Горы мира > Урал >

Поход 3 к.с. по Южному Уралу, июнь 2006 года

Поход 3 к.с. по Южному Уралу. Часть 2

Участники похода: Ластович Алексей (Харьков), Петровская Елена (Ярославль), Андреев Сергей (Ярославль), Каплин Павел (Харьков), Лисица Ирина (Харьков)

Маршрут:  Уфа - ст.Ассы - Ямашта - Сред.Тюльма - хр.Нары - р.Мал.Инзер - хр.Машак - р.Юрюзань - с.Юрюзанька - с.Александровка -с.Тюлюк

В начале предполагалось, что поход будет относиться ко второй категории сложности (маршрут автономный, без петель, минимум 8 дней, длина минимум 160 км, удаленность от крупных населенных пунктов и проезжих дорог). По факту оказалось: поход третьей категории сложности (9 ходовых дней, 220 км, полная автономность). В нем принимали участие четыре человека из Украины (Харьков) и двое – из России (Ярославль). Поход был организован туристической компанией "Стелима" (Харьков). Он был разведывательным, то есть наш инструктор, Алексей, по этому маршруту еще не ходил, и мы все участвовали в его проложении.

20 июня. Приезд в Уфу, заброска на маршрут.
Мы (Сергей и Лена) прибыли в Уфу с получасовым опозданием в два часа утра по московскому времени (четыре по местному).
Оставалось почти семь часов до прибытия остальной части группы. Разместившись в зале ожидания, пытались немного вздремнуть. Не получилось... :-(

Вскоре посветлело, и стал ходить транспорт. Узнали о городских достопримечательностях у местных жителей. Погрузились на автобус и поехали к Монументу дружбы народов. Монумент стоит рядом с набережной реки Белая на холме. Грандиозное сооружение. Еще нам посоветовали посетить памятник Салавату Юлаеву. Но времени оставалось мало, и мы вернулись на вокзал.

Встретили харьковчан... :-) Они загрузили наши рюкзаки провиантом и оставили нас с вещами на вокзале. Сами убежали докупать рыболовные снасти и отправлять телеграмму о выходе на маршрут. Очень быстро вернулись: боялись опоздать на электричку. Но оказалось, что электрички уфимские ходят по московскому времени. У нас появились два часа, в которые решено было продолжить ознакомление с городом.
Взяли с собой Инну и отправились к Салавату Юлаеву, национальному герою Башкирии (что немного странно: это как объявить Емельяна Пугачева национальным героем России и поставить ему памятник на Красной Площади в Москве, но что-то никому до сих пор не пришло в голову это сделать). Памятник стоит над рекой на крутом высоком обрыве. Всадник в татарской одежде с нагайкой в руке. Выглядит здорово.

Вообще Уфа оставила приятные впечатления: чисто, нарядно и образцово-показательный транспорт. Совсем не порадовало глаз
только одно: вокзал, уныло-серый, затерявшийся и запылившийся в громадной соседней стройке.

Вернулись, перекусили, погрузились на электричку. Четыре часа железной дороги были скрашены разговорами, чтением туристического журнала, разгадыванием кроссвордов, распитием чая и потрясающими горными видами из окон вагона. Пока ехали, начался дождь, причем с большой буквы. К нашей радости, он закончился, когда мы прибыли на станцию села Ассы.

Село оказалось растянутым вдоль дороги километра на два, местные жители глядели на нас с интересом, но лишь два или три человека спросили, откуда мы и куда идем. Нам было не до разговоров – мы сильно торопились. Так что ответы нашего инструктора, Алексея, были больше минимальным проявлением вежливости, нежели удовлетворением любопытства селян. Выйдя по дороге за село, мы сделали первый привал. Снова начался дождь, но небольшой. Было решено продолжить путь, надев плащи и закрыв пакетами рюкзаки. Шли не более часа. Добрались до ручья, который пересекал дорогу. Остановились у него на ночлег, поскольку уже темнело. На часах было 22 часа 15 минут по местному времени.

Дождь начинался и заканчивался несколько раз. Поставили палатки, наломали дров, разожгли костер, приготовили поесть. Первыми дежурить вызвались Алексей и Инна. В обязанности дежурных входило: приготовить перекус днем во время перехода, ужин вечером на стоянке и завтрак утром. Дежурные вставали раньше общего подъема часа на полтора, разжигали костер, готовили завтрак и потом будили остальных.

Алексей взял с собой проволочную растяжку с крючьями для подвески котелка над костром. Но разбираться, как ее нацеплять на деревья, времени не было. Котелок ставили прямо на угли.

Вечером обычно готовилась каша, рисовая или гречневая. Пару раз были макароны. Все это заправлялось банкой тушенки, кетчупом, сухарями, луком и чесноком. Такая еда после дня перехода по пересеченной местности казалась первоклассным блюдом, а чай со сгущенкой, печеньем и лимоном – настоящим деликатесом. Но это началось со второго дня нашего пути, а в первый ужин мы поделились приличным количеством каши и половиной банки сгущенки с зайцами, которых тут повстречали. Один из них попался особенно любопытный и непугливый. Мы обступили его полукругом на расстоянии двух метров, и лишь когда Ира попыталась подойти еще ближе, сорвался с места и дал от нас стрекача.

Заброска на маршрут прошла успешно.

21 июня. Первый "водный" день, река Тюльмень.

Вставать утром второго дня было, как ни странно, легко (это после бессонных суток с лишним). На завтрак, как всегда, был суп. Готовился он просто: макароны, пару суповых пакетиков, приправы и рыбные консервы. Вместо хлеба – сухари. Было вкусно. К чаю – печенье со сгущенкой и лимон, перемолотый и смешанный пополам с сахаром.
Залили в два термоса горячей воды для чая на перекусе. Получили от Иры сухой паек на день перехода (жареный арахис, изюм и курагу). Собрались и отправились дальше (в 12 часов 40 минут).

Переход в этот день, по словам Алексея, предстоял тяжелый, изобилующий многочисленными бродами. Особенно это не понравилось Ире, которая, как оказалось, не планировала мочить ноги в походе. Алексей спокойно объяснил ей, что в этом нет ничего страшного, что специально для таких случаев взяты сандалии, что броды максимум по колено и что вообще это хорошая разминка перед болотами... :-) По ним нам предстояло прогуляться чуть позже. Лицо Иры надо было видеть.
Вскоре добрались до входа в Южно-Уральский заповедник. Проход и проезд туда были запрещены, но это нас остановило ровно на столько, чтобы съесть всю землянику под предупреждающей табличкой.

Дошли до небольшой речки Ямашты и сделали у нее привал. Горно-таежная природа Урала потихоньку стала закрадываться в пейзажи. Все выглядело одновременно дико и красиво. Просто дико красиво. Монотонное серое небо – единственная деталь, немного выпадающая из общей гармонии.

И вот – долгожданный первый брод через Ямашту. Алексей, в сапогах с накладными голенищами, не останавливаясь, перешел реку. Паша и я – за ним. Девчонки задержались немного на берегу, рассуждая одевать или нет сандалии. Сошлись на том, что ноги от мокрой травы и так не сухие и что сырее их уже ничто не сделает. Ноги сырее не стали, а вот ботинки неприятно захлюпали... На вопрос о сандалиях для бродов Алексей, как всегда, спокойно ответил, что да, была такая задумка, но: ноги уже сырые, ходить в сандалиях по илистым подводным камням с рюкзаком – сомнительное удовольствие (пробовал как-то, даже без рюкзака можно сравнить с коровой на льду) и, наконец, долго все это, а времени у нас было немного. Поэтому обувь снималась и просушивалась только во время перекусов и на стоянках. Здесь как раз и пригодились сандалии. В них ноги отдыхали.

После первого брода, Паша, который был у нас хроникером, осторожно спросил у Алексея, надо ли ему переходы через речки отмечать. До этого он вносил в свой блокнотик только время привалов и стоянок. Алексей сказал, что это хорошая идея. И у Паши началась тяжелая работа... :-) Бродов действительно было очень много.

Прошли через село Ямашта, как оно у нас на карте было отмечено. А на местности от села только несколько столбов осталось и пара полуразрушенных бревенчатых домов. Как выяснилось, это типичная картина для тех мест.

К тому моменту, как мы подошли к реке Тюльмень, начался дождь, который с небольшими перерывами продолжался до вечера. Дорога вдоль речки сильно петляла и переходила с одного берега на другой, иногда просто шла по реке. Выглядело все это забавно. Вода повсюду: капает с неба, и сам по колено в воде.

На перекусе дежурную эстафету приняли Паша с Ирой. С большим удовольствием были съедены копченая колбаса и рыбные консервы с сухарями. Горячий чай из термосов и лимон к нему оказались очень кстати. Тогда же обнаружилось, что местные клещи не дремлют. Сняли с себя несколько штук. Из Паши пришлось вытаскивать. После этого стали усиленно пользоваться средствами против насекомых.
Двинулись дальше. Много раз переходили Тюльмень вброд, вооружившись палками. Часто шли прямо по реке. Вечерело. И хотя мы не выполнили план перехода на этот день, в девять часов вечера было решено встать на ночлег.

Выбрали ровное место в лесу на берегу реки. На этот раз костер развели между двумя деревьями, к которым прикрепили растяжку с крюком для котелка. Очень удобно. Котелок можно двигать в стороны и вверх-вниз. Дрова пилили двуручной цепной пилой. Тоже очень удобно. Алексей взял с собой спиннинг и, пока готовился ужин, порыбачил немного. Ничего не поймал.

Носы Инниных кроссовок расклеились от долгого хождения по воде и походили на две раскрытые пасти. Они явно нуждались в ремонте. После ужина Алексей с помощью ножа и плоскогубцев зашил их капроновой нитью. Получились как новенькие. Паша в это время, наконец, расчехлил свою гитару и поиграл немного. Справедливости ради, надо сказать, что играет и поет он хорошо. Предложил что-нибудь сыграть мне. Но, как и кроссовки Инны, мой нос за этот день конкретно расклеился. Так что особого настроения играть не было. Болеть настроения не было вообще. Меня хотели накормить таблетками, но я вежливо отказался. Съел за ужином двойную порцию лука и чеснока, выпил кружки четыре зеленого чая. Прогревающий массаж носа и твердое намерение не болеть окончательно поставили меня на ноги. На следующее утро не было и следа простуды. Я даже искупался в холодной реке.

22 июня. Второй "водный" день, начало подъема на хребет Нары.

Утром после завтрака собрались и двинулись в путь (в 9 часов 40 минут). К этому моменту туман, окутывавший все вокруг, рассеялся, и небо прояснилось. Впервые за два дня. Настроение у всех было отличное. Светило солнце, и идти по воде было куда приятнее, чем в прошлый день под дождем.

Через три часа пути мы вышли из реки и направились через крапивное поле к селу Средняя Тюльма. Село было мертвым: несколько разрушенных домов. Сделали привал. Долго вытаскивали клеща из "ноги" Алексея.

От села начинался подъем на хребет Нары, через который нам предстояло перевалить. Дорога скоро исчезла. Мы вышли к какому-то ручью и долго поднимались вдоль него. А затем – прямо через лес. Видели змею медянку. Она тихо-мирно отползла от нас. Форсировали множество ручейков, перебирались через буреломы и нагромождения камней, поросших скудной растительностью, а иногда – совсем голых. Как позднее выяснилось, такие каменные россыпи называются курумником. Ходить по курумнику с рюкзаком – дело нелегкое: мало того, что замшелые камни иногда очень скользкие, так есть еще и "живые" камни, которые, если на них встать, качаются. Получается что-то вроде принудительной тренировки на концентрацию внимания.

Солнце начинало садиться. В лесу это было особенно заметно, хотя стрелки часов показывали всего восемь вечера. План по переходу снова не выполнили, но делать было нечего. Встали на ночевку. Дежурили я и Лена. Варили рисовую кашу. Получилось, по общему мнению, вкусно.

Стоянка была рядом с небольшим ручейком. После долгого и трудного перехода по жаре все были рады принять освежающую ванну. Я тоже. Облился водой, намылился. Начал смывать мыло и сразу понял, что вода в ручье нежесткая, мягко говоря, совсем. Однако это не мешало ей быть почти ледяной (градусов 5, не больше). Мыло с меня более-менее смылось через полчаса усиленного обливания... :-)

Уже ночью у костра попили чаю со вкусностями. Паша снова расчехлил гитару. Поиграл немного. Со словами: "Сегодня точно не отвертишься", протянул ее мне. Петь кавайные песни, на которые я последнее время запал, было не к месту. Играть избитое тоже не хотелось. Решил рубать сплеча. Башлачев, "Время колокольчиков". Слова походные:

Долго шли зноем и морозами,
Все снесли и остались вольными,
Жрали снег с кашею березовой...

Но песня в целом не об этом. Шутки не поняли... :-) Башлачев, "Грибоедовский вальс". Без последнего куплета, который все с ног на голову переворачивает, в том числе и настроение от песни. Звучит последний аккорд. Конец. Довольные умиленные лица вокруг. Предательский голос Лены: "Ты же последний куплет не спел". И рассказывает его содержание... :-( Довольность с лиц улетучивается. Так и пришлось Раду Анчевскую петь. Это немного приободрило всех. Но к гитаре меня больше никто не пускал.

Это был единственный день без дождя.

23 июня. Хребет Нары, спуск к реке Малый Инзер.

Утром дежурные, то есть я и Лена, благополучно проспали. Лена по-привычке отключила будильник и уснула снова. Меня перед этим не разбудила. Посчастливилось поспать на час дольше обычного. Все были этому рады. Даже Алексей ругался несильно. Вышли в 10 часов 30 минут.

За пару часов перехода поднялись на хребет. Вид оттуда был изумительный. Голубое небо с редкими белыми облачками. И везде, куда ни глянь, – горы. Местами залесенные и пологие, местами голые и крутые. Забрались на гребень. Вдали виднелась самая высокая гора Южного Урала – Ямантау. Полюбовавшись видами и устроив короткий сеанс связи с внешним миром, двинулись дальше.

Спуск с хребта начался курумником. Я наступил на "живой" камень, и чтобы не потерять равновесие, оперся рукой на острую грань большого валуна. Пока меня поднимали, камень, как нож, врезался мне в ладонь. Рану залили перекисью водорода и заклеили бактерицидным пластырем. Кровь почти сразу остановилась. После этого случая у меня резко добавилось осторожности.

Пробирались без дороги через лес по компасу. Бурелом, камни, болото, ручьи и очень большие муравейники. Наткнулись на два гейзера. Выглядят как маленькие лужи, но палкой дно не прощупывается. Это были самые натуральные топи.

Во время перекуса на острове между двумя ручьями разговор зашел про рыб, которые упорно не хотели ловиться на наш спиннинг. Было высказано предположение, что рыба в верховья рек поднимается только на нерест. Так возник второй глобальный вопрос нашего похода: как размножаются рыбы... :-) Ира на него сразу ответила, но слишком, по мнению большинства, неправдоподобно. А первый вопрос похода: кто такой Салават Юлаев. У всех синхронно с историей замкнуло.

Часам к шести вечера вышли к реке Малый Инзер. Пока сидели на привале, заметили, что тучи над нами сгущаются. И ветерок поднялся недобрый. Рядом сверкало и громыхало. Решили на этот день закончить путешествие. Только поставили палатки, как начался мощный ливень с грозой. Дождь продолжался часа полтора. Сидели в палатках. Играли на гитаре. Затем все стихло, и небо снова прояснилось.

За ужином выпытывал у харьковчан секреты их кухни. Они взяли с собой морковно-луковую смесь, жареную в растительном масле. Называется эта штука поджаркой. Ее добавляют в суп на завершающем этапе готовки. Узнал еще, что в украинском языке целых три союза "и": "i" (звук, объединяющий "и" и "е"), "и" ("ы"), "та". Как объяснила Инна, которая оказалась филологом :-), – это для благозвучия в разных ситуациях произношения. Долго пытался произнести звук между "и" и "е". Получалось неблагозвучно.

Алексей с Пашей опять ловили рыбу. Одну поймали. Правда, маленькую и случайно. За бок подсекли. На ночлег остановились раньше, чем обычно. Появилась возможность полноценно помыться и постираться. Пока споласкивался, уплыла мыльница. Как был, побежал догонять. Метров пятьдесят прямо по реке... :-) Хорошо, что в сандалиях. Иначе бы не догнал.

Был потрясающий закат.

Продолжение следует...

По материалам сайта www.activeclub.com.ua

Про ожидание

Замечательный обзор и красивые фотографии! Небольшой совет из опыта - мы когда знаем, что будем большой временной разрыв между электричками, готовим заранее маршрут по достопримечательностям города (терпеть не могу залы ожидания). Тоже приходилось бывать так в Уфе, помог сайт с достопримечательностями и их адресами http://1-ufa.ru/ Удобно!

По поводу категории...

Добрый день, уважаемые коллеги-туристы. Хочется отметить, что тройки пешей на Южном Урале нет и быть не может, какой бы километраж не накручивали. Не достает технических препятствий. Мы живем в этом регионе и никогда испокон веков не выпускали тройки (пеш.) в МКК. Хотя с других регионов эти вещи изредка проскакивают. Только не поймите меня как-то отрицательно, по этому региону есть о чем поговорить, в т.ч. и о элементах горной техники на маршрутах. С уважением к Вам, председатель МКК тск БГМУ, МС РФ, ЗПР Сергей Айсин. моб. +79173403485, ICQ 458-691-673 Skype: Aysin, e-mail: aysinse@gmail.com