Автор: Анатолий Чепур, Краснодар

Альпиниада «Весна – 2008»
Абхазия. Агепста.

Давно уже под Агепстой не собиралось такое количество альпинистов. 39 участников и инструкторов. Последний раз столь крупное мероприятие в этом районе проводилось сочинской федерацией в 1985 г. Два небольших УТС прошли осенью прошлого года. Теперь же решили организовать краевой сбор.

Последние годы весенние альпиниады Кубани выезжали, как правило, в район Фишта. Но, честно говоря, надоел уже Фишт. Да и возможности его в альпинистском плане ограничены. А проведение мероприятий в районе Кардывача связано с такими головняками… Ну, я писал об этом. Итак, едем за границу.

В 15 часов 30 апреля автобус с основной группой участников отправляется из Краснодара. По пути подсаживаются туапсинцы, я в Лазаревской и сочинцы в Адлере. Высаживаемся на Псоу, в двух км от пешеходного перехода через границу. На сопредельной стороне нас ждёт другой автобус, который доставит нас до слияния Геги и Юпшары. Кроме того, нас сопровождает УАЗ-таблетка Григория Учкурова. Он от точки высадки за два рейса должен забросить наш груз до Гегского водопада. Всё-таки 6 км тащиться по грунтовой дороге не очень хочется. Да к тому же солидный набор высоты. Но это рано утром. А сейчас 12-ть ночи, а на границе творится такое, чего мы не ожидали. Народ ломится в Абхазию! На автопереходе очередь из более чем двухсот автомобилей. И это несмотря на то, что в последние дни обстановка в Абхазии осложнена грузинскими провокациями.

При проверки документов первый сюрприз. Одному из участников не хватает до 18-летия двух месяцев и поэтому дорога за границу без соответствующих разрешительных документов от родителей ему закрыта. Загружаемся в автобус и отправляемся дальше. Гагра, Бзыбь, шлакбаум перед Голубым озером. Ещё один сюрприз, довольно неприятный. Экологический сбор за въезд в « заповедник » увеличился с 1-го мая со 150 до 250 рублей с человека. Самое интересное, что мы опоздали на два часа. Мене чем через час выгружаемся у моста через Юпшару. Переходим на другую сторону, ставим палатки и на 2-3 часа ложимся отдохнуть.

С утра началось распределение продуктов, которые привезли в ящиках и мешках, поэтому выезд задержался. Наконец, в УАЗ загрузили первую партию рюкзаков, а с остальными вещами остаются два человека. Народ начинает движение по серпантинам. Общий сбор у Гегского водопада и далее по отделениям в 11-ть часов общий выход.

Здесь закончилась автомобильная часть пути.

Гегский водопад.

Первая переправа вброд. Кто-то переходит сам.

Кто-то на спине у друга.

Геннадий Часовской со своими значкистами.

Вскоре подходим к обвалившемуся участку дороги. Для обеспечения безопасного перехода вешаем верёвку. Отдых в пихтовой роще, ещё один - на Черкесской поляне и в пять вечера первые подходят к «трактору», остальные подтягиваются в течение полутора часов. Ночёвка.

Здесь пришлось навесить верёвку.

От «ворот» Агепсты показались вершины нашего района.

Первая ночёвка на «тракторе».

Отделение Владимира Жданова.

Над лесом возвышается массив Арабики.

С утра 2-го мая через два часовых перехода подходим к р. Агепста, местные жители называют её Арбик, так же, как Агепсту Арбой, с ударением на «а». Небольшая задержка. Много воды. Находим место, где можно переправиться по колено.

Ещё один кусок дороги
обвалился, но здесь проще.

Последняя переправа через
р. Агепста перед базовым лагерем.

Подошла Алёна Савина с новичками.

Короткий крутой подъём на большую поляну. Здесь стоит нижний кош. В нём расположились охотники, 8 человек. Просят в ближайшие два дня не ходить в верхние цирки, не пугать зверя. В наших планах эти дни отведены на занятия. Проходим выше по течению метров 300 и разбиваем базовый лагерь. Снега в этом году меньше обычного, поэтому палатки ставим на землю. Правда, в одном месте всем устроится не удалось и лагерь разбит на две группы, между ними пологий снежный склон.

Здесь устроились разрядники.

А там новички.

Вечерняя лекция. Проводит инструктор Жданов.
Кое-где приходится выравнивать площадки. Одновременно идёт заготовка дров. Вечером инструктора проводят лекции. В следующие два дня были проведены различные занятия. Основное внимание уделялось передвижению на снежном рельефе.

Снежные занятия.

Старый кош.

Устройство бивака на снежном склоне.

Абхазия.

5-го мая на первое тренировочное восхождение выходят почти все, кроме отряда начинающих альпинистов. Разрядники по два отделения штурмуют п. Экспедиционный по маршрутам 2А и 2Б к. сл., а значкисты на п. Сочи – 1Б к. сл. Выход в 6 утра. Я со своей группой иду по Вост. Гребню, за нами с небольшим разрывом отделение Саши Королёва. Уже при подходе к маршруту погода начинает что-то нашёптывать. Постепенно нас накрывает сплошная облачность и начинает идти снег. Чем выше поднимаемся, тем сильнее. Теперь уже и веник не помешал бы для чистки скал. Маршрут давно нехоженый и поэтому много живых камней. Для безопасного прохождения своего отделения Королёв принимает решение увеличить разрыв между нашими группами.

На подходе к п. Сочи.

Пер. Агепста-Сочи.

Гора сделана, теперь вниз.

Сходил на зачётную гору, ещё не
значит, что стал альпинистом.

Надо пропахать через полосу препятствий…

Выходим на вершину. Видимость от 10 до 50 метров. Со стороны Сев. гребня, откуда должны подойти отделения Сергея Буланова и Владимира Жданова, никого не видно и не слышно. Пишем записку, связываемся по мобильникам с родными и друзьями и валим вниз. Спусковой гребень простой и, что радует, выходит к кулуару, У основания которого находится наш лагерь. Главное, в тумане не уйти влево на сбросы.

Через два часа мы «дома». Подходят другие отделения, совершившие свои восхождения. Александр Королёв, поднявшийся на вершину менее чем через час после нас, с трудом смог определить направление спуска. Наши следы были почти засыпаны снегом. Остальные разрядники в связи с плохой погодой переориентировались и совместно со значкистами совершили восхождение на п. Сочи. Теперь дело за начинающими альпинистами. Зачётное восхождение на значок было запланировано на следующий день.

С утра погода не располагает к выходу на восхождение, временами идёт дождь. Инструктора новичков в сомнении, но в 8.30 отряд всё-таки покидает б.л. Как потом оказалось, это было правильное решение. Остальной состав сборов отдыхает и одновременно готовится к встрече новичков, вернее, будущих значкистов. Тут главное не переусердствовать. Народ придёт с восхождения усталый, мокрый (дождик временами сеял), некоторые могут неадекватно воспринять ритуал посвящения в альпинисты.

Убежать от чертей, чтобы не
получить лишних тумаков…

Произнести клятву…

Принять крещение

И получить печать, что ты «годен».

Фото на память.

Наконец, около пяти вечера восходители подходят к лагерю. Построение, доклад, поздравления и подручные местного «царя» направляют новоиспеченных значкистов через полосу препятствий к трону. Сколько я уже перевидал этих посвящений, но всегда это радостное событие. Помню, в 70-х и 80-х на краевых альпиниадах, проводимых всегда на Кардываче, одних только новичков переваливало за сотню. Теперь два неполных отделения мы считаем неплохим результатом. Как только закончилось крещение, пошёл проливной дождь. Повезло!

На этом спортивная часть альпиниады закончилась. Погода окончательно испортилась, выпал снег.

А после всего этого выпал снег.

Не очень доброе утро.

В морозное утро костёр первое дело.

Начспас и старший тренер
на заготовке дров.

В непогоду хорошо в коше писать «пулю».

Начальник!

Вот в такое утро мы уходили вниз.

Просидев два дня в палатках, под тентами и в освободившемся коше, мы ушли вниз. В пихтовой роще в день Победы устроили официальную церемонию награждения новых значков и 10-го мая мероприятие закончило свою работу.

Ночёвка в пихтовой роще.

Инструктора решили сделать баньку.

Начспас Сергей Буланов ставит зачёты
по транспортировки пострадавшего

Удостоверения и значки вручает своим
участникам Максим Болотов и Алёна Савина.

Я со своими.

Инструктора Владимир Жданов
и Геннадий Часовской.

Максим и Алёна.

Отличный отчет

Эх Кавказ. Так и тянет к себе. Два года подряд ездил на своем коне в Абхазию, приключений море http://veleg.ru/pohod/krym-rossiya-abxaziya-2010.html