Автор:: Воробьев А. А., Москва.
Отчет о горном спортивном походе
четвертой категории сложности
по Центральному Кавказу, район Безенги
совершенном
с 24 декабря 2007 по 04 января 2008 года
группой туристов Турклуба МГТУ им. Баумана.
Маршрутная книжка 1/3-414
Руководитель: Воробьев А. А.
Москва 2008
1. Справочные сведения о походе.
1.1 Паспорт маршрута
1. Район путешествия - Центральный Кавказ (Безенги)
2. Вид туризма - горный.
3. Организация, проводившая путешествие - турклуб МГТУ им. Баумана (www.tourism.bmstu.ru)
4. Категория сложности – 4 к.с.
5. Количество участников – 7
6. Руководитель – Воробьёв А. А. e-mail: vilgeforts @ rambler * ru)
7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК ЦС туризма г.Москвы
8. Маршрутная книжка -1/3-414
9. Сроки активной части похода - 24.12.2007 - 04.01.2008.
10. Продолжительность активной части похода - 12 дней.
11. Количество дневок - нет
12. Длина маршрута (с учетом коэффициента 1,2) - 66 км.
13. Суммарный набор высоты - 5840 м.
13. Максимальная высота - 3836 м.
14. Адрес хранения отчета - библиотека МГЦТК, Москва, ул. Б. Коммунистическая, д. 17, библиотека ТК МГТУ им. Баумана, (www.tourism.bmstu.ru)
15. Поход рассмотрен МКК ЦС туризма г. Москвы
1.2 Сокращения, терминология и допущения - Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного коэффициента 1,2.
- Везде, где не оговорено особо, понятие “правый” и “левый” даны орографически.
- На приложенных картах даты на местах ночевки даны по вечеру, когда становились на ночевку.
- Графа Набор высоты в заголовке описания дня похода заполнялась по показанию альтиметра, встроенного в часы. Поэтому высота в конце дня может отличаться от высоты утра следующего дня. Т.к. в течении дня погода у нас не менялась (основные изменения были ночью), то по этим данным можно установить набор или сброс высоты группой.
1.3 Подробная нитка маршрута.
Начало долины Думала – р. Думала – пер. Коштан Южный (2А, 3510 п/п) – пер. Шести (1Б, 3275) – л. Герты – пер. РОМ (2Б, 3842) – л. Тютюн – л. Тютюн Южный – пер. Туристов Грузии (2А, 3668) – пер. Ашинова (1Б, 3725) – р. Крумкол – лед. Дыхсу – лед. Башхаауз – пер. Дыхниауш (2Б, 3836) – лед. Безенги – а/л «Безенги»
* Подробная нитка заявленного маршрута:
Начало долины. Думала - р. Думала – пер. Коштан (1Б, 3513) – пер. Шести (1Б, 3275) – л. Герты – пер. РОМ (2Б, 3842) – л. Тютюн – л. Тютюн Южный – пер. Туристов Грузии (2А, 3668) – пер. Ашинова (1Б, 3725) – р. Крумкол – лед. Дыхсу – лед. Башхаауз – пер. Дыхниауш (2Б, 3836) – лед. Безенги – а/л «Безенги». – радиально г. Гидан (4184, 2Б альп)
1.4. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия
|
Категория трудности
|
Характеристика препятствия
|
Путь прохождения
(для локальных препятствий)
|
Перевал
Коштан Южный
|
2А, п/п
|
Высота 3510 м. Подъём &ndash снежный склон крутизной 30-45° протяженностью 200 метров. Спуск &ndash снежный склон крутизной 45° протяженностью 150 м.
|
Со стороны р. Думала в сторону р. Коштансу
|
Перевал
РОМ
|
2Б
|
Высота 3842 м. Подъём снежный склон протяженностью 300 метров. Крутизна склона постепенно растет начиная от 20-30° в нижней части и заканчивая 60° в верхней части. На седловине &ndash карниз на сторону подъема. Спуск снеженный склон, протяженностью 100 метров 20-30°.
Ледопад лед. Тютюн
Преодоление на спуск снежно-скального склона ранклюфта крутизной 30-45°, местами участки крутизной свыше 60°, протяженностью 50 метров.
|
Со стороны лед. Герты на лед. Тютюн
С прохождением на спуск ледопада лед. Тютюн
|
Перевал
Туристов
Грузии
|
2А
|
Высота 3668 м. Подъём &ndash снежный склон крутизной 20-30°, протяженностью 200 метров. На седловине закрытый переметный ледник.
|
Подъем со стороны лед. Тютюн Южный.
(с Севера на Юг)
|
Перевал
Дыхниауш
|
2Б
|
Высота 3836 м. Подъём снежный склон протяженностью 250 метров, средней крутизной 30-45°, местами до 60°. Спуск &ndash заснежный ледовый склон крутизной 45°, протяженностью 80 метров.
|
Со стороны лед. Башхаауз на лед. Безенги.
|
1.5 Сведения об участниках.
№
|
Ф.И.О.
|
Год рождения
|
Опыт
|
Обязанности
|
1.
|
Воробьёв
Алексей
Александрович
|
1976
|
Уллукара до 4100 (3А альп) + Эльбрус Зап. (2А, 5642), ГР, зима
н/к с эл-ми 3 ГР Ц. Кавказ, зима
6ГУ Ц. Памир (7105, 7495)
6ЛУ Приполяр.-Полярный Урал
6ЛУ Чукотка
|
Командир
|
2.
|
Быков
Александр
Сергеевич
|
1983
|
3Б альп.+3А альп.х2 Ала-Арча
2ГУ Ц.Кавказ
5ЛУ Вост. Саян
<>
<>
|
Летописец
Медик
|
3.
|
Ермолаев
Роман
Сергеевич
|
1981
|
5 ГУ Терскей Алатоо
н/к с эл.3ГУ Ц. Кавказ, май
4ЛУ Припол. Урал
<>
|
Завхоз
|
4.
|
Калин
Андрей
Юрьевич
|
1986
|
5ГУ Терскей Алатоо
2ЛУ Кузнецкий Алатоо
<>
|
Снаряженец
|
5.
|
Розанов
Павел
Геннадьевич
|
1978
|
1ГР Алтай
3ГУ Ц. Кавказ межсезонье
2ГУ Ц. Кавказ межсезонье,
3 ГУ Ц. Кавказ
<>
|
Фотограф
|
6.
|
Штурбина
Ольга
Сергеевна
|
1978
|
3ГУ Ц. Кавказ межсезонье
2ГУ Ц. Кавказ межсезонье,
3ГУ Ц. Кавказ
<>
|
|
7.
|
Яцко
Сергей
Николаевич
|
1982
|
2ГР Ц. Кавказ
4ГУ Ц. Кавказ (5642)
н/к с эл-ми 3 ГУ Ц. Кавказ, зима
<>
|
Реммастер
|
2. Общегеографическая и туристская характеристика района.
2.1 Особенности рельефа района Безенги зимой, рекомендации.
Описаний района достаточно много. Так что ниже опишу, какие изменения в него зима:
– Зимой реки становятся спокойными, уровень воды в них заметно падает. Так что исчезают проблемы связанные с переправами.
– Возрастает лавинная опасность.
– Опасность схода камней резко падает.
– Там, где летом осыпные склоны, то зимой они становятся снежными, с выходами камней. Передвижение по ним облегчается. Заснеженная осыпь не едет под ногами. Живые камни практически отсутствуют. Но с другой стороны возникает лавиноопасность склонов при их продолжительном освещении солнцем, особенно при их ориентации на восток или юг.
– По рельефу приходится передвигаться или в снегоступах или же в кошках (там где в снегоступах уже не получается идти). В одних ботинках можно идти лишь там, где уже натроплено заранее (в низах долины Думала, по следам пограничников), там где нет снега (окончание Безенгийского ледника) или пробита машинами дорога.
– В отличии от лета, на ночевку можно встать в любом месте, которое гарантирует лавинную безопасность. Летних проблем связанных с отсутствием воды нет (но живая вода попадается редко), и место под палатку выравнивается практически на любом склоне. От сильного ветра на ровном месте защищает прикапывание в снег юбки палатки и постройка снежной стенки (в этом походе стенку ни разу не делали, не было причины).
– Сложность рельефа зимой в отличии от лета (связанный с наличием снега) может как упрощаться (зафирнованные ранклюфты и бергшрунды ледников забитые трещены на ледниках снежные склоны там, где летом крутая сыпуха и т.п.), так и усложняться (крутизна заснеженных склонов зимой может стать больше, чем осыпных летом отсутствие троп там, где они были летом и т.п.).
2.2 Особенности тактики и снаряжения
По погодно-бытовым условиям поход напоминал лыжный поход без печки в тундровом районе, например Полярный Урал. К тому же добавлялось влияние высоты и ежедневная тропежка. Поэтому одежда для похода зимой в горах должна быть как для тундрового лыжного похода. Из личного снаряжения, которое берется в горный поход летом, на каждого участника прибавляются снегоступы и лыжные палки. Так как лавиноопасность района по сравнению с летом возрасла, у каждого участника была лавинная лента.
Продолжительность светлого времени в январе составляет около 10 часов. Рассвет в 7-00 утра, закат в 17-00. Кроме того. при ясной погоде луна хорошо освещает местность, что достаточна для лагерных работ и движению по рельефу не требующих дальнего обзора месности, например по дороге, накатанной машинами.
Из-за короткого дня мы применяли следующую тактику питания, которая позволяла более эффективно использовать светлое время суток. Обед состоял из чая, который делали с утра и заливали в термоса и шоколада, мяса и т.п. еды. Чай на завтрак заливали в термоса с вечера. Для экономии бензина и удобства готовки брали скороварку. Объем дневного чая на человека должен быть не меньше 0,5 литра. У нас было на семерых четыре термоса по 1 литру.
На маршруте в виде топлива использовался бензин «Калоша», который продается на строительных рынках и в магазинах хозтоваров. Возникали проблемы с засорением примусов копотью (засорялась форсунка) в том случае, когда прогревали примус бензином. При прогреве примуса спиртом, таких проблем не возникало.
Группой использовались снегоступы TSL 225 и TSL 227. TSL показали себя хорошо, нареканий почти не было. На одном снегоступе сломался фаст пяточного ремня при затяжке с большим усилием, когда обледенел фаст.
Сотовая связь в районе Безенги развита только в районе одноименного альплагеря. В других местах похода (даже около начала долины Думала) сотовые телефоны сеть не ловили. Перед походом была куплена местная СИМ-карта «Мегафона», по которой звонили из альплагеря Безенги после окончания похода.
2.3 Пропуска в погранзону и трансфер в район.
Долины, выводящие к Главному Кавказскому хребту являются погранзонами и для нахождения в них нужно оформлять пропуска в погранзону. Лучше это сделать заранее, чтобы не терять походного времени, а сразу же заезжать в район.
Трансфер в район и решение других организационных вопросов мы заказывали в а/л «Безенги»:
г.Нальчик, ул.Чайковского, 3.
Директор АУСБ "Безенги" Анаев Алий Хусеевич,
тел/факс.(8662) 775957, +7(928) 950-3868, +7 (928) 700-54-89
E-mail: bez@kbsu.ru
Дорога до а/л. Безенги более плохая, чем Баксанское шоссе (качество покрытия дороги резко падает на участке от села Безенги до альплагеря). Поэтому машина для трансфера в этот район должна иметь повышенную проходимость. Легковые машины и «Газели» выше села Безенги зимой не проедут. Нас везли машины Нива и УАЗик типа «козел».
Мы вставали на учет у спасателей в г. Нальчик. Для быстрейшего прохождения данной процедуры рекомендуется иметь лист с маршрутом похода и запасными вариантами, который останется у спасателей, а так же несколько листов с ФИО участников команды и их паспортными данными.
3. Организация и проведение похода.
3.1 Идея и цель похода.
Главной идеей похода было сходить в районе Безенги, делая кольцо вокруг Северного массива, чтобы посмотреть как сам район (долину Думала, восточная часть хребта Коштан-Крест, ледники Дыхсу и Безенги), так и прилегающий массив Сугана. Т.к. большая часть команды вообще не была в данном районе, а та часть что была, видела лишь маленькую его часть
Маршрут планировался насыщенным, с точки зрения технической работы на рельефе, и как следствие этого – укороченным по километражу. Зимний опыт, как технический, так и бытовой, полученный в данном походе будет полезным для горных походах в высотные районы, так и для лыжных походов в тундровые районы.
В связи с тем, что правительство сделало Новогодние каникулы (государственные праздники с 1 по 5 января и 7 января) для проведения похода нужно брать всего дней 5-8 отпуска, что делает привлекательным хождение в это время.
3.2 Особенности при построении нитки маршрута
- Заход к первому перевалу по длинной пологой долине. Исходя из того, чтобы приобрести акклиматизацию во время подходов, а так же подъесть продукты перед первым перевалом.
- Большое количество технических препятствий при малом километраже, исходя из того, что техническая работа при прохождении перевалов более интересна и полезна для приобретения опыта, чем длительная тропежка по долинам для набора километража.
- Основная часть маршрута строилась линейной.
- Радиальный выход на вершину Гидан в конце маршрута был запланирован исходя из того, чтобы при наличии свободного времени в конце маршрута, посмотреть на Северный массив. Жаль, что в конце маршрута нам пришлось от него отказаться.
3.3 Изменение маршрута и их причины.
Линейная часть маршрута пройдена полностью. На восхождение на вершину Гидан в конце маршрута группа не пошла, т.к. большая часть группы решила пораньше вернуться в Москву.
3.4 График движения
День
|
Дата
|
Участок пути
|
Путь,
км
|
Перепад
высот, м
|
ЧХВ,
час, мин
|
Метеоусловия
|
1
|
24.12
|
Начало ущелья Думала &ndash р. Думала (выше впадения р. Кючменсу).
|
6,1
|
+640
|
3 часа
40 мин.
|
Ясно
|
2
|
25.12
|
р. Думала (выше впадения р. Кючменсу). &ndash нижний цирк под пер. Коштан Южный
|
7,3
|
+840
|
5 часов
20 мин.
|
Ясно
|
3
|
26.12
|
нижний цирк под пер. Коштан Южный &ndash пер. Коштан Южный (2А, п/п) - цирк под пер. Коштан Южный
|
1,6
|
+425
-330
|
7 часов
10 мин.
|
Ясно
|
4
|
27.12
|
Цирк под пер. Коштан Южный - пер. Шести (1Б)
|
1,2
|
-485
+555
|
3 часа
30 мин.
|
Ясно
|
5
|
28.12
|
Пер. Шести (1Б) &ndash верхнее плато л. Герты.
|
2,8
|
-140
+365
|
5 часов
15 мин.
|
С утра &ndash высокая облачность*.
Днем ясно.
|
6
|
29.12
|
верхнее плато л. Герты &ndash пер. РОМ (2Б) &ndash цирк под пер. РОМ.
|
1,0
|
+330
-85
|
5 часов
30 мин
|
Ясно
|
7
|
30.12
|
цирк под пер. РОМ &ndash ледопад л. Тютюн &ndash долина р. Тютюн
|
3,0
|
-1135
|
6 часов
35 мин
|
Ясно
|
8
|
31.12
|
Долина р. Тютюн &ndash пер. Туристов Грузии (2А)
|
2,7
|
+1005
|
4 часа
25 мин.
|
Пасмурно. (высокая облачность*)
|
9
|
01.01
|
пер. Туристов Грузии (2А) &ndash пер. Ашинова (1Б) &ndash устье р. Крумкол
|
5,4
|
-270
+350
-635
|
4 часа
20 мин.
|
Ясно
|
10
|
02.01
|
Устье р. Крумкол &ndash л. Дыхсу &ndash л. Башхаауз &ndash цирк под пер. Дыхниауш.
|
7,2
|
+1170
|
5 часов
35 мин.
|
Ясно
|
|
03.01
|
Цирк под пер. Дыхниауш &ndash пер Дыхниауш (2Б) &ndash хижина Джангикош
|
4,1
|
+160
-315
|
8 часов
10 мин.
|
Ясно
|
11
|
04.01
|
Хижина Джангикош &ndash а/л Безенги
|
12,6
|
-1205
|
4 часа
45 мин
|
Пасмурно. (высокая облачность*)
|
* - высокой облачностью в данном случае подразумевается закрытие неба серыми тучами, которые находятся на высоте более 4500 метров.
4. Описание прохождения маршрута группой по дням.
4.1 Заезд в район.
24.12
До похода мы заказали машину и пропуска в погранзону в альплагере «Безенги». У поезда нас встретил Марат - сотрудник альплагеря, и мы погрузились на две машины – УАЗик и Ниву. Поехали в Нальчинский офис альплагеря, где подождали до начала работы спасателей Нальчика, где мы вставали на учет. Выехали из офиса альплагеря в 8-45. Потом мы поехали к спасателям, где и встали на учет (для быстрейшего прохождения данной процедуры нужно иметь список группы, нитку маршрута и контрольные сроки на отдельном листке, чтоб оставить его спасателям). Дальше поехали в горы. По пути заехали в селе (названия не помню) в офис заповедника, где нам выдали наш пропуск в него. Но за поход этот пропуск так и никто не проверил. В этом же селе была отправлена телеграмма в Москву о выходе на маршрут.
Погранпост находится зимой чуть выше села Безенги. Там у нас проверили погранпропуска, и мы поехали дальше.
Выше погранпоста качество дороги резко падает. И одну из наших машин (УАЗик), в которой я ехал, занесло на льду – она стала поперек дороги, так что пришлось потолкать.
В 11-20 мы доехали до начала нашего маршрута – коша в устье ущелья,
дальше машины уже не проедут. Выгружаемся. Пока мы выгружались, мимо нас прошли пограничники, и спросили про наш путь.
4.2 Техническое описание прохождения маршрута группой.
Перевал Коштан Южный (2А, 3510, п/п).
Местоположение: Перевал соединяет долину р. Думала и р. Коштансу. Расположен в хребте Коштанкрест, в северном отроге вершины 3761.
Перевал пройден группой: из долины р. Думала в долину р. Коштансу.
Описание дано: От начала ущелья Думала до цирка под перевалом Коштан Южный
24.12
Километраж: 6,1 км
Набор высоты: +640 м (1600 м – 2240 м)
Чистое ходовое время: 3 часа 40 мин.
Метеоусловия: Ясно.
В 11-45 мы вышли на маршрут. Тропа начинается за кошом, и идет вверх серпантином по длинному (перепад высот 200 метров) крутому склону. Тропа протоптана пограничниками, поэтому идем без снегоступов. После взлета тропа выполаживается и идет через кусты, траверсируя отроги, выходя к реке.
Потом тропа пересекает по мосту р. Думала (выходит на правый берег реки). За два с небольшим перехода (1 час 40 минут ходового времени) мы приходим на выполаживание, напротив ущелья Укю, и на солнышке обедаем. Пьем из термосов чай, который залили еще в поезде.
Выходим после обеда, в 14-20. Переходим по мосту вновь на левый берег Думалы. Скоро (через 15 минут хода) натоптанная тропа сворачивает в сторону долины Укю, и мы надеваем снегоступы. Тропежка небольшая, глубиной до 10 см. Далее идем вдоль левого берега реки, стараясь держаться вдоль русла. За переход (45 минут ходового времени), в 15-05 делаем привал около впадения р. Кючменсу. Делаем еще два перехода
и в 16-40 становимся на ночевку на правом берегу р. Думала, на каменной гряде. После обеда мы шли 2 часа ходового времени. Место хорошее, есть живая вода.
На что обратить внимание: зимой может быть натоптанная тропа до коша на Укю. В долине Думала речка не замерзает почти до истоков – конечных морен ледника Уллуаз (есть живая вода) и нет проблем с переходами с одной стороны речки на другую.
25.12
Километраж: 7,3 км
Набор высоты: +840 м (2225 – 3065)
Чистое ходовое время: 5 часов 20 минут.
Метеоусловия: Ясно.
Группа вышла в 7-30. У правого берега начинаются прижимы и через метров 200 вновь переходим на левый берег р. Думалы и идем по нему.
Тропежка в среднем 10 см. Частая смена лидера позволяет держать хороший темп движения. Держим курс по направлению на середину оконечной морены ледника Уллуаз. В 9-45 делаем привал на взлете морены, греясь под лучами солнца, пришедшего в долину. (1,5 часа ходового времени от ночевки).
Идем по морене (заснеженный курумник), набирая высоту (склон градусов 15-20) и траверсируя ее в сторону правого бокового кармана.
Сразу идти в карман не следует, т.к. в кармане снег более рыхлый, рельеф – крупный курумник (по нему трудно идти, т.к. возле больших камней можно провалиться). И еще правые склоны долины, освещенные с утра солнцем становятся лавиноопасны – видны следы тающего снега, съезжающего постепенно вниз. Постепенно выходим в этот карман, но идем не по его низу, а по склону морены. На гребень морены не поднимаемся, чтоб зря потом не терять высоту. Здесь безопасно, достаточно высоко над карманом, и данный склон не лавиноопасен – много выходов камней. В 11-40 на склоне кармана морены останавливаемся на обед. (3 ходового времени от ночевки).
Вышли с обеда в 12-40. Дальше идем траверсом по склону морены. Напротив ответвления ущелья в сторону нашего перевала мы пересекаем карман морены и выходим на противоположный склон и начинаем подниматься по нему. Немного выше ущелье раздваивается скальным отрогом на две части.
Здесь мы, глядя на карту и фотографии
решаем подниматься не по ущелью, ведущему к перевалу, а подняться по ущелью южнее, за отрогом с вершинами 3120 и 3399. И далее, выше вершины 3399, сделать по леднику траверс на перевал. Но как оказалось в дальнейшем, данным планам не суждено будет осуществиться.
Глядя назад, открывается прекрасный вид на верховья ледника Уллуаз, с красивыми вершинами Коштантау и Думала.
Ну а мы продолжаем свой путь вверх по ущелью.
Крутизна склона возрастает и высота дает знать, поэтому переходы делаем по 30 минут. Начинаем думать о месте под ночевку, т.к. уже устали, а склон слишком крутой, чтоб встать. В 15-10 Саня уходит без рюкзака на разведку места под палатку. И находит его в кармане морены, под защитой большого камня. К 15-50 туда приходит команда и начинает ставить палатку. (2 часа 20 минут ходового времени после обеда)
26.12
Километраж: 1,6 км
Набор высоты: +425 м / -330 м (3085 м – 3510 м - 3180 м)
Чистое ходовое время: 7 часов 10 мин.
Метеоусловия: Ясно.
Утром выходим в 8-20. Идем вдоль морены в верхний цирк ущелья, откуда планируем по леднику пересечь гребень и выйти к перевалу. За 1 переход (30 ходовых минут) подходим в цирк, откуда по крутому снежному склону, крутизной 30-45° начинаем подъем.
Склон пока что стоит в тени, поэтому снег хороший – нет доски. Идем с сторону выхода скал по правую руку т.к. далее на склоне лежит снежная доска. На скалах снимаем снегоступы, и по простым скалам лезем наверх .
Вскоре солнышко выглянуло из-за хребта, принеся с собой тепло…
После окончания скал, стал виден гребень, который отделяет наш цирк от цирка с перевалом Коштан. И стало понятно, что легче пройти седловину в сторону долину Коштансу, чем карячится и пересекать гребень в сторону перевала Коштан. Поэтому, надев снегоступы полезли по снежному склону (крутизной 30°) в сторону нового перевала.
Прошли метров 100 траверсом с набором высоты к седловине от скал, а далее полезли напрямую вверх, пока под ногами не началась доска. Поэтому дальше пошли напрямую вверх, обходя доску. Крутизна склона здесь стала возростать до 45°, приходилось рыть траншею, глубиной до пояса. Местами первый шел без рюкзака, чтобы рыть траншею, но не смотря на это люди за ним дотрапливали.
Перед перевалом склон начал выполаживаться (20-30°), и качество снега улучшилось: стали меньше проваливаться. Идем траверсом с набором высоты на снежную седловину гребня.
На седловину вышли в 12-30.
и (2 часа 40 минут ходового времени от начала набора на перевал, 3 часа 10 минут от ночевки). Седловина достаточно узкая, мест для палаток нет, но при желании можно вкопаться. Здесь на солнышке отдыхаем, обедаем и просматриваем склон на спуск. На взгляд это 3-4 веревки до выполаживания, и просматривается с седловины путь на 2 веревки. Замечаем то, что скоро солнышко опускаться, и спусковой склон будет в тени. Это нам и надо, чтобы снег подморозило. Поэтому обедаем неторопясь. Надеваем обвязки, готовясь к празднику «первой веревки».
Т.к. станции будут на снегу, то два ледоруба преобразуем в снежные якоря, прикрутив к ним алюминиевый штык. Последний участник пойдет без рюкзака с нижней страховкой, поэтому он снимает свои вещи с наружной навески, убирая их в рюкзак. Надеваем кошки.
В 13-30 начинаем спуск. Солнце уже как полчаса не светит на спусковой склон. Делаем станцию на снежном якоре и первый участник уходит вниз. В кошках идти не удобно, идя, он роет траншею, глубиной по пояс. Поэтому, пройдя 15 метров, он снимает рюкзак, вешает его на спусковую веревку (крепит его к ней на узел среднего самострахом от рюкзака), надевает снегоступы и идет дальше вниз, роя траншею, но гораздо быстрее. Второй приносит ему этот рюкзак, волоча его за собой по склон, встегнув в систему. Таким же способом транспортируется и рюкзак последнего.
Далее первый вешает веревки в снегоступах, без рюкзака, для увеличения скорости провеса веревок.
С седловины провесили 3 веревки,
делая станции на снежных якорях (3 часа 30 минут работы на рельефе). К 16-00 спустились на выполаживание склона, откуда можно идти ножками. Переобуваемся в снегоступы Идем еще один переход (30 минут) и встаем на ночевку на гребне моренного холма. Итого 4 ходовых часа после обеда.
На что обратить внимание:
1) Солнце, освещая склон, меняет структуру снега на склоне, делая его лавиноопасным. Поэтому при подъеме или спуске по крутому снежному склону надо стараться пройти этот участок, когда склон находится в тени.
2) По глубокому снегу все же следует провешивать веревки в снегоступах. А так же для ускорения процесса первого пускать без рюкзака, чтоб копал траншею.
3) Транспортировка на спуск 2х рюкзаков (один на себе, второй тянуть за собой на самострахе рюкзака) на некрутом снежном рельефе проблем не представляет. Главное, чтобы у рюкзака, который волочат по снегу, не было вещей, висящих на наружной подвеске.
Перевал Шести (1Б*, 3275).
Местоположение: Перевал соединяет долину р. Коштансу и ледник Герты. Расположен в гребне между вершинами 3592 и 3320.
Перевал пройден группой: из долины р. Коштансу в долину Герты.
Описание дано: до цирка под перевалом Коштан Южный до левого ранклюфта ледника Герты.
27.12
Километраж: 1,2 км
Набор высоты: - 485 м / +555 м (3200 м – 2715 м – 3270 м)
Чистое ходовое время: 3 часа 30 мин.
Метеоусловия: Ясно.
С вечера проглядывался путь по полке из заснеженных моренных холмов в сторону перевала Шести, которая срезает путь и уменьшают потерю высоты. Эта полка упирается в ребро, и не ясно, есть ли там безопасный проход.
Поэтому, с утра выход раздельный, по готовности участников, чтобы лидерам просмотреть дальнейший путь. Выход лидеров – в 8-10
Идем по этой полке, и не доходя по ребра, в месте, где с этой полки есть нормальный спуск вниз, оставляем делаем привал. (30 минут ходового времени) Лидеры тут бросают рюкзаки, и объявляют для подтягивающихся участников привал. Пока другие подходят, командир с Серегой идут к ребру на разведку пути.
С ребра мы увидели перевал Шести, но тут пройти нельзя – вниз уходит крутой снежный склон, который не просматривается, и идти по нему опасно.
Поэтому возвращаемся к группе, и идем вниз, обходя ребро по низу. После 1 перехода (45 минут хода) вниз, выходим к выполаживанию ребра, откуда виден перевал. Здесь просматривается путь траверсом по склону ребра в сторону перевала, чтобы не терять высоту, спускаясь ниже в долину. Здесь высота 2750 м по альтиметру.
Открывается прекрасный вид на перевал Дополнительный.,
который ведет в долину Черека Балкарского, в обход каньона в ущелье реки Коштансу.
Начинаем подъем к перевалу,
и еще через 3 небольших перехода (1 час 40 минут ходового времени), в 12-05 встаем на обед перед перевальным взлетом.
Долго отдыхать после обеда не хочется, т.к. сидим в тени, и в 12-50 выходим в сторону перевала.
За два перехода (1 час 20 минут ходового времени) выходим на перевал в 14-20. Перевальная седловина широкая, есть хорошие места под палатки. Подъем на перевал – склон крутизной до 30°.
С перевала открывается вид на северные предгорья
и на наш следующий перевал.
С Сергеем без рюкзаков в снегоступах идем на разведку спуска. Крутизна склонов вниз увеличивается, и можно просмотреть лишь метров 20-30. С седловины, чуть теряя высоту, идем направо, траверсируем пару кулуаров. Склон освещен солнцем с самого утра и поэтому тут снег влажный. И сейчас спускаться опасно. Поэтому возвращаемся на перевал и решаем вечером, когда склоны будут в тени, просмотреть спуск и провесить веревки.
А пока греемся на уходящем солнышке, любуемся ледником Герты и нашим следующим перевалом РОМ. Делаем теплую воду с лимоном, чтобы попить. Ставим палатку и собираемся идти вешать веревки.
В 15-30 солнышко заходит за горы. В 16-00, надев обвязки, вчетвером (Саня, Андрей, Сергей, Леша) выходим вешать веревки. Пытаемся найти проход, траверсируя скалы вправо, чтоб не терять высоту. Пройдя метров 50 вдольскал, у характерного скального выступа. (на Фото 28
и Фото 31
от которого уходит вниз красная стрелка) делаем станцию на крючьях, чтобы пройти к третьему, т.к далее склон слишком крут (45°). Дальше Сергей идет со страховкой через кулуар и там делает еще станцию.
А пока один из участников роняет свои кошки в кулуар. Приходится вешать еще одну веревку вниз, по которой Саня и уходит вниз, искать кошки. На счастье, кошки, пролетев метров 30, остановились на локальном выполаживании склона.
Идем на вторую станцию, через кулуар. Отсюда простого пути траверсом вдоль склона не проглядывается. Вешаем веревку вниз. Андрей, спустившись по ней, внизу не находит. Становится темно, и не снимая станции, идем обратно на 1 станцию. Снимаем за собой все провешенные веревки и идем на перевал к палатке. Приходим к ней к 18 часам.
Придя в лагерь, решаем, что кошки улетели вниз не спроста, а это знак свыше, и надо спускаться по этому кулуару. А вторую станцию решили не снимать, принеся пару крючьев с петелькой в жертву горным духам, т.к. уже стало слишком поздно…
28.12
Километраж: 2,8 км
Набор высоты: -140м / + 365 м (3340 м – 3200 м – 3565 м)
Чистое ходовое время: 5 часов 15 мин.
Метеоусловия: Утро: высокая облачность. Днем и вечером: ясно.
В целях экономии времени утром кашу не варили, а сделали только чай. Выходим в 7-00. Погода радует. Над всеми видимыми горами висит высокая облачность. Для нас это хорошо, т.к. солнце не будет освещать склон.
На вчерашней станции вешаем веревку вниз,
по снежному склону крутизной 45° (местами до 60°) с выходами скал.
Саня идет вниз, делать станцию. Вторая станция тоже на крючьях. Вешаем далее по снежному склону крутизной от 30-45° нарощенную веревку 2х55м, т.к. до выполаживания не хватает одной веревки. От выполаживания делаем траверс по снежному склону, крутизной 20-30°, в сторону ранклюфта ледника и делаем привал в мульде под скалой.
Последний у нас снова идет без рюкзака, выбивая крючья. И станции делает, оставляя петли на скалах.
В 9-40 вся команда собирается на привал в ранклюфте у скалы. (2 часа 40 минут работы на рельефе). Здесь едим сникерсы.
На что обратить внимание: 1) Зимой проходить перевал надо рано утром или в пасмурную погоду. Т.к. склоны перевала освещаясь солнцем, становятся лавиноопасными.
2) Натоптанная с вечера тропа к первой станции (когда ходили на разведку пути) за ночь подморозилась и утром по ней было хорошо идти.
3) Сложность перевала зимой повысилась, по сравнению с летом. Категория трудности перевала по моей оценке была 2А. Поэтому нужно изменить категорию перевала для зимы и дать ей 1Б*.
Перевал РОМ (2Б, 3842).
Местоположение: Перевал ледник Герты и ледник Тютюн. Расположен в восточном отроге пика Мира (4452)
Перевал пройден группой: из долины р. Коштансу в долину р. Герты.
Описание дано: от левого ранклюфта ледника Герты до окончания ледника Тютюн.
28.12 (продолжение)
В 10-00 выходим с места отдыха, системы с себя не снимаем, т.к. дальше будет путь по леднику. Идем вверх по ранклюфту, основательно забитому снегом. Идем по насту, практически не проваливаясь, крутизна склона градусов 20°. В 11-20, за два перехода (1 час 20 минут ходового времени), делаем привал на плато ледника.
Тут связываемся, и дальше по леднику идем в связках. По леднику идем к перевалу РОМ делая небольшую дугу вправо, чтоб обойти зону разломов.
За два перехода (1 час 15 минут ходового времени), к 13-10 обедаем на леднике, не доходя метров 500 до начала взлета на перевал РОМ, т.к. здесь светит солнышко. Тут и решаем встать на ночевку.
Перевал решаем провесить заранее. В 14-45 Паша идет тропить дорогу к перевалу, а через 15 минут Леша и Рома выходят с необходимым снаряжением в сторону перевала. Через час должны будут присоединиться Сергей и Андрей, но они пока заняты приготовлением чая.
Дотропив нам дорогу до начала перевального взлета (там, где крутизна склона возрастает до 25°) Паша направляется в лагерь, т.к. дальше в снегоступах идти нельзя – склон зафирнован так, что бить ступеньки в снегоступах не получается. А я с Ромой, оставляем снегоступы и надев кошки, лезем по фирновому склону (крутизна 30-40°) держа курс на скальный пояс. Надежно замурованный снегом бергшрунд, пересекающий склон все же угадывался…
Поднявшись под скальный пояс, делаем на крючьях станцию, и отсюда начинаем вешать веревки. От станции траверсируем вдоль скал направо по ходу, в сторону «бутылочного горла». Под скалами идет мульда, в которой можно собраться всей команде.
Отсюда видим, к нам идут Сергей и Андрей. Но т.к. скоро уже будет темнеть, понимаем, что их помощь не понадобится. По рации говорим им об этом. Они оставляют нам термоса около наших снятых снегоступов и идут в лагерь.
Провешиваем две веревки. Первую – от точки под скальным поясом, пересекая траверсом «бутылочное горло» с набором высоты метров на 15 выше, чем первая точка. Крепим на выступах скал справа по ходу вверх. Вторая веревка – вверх по снежному кулуару, точку делаем на выступах скал справа по ходу вверх. Крутизна склона 30-45°.
Две попытки докопаться до льда под снегом закончились неудачно. Оба раза под полутораметровым слоем снега упирался в сыпуху. Так что приходилось бить крючья.
Последнюю веревку заканчиваем вешать с началом сумерек. Под свет фонариков спускаемся на нижнюю станцию. Отсюда кидаем нарощенную (2х55 метров) веревку вниз, для удобства и безопасности спуска в темноте. После дюльфера – спуск на 3 такта.
К 18-20 спускаемся к снегоступам и пьем чай, о чем сообщаем по рации группе. Надев снегоступы, быстро добегаем к палатке, чтобы восполнить потери сил напитком, более калорийным, чем чай.
29.12.
Километраж: 1,0 км
Набор высоты: +330 м / -85 м (3595 м – 3925 м – 3840 м)
Чистое ходовое время: 5 часов 30 мин.
Метеоусловия: Ясно.
Немного проспали, поэтому вышли в 9-00. Быстро дойти до первой точки помогают натропленый вчера Бродвей, ведущий к перевальному взлету и далее к первой точке у скал.
Провешенные вчера веревки очень помогают быстро добраться до станции,
откуда лидер без рюкзака идет вешать веревки дальше. По центру кулуара, в направлении низшей точки перевала. Здесь крутизна склона градусов 45-60, и чем ближе седловина, тем крутизна склона увеличивалась. Приходится копать траншею по пояс. Две рьяные попытки докопаться до льда, с тем, чтобы сделать станцию, закончились неудачно – оба раза под полутора-двухметровым слоем снега лежала сыпуха.
Вблизи перегиба (метров 10 по высоте до перегиба) стала заканчиваться веревка. Поэтому нарастили вторую веревку.
На седловине перевала лежит карниз, свисающий в сторону л. Герты. В нижней точке перевала он достигает высоты 1,5-2 метра. Перед карнизом мульда, по которой лидер вдоль карниза траверсировал направо по ходу, в то место, где карниз понижается до высоты 1м, и пролез через него.
Седловина представляет собой заснеженную осыпь, которая обрывается на л. Герты карнизом. На осыпи, слева, в метрах 8 от места штурма карниза, лежит прекрасный чемодан. И повесив петлю на него, делается станция.
Об этом достижении сообщается вниз по рации, и далее по громкой связи участнику, ждущему своей очереди потолкать ручку жумара.
Пока второй участник занимается прокладыванием новой трассы (веревка под грузом легла правее, чем первоначальный маршрут) по более крутому склону (тут местами было и все 70°),
лидер занимается расчисткой карниза, в месте его штурма, чтоб облегчить прохождение этого места последующим участникам. Но, несмотря на эти усилия, все равно приходилось принимать рюкзаки с перегиба… Длинный самострах, который в дополнении удлинен и утяжелен связкой карабинов, рулит!
Рюкзак лидера добирался наверх по частям. Сначала пришло снаряжение, навешанное на рюкзак, заняв место на других рюкзаках, а потом на участнике в виде хвоста приехала веревка, к которой был прицеплен рюкзак. И вооружившись жумарами, пара человек немного погревшись, вытащила веревку с баулом.
В 13-30 группа в полном составе вылезла на перевал (4 часа 30 минут подход под перевал и работа на рельефе), и по такому случаю заобедала, наслаждаясь прекрасным видом вершины Тютюн и пугающим видом ледопада одноименного ледника, который предстоит идти завтра. Совмещая приятное с полезным, просматриваю путь подхода к началу глобальных разломов.
Путь подъема на перевал показан на Фото 34.
Вниз с перевала уходит снежный склон, крутизной 30° и протяженностью метров 100, до приемлемого выполаживания, где идется ногами.
В 14-30 начинаем идти вниз. Станция для первой веревки уже готова – петля на большом камне. Первая веревка идет вниз небольшим траверсом направо по ходу. Вторую станцию делаем на ледорубе, вкопанном в снег. Последний идет в привычном стиле – с нижней страховкой и без рюкзака. В 15-30 спустились с перевала. (1 час работы на рельефе). Весь путь спуска представлен на фотографиях
Спустившись на выполаживание, уходим немного направо и делаем лагерь. К 16 часам основная часть палаткостроечных работ была закончена.
На что обратить внимание: 1) При провешивании веревок лидером без рюкзака, надо заранее упаковать данный рюкзак так, чтобы на его внешних завязках ничего не висело. Если не получается, то те вещи, которые продолжают украшать внешнюю навеску отдать товарищам, идущим в середине.
30.12.
Километраж: 3,0
Набор высоты: - 1135 м (3835 м – 2700 м)
Чистое ходовое время: 6 часов 35 мин.
Метеоусловия: Ясно.
Выходим в связках в 8-40. Идем вдоль левого борта ледника, в направлении начала разломов.
Подойдя к разломам, там где с верхнего плато ледника вниз идет ледопад, идем по серакам, обходя разломы,
держась левого борта. Постепенно выходим на заснеженный склон, крутизной 15-20°.
Здесь летом идет полка, но зимой она засыпана снегом так, что и не читается.
В 10-30 подходим к прижиму. (1 час 30 минут ходового времени от ночлега) Полка упирается в ранклюфт. На ледорубе делаем станцию, веревку бросаем вниз по ранклюфту. Веревка выводит на серак, прижимающийся вплотную к скалам. Тут делаем станцию на крючьях. Вторая веревка идет вниз по этому сераку, на тело ледника. Далее можно идти по леднику на другой берег пешком, ориентируясь на характерный скальный пик, торчащий со скального гребня по ту стороу ледопада.
В конце второй веревки потихоньку начинаем собираться.
Здесь командир, заняв главенствующую высоту на близлежащем сераке
синий кружок), руководит с помощью рации, громкой голосовой связи и непечатных выражений работой группы на рельефе.
После прихода первых троих участников вниз, из них комплектуют связку и отправляют в путь через ледник, на правый берег. С обзорного серака, командир указывает им путь голосовой связью, до тех пор, пока они не скрываются из вида.
Декабрьское солнышко греет так, что сосульки, что свисают с близлежащих сераков начинают выбивать барабанную дробь. И некоторые из них добавляют к этому хрустальный звон от своего падения. Исходя из этой музыки, решаем ускорить процесс прохождения этих двух веревок, поэтому станцию последней веревки (пару крюков, петельку и карабин) оставляем в жертву горным духам.
Спустившись, оставшиеся участники обвязываются и идут по леднику по следам первой тройки.
Около правого берега, на выполаживании не доходя метров 20 до ранклюфта, в 13-45 останавливаемся и делаем обед. (3 часа 15 минут работы на рельефе и на пересечение ледника)
Пообедав, идем в сторону кармана ледника. Немного приспустившись по карману, траверсируем склон вправо по ходу и выходим на гребень скального отрога.
Спускаться по карману можно, но тогда придется внизу, в конце ледника залезать на древнюю морену, чтобы идти в сторону перевала Туристов Грузии.
По отрогу доходим до начала скальных сбросов. Дальше, в кулуаре вешаем веревку на петлю. Группа дюльферяет вниз (склон протяженностью 50 метров, крутизной до 45°) и выходит к подножью этого отрога.
Дальше идем вниз, в направлении большой поляны, где в 17-00 становимся на ночевку. (1 час 50 минут ходового времени от обеда)
Перевал Туристов Грузии (2А, 3668) и перевал Ашинова (1Б, 3725).
Местоположение: перевал Туристов Грузии в гребне между вершиной Каратау (3928) и вершиной 3844.
Местоположение:. перевал Ашинова находится в гребне между вершиной Колкая (3829) и пиком 20-летия ВЛКСМ.
Связка перевалов соединяет долину р. Тютюн и долину р. Крумкол
Перевалы пройдены группой: из долины р. Тютюн в долину р. Крумкол.
Описание дано: от окончания ледника Тютюн до устья р. Крумкол.
31.12
Километраж: 2,7
Набор высоты: + 1005 м (2740 м – 3745 м)
Чистое ходовое время: 4 часа 25 мин.
Метеоусловия: Пасмурно.
Вышли из лагеря в 9-00. Погода радует – отсутствие солнца понижает лавиноопасность склонов, по которым нам предстоит сегодня лезть.
Идем к перевалу по гребню древней левобережной морене. Крутизна подъема 20-30°.
За пять переходов (3 часа 10 минут ходового времени), выходим в верхний цирк под перевал, где обедаем.
Дальше идем, делая дугу по низу цирка, в направлении седловины перевала Туристов Грузии.
Последние метров 200 дуги идем траверсом снежного склона, крутизной 20-30°.
Дальше начинаем лезть вверх, по линии падения воды на перевал. Крутизна снежного склона 30°, местами до 45°. Склон зафирнован, но в снегоступах можно в нем делать ступени. Местами фирн не держит и приходится рыть небольшую траншею чуть выше колена.
Вышли на перевал в 15-30. (1 час 15 минут ходового времени от обеда). Перевальная седловина представляет переметный ледник через гребень.
Решаем ночевать тут, т.к. за сегодня команда подустала, сделав километровый набор высоты, и к тому ж неумолимо надвигается Новогодняя ночь…
01.01.
Километраж: 5,4
Набор высоты: -270 м / + 350 м / -635 м (3770 м – 3500 м – 3850 м – 3215 м)
Чистое ходовое время: 4 часа 20 мин.
Метеоусловия: Ясно.
Несмотря на Новогоднюю ночь, выходим в связках в 9-00. Идем по леднику вниз, стараясь по возможности не сбрасывать высоту в сторону перевала Туристов Грузии.
Держим курс на окончание юго-восточного ребра пика 20-летия ВЛКСМ. За пару небольших переходов (1 час ходового времени) приходим к окончанию этого отрога, и начинаем подниматься по нему. Перевала отсюда не видно, но огибать это ребро со значительной потерей высоты не хочется.
При подъеме по ребру одному участнику стало плохо, видимо сказалось обильное вчерашнее возлияние. Поэтому, когда его рюкзак разгружается. Делается разведка пути по ребру, которая дала положительный результат – в предперевальном цирке, напротив перевала есть прекрасный спуск в цирк с потерей высоты метров 30 (склон крутизной 20°), далее надо пересечь цирк, и выйти на перевальный взлет. Что и было далее сделано.
Перевальный взлет представляет собой снежный склон крутизной 20-30°.
На перевал Ашинова
команда вышла в 12-10. (2 часа 10 минут ходового времени от места ночевки).
На перевале обедаем, наслаждаясь видом на Северный массив, Шхару и Айламу.
И переобуваемся из снегоступов в кошки. Спуск с перевала идет по снежному склону крутизной до 30°. С перевальной седловины надо спускаться вниз траверсируя вправо, обходя скальные сбросы.
Самый неприятный участок спуска – это пересечение осыпного гребня, что в метрах 50 по ходу от седловины. Его проходим на передних зубьях кошек лицом к склону.
В 14-50, после спуска с перевала
(1 час 20 минут ходового времени) снова переобуваемся в снегоступы и идем вниз в сторону л. Дыхсу по левому берегу р. Крумкол, которая не замерзла.
В 16-10 (50 минут ходового времени) встаем на ночевку на левом берегу р. Крумкол, немного недоходя до л. Дыхсу. Отсюда хорошо виден путь по правому берегу р. Крумкол, с выходом на л. Дыхсу с минимальной потерей высоты.
На что обратить внимание: зимой р. Крумкол не замерзает. Из нее можно брать живую воду, для экономии бензина.
Перевал Дыхниауш (2Б, 3836).
Местоположение: перевал Дыхниауш находится в перемычке между Шхарой и вершиной Дыхни и соединяет ледник Башхаауз и восточную ветвь Безенгийского ледника.
Перевалы пройдены группой: с ледника Башхаауз на Безенгийский ледник.
Описание дано: от устья р. Крумкол до а/л «Безенги»
02.01.
Километраж: 7,2км
Набор высоты: +1170 м (2570 м – 3740 м)
Чистое ходовое время: 5 часов 35 мин.
Метеоусловия: Ясно.
Выход команды в 8-30. Переходим на правый берег р. Крумкол. И делая траверс склона, чтоб минимально терять высоту, идем в сторону л. Дыхсу. На леднике идем по левому (орографическому) ранклюфту, надежно замурованного снегом, держась на безопасном расстоянии от левого склона (орографическому) долины,
откуда возможен сход лавин.
Идем по л. Дыхсу до впадения с севера в него л. Башхаауз. В этом месте по левому (орографически) борту л. Башхаауз идет высокая морена, на которую мы и поднимаемся (набор высоты метров 60, крутизна склона 20-30°). И дальше идем по гребню этой морены.
Гребень местами достаточно острый, но по нему хорошо идти в снегоступах.
Идем по морене, и недоходя метров 100 до провала в ней, что образован ручьем, спускающегося с верхнего цирка под вершиной Двух Бойцов (4247), спускаемся с морены и выходим на ледник.
Здесь ледник более-менее ровный и путь по леднику к перевалу Дыхниауш более короткий. И сразу на леднике встаем на обед в 12-45 (от ночевки 3 часа 15 минут ходового времени).
После обеда, в 14-00 мы продолжаем свой путь по леднику к нашему перевалу. Выходим на центр ледника и идем по нему. И берем ближе к склонам Шхары, обходя зону трещин, что лежит в месте впадения притока, ведущего к перевалу МВТУ.
В 16-45 останавливаемся на ночлег немного не доходя до перевального взлета. (2 часа 20 минут ходового времени)
На что обратить внимание: 1) если идти в сторону перевала МВТУ, то лучше не спускаться на ледник, а продолжать путь по морене. Для того, чтобы обойти зону трещин в месте впадения ледника, ведущего к перевалу МВТУ.
2) В районе л. Дыхсу, а так же верховьях Безенгийского ледника образован локальный «полюс холода». Это происходит из-за громадной массы ледника и короткого времени освещения прямыми лучами солнца этих мест зимой.
03.01.
Километраж: 4,1 км
Набор высоты: +160 / -315 (3705 м – 3865 м – 3350 м)
Чистое ходовое время: 8 часов 10 мин.
Метеоусловия: Ясно.
Перед выходом рюкзак лидера разгружается на 5 килограммов. Выходим в 8-30.
Предварительный путь подъема на перевал выбирается по косой снежной полке.
В снегоступах доходим до того места, где на зафирнованном склоне уже не получается бить ступени, и переобуваемся в кошки. От этого места начинаем провешивать веревки в сторону скал. Крутизна склона здесь возрастает до 30°.
За две веревки (крутизна фирнового склона 30-45° станции первая на петле, вторая на крючьях) доходим до скального пояса. Далее идем косым траверсом налево вдоль скального пояса с набором высоты по фирновому склону крутизной 45-60°. Станции делаем у скал, на крючьях. Траверсом провешиваем еще 3 веревки и выходим к последнему взлету.
Отсюда вешаем на перевал по фирновому склону 45-60° наращенную веревку (80 метров). На перевале делаем станцию на петле за большой камень.
На перевал группа вышла в 14-30. (6 часов работы на рельефе) Здесь же делаем обед, любуясь панорамой Безенгийской стены.
Спускаемся вниз по заснеженному ледовому склону. Первая веревка висит на петле (петельку оставили). Вторая веревка – на ледобурах. Вторая веревка пересекает забитый снегом бергшрунд. Спуск последнего по второй веревке – без рюкзака с нижней страховкой. (1 час работы на рельефе)
С перевала спустились около 16-00. Отсюда идем вниз, держась по центру ледника. Вскоре выходим на лыжню, (которая ведет по леднику в сторону перевала МВТУ) и по ней идем к хижине Джангикош.
Встали на ночевку в 17-30. (1 час 10 минут ходового времени от спуска с перевала), немного не дошли (метров 50) до Джангикоша.
На что обратить внимание: Можно подниматься и на основную седловину перевала, которая метров на 30 ниже, чем та, на которую мы поднялись. Но там более крутой фирновый склон на подъем. Кроме того, на седловине голый зимний лед. И спуск с этой седловины хоть и короче, но внизу бергшрунд открыт.
04.01.
Километраж: 12,6 км
Набор высоты: -1205 (3335м – 2130 м)
Чистое ходовое время: 4 часа 45 мин.
Метеоусловия: Пасмурно.
Выход группы в 9-20. Пройдя метров 50, подходим к хижине Джангикош, где встречаем группу туристов: трое из турклуба МГТУ и собаку в сопровождении двух колоритных туристов-лыжников образца начала 80х годов. Это они накатали лыжню, по которой мы вчера шли. Они тоже собираются идти вниз.
Спуск вниз от Джангикоша идет по гребню морены. Сразу же после хижины идет крутой участок спуска: перепад высот метров 30, крутизна 25°. Преодолеваем в кошках. Дальше по гребню в снегоступах, по места глобального поворота ледника на юг. На морене у поворота ледника тоже надеваем кошки, и спускаясь по заснеженному склону морены (перепад высот метров 50, крутизна 20-30°), выходим тело ледника, в 11-20. (1 час 40 минут ходового времени от места ночевки).
Продолжаем путь вниз по телу ледника, держась примерно на 1/3 ширины ледника от правого борта. Трещины намертво забиты снегом, так что идти можно без связок.
Становимся свидетелями достаточно интересного зрелища. Над нашими на высоте метров 5 в сторону Безенгийской стены пролетает то ли гусь, то ли лебедь. Мы были так шокированы этим зрелищем, что не верили своим глазам. Пролетев метров 100 к стене эта птичка села на ледник, и начала соображать куда она попала: думала летит на юг, а тут все холоднее и холоднее. Так мы в раздумьях над тем, куды она попала, мы ее оставили. А через час над нами пролетала целая стая этих перелетных птиц, которые летали вверх-вниз по Безенгийскому ущелью.
Проходим один переход (50 минут ходового времени) и встаем на обед в 12-25, недойдя метров 50 до гигантского камня на леднике, что находится напротив Баранкоша.
Далее идем вниз по леднику.
В районе Миссескоша прижимаемся ближе к правому борту ледника Постепенно тропа выводит в правый ранклюфт. В 15-30 делаем привал уже за ледником, на песчаном берегу ручья, немного не доходя до альплагеря «Безенги» (2 часа ходового времени от обеда). Оттуда за 15 минут, приходим в альплагерь.
4.3 Отъезд из района:
04.01.
Троим участникам надо поскорее уехать из альплагеря, поэтому придя в альплагерь, думаем как их отправить вниз. Созваниваемся с Али Хусейновичем по сотовому телефону и договариваемся о машине. Машина до Нальчика стоит 2000 рублей. Грузим вещи участников на машину (Нива) в ускоренном порядке, чтобы уехать пока светит солнышко.
В 16-00 машина выезжает из лагеря.
Остальной группе выделяют неотапливаемый домик.
05.01.
Созвонившись с Али Хусейновичем по сотовому телефону узнаем, что есть вариант уехать в Москву на автобусе Нальчик-Москва, который ежедневно ходит с автостанции, которая находится недалеко от Нальчика. На этих автобусах ездят челноки из Нальчика в Москву. Цена билета 2000 рублей, время в пути 24 часа, отправление автобуса в 10 часов. Просим забронировать для нас места в автобусе.
На машине (УАЗик) выезжаем из лагеря в 15 часов. Едем до Нальчикского офиса альплагеря Безенги. По пути заезжаем к спасателям, где снимаемся с учета. В офисе оставляем вещи и идем ночевать в расположенную рядом гостиницу «? Альпинист ?», где снимаем 4-местный номер за 1200 рублей.
06.01.
С утра приходим в офис альплагеря Безенги. Грузим в машину рюкзаки и едем на автовокзал. На автовокзале садимся в автобус, и через 24 часа, испытав все прелести российских дорог, прибываем в столицу.
5. Материальное обеспечение группы
5.1 Общественное снаряжение
Наименование
|
Кол-во
|
Вес
|
Спим
|
|
|
Палатка
|
1
|
6,5
|
Групповой 4-местный спальник
|
1
|
3,5
|
Накидка на 4-местный спальник
|
1
|
1,5
|
Групповой 3-местный спальник
|
1
|
4
|
Накидка на 3-местный спальник
|
1
|
1
|
Едим
|
|
|
Скороварка на 7 литров
|
1
|
1,4
|
Кастрюля 5 литров
|
1
|
0,4
|
Половник
|
1
|
0,1
|
Примус
|
3
|
0,5*3=1,5
|
Стеклоткань
|
1
|
0,2
|
Термос 1 литр
|
4
|
0,6
|
Бензин «Калоша»
|
10 литров
|
8,5
|
Зажигалки, спички.
|
Комплект у каждого участника
|
Прочее
|
|
|
Ремнабор
|
1
|
1,2
|
Аптека
|
1
|
1,3
|
Компас
|
1
|
|
Фотоаппарат
|
1
|
1,2
|
Комнабор (документы, карты, фото и т.п.)
|
1
|
0,5
|
Специальное
|
|
|
Веревка 8 х 55 метров
|
4
|
2,2*4=8,8
|
Штык лавинной лопаты на ледоруб
|
2
|
0,5*2=1
|
Расходная стропа на петли
|
10 метров
|
0,5
|
Лопата совкового типа, разборная
|
1
|
0,6
|
Лопата совкового типа «Fiskars»
|
1
|
0,6
|
Титановая штыковая лопата
|
1
|
0,6
|
Комплект крючьев
|
1 комплект
|
0,7
|
Комплект петелек на оттяжки
|
1 комплект
|
0,6
|
Ледобуры
|
12
|
|
Рация (2 передатчика)
|
1 комплект
|
0,4
|
|
|
|
5.2 Личное специальное снаряжение участника
Наименование
|
Кол-во
|
Страховочная система (верх, низ, обвязочные концы)
|
1
|
Жюмар
|
1
|
Спусковое устройство
|
1
|
Карабины
|
5
|
Страховка рюкзака
|
1
|
Каска
|
1
|
Снегоступы
|
1 пара
|
Лыжные палки
|
1 пара
|
Кошки
|
1 пара
|
Ледоруб
|
1
|
Светодиодный налобный фонарик
|
1
|
Лавинная лента
|
1
|
Приложение
Форма № 3
Паспорт перевала Коштан Южный.
Район
|
Хребет, массив, река
|
Название
|
Высота, м
|
Категория трудности
|
лето
|
зима
|
межсезонье
|
Центральный Кавказ
|
Безенги
хребет Коштан-Крест
|
Коштан Южный
|
3510
|
|
2А
|
|
1. Перевал расположен в хребте Коштан-крест, южнее перевала Коштан (1Б).
2. Соединяет долину р. Думала и долину р. Коштансу,
3.. Название перевала отражает его географическое местоположение. (этот перевал расположен в хребте южнее перевала Коштан (3513, 1Б))
4. О сквозном прохождении сведений не имеется. Большая вероятность, что многие группы выходили на седловину перевала (и даже проходили ее насквозь) со стороны р. Думала, приняв его за перевал Коштан (3513, 1Б).
5. Отчет хранится в МКК ЦС туризма г.Москвы. Маршрутная книжка 1/3-414 за 2007 год. Вид туризма &ndash горный. Автор Воробьев Алексей.
6. Количественные характеристики:
Общее время прохождения (час)
|
Время спуска (час)
|
Время подъема (час)
|
Время движения со страховкой
|
Количество пунктов страховки (ориентир.)
|
Частота прохождения (ориентир.)
|
Преимущественное направление прохождения
|
попеременной
|
одновременной
|
6 часов 10 мин.
|
3 часа 30 мин
|
2 часа 40 мин.
|
3 часа 30 мин
|
|
4
|
|
С запада на восток
|
7. Летом категория трудности перевала может измениться. В какую сторону сказать сложно, но не более чем на полкатегории в ту или иную сторону. Категория западного склона перевала не измениться и останется 1Б, категория восточного склона может измениться, т.к. тут будут скальные сбросы, и нельзя сказать, какой сложности будет здесь путь летом.
8. Описание прохождения перевала дано от конечных морен ледника Уллуаз до восточного цирка перевала Коштан Южный.
Идем по морене (заснеженный курумник), набирая высоту (склон градусов 15-20) и траверсируя ее в сторону правого бокового кармана. Сразу идти в карман не следует, т.к. в кармане снег более рыхлый, рельеф &ndash крупный курумник (по нему трудно идти, т.к. возле больших камней можно провалиться). И еще правые склоны долины, освещенные с утра солнцем становятся лавиноопасны &ndash видны следы тающего снега, съезжающего постепенно вниз. Постепенно выходим в этот карман, но идем не по его низу, а по склону морены. На гребень морены не поднимаемся, чтоб зря потом не терять высоту. Здесь безопасно, достаточно высоко над карманом, и данный склон не лавиноопасен &ndash много выходов камней. В 11-40 на склоне кармана морены останавливаемся на обед.
Вышли с обеда в 12-40. Дальше идем траверсом по склону морены. Напротив ответвления ущелья в сторону нашего перевала мы пересекаем карман морены и выходим на противоположный склон и начинаем подниматься по нему. Немного выше ущелье раздваивается скальным отрогом на две части.
Здесь мы, глядя на карту и фотографии решаем подниматься не по ущелью, ведущему к перевалу, а подняться по ущелью южнее, за отрогом с вершинами 3120 и 3399. И далее, выше вершины 3399, сделать по леднику траверс на перевал. Но как оказалось в дальнейшем, данным планам не суждено будет осуществиться.
Крутизна склона возрастает и высота дает знать, поэтому переходы делаем по 30 минут. Начинаем думать о месте под ночевку, т.к. уже устали, а склон слишком крутой, чтоб встать. В 15-10 Саня уходит без рюкзака на разведку места под палатку. И находит его в кармане морены, под защитой большого камня. К 15-50 туда приходит команда и начинает ставить палатку. (2 часа 20 минут ходового времени после обеда)
Утром выходим в 8-20. Идем вдоль морены в верхний цирк ущелья, откуда планируем по леднику пересечь гребень и выйти к перевалу. За 1 переход (30 ходовых минут) подходим в цирк, откуда по крутому снежному склону, крутизной 30-45° начинаем подъем. Склон пока что стоит в тени, поэтому снег хороший &ndash нет доски. Идем с сторону выхода скал по правую руку, т.к. далее на склоне лежит снежная доска. На скалах снимаем снегоступы, и по простым скалам лезем наверх. Вскоре солнышко выглянуло из-за хребта, принеся с собой тепло&hellip
После окончания скал, стал виден гребень, и стало понятно, что легче пройти седловину в сторону долину Коштансу, чем карячится и пересекать гребень в сторону перевала Коштан. Поэтому надев снегоступы полезли по снежному склону (крутизной 30°) в сторону нового перевала. Прошли метров 100 траверсом с набором высоты к седловине от скал, а далее полезли напрямую вверх, пока под ногами не началась доска. Поэтому дальше пошли напрямую вверх, обходя доску. Крутизна склона здесь стала возростать до 45°, приходилось рыть траншею, глубиной до пояса. Местами первый шел без рюкзака, чтобы рыть траншею, но не смотря на это люди за ним дотрапливали.
Перед перевалом склон начал выполаживаться (20-30°), и качество снега улучшилось: стали меньше проваливаться. Идем траверсом с набором высоты на снежную седловину гребня.
На седловину вышли в 12-30. (2 часа 40 минут ходового времени от начала набора на перевал, 3 часа 10 минут от ночевки). Седловина узкая, мест для палаток нет, но при желании можно вкопаться. Здесь на солнышке отдыхаем, обедаем и просматриваем склон на спуск. На взгляд это 3-4 веревки до выполаживания, и просматривается с седловины путь на 2 веревки. Замечаем то, что скоро солнышко опускаться, и спусковой склон будет в тени. Это нам и надо, чтобы снег подморозило. Поэтому обедаем неторопясь. Надеваем обвязки, готовясь к празднику «первой веревки».
Т.к. станции будут на снегу, то два ледоруба преобразуем в снежные якоря, прикрутив к ним алюминиевый штык. Последний участник пойдет без рюкзака с нижней страховкой, поэтому он снимает свои вещи с наружной навески, убирая их в рюкзак. Надеваем кошки.
В 13-30 начинаем спуск. Солнце уже как полчаса не светит на спусковой склон. Делаем станцию на снежном якоре и первый участник уходит вниз. В кошках идти не удобно, идя, он роет траншею, глубиной по пояс. Поэтому, пройдя 15 метров, он снимает рюкзак, вешает его на спусковую веревку (крепит его к ней на узел среднего самострахом от рюкзака), надевает снегоступы и идет дальше вниз, роя траншею, но гораздо быстрее. Второй приносит ему этот рюкзак, волоча его за собой по склон, встегнув в систему (таким же способом транспортируется и рюкзак последнего). Далее первый вешает веревки в снегоступах, без рюкзака, для увеличения скорости провеса веревок.
С седловины провесили 3 веревки, делая станции на снежных якорях (3 часа 30 минут работы на рельефе). К 16-00 спустились на выполаживание склона, откуда можно идти ножками. Переобуваемся в снегоступы Идем еще один переход (30 минут) и встаем на ночевку на гребне моренного холма. Итого 4 ходовых часа после обеда
12. Склоны перевала лавиноопасны зимой. Особенно после долгого освещения их солнцем. Меры безопасности (при прохождении перевала зимой) &ndash проходить склоны , когда они в тени. Западный &ndash рано утром, начать движение желательно до восхода солнца, восточный &ndash во второй половине дня, когда его не будет освещать солнце.
13. Веревка основная &ndash 1 шт. на 2-3 человек. Съемная лопата из алюминиевого листа на ледоруб &ndash 1 шт.на 2-3 человек. Летом &ndash скальный молоток и комплект крючьев, петли и расходная стропа.
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. В предперевальных цирках на моренах, не доходя до взлета. Зимой возможно расчистить место и поставить палатку на седловине. Но ночевка будет некомфортная, т.к. палатка будет незащищена от ветра.
15. Информация о ЧП автору не известны.
16. Автор описания &ndash Воробьев Алексей Александрович.
1. К описанию прикладываются:
Карта с указанием месторасположения перевала
Обозначение перевалов на карте
К – пер. Коштан Южный (2А, 3510)
4 – пер. Нальчик (3А)
5 – пер. Уллу-Герты (2Б)
6 – пер. Шести (1Б)
7 – пер. Дополнительный (1Б)
8 – пер. Коштан (1Б)
9 – пер. Балкарский |