Горы мира > Камчатка >

Автор: Владимир Марков, Краевой клуб альпинистов «Тихий Океан», г. Владивосток

Камчатка 2002 года. Апрель

Авторская страница Владимира Маркова

В это же время год назад она изрядно преподала нам урок по выживанию с Олегом Качаном в районе г. Ключи. Ключевская сопка не отпускает. Да и люди в этот район рвутся. Что не сводить? Год Приводили себя в порядок, заменили часть снаряжения. Как бывает плохо, когда не знаешь досконально свое снаряжение: а именно горелку MFS. После прошлой экспедиции мы не стали брать горелку другой фирмы, а взяли именно такую - же. Единственное отличие - она рассчитана на все виды топлива.(модель MFS 3288). Год ее испытывали в разных местах и поняли, что другую нам просто не нужно. Конечно усилили рем. набор.
По расчетам группа с Владивостока должна была быть не менее 4 - х человек. По приезду в Петропавловск-Камчатский к нам должны были присоединиться 2 человека. Но мы предполагаем - судьба располагает.
Итак, самолет приземлился в аэропорту г. Елизово. По трапу на аэродром вывалило 2 представителя клуба "Тихий Океан": Шаповалов Антон и Я собственной персоной. Погода солнечная, видимость на все "100". Корякский вулкан, как обычно, "давит" своими масштабами. У Антона челюсть минут пять была в пониженном состоянии, но потом отошел. Но вообще у Антона это первые горы. Я его понимаю. Встреча с Александром Биченко была назначена на стоянке автобусов в городе. Не получилось. Подождали немного и поехали к Ромке. Ромка за год стал папой. Дома у него не задерживались. Все обязательство по разным организационным вопросам взял на себя Рома. Конечно, с нами идти не планировал. Потом засомневался. В результате, пошел с нами: "а куда он с подводной лодки денется?". Закупили продукты и, на такси, - прямо к подножью "Коряки". До поворота 25 километра и затем от поворота еще 5 километров ходит любая машина. Таксист попался ас. Юморист, знакомый Ромки. Назад он нас и забирал обратно.

В апрели здесь еще зима.
И выдать может так, мало не покажется.

Надели лыжи в том месте, где нас оставило такси. Везет же Камчадалам насчет снега. Пошли по Сухой речке до базы, которая стоит между Корякской сопкой и Авачинской. Дошли спокойно, не напрягаясь. Директор базы, сторожил этих мест, Женька, встретил нас дружелюбно: выделил дров, предоставил самый теплый домик. Предупредил насчет глубокого снега на Корякском вулкане. Отдохнули ночь. Рано утром вышли на Авачу.

Марков Владимир.
Организатор этого мероприятия,
сбился со счета, какого.

Шаповалов Антон.
Как спортсмен не знаю,
но курит как паровоз.

Восхождение прошло нормально. Для меня была в новинку его активность. На подходе к кальдере много фумарол. Облака пара, отверстия в фирновых полях повсеместно. Идти неприятно. Антонище радовался как ребенок. Но перед кальдерой как то притих. Но мы его не гнали. Что мучать братьев наших меньших. Первый раз на высоте 2600. Пусть идет так как может. Так взошли на кальдеру. Ромка долго не мучился, рванул вниз. Для нас это было экзотикой. Мы еще около часа подышали "тухлыми яйцами" и спокойно пошли вниз. При спуске, немного изменив маршрут, вышли на домики вулканологов.

Вид на вулкан Авача с Воротника.
Погода шепчет.

о кальдеры сто метров.
Но на пути нам преградила
путь сплошное поле фумарол.
Дышим условно.

Наконец мы попали на кальдеру.
Здесь можно погреть зад на горячем шлаке.

Он еще тогда существовал. В нем можно было спокойно переждать любую погоду. Сейчас его нет. Почему? Не знаю. Нет и все тут. И в этом месте я наконец понял, откуда у альпинистского клуба Камчатки название "Кутх". На нас шел в пике непонятный объект, немного напоминавший Беркута. Когда мы его увидели вблизи, то поняли, что это Ворона. Но какая Ворона! Честно говоря, я ее зауважал". Антон вел себя, как будто ему чего то вкалоли, причем большую дозу. Уходить с варатника вообще не хотел. К этому времени он окончательно очухался от кальдеры и серо-водорода. Для него это было первое серьезное восхождение.

Над Корякским вулканом флаги.
Значить будет плохо.

Я, думаю, оно удалось. Ромка давно сбежал вниз, приготовил нам сытный ужин. Домик теплый. По плану, на другой день должно было состояться восхождение на Корякский вулкан. Состояние снега на его склонах меня немного беспокоило, да и цель, вроде, была достигнута. Впереди нас ждала Ключевская сопка. Не стали испытывать судьбу. Утром оставили базу. Я вышел первым, так как был "крут" при спуске на лыжах. Первый километр камус не снимал. Когда почувствовал лыжи и рюкзак, снял камус. Начался лихой развлекательный спуск. Отличный наст на Сухой речке позволяет сэкономить силы и за короткий промежуток времени покрыть большое расстояние. Спускались дружно, останавливались пару раз попить чаю. Спешим, - впереди Ключевская сопка, но сначала переправа через реку Камчатка. Если не успеем - река откроется, потеряем уйму времени. Вечером уже мылись у Ромки. За день закупили продукты, билеты на автобус до города Ключи.

Вечер. Завтра уходим в низ.
Прощаемся с вулканом Авачинская сопка,
конечно не на долго.

Рано утром отправились на рейсовом автобусе в г. Ключи. "Пазик" повез нас на север. Такое ощущение, что за год ничего не изменилось на Камчатке. Постоянно по всей трассе нас сопровождал Серединный хребет. Ганалы. Горы в поселке Мильково. Пейзажи поражают. Интересно хожены или нет вершины на Серединном хребте. Нужно спросить это у Александра Биченко. На переправе нас ждало первое испытание. Автобус по льду не пошел, - вещи переносили на плечах по самодельным мостикам. Было интересно наблюдать, как люди преодолевают трудности. Старались не провалиться в протоку. Вот так мы немного не дотянули до поселка Козыревск. На другой стороне реки Камчатка нас ожидал другой автобус. В районе переправы через реку Камчатка отчетливо просматривался пейзаж вулканов: Толбачек, Ушковский. Вдали, еле заметно, виднелась Ключевская сопка, что больше поднимало настроение ввиду предстоящих событий. Дорога дальше пошла, ну вы сами понимаете, какие у нас дороги, что уж говорить о Камчатке. По глубоким лужам мы последовали, вернее, поплыли, на ПАЗ-ике дальше. Вечером, мы, наконец, добрались до г. Ключи. Антон занялся топливом (бензином). Причем бензин нужно было, после того как нам его налили, пол часа фильтровать. Не шучу. В банках, где у нас был бензин , мы находили такого размера мусор, как он еще в горлышко бутылки проскочил. Мы попали в гостиницу военного городка, когда уже совершенно стемнело. Цены за номер немного подросли, но это для нас было не главное. Провели ночь на постели.

Первая ночевка в овраге.
Роем пещеру. Это суровая необходимость.

Проспали, - вышли на маршрут в 9 - 00 утра. Первые шаги на маршрут с поселка "20 - ка" были для меня знакомы. На краю поселка сразу встали на лыжи. Подгоняли регулировку рюкзаков. У Антона по обуви проблемы возникли сразу, что меня не удивило. Он взял самый дешевый «Пластик» и хотел чувствовать себя, как в дорогом. Умник. Дорога вывела нас на глубокий овраг. Это препятствие преодолели быстро. Вышли на березовую рощу. По ней пошли в направление хребта. Антон выглядел тяжеловато. Я уже понял, что до домика Державина мы не только не дойдем, а хорошо, что еще дойдем к вечеру следующего дня. Да и в рюкзаке у него лежала кассета из трех блоков сигарет. Шел, Антонище, постоянно сзади. Характер снежного покрова был положительный, - движение было не трудное. Погода Камчатская: ветер, снег, пасмурно. На гребень хребта вышли под шквальным ветром и снегом. Увидели впереди плато, полностью изрезанное оврагами. Решили - на первый день хватит. Единственное, что было не понятно, - ставим палатку или роем пещеру. Попав минут через 10 в первый овраг, решили рыть пещеру. Пещеру рыли живо. Если кто долго отдыхал снаружи, - мерз. Поэтому менялись часто. Да и, отбрасывая "кирпичи" перед входом, также греешься. С размерами не промахнулись. Получилась огромная спальня, кухня и прихожая. Как только закрыли вход, стало уютней и теплей. О сухости не может быть и речи. Да и опыта у нас было маловато, как хранить вещи, чтоб они к утру не отсырели. Это сейчас мы ухари, а тогда только учились носить современную одежду.

Антон в пещере, как щука в зарослях.
Довольно тепло и можно наточить кошки.

А сушить все нужно на себе. На ночь все вещи нужно прятать, - отсыреют. Иногда высовывались наружу, - в пещере лучше. Так как поднялась настоящая пурга. За дверью дул штормовой ветер, шел снег. И как мы потом с этого положения вышли, не знаю. Так закончился наш первый трудовой день. Мы, как два матерых медведя, отдыхали в берлоге. Утро встретило нас снегопадом, что нисколько не испугало. Видимость "0". Район мне этот был знаком, - карта не нужна. Впереди хребет. Выходим на него.

Вулкан Ключевская сопка исполин только в хорошую погоду.
Так нужно присматриваться сквозь облака.
Он тогда такой маленький и далекий.

Стараемся не потерять высоту. Рюкзаки не тяжелые. Облегчились максимально. Не брали даже ледорубы. Задача по Антону для меня уже была выполнена на Авачинском вулкане. Нам нужен был только хороший перевал на высоте 3000 метров, куда мы направлялись в настоящий момент. Причем все это происходит в районе Ключевской группы вулканов зимой. Что еще нужно для новичка. Так как кроты в сплошном молоке в час по чайной ложки продвигались в верх. На второй день точно не дойдем до домика Державина. Вот тут то я Антону все о сигаретах и вылил. К вечеру видимость стала лучше. Мы дошли до места, где в прошлом году прекратили свое движение вперед с Олегом Качаном. По расчетам, через час хода должен находится домик. Вечер застал нас на удобном для ночевки месте. Домик не нашли, поставили палатку. Сначала на разведку ушел Антон. Затем, ближе к темноте, ушел я. Разведка ничего не принесла. Видимость не более 200 метров. Поднялся ветер. Где этот дом?

Выглянуло солнце и стало намного веселее.

Утром "дрыхли", как солдаты на учении. Кто первый проснется? Конечно, Я. Встали часов в 9 - 00 утра. Солнце просто палило. Ветра нет. Видимость - 100%. Антона начал бить, от радости, ногами. Как последнего новичка. Палатка сухая, вещи все сухие, даже те, что отсырели в пещере. Они высохли за первых два утренних часа, когда выглянуло солнце. Паливо такое. Вышли и стали быстро набирать высоту. Открылась панорама. Честно Вам скажу, жить в городе и не видеть всего этого, - лучше и не жить. Я сделал фото всей панорамы, боясь, что погода испортится, пошли дальше. Через час увидели домик экзотической формы, у него точно 6 или 8 углов. Не дошли до дома вчера немного. Около дома сделали перекур, сухой перекус. Зарыли лыжи. Наст был достаточно жесткий. К этому месту справа довольно близко подходит ледник с Ключевской сопки. Двигаться, желательно, по направлению к вулкану Ушковский и переваливать на плато, также, прижимаясь к Ушковскому вулкану, что мы и сделали. Хотя Биченко Александр нам советовал обходить Серединный вулкан с права аккуратно по его борту, там резкий сброс. Ближе к вечеру вышли на седловину. Движение простое. Плато. Медленно набираем высоту. Оврагов нет. Фирн жесткий. Антон сзади, как "задрипанный" новичок в новой, неопробованной обуви. Мозоли у него просто жуткие. Обувь он купил просто "классную". А я его предупреждал. Будет в следующий раз слушать специалистов, а не торговых работников. Итак мы на перевале между вулканами Крестовский и Серединный. Оставили записку. Фотографировал все, что видел. Просто завораживают все виды, что окружают нас. Открылся вид огромного плато между Ключевской сопкой и вулканом Ушковским. Я, с какой-то информации, слышал, что этот район из-за этого плато прозвали Антарктидой. Когда я об этом сказал камчадалам, они минуты 3 морщили лоб. Потом просто ответили мне – не загружай нас. Это не Антарктида. Наверное, они только летом туда ходят. А мы зимой, и я раз пять в этих местах зимой получал так по фэйсу, что честно скажу – это Антарктида. Но если медведь проснется, то будет он бурого цвета, а не белого. Думаю только в этом разница. Спуск с перевала на плато довольно крутой. Затем по "футбольному полю" начали двигаться к подножью Ключевской сопки. По плану нам нужно было уходить в сторону вулкана Камень, на седловину, однако, мы не стали его придерживаться. В этом месте просматривался хороший кулуар для восхождения. Решили не терять времени и делать базу, прижавшись ближе к склонам Ключевской сопки. Высота в этом месте чуть меньше 3000 м над уровнем моря. Место под пещеру искали, довольно долго. Если бы начали сразу рыть, то ни чего не вышло, это точно. Нору вырыли и все. А так, нашли более подходящее место. Провели зондирование почвы, то есть снега. Убедились, что глубина и жесткость снега позволит в этом месте рыть пещеру. Только после этого бросили рюкзаки окончательно. Как только солнце скрылось, стало холодно, сыро и мерзко. Задуло, - поземка. Решили копать пещеру как можно быстрее. Копали почти до утра.

Домик Державина, как маяк на пути снежных мореплавателей.
Антон чувствует теплую ночевку.

Что было со мной, когда я рыл пещеру? Не думаю, что меня хватала горняшка. Хотелось иногда бросить лопату, зарыться в палатку и заснуть. Наверное, возраст, - хочется больше комфорта и уюта. Поэтому работу делал на все "100". Антон сначала взялся кипятить воду и только когда я совсем выдыхался, бросал котелки с горелкой и рыл со мной вместе. И получилась не нора, а настоящий "Люкс": спальня, кухня, и помещение под рюкзаки. Высота позволяла ходить, не сгибая спину - как учили. Тонкости в доделке пещеры отложили на следующий день и легли спать. Почему? Да потому, что я лег в пещере к утру. Мне было не до тонкостей. В этом случае, конечно, палатка выигрывает, но не на Камчатке. Если пурга будет 3-4 дня, будет вам комфорт в палатке.
Спали до обеда. Встали с удовольствием, отдохнули. Доделали пещеру. Готовили кушать, отдыхали. Погода подавала надежду, что завтра будет все классно. Хоть я здесь уже сторожил ,однако, все в этот раз смотрелось по-новому, по-другому. Ключевская группа вулканов - это не просто скопление вершин. Это целый мир с его красками, радостями и горем. Я думаю в этом месте вести себя нужно разумно и уважать гору, только тогда она откроет перед тобой всю свою красу. И не только зимой, но и летом. Сколько жизней унесла эта гора? Но это уже другая тема.
Готовились к восхождению на Ключевскую сопку с вечера. Цели взойти на вершину не было. Я хорошо знаю Антона. В горах он первый раз. Если на Фалазе он "умирал" и оживал после очередной выкуренной сигареты. Здесь моя задача была довести его до подножья и показать, какие бывают горы. Да и он не претендовал на многое.
Утром встали до рассвета. Пошли каждый своим шагом. Постоянно в пределах видимости. Антон шел правильно, медленно набирая высоту, Об этом мы договорились заранее. Когда он останавливался и курил, расстояние между нами увеличивалось. И в одном месте восхождение Антону приказало: "долго жить!". Меня это не удивило. Он поднялся выше отметки 3000 метров. Для "значка" - это хорошо. Кулуар в этом месте широкий и по середине его лежит огромный валун. Вот на нем Антон и расположился. Было холодно. Солнце не грело. В верхней части кулуара я вышел на поля сплошного жесткого фирна, вмершего в него мелкого камня, вулканического происхождения. Высота уже 4500 м. над уровнем моря. И не менее. Антонище пошел вниз. Мне быть "фраером" совершенно не нужно. Посидел, попил чаю. Голова была в нормальном состоянии. Второй год с разными людьми я пытаюсь подняться на Ключевскую сопку - не получается. С Биченко Александром поднялись на этот исполин несколько раз, причем в разное время года. Ни о чем не думали, просто шли на вершину. Но вопрос, - почему не идут на вершину остальные? Одежда, обувь, тупые кошки? Разве это повод? Вспоминаю 80–е годы. Февральское свое восхождение на эту вершину со сборной Приморского края, все спасатели общественники. Какое было стремление у людей. В результате на вершину поднялись семь человек. Вспоминаю свое августовское восхождение на эту вершину с группой туристов с клуба ТИНРО. Поднималось на вершину девять человек. Одну девчонку просто спускали с вершины. Сил после подъема на спуск у нее вообще не осталось. Но все проходило классно, все радовались и Бычили. Была цель. Кстати в той группе курил как паровоз тоже один участник – Сергей Николаев. Он на кальдере надышался сероводородом. Пока не выкурил свою сигарету и не отошел от другого дыма, вниз не шел. Для Антона - это точно будет хорошим уроком. К горам нужно готовится и по снаряжению и по моральному состоянию очень серьезно. Ключевская сопка, как тонкий камертон, четко настраивает людей на правильную ноту.

Погоде приходит конец.
И мы будем бежать в город Ключи
обгоняя шум своего визга.

Спустился в лагерь в 18-00 вечера. Антон прячется от солнца. Оно палит. Я привык. Передохнул и решил прогуляться. В планах, подойти поближе к седловине. Ветра нет. Просто идеальный день для восхождения. Фирн держит не везде. Солнце растопило снежное покрывало. Иногда проваливаешься по колено и выше. До перевала не дошел, но вулкан "Камень", во всей красе, увидел. Вулкан "Камень" - отдельная тема. После восхождения нашего клуба на Амурский столб, будет поставлена задача клубу - восхождение на вулкан "Камень". Причем не так как все ходят в августе. Идем в начале феврале. По словам председателя Камчатской федерации альпинизма и скалолазания на вулкан «Камень» в начале февраля никто еще не поднимался.
За час цвет вулканы меняют раза четыре. Я фотографировал их в разное время. Посмотрим, что получится на пленке. У нас чемоданное настроение. Не знаю, что в душе у Антона от Ключевской, по виду парень не очень расстроен. Завтра уходим вниз. Легли не рано. До последнего гуляли. Солнце зашло. Стало очень холодно. Спали замечательно. Пещера обледенела и стало намного теплее. Да и вещи мы уже прятали и берегли. Те что нужны были для работы прятали в спальник. Я, лично, все на себе сушу.
Утром пробили кирпичи на выходе из пещеры. Вылезли наружу. Начиналась пурга - видимость плохая. Решили идти другим путем. Не подниматься на перевал, а спускаться сразу вдоль склона Серединного вулкана. Как консультировал нас Александр Биченко. Я боялся, что на нашем перевале на седловине Среднего вулкана нас просто сдует. Первые метры были простыми, затем пошли крутые сбросы. Начал жалеть, что не пошел нашим путем. Было поздно пить "Боржоми". Спускаться на ледник было опасно. Попробовали влезть на склон вулкана, также, - проблема. Мучились не долго. Обойдя вулкан, полезли вверх. Резко, набирая высоту, уходили от ледника. Вышли на более пологие места. Теперь задача - найти дом. Видимость в тумане плохая, все ориентиры похожи друг на друга. Немного, как руководитель, поспорил с Антоном. Даже когда был не прав, то был все равно прав (читайте устав - пункт 1.) По моей логике дом должен был быть выше. Но на самом деле шли мы до него прилично. После обеда уже были рядом с домом. Внутри дома снег. Надуло через разбитое окно. Залезли во внутрь помещения. Работы немерено. Хорошо, что еще там стационарная савковая лопата. Своей альпинистской мы бы неделю с домика снег выгребали. Выкинули через окно кучу снега. Очистили постельные места, стол, печку.
Сварили кушать. Печку не топили. Чувствовали - завтра попадем в г. Ключи. Но прикол еще впереди. Все сделали, поели и стали искать зарытые лыжи. Искали их около часа. Наддувы стали еще больше. Места метки вообще я не увидели. Но савковая лопата и опыт на рудниках, дали свои положительные результаты. Все на месте. Быстрый спуск на лыжах вниз на другой день дал свои результаты. К вечеру мы были в г. Ключи. Экспедиция закончена. По пути в последний день видели на снегу следы медведя. Огромные лапы.
Ну, и последнее препятствие на обратном пути, - переправа через реку Камчатка. Автобусы не ходили, переправа закрыта. Реку Камчатку пересекли по льду сами. Лед не вскрылся. Я взял, на всякий случай, большую крепкую ветку. Антон вообще в руках нес маленький ствол дерева. На случай провала под лед. Все прошло удачно.
По приезду во Владивосток Антон долго не мог отойти от экспедиции. Адреналин у него так и пер из ушей. У меня первый раз было так же. Я, думаю, он сделал все, что ему было дано. Так как прошло уже много лет после экспедиции, а он так никуда и не ходит. Не надо значит. Ну, а мы обязательно вернемся на Камчатку. А куда она от нас "нафик" денется?

Камчатка

не представляю, каково зимой на Камчатке: была там летом. тоже поднялась на Авачу, ездила к Толбачику, Мутновке. путешествовать и восходить в снегу и в пургу- полная жесть. молодцы!!!!!