Горы мира > Сибирь >

Автор: Владимир Марков, г. Владивосток

Амурские столбы. Столб "Шаман" 2002 года. Сентябрь

Идея пойти в этот район зародилась у меня еще в начале 90-ых годов. Герман Николаевич Ким мне много рассказывал об этом месте. Для туристов г. Хабаровска и г. Комсомольска на Амуре это был рай для лыжников и ад в летнее время - гнус не даст Вам покоя ни днем, ни ночью. Само место является "Медвежьим заказником". По рекомендации "бывалых" выбирать нужно сентябрь месяц.

Дома пробуем силы и учимся
работать на ИТО в районе бухты Тихой.
Тут еще Галка Петряковская подарила мне на память книгу, фотоальбом фотографа Муравина «По Хабаровскому краю». Из всей книги мне понравилось три страницы. Столбы Шаман, Белый столб и три мелких, каменный исполин. Когда смотришь на Белый столб с вертолета, сделал это Муравин, то почему-то кажется что, Белый столб это и есть Шаман. А столб Шаман больше на стоящего на ногах медведя похож. Ладно. Кто-то это называл и не мне судить. Просто высказал свое мнение. У нас тоже приколы есть. Недавно пороги на реке Сице переименовали и назвали Щеки Дарданеллы. Хотел бы я этому Дарданеллы в глаза взглянуть. Ну ладно это не понятно. Открываю материал по Шкотовскому району и читаю в ужасе аннотации. Кто то наш знаменитый водопад «Горбатый» хочет переименовать в «Неожиданный». Это меня вообще добивает. Вы думаете это только у нас? Напрасно. За эти годы на Аляске была тоже полемика. Как правильно называть пик Мак-Кинли. Что вы думаете, больше людей считают, что нужно вернуть этому пику первоначальное имя «Денали» (Дом Солнца.) К чему это я все? Вернемся к нашим столбам. Посмотрите в моей рубрике статью по Белому столбу и откройте фотографию Муравина. На что этот столб похож? Современные жители этот столб называют «Белая церковь». Что к чему? А теперь посмотрите на столб «Шаман» в моей статье. На что он похож?

Итак немного истории.

В конце 80-ых годов по рассказу охотников и местных жителей поселка Нижне-Томбовское, туристы Хабаровска распечатали сам «Белый столб». Сейчас я слышал второе название данного столба «Белая церковь» Он был неприступен. 80 метров отвеса с нависающими карнизами действовали на психику устрашающе. Требовал для подъема на него специальное альпинистское снаряжение. Герка сделал несколько выходов к нему. Готовил деревянные чепы, так как щели были широкие, дерево заменяло закладные элементы. В чепы в дырки вставлялись репы и за них уже делали промежуточную страховку. Герка, после каждого выхода ревностно хранил тайну своих с группой похождений. Найдутся люди и сделают столб, это он допустить не мог. И, наконец, собрав сборную из туристов Хабаровска и Комсомольска на Амуре, он поднялся на Белый столб. Я видел эти фотографии. Это нужно и видеть и понимать. На самой вершине была распита бутылка Шампанского. Остатками восходители омыли себе ноги. На вершине находиться каменная корона, туда эту бутылку и положили, пустую естественно. Она и сейчас там лежит, сам видел.

После него ходили еще несколько групп. Ходили, как могли. Были такие гарные хлопцы, которые поднимались на него при помощи шеста. Не поверите. Били крючья, ставили мини платформу и на нее шест. Затем, кто-то поднимался по нему вверх. На конце шеста делал следующую станцию. Так шли до вершины.

Один из этих восходителей – Ваня Бенедых. Ну и налетался он в низ с этого шеста, обгоняя шум своего визга. При встрече со мной он поделился своими впечатлениями, когда срывался с шеста. Адреналина хватаешь выше крыши. Хорошо, что мы не пользуемся такой тактикой. Честно, не очень хочется слетать с платформы. Да еще чувствовать, что тебя догоняет этот дрын. Ты еще должен от него получить свое положенное. Все старания первопроходцев были не напрасны. На вершине он был и это главное. Сейчас Ваня Бенедых работает в МЧС, спасатель на Камчатке. У него в активе много первопроходов в серьезном горном районе Ганалы.

Нельзя забыть самостоятельные выходы Вадьки Гайнеева. Он ходил и делал свои первопроходы. А рядом с ним развлекались, как могли, его помощники. Один из них Сергей Копылов полез на столб с другой стороны, «по лапе». Его страховала девчонка. Короче не знаю, что там произошло. Летел Сергей в низ на страховке очень долго. Повезло, приземлился на лапник. Все побежали сообщать эту радостную весть Вадьки. Тот весит под карнизом. У него шок. Жив – нет, не понятно. Тут появляется сам Сергей. Как будто ни чего не было, просит у Гайнеева дополнительное снаряжение. Вадя посылает его …., вы понимаете ну очень далеко. Сергею ни чего не остается делать, как пойти и серьезно разобраться со своим партнером по связки. Итог выхода один, они сделали первопроход.

Когда мы поднялись на столб, там уже была табличка. Восходители с города Комсомольск на Амуре. «Волки». Короче уже не только люди ходили, но и Волки тоже.

Ближе к теме.

С самого поселка Нижне-Томбовское «Белый столб» не виден. Нужно плыть на лодке минут 40 вниз по течению и тогда в долине вы увидите этот удивительный истукан. Зрелище завораживающее.

Если внимательно посмотреть с поселка на противоположный берег Амура, то вы увидите красивый столб на гребне хребта и называется он Шаман. Это название он получил от аборегенов, местных жителей. Когда? Никто сказать не может. Да и вообще литературы мало о них.

По плану мы должны были идти на «Белый столб». К нему готовились, но точную информацию узнать не смогли. Все говорили все просто, подниметесь на любую скалу в верховьях речки. Он будет виден со всех сторон. В конце концов, промахнулись и попали на столб «Шаман». Возвращаться с хребта не хотелось, так как до «Шамана» было ближе, чем до «Белого столба». Да и время мы потеряли достаточно. Так и полезли на столб «Шаман». Но это позже, а сейчас мы еще этого не знаем.
По приезду в г. Комсомольск на Амуре сразу попали в лапы местных туристов. Основательно истерзанные на железнодорожной станции, нас передали в логово пенсионера-лыжника Сергея Копылова. Я стоял перед ним в интересной позе, обмотанный транспарантом "Даешь Белый столб".

Теперь немного о нашей группе. Естественно люди только с краевого клуба альпинистов «Тихий Океан».

А именно.

Марков Владимир,
руками водит в экспедиции.

Ищенко Александр, руками и
молотком машет в экспедициях.

Грозецкий Алексей,
закон и порядок в экспедиции.

Марков Владимир, Ваш покорный слуга, с 1980 года постоянный руководитель, постоянный первопроходимец Дальнего востока.

Ищенко Александр, скажу просто. Хочет получить звание «Мастера спорта по альпинизму», роет сейчас под собой землю и учится везде, чтобы действительно стать им. Что я ему и желаю.

Гроздецкий Сергей. Приехал с Красноярска. Спелеолог. Во Владивостоке окунулся в работу. На природу ходит редко. Для себя. Надежный товарищ во всех ситуациях. Классно работает на стене.

Таким вот составам я попал за стол к Сергею Копылову. Вся группа была усажена за трапезу и заработала активно челюстями, запивая это все хорошей и качественной Комсомольской водкой. Мне поесть так и не дали. Я должен был выложить, как партизан, всю требуемую от меня информацию. При чем когда я пытался взяться за Бекон, то мне вежливо отводили руку и задавали следующий вопрос. Время шло, стол пустел. Мужики мои, наконец, отвалились на спинки стула и дали понять, что жить так нельзя. Теперь я понял свои слабые места и езжу к Сергею один. Честно вам скажу, стал толще.

Комсомольчане отличались гостеприимством всегда. С Геркой Кимом я часто, после горячего приема, через сутки сообразить, в каком я городе нахожусь. И это продолжается до сих пор. Хотя многие уже и постарели и реакция не та. Но все также.

Вожди местных племен организовали нам машину до поселка Нижне-Тамбовское. Проводили нас до самого Амура. Обеспечили переправу через реку Амур. Успели даже вечером показать на гребне сам столб Шаман. После такого показа, я подумал, что нас просто дурачат. Столб Шаман не может быть такой маленький. В этот же день мы переправились на другую сторону реки. Рассчитывались за переправу как у индейцев племени "Дакота" - огненной водой. Мало того, в рюкзаке у меня оказалось еще три пузыря на обратную переправу. Сергей Копылов успокоился только тогда, когда лодка с нами помчалась на другую сторону Амура.

Первые шаги в медвежьем заказнике
на берегу великого Амура.
Началась наша автономная жизнь. Вечером далеко от Амура не пошли. Палатку поставили на берегу реки. На этом месте зарыли "Пушнину" на обратный проезд. Мысль была пойти и раздобыть красной рыбы, но главная цель нашего путешествия отогнала эту мысль в сторону. Не до рыбы. А ведь начился сезон нереста.
Утром мы поймали начало "Золотой осени". Когда планировалась экспедиция, число участников было шесть человек, что облегчало нам перенос от Амура к месту восхождения, группового снаряжения. Когда мы утром, втроем, взвалили на себя рюкзаки, мои ноги мягко по колено вошли в песок. Как обычно!
Все было ясно, - шары не будет. Точное расположение "Белого столба" перед выходом нам так и не показали на карте. А разницу между "Белым столбом" и "Шаманом" я почувствовал во время экспедиции.

Первый день шли по лесной, хорошо наезженной дороге. Но чем дальше удалялись от Амура вглубь, тем дорога становилась хуже. Во многих местах она полностью была уничтожена водой, в одном месте просто потерялась. Дальше были сплошные заросли, что нас и смутило. Мы пошли искать обходной вариант, потеряли минимум час. Переночевали у речки. Чтоб меня поняли. В этих местах не было дороги никогда. В застойные годы баржой в эти места переправляли машины для технического пользования. Так транспорта тут никогда не было. Еще и заказник. Ранее, может, добывали лес. Представьте себе, на дороге овраги по 1,5 метра. Идут по центру дороги вдоль по километру и более. И ты как циркач с огромным рюкзаком пытаешься по ней идти.
На следующий день, пройдя два километра, мы ушли резко влево и вернулись на основную дорогу. В этом месте она действительно начала казаться хорошей лесной дорогой. Даже пейзажи с березовыми рощами нас ублажали. По ней дошли до остатков "сруба". Только на вторую экспедицию я понял, что этот сруб и есть тот скирд, о котором говорил Сергей Копылов. Но сейчас я этого не знал. По идее, в этом месте нужно было провести разведку боем. Но думать было некогда, мы шли к цели. По карте она была на гребне, а не на ключе внизу. Как показывала карта. Вот так мы и ходим в нашей тайге.
Так за полтора дня мы залезли на самую высокую часть гребня. Попали в верховье реки, на котором увидели группу очень выделявшихся скал. Когда поднялись на одну из них - ахнули: впереди были незначительные скалы, минимум 20 метров высотой. Где "Белый столб"? Точку поставил Грозецкий Сергей. Он посмотрел вниз и опешил. В ущелье, по которому мы поднялись, стоял каменный исполин. Размеры его просто поражают. Сомнений не было - это "Белый столб". В поселке столб "Шаман" был виден на гребне. И останцы на карте показывали нам это. Времени спускаться не было. Так как «Белый столб» спешки при восхождении не терпит. Сели посовещались и решили в этот раз затею с «Белым столбом» отложить и продолжать движение в сторону столба «Шаман». Полезем на него.
Продолжили некоторое время путь по хребту. Вышли сразу к нескольким столбам. Пройдя по гребню мимо двух столбов ("Медведь" и "Охотник"), мужики бросили рюкзаки. Больше, вроде, ничего рядом не было. Меня это не устраивало. К Шаману мы не вышли. Нужно его искать. Но где?

Я без рюкзака направился вниз по хребту и через 15 минут дошел до солидного размера столба. Он стоял на каменной платформе. Одна его часть еще спускалась вниз по хребту. Было ясно, - этот столб мы и видели с поселка. Вернулся к мужикам.

Подошли к столбу Шаман.
Вид на террасу.
Столб еще больше.
Что я найду столб, сомнения у Сергея не было. Пока я ходил он уже залез на более низкий столб и впереди по гребню увидел столб «Шаман». Мы перенесли все вещи к столбу по гадкому стланнику. Пришлось немного поработать физически. Стланик здесь довольно солидного размера. Как исполин. И так просто пройти через него нельзя. Короче я вылез на открытую площадку перед столбом «Шаман» весь в мыле. Александр Ищенко, вылезая, ревел как медведь. Лишь только Гроздецкий, как всегда, спокойный и уверенный был не возмутим.

Весь столб Шаман.
В середине столба терраса.
Сбоку столб напоминает рубку подводной лодки, но с поселка Нижне-Тамбовское его видели в виде высокого пальца с шапкой на верху. С нашей точки, что я сделал фотографию, более похож на медведя.
Лагерь сделали под террасой. Палатку не ставили. На тропе зеленая подушка, из мха. Сухо. Удобно разместились в спальниках. Разместились друг от друга на 3-4 метра и провели очень классных два дня на свежем воздухе. Ничего нам не мешало ни погода, ни медведи. Только теплая осень, безветрие, солнце. Машки нет. Что еще нужно людям, которые хотят подняться по стене на каменный истукан.

Большая работа начинается
с большого перекура.
Времени было очень мало, долго маршрут не выбирали. Все было налицо и вполне логично. Северная часть стены выглядела довольно сурово. Все вполне устраивало нас по сложности для участия в краевом чемпионате по альпинизму. Оставалась изюминка нашего выезда. Обязаловка возвратиться в этот район, но уже на «Белый столб».
Итак, маршрут начинался не с террасы, а намного ниже с северо-восточной части столба.

Утро первого дня прохладное и ветреное. Жарко не будет. Первым стал работать Александр Ищенко. Пройдя участок плит до уровня платформы, он подошел к началу первого нависания и основной башни самого столба. На нависании после обеда мы с Сергеем Грозецким его заменили.

Александр Ищенко начал первый.
В первый день прошли семь метров нависания крутизной 110 градусов, - выдохлись. "Слесарили" на все 100 процентов. Набили кучу спитов. Гранит поражает своей неприступностью. У нас в Приморье я с таким материалом еще не работал. Я получил практику на 100 лет вперед. Настроение было хорошее, мышцы на руках, - что у кузнецов. Появилась надежда на следующий день пройти остальную часть столба.
Во второй день все тоже. Сначала, как обычно, первым пошел Александр Ищенко. Он начал работать на конце нависания, а затем на вертикальном участке стены. До обеда бил спиты. После обеда его заменили. Столб немного стал сдавать свои позиции.

Прошел 20 метров и вышел на террасу.
Перед выходом на полку первый подарок - спиты совершенно не шли в гранит. Представляете, если бы у нас были только спиты. Весели на гладкой отвесной стене, трещин нет. Сплошной гранит и что? Выручил пробойник PZL на 10 мм. Наверное, он был предназначен для этого. Сверло работало надежно и крошило гранит, превращая породу в труху. У нас в запасе шлямбурные крючья на 10 мм. Укороченные. Изготовленные для прохождения. До полки нос доставал, а выйти не могли. Забили еще один и вот выходим на полку.

На вершину столба залезли поздно ночью. На верхней площадке куча следов, оставленных людьми. Нашли 5 копеек, датированные 50 - ми годами. В неудобных местах, в тупиках террасы лежали ржавые консервные банки. Мы их не трогали, - некогда было к ним лезть. Наверняка в них были оставлены записки. Люди не ведома как без снаряжения залезали в тупик, оставляли в этом месте свой след и спускались на землю.

Сплошное нависание. Какое
тут свободное лазание. Гранит.
Сделали спусковую станцию, и - вниз. Поздравляли друг - друга внизу. Повод был не один. У Сергея Грозецкого на этот день выпали именины. Отметили день рождения, как полагается. От клуба сделали скромный, но хороший подарок.
Итак, столб прошли за два дня. Цель достигнута, - внизу нас еще ждала разведка "Белого столба". Погода нам просто сопутствовала. Мы четко попали в полосу резкого перехода от лета в крутую осень. Лес менял цвет на глазах. Нужно было торопиться вниз. Время поджимало. От столба до опытного поля нам было достаточно одного ходового дня, причем с заходом на "Белый столб".

"Белый столб" нашли без труда, причем хитро. В лесу не искали. Решили дойти до разваленного дома на основном ключе. Я надеялся, что дом именно и строили не далеко от "Белого столба". Что и получилось. От дома минут 10 вверх, затем вдоль хребта вверх по ключу.
Сам столб просматривается среди деревьев только метров за 200. Грандиозность, с которой он смотрится, описать трудно, - нужно увидеть. Первое впечатление поражает. Мы его обошли со всех сторон, сделали кучу снимков, посмотрели оставленные предыдущими группами шлямбурные дорожки.
Наметили свой маршрут через основные карнизы. Ходили раньше его по разному. И это видно по количеству шлямбурных крючьев. А со дной стороны просто пробита дорожка по огромной щели, вбиты деревянные чепы. Думаю, Гера их страгал прямо на месте. Материала для этого, куча, только посмотри по сторонам. Только реп вижи.

Двойка на стене.

Самый прикол здесь.
Спиты не идут.
Крошатся коронки. Гранит.

До выхода на полку 5 метров.
Потом на башню и домой.

Когда все сделали, я спросил у мужиков: Прошли ли мы его за три дня, делая первопроход? Ответ неоднозначный. Да и я думаю, поднатужились и прошли. Но вся авантюра, повторюсь, в том, что мы еще сюда вернемся.

Кто побывает у подножья столба, - рвется к нему снова. А кто зашел на него, - всегда бережно хранит память об этом восхождении. Мы хотим поддержать эту традицию. Да и в планах не только подняться на него, а хоть чем-то увековечить память первопроходцев на этот столб. Но это еще впереди, а сейчас мы как зайцы бегаем под столбом и глотаем слюни, предвкушая «хорошую охоту».
От столба выход на дорогу не очень приятный: резкий сброс по заросшей тайге, но по дороге движение простое.
Немного отойдя от дома, я отстал от ребят. За поворотом случился "прикол". Вижу, - мужики присели на дороге. И мне показывают жестами, чтоб я тише шел. Когда я поравнялся с ними, то услышал следующее: впереди по дороге шел медведь небольшого роста. Ребята не хотели его пугать. Но Мишка все равно их учуял. Мне так и не удалось его увидеть. Место подтвердило свое название - "Медвежий заказник".
Если бы нас было человек шесть, то рюкзаки мы бы и не чувствовали. А так они нам дали к вечеру о себе знать. У меня плечи отвалились. Возвращаясь, попали в полосу холодной осени. Ветер, дождь, холод на перекурах. Можно было и не идти до Амура, - поставить лагерь на дороге. Но настроения спать в сыром белье не было, и неизвестно, что нас ждало утром. Решили идти до упора.
Очень болезненно дались последние 2 километра пути. Ищенко, как истинный "Иван Сусанин" пророчил нам, что мы давно уже идем не туда. И прошли "Опытное поле". Я, в свою очередь, полностью доверился уверенными действиями Сергея. Все от усталости, кажется что отмахали много, на самом деле идем, скорее плетемся очень медленно.
Поздно вечером дошли до "Опытного поля" и заночевали в сарае, где раньше хранилось сено. Вагончик был без окон, продувался насквозь. Сил не было ставить палатку. Мы были мокрые насквозь. Готовить ужин не стали. Перекусили консервами, тушенка просто классно пошла и баиньки.
Утром просыпаюсь, подозрительный гул над головой. Открываю глаза. В ужасе готов закрыть снова. Прямо над головой на потолке огромное гнездо шершней. Да такие огромные. Да так много. Про себя думаю. Это сарай. В сарае были коровы. Значить были и люди. Значить все должны друг друга знать и уважать субординацию. То есть, честно делить жилую территорию. Встаю и тихонько выхожу. Сработало. Так же летают. Не возбухают, мол, кто вы такие? Так тихо мы оттуда и убежали. А по логике вещей три укуса - и тащить тебя никуда не надо.

Откопали на берегу "пушнину", нашли катер и переправились на другой берег. Затем автобус, Комсомольск на Амуре, квартира Сергея Копылова. Покушали рыбки царской - "пескарь" у Комсомольчан называется.

Но прикол не в этом.

Когда мы им сказали, что поднялись на столб «Шаман», то Сергей Копылов до самого поезда думали, что мы его разыгрываем. Зачем это нам нужно? Только после того как я на вокзале стал Сергею рассказывать план на следующий год, он поверил мне и согласился со мной. Что в первый раз за три рабочих дня такой столб не делается. А может и делается, только не нами. Мы хотим время потянуть. Растянуть кайф удовольствия. То есть, приедем на девять дней и сделаем все и всех, что движется.

Получили огромную сумку мяса для перекуса в поезде, мы только тогда зашли в вагон. Переезд на поезде в г. Владивосток.
Вот вроде и все. Планы по этому району есть. Будем ходить на "Белый столб", пока хватает сил и водить туда молодежь. Нужно помнить своим трудом тех, кто впервые покорял этот исполин. Я им бескорыстно завидую. Столб классный.

Приедем, и опишем, как это было здорово.