Автор: Антонина Захарова, Павел Борисов

Без троп по расколотой горе: Гегское ущелье, Пшегишхва, Малая Рица

Возвращаемся в солнечную Абхазию – на этот раз для того, чтобы попасть на озеро Малая Рица со стороны Гегского ущелья. Маршрут загадочный. Существует поверхностное описание 1981 года обратного пути в книге Н. Д. Бондарева. Обрывочные описания маршрута можно найти на форумах в Интернете. У меня был опыт поиска пути прохождения этого маршрута, но неудачный из-за плохой подготовки и неподходящей компании. Что ж, самое время попробовать второй раз. Тем более, что поход по этим местам отлично дополняется острыми ощущениями. В 18 веке Пшегишхва раскололась на две части, одна из которых преградила путь реке Лашипсе, от чего и появилось озеро Рица. На Пшегишхве мы шутили: «хорошо бы успеть допить чай и быстренькой убежать отсюда, пока еще одна огромная глыба не откололась».

День 1. Сочи – Черкесская поляна

Традиционно летим до Сочи по экстраординарно дешевым билетам, потом на автобусе до российско-абхазской границы. На Казачьем рынке невозможно пройти мимо прилавков с персиками и мушмулой (абхазы, кстати, утверждают, что больше этот экзотический фрукт нигде попробовать не удастся) – праздник лета и солнца начался! На российской границе смотрят паспорта, на абхазской – пропускают по улыбкам, но заставляют купить страховку (10 рублей на человека в день). Страховку можно оформить на любое время – потом ее нигде не проверяют.

На автобусе доезжаем до реки Бзыбь (она же поворот на Рицу). Дальше общественного транспорта нет, поэтому передвигаемся автостопом. По законам жанра делимся с водителями своими планами, а они неизменно удивляются: «Вы куда собираетесь? На Малую Рицу? Со стороны Рицы значительно быстрее получится!» Конечно, быстрее, там идти 2 часа по хорошей тропе. Но не таков нрав туриста. Нам подавай труднодоступные неописанные тропы и ночи в палатке под звездным небом.

Начало дороги на Рицу
Сменив три машины, высаживаемся у поворота на р. Гега. В очередной раз без оплаты миновали так называемую Экологию – границу заповедника. С туристов там берут экологический сбор 250 р., но, если подвозит местный водитель, то пускают так – вроде как, ты его гость. Абхазия – удивительно гостеприимная страна. Кстати, Экология, расположенное недалеко от нее Голубое озеро и озеро Рица – единственные места на всем рицинском шоссе, в которых «ловит» сотовый телефон.

От поворота на Гегу до Гегского водопада (6 км) можно доехать на машине – если повезет, то автостопом, или, на крайний случай, за деньги на там же ожидающих туристов УАЗиках. Для легковых машин дорога непроезжая, но УАЗики с ней вполне справляются. Можно прогуляться пешком – подъем некрутой, глаз отдыхает, любуясь окружающим ландшафтом. Но мы оба по этой дороге уже не раз ходили, поэтому просим подвезти проезжающих мимо охотников. Подробности абхазского быта: помимо нас в УАЗике едет маленький теленок. Добираемся до дома охотников в 2,8 км от трассы (они же держат кафешку), отдаем обещанные мной в прошлой поездке карты Абхазии и пешком идем дальше.

Что удивило, так это обилие и размеры лопухов. Все-таки Абхазия – изобильная страна.
Там даже лопухи раз в 5 больше тех, которые растут в средней полосе России

Гегский водопад

Рядом с Гегским водопадом есть мост через Гегу, который абхазы сооружают летом для туристов (в мае его не было), а на месте брода, который весной я переходила по шатким доскам или босиком, теперь лежит огромное бревно. Идти нужно по правому берегу дорога на левом берегу, пройдя через туннель заканчивается обрывом над рекой. Через 5 километров с правого на левый берег Геги нужно перейти по хорошему устойчивому мосту (на карте переход через реку обозначен существенно раньше). По отличной дороге к вечеру добираемся до Черкесской поляны, где обнаруживаем, что в Абхазии, оказывается, есть гнусы и светлячки. Обязательно берите репеллент: гнусы довольно надоедливы, а места их укусов противно чешутся еще несколько дней. В районе Черкесской поляны есть удобные места для стоянки: безлесые площадки на небольших возвышениях, рядом – вода.

После второго моста через Гегу
неожиданно обнаружили заросли ромашек.
Не смогли пройти мимо

Нам улыбались духи гор

Ходовое время за день – 5 часов (включая привалы)
Пройдено 13 км
Набор высоты – 600 метров

День 2. Буреломинг на подъеме, подход под Пшегишхву

Встаем рано, чтобы не тащиться в гору с рюкзаками по жаре. В 7 утра начинаем подъем прямо от того места, где стояла палатка. По хорошей тракторной дороге проходим два витка серпантина (см. карту). В месте резкого поворота дороги на северо-запад уходим по заметной тропе на восток. Тропа наклонно идет вверх по склону, пересекает ручей и далее идет траверсом вдоль склона. Продолжаются огромные заросли лопухов. По тропе доходим до открывшейся панорамы массива Арабика и решаем, что «проскочили» удобный подъем. Возвращаемся назад на 50 метров до места, где на карте обозначена тропа вверх по гребню и уже без тропы начинаем подъем. По гребню идти вполне комфортно – особенно если регулярно опрыскиваться репеллентом и не засиживаться подолгу в безветренных местах. Через чащобу продираться не приходится.

Подъем по гребню
План был такой: подняться по нашему гребню почти до хребта, отделяющего Малую Рицу от Гегского ущелья. Однако попытка пройти траверсом в сторону Пшегишхвы, чуть не дойдя до этого самого хребта, оказалась плохой идеей. Внезапно мы очутились в буреломе, расположенном на довольно крутом (градусов 50) склоне. Пришлось срочно выкарабкиваться наверх. По нашим следам идти не стоит: лучше сразу подниматься на хребет и никуда с него не сходить – там наиболее комфортный и простой путь к Пшегишхве.

Осилив 50-градусный склон к 12:40, мы решили, что по такой жаре идти не резон и приступили к моральному разложению: вскипятили чай, сделали горячий обед, поспали 1,5 часа под мирное жужжание насекомых, полюбовались на открывшийся вид озера Малая Рица и многосотметровые скальные обрывы Пшегишхвы. Воды на подъеме по гребню не было, рядом ее найти тоже не удалось, поэтому делаем обед из того, что принесли с собой.

Вид на озеро Малая Рица с места нашего обеда

Нехитрые кулинарные принадлежности

После довольно длительного отдыха принимаем решение все-таки проявить мужественность и идти дальше. Быстро миновав пологую часть хребта, начинаем подъем. Тропа по гребню хребта есть, но периодически теряется – толпы туристов здесь не ходят. Подъем местами довольно крутой, где-то приходится продираться через плотные заросли деревьев. Заканчивается зона леса. Проходим рядом с двумя снежниками – при необходимости можно пополнить запасы воды, растопив снег. Наконец поднимаемся на довольно обширное выполаживание с альпийской растительностью и несколькими огромными пихтами на второстепенном отроге хребта к северу Пшегишхвы. Здесь были бы чудесные места для ночевки, но, к сожалению, нет источника воды. По отлично заметной тропе траверсируем Пшехишхву по западному склону (проходим по зоне леса) и попадаем к пастушьему балагану, чуть выше которого расположен оборудованный родник. Ставим палатку рядом с балаганом. Рядом неухоженная грядка с чесноком, видимо диким. Жаль, что я не люблю чеснок – можно было бы разнообразить нашу раскладку. Дров вокруг очень много! Лежит тридцатиметровая поваленная пихта с множеством сухих ветвей.

Подняться на Пшегишхву можно как с севера (на фото),
так и с юга. С севера подъем совсем простой

Западный склон Пшегишхвы

Пастухи появляются в этом балагане ближе
к концу августа. Сейчас он стоит пустой

В балагане ветрено. И это прекрасно,
так как ветром отлично сдувает надоедливых насекомых

Ходовое время за день – 7 часов (исключая обеденный привал)
Пройдено 10,5 км
Набор высоты – 1050 м, спуск – 180 м

День 3. Буря мглою небо кроет

Просыпаемся рано, быстро делаем завтрак и собираемся. Выходим в 7 часов утра, когда еще нет прямых солнечных лучей. Начинаем подъем на г. Пшегишхва с южной стороны. Идти приятно, но есть одно «но» – роса. Пока дошли до гребня, отлично постирали брюки. Стирка органик – используются только чистейшая горная вода. В кроссовках (хорошо, что мы были не в треках!) можно было без труда развести лягушек. Вдобавок погода не очень хороша. С восточной стороны Пшегишхвы стремительно скапливается туман. Он клубится над хребтом, но на западную сторону не перелетает.

На цветах роса значительно лучше выглядит, чем на брюках

Снизу этот участок пути выглядел довольно угрожающе.
Но оказалось, что там всего 3-4 метра простого лазания

Самый сложный для прохождения
участок оказался довольно прост

Треккинговая палка у нас была только одна. Пришлось соорудить вторую
из внуштельного вида кола (не осинового)

К вершине подошли в полном тумане. Странное, надо сказать, чувство испытываешь, когда знаешь, что вот отсюда должен быть отличный вид на две Рицы и ГКХ на горизонте, а перед тобой – сплошное молоко. Посидели на вершине, подождали «на горе погоды», пошли вниз по северному гребню.

Цветы на вершине. Все в той же
приятной на ощупь росе

Записки на вершине не нашли.
Соорудили турик, написали записку

На наше фотографическое счастье во время спуска на небе появились прогалы. Мы решили спуститься с гребня на большую пологую площадку над обрывом на восточном склоне Пшегишхвы. Погода радовала разнообразием: то дождь, то солнце, то туман, то отличная видимость, случилась даже кратковременная гроза, которую мы переждали в маленькой пещерке.

Обед сделали рядом с обрывом.
Представляете, чай с видом на обе Рицы
и в пяти метрах от обрыва?

Возвращаемся обратно вверх по склону на северный гребень Пшегишхвы и под начавшимся дождем начинаем спуск по тому хребту, по которому пришли вчера. Вскоре после места нашего вчерашнего дневного отдыха от хребта отходит отрог вправо (на северо-восток), мы продолжаем движение по нему. По этому отрогу хребта явно ходили туристы – деревья маркированы краской, кое-где на буковых стволах видны вырезанные ножом несколько десятилетий назад имена, но тропы нет. Малую Рицу, похоже, лучше максимально обойти по хребту – обход как по правому, так и по левому берегу сложен из-за буреломов на крутых склонах Периодически сбрасывая и набирая высоту, через 3 часа доходим до того места, где на наш взгляд, удобно спускаться к озеру. Спуск по лесистому склону оказался довольно крутым, приходилось держать наготове палки, чтобы, в случае чего, зарубиться. Сразу после начала спуска уперлись в скальные сбросы, но успешно их обошли. На выполаживании перед озером пришлось в очередной раз продираться по булелому.

О том, что Малая Рица уже близко, мы узнали по громкому кваканью. На озере никакой романтики – лягушки квакают настолько громко, что, кажется, у них военный парад или церемония коронации лягушачьего императора. Кроме лягушек на озере никого не оказалось. Мы поставили палатку, развели костер из огромных дровин, которые нашли совсем близко (потребовалась пила, мелкие дрова преимущественно сожжены людьми, приходящими сюда), искупались в озере (вода оказалась очень теплой). Пошли спать под мирный шелест возобновившегося дождя и оглушительное кваканье лягушек.

Ходовое время 14 часов (включая привалы)
Пройденное расстояние 10,2 км
Набор высоты 500 метров, спуск 963 метра

Палатка hand-made. Весит 950 гр, двушка.
Отлично держит ветер, не промокает

День 4. Горная прохлада

Утро удивило хорошей погодой и совершенно фантастическим цветом озера.

После завтрака выдвигаемся в сторону озера Рица. Тропа отлично заметна, правда, в двух местах завалена деревьями, но обход очень прост. За 1,5 часа добираемся до Рицы, где вовсю развит культурный туризм: шипит шашлык в манагалах, выстраиваются автобусные очереди на въезде, люди лихорадочно покупают сувениры на лотках. Мы идем вниз по рицинскому шоссе. Самолет вечером, но к морю не хочется – там слишком жарко.

Каньон Юпшарские ворота

Упавшие опоры моста на реке Юпшара

Корова в Абхазии – почти что священное животное.
Водители очень аккуратно объезжают коров,
которые позволяют себе лежать в
середине оживленного шоссе

Проходим пешком почти до развилки на Гегское ущелье, потом на попутной машине доезжаем до слияния рицинского шоссе с сухумским. Оттуда до Гагры, где покупаем вкуснейший инжир (всего около 50 рублей за кг!). Нужно ехать на границу. Идем к транспортному центру города – супермаркету Континент. Агрессивный водитель маршрутки до Псоу (граница) настойчиво предлагает зайти в его машину и ждать, пока она наполнится. Мы несколько минут ждем проезжающих маршруток, потом отходим от остановки метров 30, начинаем стопить и уезжаем на первой (!) проехавшей машине. Приятная семья абхазов довозит нас до границы, расспрашивает, каких зверей видели в горах. Мы вынуждены ответить, что зверей размером больше 10 сантиметров увидеть не пришлось. У границы нам показывают калитку, через которую можно пройти, чтобы попасть от автомобильного перехода к пешеходному.

Диалог с абхазским пограничником достоин отдельного упоминания:

- Стойте-стойте!
- Добрый день, паспорта нужны?
- (игнорирует вопрос про паспорта) В каких горах были? (хитро вопросительно смотрит)
- На Пшегишхве.
- Альпинисты? С какого университета?
- Мы сами, не с университета. Я физтех закончил...
- Физтех?
- Физико-технический институт.
- Город?
- Москва.
- Отлично. Как вам Абхазия с гор?
- С высоты даже лучше, чем снизу.
- Да, с высоты оно все лучше, чем снизу... Ладно, удачи, ребята!