Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: А. В. Помазова, г. Серпухов

Отчет
о горном туристском походе
2 к. с. по хр.Аладаглар,
совершенном группой туристов т/к «Вестра» г.Москвы
в период с 30 апреля по 9 мая 2007 года.

Техническое описание маршрута (продолжение)

5 мая (шестой день похода)


Фото 90. Подъём под перевал.

Сегодня у нас полудневка, поэтому все встают в разное время и нежатся на солнышке. Практически курорт (с утра без ветра было около +25°С, потом задуло, по ощущениям – около +16°С), да еще и с водой (про ее температуру говорить не будем :-)! Купание, стирка, загорание, ничегонеделание, ремонт и, конечно, поедание пищи... Все, как и должно быть на дневке. (Фото 86-87)


Фото 91. Подъём под перевал.

Понежившись до обеда, в 14:20 выдвигаемся в путь в сторону пер.№12. Заранее настроены на мокрый снег (все равно он уже после 10 ч такой, так что нам терять было нечего), поэтому лишь смиряемся со своей участью и по очереди тропим канаву глубиной по бедро. Снега, действительно, очень много, увы! (Фото 88a-b, 89a-b)


Фото 92. Вид полосатых скал.

Плато Ёдигёль на самом деле не очень похоже на плато, т.к. оно вовсе не ровное, а имеет пересеченную местность. Все время приходится идти сначала вверх, потом вниз, потом опять вверх (но всегда довольно полого)... Наш перевал то виден издалека, то скрывается за очередной складкой... В общем, в голову приходят лишь нехорошие слова по поводу того, как мы повелись на это благозвучное название – «плато»! Температура за бортом – около +18°С. (Фото 90-92)


Фото 93. Пан Ёдигель.

Наконец-то около 19 ч вылезаем на гряду, от которой до перевала – рукой подать.


Фото 94. Плато сверху.
Погода весь день хорошая, а день заканчивается замечательным закатом, после которого небо усыпается звездами и луной, при которых чувствуешь себя окруженным фонарями. Т.к. температура падает до нуля и ниже, и совсем нежарко, в ожидании ужина устраиваем конные бои (самое главное – не переборщить и не упасть с края нашей площадки, лететь придется немало!), а затем – музыкальный вечер в палатке. После полудневки все хорошо отдохнули, просушили ботинки (которые обычно весь день мокрые), отремонтировали все, что нужно, и снова готовы идти в бой! Именно так и нужно, ведь завтра у нас даже не один, а два перевала сразу! (Фото 93)


Фото 95. Перевал издалека.

В 23:30 ложимся спать.

6 мая (седьмой день похода)

Пер. Челикбуйдуран (№12, 1А, 3540 м)

Перевал: Челикбуйдуран / Селикбуйдуран/Селикбайдаран (№12)
Высота: 3540 м
Категория трудности: 1А
Характер: снежный
Время прохождения: 6 мая 2007 г.
Соединяет: ур. Ёдигёль и исток р.Ю.Ялик
Прохождение: из ур. Ёдигёль к истоку р.Ю.Ялик


Фото 96. Перевал вблизи.

Сегодня ответственный день – два перевала за раз – так что встаем рано, и уже в 7:15 ч первая группа выходит. К перевалу нужно слегка приспуститься с нашего «пупыря» (спуск 150), а затем подниматься по снежному склону крутизной около 15-20°. Поначалу снежный наст еще выдерживает впереди идущих, но уже довольно скоро начинает проваливаться. (Фото 94-97)


Фото 97. Подъём.

Через час все добираются до перевала. Здесь мы находим редкий тур на нашем пути, в котором лежит записка от группы из т/к МАИ, с которой мы общались в Капузбаши. Записка эта стоит отдельного описания не для технического отчета. Здесь уместно упомянуть лишь то, что записка была сделана на странице журнала «Плейбой». Мы подумали, было, что это фирменный бланк т/к МАИ, но уже через день удостоверились, что это не так :-). (Фото 98)


Фото 98. На перевале.

Перевал Челикбуйдуран (№12) имеет довольно плоскую большую (ширина около 100 м) снежно-осыпную седловину, на которой при желании вполне можно поставить около 10 палаток. При нас ветра на седловине не было вовсе.


Фото 99a. Спуск.

Фото 99b. Спуск.

Спуск с перевала представляет собой относительно крутой снежный склон – до 25-35° в верхней части и 20-25° чуть ниже. Начали спускаться в 8:40 ч. Т.к. еще на подъем мы одели кошки, спуск для нас не представлял трудности. С этой стороны склон в первой половине дня находится в тени, поэтому наст довольно твердый. Косыми траверсами (из-за крутизны) сбросили около 400 м и постепенно стали перемещаться влево, в сторону пер. Карасай (11). Траверс оказался довольно крутым (50 м около 300). Можно было бы спуститься еще метров на 500, до выполаживания, и уже там сменить курс на склон пер.11 (кулуары перевалов отделяются друг от друга большим скальным выступом), но не хотелось терять время, так необходимое нам для прохождения склона в тени. (Фото 99a-c)

Ходовое время:

Участок пути Чистое время
Подъем по снегу и осыпи от плато Ёдигёль до «предперевального пупыря» крутизной от 20 до 35°, 500 м 20 мин
Спуск по снегу в сторону перевала крутизной 10-15°, 500 м 15 мин
Подъем по снегу на перевал крутизной 15-20°, 1 км 25 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 25-35°, 350 м 20 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 20-25°, 150 м 5 мин
Траверс в сторону пер. Карасай, крутизна 30°, 50 м 5 мин
ИТОГО: 1,5 ч


Фото 100. Путь подъёма.

Пер. Карасай (№11, 1Б, 3500 м)

Перевал: Карасай (№11)
Высота: 3500 м
Категория трудности: 1Б
Характер: снежный
Время прохождения: 6 мая 2007 г.
Соединяет: дол. р. Ю. Ялик и дол. р. Мур
Прохождение: из дол. р. Ю. Ялик в дол. р. Мур


Фото 101. Подъём.

Склон пер.11 довольно крутой (в верхней части около 35-40°). Здесь обязательно иметь ледоруб (и кошки – само собой). Первые 200 м подъема от нашего траверса крутизна около 150, затем резко увеличивается (до 35-40°), при такой крутизне надо набрать 100-150 м.


Фото 102. Вид в долину Ялика.
Склон снежный, ближе к перевалу – твердый фирн (ступени бить тяжело, но нам повезло – кое-что сохранилось от наших предшественников). Подъем в основном на 3 такта. (Фото 100a-b, 101)

Самые шустрые вылезают на перевал в 10:10, последние – в 11 ч (те, кто решал проблемы с кошками, кремом от загара и прочим). Надо сказать, что крем от загара у нас пользуется большой популярностью, т.к. солнце печет нещадно! Последние 2-3 дня ветра нет вообще, а потому жара становится еще нестерпимей, обгореть – запросто!


Фото 103. Седловина.

Тура на седловине перевала снова нет, по привычке сложили свой. Седловина не очень узкая, но покатая снежно-осыпная. При желании одну палатку поставить можно, но не более. На перевале снова ловит Turkcell, снова звоним на родину.


Фото 104. Начало спуска.
В Москве дожди и очень холодно, что только усиливает нашу радость от по-летнему теплого воздуха и красивых видов. В сторону долины реки Ялик видно и ту местность, которая находится за ней – что-то зеленое, какие-то поселки в сторону долины р.Мур – красивые скалы (сама долина реки не видна, за поворотом) – все виды нам очень нравятся. Температура воздуха – около +26°С. Вода заканчивается – пора уже и вниз. (Фото 102-103)


Фото 105. Вид на перевал.

В 11:30, по уже раскисшему снегу, начинаем спуск. На спуск перевал Карасай не такой крутой: первые 150-200 м крутизна около 25-30, максимум 35° дальше 100-150 м крутизной 15-20°, затем длительное выполаживание – 5-10°.


Фото 106. Вид на путь спуска.
Весь спуск снежный, особенно глубокий снег – в средней части. Постоянно проваливаемся, скорость передвижения – небольшая. Далее примерно 1,5 км новой ступени спуска крутизной 25-30° по снегу, мимо ручьев и водопадов, и немного осыпи. Здесь справа по ходу, под скалами, находим удобный для сбора воды водокап (наверху скал тает снег), устаиваем обед, переодеваемся (дальше будет только «сыпуха»), отдыхаем после двух перевалов. Откуда-то взялся ветер, температура около +22°С. (Фото 104-110)


Фото 107. Второй участок спуска.

В 15:20 продолжаем спуск. Однако мы поторопились, решив что уже прошли сегодня два перевала: дальнейший спуск – наверное, самое неприятное место во всем перевале Карасай. Примерно 1,5-2 км нужно спускаться по средней осыпи крутизной 25-30° в кулуаре шириной от 50 до 100 м. Осыпь под ногами едет, но, к счастью, не очень сильно. Неприятно лишь то, что спуск затяжной, а наклон немаленький – отдыхать особо негде. Спуск занимает от 40 до 60 минут. (Фото 111-114)


Фото 109. Вид на пер. Авцибель.

Наконец-то мы спустились в почти плоскую долину р.Мур! Да, в ней нет воды, как и предсказывали нам предшественники, но зато она зеленая и симпатичная. Чуть ниже в этой долине есть какая-то дорога и несколько домов (сверху было видно, как ездят машины). (Фото 115a-b)

Примерно 1-1,5 км идем вверх по долине и на последней большой зеленой лужайке, напротив устья долины от перевала Авцибель, в 17 ч разбиваем лагерь. Деревьев и кустарников здесь уже нет (есть примерно в 2-3 км ниже),


Фото 108. Вид на долину Мур.
но зато есть прекрасные голубые цветочки, да и вообще последний раз на траве мы ночевали 4 дня назад – соскучились! Увиденная сверху дорога не дает покоя некоторым участникам, начинаются мечтания о море и пиве...

Пытаемся найти воду (даже начали собирать снег с ближайшего снежника), поиски увенчались успехом: вода небольшим ручейком (видимо, от талого снега) стекает между камней метрах в 40 выше по склону, ведущему к пер.Авцибель.


Фото 110. Вода на месте обеда.

Фото 111. Начало сыпухи.
Ура, мы спасены! (Фото 116-119)

Вечером очень тепло и звездное небо. Из сухих палочек-корней даже удается развести костер и душевно посидеть до отбоя. Ложимся спать около 23 ч. День был прекрасен!

Ходовое время:

Участок пути Чистое время
Подъем по снегу крутизной до 15°, 200 м 10 мин
Подъем «на три такта» по жесткому фирну крутизной до 35-40°, 100-150 м 25 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 25-35°, 150-200 м 20 мин
Спуск по глубокому снегу, крутизна 15-20°, 100-150 м 10 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 5-15°, 650 м 15 мин
Спуск по снежному склону, крутизна 25-30°, 1,5 км 30 мин
Спуск по средней осыпи в долину р.Мур, крутизна 25-30°, 1,5-2 км 40 мин
ИТОГО: 2,5 ч

Пер. В.Калды (№19, 1Б, 3300 м, в режиме п/п)


Фото 112. Спуск.

Перевал: В.Калды (№19)
Высота: 3300 м
Категория трудности: 1Б
Характер: снежно-скальный
Время прохождения: 8 мая 2007 г.
Соединяет: дол. р. Мур и р. Хайхадере
Прохождение: из дол. р. Мур в р. Хайхадере

7 мая (восьмой день похода)


Фото 113. Спуск.

Вышли сегодня поздно, после 9 ч. Температура – комфортная для движения (около +17°С).


Фото 114. Спуск.

В сторону верховьев реки Мур идет едва заметная тропа по камням, которая вскоре теряется. Крутизна подъема первые пару километров совсем незначительная (около 100-150), затем увеличивается до 20-25° по такой же осыпи (средняя и крупная). Местами появляются вкрапления снега. (Фото 120-122)

Наш поворот к пер.№19 – направо по ходу. Не сразу удается сообразить, какой из нескольких – наш.


Фото 115. Долина Мур.
Приходится несколько раз пускать вперед разведку. Кроме того, специально потратили время на осмотр соседнего цирка. Подойдя еще немного по пологому снежнику (довольно глубокому, правда), наконец в 14:15 мы находимся возле небольшого отрога хребта,

Фото 116. Вид в сторону истоков Мур.
разделяющего цирки перевалов №№18-19 и перевалов без названия, с другой стороны от в.Калды. До этой точки мы прошли всего около 3,5 км. (Фото 123-124)

Слева открывается красивый вид на цирк перевала №14. Честно говоря, смотрится он как-то угрожающе, т.к. по кулуару подъема на него периодически спускаются лавинки. Прямо перед нами – цирки перевалов 15, 16, 17, ну а нам – направо по ходу движения. (Фото 125-127)


Фото 117. Вид в сторону пер. Авцибель.

Весь день солнце печет, не уставая, демонстрируя нам, что мы все же находимся в Турции. Снег раскисает прямо на глазах. Здесь пока проваливаемся на глубину 40-80 см.


Фото 118. Лагерь.

Выйдя на небольшую ровную поверхность возле заснеженного отрога хребта высотой около 40 м, обнаруживаем следы недавно прошедшей группы. После разведки решили не спускаться к ложбине ручья – одного из истоков реки Мур (слева по ходу от возникшего перед нами стеной отрога хребта) по причине очень глубокого снега внизу и не обходить по довольно опасной скально-осыпной полке над снежной долиной ручья, а пойти напрямик через отрог хребта.


Фото 119. Цветочки.
К слову сказать, следы наших предшественников также уходили в этом направлении.

Около 15 ч начинаем подъем по снежному склону крутизной до 25° и снегом, в котором очень хорошо утрамбовываются ступени глубиной 20-40 см. Зато первые проваливаются хорошенько.


Фото 120. Начало подъёма.
Один раз руководителю выпала честь провалиться на глубину примерно 1 м 30 см (стоит заметить, что это всего лишь немногим менее роста руководителя – 162 см). К счастью, группа не успела воспользоваться сим, наверняка, отрадным для нее моментом, а руководитель смогла продемонстрировать навыки скалолазания (вернее, снеголазания) в «камине» и с честью выйти из сложившейся ситуации! (Фото 128-129)


Фото 122. Подъём из долины.

Примерно за 20-30 мин вся группа поднимается на верх хребта. Здесь мы в 15:45 устраиваем сухой обед, потому что хочется уже подойти поближе к перевалу и посмотреть: а) сможем ли мы его пройти вообще, б) сможем ли мы пройти его сегодня, в) неужели все же обнаруженные следы ведут на наш запланированный «первопроход»? Воздух прогрелся до +20°С – благодать!


Фото 121. Подъём.

В 16:35 продолжаем движение по хорошо просматривающемуся цирку нашего перевала. Он представляет собой снежно-каменистое плато с пересеченным рельефом. Движемся по нему около 1 км. Снег все такой же не лучшей кондиции. (Фото 130)


Фото 123. Вид в соседний (западный)
цирк у в. Калды.

Подъем на снежную площадку перед перевалом представляет собой относительно крутой (около 30°) снежный кулуар высотой около 70 м. Пройти его сегодня вполне можно (склон не лавиноопасный, т.к. кулуар подъема, видимо, большую часть дня находится в тени). Но, поскольку, никаких описаний перевала нет (хотя теперь уже очевидно, что мы будем на нем не первые), и что нас ждет после этой снежной площадки – не видно, решаем сегодня пораньше встать лагерем, а на завтра, имея целый день про запас, наметить ранний выход на перевал.

Лагерь разбиваем на очередном каменистом островке среди снежного плато в 17:40. Обсуждаем планы на завтра, ищем воду, ужинаем, резвимся (чтобы согреться: незаметно холодает). Время пролетает быстро, ложимся только около 22 ч.


Фото 124. Идём всей группой.

8 мая (девятый день похода)

Сегодня день значимый и, возможно, тяжелый, поэтому встали в 4:30, и уже в 6:15 покинули лагерь. 15 минут движемся по каменистым островам, затем, перед окончательным выходом на снег, одеваем кошки. (Фото 131)


Фото 125. Вид на пер. №14.

Подъем под перевальный взлет – в два этапа: 600 м снежного склона крутизной 20° и около 70 м крутизной 30°. Большая часть склона находится с утра в тени. Видимо, солнце на нее попадает в это время года примерно с 9 утра до обеда. Исходя из этого, желательно выбирать время подъема по склону (в тени снег жесткий). (Фото 132)


Фото 126. Вид на подъём к пер. №15.

Около 8 утра оказываемся на снежном выполаживании. Здесь при желании можно установить несколько палаток. После разведки на седловину перевала кошки снимаем - больше они нам сегодня не понадобятся. (Фото 133a-b)


Фото 127. Вид на пер. №19 снизу.

Перевальный взлет – снежный склон крутизной 15-25°. Эта часть склона больше открыта для солнечных лучей. Соответственно, снег здесь мягкий, снова проваливаемся. Следы наших предшественников со вчерашнего дня не видны.


Фото 128. Подъём на пупырь.

На перевал все выбираемся около 8:40. Каменистая седловина перевала узкая, около 5 м, ширина ее и вовсе не более 2 м. (Фото 134-137)

В подтверждение наших предположений о первопроходцах перевала находим тур, а в нем записку от группы Андрея Лебедева. Они были на перевале 6 мая. Перевал назвали Калды Восточный – по имени близлежащей вершины Калды.


Фото 129. Вид с пупыря на пер. №18 и цирк.
Категория трудности по оценке первопроходителей – 1Б. Дочитав записку до конца и уже собираясь отложить ее до лучших времен (в пакет руководителя), мы вдруг обнаруживаем на обратной ее стороне приписку. 7 мая, то есть на следующий день после А.Лебедева и Ко и за день до нас,

Фото 130. Подъём.
на перевале побывала еще одна группа – туристов из Калининграда (2 человека. Руководитель - Захарюгин В.В.)! Вот это да! Вот вам и первопроход! Да тут каждый день народ шляется! Да, такого внимания к собственной персоне перевал не испытывал еще никогда!


Фото 131. Подъём от ночёвки.

От души посмеявшись над комичностью ситуации, в 9 ч начинаем спуск с перевала. А спуск здесь нетривиальный: 2 метра скального почти отвесного сброса (крутизна около 80°) в узком коридорчике, где приходится организовывать конвейер по приемке людей и рюкзаков, и далее крутой снежный склон (от 45 до 20°). (Фото 138-139)

Южные склоны перевала открыты солнцу, поэтому снег здесь даже в такое раннее время уже успел раскиснуть. На дне снежного цирка перевала вся группа собирается в 940. (Фото 140 a-b )


Фото 132. Подъём на плато
перед перевалом.

Последующий спуск не представляет трудности: снежные поля крутизной от 5 до 20° примерно на 2,5 км (покрытые, помимо снега, трупами божьих коровок), затем начинается осыпь и трава. Тропы нет, вернее есть отдельные эпизоды, вытоптанные, вероятно, овечьими стадами, но на них рассчитывать нельзя, идут они непродолжительно. (Фото 141-147)


Фото 133. На плато перед перевалом.

В 12:45 мы спускаемся к реке (на ее левый берег), чтобы пообедать и отдохнуть после последнего технического препятствия на нашем пути. Пока готовится обед, а устраиваем водные процедуры, случайно замечаем вдалеке, на противоположном берегу, палатку – она оказывается палаткой калининградцев, которые вскоре приходят к нам «на огонек». Мужчины уже 2 недели в Турции, сегодня у них дневка, но уже завтра они возвращаются к снежным полям и горным склонам. Разговор оказался интересным и познавательным. Обед затянулся на 2 часа. (Фото 148-149)


Фото 134. Подъём с плато на перевал.

После обеда во главе с руководителем калининградской группы Валерием (он решил нас немного «проводить») продолжаем спуск в долине реки Хайхадере. Валера задал нам хороший темп, но мы от него сильно отстаем.


Фото 135. На перевале.
Перелезаем через ближайший хребет, перебираемся на левый берег соседнего (более восточного) ручья и движемся по обрывкам тропы через красивый и душистый негустой сосновый лес. Это первые деревья, которые мы видим за последнюю неделю! Невероятное чувство радости! Пьянящий аромат манит нас поскорее к морю, но у нас впереди еще более 25 км до ближайшего населенного пункта. (Фото 150-152)


Фото 136. Вид с перевала на плато
и пер. №15.

Продолжаем идти по левому берегу Хайхадере, затем (почти упершись в скальные обрывы и спустившись к основному руслу реки по ближайшему ручью) переходим на правый.


Фото 137. Вид в сторону спуска.
Через некоторое время там откуда-то возникает пешеходная тропа. Слегка недоходя до нее в 18:30 встаем лагерем на симпатичной сосновой полянке (почти ровной). Здесь есть дрова, и мы, конечно же, делаем костер. Зеленый пейзаж приятно радует глаз после долгой разлуки. (Фото 153)

Под вечер первый раз за весь поход (если не считать 5 минут грибного дождика в обед) сгущаются тучи и идет самый настоящий дождь. Ну, теперь это уже почти не важно. Невзирая на дождь (и даже таким образом прогнав его), ужинаем у костра, а потом еще долго играем в «крокодила» и прочее. Мы надеемся завтра если не выйти к Карсантам, то хотя бы приблизиться к ним как можно ближе. Море уже так и сияет перед глазами. К тому же завтра праздник – день Победы, и хочется провести его с громким отмечанием, совместив с окончанием похода. Вот такие у нас планы на завтра. Укладываемся спать поздно.


Фото 138. Cпуск.

Фото 139. Cпуск.

Фото 140. Cпуск.

Ходовое время

Участок пути Чистое время
Подъем по осыпи крутизной до 15°, 2 км 30 мин
Подъем по осыпи (и немного по снегу) крутизной 20-25°, 1,5 км 40 мин
Подъем по снежному склону (снег глубокий) крутизной 15°, 400 м 20 мин
Подъем на маленький отрог хребта (обход снежной долины истока р.Мур) крутизной 25°, 70 м 30 мин
Подъем по пологому снежному (с отдельными каменными островами) плато, крутизна 10-15°, около 1 км 30 мин
Подъем по снежному склону крутизной 20°, 600 м 25 мин
Подъем по снежному склону до снежного плато, крутизна 30°, 70 м 25 мин
Подъем по снежному склону на седловину перевала, крутизна до 25°, 50 м 10 мин
Спуск скальному коридору, крутизна 80°, 2 м 30 мин
Спуск по глубокому снегу, крутизна 45°, 10 м
Спуск по снежному склону, крутизна 30°, 20 м
Спуск по снежному склону, крутизна 20-25°, 25 м
Спуск по снежному склону крутизной 5-10°, 1 км 1 ч 30 мин
Спуск по снежному склону крутизной 15-20°, 500 м
Спуск по снегу и осыпи вдоль ручья Хайхадере, крутизна до 20°, 1,5 км
Траверс осыпного хребта вдоль р.Хайхадере по камням и траве до спуска к воде, крутизна до 200, 3,5 км
ИТОГО: 5,5 ч

9 мая (десятый день похода)


Фото 141. Cпуск.

Сегодня вышли около 8 ч и устроили ударный день.

С утра облачно, но тепло, около +20°С. Идем теперь по дороге (через пару километров она становится проезжей для автомобилей грунтовкой), вслед за ней меняя берега Хайхадере.


Фото 142. Cпуск.
Периодически на нашем пути возникают подобия небольших дачных поселков, или вишневые (и в этот момент цветущие) сады, однако людей замечено не было. Дорога идет примерно в 20 м выше реки. (Фото 154-156)

В 12:50, когда дорога спустилась к реке, устраиваем возле нее обед. После обеда прошли еще около 12 км (итого за день почти 28 км).


Фото 143. Cпуск.
Вниз идти совершенно несложно, особенно по дороге, вот только ноги быстро стираются. Погода благоприятствует переходам – не жарко, но и дождя нет, а ближе к вечеру даже солнце выглянуло.


Фото 144. Коровки.

По дороге проходим еще несколько отдельных дачных участков и даже 2 раза встречаем встречные машины (наш УАЗик-«бобик» и грузовик).

Около 18 ч, когда мы уже, было, решили искать место для ночлега, случается чудо: грузовик, который некоторое время назад проехал во встречном направлении, загрузился какой-то рудой и теперь едет в сторону Карсант.


Фото 145. Cпуск.
Удачные переговоры нашего толмача – и мы вдесятером сидим в кузове грузовика, прямо поверх руды, и трясемся на извилистых ухабах.

Фото 146. Долина Хайхадере.
За борт смотреть страшно, но все заканчивается неожиданно быстро, и мы попадаем в цивилизацию!!! (Фото 157)

Поселок (возможно, даже это был не Карсанты, понять это из разговора с местными было невозможно, да и не особенно нужно) наконец-то «живой», то есть в нем живут люди (в отличие от пустынных «дач»), бегают дети и козы, работает магазин и бензозаправка! О, это просто чудо, что мы вот так внезапно здесь оказались!


Фото 147. Вид со спуска.

Автобусы отсюда ходят в Адану, но сегодня, по словам местных жителей, их уже не будет. Зато, экспрессивно обсуждая нашу перевозку в сторону моря, несколько водителей чуть не подрались из-за нас.


Фото 148. Обед.
Относительно предполагаемой стоимости автобуса и с учетом того, что нам не нужно будет пересаживаться в Адане, а нас сразу отвезут в Мерсин, цену они назначили не очень высокую, однако стоило нам согласиться и схватить рюкзаки для загрузки их в автобус, цена тут же возросла. Переговоры были жаркими и долгими. Каждая сторона пыталась доказать либо что бензин в Турции дорогой, либо что этот бензин мы и так оплачиваем сполна. Мы даже, было, решили показать им,

Фото 149. Калининградцы.
что не так уж и нуждаемся в перевозке и вполне можем поставить палатки и дождаться здесь завтрашнего автобуса, но тут они поняли, что нас голыми руками не взять и пошли на попятную.

Фото 150. Зелёная долина.
В итоге мы сошлись на компромиссном варианте, все же близком к первоначальному, и довольные, загрузились в автобус. :-)

Дорога здесь уже была несравненно шире и к тому же асфальтовая. В Турции такая дорога считается плохой, но для нас, выходцев из Советского Союза, она была просто песней, к тому же песней приближающегося Средиземноморья. В пути мы вкусили прекрасных турецких помидоров и неизменного чая в стаканчиках-бардаках.


Фото 151. Кусок тропы.

2 ч небольшой тряски в микроавтобусе – и мы в Мерсине.


Фото 152. Вид.
Наш водитель, конечно же, не говорил по-английски, поэтому, как обычно, объясняться пришлось на жестах. Мы долго изображали плывущего человека, говорили по-турецки отдельные слова типа «море», «пляж», Мерсин и прочее. В ответ водитель тараторил со знаком вопроса в конце фразы о каком-то «лимане». Что это за лиман, никто не знал. Тыкая пальцем в нашу карту, водитель давал нам понять, что этот «лиман» находится рядом с Мерсином. Что ж? Такое положение дел нас вполне устраивало: ставить палатки на пляже было выгоднее не в самом городе, а чуть в стороне от него. Искать место самим в сумерках было бы непросто,

Фото 153. Ночёвка.
а тут удача сама ползла к нам в руки!

На деле «лиман» оказался большим морским портом, перед въездом в который мы увидели характерный шлагбаум с соответствующей надписью “liman”. Шлагбаум заставил нас усомниться в правильности нашего решения, несколько раз вопрошающе посмотреть на водителя, показывая глазами, что, дескать, морской порт и лазурный берег с золотистым песочком всегда казались нам разными вещами,


Фото 154. Нашли дорогу.
но он был непреклонен и твердо повторял «liman», показывая в сторону таблички. К счастью, мы вдруг вспомнили, что обладаем замечательным русско-турецким разговорником, отыскали там это слово и с удивлением прочитали, что в действительности «liman» по-турецки есть ни что иное, как «порт» :-(


Фото 155. Дорога.

Пришлось заново объяснять водителю, чего мы хотим. И снова переговоры затянулись, но уже через 10 минут мы находились на автобусном вокзале города Мерсина и покупали билеты в местечко со сладким названием Кизкалеси. Местные коллеги нашего водителя утверждали, что Кизкалеси – это тут рядом и как раз то, что нам нужно (естественно, делали они это по-турецки). Поскольку желудки уже сводило от голода, улицы города накрывала ночь, а мы все еще не могли разобраться со своим ближайшим будущим (кроме того, надо же еще отметить праздник!), согласились на это Кизкалеси мы довольно быстро.


Фото 156. Вишня.

В ожидании автобуса мы нашли подходящее для нашей шумной и многорюкзачной толпы местечко в kafeci и устроили там отменный ужин, а также отметили благополучное окончание нашего похода. (Фото 158)

Уже в ночи автобус привез нас в местечко Кизкалеси, которое оказалось почему-то в 60 км от Мерсина, и ехать туда пришлось почти час.


Фото 157. На машине.
Кизкалеси так же не было похоже на наши представления об уединенном пляжном местечке, но делать было нечего (всю дорогу от Мерсина до Кизкалеси покрывали пригороды, поселки и отели), и мы, взгрустнув, отправились на поиски места для стоянки.

Курс был выбран правильно и, обойдя последние светящиеся в ночи отели и отойдя от них на расстояние около 300 м, мы встретили некое поле, похожее на посевы ржи. Естественно, бродили мы прямо по берегу Средиземного моря. Сочетание поля ржи и соленого моря для нас было необычным, но, самое главное, здесь совсем не было людей, животных или построек! А потому уже довольно скоро берег этого поля (как странно звучит словосочетание!) стал нам прибежищем на ночь. ноутбук центр Отметив наконец-то День Победы ночным купанием и посиделками с гитарой, под утро улеглись спать.

Далее >>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru