Автор: Евгения Павук

Женские непутевые записки №2 _ июль 2008г.
(Адыл-су, Днепропетровские сборы)

Адыл-Су 2000
Адыл-Су (Кавказ, Приэльбрусье)
Адыл-Су, Приэльбрусье )

29.06.2008г.

Через 14 дней уезжаю на Кавказ. Сегодня день Молодежи, а внутри какой-то внутренний холод. Чувствую себя старухой… считаю дни…

13.07.2008г. (день1й)

Выехали из Кременчуга в 4:30 утра. Мы – это я и Лена ( у нас с ней общая страсть – сауна, но в отличии от меня (чайника: обмажусь медом и в парилочку) , Леночка еще и разбирается в этом деле). У меня все вещи на удивление поместились на этот раз в один рюкзак (Каприкорн на 80литров), правда я не брала с собой еду. Все пропитание везут мои старые друзья полтавчане, мы как одна семья, да и ходить будем в одном отделении. Поэтому логично было закупить продовольствие общее, а мне осталось только перевести по банку необходимую сумму. Леночка кроме рюкзака везет сумку с консервами, крупами и прочим питанием, у нее сборное отделение, из которого она практически ни с кем не знакома. Хотя в этом и есть изюминка, особенно когда впервые едешь в альплагерь.

Верховья Адыл-Су ниже Зеленой Гостиницы
Фото: Олег Жмарин (Санкт-Петербург)
Меня лично привлекает в альпинизме и эта сторона: каждый раз знакомишься с множеством интереснейших людей с разных городов, а порой и стран. Ведь по сути, альпинизм – это смесь горного туризма и скалолазания, во всяком случае для меня. Как в горном туризме – носишь большой рюкзак, знакомишься с интересными людьми, посещаешь новые районы, ущелья, соприкасаешься с природой, учишься ощущать и понимать ее. А как в скалолазание – ставишь цель и делаешь все что бы достичь ее (подняться на вершину!), с каждым годом совершенствуя свое спортивное мастерство выбираешь все более сложные пути, маршруты учишься преодолевать страх и неуверенность, выстраивать тактику и «читать» маршрут, ориентироваться на рельефе и выбирать более безопасные, не всегда правда более легкие, пути подъема. И в итоге получаешь то неповторимое ощущение свободы, единения с окружающим миром и внутреннего равновесия.

В Днепропетровске мы были около 7:30. Теплая встреча с друзьями, загрузка в поезд… Целый день в дороге. В Минеральных Водах (Россия) должны быть в 5 утра. Жарко! Я и Леночка в 11м вагоне, остальные 12м. В нашем вагоне, в последних купе едут ребята из Иван-Франковска, среди которых и Л.Драпак он едет с нашими сборами, может быть даже что-то сходим вместе. Время покажет. Встретила вроде бы всех. Звонил Тема (из Луганска, старый друг), но пришло лишь сообщение (периодически пропадает связь). Посмотрела на сообщение и выключила телефон! Успокоилась. Хорошо! Нервное напряжение последних дней начинает спадать. Много мыслей, переживаний и ожиданий. Что-то еще связанное с одеждой, снаряжением: все ли взяла… о М. и о С. не думаю. Это мой месяц, только я и горы!!

17.07.2008г. (день 1й)

Наконец приехали! Передо мной великолепное ущелье Адыл-Су. Поставили палатки. Место хорошее, рядом речка, а воздух!! Как я по всему этому соскучилась!!! Остаток дня бездельничаем: раскладываем снарягу, готовим толи обед, толи ужин. В моем отделении 6 человек: Я, Оля (г. Кривого Рога), Дениска (г.Ивано-Франковск), Юра и Серега (г.Полтава). Наш инструктор – Грета (Маргарита Семенова, г.Днепропетровск).С Олечкой и Дениской мы были в одном отделении в прошлом году, Юрочка мне как брат так давно я его знаю ( и в Крыму вместе, и на Кавказе), Серегу знаю меньше, но он тоже хороший парень. Про Грету была много наслышана (активная, энергичная и играет на гитаре), он немного волновало что она женщина, ведь раньше у нее вроде бы было сугубо мужское отделение. Но опасения не оправдались, да и предыдущие мои инструктора были женщинами. Наверное, это хорошо, т.к. когда было тяжело, плохо, я смотрела на этих сильных женщин, которые при этом оставались такими нежными, чуткими, мягкими и женственными, и понимала, что это лишь очередное испытание и как они, я его выдержу, перенесу. Я смотрела, как они носят рюкзаки, как взбираются по крутым снежникам или идут по изрезанным трещинами ледникам, как лезут по скалам или рубят ступени, и в сердце мое вселялась надежда, что это возможно, что если приложить упорство, терпение и труд все у меня получится. Спасибо им всем за ту уверенность, которую они вселяли и вселяют в меня.

С нами вместе стоят и ребята из г. Ивано-Франковска, из г.Львова, из г.Полтавы Они из отделения новичков. Вообще в этом году у нас в сборах 4 отделения новичков. Это здорово! Популяризация альпинизма это положительная тенденция, особенно в последние годы. У людей должна быть отдушина в этой тяжелой, порой не справедливой жизни, а горы все ставят на свое место, «вправляют мозги» так сказать. Здесь, в горах, проявляются лучшие людские черты, появляется что-то героическое, что в обычной жизни спрятано за мишурой повседневных бытовых проблем.

Вечером слушали гитары, скрипку (Маша, из г.Полтава, привезла с собой) и флейты (тоже ребята из Полтавы привезли). Удивительное сочетание, особенно там, где этого совершенно не ожидаешь. Хороший день, хороший вечер, теплая ночь. Сплю в палатке Дениски, как и в прошлом году…

Ущелье Адыл-Су
Фото Максима Кострова
17.07.2008г (5й день)

Почему то мне на каждый шаг
Надо по два выдоха и вдоха
И еще какой то звон в ушах
Но я верю, все не так уж плохо
Я еще смогу повоевать
Только вот присяду на минуту
Нестерпимо хочется блевать
И в глазах двоится почему то
(Д.Павленко)

Сегодня намечен выход на перевал ВЦСПС (3800м!). Настроение с утра бодрое, рюкзаки собраны, ребята рвутся в бой! Намазались кремами, одели шорты и в путь! Надо сказать, что вышли мы, правда около 12 часов…жарковато было. Путь на перевал довольно продолжительный, хотя вниз когда спускались, мне почему-то показался он быстрым… Но наша инструктор, Грета, сразу предупредила нас и мы иллюзий не питали… Сначала я шла впереди, сразу за инструктором. Постепенно Оля отстала, за ней шел Дениска, который остался с ней, т.к. в любом случае одному оставаться на горной тропе не рекомендуется. Постепенно, Грета и Серега (он шел сразу за мною), начали уходить вперед, расстояние между нами увеличивалось. В какие-то моменты мне хотелось все бросить и повернуть обратно. Было не просто тяжело, а как- не понятно. Раньше я такого не испытывала. Я устала внутри. Встаешь, а ноги переставить не можешь. Потом находишь мотивацию, и каждый шаг – как первый! И так все выше и выше, хотя вроде бы и не сложно, и не круто. Пока сидишь думаешь - ну вот. Что стоит сделать шаг, а там и вообще побежать можно… Но встаешь, взваливаешь на плечи рюкзак и снова пытаешься найти подходящую мотивацию, что бы заставить тело работать. Вот она «горняшка»! В итоге Дениска «ушел», если так можно сказать, вперед, а мы с Олечкой медленно но верно продвигались к намеченной цели – к перевалу! Иногда сидя и любуясь прекрасными видами мне приходила мысль, зачем я рвусь вверх, когда вот она какая красота, бери фотоаппарат и снимай. Но что-то внутри все время подталкивало вперед. А потом на одном из взлетов вернулся Дениска, он чуть выше бросил свой рюкзак и спустился за нами. Вот оно настоящее мужество!!! Настоящий мужчина!!!! (несмотря на возраст, которому больше присуще инфантильность и себялюбие)… Он взял мой рюкзак, и я почувствовала, что у меня выросли крылья. Появилась та легкость, о которой я вроде бы уже забыла, что она бывает… А потом мы встретили знакомого парня. Я его видела еще когда только начинала подход. И вот он уже спускается с перевала. Веселый такой, слушает музыку, и просто бежит вниз. Правда и вверх он так же шел... У него маленький штурмовой рюкзак. Тогда, в первый раз, а ощущение, что в прошлой жизни, он предложил помощь, поднести наверх рюкзак. Но я отказалась, сказав, что должна сама. Глупая! Он – то знал, что мне предстоит, без акклиматизации, еще и с огромным рюкзаком!.. Он помог нам снова. Отнес Олечкин рюкзак выше. А там выше что-то произошло – отдохнув, одела рюкзак и пошла. И с каждым шагом уверенность возвращалась. Если до этого я «кормила» себя мыслью о мечте, о своей главной цели, то теперь я чувствовала, как работают мышцы, и получала от этого удовольствие. Потом догнала Грету и Сережку. Они как раз отдыхали. Обменявшись парой фраз, они ушли выше. А у меня был заслуженный 10 минутный перекур. Осталось немного, подняться по морене и еще метров 100 пройти, но тут накатила, вероятно, вторая волна акклиматизации, я чувствовала, что это должно было произойти и «подготовилась»: положила сверху хлеба и огурец. Перекусив, почувствовав прилив сил я двинулась дальше. Местами ветер значительно усиливался, и я одела ветрозащиту. Шла, шла, шла. Жарко думала, ну и ладно. Глупая! Вероятно я получила тепловой удар. В какой-то момент присев на камень я уже не смогла подняться. Голова закружилась, появились первые симптомы рвоты. А потом на камнях оказалось содержимое моего желудка. Вот так. В это время снизу поднимался дядя Вова Иванченко. Он осмотрел меня, пощупал лоб и мы с ним в одном темпе двинулись дальше. Медленно, считая шаги и делая длительные интервалы передышек («продышаться»-как он говорил). Постепенно ко мне вернулось ощущение окружающего мира и вера в себя. И медленно, но верно я приближалась к намеченной цели. Сколько это продолжалось незнаю. Наконец я вышла на перевал, и спустилась вниз( к 19 часам!). Дениска только поставил палатку и возложил на меня задание по сотворению уюта внутри – постелить коврики, спальники... как обычно. Только я себя чувствовала не как обычно. :-) Нет, я уже пришла в себя, контролировала тело и мысли, но.. Он понял без слов. Принес мне горячего чая и конфет. Это помогло. Распаковала рюкзаки, разложилась. И тут вспомнила про Олечку. ЭГОИСТКА!! Вылезла. Оказывается, Грета уже пошла ей на встречу. Прошло время, подошла и Оля. Тоже замученная, но счастливая. Я читала это в ее взгляде. Мы это сделали!!

По плану сегодня мы должны были еще и на г.Курмачи «сбегать». Это «1б», но это и 4200м. Слишком! Грета, конечно, все поняла без слов. И вопрос отпал сам собой. Эту прекрасную гору мы отложили на следующий день. А на сегодня мы выполнили свою программу, поужинали и с полным удовлетворением погрузились в свои спальники. В нашей палатке 3 человека: я Дениска и Оля. Хотя палатка и на двоих, дискомфорта особенного мы не ощутили, да и теплее так!.

18.07.2008г. (6й день)

Всю ночь дул сильный ветер, гремела гроза, сверкала молния, шел мокрый снег, залепливая тент и внутри становилось темно. Мы лежим в палатке, подпирая ее. Периодически выползали, стряхивали снег и палатка наполнялась светом, словно днем. Вот такая особенность гор – ночью как днем светло. Я к этому долго привыкала. Попили чайку. Погода не улучшилась, было принято решение инструкторами, что этот день мы отсиживаемся. Честно говоря это даже хорошо. Мой организм прореагировал на это положительно – целый день сна и безделий. Так день и прошел: пили чай, кушали, спали, слушала музыку и писала дневники...

г.Шхельда
Фото Сергея Щепачкова
19.07.2008г. (7й день)

Встали в 7 утра. В 11600 были на вершине г. Курмачи (4200!). Ощущения самые теплые, приятные. \Кто-то из соседей сразу пошел и на 2б на МНРы. Монстры. Мы же заварили киселя и отметили первую вершину в этом сезоне. Надеюсь не последнюю. Встретили ребят из Ставрополя, поболтала с ними. Думала о том, что так и не отправила смс-ки домой (телефон вместе с документами отдала нашему доктору на хранение). И о многом другом в этот день думала. Близкие мне люди в это время в Азии, покоряют семитысячник. Мне туда рано, может чуть позже… Но переживания за них все равно переполняют сердце, хотя и понимаю что они профессионалы, отдавшие любимому делу не один год. Но победить горы невозможно, это игра не на равных, поэтому всегда присутствует риск (иногда оправданный, а иногда и нет).

…Лежу на солнышке, вытащив коримат и спальник из палатки. Прямо как на южном курорте. Рядом Олечка читает книжку. Я слушаю музыку. Каждые 3-4 минуты мы дружно переворачиваемся. На высоте 3800 шутить с солнышком не хочется, несмотря на все солнцезащитные средства которыми мы себя обмазали. Господи, как хорошо! Вот он Рай! Завтра будет следующий день, незнаю какой, но однозначно наполненный эмоциями и событиями. Но сегодня – это подарок! Вокруг движение: кто-то обирается уходить вниз, кто-то только приходит. Но эти камни, эта энергия, пропитывающая каждый дюйм моего тела, она переполняет, течет по жилам. И напротив МНРы! В глубине души – страшненько, они такие крутые, скальные. Но может так и нужно, ведь если я хочу на ту гору, то должна ходить маршруты не только третей, но четвертой категории сложности.

Вечер часов восемь. Болит голова, болят глаза. После обеда, погревшись на солнышке я задремала в палатке. Глупо. Как быстро все меняется. Вот только тебя переполняет энергия, и уже вечером упадок. Наверное это следствие акклиматизации. Никуда не хочу идти, как завтра встану? Незнаю. Может было бы лучше остаться завтра в лагере с Олечкой? Незнаю. Слипаются глаза, гудит в голове. Слушаю музыку из Денискиного мр3 плеера. Смотрю на себя в зеркало и страшно становится: лицо припухло, глаза покраснели. Просто красавица! А завтра на гору.

20.07.2008г. (8й день)

Сходили на МНРы, по маршруту 3а к/сл. Говорить не хочется, и думать, и писать…

МНР
Фото: Александр Крюков, г.Иркутск
21.07.2008г. (9й день)

День отдыха. Ничего не делали: спали, ели, загорали. Самочувствие уже в норме. Узнала что у одного моего знакомого, который мне очень дорог на Фаросе (Крым, Украина) несколько лет назад погибла девушка. Пересмотрела многое, передумала. Грустно, не передать словами. Завтра идем на гору, на центральный МНР (3б к/сл). Денис работает первым, а я – как придется. Я одна девушка, и поставили меня вчера на скользящий, и на прием последнего (Греты), на выпуск первого. Немного болят лаза, словно много плакала. Наверное это переизбытка чувств. Вчера вечером их не было вовсе. Сегодня Серега пошел с утра вниз за пополнением продовольствия, чего-то ему там нехватает. Одним словом – монстр. Но этот монстр вернулся очень поздно, я даже волноваться начала, ведь завтра на маршрут, успеет и восстановиться. Успел! И ананасов консервированных принес! Я была готова его расцеловать :-) .

А вечером изучали маршрут, слушали наставления инструктора и стажера (Юрочки). Ведь так много не знает, не умеем. Уже поздно, все спят в нашей палатке. Только дочитала об экспедиции на Лхоцзе-Среднюю (русский путь!). Отделение Иванченко В. празднуют, они сегодня ходили на тот маршрут, на который мы идем завтра. Я искренне рада за них, но…столько мыслей. Мне нравятся горы, но я не хочу быть обузой. Т.е, я понимаю, что как бы не тренировалась, все равно слабее ребят (которым преимущество дала сама природа!), но иногда все же хочется быть если ни на равны, то хотя бы не слишком отставать. Ведь есть же примеры реальные: наши женщины-инструктора. Даже Дениска лучше меня на скалах держится, может я еще не разлазилась, ведь по сути была только одна гора. Дай бог нам завтра погоды, везения и уверенности в своих силах, и нормального хождения: переменной страховки. И хочется, и страшно. Все спят, и мне пора.

Серега принес мой телефон, но он оказался разряженным. Грустно. Думала отправить смс-ки домой, М. и С. Как они там? Волнуюсь немного за них. Что делают? Ну, все, пора спать…

22.07.2008г. (10й день)

Сегодня ходили на гору, на центральный МНР, 3б к/сл. Красиво, но страшно! Все сыпется, берешься руками, камни уходят из-под тебя, а местами, по косому траверсу – вообще начинался экстрим! Но это не правильно, на таких маршрутах должна быть учеба, а не экстрим. Или может просто мой низкий уровень тому виною. Мысли к размышлению. Но сходить, сходили. На вершине пошел снег, потом град…Дюльферяли, потом своими ножками, развернувшись лицом к склону по снежнику вниз в три такта с ледорубами спускались виз друг за другом. Потом «горным лифтом»: по кулуару, в месте его выхолаживания, вниз быстрым шагом. И по леднику к местам стояки наших палаток. Нас встречали, поили чаем, поздравляли. Пришли вечером. В этот вечер спустились и мастера, которые в этом районе ходили тренировочную 2б, готовясь к большой горе. Среди них была моя инструктор Попова Вера Германовна, замечательна женщина, настоящий пример для подражания молодым альпинисткам, которые в процессе становления своего мастерства спортивного периодически теряют уверенность в себе. Решили в этот же день спускаться вниз. Небо почернело, было ощущение, что небеса гневаются. Собрались и вниз. Возвращение было более приятным, чем подъем. В наушниках играл «Бум-Бокс», настроение хорошее. Спустилась до теплых стоянок, видела Юрочку, он шел впереди. Ушел вниз. Накрыло туманом. Решила подождать остальных. Ребятам было тяжелее чем мне, они тащили и палатки. Олечка тоже шла не спеша, а из меня энергия просто «перла». Это все «бум-бокс»! Спустились в лагерь, а наши вещи 9палатки, рюкзаки и т.д., перенесли на другое место, еще была угроза растекания озера. Все перемешано, ничего не найти. Когда шла было одно желания – в душ! Но прейдя, поняла – сегодня ему не сбыться. Уже поздно, да и найти ничего не могу. Встал вопрос питания. Как всегда помогла Вера Германовна, накормила, напоила нас.. горячий суп, сладкий чай и яичница. О большем мы и мечтать не могли…после недели на «Мивине» и консервах. Поели, послушали гитару и по койкам, вернее по спальникам.

23.07.2008г (11 день)

Банный день! Ходили в душ в а/л Джайлык. (20 руб с человека), а у нас – 30 руб. с человека, да и условия получше. Но стоит признаться, что у себя я периодически ходила бесплатно :-) , т.к. «кассира» регулярно не было на месте, а искать его по лагерю я не хотела.. Но я такая была наверное не одна. Потом в местной кафешке попили газированного сиропа, как в детстве. Погуляла по округе. Пора возвращаться, перебирать вещи, наводить порядок. Вечером – гитара, пиво, чай. Завтра тоже день отдыха. Наконец зарядила телефон и поотправляла всем смс-ки, т.к. связь плохая и слышно с перебоями.

24.07.2008г. (12 день)

День отдыха. Завтра на подход на Джантуган. Планируется сходить 2 маршрута (3а и 3б к/сл).

Были на МНРах, вроде сходили всего 3 маршрута, 3 горы, а ощущение словно прошла маленькую жизнь. Что дальше. Но в тоже время я только немного начала ощущать себя, камни… Я осознаю, как мало я могу, и не знаю, как это наверстать. Сожалению в моем родном городе не так много возможностей для реализации моих желаний, но тем слаще будет исполнение мечты. Через тернии к звездам!

Массив Уллутау на рассвете. Отражение.
Фото: Владимир Копылов, Москва
25.07.2008г. (13й день)

День подхода. Вышли в полном составе. Погода отменная, подход не сложный: через зеленку, через ледник и на снежное плато. Однако он занял определенное время, в итоге когда мы подошли к месту бивака времени осталось лишь на то, что бы поставить палатки и поужинать. Сон на снегу был отменный! Мягкий настил под спиною (снег под палаткой!) повторил форы тела, и ощущение – что спишь на перине меня не отпускало. Но в этот день я многое осознала. Нет, приступов горной болезни у меня не было больше, однако было достаточно времени на то, что бы проанализировать события последних дней. Я думала о том, как важно взаимопонимание между участника, терпение к чужим слабостям и критичность к своим поступкам. Вероятно из-за отсутствия опыта у меня часто случались перепады настроения, приступы ярости и злости, или совершенно иного плана ощущения. Но я пришла к выводу, что все это результат силовых и моральных нагрузок, и эти эмоции не есть истинным внутренним моим ощущением. Я очень надеюсь, что со временем, когда я буду более адаптирована, тренированна к психологическим нагрузкам, подобной «крипатуры» не будет. А пока стоит набраться терпения и… молчать!

26.07.2008г. (14й день)

Сходили на г.Джантуган (3А к/сл). Получила удовольствие. Правда все еще вижу в простом сложное, но Грета говорит что со временем это пройдет, было бы желание и терпение. При увеличении восходительского опыта я более правильно буду анализировать ситуацию, оценивать сложность и находить более логический путь. Но для этого нужно просто больше ходить, лазить, быть в горах... Вернулись где-то к 12-13часам. В 9 были на вершине, ну а там спуск… Собрались и на зеленку спустились. Пришли, поставили палатки, поели. Потом долго сидела и высунув голову из палатке смотрела на капельки дождя, стекающие по камням. Дождь лил как из ведра, правда настроение от этого не становилось хуже. Дождь сменился солнышком, и мы с Олькой вылезли позагорать. Музыка в плеере, пейзаж вокруг, теплое солнышко. На «зеленке» много народу, причем различающегося по цвету кожи, по национальности, по языковой принадлежности. Это тоже прелесть альпинизма: неизвестно с кем сегодня тебя столкнет судьба… Да, непредсказуемость «конечной станции» наступившего дня – это одна из прелестей в альпинизме для меня… лежу закрыв глаза, тепло разливается по коже, ощущение – словно теплые волны проникают под кожу, заполняют кровь и обволакивают все тело до кончиков ногтей. Так хорошо, так умиротворенно… вспомнилась история происшедшая под новый год несколько лет назад в Карпатах со мною…

… Мы приехали в с.Лазещину, Карпаты, около 11 часов ночи 31 декабря. Нас было 6 человек. Трое из группы собирались отделиться в ту же ночь от остальных, у них свой путь свой маршрут был, что-то вроде «траверс Говерла-Петрос-и что-то еще», что к сожалению им не удалось реализовать (ребята были скалолазами), а мы (это я , Ярик, Ольга Ивановна) хотели хорошо провести время и сходить на г.Говерлу, которая в прошлом году нам не поддалась… Не строили никаких планов, просто кто-то решил, что обязательно восхождение нужно совершить в новогоднюю ночь. Кто был этим «кто-то», память не сохранила, но ни у кого не было возражений. Попрощались с ребятами возле «Козмейщика», это такая стоянка с хижинами, где часто останавливается народ, и двинулись в сторону г.Говерла. Поднимались, видимо довольно быстро, я устала и в какой-то момент решила повернуть назад разуверясь в своих силах. Меня никто не удерживал, не переубеждал. Назад шла быстрее, было грустно, но помню, что меня захватило ощущение одиночества и единения с природой, с горой. Помню, было темно, ярко светила луна, отбрасывая причудливые тени елей на склоны горы. В какой-то момент включила фонарик, но он быстро потух. Что только я с ни не делала, и открывала, и батарейки меняла, все было бесполезно. Это был первый урок использования дешевого инвентаря, но я его хорошо запомнила. Я не говорю, что использовать нужно только фирменное снаряжение, инвентарь... Нужно использовать КАЧЕСТВЕННОЕ!! Так я и шла, периодически пробуя «непонятные» места пятой точкой, но лучше на попе съехать, чем упасть и вывихнуть или подвернуть себе ногу. Уже начало светать, когда я пришла к «Козмейщика». Везде было темно, а до с.Лазещина еще километров 8-9, а то и больше. Осмотревшись, в одном из домиков я заметила огонек. Долго раздумывала, но здравый смысл победил, я устала, хотела горячего чая, да и просто отдохнуть, а термос остался у Ярика, да и сидушки у меня не было, а на снегу сидеть как-то не очень хотелось. Я постучалась. Открыл дверь мужчина, Костя (теперь мой хороший друг!), впустил. Он из г.Ужгорода. Одного взгляда на меня ему видимо хватило, и он тут же сказал мне снимать верхнюю одежду, а сам пошел ставить чай! В итоге он меня накормил, напоил, обогрел, посмотрел мои кошки и … предложил сходить на г.Петрос утром. Я согласилась. Правда, глядя на спящие в спальниках тела его друзей напротив, иной раз мне хотелось совершенно иного, а не подъема в гору. Но я отгоняла эту мысль. В итоге мы сходили на г.Петрос. Я получила заряд такой положительной энергии (Который согревал мою душу еще ни один месяц!), приобрела новых друзей и побывала на вершине г.Петрос. Кстати, там на склонах Петроса я встретила и наших ребят, которые хотели сходить траверс. У них что-то не клеилось, в итоге, когда я вечером вернулась в Лазещину (Костя с Виталиком посадили меня на автобус,долго при этом убеждая остаться с ними на плов и отпраздновать первую гору в этом году), встретила и Ярика, и Ольгу Ивановну(они отдыхали после подъема на Говерлу), и наших «лягушек – путешественниц». Не помню, сходили ребята в тот день на Петрос, но это и неважно. А важно, что еще день назад я и не представляла, с кем сведет меня судьба в эти праздничные дни. Это была настоящая новогодняя сказка с хорошим заверением. Очень надеюсь, что еще увижу этих ребят (Костю, Виталика), ведь телефон не может заменить личного дружеского общения. «Спасибо вам за все, ребята! В Кременчуге у вас всегда есть открытая дверь, где вам рады и ждут!»

Вечером подошли еще наши ребята: Леша Драпак и его друг Андрей Третьяков. В итоге получился хороший душевный ужин и посиделки… Андрей недавно прошел траверс Ушбы (гора моей мечты!).

Почему-то вспоминались стихи Дмитрия Павленко «Небо прожжено насквозь»:

Что за глупая привычка

4. По названьям городов
Я судьбу свою читаю
Но всегда со мной любовь
И твой облик дорогая

Вечер, идет дождь. Сильный. Возможно это знак? Не хочу никуда идти завтра. А по плану опять на г.Джантуган (3Б к/сл). Но во мне совершенно нет оптимизма, какое-то внутреннее спокойствие. Ощущение: словно очередной тренировочный маршрут. Еще и в компании таких бизонов! Драпак Леша, Третьяков Андрей, Юрочка и с ними я (нас называют спортивной группой!). Сегодня утром я себе пообещала, что это последняя тройка в этом сезоне, в обед – мне захотелось еще! Большего! А вот вечер - и опять перемена настроения. Это меня пугает. Может все дело в гормонах? Незнаю. Думаю все чаще о С. и о М., хотя и пытаюсь отгонять эти мысли от себя. А на гору - и хочется, и колется. И зачем мне все это? Почему не могу жить как все нормальные люди. Нормальные? Тогда кто те, которые меня окружают? Или все наоборот, и именно здесь настоящая жизнь? Тогда что там, внизу? Я запуталась. Надо спать. Но если я закрою глаза, мои мысли прервутся и снова все пойдет по обычному сценарию: подъем в 3 утра, быстрый завтрак, изнурительный подход, дрожь и потные ладони при движении по скалам, при взгляде на бездонные пропасти под ногами, потом резкий всплеск энергии горы, желание двигаться вверх, желание дышать и ощущать прикосновение скал, вершина (но почему-то нет эмоций), быстрые команды Греты, все спешат почему-то вниз, пара фотоснимков с вершины на память, спуск- спуск- спуск, «зеленка», палатки, обед-ужин, разбор действий участников группы и вниз в базовый лагерь… Нет нужно спать…

26.07.2008г. (15 дней)

Встала в 3 часа, вышли через20 минут. Моросит дождь. Ест желание двигаться вперед, но темп ребят не для меня. Одни шаг Лешки как мои три, в итоге они ушли далеко вперед, только Юрочка остался рядом. В какой-то момент мне стало обидно, я говорила ему, что бы шел сам вперед, но он мужественно отклонял все мои потуги и мы двигались дальше. Спасибо тебе, Юрчик! Это сейчас, внизу я понимаю, что при моих 158см я не могу при всем желании в одном темпе идти с ребятами, рост которых 180см, и соответственно длинна шага в два раза больше моей, но тогда.. Я думала, что недостаточно тренированна, хотя и бегала дома кроссы по 8- 10 км . Мы подошли под скалы по морене. Остановились. Дождь начал усиливаться. Мужчины уже успели обсудить ситуацию и принять решение, но закон группы требовал, что бы каждый выразил свое мнение, и если бы в тот момент я сказала что хочу наверх, они все пошли бы за мною (ну или впереди меня). Я читала это в их взглядах. Но я сказала, что на мой взгляд целесообразнее идти вниз, так как вершина затянута. Но это мое субъективное мнение впрочем совпало с общим. Возможно, они усомнились в моих способностях и решили не рисковать, а возможно имея за плечами достаточный восходительский опыт (взять хотя бы зимний Эльбрус и траверс Ушбы) они решили не рисковать. Ведь отказаться от вершины порой большая победа, нежели подняться на нее. Незнаю. Возможно, со временем я пойму. За нами следом шли ребята из отделения Иванченко В. (с ними 2е наших: Дениска и Серега). Мы повернули назад, их отделение тоже, после консультации с нашими мужиками так решил их инструктор. Быстро спустившись вниз, я залезла в палатку и вырубилась. Выспалась. Решила перекусить, оказалось у нас проблема с провиантом, и пока я спала, Грета, Леша, Дениска и Оля ушли вниз. Вернее они меня перед уходом растормошили, я перелезла в соседнюю и засопела дальше. Потом были долгие часы безделий, валяния в палатке и ожидания возвращения остальных. Вечером опять моросит, сидим в палатке, едим и болтаем. На завтра назначен выход, но все объективно понимают что его не будет. Сижу и смотрю на небо, солнца уже не видно, сумерки, но еще не ночь. Рядом Грета. Кому пришла первому идея отправить меня вниз на Эльбрус уже не помню, но спать я ложилась в полной убежденность, что завтра утром спускаюсь вниз в лагерь и с народом (если возьмут!) еду на Эльбрус. Смущало, конечно, что иду с чужими мне людьми, но другого шанса в этом году у меня могло и не быть.

27.07.2008г. (16 день)

Встала рано, собралась, вышла. Плеер в ушах, настроение хорошее. Моросит дождь. Иду сама. Хорошо спокойно. Пришла, все еще спят. Перекусила, собрав рюкзак для Эльбруса, пошла, искать инструктора (ее звали Инна). Положение зыбкое, народу собралось много, а инструктор один. В итоге согласилась взять, правда, предупредила, что шансов мало, Эльбрус тоже затянут. Но перспектива сидеть в лагере 3 дня меня не радовала, а в Приэльбрусье я не была еще. Выехали. Попрощалась с Дениской и Олечкой и в дорогу. Приехали. На двух канатках вверх, потом на креселке и ножками немного вверх. В итоге мы поставили палатке выше станции спасателей, незнаю вроде это выше 4000 (толи 4200 или 4300). Но видимо из-за того, что я уже 15 дней на Кавказе я не ощущала высоты, скорее было какое-то щемящее чувство покоя и родного дома. Или это я сама себе надумала. Незнаю. Поставили палатку. Я живу в палатке с ребятами из отделения Иванченко В., они тоже решили сходить на Эльбрус. Разобрали вещи, поели и …спать. Вечером пошли наведать остальных ребят, они расположились на другом стороне. Ушба на закате – не передаваемое зрелище и ощущение восторга переполняло мою душу! Пока мы спали большинство ребят успели сходить на скалы Пастухова для акклиматизации. А ночью планируется выход на вершину. Меня это обстоятельство несколько смутило. Нам никто ничего не сказал заранее о распорядки. Но может это и к лучшему. Так как 3 часа сна после обеда явно пошла мне на пользу. Я чувствовала себя бодрой и полной сил, в отличие от многих ребят, прогулявшихся до скал. Во многих глазах я к своему удивлению прочитала усталость и желание скорейшего спуска вниз. Или мне это показалось? Незнаю. Вернулись к палаткам. Поели. Собрала вещи. Подъем в 1 ночи, выход в 2 часа. Погода ухудшилась и с этого момента я больше не видела вершин Эльбруса, а порой и больше 5 метров вокруг себя. В результате выход сам собой отменился.

28.07.2008г. (17 день)

Встала часов в восемь. Поела. Оделась и… и вылезла из палатки. Вокруг ничего не видно, настоящая пурга, порывы ветра просто сбивают. Я никогда такого не видела, но …мне нравилось! Сделала небольшую разминку. Ощущения в норме, но из-за погоды решили выйти на скалы после обеда. Ребята по могли перенести палатку еще одной участнице этого мероприятия. После обеда вышли. Правда местами фирн был ярко выражен, но в целом было хорошо и комфортно. Дошли до скал, нашли паек «буржуев». Перекусили:-) Нет, мы конечно тоже взяли с собой провиант, но ИХ был «вкуснее»:-) . Назад некоторые бежали, но потом останавливались, задыхались. Я шла в своем темпе, в итоге пришли вниз вместе, но у меня с «дыхалкой» было все ОК. Еще один вывод. Вечером надеялись на выход на гору ночью. Но не получилось – погода не позволила. В этот день я больше не видела Ушбы, и вообще ничего, кроме наших палаток, близлежащих скальных остовов. Гуляла, фотографировала закат. На будущее – обязательно бать лыжную маску и балаклаву.

29.07.2008г. (18 день)

Встали, поели, собрали палатки, последний взгляд на прекрасную вершину и вниз к креселке. Креселка не работала, до канатки спускались пешком. П дороги встретили собаку, которая провела нас как мне показалась по самому удачному пути спуска до канатной дороги, словно наш ангел – хранитель. Хотела ее подкормить, но уже возле станции она куда-то убежала. Жаль. Возможно, это была собака-проводник, которых содержать в спасательной службе, как мне кто-то рассказывал. А возможно я и ошибаюсь. Спустились вниз, походили немного по местному базару, поели «хычанов» (это такие местные лепешки, скорее напомнившие блины с начинкой) и на заказанном ранее автобусе вернулись в лагерь. Да мы не сходили, но гора стояла, стоит и будет стоять, и лишь от нас зависит будем ли мы на нее ходить. И я думаю что будем! А вечером как обычно культурная программа: гитара, песни…

Башкара
Фото: Александр Глотов, г. Москва
30.07.2008г. (19й день)

Сегодня по сути последний день, завтра уезжаем. На душе грустно. Погода пасмурная, не радует. Чувствую неудовлетворенность, хочется еще хотя бы на 2 -3 недели остаться, еще так много не сделано. Но это пока не в моих силах, отпуск заканчивается, билеты куплены. Да в этом сезоне я сходила не так много, первой вообще не лазила, но получила новый опыт, новые воспоминания и новых друзей. Когда-то мне сказали: «чет тернистее путь к заветной цели, тем слаще будет обладание ею». Мне пока остается лишь собирать рюкзак, гулять по окрестности, спать после обеда и слушать песни вечером. Хотя конечно сердце тянет на Эльбрус…и не только.. но всему свое время.

31.07.2008г. (20й день)

Уезжаем. Пасмурно, туман обволакивает хребты, и скалы кажутся такими мрачными, словно не хотят отпускать. Но прощаться нужно. Потом как всегда: автобус, поезд до Днепропетровска (прощание с друзьями и инструкторами, хотя благодаря Интернету и телефону общение не прервется) и снова автобус до Кременчуга.

А дома… любимый кот Лаки, ванна с пеной и горячий кофе. И на время мысли о горах, о вершинах на которых была, о снежниках и ледниках, о бесконечном черном небе и бездонных трещинах, отступят. Жизнь наполнится обыденными бытовыми вопросами, походами по магазинам, встречами с друзьями, работой и тренировками…но иногда ночью они все равновернутся встану на первое месте в сердце и тогда начнется новый отсчет дней до новой поездки, нового путешествия, нового приключения…..

……….Ты устала быть сильной... Но иначе.. никак....
И дорогою пыльной... Ты печатаешь шаг...
И спешат за советом... По привычке друзья...
И ты знаешь при этом... Это доля твоя...
Только может на время... Все привычки забыть.?...
Скинуть мнимое бремя... Просто женщиной быть.?..
Разве может быть в тягость... Пусть недолгая.. пусть...
И минутная слабость... И внезапная грусть.? ...
И случайные слёзы... От тоски.. по нему....
И нежданные розы... Просто так.. ни к чему...
И наивные мысли... Нерешительный взгляд...
Может старые письма... Может новый наряд...
Но дорогою пыльной... Ты печатаешь шаг...
Ты устала быть сильной... А иначе.?... Никак!....

(скопировала стихотворение какого-то форума, спасибо автору, хорошие слова!)

Июль 2008г.

Привет из Днепра!

Женечка, рада возможности вернутся хотя бы в воспоминаниях в том мир твердыни Вечности, чем стали для меня горы. Зная тебя как сильную, активную, жизнерадостную личность, очень сложно представить себе, что тебе может быть трудно :-). Особенно это не монтируется с представлениями о тебе, когда ты что-то там упоминаешь про "старуху" в начале. Если чесно, возникло больше вопросов, чем комментариев, потому что я видела ваш поход по-другому. И ананасы Сережа принес вам, потому что Леша Дропак хотел вас порадовать - он знал, что вам там нелегко. Лешина забота вообще простирается на очень далекие расстояния :-). Не знаю, будешь ли ты в Крыму в сентябре. Если что - было бы здорово увидеться.

Женские непутевые записки №2 _ июль 2008г.