Горы мира > Северная Америка >

Автор: Владимир Марков, Владивосток

Denali - дом солнца. Аляска 2004

Авторскую страничку Владимира Маркова

На календаре май 2004 года. После первого удачного восхождения 1998 г. у меня зародилась идея вернуться в этот район с людьми, не имеющими большого опыта высотного альпинизма. Даже больше скажу, вообще не альпинисты. Иностранцам можно, а нам нельзя. Это не правильно. Ведь на подходах к вершине в большинстве используется техника лыжного туризма. Те, кто освоил технику "Скитур" могут быть на 50% уверены в успехе предприятия. Сама вершина напоминает собой огромное плато с куполом и коротким, но довольно опасным предвершинным гребнем. Колорит придают высота, ветер и "собачий холод". Немного заставляет понервничать подъем по кулуару с базового лагеря. Однако при всем этом от восходителей не требуется какой-то особой альпинистской подготовки, достаточно, чтобы рядом был опытный гид - проводник.
   Подготовка началась с формирования группы. Ставка делалась на туристов из Комсомольска-на-Амуре, проявивших себя в зимних походах на севере Хабаровского края и Якутии. Это были мой давний знакомый, путешественник-экстримал Копылов Сергей и его напарник Гилев Андрей . Совместная успешная экспедиция на Белый столб в 2003 году поставила точку по экспедиции на пик Мак-Кинли . Определились в сроках и финансировании будущего мероприятия.
   Нагрузка по подбору личного снаряжения для всех участников экспедиции легла на мои плечи. Естественно деньги выделяли все участники будущего мероприятия. При закупке снаряжения очень капризничал Копылов Сергей. Вел себя, как "девочка с подиума". То фирма ему не нравилась, то цвет. То унитаз не с того фаянса. Мне пришлось понервничать. Благо, что в нашем городе была уже налажена сеть альпинистских магазинов: "Попутчик", "Тибет", "К2", конечно не забыли и «Экип». Если того или иного снаряжения не было в одном, быстро находили в другом. Основная масса снаряжения (лыжи, крепления, горелки) была закуплена в магазине «Попутчик» и "Тибет".

Сладкая парочка «Твикс»
на Камчатке.
 Комсомольчане ранее не были знакомы с высотными районами и мало пользовались альпинистским снаряжением, поэтому сначала было решено провести высотную экспедицию зимой на полуостров Камчатка с восхождением на вулкан Ключевская сопка .
   Март 2004 года. Тройка спортсменов прямо с самолета уезжают в район Ключевской группы вулканов. Не могли быть препятствием ни землетрясение, которое пощипало нам нервы в гостинице города Петропавловск-Камчатский, ни заметенная дорога в город Ключи.
Цель была достигнута. Ребята достигли отметки за 4500 метров. Чувствовали себя превосходно и успешно спустились в штурмовой лагерь. "Хапнули", при этом, по "полной схеме" всех достопримечательностей вулкана Ключевская сопка. Может возникнуть вопрос, почему не поднялись на саму вершину? У Андрея Гилева возникла проблема с ногой, мениск не давал ему покоя ни днем ни ночью. И сказать ему, посиди здесь пока мы сходим, задачи такой не было. Все, так все. Это Закон нашего клуба. Об этой экспедиции вы можете подробно ознакомиться в статье Камчатка. Март 2004.

Марков Владимир – проводник,
виртуальный руководитель.

Копылов Сергей –
идейный вдохновитель.

Гилев Андрей – охотник,
специалист по рябчикам и мышам.

Месяц латали бреши, докупали снаряжение, оформляли документы в Америку. Наконец, собеседование в консульстве США в городе Владивостоке. Билеты на руках, виза в кармане, вызов в парк Denali на "лбу". Ну, что еще могло остановить наше рвение попасть в район пика Мак-Кинли? А проблема появилась. Это финансирование. Нас предупредили почти перед выездом. Если я четыре года назад уложился в $1200, то сейчас это вытекало в сумму $2500. И это только затраты на гору. Но если ты еще захотел посмотреть Аляску, это еще $1000. Очень много проблем было и с билетами до Анкориджа, здесь уже мутили воду наши "господа" из аэроагенства. Хотели уже лететь через Корею, город Сеул. Это значительно дороже, хотя летишь на "Боинге". После неприятных "мытарств" Сергей Копылов выбил-таки билеты Российской авиакомпании на рейс через Петропавловск-Камчатский.
   До Хабаровска, где была назначена встреча с остальными участниками, я ехал на поезде, на который чуть не опоздал из-за дорожных пробок во Владивостоке. Два других компаньона приехали из Комсомольска-на-Амуре на машине. Короткая остановка. Расфасовали весь груз, сало по сумкам, баулам и "шнуром" в Аэропорт. Весь багаж составил 114 килограмм, перегруз потянул в 24 килограмма. В Америку перевозка продуктов питания частными лицами строго запрещена, но кто откажется от русского сало, конечно Сергей Копылов постарался.
В этот же день летим в город Петропавловск-Камчатский. Время в полете 2 часа. Стюардесса носит пиво в банках. Я пиво не пью. Андрей Гилев волнуется, если лишняя банка пива проходит мимо его носа. Детей обижать нельзя. Беру всегда пиво и передаю ему свое. Радуется, как ребенок, что еще нужно русскому мужику. В Петропавловске-Камчатском гуляем до вечера, посетили Паратуньку. У Сергея сотовый телефон, очень удобно передать теплые слова домой. Вечером, наконец, оформление билетов до аэропорта города Анкориджа (США, Аляска).
В нашем аэропорту было интересно наблюдать, как к себе на родину вылетаю американцы "Охотники". Баулы были переполнены трофеями. Господа Американцы нервничали, выпустят ли их таможенные службы России с таким инвентарем? Выпустили, но не всех. Наши ребята с Камчатки быстро загружали в машины то, что не выпустили. И этого, что не выпустили, было очень много. Гилев Андрей, прерожденный охотник. С завистью смотрел на одежду американцев и боксы, где они хранили оружие.
С нашим грузом на таможне было проще. Все пучили на нас глаза - не так часто можно наблюдать Россиян, которые могут позволить себе выезжать в горы за пределы нашей Родины. Поэтому, все было просто. Улыбка хорошенькой девушки в форме таможенной службы. "Пинок" в зад пограничника с рацией в руке и мы в самолете. Ненавязчивый русский сервис, куда без него - скучно ведь жить будет. До Анкориджа летели 4 часа. Стоимость билета в оба конца - $900 на человека. В настоящий момент такая стоимость билетов это уже легенда. Больше Вам скажу. Рейсы отменили. Все летят через Корею.
   21 мая. На дворе утро. Едим в недорогую гостиницу для студентов и путешественников. На троих все удовольствие обходится в $60. Недорогая, поэтому были маленькие неудобства. Зато рядом была крутая гостиница. Русские сразу находят в этом выгоду. Я лично на первом этаже "надыбал" бесплатный интернет. Причем пользоваться можно было им круглосуточно. Тебе даже вежливо улыбались при входе. Беда в том, что русского шрифта на ПК не было. Поэтому я извращался как мог, даже вспомнил, как по английски звучит – девушка. Прогулка по небольшому, уютному городу. Пешком весь город можно обойти за 4 часа. Закупка продуктов на всю экспедицию обошлась нам в $250. Продуктовые магазины - супермаркеты у них называются "Карс". Конечно, в нашей стране пока отстают в ценах. Продукты в Анкоридже не дорогие. Перевести на заработную плату американцев - все довольно дешево. Рядом с нами закупали продукты альпинисты с других стран: Испании, Японии, Канады. "Все промелькнули перед нами, все побывали тут". Меня приколол Копылов Сергей. Все пакеты он внимательно просматривал и по знакомым буквам на английском языке, все анализировал, сравнивая с тем, что он уже пробовал ранее. Или по крайней мере видел похожие упаковки. Затем прошлись и по альпинистским точкам, магазинам. Посетили знаменитый альпинистский магазин "Ариай". Докупили личное снаряжение. Конечно, купить хотелось все - но деньги? Они постоянно загоняли нас в свои узкие рамки. Был прокол в покупки радиостанций. Марки радиостанции, что раннее купил Сергей Лопухов, фирмы "Моторола", не было. Начали собирать информацию, как мы будем добираться до поселка Talkeetna. В этом поселке находится аэропорт малой авиации для заброски альпинистов в горы и рейнджерская служба парка "Denali". Проблем по заказу транспорта не было. В настоящий момент в эту точку можно добраться на многих видах транспорта. Даже есть сервис, который меня тронул. В определенное время идет в Талкитну джип с прицепом. Тоесть в салоне люди, в прицепе груз. На отдыхе не лазишь по баулам в машине. Мы заказали другую автомашину "Джип". Хозяин транспорта подрабатывает. У него проезд дешевле. Сама машина, американского образца с большим багажником и широким салоном. Все вещи в заде, мы в салоне. Все удобно. Вертим головами по сторонам и прикалываемся от увиденного.

Поселок Talkeetna,
собственной персоной.
 22 мая в 9-00 утра отъезжаем в поселок Talkeetna. В 12-00 часов машина остановилась около въезда в поселок, водитель не стал заезжать в него - это уже территория Национального парка Denali. "Америкосы" законопослушны. Хоть у нас пропуск был, но ему этого не достаточно. Я сразу пошел в офис компании "Даг Компани", малая авиация. Все изменилось. Компания изменила свое название. Изменились и цены заброски альпинистских групп на глетчер. Хозяином остался плотного телосложения человек по фамилии Даг. Очень известный бард в Америке. В офисе постоянно крутят его песни в стиле "Кантри". Приятно слушать. Можно тут же приобрести его записи на компакт дисках, майки значки, буклеты по Парку "Денали". На полках куча книг об альпинизме. Куча альбомов с отзывами людей, кто пользовался услугами Дага. Не навязчивый сервис Америки. Немного поспорив в цене за заброску, так как мы имели льготу, оплатили заброску, получив время вылета 16-00 этого же дня. В 13-00 мы уже проходим инструктаж в рейнджерской службе. Помещение Рейнджерской службы до кончиков хвоста пропитано альпинизмом и энергией сильных людей, которые побывали тут. Множество литературы, плакатов по району, вымпелы с экспедиций разных стан мира, подаренные Рейнждерам парка Denali. Развешены они по периметру комнаты. Я увидел вымпел Камчадалов, клуб "Кутх". Александр Биченко , альпинист с полуострова Камчатка, был в этом районе 4 раза. Доплачиваем в кассу службы положенный взнос за нахождение на территории парка в размере $125. Гиды - рейнджеры сразу своим видом дают нам понять - все серьезно. Лица у них ополенные солнцем. Один постоянно пользуется маленьким ингалятором. Парень, наверное "хапнул" на верху по полной программе. Тут нас ожидало еще одно новшество. При чтении лекции по правилам нахождения в парке Denali, мы получили консультацию, как пользоваться "Био" туалетом. Его мы должны под роспись получить на глетчере, в начале нашей экспедиции и сдавать под роспись на обратном пути. Выглядит он просто. Банка, размером как раньше была у нас банка большая с Томатной пастой. К банке прилагается мягкий обод, на случай, если сидеть на ней. Затем три больших, легких мешка. Все просто: захотел по "Большому" - сходил в мешок, завязал на узел и засунул в банку, закрутил плотно крышку и встряхнул. Дело сделано. Но каково было Сергею Копылову, когда он всю жизнь ходил на улицу в тундре. Но когда нам объявили размер штрафа за то, что туалетом мы пользоваться не будем, Сергей четко отрапортовал: "Ходить будем строго в банку!". По приходу с горы банку торжественно сдали рейнжерам. Те удовлетворенно засунули ее в специальный мешок, чем все и закончилось. Все остались довольны.
   Долго гулять по поселку не пришлось. Но как это, не зайти в альпинистский, уютный маленький магазинчик и не прикупить себе что-нибудь? Что меня удивляет, если что-то не нашли в Анкоридже, в магазине "Ариай", то в этом магазинчике точно будет. Я отхватил себе классный подшлемник WB фирмы OR . Цена просто радует, в переводе на наши деньги - 600 рублей. В поселке многое изменилось. Появилось больше магазинов с всякими безделушками, сувенирами. Альпинистские магазины все закрылись, остался один. В Америке четко регулируют процесс нужен или не нужен магазин. Или все сменить на сувенирную лавку. Действительно сувенирных магазинов появилось больше, вернее перестроились быстро. Зданий в Талкитне много не строят. Не нужно, наверное. Хотя это и граница парка, но все таки работа тут у людей сезонная.

Посадочная полоса на маленьком леднике
под пиком Хантер. Стена Хантера завораживает.
 В 16-00 часов начинаем переброску на Kahiltna glacier. Летим на самолетике на ледник, кругом сначала тундра, болота, озера. Искал глазами лосей - так и не увидел. Дорог нет. Но на озерах много домиков как наши дачи, только без участков земли. Американцы после работы отдыхают. В свои заимки они попадают на своих же самолетах. Приземляется самолет прямо на озеро. Все просто, довольно дешево и сердито. Долетаем до границы гор. Поражает красота. Влетаем в горное ущелье. Кругом стены, висячие ледники. Ныряем прямо в проем стены и оказываемся на маленьком леднике под пиком Хантер. Это и есть аэродром на глетчере. Высота над уровнем моря 2200 метров. В этом месте находится станция рейнджеров. Получаем волокуши, "био" туалеты, топливо для горелок. Все "вяжем" на сани. Быстро приспосабливаемся к окружающей нам действительности. Топлива взяли больше. Со всех волокуш из большой, резервной кучи нарезали классного цветного репа, хотя был свой. Честно говорю, после окончания экспедиции свой реп оставили на волокушах.
Вечером идем на высоту 2400 метров над уровнем моря. Это не далеко от аэропорта. Обычная промежуточная стоянка альпинистов всех стран. Начинается процесс акклиматизации. Темнеет здесь не так, как у нас. Первый раз, когда, я был в этих местах фонарик мне так и не понадобился.
С первого момента движения, я пытаюсь показать мужикам тактику передвижения в этом районе.
Куда там. У них началось! Сразу с ходу в бой. Понял, остановить ребят будет просто невозможно. Все им вкатывает. Значить будут рыть под собой лед копытами. Какая тут акклиматизация. Туристы и в Африке туристы. Начинаю проводить в жизнь тактику тормоза. Должно сработать.
Сразу проходим место впадения в основной ледник ледника Southeast Fork, Kahiltna Glacier. (Справа по ходу вверх). Отчетливо видна шапка горы Хантер. Вершина просто завораживает своим острым пиком и льдом на нем. Сам ледник небольшой и огорожен крутыми стенами с висячими ледниками. Проходим по основному леднику и поднимаемся по двум ярко выраженным сбросам. Подходим к более выраженному леднику впадающего в основной ледник под названием East Fork, Kahiltna Glacier. (По ходу вверх справа). Он до того живописен, что в парке имеет статус "Жемчужина района". Чтобы там находится, нужно получить особое разрешение Рейнджерской службой парка, но нам туда не надо. Мы рвем по основному глетчеру без заворотов. Цель одна - Mount McKinley 6100 м.

Первая ночевка на леднике
Kahiltna glacier. Погода
шепчет, солнце, сушимся.
 К вечеру подошли к месту нашей ночевки. Высота 2400 метров над уровнем моря. Это по русской системе. У американцев все в футах. Все переводить перерасчетом, много думать. Если надо, спрашиваем у Сергея. Он у нас штатный альтиметр. Купил перед отъездом крутые часы. Мы его точно "задолбаем" вопросом: "Какая высота сейчас?". Площадка под палатку уже готова - до нас здесь побывала другая группа. Первая установка палатки. Еды хватит на две экспедиции. Кофе в постель, что еще нам нужно.

Kahiltna glacier – это целая
страна. В это время года идти
по нему не опасно. Все покрыто
толстым слоем снега.
Трещин нет.
 23 мая. Утро просто радует. Безветренно, солнце. Движение кругом в полном разгаре. Вниз - вверх. Просто проходной двор. Не спешим. Потихоньку просушили вещи, приготовили завтрак собрались и в 9-00 утра выходим. По плану доходим до отметки 2900 м и на ночевку. Куда там, спешим и вечером доходим до отметки 3200 м. Но это к вечеру, а пока проходим еще один сброс, затем длительное движение по наклонному плато. Прижимаемся к правой части основного ледника (по ходу вверх). Выходим на слияние еще одного ледника с основным Northeast Fork, Kahiltna Glacier. Пересекаем основное слияние двух ледников. В этом месте, если смотреть направо (по ходу вверх), отчетливо просматривается место ключевого участка - Windy Corner. С этого места гора имеет форму плато. В 15-50 подходим к мощному сбросу. Высота 2670 м над уровнем моря. Иду последним. Мужики рвут вперед, и начинают штурмовать сброс практически без перекура. Отдохнув на плато, потихоньку выхожу на сброс. Представляю, как я буду тащить рюкзак и волокуши на сбросе, но выхода нет. В середине сброса открывается вид на открытый ледник справа по ходу вверх. Делаю снимок. С этого места пологих участков практически нет, пойдут постоянные взлеты. Самое интересное, что в этом месте мы идем не в сторону нашей вершины, а обходим ее. Так мы двигаемся почти целый день. По плану ночевать мы должны на отметке 2900 метров, но это по плану. На самом деле мужики к вечеру забежали на высоту 3200 метров. С чем я их и поздравил. Горы чувствуются все больше. Высота дает о себе знать по скорости передвижения. Резких движений себе уже не позволишь. Крутяки впереди такие, что иностранцы начинают таскать груз челноком, в несколько этапов. Вечер, закат. Холод после захода солнца. "Сочи" кончается, начинается "Антарктида".

Стена пика Фаракер.
 24 мая. Утро. Ночевка просто великолепная. Высота уже чувствуется не по рассказам, а по твоим действиям при работе. Место ночевки своей убрали, мусор в пакет, туалетные дела в банку. Иностранцы, как "мураши": туда- обратно, туда-обратно. Русские и в Африке русские: "Выйдем по позже, затем всех догоним и перегоним. Утренний туман быстро сменился безветренным солнечным днем. Сергей и Андрей готовятся к броску, как коты мнут задние ноги перед прыжком. Чувствую, опять буду догонять весь день. Сегодня день не тяжелый, медленно набирая высоту, подходим под Windy Corner. Высота следующего лагеря для ночевки 3600 м.

Пошли сбросы, с волокушами не
очень побегаешь. Отдыхаем чаще.
Постепенно с широкой долины упираемся прямо в низкий продолжительный гребень. Лыжня, углубленная по колено, разбитая волокушами, не дает право на ошибки. Она поворачивает на право. Видны мощные сбросы. Windy Corner не просматривается, так как он закрыт мощным хребтом, но зато мы видим отчетливую тропу и людей, работающих на крутых склонах. Идти становится веселей. Запахло жареным. Вершина все ближе и ближе. Мужиков не сдержать, как бы я не пытался. На резком подъеме стараюсь показать усталость. Мужички останавливаются на перекур, хоть этим торможу. К вечеру подходим к хорошо оборудованному месту ночевок. Места много, готовить ничего не надо. Высота 3600 м. Вид горы Фаракер, завораживает. Вечер без облачка. Будет мороз. Закат, обалдеть. Солнце скрылось за гребнем и стало сразу холодно. Иностранцы любители по вечерам собираться по два-три человека и негромко разговаривать. Русскую речь ни где не слышно. Удручает. Постоянно нас то обгоняют, то возвращаются вниз, Японцы. Встретили сегодня двух испанцев. Вот они были рады. Мы для них представители Европы, то есть близкие по крови. Разговор получался непродолжительный, но эмоциональный. Было "прикольно" их слушать. Завтра для меня ответственный день. Будем проходить опасное место и должны достичь высоты 4200. Основной базовый лагерь. Ночевку долго не благоустраивали, все сделали до нас. Поужинали и "Баиньки". Не считая того, что я бегал с фотоаппаратом еще 20 минут. Кто видел закаты в горах, меня поймет

Когда стало совсем «круто»,
стали носить заброски.
 25 мая. В 12-00 не спеша выходим. Солнце палит. Через 20 минут подходим к крутому подъему. Как можно больше идем с волокушами. Но потом понимаем, что делаем тупую работу. Около вешки бросаем волокуши. Набираем круто высоту только с рюкзаками. Слово "только" нужно прочувствовать на месте. Заходим наверх, бросаем рюкзаки и вниз за волокушами. Но это еще не кончилось. Дальше затяжной подъем. Медленно проходим его и подходим к заветному повороту. За ним Windy Corner. Мужики пошли первые. Я их предупредил, что нужно страховаться и чтоб они не рвали быстро. Что я увидел за поворотом? Меня поразило и удивило. Я не узнал район, хотя раннее в этом месте даже вытаскивали с Александром Биченко Сергея Лопухова с трещины. Плато продолжалось. Ни сбросов, ни льда, ни трещин. Огромное поле. Чудеса. Открылся великолепный вид на основную вершину. Под ней базовый лагерь и высота 4600 м. Мужики как всегда урвали вперед. Я постепенно, без рывков иду к базовому лагерю. Солнце садиться. К вечеру выходим на огромное плато под вершиной. На ней много пятен - это палатки, следы огромного скопления людей. Подхожу к лагерю. Нахожу мужиков, узнаю новости. Место под палатку помогают нам делать два представителя бывшего Союза: Дмитрий Шаповалов, представитель славной Украины и Адилет Имамбеков, надежда казахского альпинизма - физик в Гарварде.Русская речь, не верится. Но это еще не все. Рядом стоит палатка и в ней представители города Ташкента. Алексей Докукин, руководитель, был на Денали уже 4 раза, в т.ч. по West Rib, раньше работал гидом на памирских семитысячниках, покоритель Эвереста. Зульфия Докукина, жена Алексея, тоже работала гидом на Памире и не раз ходила на Денали, а также на Ленина и Ама-Даблам. Мы не одни. Пока мы будем здесь оттягиваться один день, они уйдут на верх и будут пытаться покорить вершину. Нам предстоит еще не одна встреча, но это потом, а пока отдых с салом. Что меня поразило, все ребята, что мы встретили не имели самый главный продукт - сала. Украинец уже два года учиться в Америке. Пришлось ему напомнить, какой главный продукт на Украине. И это конечно благодаря Сергею Копылову. Никакая таможня не могла конфисковать у него самое близкое и родное сало.

Пик Хантер готовиться к отбою.
Ну, просто «зусман»,
мы лезем в палатки.
  26 мая. Четверка уходит на верх. Мы остаемся и проходим аклиматизацию в базовом лагере. Готовим продукты, снаряжение для перехода в штурмовой лагерь. Все "пучком". Ребята на высоте чувствуют себя неплохо. Погода "шепчет". Завтра заброска на перемычку. Перила провешены - проблем не будет.

Пик Фаракер. Смотреться с
нашей высоты не таким уж гигантом.
   27 мая. Собрались и вышли одновременно, но в течении часа все шли своим темпом. В начале плато, затем первый сброс и наконец подходим к перилам. Правые перила для подъема, левые для спуска. Много перестежек.

Работаем не спеша. В этом месте никто никого не обгоняет. Просто перекуривают и стараются, чтоб человек над тобой ушел как можно дальше. Сколько раз я подхожу уже к этому месту за два выезда в этот район.

Еще одна ночь. Еще на один
день мы ближе к вершине.
Ветерок свежий ударил в лицо уже на выходе на перемычку. Резкий и крутой выход и мы на перемычке. Но это не все. Дальше так же круто идет подъем уже по гребню к штурмовому лагерю. Но мы в этом месте, зарыв весь груз в снег, поставив сигнальные метки с подписанными этикетками с символикой нашей команды и побыв на перемычке около часа, ушли вниз. Работа закончена. Спускаемся в базовый лагерь, отдыхаем. Наши студенты в это время уже акклиматизируются на высоте 5400м.

Бродвей на высоте 4500 метров
над уровнем моря.
 28 мая выход в штурмовой лагерь. Ну началось. Собрали полностью базовый лагерь. Часть продуктов и топлива закопали с волокушами рядом с ночевкой. Рюкзак получился не тяжелый, не считая того, что его нужно было доложить груз на заброски. В штурмовой лагерь забрали палатку "Диоген 4Т". Все на подъеме повторилось. Работа на подъеме одинаково трудна в любую погоду. Поддерживала одна мысль, как бы тяжело не было, вершина рядом. Гребень встретил нас приветливо. Ветра не было. Очень круто обрывается вниз его правая часть. Постоянно виден внизу базовый лагерь. Двигаемся, внимательно следим за рельефом на тропе. Вечером выходим на последний подъем, затем открывается плато на высоте 5200 метров. В это время вчетвером вышли на вершину наши ребята. Дошли только трое: Алексей Докукин Зульфия Докукина Дмитрий Шаповалов. 6192м 6ч туда и 2-4ч обратно. Адилет Имамбеков почувствовал на подъеме, что на ногах перестает чувствовать пальцы. От восхождения отказался. Я и Андрей стали готовить место для палатки, Сергея не было. Андрей Гилев не долго думая, отправился навстречу Сергею. Я продолжал готовить место для ночевки. Знаете, когда на высоте 5200 роешь площадку для палатки "Диоген 4Т", перед тобой проплывает вся твоя жизнь. Затем подошел Сергей и мы поставили платку. Вечером было совещание. Алексей Докукин попросил нас, чтоб Адилет Имамбеков повторил попытку восхождения на вершину уже в нашей команде. Проблем не было, место в палатке было.. На штурм идем вчетвером.
   29-30 мая студенты собрали палатку и пошли в базовый лагерь. Мы же даже не думали идти на вершину. Погоды не было. Отлежали за день все бока, отдыхаем. Вы знаете, мне вкатило пожить на такой высоте два дня. Практика высотных восхождений не помешает.

Ну, все мы на много выше облаков,
значить до вершины считанные метры.
  31 мая выходим на штурм. Все мужики еще не знают, что затеял я. Мне очень хотелось, чтоб два туриста с города Комсомольск-на-Амуре взошли на вершину без моей помощи. Но чтоб это произошло, я должен был до конца уверен, что это было безопасно. Поэтому первый затяжной подъем на гребень мы шли практически вместе, затем по выходу на гребень перед предвершинным плато я просто отстал и наблюдал за восхождением. С плато было только два пути: первый - пойти на вершину, второй повернуть в низ. Мужики поперли наверх. Я, посидев больше часа, почувствовал неудобство и пошел вниз. Первый в лагерь пришел Адилет. Вопрос - ответ. Все поднялись на вершину. К вечеру подошли "первопроходимцы". Мысль одна: "Вниз. Вниз. Вниз". Конечно, сердечко болело. Быть рядом с вершиной и не взойти. Ответ прост. На вершине я был уже как спортсмен и все восхождение заняло с подъемом и спуском в аэропорт на глетчере 5 дней. Сейчас я шел как руководитель группы туристов. Такое впервые. А с города Комсомольск-на-Амуре о таком даже не думали. Поэтому ребята взошли - дело сделано.
   01 июня Мужики проснулись. Возбуждены. Идея: если будет хорошая погода, я пойду наверх, все отдохнут на высоте. Но мы предполагаем - природа располагает. В штурмовом лагере большое движение. Много людей уходит вниз. Адилет узнает информацию у альпинистов другой страны об ухудшении погоды. Если сегодня не дерним вниз, завтра будем штормовать в палатке, через каждый час откапывать ее. Тут еще одна новость. На верху у Сергея Копылова начала слетать кошка и он не смог ее хорошо одеть на зимнюю обувь в бахиле. Тогда он принял нестандартное решение и снял Легинсы. Теперь пальцы на обеих ногах вели себя не очень хорошо. Узнав об этом,  готовимся вниз. Спускались без проблем, весело, и вечером были в Базовом лагере. Поставили палатку. Сергей сразу обратился за помощью к рейнджерам. Врач сделал ему раствор, промыли ноги. Принял во внутрь лекарство. Вердикт утешающий: "Жить будет!". Вечером у нас в палатке куча новой провизии. Многие группы заканчивают экспедицию. Погода пришла нехорошая, у них нет времени ее пережидать. По лагерю ходят люди и оставляют продукты, но почему бы и не воспользоваться, что мы и делаем. Завтра вниз. Тоскливо. По плану я хотел большее время побыть с ребятами в этом удивительном районе.
   02 июня. Собрались и погнали вниз. Пасмурно, туман. План один: проходим Windy Corner и ночуем в лагере прямо на высоте 3600. Спустились весело. Вечером уже все сидели в лагере. Фотографировали виды. Я сделал панораму района.
   03 июня. Утром погода просто великолепная. Тишина, солнце. Встаем на лыжи и катимся вниз. За один день нам нужно скатиться прямо в аэропорт на глетчере. Задача выполнимая. Я лыжник не очень, но быстро приспособился к волокушам, которые меня все время пытались перегнать. Отрегулировав оттяжки на волокушах, быстро стал скатываться вниз. Лыжня просто чудная. Но есть одно но. К вечеру все стало выполаживаться, а лыжи Скитур имеют одну особенность. Ноги альпинистская обувь начинает натирать, что и произошло. Последние метры набора высоты в аэропорт дались с боем и нервами. Мы на глетчере и хотим улететь. Правила одни: летят люди, затем привозят вещи. Мы немного спорим, но пилота не убедишь. Вечером летим в аэропорт Талкитна, но как летим? Пилот нам словно решил показать все горы. Красота - не оторваться. Да, Американцы молодцы, знают, как заставить людей вернуться в этот район еще раз. Насмотревшись такого, хочется сказать: "я вернусь еще раз и обязательно!" В аэропорту радостная встреча со студентами. Сергей Копылов сразу звонит в аэропорт, чтоб перерегистрировать билеты и вылететь раньше домой. Ничего не получается. Но, опять но. Домой звоним. У Сергея родилась девочка - Машенька. Это судьба. Двумя месяцами раньше на Камчатке это произошло у меня на выходе с Ключевской группы вулканов. В поселке Ключи, мне сообщили, что у меня родилась девочка София. Наши спутники также выходят раньше своего времени и предлагают нам интересный вариант времяпрепровождения - путешествие до Фэрбенкса. Совместно решаем организационные вопросы поездки. Вечер. Я ложусь спать прямо в ангаре самолетов компании Дага. Все вкатывает.
   05-08 июня. Прогулка по Талкитне. Ребята сходили на станцию рейнджеров и отметились, что все нормально. По пути встретили Валеру Бабанова. У него были свои планы в этом районе. Где-то путешествовала большая группа альпинистов с клуба "Альпиндустрия". Взяли в прокат машину (в Анкоридже) и поехали в Фэрбенкс, нац.парк Wrangell-St.Elias и другие интересные места. Рассказывать об этом можно много. Впечатлений выше крыши. Но главное не это. Я еще раз убедился в том, как за рубежом относится к природе, то есть к самим себе. Потому что это единое целое. На Аляске есть хозяин, если есть хозяин, значить Закон работает правильно. Представляете, по всей Аляске идет только одна кольцевая автострада. На ней прямо вдоль дороги расположены поселки. Вглубь континента американцы не заходят, нет перспектив - болота, озера. Там также дома, но подлетают к ним на малой частной авиации. Мы увидели причудливый мир огромных ледников, которые с гор спускаются прямо в долину. Фабрику по переработки меди, которая давно стала историей и историческим памятником. Недалеко от этой фабрики я нос к носу встретился на тропе с хозяином тех мест - Гризли. Не понимаю, почему он меня не съел? Странно? Но знаете, ответная реакция у меня была однозначная, когда я его увидел на расстоянии 20-30 метров, я даже забыл, что в руках у меня была видеокамера. А мои друзья в это время стояли на почтительном расстоянии и кричали мне: "снимай, снимай!" Очень также заполнилось мне ночевка на Утином озере. Впечатлений выше крыши. Америка - удивительная страна. Природа очень похожа на нашу. Правильно или нет, что мы продали Аляску, но я сравниваю, как варварски мы отнеслись к природе Камчатки и как они отнеслись к раннее нашей земле, есть над чем подумать.
Все кончается. Закончив круг почета в центре Аляски, мы вернулись в Анкоридж, купили подарки детям, женам и приготовились к отлету. Студенты также переехали в другой аэропорт для отлета в Нью-Йорк. У них своя жизнь, у нас в России своя. Пора возвращаться домой.
   09 июня улетели домой. Сначала в Петропавловск Камчатский. Там целый день гасимся в Паратунке, затем перелет в Хабаровск. Разъезжаемся кто куда.
   Я дома. Жизнь продолжается.