Горы мира > Сибирь >

Автор: Павел Буров
Фото: Никиты Бородихина, Леонида Полухина и Ирины Чистяковой

Арадан—2007

Историческая справка и общие положения

Поход 2007-го года рождался тяжело и долго. Первые упоминания в нашем скромном коллективе Арадского хребта, как возможной цели путешествия, относятся к 2001-му году.

В году 2004-м, когда мы достигли наконец северной стороны хребта Ергаки и встали лагерем под водопадами Богатырь и Грация, вопрос о выборе нового района встал со всей очевидностью. Если выбор Ергакского хребта целью предприятия 2005-го года еще был вполне обдуманным решением — было сильно желание траверсировать г. Перевальная и пройти пер. Художников (1б), от которого пришлось отказаться в 2003-м, то поход 2006-го проводился скорее по инерции. К чему это привело, можно ознакомится в отчете «Ергаки—2006». Имею добавить лишь то, что проблемы не возникают на пустом месте, и результат сравнительного анализа наших последних двух походов может быть в первом приближении сведён для краткости к известной поговорке о дураках, ошибках и учёбе.

На всякий случай спешу предупредить читателя, что дискуссии о предвзятости и субъективности приведённых в опусе оценок не получится — это мои оценки и они, очевидно, и предвзяты, и субъективны.

Изначально наш Араданский поход обещал привнести немало новшеств, как-то: новый район, множество новых перевалов, сравнительно длинные дневные переходы, большие вертикальные перепады, действительно линейный маршрут (наши маршруты в Ергаках дважды были кольцевыми с заходом и выходом на Тормозаковском мосту, да и остальные назвать линейными можно только с большой натяжкой) и новый руководитель. Командовать парадом взялся я.

Ну и, верный принципу «новая метла по-новому метёт», решил зараз привнести несколько давно нежно лелеемых новшеств. По порядку:

• возможно более полный отказ от дров и костра (в сухую погоду костёр иначе как варварвством и мега каменным в квадрате веком назвать сложно) в пользу примусов. Кроме того, сильно было желание провести сравнительный тест бензинового (подарок на день рождения) и газового (тяжкое бремя покупки коего легло на Новосибирскую часть команды) примусов
  • новая раскладка — молочная кашка утром, нештяки всякие на переходе, а вечером, как и раньше, суп (с мясом!)
  • принцип « комфорт в походе обеспечивается не наличием вещей, но отсутствием оных ». Сиречь, полный отказ от всего, без чего обойтись можно (очевидно, не подвергая жизнь и здоровье опасности).

Ну а что из всего этого получилось вы узнаете из нижеследующих кратких «дневниковых» записей и венчающего эпохальный труд заключения.

Представление участников
  • Павел (то бишь я) осуществляет общее художественное руководство. Имеет склонность к теоретизированиям и обобщениям, иногда излишним. Характер легковоспламеняющийся, сильновзрывчатый. Опыт походов с 2001-го года. Выступает за сборные Саратова и Новосибирска параллельным зачётом.
  • Илья (Илюха, мясник) на правах матёрого супербизона подстраховывает и замещает руководителя. Отличается большими запасами оптимизма, цинизма и пофигизма. Умело применяет на практике навыки скоростного перемещения по шибко пересечённой местности. Опыт походов с раннего детства. Новосибирск.
  • Владимир (Вовчик, Вова, Вован) очень любит природу и щедро реализует рыбную любови ипостась, ловко орудуя секретной удочкой предположительно китайского производства. Весёлый нрав, профессиональное владение топором и спортивное прошлое в смеси с дисциплинарным нигилизмом завершают портрет, выполненный в чрезвычайно небрежной манере. Опыт походов с раннего детства. Абакан.
  • Ира (Ирис) в фирменных шортиках практически отсутствующих массогабаритных характеристик покрывается равномерным загаром. По крайней мере, на видимых частях тела, что, с учётом фирменности шортиков, составляет вряд ли заметно меньше 100% площади кожных покровов (за вычетом, разве что, прически). Тиха, скромна, в быту неприхотлива (рекламу оплачивать согласно прейскуранту). Опыт походов минимален (один поход с турклубом). Новосибирск.
  • Леонид (Ленька, Ливанид) мастерски владеет резиновыми сапогами, добродушной улыбкой и приготовлением пищи на костре. Отличается терпением и неконфликтностью. Почти неизбежно берёт на себя нелёгкое бремя души компании, реализуя редкий навык утихомиривания буйных и примерения непримиримых. Опыт походов с 2001-го года. Новосибирск.
  • Настя настоящий товарищ, собутыльник и друг. Подставит плечо, когда нужно. Когда не нужно — грациозно пошлёт так далеко, что долго придётся вприпрыжку бежать, высоко вздёргивая коленки. Тверда, упорна и заботлива. Опыт походов значителен, с нами идёт второй раз. Новосибирск.
  • Никита на правах супернадёжного камрада таскает тяжёлый рюкзак и стойко переносит тяготы походной жизни. Характеризуется неимоверными спокойствием и рассудительностью. Имеет склонность к доведению начатого дела до неизменно победного конца с учётом мельчайших деталей, зачастую ускользающих от окружающих. Опыт походов с 1999-го года. Саратов, Новосибирск.
День -1. 2007-07-11 (среда)

Идея собираться в «красном домике» вряд ли проходит по высшему разряду. По крайней мере, не с нашим уровнем дисциплины. Вместо сборов получилась пьянка и бедлам пополам с раммштайном, бильярдом и прочим ассортиментом, слабо способствующим сборам. Как и в прошлом году, просьбы поработать по-человечески или хотя бы не мешать работать другим игнорировались. В самом деле, какая работа, если есть пиво?!

«Красный домик» — это такое двухэтажное кирпичное здание, географически расположенное аккурат в Академгородке (г. Новосибирск), выполненное в стиле утилитарного псевдокубизма и используемое по офисному назначению, на первом этаже коего есть комната душевной разгрузки с настольным тениссом, бильярдом (русский) и прочими финтифлюшками.

Мысль на будущее — отмена централизованных сборов. Распределение веса по участникам можно провести и дистанционно. Люди взрослые, до вокзала сами нехай доедут.

А пока готово потрясающее воображение открытие — у нас нет второго примуса. Заместо него набор китайских газовых балонов для паяльной лампы и просьба Вовчику поискать на рынке примус аутентичного балонам происхождения. Забегая заранее приоткрою завесу тайны — второго примуса у нас так и не стало. Зато стало паяльной лампы. Шайтан-огонь, хвостом по голове.

Да, посудой для примуса окромя меня тоже никто не озаботился. Кранты эксперименту. Wellcome back to stone ages!

Ну да ладно, вес умело распределён, рюкзаки упакованы, таксомоторы поданы, nach вокзал. По вагонам. Со всей неизбежностью начался новый день.

День 0. 2007-07-12 (четверг)

Поезд. Пиво. Поезд. Пиво. Поезд. Пиво.

Завтра горы!

День 1. 2007-07-13 (пятница)

В Абакане нас уже традиционно встретил Вовчик. Добравшись до его хаты, занялись сборами.

Умело применяя приёмы быстрой укладки рюкзака, освободил себе время принять душ с удовольствием. Холодная вода в Абакане очень холодная. Душ очень бодрит. Особенно после суток в поезде. По факту приёма душа сел разбираться с фото/видео техникой.

Каюсь, в этот раз не потащил своё цифрозеркало, воспользовавшись предложением взять его видеокамеру. Захотелось, понимаешь, чего-нибудь новенького. Да и легче видео. И компактнее. Камеру у Гора забирал Илья. Мне она в руки пришла только в Абакане. И, по закону жанра, оказалась слегка того, не работающей. Включаться включается, звук пишет, видео — нет. Так и пошёл в горы без фото и даже без видео.

А ещё в этот поход я ходил без гитары. Первый раз с 2001-го года . Никита очень сильно не захотел её носить, а мой опыт привязывания гитары к рюкзаку закончился со второй попытки красивыми фотографиями горящей предварительно сильно поломанной гитары . Итого — с гитарой веселее.

К десяти подъехал Николай на хорошо знакомом Мерседесе красивого красного цвета. Погрузились, поехали.

Ермаковское. Кафе. Возле дома СВ.
Сначала до Ермаковсковского. Имея в виду поприветствовать Сергея Шишкина (далее — СВ). На подъезде к Ермаковскому включил GPS-приёмник и давай отслеживать way-point «где-то во дворе» им же и изготовленный. Чуть позже, чем нужно, попросил Николая остановить машину. Получилось у кафешки, против чего коллектив особо не возражал. Оставив бригаду наслаждаться плодами цивилизации традиционной поллитровой фасовки, пошёл по приборам.

Ермаковское. Кафе.
Захожу во двор, вижу СВ стоит, меня высматривает. О, сразу заметил. Но мне же интересно найти ту самую точку. Вот и едва не врезался в него, осуществляя странные на первый взгляд (да и второй, и третий тоже) манёвры. Так и познакомились очно :-)

Получив в бесценный дар две карты хребтов Метугул, Ергаки и Араданский, съездили к районной администрации, где по большому блату приобрели несколько наборов открыток с классическими видами Ергаков.

За сим, пообещав заехать на обратном пути, рванули дальше. До Танзыбея. Традиционный шашлык (очень вкусный), традиционная крайняя бутылочка пивка (очень холодная). Поехали! Следующая встреча с цивилизацией через 10 дней.

МЧС поставили большую станцию на оз. Ойское. Очень хорошее дело сделали — теперь регистрироваться и отмечаться у спасателей не просто, но очень просто. Пятиминутная остановка, доложил дежурному: «Группа из <населённый-пункт> в составе <количество> человек, руководитель, ключевые пункты маршрута, дата выхода, контакты для экстренной связи на случай аварии». И место очень удачно выбрали — через пер. Ойский (н/к) и Кебеж (н/к) можно прямо от их избушки на Кебеж под Кита уйти за день (если очень постараться). За второй через Каменный Замок прыгнуть на оз. Сказка или по тайге подняться до оз. Лазурное. Или просто через пер. Ойский (н/к) и вдоль Буйбы до оз. Радужное. А дальше натоптанные места. Думаю, года через три–четыре и тропы через Ойский на Радужное, Лазурное и Сказку набьют. А коли сам пойду в ближайшие года два–три в Ергаки, то заходить через Ойский буду. Надоели набитые тропы. Очень удобный пункт для захода/выхода получается — с турбазой, банькой, кафешкой, спасовцами и автобазой. Очень полезны такие плоды цивилизации!

В несколько минут доехали до места высадки близ устья Бакланихи. Показали Николаю на карте место, где нас забирать. Заверили его, что не заблудится (это оставалось на совести СВ, да, никто из нас в тех местах ещё не бывал). Собрались, сфотографировались и вперед. Искать брод.

Устье Бакланихи. Вытряхнулись
Долго, впрочем, не искали. Спустились с дороги, где обочина пониже, и напролом через реку, где чуть пошире. Хорошая переправа, в Ергаках такое не сразу вдруг найдешь. Разве что, если повдоль Тайгиша гулять. Или через ту же Буйбу.

Погода не очень радовала — ветер нагонял тучки. Еще у Ойского мы с Ильей чуток промокли под дождиком, когда до спасовцев ходили, а тут серьёзное что-то наносит. Зато идти легко — водяное охлаждение! Шли, шли, вот уже где-то отворот влево должен быть, а нету. Зато УАЗ'ик есть. Внутре — инспекторы природного парка «Еркаги». Зазвали меня к себе. Спросили сколько нас, откуда, куда идём. Подарили карту, чтоб не заблудились. Попросили в следующий раз регистрироваться в визит-центре природного парка. Это мы запросто, это не сложно. Вот только не до конца понятно, почему нельзя это совместить с регистрацией у спасовцев хотя бы географически? Чтобы не надо было лишних эн километров на машине нарезать по трассе.

Прошли чуток дальше по набитой тропе, и стало окончательно понятно, что идём не туда. Слишком вправо забрали. И вдоль ЛЭП, как Большая Бакланиха течёт, уже явно идти не получится. Вот такое начало первого похода в незнакомый район — в трёх соснах заблудились. Отмечу сразу, что это была единственная ошибка в ориентировании за весь поход. Да и та исправлена в пять минут — поворотили влево на 90 градусов и вперёд, пока на правильную тропу не вышли.

Потом еще искали было поворот направо, но решили лишнего не мудрить, дошли до начала крутого подъема в гору и завернули через лужок по направлению к речке. Раз тропы не сильно набиты, значит не особо они и нужны. Около нижнего правого притока Большой Бакланихи накрыло хорошим ливнем. Я было хотел дальше идти, ну дождь и дождь, даже хорошо, не жарко, но Настя залезла под дерево и мягко намекнула, что не все у нас акваманьяки, лучше переждать. Пережидали минут сорок. Дождик перестал, пошли дальше. И через буквально метров триста поворот влево. И в подъём.

А подъём вдоль таёжного ручья до оз. Поднебесное интересный. Неожиданно крутой и ещё более неожиданно красивый. Не думал, что вдоль ручья по тайге так интересно ходить бывает. От красот окрестных видов начался пёр. То есть, попёрло меня, едва крылья не отрасли. Тропа там одна, натоптана хорошо, заблудиться негде, ну и рванул вперед вприрыжку.

Припрыжки наверху не оказалось. Зато оказалась группа. Завтра идут на выход, сегодня крайняя стоянка. Ходили с детьми на оз. Красное. Погрелся у костра, пообщался, группа потихоньку подтягиваться начала. Попили чая (спасибо вам, добрые туристы!) и вперёд на пер. Скалистый (н/к).

Ещё по видео из походов «СВ и Ко.» было видно, что подъём на Скалистый с Поднебесного коротенький. Но вот то, что он окажется настолько коротенький, оказалось сюрпризом. Пятнадцать минут медленно и печально. Десять бодрым скоком. Я даже от радости пошёл озеро обходить справа, по тайге. Зря, там сплошные кусты да буераки. Слева по камням должно быть проще и интересней, да и тропа там набита.

Ещё утром думал, что соберу группу на перевале и толкну бодрую речь. Вот только поднявшись на перевал, чего-то засмущался. Ну какой это, нафик, перевал — идёшь себе в гору и идёшь. Только коров, пасторально щиплющих травку по склонам, не хватает для полноты пейзажа. Так и прошёл перевал «насквозь» и с ходу на спуск.

На остановках много времени потеряли, пошли только в половину четвёртого пополудни, да ещё дождь пережидали. Время позднее, уже смеркается. Надо вставать на ночёвку, тем более, что до стоянки по GPS всего-то 800 метров. Спрыгнули буквально бегом (кто хотел пробежаться, кто не хотел — пешочком спустился) с перевала. Я по пути попытался пещеру посмотреть, но вход снегом был завален. Не судьба. Пробежались до стоянки и даже чуть-чуть дальше, пока я удивлялся на тему «а где здесь стоянка?», Илья нашёл костровище. Хитро палки в траве замаскировались, да. Встали.

Первый день похода по Арадану прошёл успешно. Все намеченные цели достигнуты, поставленные задачи выполнены. Вот только… стоило всё-таки притормозить на перевале и толкнуть бодрую речь — бодрое состояние духа коллектива того однозначно стоит.

День 2. 2007-07-14

Поднялись не очень рано. Что меня неизменно печалит, но уже давно печаль эта не имеет конкретной направленности. Люди, они разные.

Саяны заруливают Альпы в минуса
Уже утром вполне позитивно жарило солнышко, в понимающемся пару виднелся отличный пейзаж в окрестностях оз. Красное. Идти до него всего ничего, потому никуда не торопимся. Скушали вишню, которую Ира вчера купила то ли в Танзыбее, то ли в Ермаковском, а то и вообще в Абакане.

И вот здесь, солнечным позитивным утром на первой стоянке, моё наивное представление о людях вообще и степени соответствия задуманного действительному дало первую очень сильную трещину. Всего-то делов, на завтрак бросились готовить кашу с мясом, а не молочную, как было задумано.

Да вот, как ни странно, ни разу не «всего-то». Кроме всего прочего, в письмах, которые я рассылал задолго до начала похода, неоднократно предлагалось серьёзно пересмотреть как продуктовую раскладку в частности, так и весь подход к походному питанию в целом. Например, предлагалось свести к минимуму потребление мясных/рыбных продуктов. Да и те есть только вечером. А утром перед тяжёлой работой завтракать сладкой молочной кашкой с большим количеством сухофруктов. Много ещё чего было. По детской, иначе не скажешь, наивности полагал, что раз никто ни разу не оспорил сформулированную новую пищевую стратегию, то все согласны. Ага, сей момент, держи карман шире. Никто просто нихрена, иксьюз мейн португез, не читал. А что читать, если «и так всё понятно», ага?

Кроме прочего, кстати, планировалось отказаться от утреннего костра вообще, существенно уменьшив тем самым время утренних сборов. Но, как уже говорилось выше, группе из семи человек для того нужны два примуса и два комплекта кастрюль. У нас же был один комплект кастрюль и один примус. При всём уважении к паяльным лампам, назвать это инструментом, пригодным к ежедневному приготовлению пищи, не только язык, вообще ничего не поворачивается. Аппеляции же к стоимости нормального примуса, извините, не принимаются. Раз в году можно до четверти месячной зарплаты потратить на любимое увлечение. Такое моё мнение. А тут не о четверти речь идёт, а совсем даже о меньшей сумме. Опять же, финансовую несостоятельность, ровно как и неготовность тратить деньги на снаряжение, стоит озвучивать хотя бы за месяц до начала похода, а не в последние два–три дня.

Так и протаскал примус и полторашку бензина весь поход почти без смысла. А какой смысл готовить еду на троих–четверых при группе в семь человек?

Столовая для комаров
Вышли на оз. Красное после полудня. По самой жаре. Бодренько потея добежали до большой живописной поляны над обрывом, под которым уже угадывается Красная Речка (она же Левая Араданка). Постояли, умылись из ручейка, отпились водичкой и вниз, до поворота тропы направо против течения Красной Речки. И вверх вдоль речки через заливные луга. Разве что не бегом. Ибо идётся легко, да и идти недалеко, можно и посупербизонить слегка. Дошли до практически прямой видимости озера (по GPS до стоянки чуть меньше километра), пошли камушки, тропа начинает теряться, уже не побегаешь – а ну как кто заблудится сзади? Сели с Ильей и Никитой группу ждать да комаров кормить. А комары там злые. Дождались минут за сорок примерно и дальше пошли. Только разошлись, сразу озеро.

На стоянке, в GPS забитой, уже палатка стоит. Подошли, поздоровались, спросили, есть ли в окрестности другие стоянки. Узнали, что стоянок целое озеро. И в самом деле, прошли метров сто — стоянка, еще столько — ещё стоянка. Так и ходили, пока отличную поляну с роскошным костровищем в непосредственной близости от берега не нашли.

Стоянка очень большая и очень удобная. Вокруг пивные банки разбросаны, очень алюминиевые. И другие наглядные свидетельства антропогенной нагрузки, очень чрезвычайной. Прибрали отходы человеческой скотской жизнедеятельности в костёр. Хорошо стоим! Я не удержался и в воду с размаху — скок! И давай купаться. А купаться в Красном с северного берега очень хорошо — далеко заходить не надо и дно твёрдое. Само озеро очень живописное. Чую, скоро будет второе Светлое. Очень загаженное.

Стоянка на Красном
Заодно примус свой испытал. Сготовил кисель за примерно пятнадцать минут от «а не испытать ли мне горелку?» до «подходи с кружками!» Быстро и удобно. Поллитра бензина хватило на восемь двухлитровых кастрюль + примерно 50 мл сжег по возвращении. Хорошая штука бензиновый примус марки MSR ! Special thnx to

Вовчик по прибытие на стоянку взял удочку и убежал ловить рыбу. Наловил маленький котелок хариуса, почистил, присыпал солью и через полчасика мы его съели. Очень вкусно!

Весь день было солнце. И было жарко. И до самого почти конца похода. Солнце жарило очень жарко! Такой отличной погоды в походе у нас ещё не бывало.

День 3. 2007-07-15

В этот день исполнилась моя давняя мечта — два категорийных перевала в один день!

Утром собирались очень долго. Купались в озере, готовили завтрак. Вышли примерно в полдень. Ну да ничего страшного, судя по видео «СВ и Ко.», выходить с Красного на пер. Прапор Юности (1а) и пер. Медвежий (1а) можно и во втором часу дня. Подтверждаю, можно. Но лучше всё-таки пораньше. Часиков в восемь–девять утра в самый раз будет.

До переправы через ручей, впадающий в оз. Красное, дошли очень бодро. Слегка испуганный августовскими видео и отчётами по Арадану, был уверен, что это крайний источник питьевой воды вплоть до спуска со второго перевала. Поэтому у ручья залили все бутылки под пробку, умылись, отмокли в ручье по полной программе и вверх.

Вверх получилось очень бодро. Набор высоты от озера до перевала почти пол километра. Это, в общем-то, много. Непосредственно по крутяку из них набирается почти четыреста метров. От ручья до подножия перевала примерно с пол километра курумы самого приятного — среднего — размера. Зело люблю по такому рельефу бегать. Как выйду на ровную среднюю куруму, так и начинаю топить по полной. Добежал до начала единичного подъёма, осмотрелся — Илья, Никита и Настя бодро топят следом за мной, не сильно растянувшись, Вовчик сопровождает Лёньку и Иру. Вовчик не заблудится, Ливанид ходить по единичному рельефу умеет, тропа набита не очень хорошо, но очень логично, справятся. Пошёл вверх. А солнце уже через хребет на бошку светит, чуть-чуть от жары, как и следовало ожидать, нахлобучило. Хоть и бодро иду в подъём, но по жаре оно завсегда тяжело пешеходится. К двум третям подъёма меня Никита догнал. А я как раз с тропы слетел и полез прямо вверх по диритиссиме осмотреться. Осмотрелись вместе, нашли тропу гораздо правее (орографически левее) и пошли траверсом. А траверс страшный, а траверс тяжелый. По крупной сыпухе и скользкой зелёнке. Будете пер. Прапор Юности (1а) ходить, сильно вверх не уходите по северо-западному склону, там страшно. Пока так с Никитой бродили по склону, Илья нас обогнал, вышел на финишный отрезок и по роскошной тропе (зеленка с камнями вперемешку, из 1а'шного рельефа самый удобный) наверх вышел. Через минут пятнадцать его Никита догнал. А ещё через примерно столько же и я подошёл.

Панорама с Прапора Юности
Отлежались, побегали с Никитой по гребню. Очень красиво! Причём красота совсем не та, что в Ергаках. В Ергаках красота, я бы сказал, утончённая — скалы, зеркала, острые тонкие формы, а Арадан очень грубой и суровой красотой примечателен — мощь, сила и непоколебимая твёрдость. Красиво! Никита фотоаппаратом давай размахивать, всё подряд фотографировать, а мне завидно, у меня же камера в Новосибирске осталась. А Настя, Вовчик, Лёнька и Ира не только не идут, но их до сих пор не видно.

Пока отдыхали на перевале, родилась гипотеза относительно его названия. Хорошо так в лицах представил себе, как на этот перевал вылазят по жаре, матерясь и отплёвываясь, пяток мужиков, достают фляги, отпиваются водичкой, осматривают спуск и один из них, отдышавшись, в сердцах выдаёт: «Этот подъём так за[censored], так за[censored]! Точь в точь, как прапор моей армейской юности. Такой же, [censored], нудный!» Вот и получилось — перевал Прапор Юности (1а).

Озерное плато с Прапора Юности
Побежали с Ильей вниз встречать арьергард. Нашли Вовчика с Ирой на середине подъёма, а Настю с Ливанидом на первой трети. Вовчик сразу вверх убежал мощными прыжками, я остался Ире помогать, ибо шибко мне нехорошо было от жары, а Илья вниз пошёл выяснять что там у Ливанида с Настей. Пока Илья вниз бегал, я просто под камушек забился и в теньке отсиделся мало-мало. Только получшало, как подошли оба–трое. У Ливанида внизу катастрофа приключилась — на солнце голову напекло. Настя у него в свой рюкзачок для радиалок всё самое тяжелое переметала и давай посменно два мешка тягать. Пока мы спускались, кризис миновал и он прогрессивно облегчённую авоську вверх бодро тянул. Илья забрал один мешок у Насти, я отобрал мешок Иры, и наверх чуть не бегом.

Поднялись, и нахлобучило многострадальный организм по полной программе. Как на Тайгишонке в 2005-м. Перед глазами круги плавают, тошнит, где верх, где низ не различаю, в ушах какой-то нехороший персонаж соло на бас-барабанах яростно исполняет. Совсем нехорошо. А на седловине от солнца особо не укрыться, впрягся в рюкзак и ме-е-е-едленно пошёл вниз. Минут через пятнадцать Илья с Настей мимо пробежали. Потом Никита догнал, но обгонять не стал, вместе пошли. А траверс сложный и неприятный. Склон крутой, много зелёнки, скользкий, голова кружится. И пить хочется. Долго так шли, медленно высоту сбрасывая, пока не увидели Настю, совершающую акробатические этюды на сыпухе. Мешки Ильи и Насти при том лежали метров на тридцать пониже. Это Настя мокрушку нашла, с которой водички набрать можно. А Илья на разведку убежал. Собрались у мешков в теньке, набрали полторашку воды. Сидим, отдыхаем, ляпота! Голова прошла, бодрость в теле появилась, Илья снизу прибежал. Зафик, — говорит, — мы склон траверсим, вниз слезть и по ровному тропа идёт прям под нами и через сто метров в крутой подъём.

Вода, кстати, интересная оказалась — почитай что чистый дистиллят. Вкус у неё никакой. Напиться ею просто никак. Втроём до мокрушки лазили, каждый чуть не по полтора литра выхлебал. Эффект с того никакой. Потом такая же на пер. Проходной (1а) попалась, под самой седловиной. В такие моменты понимаешь, зачем изобрели « Регидрон ».

Спрыгнули, добежали по ровному до начала подъёма, по пути убедились, что Вовчик вывел Иру и Ливанида вниз чуть ли не берегом озера. Это хорошо — не придётся сложный траверс идти. И наверх.

Илья с Никитой сразу бодро вперёд убежали, а мне хорошо так, иду расслаблено, вкусным запахом трав дышу (а пахнет там и в самом деле очень вкусно). Муравьёв с тропы убираю, чтоб не растоптать (ну эта, сначала перегрелся до почти тепового удара, потом отпустило, не велика нежность с такого в лёгкий маразм впасть). Слизни там хорошие на восточном склоне пер. Медвежий (1а) — крупные, мокрые, прохладные. Аппетитные, была б соль в кармане, прям с тропы ел бы (ну эта, сначала перегрелся до почти тепового удара, потом отпустило, не велика нежность с такого в лёгкий маразм впасть). Ням! К верхней трети подъёма разогнался, Настю даже обогнал. Выхожу на перевал, а навстречу Никита пилит. Встречать арьергард побежал.

Озерное плато с перевала Медвежий
Вид с перевала Медвежий (1а) очень красивый! Озёра Араданские, правда, не полностью видны, только верхнее, но и так штырит на всю самую верхнюю конечность. И спуск просматривается отлично (позже оказалось, что не совсем отлично, да), очень простой.

Озера Араданские с перевала Медвежий
Вот так сбываются мечты — два категорийных перевала за один день. Причём, отмечу, далеко не самых простых. Что-то не припомню в Ергаках 1а перевал, который с Прапором Юности сравнить можно по общей сложности — технически разве что северные склоны Птицы и Курсантов Западный (если на него заходить по тропе, т.е., правее, чем надо) сравнить можно, а физически разве что траверс г. Перевальная.

С перевала рванул бегом искать заветный ручеек с питьевой водой. Добежал по мелкой сыпушке до зелёной полянки, заросшей [censored] карликовой берёзкой, смотрю по приборам — 50 метров до воды. Ну и с дуру (ну эта, сначала перегрелся до почти тепового удара, потом отпустило, не велика нежность с такого в лёгкий маразм впасть) решил найти воду по приборам. Нашёл. Сначала в пустоту ушла левая нога, не среагировал вовремя (внимание на прибор было), дёрнуло вперёд, понял, что сейчас упаду, пока понимал, уже развернулся вниз рюкзаком и свернулся, шмяк, бултых, бряк, дзынь. Хорошо, гитара дома осталась! Упал всего-то с метрового буквально обрывчика на такую же полянку в заросли таких же [censored] карликовых берёзок, а испугаться успел на всю жизнь.

Больше! Никогда! Не! Буду! Терять! Концентрацию! На! Тропу! При! Движении!

Да, а приземлился аккурат в ручеёк. Не уверен, что именно тот, который искал, но в ручей. Заодно и напился. И GPS поломал слегка — корпус поломался, электроника с экраном нет.

Не зря говорят, что скупой платит дважды (это был JJ-Connect 100, сверхдешёвый GPS-приёмник) — корпус сломался не столько от удара, сколько от того, что я его в падении инстинктивно сжал мощным кулаком.

Группа на Араданском озере
Скоро меня догнал Илья, спустились до озера вместе, прошли до перешейка между озёрами. А там течёт натурально река. Много рукавов глубиной по колено. Течением с ног сбивает (мне-то хорошо, у меня палки, а Илья прыгал по камушкам, как бегемотик с кувшинки на кувшинку). Иные рукавы широкие, не перепрыгнуть. Водой отпились, группу собрали, Вовчик групповое фото устроил и пошли берегом на стоянку.

Дошли до пропиареной СВ стоянки у озера, и решили, что ветер зело сильный. Илья пониже нашёл стоянку у небольшого озерца. Не сказать, что шибко хорошая, но место ровное, вода близко, а ветер не такой сильный. Через ручеёк от нас стояла группа из четырёх человек, Красноярцы . Так до самого конца похода с ними в чехарду и играли – то мы их догоним, то они нас. А что делать, если маршрут по Арадану натоптанный почитай что один? Я знаю что — идти до безымянного озера 1599 у подножья перевалов Неожиданный (1б) и Гребневый (1а,б) и от него на оз. Зеркальное и оз. Трёх Крокодилов. Там хорошо. Из туристов только медведи. И рысики.

Ставились с приключениями. Ветер очень сильный, палатку надо втроём ставить — двое держат, чтоб не унесло и не поломало, один умело собирает. А после надо ещё камнями завалить, благо, в последних дефицита не ощущается. Дров никаких нет — окрест токмо очень суровой красоты вид, камень, вода, жиденькая [censored] карликовая берёзка, разнотравье, мхи и ветер. Насекомых, кстати, неплохо сдувает, да. Долго кипятили большой котёл паяльной лампой.

По ходу дела навернули по стописят за сбычу мечт. И спать.

К этому времени должно бы было стать очевидным, что руководство группой не то, чтобы фактически было утеряно, но по-настоящему даже и не начиналось, но я по наивности об том даже не догадывался. Самое интересное было впереди.

День 4. 2007-07-16

Панорама со стоянки у Араданских озер
Утром поднялись рано. Не мы, правда, а Красноярцы. Бодро собрались и пошли на пер. Снежный (1а). Успел у них до выхода проконсультироваться на предмет наиболее ловкого способа дойти до перевала. Вполне предсказуемо — чуть вверх от стоянки по зелёнке, а дальше иди как знаешь вдоль ручья, всё одно мимо перевала не промахнёшься. Удивительно, но наблюдая, хоть и в пол глаза, за тем, как и куда они пойдут, умудрился с готовкой упустить момент выхода. Вроде только ещё были на стоянке, а уже нет, скрылись за перегибом.

Собирались долго, пока кипятили (вы всё ещё кипятите?! Отбеливатель в студию!) еду, вылезло жаркое солнышко. Склон аккурат юго-восточный, ни деревца, ни камня какого массогабаритного. Так что хорошеть в плохом смысле начало с самого утра. Вышли в почти полдень, основательно к тому времени перегревшись.

Снег под перевалом Снежный
Выскочили по зеленке чуток наверх и пошли своим ходом расползаться по долинке — Илья вниз спустился, через ручей прыгнул и правым берегом попёр, а я траверсом по верху. Как ручей вправо (по ходу группы) заворачивать начинает, верхом сильно группу обогнал и к большому снежнику спустился. Аккурат к маленькому водопадику, в GPS заблаговременно забитому, кружку достал, водичкой отпился, сижу, жду.

Десять минут жду, пятнадцать. Как-то это подозрительно, ну негде там настолько отстать. Пошел осмотреться и вижу, что Илья прямо от заворота ручья по прямой нанаверх пошёл, за ним Никита с Настей пилят. Почему-то показалось, что не в ту седловинку они намылились. Схватил рюкзак и бегом догонять. Догнал. Заодно впервые на перевал не зашел, но забежал. Итого — бегать под рюкзаком в гору, во-первых, неудобно, во-вторых, тяжело. В-третьих, седловина та самая. Она просто очень широкая и подъём в неё очень простой с любого почти направления. А водопадик, отмечу особо, симпатичный.

Вид с перевала Снежный на юго-запад.
Самое интересное посреди снимка
Спуск на юго-запад с седловины особой сложностью не отличается — зелёнка и пологий типичный н/к рельеф. Стою на седловине, недоумеваю, неужели перевал 1а прокатегорировали только за обещанный по отчётам «СВ и Ко.» очень крутой спуск по тайге к правому притоку Малого Казыр-Суга? Ну никак окрестности седловины, сколько глаз хватает, на 1а не выглядят. Это что за спуск такой? Пока рассматривали с Ильей спуск, пока удивлялись, как раз группа подошла. Передохнули и вниз.

В долинку спрыгнули едва не бегом, перешли через ручей и вниз правой стороной, обходя заболоченные лужки. Чем дальше спускаемся, тем интересней пейзаж становится — долина не впадает в большую, но буквально обрывается, упёршись в скальные сбросы противоположного берега б о льшей долины правого притока Малого Казыр-Суга. Очень интересный вид.

Начало крутого спуска
Быстро прогулялись по ровному, близ начала крутого спуска нашли очень логично набитую тропу (кстати, тропы на Арадане чуть не все такие — где рельеф попроще и допускает «свободное движение», троп вообще нет, где посложнее — набиты настолько логично, что искать не приходится — сами под ноги ложатся). Глянули вниз и поняли, что отсюда идти только плотной группой.

Кабалистика
Собрались поплотнее и вниз. Верхняя треть спуска довольно-таки простая — очень логично набитая тропа идёт по зелёнке и камням, иногда прыгая через ручей. Чуть позже тропа окончательно перебирается на правый берег, ручей обрывается почти отвесно вниз на непросматриваемую глубину, и начинается средняя — очень крутая и очень адреналистая — треть пути. Каждый видимый отрезок тропы ведёт в никуда — полтора–два десятка метров просматриваются, а дальше отвес, тупик. Доходишь до такового, глядь — ещё небольшой отрезок пути открылся, обрыв стороной облезть можно. И так раз за разом. Очень тяжелый спуск. Причём, тяжелый не столько технически или физически, сколько морально-психологически — постоянно идёшь в тупик. Напрягает не столько даже отсутствие видимой конечной цели движения, сколько постоянная видимость обрыва тропы. Очень тяжело так идти. Хоть и понимаешь умом, что тропа не в никуда ведет, хоть и осознаешь, что здесь ходят люди, хоть и вспоминаешь отчёты уже прошедших этот спуск групп, а всё одно тяжело. Нижняя треть самая простая — тропа резко уходит вправо и выводит на открытый крутой травяной склон, очень быстро заканчивающийся в кустах.

Спуск к притоку. Тропа.
Илья на нижней трети чуть вперед ушёл, я за ним. Влетел в кусты, и не успел порадоваться окончанию спуска, как тропа буквально оборвалась берегом мощного ручья. Скорее даже речки. Осмотрелся, недалече мешок Ильи валяется, а сам он тем берегом бродит, чего-то ищет. Высмотрел рядом бревно потолще, поперёк потока развалившееся, и на тот берег скок. А там тайга нехоженая. Походили вдвоём, поискали тропу. Не нашли, вернулись откель пришли. Как раз группа подтягиваться начала, в нижней трети спуска порядком растянувшаяся. Побродили правым берегом, нашли мощную тропу. Сели на ней и устроили привал.

С привала Илья твёрдо решил двигаться правым берегом, игнорируя опыт других групп, ходящих, судя по отчётам, эту долину левым берегом. Да оно в целом в северном полушарии почти завсегда приятней левым берегом бурной реки ходить. Потому что Кориолис. Ну и ломались с полчаса, героически преодолевая несколько сотен метров сплошных завалов. Наломались и вброд через реку. А на полкилометра пониже окончания спуска аккурат долина покруче падает, река разгон берёт. Деревьев поперёк реки, к переправе пригодных, уже не наблюдается. Да и место для брода не враз найдёшь. Мне-то ещё хорошо с палками — лишь бы с трёх опор (две ноги и палка или же нога и две палки) не сбивало, в любом месте переправлюсь. Но с палками нас таких хитрых ровно двое — я и Никита. Пока ходили место для переправы искали, Вовчик где-то в своём фирменном стиле «прыг-скок» реку перепрыгнул, чуток поднялся и тропу нашёл. Я место, где река пошире, выбрал и внаглую перебрёл. Бросил мешок на тропу, и побежал с к переправе ускорять добрым словом и люминиевой палкой таковую.

Собрались на тропе и вниз. Тайго серьёзно разрушенная, много поваленных деревьев, тропа очень невнятная, постоянно теряется. Очень долго и очень медленно шли. Километр в час по GPS получалось. Можно бы и быстрее, но уже подустали порядком, да Лёнька чуток ногу потянул ещё на спуске. Когда спустились до Малого Казыр-Суга, уже потихоньку начинало смеркаться. Времени девятый час. В наличие больная нога одна штука и общая усталость по количеству членов группы. До стоянки почти четыре километра. Светлого времени ещё два с половиной часа. Были некие сомнения, что успеем.

Малый Казыр-Суг
Тут бы мне, по-хорошему, бодрую улыбку в полсотни зубов натянуть да бодрую речь толкнуть. Нет, блин, занялся изустным подсчётом времени и километров да прикидками при каком раскладе успеваем, а при каком нет. Решил, понимаешь, процес принятия решений нести в массы. Итог закономерен — окончательное падение морального духа. В самом деле, а что ещё остаётся коллективу, видя «метания» руководства? Вот и прозвучало: «Мы же сюда отдыхать пришли!»

На этой фразе мой поход закончился. Всё дальнейшее по большей части сводилось к формуле «привести всех живыми и возможно более здоровыми в цивилизацию». Обидно, конечно, было очень. Это сейчас понятно, что руководство было провалено ещё на фазе подготовки похода. Это сейчас понятно, что отсутствие возражений и предложений не означает согласия коллектива. Постфактум много чего бывает понятно, а задним умом быть крепким не шибко большое достижение. Остаётся утешиться лишь тем, что раз уж мне суждено наступить на эти грабли, то хорошо, что случилось это в нежном возрасте и без видимых серьёзных последствий.

А вместе с походом закончилось и руководство. Формально ещё принятие решений оставалось на мне, и они за очень редкими исключениями исполнялись, что уже проходит скорее по категории инерции мышления «зачем делать резкие движения на отдыхе?»

Последняя конструктивная мысль была таки поднять людей на героический марш до стоянки, тем более, что долина Малого Казыр-Суга достаточно широкая для отличной ровной тропы правым его берегом. На героический марш поднять людей получилось, на завершение такового нет — встали в полутора километрах от запланированной стоянки на первой удобной полянке.

Поляна, кстати, действительно удобная и живописная — на высоком подмытом излучиной реки холме. Однако, какой бы красивой поляна не была, задача всё одно не выполнена. Что не помешало контингенту уже пугающе традиционно нажраться вхлам. Что за традиция такая недовыполненную задачу пьянкой отмечать? Ещё (в который уже?) раз — пить не умеешь, не пей! Неужели так сложно понять? Да и невелика наука пить уметь.

День 5. 2007-07-17

Алконавты поднялись к обеду. Очень долго готовили еду, ещё дольше собирались. Купались в реке. Досыпали в теньке на свежем воздухе.

В процессе окончательно решил о прекращении «подвигов» — пер. Авиаторов (1б) не идём. Минусинских Туристов (1б) тоже. Выходим самым простым путём — через пер. Проходной (Плиточный, 1а). И до дому. Жалко, к машине по срокам привязаны, придётся терпеть.

Полтора километра до стоянки шли очень долго, с остановками. Дойдя до таковой, вполне ожидаемо обнаружили палатки Красноярцев. Палатки увидели, людей обратно нет. Стоять рядом с другой группой в пустом районе, где и половины человека на десяток квадратных километров не наберётся, шибко не хочется. Прошли чуток дальше, нашли непосредственно берегом ручья Водопадный стоянку. Поляна отличная — левым берегом ручья чуть повыше заболоченного лужка в кедраче. Под живописной нависающей скалой. Суровый пейзаж, красивые виды двух водопадов, много черемши и еда на кедрах прямо в пакетах растёт — в радиусе пол км от стоянки пару закладок нашли. Плюс ещё одна непосредственно на стоянке. Очень хорошее место. С суровым Араданским пейзажем очень гармонирует.

День 6. 2007-07-18

Ручей Водопадный со стоянки
Днёвка. Валялись утром (очень долго), жарили черемшу (очень вкусно!), купались в ручье (очень мокро). Заодно груз перевешали весь с целью перераспределения. В этот раз перераспределять практически не пришлось, полагаю, научились-таки ещё в городе правильно припасы раскладывать по мешкам.

Илья с Настей сбегали разведать подъём до оз. Изумрудная Гитара. Тем временем к нам на стоянку заглянули по пути с верховьев Малого Казыр-Суга Красноярцы.

Зачем-то вечером за позавчерашнюю пьянку начал чего-то заяснять. Зачем? Лучше надо себя контролировать, тщательней.

День 7. 2007-07-19

Водопад
Ожидая от погоды подвоха, решил пораньше прыгнуть через крайний перевал. После него только под горку, да и то преимущественно тайгой. Там уже сухо/мокро особой роли не играет.

Озеро Изумрудная Гитара

Долго собирались утром. Пошли в первом часу. По дикой жаре поднялись ручьём Водопадный на оз. Изумрудная Гитара. Первую половину подъёма помню хорошо — было очень тяжело и жарко, вторую — не очень, бежал чуть не вприпрыжку вслед за Ильёй исключительно на автопилоте, дабы побыстрее отлежаться.

Озеро очень красивое. На северной его оконечности лежит несколько больших камушков (с дачный домик габарита). У этих камушков очень хорошее купание. Пока купался, наверх вышел Никита да успела почти завершить спуск встречная группа.

Озеро Изумрудная Гитара.
Пошли наверх, в самом начале подъёма встретились с первыми за столько дней людьми (к Красноярцам к тому времени уже настолько привыкли, что они не в счёт — ну получилось так, что мы одним темпом один маршрут шли). Группа преимущественно пенсионного возраста. Они мне показали, как идти на перевал, я им — как вниз. Судя по всему, недостаточно хорошо показал — они потом слишком сильно к ручью прижались, когда на спуск пошли. Не делайте так, подниматься/спускаться вдоль р. Водопадный лучше правым берегом на значительном удалении от. Метров триста в сторону простой склон, кустами попросший, идёшь как по проспекту, только уклон градусов 25–30 и кусты дорогу перебегают.

Перевал Прогресс
На пер. Проходной (Плиточный, 1а) поднимались не напрямик (там камни и страшно), но через седловину пер. Прогресс (Тройной, 1а). От озера до седловины Прогресса очень простой подъём по очень крутому преимущественно травяному склону. В верхней части подъёма есть немного сыпухи и совсем чуть-чуть простеньких скалок. С палками да по сухой погоде на перевал заходится в полный рост, лишь бы сил хватило. Похоже чем-то на южный склон пер. Сказка (1а) и восточный пер. Тайгиш (1а,1б) в Ергаках. Только чуток покруче и повыше.

Вид с перевала Прогресс на юг
До самой седловины пер. Прогресс можно не идти. Не доходя до неё начинается наклонная полка, сложенная из скальных плит (отсюда, наверное, и второе название перевала) и обильно попросшая зелёнкой, выводящая на седловину пер. Проходной. Налегке 10–15 минут, с мешком чуть дольше. Илья бросил мешок на скалках близ седловины пер. Прогресс и побежал встречать группу. Я же посидел чуток на камушках, понял, что ловить там нечего — солнце и ветер всю воду из огранизма в момент выдувают — и побрёл дальше. В метрах буквально тридцати от седловины Проходного нашёл ручеек талой воды. Чистый дистяллят! Но жидкая. И холодная.

Вид с перевала Прогресс на север
Посидел на перевале полчаса, водичкой отпился, никого нет. Странно. Пошёл навстречу. До половины полки дошёл, осмотрелся — все на скалках. Сидят, отдыхают. Всё в порядке. Покричал им, помахал палками, путь показывая попроще, и назад.

Вид с перевала Проходной на
Долину Девяти Озер

Сижу, жду. Полчаса, нет никого. Час. Опять вниз пошёл посмотреть что да как. Все на скалках. Сидят, отдыхают. Покричал, помахал палками, вроде зашевелились. Пошли потихоньку.

Блин, ну как можно было на эти грабли наступить? Ну нельзя уходить от группы вперёд, оставляя командовать человека, у которого ощущение времени наверху полностью вышибает. Уже столько раз из-за таких вот «отдых на перевале» да «экскурсия на вершину» находили на ровном месте неприятности, вплоть до ночных спусков и холодных ночевок. Совсем расслабился, нельзя так. В этот раз феерически повезло — даже успели до темноты на стоянку встать.

Перевал Проходной с Долины Девяти Озер
А вот спуск с пер. Проходной (1а) сложный. Крутой травяной склон. Обувь на нём даже в сухую погоду почти не держит. А если подскользнуться и упасть, то весьма велики шансы остановиться только в озере. Очень красивом, кстати. Что несколько утешает. Этот спуск мне показался самым тяжелым препятствием из всех, пройденных в походе. Сам удивляюсь.

Спускались долго и в разном темпе. Илья лихо спрыгнул вниз. Я спускался долго и практически только на палках (сандали на траве не держат, надо на травяном склоне потяжелей обувь надевать). Вовчик залез в траву погуще, присел на одну ногу и, притормаживая выставленной вперёд второй ногой, осуществил техничный скоростной спуск. Лёнька с Ирой спускались очень аккуратно и очень долго. Очень правильно — без падений и травм.

Долина Девяти Озер
Собрались у верхнего не закрытого снегом озера долины Девяти Озер под пер. Минусинских Туристов (1б). Убедились, что последний закрыт снежником от середины склона и до самой седловины, и, следовательно, непроходим с нашим снаряжением. Это зрелище заодно развеяло последние остатки сожаления о непройденных перевалах, вроде как правильно отказались. По объективным причинам, ага. Пока собирались у подножия перевала, сверху на Проходном показалась группа. Красноярцы.

Ручей Ровный
Быстро пробежались левым берегом двух больших озёр до начала мощных водопадов вдоль р. Ровный (отличное название в том месте!) Красиво! Потихоньку начало смеркаться. У водопадов нашли тропу (правой стороной долины). Как нашли, так и потеряли. И так несколько раз, что совсем не страшно, ибо спуск очевиден. Крайний раз поймали тропу в самом «критическом» месте — узком распадке под нижним озером.

Под нижним озером Долины Девяти Озёр (очень красивой!) правым берегом р. Ровный набита отличная тропа. Настолько отличная, что пробежал мимо стоянки. Потом бродили по [censored] карликовым берёзкам, искали стоянку. СВ, как я понял, точку в GPS забивал близ, пардон, отхожего места. А то и без «близ» :-) Стоянка гораздо ближе к ручью. Костровище в мини-рощице милли-кедров на микро-холмике. Палатки можно поставить на нано-полянке. Через пол часика, уже в глубоких сумерках, и Красноярцы подошли. Встали где-то ниже по течению.

Ну а ужин в темноте — закономерный итог расслабона в середине дня. Еще (в который уже) раз — в середине дня расслабляться лишний раз вредно. Во-первых, это расхолаживает группу, два раза в день стартовать очень тяжело. Во-вторых, это потеря времени. В-третьих, теряется ощущение времени. Считаю необходимым на всех переходах (пусть даже искусственно) поддерживать состояние «поспешай не торопясь», сиречь — ощущение «нельзя терять зазря ни минуты». Неоправданный отдых в середине дня считаю грубой тактической ошибкой. А ещё более грубой тактической ошибкой считаю уход руководителя группы вперед одного.

День 8. 2007-07-20

Т упёж. Отдых.

Девятое озеро Долины
Ближе к вечеру Никита захотел сходить на п. Араданский. Я составил ему компанию. Поднялись от нижнего озера, вышли в долину р. Озёрная. А там натуральные джунгли. И все из [censored] карликовой берёзки. А в кажном кусте цельные полчища мошки. Очень кусучей. Репеллент, конечно же, остался на стоянке (кстати, смешно палатки сверху выглядят, да). А на мошку у меня с самого с детства забавная реакция. Опухаю слегка, яростно чешусь, из покусов кровь хлещет. Короче говоря, умело применили тактическое отступление. Проще говоря — натурально бегом убежали вниз аж до первого озера. И купаться.

От как оно получилось — и сам на гору не залез, и Никите кайф поломал :-)

А купаться в Долине Девяти Озёр хорошо! Мы купались с юго-западного берега первого озера, южнее мыса. Мало того, что дно хорошее, так ещё и красиво. Очень.

Вечером поделился сомнениями в хорошей проходимости р. Ровный до избы Деда. Это меня встречная группа зазря напугала.

Днёвка.

День 9. 2007-07-21

Ленивые сборы, поздний выход с целью «дойдём до куда пойдётся». Вышли и потихоньку разогнались под уклон. И чего нас пугали? Отличная тропа. За исключением, разве что, полутра примерно километров зарослей жимолости и [censored] карликовой берёзки.

Как началась тайга, пошли очень быстро. А тайга там красивая — кедрач, речка недалече журчит. Хорошо!

Чуть не доходя до устья р. Ровный (слияние с р. Нистафоровка) глазам открывается натурально апокалиптическая картина — противоположным берегом ручья несколько километров тянется мёртвый кедрач. Деревья стоят (преимущественно лежат, ага) без коры. Натуральный психодел. Настолько сильное зрелище, что про лесозаготовителей и пущенный ими, по местным преданиям, пал вспомнил только вечером на стоянке. Очень сильное зрелище. И страшное.

После слияния с Нистафоровкой, когда стало понятно, что без проблем успеваем до избы Деда, ушли с Никитой вперёд. Разогнались под горку и разве что не бегом проскочили мимо моста. Вышли прямо на мостки. Только другим берегом. Река мощная. И глубокая. Переходить вброд её страшновато. Зато поперёк кедра лежит. Толстая. Зато без коры. Чуток надтреснутая осередь, даже вода через верх перехлёстывает. Ну и того, решил по ней переправиться. До середины дошёл, ноги враз поехали. Пришёл аккуратно на бревно, сижу на ём верхом, прикидываю что к чему — выползти задним ходом, конечно, можно, но всё одно уже по пояс промок, да и самое глубокое место уже позади, дальше можно вброд. Чуток вперёд подвинулся, с бревна слез и почти по пояс в воде, упираясь палками, перешёл. Без палок снесло бы нафик. Нельзя эту реку в том месте вброд переходить без страховки.

А левым берегом мостки и широченная тропа. Да не тропа, но дорога натуральная. Дымом пахнет. Изба Деда в метрах тридцати, банька топится. Красноярцы отдыхают. Цивилизация!

Бросил мешок и побежал Никиту через реку переводить, да группу встречать. Уже и не помню, как Никита переправлялся. Вроде бы по мосту метрах в двухстах выше по течению. У моста Илью нашёл. Сидит на развилке, думу думает. Сказал ему про избу, сел вместо него столбиком работать. Сижу, думу думаю. Об том, как мы с Никитой в пяти метрах мимо моста прошли.

Места у избы Деда — полк поставить можно. За дровами ходить никуда не нужно, они там повсюду валяются. Хватай пилу да пили, бери топор да руби. В реке рядом с мостками «ванна» нашлась хорошая. Хорошо стоим!

Под вечер минут на пять микро-дождик выпал. Даже испугать толком не успел и закончился.

День 10. 2007-07-22

Утром Красноярцы пошли на трассу. Имея твёрдое намерение уехать попуткой. Я, конечно, сильно удивился, вспоминая отчёты и видео от «СВ и Ко». Ну да ладно, у трассы как-нибудь переночуют, а завтра мы их подберём, в красном Мерседесе места хватит.

Весь день разлагались. Загорали. Купались. Взрывали газовые баллоны. Илья с Вовчиком затопили баньку.

Поход уже совсем точно завершён. Осталось только выскочить на трассу.

День 11. 2007-07-23

Николай будет на мосту через р. Нистафоровка (24-й километр Усинской трассы) в 16:00. До трассы идти (судя по отчётам и видео) максимум два с половиной часа, выходим в час. Чтоб с запасом.

Собирались… как попало. Выход в том же режиме. Пока ходил купаться, Лёнька ушел вперед. За ним Никита стартовал. Бардак. В том числе и в моем исполнении, да.

Схватил авоську и бегом догонять. Быстро догнал Никиту с Лёнькой, пошли вместе. Идём минут двадцать, смотрю, по GPS выходит, что за полтора часа можно дойти. Ну и долбануло во всю голову, мол надо бы рекорд поставить. Ну и рванули с Никитой за рекордом. Так уже весь «поход» поперёк горла встал. Т.е., мне поперёк горла. За Никиту не знаю, врать не буду. Дорогой растёт много вкусной жимолости и ощутимо теплеет с каждым километром. Дорого набита мощная — на хорошей машине проехать можно. Что подтверждается свежими следами.

На большой поляне после самого разрушенного моста встретили группу детей. Голов десять. Плюс двое взрослых. Приехали на одном УАЗ'ике. Не буханке! Остановились минут на пять, поговрили с ними. Заодно и отдышались.

И догонять график. На дороге видел кошачий след. Почти с кулак размером. Бодрит.

«Опоздали» на пять минут. Километровый столб «24» прямо у моста. Художественно пробит крупной дробью. До приезда Коли полтора часа. Отдыхаем!

Красноярцев, кстати, нет. Чудеса таки случаются, они смогли уехать попуткой. Никита остался в лесу на повороте дороги встречать группу. А я спустился к р. Ус, разделся, и самозабвенно предался сеансу идиосинкразии клещево-энцефалитной. Ни одного злобного кровососа, впрочем, не нашёл. Или репелленты хорошие, или просто повезло. И купаться. И ещё раз купаться. И ещё. Хорошо!

Без трёх минут вовремя подъехал Николай. Загрузились и назад. Сначала 24 км по красивой Усинской трассе, потом по М-54 через село Арадан. Проехали р. Подъемный — здесь шесть лет назад (с точностью до пары дней!) начинались мои Саянские походы. На поляне близ ручья стоит пара автобусов. Обстоятельно люди отдыхают.

На р. Тушканчик полный аллес-капут! Небоскребов нет. Ещё.

Отметились у спасателей на оз. Ойское. Традиционные пиво и шашлык в Танзыбее.

Заехали в Ермаковское. Сильно остановиться не получилось, у Николая ещё на вечер заказ был. Даже чая не попили.

Абакан, Вовчикова хата, сауна, пиво… Цивилизация.

Приложения

Маршрут

Классический Араданский маршрут. Самый простой способ посмотреть основные достопримечательности хребта за один поход. Несмотря на явную «натоптанность» троп, людей на маршруте мало. До оз. Красное ходит много групп (ой, чувствую, скоро будет второе Светлое — такое же загаженное). А вот дальше как в космосе.

Тропы, повторюсь, набиты очень логично — чуть сложный рельеф пошёл, тропа сама под ноги ложится. Если нет, то это, по моему скромному мнению, сигнал «А не рановато ли я сюда попёрся? Может, стоило найти проводника?» В остальном, вся необходимая для прохождения маршрута информация содержится в араданских отчётах на сайте SHandL .

Добавлю чуть-чуть субъектива по перевалам. Для воссоздания более полной картины рекомендуется вооружиться привязанной к GPS картой и набором путевых точек (см. в разделе GPS навигация по Ергакам и Арадану на сайте SHandL ).

Пер. Прапор Юности (1а) . От оз. Красное идёт отлично набитая тропа против течения ручья левым (орографически) берегом. Первый привал удобно делать сразу после переправы через ручей. Отсюда хорошо просматривается не очень хорошо выраженная перевальная седловина и весь подъём до неё. После переправы тропа быстро выходит на среднего размера куруму, по которой следует добраться до перевального взлёта. По зелёнке поднимаемся вверх, слегка траверсируя склон вправо по ходу движения (орографически влево). Тропа сама ложится под ноги и выводит на перевальную седловину. Главное — не повторять нашу с Никитой ошибку и не уходить слишком сильно вверх в надежде обойти единственный выход курумы в средней трети подъёма верхом. Чем выше, тем круче и сложней траверсировать куруму, тропа обходит её понизу. Повторюсь, тропа сама ложится под ноги, не надо пытаться искать «свой путь наверх».

Перевальная седловина широкая, не очень хорошо выраженная. Виды окрестных природ очень живописные, камеры к бою!

Спуск с перевала на озёрное плато очень логичный. Тропа, может быть, есть, но она там не очень нужна. Следует спускаться по зелёнке к живописному большому озеру и, не доходя до берега, обходить его правой (по ходу движения) стороной, двигаясь в направлении

Пер. Медвежий (1а) . На широкую хорошо выраженную седловину поднимается крутой травяной склон. По склону следует подниматься широкими галсами, собственно, тропа именно так и пробита. В сырую погоду к концу подъёма вы будете очень грязными. В верхней трети склон сильно выполаживается, на седловину тропа приходит практически горизонтальным траверсом склона влево по ходу движения (орографически вправо).

С седловины неплохой вид на верхнее из Араданских озёр.

Спуск простой, н/к. В верхней половине спуска набита отличная тропа, ниже тропа местами теряется. Генеральное направление спуска — немногим правей перешейка между озёрами. На местности хорошо видно, сколько именно составляет это «немногим». Спускаться лучше вплоть до самого берега — там очень ровно.

Для прохождения этих двух перевалов никакого специального снаряжения не требуется.

Пер. Снежный (1а) . От Араданских озёр двигаемся вниз без существенной потери высоты по зелёнке в направлении на пол второго относительно вытекающего из нижнего озера ручья, выбирая где поположе. Находим небольшое круглое озерцо (берегом которого, кстати, стоять гораздо удобней, чем на оз. Араданские), от которого смело идём вверх на зелёный гребень. Поднявшись по зелёнке вверх, траверсируем склон в направление перевала. Можно спуститься вниз и двигаться берегом ручья. Рельеф н/к — иди, как душа просит. Выход на перевал по н/к рельефу по произвольной траектории.

Перевальная седловина очень широкая, плохо выраженная. Тур найти без GPS-приёмника не очень просто. С седловины далеко на юге просматривается п. Араданский, пер. Минусинских Туристов (1б) и прочие красоты Араданского хребта.

Спуск в долинку по н/к рельефу свободным стилем. По долинке до начала крутого 1а спуска лучше двигаться правым, более высоким, берегом ручья. В начале крутого спуска следует отыскать тропу (близ ручья) и двигаться дальше по ней. Если тропы не найдено, то генеральная линия спуска — правым (орографически) берегом ручья до тех пор, пока не появится возможность резко уйти вправо на широкий крутой травяной склон. Спуск тяжелый психологически — не видно, куда идти — гораздо больше, нежели физически или технически.

Специального снаряжения не требуется.

Пер. Проходной (Плиточный, 1а) . Подниматься на оз. Изумрудная Гитара можно орографически правым берегом р. Водопадный. Можно и левым, но правым проще. Рельеф везде нечто среднее между н/к и 1а — зелёнка, высокий кустарник, незначительные скальные выходы, которые можно обойти. К ручью лучше не прижиматься, но держаться от него на удалении порядка 300–500 метров, поднимаясь по зелёному склону, поросшему кустарником. Обойдя озеро восточным берегом (отличное купание от большого камня у северо-восточного берега! Если не боитесь ветра, на озере можно стоять у истока р. Водопадный, дров нет) поднимаемся в направлении пер. Прогресс (Простой, Тройной, 1а) по широкому зелёному склону с незначительными скальными выходами, оставляя скальные осыпи, выводящие в седловину пер. Проходной, по правую руку. В верхней четверти подъёма на пер. Прогресс скальные выходы, склон становится круче. Перед широкой хорошо выраженной седловиной пер. Прогресс большой скальный выход с «плоскогорьем», от которого на седловину пер. Проходной выводит покрытая плитняком зелёная полка. С «плоскогорья» можно налегке прогуляться на пер. Прогресс полюбоваться широкой пологой зелёнкой по ту сторону хребта.

Седловина пер. Проходной узкая, хорошо выраженная. Тур виден издалека с полки, по которой производится выход на перевал траверсом с «плоскогорья». По полке лучше двигаться поплотней прижимаясь к скальным сбросам.

Виды в долину Девяти Озёр стоят всех походных трудов — очень красиво!

Спуск в долину Девяти Озёр по широкому зелёному склону с незначительными скальными осыпями. Очень крутой и очень опасный. В сырую погоду следует наладить групповую страховку. В сухую погоду можно спускаться индивидуально. Очень аккуратно.

В сухую погоду специального снаряжения не требуется. В дождь понадобится пара верёвок для организации страховки на спуске.

Оборудование

Трекинговые палочки — (извините, не удержусь и по-басурмански выражусь) must have в пешем/горном походе. Мало того, что у меня впервые в жизни вообще не болели колени в походе, так ещё и ноги к концу дня не забивались. Просто чудо! А уж как они помогают двигаться по скользкому склону! Особенно травяному. Особенно траверсом. И на спуске. И на подъёме. А как помогают на переправах! Даже не понимаю, как раньше без палок ходил.

Граждане! Собрались в пеший или горный поход? Не уродуйте суставы, возьмите пару трекинговых палок! Дорого? Лечить суставы и дороже, и неприятней. Всё равно дорого? Ну хотя бы люминиевые лыжные палки можно себе позволить. Да, туризм не самый дорогой вид отдыха. Но и отнюдь не самый дешёвый. Да и страховка на склоне не повредит. Как говорится, умному человеку альпеншток даёт страховку на склоне, дураку — возможность чем-нибудь занять руки. Что тоже в общем-то неплохо :-)

Сравнение газового примуса с бензиновым не удалось по причинам, изложенным выше. Повторюсь — газа почитай что и не было. Бензиновый примус канадской конструкции MSR Whisperlite показал себя очень хорошо — даже в жуткий ветер на Араданских озёрах весьма бодро кипятил воду, комплектный ветрозащитный экран весьма функционален. 450 мл бензина хватило то ли на семь, то ли на восемь двухлитровых кастрюль плюс ещё примерно 50 мл я дожигал уже в городе. Грубо говоря, 50 мл бензина А-80 на два литра кипятка. Двухлитровой бутылки хватит на примерно 35 кастрюль (не забываем про то, что заполнять бутылку на равнине больше, чем на 90% не следует, иначе при открывании на высоте вас порадует мощный топливный фонтан). К сожалению, более плотные испытания провести не удалось.

Плащ-палатка армейского образца. У меня такой не было, пишу с чужих слов. Стоит очень дёшево. Зато не промокает и надевается поверх и головы и зараз рюкзака. При том оставляет простор для вентиляции. Очень удобная! И очень тяжелая (а вот это мой комментарий).

Надувные матрасы . Много весят, большой объём, отнимают много времени и сил на надувание. А смысл? Может, и есть какой, но я так и буду пока ходить с пенкой. Ну, может самонадувающийся коврик сподоблюсь потестировать в этом году.

Палатка «Нева-3» производства Санкт-Петербургской фирмы Normal. Всё то же — очень тяжелая. Зато огроменный тамбур. Но шесть килограмм! Но тамбур! И ветроустойчивость сильно неустойчивая. Больше её в горы не понесу.

Раскладка

Относительно основной идеи «новой» раскладки — молочная кашка утром, мясное блюдо вечером — отчитаться ничем вразумительным не могу. Так получилось, что испытания новой раскладки провалились.

Молочная кашка из детской молочной смеси получилась очень вкусная. Считаю, что молочная кашка с лошадинной дозой сухофруктов по утрам зело правильная идея, нуждающая в дальнейших развитии и продвижении в широкие народные массы.

Идея заменить сублимясо на суджук не шибко удачная. С суджуком так получается, что, с одной стороны, есть что пожевать (хорошо), но вот вкус у этого «пожевать» просто никакой (обратно плохо). Как будто кусок пластмассы лирично нажёвываешь. И навара тоже нет. Сублимясо лучше.

Идея заменить все сухари на вкусные ржаные сухарики «Finn Crisp», считаю, не очень удачная. Ключевое слово «все». Половину — отличная идея, все — нет. В супчик, например, «настоящие» сухари крошить интересней. Хорошо, что, если память меня не подводит, Ира насушила настоящих сухарей.

На будущее — ставить эксперименты, конечно, нужно. Но без излишне резких телодвижений. Например, молочную кашку лучше было планировать не на каждый день, а через день. Чтоб не так резко жизнь менялась, не все люди умеют резко перестраиваться, надо бы про то не забывать. Да и сухари следовало не сразу все заменять, а для начала половину. В таком вот ашпекте.

Резюме

Поход Прогулка удалась на славу! С новым районом ознакомились, свежим воздухом подышали, чистой воды испили, накупались, комаров да гнус накормили досыта. Рюкзаки поносить тоже было где.

Не удалось выполнить ряд задач, что, впрочем, не фатально и свидетельствует скорее о качестве организационных работ, нежели о недостатке воли или ресурсов.

О красивом

Стоянка на р. Ровный под долиной Девяти Озер, ночь, примерно четыре утра. Придавило меня на нижний клапан. А если попытаться обойтись без столь изысканных эвфемизмов, то просто отлить захотелось. Причем, даже очень не слегка придавило. Настолько не слегка, что пришлось вылезти из палатки, отойти метров на пятнадцать в сторону, встать в классическую позу… и вот тут я поднял голову и увидел звездное небо. Не то, что показывают в городе по всеобщественному каналу «поробуйте рассмотреть все семь звезд созвездия Большая Медведица», а то, что показывают только в горах и только в новолуние, и только в отличную погоду. Все совпало. И вот тогда-то я и понял, почему Млечный Путь так называется. Это было красиво… уж не знаю, сколько я там стоял, задравши голову, но потом очень долго не мог согреться в спальнике.