Автор: Николай Бандалет, Беларусь
Горы Азии – путешествие в пространстве и времени
Часть 2
Начало читайте здесь
(От Фанских гор до хребта Кокшаал-Тоо через Центральный Памир)
Именно после Нарына мы начинаем потихонечку окунаться в что называется – Неизвестность. Столбовая дорога на перевал Торугарт ушла вправо, а мы свернули влево. В нашем распоряжении: автомобиль ГАЗ-66 с водителем, который как оказалось, не был дальше Нарына, политико-административная карта Киргизии масштабом 1: 1000000 и карта района масштабом 1:200000, фотографии нескольких вершин района Александра Ручкина из Интернета, советы Михаила Михайлова, имеющего опыт откапывания машин в тех местах.
От Оша до Бишкека около 700 километров. Нам обещают хорошую дорогу, построенную недавно вездесущими китайцами. Но путь из Оша в Бишкек превзошел все наши самые лучшие ожидания. Конечно,
проехать такое расстояние не очень легко, но трудности полностью компенсируются разнообразием видов, пейзажей. Современная безопасная горная дорога с очень хорошим покрытием. Три перевала и четыре тонелля, один из них длиной 2 километра, захватывающие серпантины, огромное Токтогульское водохранилище – путь через Внутренний Тянь-Шань. Трудно обо всем рассказать. Хочется остановиться на одном удивительном месте, а именно на Сусамырской долине. С севера ее охватывает Киргизский Ало-Тоо, с юга и юго-запада – хребет Сусамыр-Тоо, с юга и юго-востока – хребет Джумгал-Тоо. Со всех сторон долину окружают снежные вершины. Поверхность долины покрыта густыми сочно-зелеными травами горных лугов, на которых пасутся тысячи овец, лошадей, коров. Десятки юрт киргизских
кочевий украшают необозримые пространства долины. Но вот и Бишкек, столица государства Небесных гор. Для сбора членов экспедиции и складирования экспедиционных грузов наша добрая Фея – Алена Дудашвили, директор бишкекской фирмы «Горы Азии» asiamountains.net , сотворила нам настоящий замок с очаровательной хозяйкой, с бассейном, с баром и другими благами цивилизации. (Большое спасибо Мальвине, хозяйке этого замка). Как-то сразу забылись скупые строки о суровом климате предполагаемого района путешествия, о трудности пути до него… И только опыт и мудрость Станислава Ивановича Шабуни и Владимира Ильича Сиротина помогли нам вырваться из тяжелых оков цивилизации, купить все необходимое и выехать из Бишкека. Начало нашего пути из Бишкека совпадает, наверно, с самой популярной дорогой Киргизии, а именно Бишкек – оз. Иссык-Куль. Дорога вначале идет по широкой Чуйской долине, чтобы потом войти в очень узкий Боомский каньон, где в белой пене через пороги прорывается река, Чу. Не доезжая озера Иссык-Куль, мы поворачиваем на город Нарын. Но мы обязательно, хотя бы на день, вернемся к жемчужине Киргизии, озеру Иссык-Куль, чтобы искупаться в его прозрачных водах. Ведь побывав в Киргизии и не посетив Иссык-Куль – это вы как бы и не были в Киргизии. Город Нарын, центр одноименной области Киргизии. Он расположен на очень популярном туристском маршруте по Великому Шелковому пути из Бишкека в китайский Кашгар через пограничный переход, расположенный на перевале Торугарт. Кроме того, до перевала с киргизской стороны находится высокогорное озеро Чатыркуль (3530 м), третье по величине в Киргизии. Окрестности озера место обитания многих животных, а летом озеро превращается в птичий базар. Еще на этом пути из Киргизии в Китай находится всемирно известный памятник архитектуры эпохи Великого Шелкового пути – караван-сарай «Таш-Рабат».
Мы долго будем вспоминать ночевку в Нарыне, гостеприимство хозяйки гостевого дома. Но именно после Нарына мы начинаем потихонечку окунаться в что называется – Неизвестность. Столбовая дорога на перевал Торугарт ушла вправо, а мы свернули влево. В нашем распоряжении: автомобиль ГАЗ-66 с водителем, который как оказалось, не был дальше Нарына, политико-административная карта Киргизии масштабом 1: 1000000 и карта района масштабом 1:200000, фотографии нескольких вершин района Александра Ручкина из Интернета, советы Михаила Михайлова, имеющего опыт откапывания машин в тех местах. Ну и конечно наш жизненный и восходительский опыт. Мы все так же продолжали любоваться видами из окон нашего авто. А посмотреть признаться было на что. Ведь мы пересекали хребты и долины, названия которых раньше я только видел на картах. Именно здесь мы по настоящему ощутили на себе масштабы Тянь-Шаня, еще раз почувствовав себя песчинкой во «дворце мироздания». Направление дальнейшего пути мы сверяли у киргизов, очень редко встречающихся поселений. На перевале Кынды на нашем пути первый пограничный пост. Район нашего путешествия – пограничная зона. Спуск с перевала ведет в Аксайскую долину – полюс холода Киргизии. Здесь была зарегистрирована самая низкая температура в Киргизии – 54 градусов по Цельсию ниже ноля. Вот именно и туда мы держим свой путь. Из Чатыр-Таша мы увидели очень высокие снежные горы. «Кокшаал-Тоо», сказал нам пограничник, попросивший карту района у нас на обратном пути. «Уже недалеко», подумали мы. И как оказалось, ошиблись. Хотя горный массив впечатлял, особенно двойная вершина. («Тянь-Шаньская Ушба», узнали мы уже на обратном пути). Мы же держим свой путь, на последний населенный пункт, обозначенный на карте: Орто-Кашка-Суу. Что такое дорожные указатели, мы понятно уже забыли, да и развилка была только одна, исчезающей дороги. Подумав немного, мы выбрали «Вправо». Наше дело правое, решили мы. Что собой представляет этот населенный пункт, думал я и как-то даже растерялся, увидев только один дом и две юрты. Он ведь обозначен на политико-административной карте Киргизии масштабом 1: 1000000!? Ниже за перегибом пограничная застава, сообщили нам аборигены. Спустившись вниз, мы увидели заставу и шлагбаум на амбарном замке. Действительно, граница на
замке, правда, пограничников не видно. Но если стучать минут пять в ворота заставы они появляются, проверено, факт! Много ясности пограничники нам не добавили. Если где-то надо объезжать, значит надо объезжать, поняли мы. Так оно и было. Правда, не всегда было понятно, где дорога, а где объезд. Открыв замок на шлагбауме, пограничник пропустил нас на очень редко посещаемую дорогу вдоль остатков запретной полосы границы Советского Союза. Дорога очень интенсивно разрушается, особенно проблематичными являются переезды через ручейки и речки. Сильное впечатление производят остатки колючей проволоки, КСП (контрольно-следовой полосы), телеграфных столбов, других артефактов. Мы представляли тяжелую службу пограничников в этих условиях, наблюдая за остатками их труда здесь, на полюсе холода Киргизии. От предполагаемого места Базового лагеря ближайший населенный пункт в Китае, сообщил кто-то из нас. Надо искать простые перевалы, прореагировал на это Юра Малама. Но добраться до Базового лагеря во второй день нашего нелегкого путешествия, нам было не суждено. Вот эти горы! Мы их узнали по фотографии. Нам осталось только пересечь плато Кагалячап. Заболоченность плато Кагалячап – основное препятствие при подъезде к горам вблизи пика Кызыл-Аскер. Очевидно, наше белорусское происхождение помогло нам пересечь плато. Состав экспедиции, почтив полном составе, рассредоточился в поисках
проезда. Болота для нас не в диковинку. Правда, здесь немного специфические болота – сазы. На вид, в общем-то, и все нормально, но автомобиль можно закопать основательно. Но закончили пересечение плато мы уже утром 8 августа, переночевав посреди плато. А утром автомобиль все-таки застрял! Как говорится, что и требовалось доказать. Но, потренировавшись в погрузке-выгрузке экспедиционного груза, мы разбили Базовый лагерь 8 августа 2007 года возле маленького ручейка с прекрасным видом на группу вершин в районе пика Кызыл-Аскер на Юг, и плато Кагалячап, а за ним вершины хребта Джаны-Джер на Север. А на Запад как нить надежды угадывалась дорога, откуда мы приехали. «Редкостная дыра», вот резюме большинства участников нашей экспедиции, как-то странно смотревших в мою сторону. «Да, менее людно, чем в Безенги», тихо сказал я. И со светской жизнью в смысле раутов, деловых встреч и т.д. придется подождать. Ну а так как по району очень мало информации, то останется больше сил и времени на его исследование. Конечно, мне и Тане после Фанских гор и пика Ленина было достаточно комфортно на высоте Базового лагеря – 3750 м. Но вообще-то акклиматизация здесь проходит достаточно жестко. Подтверждением этому служит два случая отека легких у членов иностранных экспедиций в этом районе. Проблема же в том, что высоту сбросить, быстро здесь не получится.
Базовый лагерь мы оборудовали быстро и охотно: большая палатка кухня-столовая, душ, санузел. Изменение погоды нам не давало скучать. А менялась погода в течение дня быстро и, похоже, охотно. Разведка. А разведывать здесь приходилось все: тропы, ледник, подходы к вершинам, предполагаемые нитки маршрутов. Очень
непривычно жить в базовом лагере среди то ли степи, то ли тундры. Володя Сиротин и Юра Малама находили много общего с Полярным Уралом в смысле климата. Я там не был, поэтому ничего сказать не могу. Но горы, здесь уникальны. На пути от Базового лагеря приходится обходить многочисленные болота, но все равно все обойти не удается и приходится проходить по болоту, благо как оказывается, альпинистская обувь в болотах тоже хороша. С улыбкой вспоминается ущелье Мрды в Узунколе. Здесь во всем другие масштабы. К неустойчивой погоде в первые дни мы относились очень спокойно. Знали, знали об этом! Да и к тому же нужно время для акклиматизации, нужно оглядеться, как говорится, куда и зачем. Но слово «зачем» прибавлено больше для рифмы. Вряд ли бы кто-то из нас ответил вразумительно на этот вопрос. С главным поиском объекта для восхождения здесь очень просто. Слева красивая черная гора без имени, а по центру самая высокая гора этого района - пик Кызыл-Аскер (Красный воин). Т.е. как говорится при всем богатстве выбора других альтернатив нет. В первый выход на ледник Кызыл-Аскер правый наша группа (Головченко Коля, Фролова Таня, Григорьев Максим и я) наметила план действий на ближайшее время: разведка пути подхода под гору (позже мы ее назвали пиком Минск), выбор маршрута, разведка оптимального пути
спуска. Как один из этапов подготовки и разведки решили совершить восхождение на вершину, с которой как мы полагали, хорошо будет просматриваться стена пика Минск и весь район. Позже, мы его назвали пиком Панорамным. Обычное начало маршрута, ну совсем необычная середина для маршрута такой сложности и еще более необычный спуск позволили нам хоть немного почувствовать эти горы. И вот после разведок, после того как на бивуак под вершиной Большая Белая было занесено необходимое снаряжение Коля Головченко и я подошли под правый контрфорс пика Минск. Таня помогла нам поднести снаряжение. Погода благо раннего утра была хорошей. Как известно, когда подходишь к горе, она лежит, начинаешь лезть, она встает, ну а когда пишешь отчет, появляются карнизы. Несмотря на то, что мы выбрали маршрут, как нам представлялось с рельефом, карниз, а точнее огромное нависание появилось на второй веревке стены. А первая тоже была очень сложная. Я вспоминал про скальные туфли, которые одевались у меня на шерстяной носок, но при мысли, что надо снимать ботинок, мне становилось не по себе. В очередной раз, собравшись вместе на станции, я высказал Коле свое мнение: нормально сейчас пройти эту стену мы не можем. Темп продвижения очень медленный, трудности возрастают, а холод не убывает. Не знаю, приходилось ли вам возвращаться с не пройденного маршрута? А мне приходилось. И понять чувства человека наверно может только тот, кто побывал в такой ситуации. И мы были очень удивлены, когда нас внизу встречали почти как героев. Оказывается, что внизу тоже было так холодно, что ребята внизу недоумевали, что мы там делаем на стене. Как говорит всемирно известный альпинист Ханс Камерландер, не пройденные маршруты, в 99,9% случаев восходители списывают на погоду. Мы же хотим немного испортить статистику и сказать: виноваты сами: недооценили сложность, плохо экипировались, провели недостаточную разведку. Мало было времени, а как всегда
хотелось всего. На вершину надо взойти! Немного отдохнув, мы решили взойти на пик Минск по гребню. С самого начала маршрут по гребню нас пугал больше всего: очень протяженный, с непонятными обходами жандармов и не очень видно простых участков на маршруте. Но желание было большое. Надо сказать, что наши опасения подтвердились: на маршруте мы попробовали всего и потратили времени со спуском на день больше, чем планировали. Наградой нам была вершина, а в дополнение к этому отличная погода в день восхождения, что здесь бывает не так и часто. Я на целую страницу написал записку для последующих восходителей. Ведь в этом районе так мало экспедиций и если поднимутся на гору, будет людям, чем заняться. А в это время Коля, любуясь потрясающими видами Тянь-Шаня, совсем забыл про фотоаппарат, и только вспомнил, спустившись вниз метров 100. Поэтому фото получились не совсем с вершины. А внизу о нас волновались, и, спустившись, мы попали в объятия друзей и близких. А дальше вниз, вниз до базового лагеря. К тому же мы видели в небе вертолет – это прибыла команда Одинцова «Русский путь – стены мира». Наконец то мы увидим людей, за долгий период времени! Потому что до этого мы пересекались только с сурками и бараном Марко Поло. Команда Одинцова прибыла. Их цель – Юго-Восточная стена пика Кызыл-Аскер, а это со стороны Китая. Ну, вот дошло дело и до светских раутов. Они нас угощали, можно сказать свежими булочками, недавно испеченными в Бишкеке. Да, два часа на вертолете – это не двое суток на автомобиле. Поговорили о горах, о погоде, о маршрутах. Александр Одинцов высказал мысль, что хорошее место для альпинистских сборов разрядников: выживет сильнейший. Это, мол, не тепличные развращающие начинающих альпинистов Фанские горы. Мы с грустью вспомнили фанскую погоду и тактично промолчали. Конец путешествия, как и конец кинофильма или книги. Он почему-то всегда грустный и не всегда интересен. Как известно самый короткий путь – это путь известный и дорога обратно была намного быстрее. Да и к тому же у нас остался должок – Иссык-Куль. Добравшись в Бишкек, сдав снаряжение, мы направились в Чолпон-Ату, а так как мы всегда все непроизвольно сравниваем, скажу так, в Среднеазиатскую Ялту.
За прошлое лето мне довелось побывать в разных горах: это приветливые, потрясающе красивые цветные Фанские горы, это величественный, не оставляющий ни кого равнодушным Центральный Памир и наконец суровый, классически красивый бескрайний Центральный Тянь-Шань. И если меня спросить, где же мне понравилось больше всего, я буду в затруднении, пытаясь разумом выделить что-то. Но и почти через полгода Центральный Тянь-Шань – это то, что будит во мне что-то иррациональное и я внутренне готов к неразумным поступкам, чтобы опять увидеть его остроконечные пики и подставить свое тело его прохладному ветру.
www.hantengri.org |