Автор: Сергей Мессерле, Москва - Алма-Ата - Москва

Разведка боем – 4 или алматинец в МАУ.

Сергей Мессерле на Mountain.RU:

Разведка боем...
- 1 или алматинец в Альпах.
- 2 или алматинец в Гималаях.
- 3 или алматинец на Талгаре.

Дома и стены помогают

народная мудрость

На уважаемом российском альпинистском ресурсе Mountain.RU прочитал, что во всех Альпах насчитывается 82 горы выше 4000 метров( 1 ). Так вот, в горячо мною любимом, родном и домашнем, Малом Алматинском Ущелье, таких гор 20. Вдобавок там есть ещё 5 вполне достойных вершин, немногим меньше 4 000 метров. Итого, получается 25 вершин и на них всех я уже был.

«Ну и достижение», - скажет с ухмылкой какой - нибудь крутой клаймер. Однако, даже среди монстров казахстанского альпинизма

С Денисом Урубко на Альпинграде
и многочисленных спортсменов-разрядников мало найдётся людей, которые сходили на все 25 вершин самого близкого к городу и обжитого альпинистами ущелья. Даже Владимир Сувига – второй после Анатолия Букреева казахстанский восходитель на К2, с грустью сказал мне, что никогда не был на пике Титова и вряд ли в ближайшем будущем соберётся с силами и исправит эту ошибку альпинистской молодости. :-)

Владимир Сувига у меня дома
после возвращения с К2

И дело, конечно, не в крутости маршрута категории 1а, а в том, что те бравые ребята, которые ходят на вершины типа Орджоникидзе, Маяковского, Иглы Туюксу, проходят мимо пиков типа Школьник, Октябрёнок, Титова, и наоборот.

Мне же - простому любителю гор без разрядов, званий и книжки альпиниста, выполнить свою программу – все вершины МАУ показалось интересным. Есть же программы типа «7 вершин - 7 континентов» или «14 восьмитысячников». Чем моя хуже? По крайней мере, вершин в моей программе в разы больше. Во как !

Всё это моё разорительное увлечение альпинизмом началось 45 лет назад, когда меня худенького трёхлетнего мальчика с грустными голубыми глазами на своей мощной вые, т.е. шее, занёс на вершину горы Кумбель ( 2 ) мой родной отец ( 3 ). После этого все выходные и праздничные дни, все школьные каникулы, ложные больничные и прогулы на работе проводились в горах. Сначала были исследованы «прилавки» и среднегорье Аксайского, Малого и Большого Алматинских, Проходного ущелий, а также ущелья Левый и Средний Талгар.

Юность альпиниста
Через несколько лет папа почему-то отказался носить меня в горы на шее и пришлось ходить туда самому. У меня появились первые двойные кожаные вибрамы траурного чёрного цвета. Простое хождение в них уже приравнивалось к подвигу. У знакомых альпинистов-надомников сшился брезентовый костюмчик ядовито-болотного цвета, под который одевалось великолепное офицерское бельё из 100 узбекского хлопка. На спине гордо висел небольшим горбом заслуженный «абалаковский» рюкзак. В руке весомо ощущался модный «альплагерный» ледоруб с деревянной ручкой, заботливо наточенный напильником.

Я был готов к повышению класса своих походов и превращению из заурядной гусеницы (турист-горник в брезенте) в редкую жительницу сверкающих высот - разноцветную бабочку (альпинист-скалолаз в гортексе).

Альпинист на отдыхе
Первый шаг к чудесному превращению был сделан без долгих сборов и какой-либо моральной подготовки. Возвращаясь летом 2000 года с озера Иссык-Куль ( 4 ), я нашел на автобусном полу грязную газету, в которой была заметка о грядущей массовой альпиниаде на пик Комсомола. Автобус приехал в город в 5 часов утра, а в 8 часов я уже стоял на Талгарском перевале, записавшись в список участников и

пик Комсомола
проехав бесплатно три станции канатной дороги. Преодолев «стремительным домкратом» подходы под маршрут и получив из рук хмурого выпускающего грудную обвязку из зелёных текстильных ремней с куском старого репшнура и музейный карабин, я ломанулся вверх по «отрицательной сыпухе».

Достаточно быстро преодолев маршрут по южному гребню 2а категории трудности, в 13 часов дня я уже стоял на вершине. 10 минут хватило, чтобы увидеть вокруг бесчисленные заснеженные пики

Верховья МАУ
и понять, что теннисом, футболом, шашками, кёрлингом и другими олимпийскими видами спорта я уже не буду заниматься никогда. И мои кроссовки для тенниса придется использовать по-другому. Альпинистская зараза стала расползаться по организму…

пик Абая
Дальше уже всё было просто. Амангельды – первая «девушка» каждого начинающего алма-атинского альпиниста, Антикайнен – простейший четырёхтысячник ущелья, траверс Карлытау – 28 героев панфиловцев, Физкультурник, Учитель, Пионер, соло на Молодёжную по «куринной грудке» со всё тем же «альплагерным» ледорубом, забег на Маншук Маметову от палатки в мульде под Антикайненом за 33 минуты, Отечественная Война – похожая на гребень доисторического чудовища, пик Туюксу с одноименного перевала, пик Погребецкого с юга и с севера, Локомотив с лёгким скольжением на заднице в пропасть при спуске, вся такая рассыпчатая Зоя Космодемьянская, зимний траверс пика Титова при двадцатиградусном морозе, Октябрёнок, Школьник, Чкалова, ужасный чёрный Орджоникидзе, зелёный пик Маяковского, «ушастый» Партизан, трёхглавый пик Абая, иглы Туюксу и завершающий аккорд – загадочная Йошкар-Ола.

Параллельно с выполнением основной задачи сходил к базовому лагерю Эвереста в Непале ( 5 ), на Брейтхорн ( 6 ) в Швейцарии и на местный пятитысячник – пик Талгар ( 7 ).

Теперь во весь рост встаёт извечный вопрос - что делать? Нерастраченное здоровье, интерес к жизни и 85 единиц первоклассного личного снаряжения, собранного по всему миру, провоцируют на продолжение банкета.

Непосещённым остался Каракорум с К2 и французкие альпы с Монбланом. Шоколадно-обёрточный Маттерхорн манит своими совершенными формами, ждёт на повторное свидание недопройденный Мёнх, за океаном высятся всякие Котопакси с Аконкагуа, совсем за горизонтом угадываются пик Кука и массив Винсон … Новых гор хватит на всю оставшуюся жизнь!

Конечно, моя программа не была бы выполнена без помощи моих товарищей по самым сложным восхождениям: Сергея Лаврова и Алексея Распопова. За что им моя искренняя благодарность, а также респект и уважуха.

Лавров и Распопов на вершине Чо-Ойю
____________________________________________________________________________________________
Примечания:

МАУ - Малое Алматинское Ущелье

1 - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1850&code=1
2- Кумбель в переводе с казахского означает – Песчаная спина, т.к. выход на вершину представляет собой длинный, пологий и широкий песчаный гребень. Гора эта видна из каждого, обращённого к горам, алматинского окна.
3- Папа и в 70 лет продолжает ходить в горы, о чём на сайте компании БАСК была размещена небольшая заметка http://www.bask.ru/news/talgar.html
4- Название озера, со слов старого каракалпака Ухума Бухеева, в переводе с местного означает – Сердце красавицы склонно к измене. См. И.Ильф и Е.Петров «Золотой Телёнок», глава «Легенда озера Иссык-Куль».
5- http://www.mountain.ru/world_mounts/himalayas/2003/almaty/index.shtml
6- http://www.mountain.ru/world_mounts/western_europe/2002/alpy_almaty/index.shtml
7- http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=438

Приветствия ьывшим спартаковцам.

Передаю свои приветы и пожелания дальнейших успехов бывшим спартаковцам: Сувиге Владимиру и Мессерле Павлу Ефремовичу.