Автор: Георгий Аношин

Цейское ущелье

Снегопад!.. Та “четверка”. Спуск с Чанчахи
По Среднегорью Северной Осетии.
Цей. Фотоочерк.
Впервые

Цейское ущелье – самый известный из горных объектов Северной Осетии.

Горные вершины района возвышаются над двумя главными ледниками, Цейским и Скаазским, и образуют большую т.н. Цейскую подкову.

Ледники, стекающие в долины со склонов Главного Кавказского хребта и его отрогов, дают начало рекам Скааз-дон и Цей-дон.

Уилпата - высшая точка района.
Фото Ф.Шульева

Высшая точка района, гора УИЛПАТА (4646м), находится в Цейском хребте, ограничивающем Цейское ущелье с севера.

Кальперский хребет, ограничивает ущелье с юга. Его высшая точка - гора Адай-хох(4408м)

Широкое освоение района туристами и альпинистами началось в 30-х годах прошлого века, когда в ущелье были построены несколько альпинистских лагерей и туристских баз.

Красивая природа, здоровый климат, большое количество тёплых солнечных дней способствовали созданию в ущелье климатического курорта.

Мамисон и п.Николаева (слева)
Фото Ф.Шульева

В настоящее время в ущелье круглогодично принимают отдыхающих 4 гостиницы.

Альпинистов, туристов и горнолыжников обслуживает альпинистский лагерь «ЦЕЙ».

Альплагерь расположен на берегу Скааз-дона, в лесу с многовековыми соснами.

Разнообразные формы скального рельефа вблизи альплагеря, доступные ледники, снежные и фирновые склоны, создают благоприятные условия для тренировок альпинистов. Объекты восхождений находятся в Главном Кавказском хребте и его отрогах.

Вершина Чанчахи. Сплошные 5 и 6-ки.
Фото Ф.Шульева

Спортивый интерес для квалифицированных альпинистов представляют маршруты 5-6 категории сложности на вершины Чанчахи, Мамисон, Уилпата.

Множество маршрутов 2-3-4 категории сложности на вершины Адай-хох, Заромаг, Кальпер, Сонгути, Уларг и другие ждут альпинистов-разрядников.

Прекрасный объект для восхождений новичков – пик Николаева, расположенный в самом центре Цейской подковы.

Популярны в ущелье туристские походы к ледникам, пику Турист, водопадам, объекту деревянного зодчества 15-17 вв - древнему святилищу Реком.

Реком. Святилище,
почитаемое в Осетии.

Изобилие грибов и ягод в лесной зоне ущелья всегда привлекает отдыхающих.

В зимнее время снежный Цей принимает горнолыжников. 2 канатные дороги поднимают спортсменов к подножию Скаазского ледника. Игровые автоматы Вулкан club-volcano.com Длина страсс превышает 3 км. Трассы обслуживаются Ратраком. Сезон катания начинается в декабре и заканчивается в начале апреля.

Удобное автобусное сообщение с г. Владикавказом (всего 90 км) делает Цей самым близким и доступным горным объектом на Кавказе.

Цей приглашает всех любителей гор к себе на отдых, в походы и на восхождения