Автор: Сергей Айсин, МС РФ по горному туризму, г.Уфа
Особенности тактических решений при появлении первых признаков высотной болезни у участников в группе
Общеизвестно, что низкое парциальное давление кислорода на большой высоте вызывает состояние, варьирующее от лёгкого дискомфорта до летального исхода. Признаки высотной болезни у всех протекают по-разному, у некоторых это проявляется в виде физического недомогания, начинает болеть голова, тошнит, а у других это проявляется в виде психических нарушений. Последние либо ввергаются в депрессию и обиду на "весь окружающий мир", либо впадают в эйфорию и необоснованный задор. Подкошенная гипоксией часть группы может начать проявлять неестественную активность и пытаться оказывать влияние на развитие тактических решений руководителя. Естественно, это может привести к аварийной ситуации. Очень важно на ранних этапах уловить признаки микросимтоматики и вовремя принять адекватные меры.
Даже если проведены все профилактические мероприятия (предпоходная медикаментозная подготовка с использованием витамина В15, радиальная акклиматизация и достаточный интервал высотного опыта от предыдущих маршрутов - не более 1200м), эта ситуация может все же возникнуть. Не гарантирован от этого ни разрядник, ни мастер спорта.
Как же "вылечить" развившуюся ситуацию гиперактивности части группы или отдельных личностей?
Многие литературные источники рекомендуют сброс высоты. Всегда ли это возможно и позволяет ли рельеф местности или погодные условия? Конечно, не всегда. Сколько времени заболевшие будут "плавать" в эйфории и как себя в дальнейшем будут чувствовать они - никто не знает. А решение нужно принимать, и принимать только правильное.
Углубляясь в гуморальные нарушения (нарушения в кровеносном русле), напомним, что в большинстве случаев, но не всегда, метаболический ацидоз (сдвиг рН крови в кислую сторону) сочетается с дыхательным алкалозом (сдвиг рН в щелочную сторону). В крови начинает накапливаться множество различных недоокисленных продуктов распада. Они-то и вызывают подобного рода галлюцинаторные эффекты. Соответственно, и этот момент наложит свою тактику в лечении больного.
Если погодные условия, рельеф и степень патологических нарушений заболевших "горняшкой" позволяет руководителю навязать участникам замену основной цели маршрута восхождения или прохождения какого-либо сложного участка на более простой вариант, то лучше это сделать. Например, вместо штурма вершины можно использовать вариант учебных занятий на безопасном рельефе ниже по склону. Обязательно убедить всю группу, что это запланировано в графике и нарушать его крайне нежелательно. Хотелось бы напомнить читателю, что речь идет о легких нарушениях проявления высотной болезни, а ни как не о средней и тяжелой степенях. Далее, подавление эйфоричной инициативы может иметь различные модификации в разумных пределах фантазии здоровой части группы. Сопровождать действия группы "живописными" комментариями в таких случаях особо не рекомендуется, т.к. это может сильно навредить и наложить неизгладимый отпечаток на впечатления участников от маршрута.
Обычно, эти меры оказываются эффективными. Наряду с подобного рода тактикой рекомендуется использовать и медикаментозную терапию тренталом 1-3 таб.(агапурин), который хорошо расширяет мелкие сосуды, выводя недоокисленные продукты распада. Обильное горячее питьё восполняет объем циркулирующей жидкости в крови и помогает выводить шлаки. О витаминотерапии расписано во многих источниках достаточно хорошо и с Вашего позволения, не будем здесь на них останавливаться.
Но очень хочется заострить внимание на другом существенном аспекте! Заболевшим высотной болезнью может оказаться очень опытный участник. А еще опаснее, если им оказался руководитель. Ведь "горняшке" абсолютно все равно, кто её прихватил. Как быть тогда и как вести себя здоровой части группы? Был вполне адекватный грамотный руководитель и вдруг на тебе - рвется в бой. И как же быть тогда с той самой пресловутой фразой "Руководитель всегда прав!"? Ситуация не из простых. Своё веское слово должно быть произнесено врачом группы (или санинструктором). отель на сутки Заболевшим должно быть назначено и проведено соответствующее адекватное лечение. Ходить на "пределе" в горах нельзя. Вершину можно и не взять, но домой нужно возвращаться всем до одного. |
| Горняшка и иже с ней
Кажется, я знаю некое волшебное средство от такой эйфории: поэтапный набор высоты и акклиматизация называются. На Кавказе - 5-7 дней длиться, но это в среднем. То есть может быть и меньше, и больше.
Теперь об эйфории. Легкая эйфория вообще почти у всех в горах бывает. Если, конечно, я правильно понимаю это слово. Для меня это радость от встречи с горами, восторг от открывшихся видов, чувство единения с горами. При этом меня лично никогда в таком состоянии не тянуло на подвиги, и в первые дни никуда особо я не лез. Выжидал всегда около недели, постепенно набирая высоту. Голова начинает побаливать где-то с 3.500, постепенно "пилой" набираю до 5.000. Эльбрус - в конце сборов (выезда, экспедиции, отпуска...).
Все сказанное относится к Кавказу.
С неадекватным поведением кого-либо не сталкивался ни разу, бывает ребята скажут: "пойдем наврех! все хорошо себя чувствуют!", а я им: "нет, рановато, не пойдем". Ребята покряхтят-покряхтят, и согласятся. По-моему это вполне адекватное поведение. | | |
| Хороший материал
""Человек, у которого проявилась горная болезнь в виде неадекватного поведения должен навсегда прекратить занятия горами."" С. Бурлуцкий.
Горная болезнь - транзиторное патологическое состояние и неадекватное поведение - явление вполне нормальное для данного патпроцесса.
Автору - статья хорошая, заслуживает более детального обсуждения. Вы правы - никто не застрахован! Поэтому проявления ГБ должны знать все участники команды, а не только руковод и доктор. Само- и взаимоконтроль еще никто не отменял. Спасибо! | | |
| А адекватен ли вообще человек, идущий в горы ради спорта?
Здравый смысл подсказывает, что неадекватен. Так что все такие люди не должны оказываться в горах, оставив их геологам, гляциологам, метеорологам и т.п. Более того, многие психиатры считают, что АБСОЛЮТНО психически здоровых людей нет вообще. Проблемы с психикой в той или иной форме есть у всех. Так что, может быть, "дорогу в горы" стоит перекрыть вообще.
С. Айсину. Вы, возможно, правы насчет нереальности закрытия гор. Но я попытался привести идею С.Бурлуцкого в соответствие с реальным положением дел. Конечно, остановить всех - нереально. Но спортсменов - вполне возможно. | | |
| Для Сергея Бурлуцкого и Васи Пупкина от автора статьи.
Уважаемые коллеги, будьте внимательны к своим словам, и как следствие, и к своим мыслям и действиям в горах... Во-первых - не думал, что такая простенькая статья вызовет такой интересный и своеобразный резонанс... Во-вторых - каким это образом, уважаемый Василий, Вы собираетесь "перекрыть" дорогу в горы ВООБЩЕ? Высказывание несерьезное... Теперь Сергею Бурлуцкому... Уважаемый коллега... пожалуйста, прочтите сначала внимательно статью... Разве я учу в статье подвергать себя опасности ради эксперимента? Не вижу нужды пересказывать все Ваши резкие цитаты... Любую из них можно очень профессионально обсудить... если Вы готовы, пожалуйста, могу с Вами пообщаться по Скайпу... мой адрес в нем Aysin, ICQ: 458-691-673, но предпочтение отдаю Скайпу... это свободное безлимитное общение с любой точкой мира... Если Вы готовы и у Вас есть желание найти истину, получить опыт и не настроены амбициозно... милости просим... | | |
| Каждый сам определяет степень риска
Человек, у которого проявилась горная болезнь в виде неадекватного поведения должен навсегда прекратить занятия горами. Потому что это смертельная опасность для всей группы. Есть понятие отбора на разных этапах подготовки и масса более простых требований к альпинисту, по которым он должен уйти из высокогорной зоны навсегда. А уж неадекватность - запредельно для гор. Хотите подвергать себя опасности - Ваше дело, продолжайте свои эксперименты. Могу еще подсказать, как работать с неадекватными участниками с обострением на фоне гипоксии - в школах инструкторов этому учат. Вам любой медик, работающий с психбольными расскажет. Но там же, в школе, учат навсегда перекрывать дорогу в горы людям с проблемами психики. Альпинист в горах в любой ситуации должен адекватно оценивать ситуацию и предельно использовать все ресурсы организма. Расслабится он может только внизу. | | |
| А что скажут врачи?
Не врач, и не МС, но, как мне кажется, эйфорическое состояние - это уже не первые признаки и не легкое состояние горняхи.
Та самая легкая стадия - это одышка и учащенное сердцебиение при малой физ.нагрузке, небольшая головная боль, легкое головокружение при резких поворотах, беспокойный сон.
А если у "клиента" уже такие "приходы" пошли - то нужно валить вниз по аварийному варианту.
ИМХО :-)
Да, а что с руководом в состоянии эйфории делать - даже и не знаю... "Отставить макать капитана!"
------------
Для Сергея Айсина: Я, собственно, об этом и говорю. Эйфория - это уже опасная стадия горняхи и лечится в первую очередь сбросом высоты. Оставаться на той же высоте (не говоря уже о ее наборе) нельзя. | | |
|