Горы мира > Северная Америка >

Автор: Владимир Марков, Владивосток

Пик "Мак – Кинли". Аляска. Мечта и реальность 1998 года

Авторскую страничку Владимира Маркова

29 мая 1998 года самолет ИЛ-62м плавно приземлился в аэропорту г. Анкориджа. 10 минут регистрации, проверка обратных билетов у российских граждан - и мы на Аляске. Теперь у меня полное впечатление, что экспедиция началась. Хотя, по сути, наше сегодняшнее пребывание здесь - это логическое продолжение успешной прошлогодней экспедиции на Мак-Кинли (Денали) приморской сборной.

Немного истории. Думали мы в Приморском крае, что придут времена и поехать в горы Америки и Китая будет нам проще и дешевле. Конечно, нет. Азия стран СНГ – это то, что нам было позволено. Но цены растут, ездить туда довольно накладно, а тут. Все проще, все рядом. И понеслось. Дорогу пробила сборная по альпинизму Приморского края. За год до нас, в составе девяти человек, они выехали на эту гору в Америку и до вершины дошли двое. Шаповаленко Игорь и Гайнеев Вадим.

Был ли это толчок для нас, не знаю. Лопухов Сергей уже был настроен на Америку, как бы альпинисты его не волновали. Но то, что Сергей являлся кувалдой в нашей экспедиции, которая пробила брешь на границе и мы попали на гору – это факт и полностью его заслуга.

Перед выездом в Америку мы
штурмуем в Приморье гору Облачную.
Марков Владимир на чайной церемонии.

Состав экспедиции наметился очень просто. Марков Владимир, Ваш покорный слуга, имел альпинистский клуб во Владивостоке, под названием «Тихий Океан». Что давало право в консульстве получить право въезда в Америку без всяких проблем. Сергей Лопухов, безусловно, помог финансированием данного мероприятия, частично, но весомо. В состав экспедиции ввели человека с Камчатки, альпинистского клуба «Кутх», Александра Биченко. Он был уже в этом районе три раза и был нашей путеводной звездой. Да и знал я этого человека больше 18 лет. То есть шансов прокола в мероприятии, проводимого нами, быть просто не должно было.

Как мы готовились с Сергеем, нужно было видеть. Покупали снаряжение не только в России, но и за рубежом. Опять же, Сергей ездил в Америку, зондировал почву, закупал снаряжение в Анкоредже. В это время во Владивостоке в авангарде был только один магазин экстремальных видов спорта, а именно снаряжение для Альпинизма. Толковые менеджеры этого магазина Марамчин Александр, Солдатов Александр знал, что привозить и по каким ценам во Владивосток для альпинизма. Находился данный магазин в районе завода «Изумруд» на 2-ой Речке. Да это уже история нашего альпинизма, а тогда это было начало. Начало пробивания железного забора за рубеж. И пробили.

Сначала технику скитур отрабатываем дома.

Тренировались в Приморье. Круглый год ходили на наши вершины, а они у нас не хуже, хоть и покрыты растительностью. На вершину Облачную ходили зимой, испытывая снаряжение как групповое, так и личное.

Перед отъездом было о чём немного поволноваться в консульстве США. А вдруг не выпустят? Хотя с парка Денали у нас был вызов. Все прошло удачно. И так троица в сборе. Тут еще рядом супруга Сергея Лопухова Кэрэл Лич, американка, группа поддержки. Короче все схвачено. По приезду в Анкоридж весело провели время. Все как-то ново. Отношение, жизнь, быт, стресс, в конце концов. Да и то, что мы ходили по земле, которая нам принадлежала, вообще добивало меня. Все ухожено, все по хозяйски, все чисто. А ведь за день до этого мы были на Камчатке. Вы меня понимаете. Загажено, вырублено, какие-то строения. Хотя все родное и не на что менять не хочется. Тогда звучал другой вопрос как молоток по голове. Почему у нас так? И что было бы с Аляской сейчас, если бы она нам принадлежала? Думаю, эта работа для наших детей, которые вырастут и все переделают. А мы пока только радуемся, бегая, как дети в Анкоридже.

А суета в городе была. Докупили снаряжение, закупили продукты. И помчались на машине, которую взяли на прокат в Толкитну. За рулем, конечно, была Кэрэл. Скорость езды конечно у нее, можно было выйти, набрать в лесу грибов и вернувшись, без проблем, сесть в машину. Ездят американцы, нам не чета.

Зато надежно и уверенно.

Аэропорт малой авиации в поселке Толкитна.
Его обитатели.

Талкитна меня поразила. Я попал в городок образца начало 9000 года. Старатели, зверобои, промысловики. Ничего снаружи не изменилось. Как они ценят свою историю? Много маленьких лавок, в которых торгуют снаряжением и в которых можно одеться с ног до головы. Это здорово, хотя цены кусаются.

Из этого поселка, собственно, и начинается большинство экспедиций в горные районы Аляски. Это последний "рубикон" возможных административных препонов на пути восходителей. Здесь находится станция рейнджеров, специалистов профессиональной спасательной службы национального парка Денали, где все участники восхождения проходят обязательную регистрацию и официально получают (или не получают) разрешение подниматься в горы.

Не обошлось без прикола и тут. Нас завели в помещение и прочитали вводную лекцию по правилам безопасности в данном районе. Понимаете меня, на английском языке. Мне оставалось только постоянно кивать головой лектору и делать вид, что я его понимаю. Сработало. А вот о чем он там говорил, я так и до сих пор не знаю. Наверное предупреждал, чтоб мы близко к краю не подходили около трещин, чтоб не упасть. После лекции становимся на учет, платим взнос "за гору". Это святое, т.к. на эти деньги, собираемые со всех восходителей, поддерживается чистота и порядок в парке. В конце закупили классные плакаты с изображение самой вершины. Пошли погулять по поселку.

Затем возвращаемся на базу малой авиации – «Даг компани». Тут нас поселили. Эта фирма забрасывает всех желающих на глетчер Талкитна. С аэропорта на глетчере начинается лыжная часть подходов к самому базовому лагерю. С базового лагеря без лыж, это на верху уже не нужно.

У рейнджеров был траур. Флаг приспущен, жетоны на форме покрыты черной лентой. При исполнении своего долга во время спасательных работ погиб их товарищ. А произошло следующее. Двойка альпинистов работала на подъеме. Произошел срыв и падение в ледовую трещину. При оказании помощи в трещину падает и погибает спасатель. Такова жестокая реалия гор.

Настроение не радужное. С вылетом на ледник пришлось подождать. Непогода.

Так выглядит движение вверх с санями.

Но вот раздался радостный клич "Летим !" Все пучком. В кабине самолета на нас напяливают огромные наушники. Пилот постоянно переговаривается с диспетчерской службой аэропорта, которая не дает возможности маленькому самолету остаться одному в этой огромной бездне гор. Пилот, когда мы пролетали над озерами и болотами, показывал нам лосей. Они мирно стояли на середине болота и что-то там ели. Огромного размера быки. А рога у самцов? Честно скажу Вам, больше чем наш самолет. Ну, по крайней мере, размером в самолет. Не хотел бы я постись рядом с этим зверем. А потом пошли горы, стены, ледники. Целый мир гор. Биченко Александр кинокамерой махал по всему салону, достал всех, кроме пилота. Пилот был сам Даг, владелец своего бизнеса. Он привык уже к этим назойливым Режоперам (режиссер-оператор). Гордо крутил свой штурвал. Да не только штурвал. Когда мы подлетали к леднику, то садиться нужно было уже не на шасси, а на лыжи. Автоматика замены на лету колес на лыжи простая. Внизу в ногах другой штурвал. Даг, когда начал его крутить, послышалось какое-то урчание «хрычание» и на колеса медленно стали выползать лыжи. Через три минуты хруста, резкий конец рычащей работы, что означает лыжи закрыли оба колеса. Техника на гране фантастики. Зато надежно и случаев, когда пилот садил на пузо самолет не было. Ну, если, конечно, трезвые и не забывают дергать трос для лыж.

Александр Биченко в первые дни экспедиции.

Час спустя мы высаживаемся из маленького летательного аппарата в сердце гор. Это огромная страна со своим суровым нравом. Через полчаса после высадки по башке "ударила" высота. Как это выглядит, показать и рассказать не могу. Но примерно так. Вы сидите, никого не трогаете, и удар увесистым молотком по голове. Затем идут отходники. И вот, когда они проходят, тогда начинается Кайф. Все происходит по системе, как с похмелья. Ну, теперь, я думаю, вы меня поняли. Началась акклиматизация. Движения становятся медленными и вялыми.

У хозяйки этих мест, Айни, взяли положенную норму топлива и волокуши. Прочно упаковали груз и... вперед! Но вперед завтра, а сегодня приколы и еще раз приколы.

Биченко Александр сразу стал чистить лагерь на глетчере от всякого цветного мусора, в виде репов. Развязал все, что не так лежит. Освободил от репа все сани волокуши, которые вроде уже никому не нужны. Мы не вмешивались в эту операцию, так как у нас не было опыта превращать себя в русских босяков, у которых даже репа цветного нет. Хотя, после того, когда Александр вернулся к нам к палатке, мы сразу разобрали его реп, рыча себе под нос, как бы, вырывая добычу у соплеменника. Считая, что он это делал для общих нужд.

Сергей Лопухов чувствует себя просто великолепно.

Естественно в аэропорту на глетчере не обошлось без русских. Идем мы по аэропорту, никого не трогаем. Я с одной стороны, Сергей Лопухов с другой. И вдруг, что вы думаете, в этом хламе иностранной речи, русские голоса. Ба, Москали, под руководством Володи Яночкина. Вот подумайте. Мы летим, чтоб взять свои продукты? Да ну! Мы в законе! Яночкин Володя нет. Мы поняли это по духану с его лагеря. Да какой духан? Представляете, везде поридж, а здесь гречка наваристая с тушенкой нашей – русской. Ну, все!

Естественно котел варится на роту. Естественно мы уже в Деле. Поели поговорили. На Духан сразу Биченко Александр прибежал, этот ничего на «халяву» не пропустит. Так до темноты и пообщались. Все же хорошо с земляками, хоть и Москали.

Горы , как известно, требуют к себе повышенного внимания со стороны тех, кто хочет достичь их вершин. Особое отношение к Мак-Кинли. Это не только самый северный шеститысячник планеты. Эта гора непредсказуема и своевольна, с очень коротким летом, которое дарит буквально несколько дней, за которые можно с большей или меньшей уверенностью в успехе попытаться выскочить на вершину. Если 30 % участников многочисленных экспедиций достигают её вершины, то это уже удача.

Первый день подъема по леднику меня приятно удивил. Солнце, безветрие. Лично я шел и тащил эти долбанные волокуши в одном термобелье. Гора начинает успокаиваться. До этого почти месяц стояла непогода. За май на вершину поднялся только один человек из 500(!) желающих. На базе внизу в компании «Даг компании» мы видели иностранцев, спустившихся с гор. Вид был у них, как будто вылезли из мясорубки. Обгорелые на солнце лица. Молчаливые. Было видно, что ребята хапнули по полной программе. На самом северном участке "Винд корнер" погибло 2 человека (во время этих спасработ и погиб рейнджер), один сильно обморозился и был срочно транспортирован в Сиэтл. Александр Биченко нас успокаивал: «Ничего страшного, мы русские – прорвемся, не такое проходили!». Что, в общем, потом и произошло.

Вид на ледник Талкитна и пик Мак-Кинли.

В эти дни мы видели то, что не увидишь у нас в России. Рядом работала не группа, а целая армия альпинистов, большинство девчонок. Какой то институт в Америке снарядил экспедицию на Мак-Кинли для студентов. Все девчонки как на подбор, молодые. Одетые одинаково. В альпинистские комбинезоны, фирма Норд Фэйс. Куча инструкторов. Всегда идут в связках. Зато в лагерях всегда у них было весело и довольно шумно. Биченко Александра мы на всякий случай посадили на цепь. Предосторожность не помешала. Всю ночь цепь постоянно была натянута. Все продолжалось до верхних лагерей, потом они отстали. У них естественно все было по другой акклиматизационной программе.

Горы на пути к основной вершине.

В первые дни особенно "не рвали" - все же высота сказывалась. А на третий день попали в передрягу. Да еще какую! При прохождении висячего ледника в районе базового лагеря на нас навалился шквалистый ветер, который заставил оставить груз и срочно уходить вниз во 2-й промежуточный лагерь. В этом месте у Сергея Лопухова улетел в низ каримат, что в последствии сказалось на его продолжение идти на саму вершину. Но двум группам, вышедшим ранее нас на несколько часов, все же, удалось прорваться.

А впереди был еще знаменитый участок маршрута «Винд Корнер», который мы проходили при шквалистом ветре. Тут было не до риска. Достали веревки, ледорубы, связались. Метр за метром преодолели опасный участок без осложнений. И тут случилось. Уже за опасным местом под одним из участников экспедиции проваливается снег и он обрывается в ледовую трещину. У него это было впервые, и понять, что ощущает человек, ноги которого не достают стенок, а внизу бездонная тьма, можно. Бытро Сергея Лопухова извлекли с опасного участка и двинулись дальше.

Там где круто, лыжи снимаем.

А впереди новое испытание - туман и снежная поземка. Ориентировались по специальным вешкам, которые выставляют рейнджеры для таких условий. Причем не только рейнджеры ставят вешки. Если работает большая группа альпинистов и таскает грузы челноком, то естественно у них на баку рюкзака привязаны тонкие вешки с небольшими флажками на конце. Флаги яркого цвета. Промаркировав тропу, они затем спокойно работают по ним в следующий день. И не только они, мы тоже. А нам таскать вешки не нужно, нас трое.

Ну просто не тропа а Бродвей.

Промежуточный лагерь на фоне горы Фаракер.

А вот и базовый лагерь. Тут как в муравейнике, народу со всех стран мира. Стоит огромная палатка службы Рейнджеров. Квалифицированный медик, куча продуктов на всякий случай и т.д. и т.п. Без Чехов и здесь не обходиться. Основная работа для нас сначало в базовом лагере - найти место под палатку, обнести ее стенкой из снежных кирпичей. Ведь в случае непогоды здесь приходится жить по 10 - 15 дней. Нас такой расклад конечно не устраивает. Но, с непогодой мы дружим и делаем все так, как надо. Мне понравилось место, которое мы нашли. При чем, кто-то оставил его совсем недавно. Смешно смотреть со стороны на людей, которые работаю лопатой по очистки площадки от снега. Движения, как на замедленных съемках фильма Ужасов. Лопатой медленно набирают снег, а потом еще медленнее переваливают эту лопату со снегом за снежную ограду. Причем высыпают снег прямо рядом с оградой на другую сторону. Все рассчитано до миллиметров. Высота ставит свои зарубки в поведение людей в этом месте. Рядом ходят иностранцы и раздают продукты. Для них, наверное, экспедиция заканчивается. Не тащить же все назад. По словам Александра, такое здесь всегда и можно всегда взять хорошие продукты у людей. Что меня удивило. Во всех лагерях люди мусор и отходы в 1998 году выбрасывали в трещины. Отхожие места были тоже в виде ям. Когда мы шли на эту гору в 2004 году, то мусор мы уже должны были вывезти с собой в лагерь на глетчер. И нам давали банку – «био» туалет, если правильно выразиться.

У подножья пика Мак-Кинли базовый лагерь.
Для многих в этом месте заканчивается
эпопея восхождения вверх на вершину
и они возвращаются обратно.

Устроились, приготовили еду и... следующие сутки вылезали только за тем, чтобы откопаться от постоянно падающего огромными хлопьями снега. Все, кто был наверху, откапывались и ждали сводку погоды. И она пришла. По словам рейнджеров должно было наступить трехдневное затишье. Раздумывать некогда. Нужно выдвигаться в штурмовой лагерь. В рюкзаке самое необходимое, минимум питания, минимум снаряжения.

Сергей Лопухов до этого плохо спал, это мы уже позже узнали. Хоть мы ему и устраивали подстилку, делились всем, как могли. Все же одного коврика не хватало, это ощутимо. Все произошло как-то не ожиданно для нас. Через минут двадцать ходу к штурмовому лагерю, Сергей остановился на привал. Объявил: дальше я не иду. У меня был шок. Я знал, что у него это первая высота, но чтоб он от нее страдал, я не чувствовал в поведении Сергея. Хотя понимал, что ковра у него нет. Но думал, что это мелочь всегда есть выход. Всегда есть замена. В штурмовом лагере тоже должна быть резервная палатка и снаряжение. Но Сергей был не умолим. Раздал нам все, что у него в рюкзаке было групповое и пошел вниз. Биченко делал, что мог. Но времени нет для размышления опроисходящем. Идем вверх вдвоем.

Первое серьезное испытание нас ожидало в кулуаре ( метров 400 высотой) . В этом месте движение проходит по перилам навешанным рейнджерами. Движение осложняется ветром и непрекращающимся снегом. Поднялись на гребень, по которому передвигались прячась за скалы. Кое - где видим маленькие выдолбленные в фирне места под палатки. Когда непогода "даст жару", то, чтобы не потерять высоты, стараешься отсидеться там, где она тебя застала. В этих местах пренебрегать правилами безопасности просто глупо. К вечеру мы с Александром Биченко дошли до штурмового лагеря. Тут мы подхватили горняшку. Первое, что встретило - тошнота, рвота, собачий холод. Пасмурно. Единственное спасение- хоть понемногу шевелиться и не думать о плохом самочувствии. Видимость "0". В соседних палатках движения никакого. Поставили палатку, перекусили сухофруктами и орехами, легли спать. Утро вечера мудренее.

Пик Мак-Кинли готовиться к отбою.

А утро нас встретило ярким солнцем и безветрием. Прогноз - два дня будет стоять хорошая погода, а затем придет новый и довольно продолжительный циклон. Поговорили о планах к вершине. А думать есть о чем. По правилам после ночевки в штурмовом лагере, нужно спускаться обратно в базовый лагерь. Если спустимся, попадем в ловушку погоды на три дня. Потом еще два дня на восхождение. От куда у нас столько дней? Русские так не ходят. Семь, девять дней на восхождение и домой. Не раздумывая долго, начали собираться на гору. Берем опять только самое необходимое: веревку (движение предстоит по предвершинному гребню) и кое-что из еды (термос с чаем, орехи, сухофрукты).

В стремлении попасть сегодня на вершину мы не одиноки. Впереди по крутому склону передвигаются две - три группы, примерно 20 человек. Это нас радует - пробьют в снегу хорошую тропу.

От штурмового лагеря вверх сразу крутой подъем на предвершинное плато. Движение проходит немного траверсом, с ощутимым набором высоты, что мы и делаем. Более часа двигаемся по крутому склону. Веревку еще не доставали - рано, будет мешать. Догоняем постепенно сначала одну, затем другую группу. Погода великолепная, солнце яркое. Видимость отличная. Дует ветер, который не сшибает с ног - это радует. Снега - по пояс.

Выходим на плато. Размером минимум пять футбольных полей. Тропа видна хорошая. Впереди пробивается одинокая группа. По середине еще одна группа сидит, наелись уже. Первая группа идет по целине, это отчетливо просматривается со всех сторон. Им не сладко, движение замедленное. Только сдвигается куда-то вправо от маршрута. Александр это увидел и рванул вперед, чтобы скорректировать их движение. Ему легче, он "лось". Я сдерживаю эмоции и продолжаю идти спокойно. Прохожу вторю группу, которая сидит. Те, не понимаю, что хотят, или идти на верх, или спускаться в низ. Продолжаю движение к первой группе.

Перед штурмом можно и
позировать на память.

Александр догоняет группу и пытается им, что-то объяснить. Догоняю их. У них консилиум: возвращаться вниз, или тропить до конца. Александр перестает их убеждать и идет вверх первым, то есть, проделывая, чуть ли не телом калью в пушистом снегу и смещается немного левее. К явной перемычки на основном гребне хребта . Американцы стоят и улыбаются: если есть такой шустрый парень и если есть такая халява - готовая тропа , то идем вверх ! Плато прошли удачно. Начался подъем на основной гребень хребта. В этом месте образовалась пробка. Я окончательно очумел от солнца, еще и разморило. Прилег немного в стороне от тропы отдохнуть. Прошло минут сорок, не более. Пробка рассосалась, движение пошло. Кто-то из иностранце поинтересовался – все ли в порядке со мной? Это было как команда «подъем». Присоединяюсь к восходителям. Двигаемся по тропе по направлению к гребню, довольно крутовато. На самом гребне я встречаюсь с Александром, который ругается и говорит, что он замерз. Что, где я вообще был? Что за вопрос? Что мне ответить, что я приснул малеха, ожидая когда рассосется пробка. Я его понимаю. В душе он хотел взойти первый и имел на это полное право. Но есть еще и напарник. Есть еще нарушение всех законов высотных восхождений. И с этим также нужно считаться. Я огрызнулся про себя. Связался с Александром обрубком веревки 9 мм. Все, пошли на штурм основной вершины по явному острому гребню. Взошли!!!

Вершина, как вершина, огромная. Но сказать, что это плато нельзя, слишком крутые обрывы и вправо и влево. Канадцы уже наелись бегать и фотаться по вершине, мы только начали. Снимаем фильм, фотаемся. Развернули флаги всех держав и народов. Александр из под рубашки вытащил свой родной флаг «Кутха». Вот повезло его клубу с именем. «Кутх». Ворон. Короче облезлая ворона, готовая стащить все что шевелиться. Ну, прямо как для Александра Биченко специально название подобрали. Фильм с диалогом Александра я снимал минут десять, потом делал дубль его тронной речи. Александр благодарил всех, кого в порыве горной болезни вспомнил. Прямо как на присуждении премии Оскар. Затем Александр попросил и меня что-то сказать. Естественно, отказался. Да и кого мне благодарить? Себя, что ли? Просто постаял молча на вершине, посмотрел по сторонам. Ностальгия наступает быстро. С места восхождения уходить всегда грустно.

Представляете: готовишься год, во многом себе отказываешь, испытываешь тысячу неудобств, пашешь как вол на горе, а удовольствие получаешь на какой - то день, или может час. Хочется это удовольствие продлить. А тебе все говорят: заканчивай, сворачивайся, прекращай, возвращайся. Правильно говорят. Расслабляться нельзя, погода меняется, пора вниз валить.

На вершине пика Мак-Кинли двойка Биченко Александр и Марков Владимир.
Фотографию помогли сделать
альпинисты с Канады. Они были всегда
рядом с нами в трудную минуту.

Помимо нас на вершине еще человек 15 американцев и канадцев. Поверьте мне – это удача, когда столько народу на вершине. Мак-Кинли не часто позволяет для людей такого. В 21-00 вечера, когда было холодно и сумрачно, возвратились в штурмовой лагерь. Сразу легли спать. Завтра сваливаемся в базовый лагерь, затем еще сбрасываем высоту, чтобы непогода нас застала как можно ниже.

На следующий день быстро свалили в базовый лагерь. В палатке нас мирно ждал Сергей Лопухов. Слушал музыку. На полу палатки хаосом лежала одежда, на которой он спал. Или пытался спать. Потом только мы узнали, что ночь для него прошла ужасна. Постоянно просыпался и пытался утеплиться снизу.

Потом на спуске попадаем в туман. Очень выручил опыт Александра, полученный на Камчатке. Хождение по густой пелене тумана и ориентирование в нем. Не прошло ему это даром. Глаза он все же поджог. Спускались быстро, придерживаясь вешек. Как прошли «винд корнер», уже и не помню. Прошли и все тут.

Вот так, спешно, мы и вернулись на ледовый аэродром в полном тумане и постоянном снегопаде. А на аэродроме из-за непогоды просидели еще 2 дня. Наконец вылетели и провели в Анкоридже 2 дня. "Расслабуха" после горы - это тема отдельная. На аэродроме встретили русских из Москвы. И это радует. Из 500 человек побывавших в 98 году на Денали наших там было : г.Владивосток- 2 чел. , Петропавловск-Камчатский - 1 (+ 3 чел. работали в соседнем районе), 6 человек из Москвы. Русских альпинистов здесь уважают (еще бы, вспомните, хотя бы, героическую тропежку Александра Биченко).

Итак – мы в Анкоредже. Втроем живем там же, где и жили по приезду. В студенческой гостинице. Отмечаем день рождение Сергея Лопухова. Прикол в том, что в гостинице спиртные напитки нельзя распивать, а в столовой этой гостинице тем более. Но мы знакомимся с таксистом, бывшим жителем Подмосковья. Он по вечерам подрабатывает администратором именно в этой гостинице и нам общие правила не нужны. Сидим и пьем до 11 вечера. Честно, что такие жесткие правила здесь я узнал уже после того, как мы нагулялись. Приезжает Кэрэл. Они с Серегой переходят в более дорогую гостиницу «Лонг Хаус», мы живем в той же гостинице, только у них в номере и на полу, зато бесплатно. И вспоминаем половой ненавязчивый русский сервис.

И это еще не все. По отъезду домой нас провожает Сергей с Кэрэл в аэропорту. Они сами уезжают отдыхать в Америку к родителям Кэрэл. Что вы думаете, тот самолет, что должен лететь в Петропавловск, ломается. Нас отправляют официально в гостиницу «Лонг Хаус» и кормят в дорогом ресторане.

А вот то, что побывав на Мак-Кинли я был уверен, что опять попаду в этот район, это точно. И не только попал на гору, а еще путешествовали по Аляске. Но это уже другой рассказ.

И немного статистики. Из 500 человек, заявленных на Мак-Кинли в 98 году, восхождение совершили только 50, что считается хорошим результатом. Не всегда погода благоприятствует более массовым восхождениям. И еще одна статистика. Русские практически всегда приезжают и поднимаются на гору. Причем все восхождение от аэропорта на глетчере туда и обратно проходит от 5 до 10 дней, вместо 14 рекомендованных. Наше восхождение прошло за 5 дней.

Откуда цифры взяли? Придумали?

Автор приводит абсолютно несуразные цифры о количестве успешных восхождений в 1998 г. Вся многолетния статистика восхождений на Денали по годам - здесь: http://www.nps.gov/dena/planyourvisit/summaryreports.htm "За май на вершину поднялся только один человек из 500(!) желающих. " - дезинформация, за май 1998 - 80 человек достигло вершины "Если 30 % участников многочисленных экспедиций достигают её вершины, то это уже удача." - еще одна выдумка, средний многолетний процент успешных восхождений на Денали - 50%. "Из 500 человек, заявленных на Мак-Кинли в 98 году, восхождение совершили только 50, что считается хорошим результатомЭ - опять дезинформация, за май - июль 1998 на Денали поднялось 420 человек. Зачем выдумывать цифры ?