Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горном туристском походе 2 к. с. по хр.Аладаглар, совершенном группой туристов т/к «Вестра» г.Москвы в период с 30 апреля по 9 мая 2007 года.
Техническое описание маршрута (продолжение) 5 мая (шестой день похода)
Сегодня у нас полудневка, поэтому все встают в разное время и нежатся на солнышке. Практически курорт (с утра без ветра было около +25°С, потом задуло, по ощущениям – около +16°С), да еще и с водой (про ее температуру говорить не будем :-)! Купание, стирка, загорание, ничегонеделание, ремонт и, конечно, поедание пищи... Все, как и должно быть на дневке. (Фото 86-87)
Понежившись до обеда, в 14:20 выдвигаемся в путь в сторону пер.№12. Заранее настроены на мокрый снег (все равно он уже после 10 ч такой, так что нам терять было нечего), поэтому лишь смиряемся со своей участью и по очереди тропим канаву глубиной по бедро. Снега, действительно, очень много, увы! (Фото 88a-b, 89a-b)
Плато Ёдигёль на самом деле не очень похоже на плато, т.к. оно вовсе не ровное, а имеет пересеченную местность. Все время приходится идти сначала вверх, потом вниз, потом опять вверх (но всегда довольно полого)... Наш перевал то виден издалека, то скрывается за очередной складкой... В общем, в голову приходят лишь нехорошие слова по поводу того, как мы повелись на это благозвучное название – «плато»! Температура за бортом – около +18°С. (Фото 90-92)
Наконец-то около 19 ч вылезаем на гряду, от которой до перевала – рукой подать.
В 23:30 ложимся спать. 6 мая (седьмой день похода) Пер. Челикбуйдуран (№12, 1А, 3540 м) Перевал: Челикбуйдуран / Селикбуйдуран/Селикбайдаран (№12)
Сегодня ответственный день – два перевала за раз – так что встаем рано, и уже в 7:15 ч первая группа выходит. К перевалу нужно слегка приспуститься с нашего «пупыря» (спуск 150), а затем подниматься по снежному склону крутизной около 15-20°. Поначалу снежный наст еще выдерживает впереди идущих, но уже довольно скоро начинает проваливаться. (Фото 94-97)
Через час все добираются до перевала. Здесь мы находим редкий тур на нашем пути, в котором лежит записка от группы из т/к МАИ, с которой мы общались в Капузбаши. Записка эта стоит отдельного описания не для технического отчета. Здесь уместно упомянуть лишь то, что записка была сделана на странице журнала «Плейбой». Мы подумали, было, что это фирменный бланк т/к МАИ, но уже через день удостоверились, что это не так :-). (Фото 98)
Перевал Челикбуйдуран (№12) имеет довольно плоскую большую (ширина около 100 м) снежно-осыпную седловину, на которой при желании вполне можно поставить около 10 палаток. При нас ветра на седловине не было вовсе.
Спуск с перевала представляет собой относительно крутой снежный склон – до 25-35° в верхней части и 20-25° чуть ниже. Начали спускаться в 8:40 ч. Т.к. еще на подъем мы одели кошки, спуск для нас не представлял трудности. С этой стороны склон в первой половине дня находится в тени, поэтому наст довольно твердый. Косыми траверсами (из-за крутизны) сбросили около 400 м и постепенно стали перемещаться влево, в сторону пер. Карасай (11). Траверс оказался довольно крутым (50 м около 300). Можно было бы спуститься еще метров на 500, до выполаживания, и уже там сменить курс на склон пер.11 (кулуары перевалов отделяются друг от друга большим скальным выступом), но не хотелось терять время, так необходимое нам для прохождения склона в тени. (Фото 99a-c) Ходовое время:
Пер. Карасай (№11, 1Б, 3500 м) Перевал: Карасай (№11)
Склон пер.11 довольно крутой (в верхней части около 35-40°). Здесь обязательно иметь ледоруб (и кошки – само собой). Первые 200 м подъема от нашего траверса крутизна около 150, затем резко увеличивается (до 35-40°), при такой крутизне надо набрать 100-150 м.
Самые шустрые вылезают на перевал в 10:10, последние – в 11 ч (те, кто решал проблемы с кошками, кремом от загара и прочим). Надо сказать, что крем от загара у нас пользуется большой популярностью, т.к. солнце печет нещадно! Последние 2-3 дня ветра нет вообще, а потому жара становится еще нестерпимей, обгореть – запросто!
Тура на седловине перевала снова нет, по привычке сложили свой. Седловина не очень узкая, но покатая снежно-осыпная. При желании одну палатку поставить можно, но не более. На перевале снова ловит Turkcell, снова звоним на родину.
В 11:30, по уже раскисшему снегу, начинаем спуск. На спуск перевал Карасай не такой крутой: первые 150-200 м крутизна около 25-30, максимум 35° дальше 100-150 м крутизной 15-20°, затем длительное выполаживание – 5-10°.
В 15:20 продолжаем спуск. Однако мы поторопились, решив что уже прошли сегодня два перевала: дальнейший спуск – наверное, самое неприятное место во всем перевале Карасай. Примерно 1,5-2 км нужно спускаться по средней осыпи крутизной 25-30° в кулуаре шириной от 50 до 100 м. Осыпь под ногами едет, но, к счастью, не очень сильно. Неприятно лишь то, что спуск затяжной, а наклон немаленький – отдыхать особо негде. Спуск занимает от 40 до 60 минут. (Фото 111-114)
Наконец-то мы спустились в почти плоскую долину р.Мур! Да, в ней нет воды, как и предсказывали нам предшественники, но зато она зеленая и симпатичная. Чуть ниже в этой долине есть какая-то дорога и несколько домов (сверху было видно, как ездят машины). (Фото 115a-b) Примерно 1-1,5 км идем вверх по долине и на последней большой зеленой лужайке, напротив устья долины от перевала Авцибель, в 17 ч разбиваем лагерь. Деревьев и кустарников здесь уже нет (есть примерно в 2-3 км ниже),
Пытаемся найти воду (даже начали собирать снег с ближайшего снежника), поиски увенчались успехом: вода небольшим ручейком (видимо, от талого снега) стекает между камней метрах в 40 выше по склону, ведущему к пер.Авцибель.
Вечером очень тепло и звездное небо. Из сухих палочек-корней даже удается развести костер и душевно посидеть до отбоя. Ложимся спать около 23 ч. День был прекрасен! Ходовое время:
Пер. В.Калды (№19, 1Б, 3300 м, в режиме п/п)
Высота: 3300 м Категория трудности: 1Б Характер: снежно-скальный Время прохождения: 8 мая 2007 г. Соединяет: дол. р. Мур и р. Хайхадере Прохождение: из дол. р. Мур в р. Хайхадере 7 мая (восьмой день похода)
Вышли сегодня поздно, после 9 ч. Температура – комфортная для движения (около +17°С).
В сторону верховьев реки Мур идет едва заметная тропа по камням, которая вскоре теряется. Крутизна подъема первые пару километров совсем незначительная (около 100-150), затем увеличивается до 20-25° по такой же осыпи (средняя и крупная). Местами появляются вкрапления снега. (Фото 120-122) Наш поворот к пер.№19 – направо по ходу. Не сразу удается сообразить, какой из нескольких – наш.
Слева открывается красивый вид на цирк перевала №14. Честно говоря, смотрится он как-то угрожающе, т.к. по кулуару подъема на него периодически спускаются лавинки. Прямо перед нами – цирки перевалов 15, 16, 17, ну а нам – направо по ходу движения. (Фото 125-127)
Весь день солнце печет, не уставая, демонстрируя нам, что мы все же находимся в Турции. Снег раскисает прямо на глазах. Здесь пока проваливаемся на глубину 40-80 см.
Выйдя на небольшую ровную поверхность возле заснеженного отрога хребта высотой около 40 м, обнаруживаем следы недавно прошедшей группы. После разведки решили не спускаться к ложбине ручья – одного из истоков реки Мур (слева по ходу от возникшего перед нами стеной отрога хребта) по причине очень глубокого снега внизу и не обходить по довольно опасной скально-осыпной полке над снежной долиной ручья, а пойти напрямик через отрог хребта.
Около 15 ч начинаем подъем по снежному склону крутизной до 25° и снегом, в котором очень хорошо утрамбовываются ступени глубиной 20-40 см. Зато первые проваливаются хорошенько.
Примерно за 20-30 мин вся группа поднимается на верх хребта. Здесь мы в 15:45 устраиваем сухой обед, потому что хочется уже подойти поближе к перевалу и посмотреть: а) сможем ли мы его пройти вообще, б) сможем ли мы пройти его сегодня, в) неужели все же обнаруженные следы ведут на наш запланированный «первопроход»? Воздух прогрелся до +20°С – благодать!
В 16:35 продолжаем движение по хорошо просматривающемуся цирку нашего перевала. Он представляет собой снежно-каменистое плато с пересеченным рельефом. Движемся по нему около 1 км. Снег все такой же не лучшей кондиции. (Фото 130)
Подъем на снежную площадку перед перевалом представляет собой относительно крутой (около 30°) снежный кулуар высотой около 70 м. Пройти его сегодня вполне можно (склон не лавиноопасный, т.к. кулуар подъема, видимо, большую часть дня находится в тени). Но, поскольку, никаких описаний перевала нет (хотя теперь уже очевидно, что мы будем на нем не первые), и что нас ждет после этой снежной площадки – не видно, решаем сегодня пораньше встать лагерем, а на завтра, имея целый день про запас, наметить ранний выход на перевал. Лагерь разбиваем на очередном каменистом островке среди снежного плато в 17:40. Обсуждаем планы на завтра, ищем воду, ужинаем, резвимся (чтобы согреться: незаметно холодает). Время пролетает быстро, ложимся только около 22 ч. 8 мая (девятый день похода) Сегодня день значимый и, возможно, тяжелый, поэтому встали в 4:30, и уже в 6:15 покинули лагерь. 15 минут движемся по каменистым островам, затем, перед окончательным выходом на снег, одеваем кошки. (Фото 131)
Подъем под перевальный взлет – в два этапа: 600 м снежного склона крутизной 20° и около 70 м крутизной 30°. Большая часть склона находится с утра в тени. Видимо, солнце на нее попадает в это время года примерно с 9 утра до обеда. Исходя из этого, желательно выбирать время подъема по склону (в тени снег жесткий). (Фото 132)
Около 8 утра оказываемся на снежном выполаживании. Здесь при желании можно установить несколько палаток. После разведки на седловину перевала кошки снимаем - больше они нам сегодня не понадобятся. (Фото 133a-b)
Перевальный взлет – снежный склон крутизной 15-25°. Эта часть склона больше открыта для солнечных лучей. Соответственно, снег здесь мягкий, снова проваливаемся. Следы наших предшественников со вчерашнего дня не видны.
На перевал все выбираемся около 8:40. Каменистая седловина перевала узкая, около 5 м, ширина ее и вовсе не более 2 м. (Фото 134-137) В подтверждение наших предположений о первопроходцах перевала находим тур, а в нем записку от группы Андрея Лебедева. Они были на перевале 6 мая. Перевал назвали Калды Восточный – по имени близлежащей вершины Калды.
От души посмеявшись над комичностью ситуации, в 9 ч начинаем спуск с перевала. А спуск здесь нетривиальный: 2 метра скального почти отвесного сброса (крутизна около 80°) в узком коридорчике, где приходится организовывать конвейер по приемке людей и рюкзаков, и далее крутой снежный склон (от 45 до 20°). (Фото 138-139) Южные склоны перевала открыты солнцу, поэтому снег здесь даже в такое раннее время уже успел раскиснуть. На дне снежного цирка перевала вся группа собирается в 940. (Фото 140 a-b )
Последующий спуск не представляет трудности: снежные поля крутизной от 5 до 20° примерно на 2,5 км (покрытые, помимо снега, трупами божьих коровок), затем начинается осыпь и трава. Тропы нет, вернее есть отдельные эпизоды, вытоптанные, вероятно, овечьими стадами, но на них рассчитывать нельзя, идут они непродолжительно. (Фото 141-147)
В 12:45 мы спускаемся к реке (на ее левый берег), чтобы пообедать и отдохнуть после последнего технического препятствия на нашем пути. Пока готовится обед, а устраиваем водные процедуры, случайно замечаем вдалеке, на противоположном берегу, палатку – она оказывается палаткой калининградцев, которые вскоре приходят к нам «на огонек». Мужчины уже 2 недели в Турции, сегодня у них дневка, но уже завтра они возвращаются к снежным полям и горным склонам. Разговор оказался интересным и познавательным. Обед затянулся на 2 часа. (Фото 148-149)
После обеда во главе с руководителем калининградской группы Валерием (он решил нас немного «проводить») продолжаем спуск в долине реки Хайхадере. Валера задал нам хороший темп, но мы от него сильно отстаем.
Продолжаем идти по левому берегу Хайхадере, затем (почти упершись в скальные обрывы и спустившись к основному руслу реки по ближайшему ручью) переходим на правый.
Под вечер первый раз за весь поход (если не считать 5 минут грибного дождика в обед) сгущаются тучи и идет самый настоящий дождь. Ну, теперь это уже почти не важно. Невзирая на дождь (и даже таким образом прогнав его), ужинаем у костра, а потом еще долго играем в «крокодила» и прочее. Мы надеемся завтра если не выйти к Карсантам, то хотя бы приблизиться к ним как можно ближе. Море уже так и сияет перед глазами. К тому же завтра праздник – день Победы, и хочется провести его с громким отмечанием, совместив с окончанием похода. Вот такие у нас планы на завтра. Укладываемся спать поздно.
Ходовое время
9 мая (десятый день похода)
Сегодня вышли около 8 ч и устроили ударный день. С утра облачно, но тепло, около +20°С. Идем теперь по дороге (через пару километров она становится проезжей для автомобилей грунтовкой), вслед за ней меняя берега Хайхадере.
В 12:50, когда дорога спустилась к реке, устраиваем возле нее обед. После обеда прошли еще около 12 км (итого за день почти 28 км).
По дороге проходим еще несколько отдельных дачных участков и даже 2 раза встречаем встречные машины (наш УАЗик-«бобик» и грузовик). Около 18 ч, когда мы уже, было, решили искать место для ночлега, случается чудо: грузовик, который некоторое время назад проехал во встречном направлении, загрузился какой-то рудой и теперь едет в сторону Карсант.
Поселок (возможно, даже это был не Карсанты, понять это из разговора с местными было невозможно, да и не особенно нужно) наконец-то «живой», то есть в нем живут люди (в отличие от пустынных «дач»), бегают дети и козы, работает магазин и бензозаправка! О, это просто чудо, что мы вот так внезапно здесь оказались!
Автобусы отсюда ходят в Адану, но сегодня, по словам местных жителей, их уже не будет. Зато, экспрессивно обсуждая нашу перевозку в сторону моря, несколько водителей чуть не подрались из-за нас.
Дорога здесь уже была несравненно шире и к тому же асфальтовая. В Турции такая дорога считается плохой, но для нас, выходцев из Советского Союза, она была просто песней, к тому же песней приближающегося Средиземноморья. В пути мы вкусили прекрасных турецких помидоров и неизменного чая в стаканчиках-бардаках.
2 ч небольшой тряски в микроавтобусе – и мы в Мерсине.
На деле «лиман» оказался большим морским портом, перед въездом в который мы увидели характерный шлагбаум с соответствующей надписью “liman”. Шлагбаум заставил нас усомниться в правильности нашего решения, несколько раз вопрошающе посмотреть на водителя, показывая глазами, что, дескать, морской порт и лазурный берег с золотистым песочком всегда казались нам разными вещами,
Пришлось заново объяснять водителю, чего мы хотим. И снова переговоры затянулись, но уже через 10 минут мы находились на автобусном вокзале города Мерсина и покупали билеты в местечко со сладким названием Кизкалеси. Местные коллеги нашего водителя утверждали, что Кизкалеси – это тут рядом и как раз то, что нам нужно (естественно, делали они это по-турецки). Поскольку желудки уже сводило от голода, улицы города накрывала ночь, а мы все еще не могли разобраться со своим ближайшим будущим (кроме того, надо же еще отметить праздник!), согласились на это Кизкалеси мы довольно быстро.
В ожидании автобуса мы нашли подходящее для нашей шумной и многорюкзачной толпы местечко в kafeci и устроили там отменный ужин, а также отметили благополучное окончание нашего похода. (Фото 158) Уже в ночи автобус привез нас в местечко Кизкалеси, которое оказалось почему-то в 60 км от Мерсина, и ехать туда пришлось почти час.
Курс был выбран правильно и, обойдя последние светящиеся в ночи отели и отойдя от них на расстояние около 300 м, мы встретили некое поле, похожее на посевы ржи. Естественно, бродили мы прямо по берегу Средиземного моря. Сочетание поля ржи и соленого моря для нас было необычным, но, самое главное, здесь совсем не было людей, животных или построек! А потому уже довольно скоро берег этого поля (как странно звучит словосочетание!) стал нам прибежищем на ночь. ноутбук центр Отметив наконец-то День Победы ночным купанием и посиделками с гитарой, под утро улеглись спать. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||