Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Cемен Вареник, Симферополь, Крым.

Мыс Айя.

Читайте другие материалы этого автора:
Птичья стена

А также по району:
Маршруты на мысе Айя (со стороны Ласпи).
Мыс Айя со стороны Балаклавы - маршруты на Арфен-Чер-Бурун.

Мыс Айя расположен недалеко от Балаклавы (или Балаклава расположена недалеко от него), а Балаклава рядом с Севастополем. Сама Балаклава, уже интересна длятого чтобы просто побывать там - это городок с очень глубокой историей, в которой оставили свой след как древние греки, римляне, генуэзцы (итальянские колонисты), французы, англичане, русские, турки... и Советский Союз, соорудивший там целый подземный город, в который сейчас водят экскурсии (вполне окупаемое заведение получилось, только бетона столько жалко).

Помимо истории у Балаклавы глубока и бухта, возле которой построен городок. Кстати, по каким-то хитрым параметрам эту бухту считаютодной из самых удобных в мире (наверное это сочетание врезанности бухты в береговую линию, ее глубина и резкость с которой берега уходят в воду). В Балаклаве есть не менее симпатичная набержная чем в Ялте, с которой летом отплывают катера и лодки, плывущие к мысу Айя. До Айи можно пройтись и пешком, что в прохладную погоду тоже по-своему интересно, но в жару этого лучше не делать, а доплыть до Золотого пляжа на рейсовом катере (катера, кстати, называютсяименем какой-либо из планет Солнечной системы, не ошибетесь). Но плыть нужно именно до Золотого пляжа, а не до ближнего (их там два), поросто потому что идти меньше будет.
Катера плавают регулярно, примерно один в сорок минут, стоимость билета около пяти гривен. Чтобы понять как дойти до Айи пешком, нужно всего лишь подняться к останкам крепости Чембало, на левом берегу бухты (если смотреть на море), оттуда сразу станет понятно куда нужно идти - там всего лишь одна и жирная тропа (пешком идти около часа-двух, на катере плыть окло двадцати минут). Еще можно нанять частника (шаланда, катер или что-то такое), которых там достаточно много. Нанять частника обойдется примерно от 100 гривен за лодку, но частник может (как в Тайланде) довезти до скал над глубокой водой.

Интересные для скалолазания места находятся за Золотым пляжем, от него и до... Судака. Жить с этой стороны Айи можно только в палатках, никаких гостиниц и прочего там не может быть.
Такое красивое место, которое к тому же пользуется немалой популярностью у "диких" туристов не может не быть "прихвачено" лесниками. Сутки пребывания (т.е. когда вы остановились в заказнике на ночь) стоят примерно 10 гривен. По пути с Золотого пляжа к "рыбным" местам вы наткнетесь на целый лагерь лесников, в котором с вас радостно взымут подать. Мы принципиально не платим и всячески избегаем этого, что порождает приключения в чистом виде. Например, в прошлый раз SancheS использовал свою профессию и законно нас отмазал правдами и не только.

Еще можнопросто пилить в гору и обойти лесничий кордон, но пилить нужно долго и тропки там тернистые. Зато когда выпиливаешь наверх видно весь заказник... красота. Вобщем, азарт от того, чтобы уклониться от оплаты греет кровь. Чтобы увидеть интересные DWS или болдеринги лучше всего идти по самой близкой тропе к морю (она в лесу). Идти можно вплоть до того, пока несут ноги, но очень важно то, что самые интересные скалы расположены в наибольшем отдалении от места высадки из рейсового катера (примерно минут сорок ходьбы), а совсем интересные вообще никак не доступны с берега и к ним нужно плыть на лодке.

Еще важный момент: воду можно брать из родника, который расположен далеко от берега, а его местоположение нужно выведать у туристов или лесников. Очень не советую ехать на Айю меньше чем на два дня, это далеко не самый простой по доступности район Крыма... но один из самых красивых.