклиматизационная 1Б - Андырчи

Ледовая 2 Б
Открывались на ледовой (далеко не) 2 Б.

Переносили в темпе, под дождем, свой базовый лагерь повыше - когда спасатели ожидали прорыв Башкаринского озера (со всеми, селем, вытекающими последствиями).

Переезд
И ждали возвращения нашего инструктора (и выпускающего), который, не спеша, спускался с перевала. И хотя мы хорошо проводили время на скальных тренировках, которые прерывались на арбуз или плов с айраном, мы понимали, что каждый потерянный для нас день это невосполнимая утрата в этом сезоне.

Переезд в новое ущелье (Адыр-суу) все-таки состоялся, пусть

Тренировка
не сразу, немного нервно, и не без приключений.

Фуникулер в ущелье Адыр-Суу
Были и потери в нашем коллективе, некоторые люди откололись еще до переезда из-за проблем с пропусками, часть не пустили через приграничный пост, по этой же причине, остальные, доехали благополучно до руин снесенного селем альплагеря «старый Джайлык», который производил удручающее зрелище. Производил он это впечатление не долго (на нас, по крайней мере), ибо мы под вечер сбежали от общего коллектива и инструктора, в сторону Райских ночевок.

Взгляд сквозь очки

Марсианские хроники

И мы добежали бы до ночевок, не смотря на полуразрушенную переправу через речку, тяжелые рюкзаки и общую усталость, но туман нас остановил раньше. На следующий день мы достигли и райских ночевок и самого плеча пика Шогенцукова, где и обосновались на недельную побывку.

Вечерняя погода
Новый район оказался скалист, немного заснежен и местами даже обледенелый. Подходы к маршрутам оказались несложными, и в меру утомительными. А вот «отходы» - оказались сыпучими, мокрыми. Местами - с неприятными трещинами и «бергами». В один из них чуть не решил улететь мой напарник, но, благо, вовремя на полочке передумал, а я - его убедительно удерживала от этого шага на двух ледовых инструментах, а потом мне, еще, в этом нелегком деле помогали товарищи из дружественной команды, живущей по соседству с нами на плече.

Снежные волны
Маршрутов в районе не много, зато первопроходов можно наклепать - не меряно, в чем практически убедил нас инструктор. Описания района нас огорчили, одни не пригодились по причине старости и глобального потепления, другие не пригодились по причине не совпадения с мнением инструктора, который утверждал, что так не ходят нормальные альпинисты, только храбрые. Общий вывод таков – описание маршрута есть функция от времени, сезонов года, времени суток и мнения инструктора.

Троечные маршруты оказались красивыми и не длинными, если не блуждать и не идти траверсом все вершины горы, например Тютю-баши. Пятерочные маршруты были техничными, но с обледеневшими полками и со спелеологическими элементами лазанья в грязи и под потоком воды. С четверками по близости в этом районе не сложилось, либо их там нет, или они стремные, поэтому их никто не ходит.

День отдыха

Готовим горячий шоколад

Так маршрут за маршрутом, и пора спускаться вниз, вроде как отпуск к концу подходит, а так не хочется, и даже погода рыдает, но не долго, мы даже не успели намокнуть на спуске.

Спуск в Уллу-тау
А внизу лето, снега нет и трава зеленая, но дождит и скучно как-то в лагере Уллу-тау. Сходить некуда, гендель один и тот слабенький, надеюсь они исправятся и меню сделают разнообразнее, а вот душ был славный и даже теплый. Вот уже и двое суток последних в базовом лагере пролетели. Не альпиниское это дело, скажу я вам, загорать внизу, вроде и отдохнуть хочется после маршрутов и поесть всласть домашней еды, а больше двух дней сидеть тошно, опять идти хочется наверх, где снег, скалы и сухпай. Но не тут то было, поезд ждет и работа дома, пора поковать вещи. В семь утра выезд. На этом этапе наши отделения разделились - часть команды вернулась под Тютю-баши, имея время еще побороться.

Несмотря на мокрое состояние вещей, после ночного дождя, мы их запаковали в рюкзаки. И уже готовы ехать, а не тут-то было, машина еще не готова и вот стоим под навесом, смотрим на мокрые горы и ждем: восток, здесь спешить не любят. Так вот час и прождали, ерзать стали, ведь так и на поезд не долго опоздать. Но вот и транспорт подали, и не было предела нашему восторгу, подали нам не какую-то газельку, а самый настоящий грузовик, да какой - с открытым верхом, почти кабриолет. Россияне, братья по крови наши, которые намеревались тоже выехать из лагеря подшучивали над нами, мол какая развозка у вас, не то что мы несчастные на газели поедем. Но недолго они завидовали нам, оказалось, что и они с нами едут, отчего запечалились они и закручинились, и шутить как-то перестали. А нам весело было, мы смеялись всю дорогу, так понравилось ехать, что возле пограничников и подъемника слазить не хотели, насилу выдворили.

На подъемнике тоже интересно было: приехали, а он не работает - начальник над рубильником не пришел, у него вчера гулянка была, вот и опаздывает. Мы уже и нервничать начинаем, а нам говорят, чтобы не волновались, мол не последний поезд на Киев, опоздаете в Пятигорск догоните в Минводах… в общем - Восток!

Но спустились в итоге, не прошло и полчаса, а потом пересадка на следующий транспорт. Водитель душевный попался и едет не спеша и говорит много… в общем все спокойствие выработанное непосильным трудом на маршрутах улетучилось по дороге в Пятигорск. Но успели, и даже времени с пол часа до поезда осталось, но тут мы встретили любезных милиционеров, хотя не встретить их на пятигорском вокзале - это из области фантастики на втором этаже. И так они любезно все проверяли у нас, и еще более любезно оштрафовали нашего коллегу, за ошибку в регистрационной карте, но отпустили, потом, после конфискации некоторого количества денег и думаю даже пожелали доброй дороги. Вежливость - это их конек! А потом был поезд и еще одна проверка, но тут у них не сложилось со штрафом, все чисто у нас, наверное это их обидело и они ушли печальные.

Ехали хорошо, также хорошо ели и спали, после пересечения границы полегчало, свободу почуяли, хотим пиво пьем, хотим из регистрации самолетик делаем, и главное никаких проверок. Так вот и до дома добрались, завтра работа и реаклиматизация к городской жизни, а там глядишь и до следующего отпуска доживем. Главное чтобы горы стояли, да войн не было!

Статья

Спасибо, Саша. Жалко, что мне не удалось съездить.