Горы мира > Сибирь >

Наедине с Баджалом
Баджальский хребет. Фотоальбом

Пролог:

28 апреля во Владивостоке в поезд, следующий на север, сели 20 человек. Это были участники Альплагеря Баджал 2007. Так началась новейшая история альпинистского Баджала.

Группа из Владивостока перед посадкой
в поезд до Комсомольска на Амуре

Первое отделение

Второе отделение

Организовал эту поездку Сергей Петрович Серый (он же Петрович) – руководитель горной школы, которая послужила основой возрождения Баджала, он же стал руководителем лагеря.

Управлять альпинистским процессом взялся Александр Вячеславович Краснолуцкий (он же Красный, он же Вячеславович) – начальник учебной части, командир отряда и инструктор второго отделения.

Помогать учить новичков альпинизму согласился Александр Михайлович Кечинов – (он же Михалыч) – инструктор первого отделения.

Учиться альпинизму в первом отделении изъявили желание:

Аня Архипова
Женя Богатырв
Ваня Зверев
Сергей Мынкин
Лариса и Катя Скрынниковы
Сергей Чайка
Андрей Чаленко
Маша Чернова.

Учиться альпинизму во втором отделении изъявили желание

Лена Кириченко
Дима Медведев
Игорь Савушкин
Оля Сафронова
Вика Сушкова
Наташа Тузлукова
Лена Шкрябина
Надя Яковлева.

30 апреля в 5 часов утра весь отряд прибыл на станцию Герби. Именно отсюда и начинается наш поход.

За три дня предстояло пройти около 50 километров по руслу рек Герби и Омот Макит, и придти в исток реки Улун. Такая заброска для альпинистов - мягко говоря нонсенс, обычно туда летал вертолет, в это же раз предстоял туристический марш бросок.

День первый:

По руслу сухому мы Герби идем
Воду в снегах Баджал сохранил

На станции Герби перед
началом подхода

На привале шли в режиме 45 минут
движения 15 минут отдыха

Ориентируемся на местности

Первая ночевка после перехода
в 25 километров

Русло рек в это время представляет собой каменную ленту с многочисленными завалами из деревьев. Шли в режиме 45 минут хода 15 минут отдыха. Тяжелые рюкзаки, у ребят около 40 килограммов , у девчонок примерно по 30, не позволяли развивать быстрый темп. С остановками на завтрак и обед, в первый день проскакали по камням 27 километров . Стали на ночевку, уже войдя в ворота Баджала, в традиционном для стоянок месте под названием прижим. Здесь Герби как бы прижимается к одной из отвесных скал.

День второй

Двадцать идущих под солнцем мая,
В воду Омот Макита сквозь лед попадали

Русло реки Герби по которому лежал наш
путь к месту проведения альпиниады

Протяженность 50 километров

Отдыхаем

Второй день ни чем не отличался от дня первого, только горы вокруг становились выше, склоны круче, река уже. Свернув на приток Омот Макит, мы неустанно приближались к нашей цели, На вторую ночевку встали в двух часах хода от озера Омот и в близи устья реки Улун.

День Третий

Гуща тайги пред лицом идущих
Путь чрез хребет долг и труден

Преодоление перевала Герби

Впереди виднеется Улунский цирк

Не всем было легко, глубокий
снег и стланник изматывали

По прямой линии, до нашего будущего лагеря оставалось около пяти километров. Планировалось придти туда к обеду. Вариантов захода было несколько. Первый по реке Улун, о его непроходимости говорил Михалыч, основываясь на своей давней попытке пройти тем маршрутом. Вторым вариантом был подъем по еще одному ручью, впадающему в Омот Макит, чуть выше по течению от нашей стоянки, затем через перевал Улун. Мы же пошли третьим путем. Поднялись на хребет, и пошли по нему. Путь нам преграждал снег и кедровый стланник под ним. Дошли до перевала и спустились к рекуе Улун. Только к 7 часам вечера мы пришли к месту запланированного лагеря. Все уставшие от такого изнурительного перехода, разбили лагерь. Ни о каком восхождении на следующий день речи даже и не было.

День Четвертый.

Цирк Улуна нас принял погодой
В царстве его мы приют обрели.

"Поднятие" флага

Руководящий состав

Общее постраение

Улунский цирк

Краснолуцкий Александр Вячеславович
Руководитель учебной части,
инструктор 2-го отделения

Снежные занятия

Именно этот день, является началом нашего альплагеря. Состоялось торжественное его открытие, на котором руководство принял Красный. Отряд поделили на два отделения в каждом по 9 человек и инструктор. Обустроили лагерь, сотворив самое необходимое – костровище с сидалищами вокруг, туалеты в стиле снежных вигвамов.

И, наконец, начали знакомиться с горами.

Горы Баджала простираются на севере Хабаровского края. С открытием БАМа они стали доступны для посещения. В начале 90 альпинистами был изучен район Улунского цирка и проведено несколько альплагерей. Затем наступил перерыв в десятилетие. И вот в мае 2007 года вновь состоялся альплагерь Баджал. С Улунского цирка открывается вид на 8 вершин. Вершина Северный Ермолаева – высотой 2163 метра , вершина Ермолаева – высотой 2158 метров , вершина Клевер – высотой 2118 метров , вершина Фрегат, вершина Морион, вершина Улун – высотой 2221 метр , вершина Хабаровских Альпинисток – высотой 2166 метров , вершина Золотой Рог. Отсюда уходят три перевала на юг перевал Улун, на запад – перевал Эдельвейс, на север уходит русло реки Улун.

Здесь пройдены и категорированы маршруты до четвертой А категории сложности. Нам же предстояли восхождения по 1Б, 2А и если повезет 2Б категории сложности.

После теоретических занятий перешли к практике. Отработали подъем и спуск по снежному склону разной крутизны, а так же поучились самозадержанию на снежном склоне из различных положений.

День пятый

Высшая точка Баджала – Улун
Горные цепи у ног его в вечном безмолвье

Восхождение на Улун

Вершина Улун 2221м

Движение в связках

Вершина Морион

Небо Баджала

Второе отделение на
восхождении на Улун

Вот такой уклон

первое отделение при подъеме на Улун

Снег сменяется скалами

Радость восхождения

Вот такая обувка

На вершине Улуна

Спуск с Улуна на фоне вершины
Хабаровсих Альпинисток

Альпинист начинается с зачетного восхождения, у нас это было восхождение на вершину Улун по самой простой категории сложности именуемой один Б. Для большинства из нас, отсчет альпинистской деятельности начался 4 мая 2007 года. Выход из лагеря состоялся в 6 часов утра, еще по твердому насту подошли к подножию. С вечера заученный маршрут начал осуществляться.

На маршруте нам предстояло пройти полтора километра с набором высоты в 500 метров и примерно такой же длинны спуск. Протяженность всего маршрута от выхода до возвращения в лагерь примерно 7 километров . Подъем проходил по Северо-Восточному гребню. Двигались в связках по три человека, попеременно страхуя друг друга. Затем продолжили движение одновременно. На сложных для прохождения участках провешивались перила. Второе отделение на вершину поднялось к 14,30. Первое отделение к 17.30. С Улуна открылся вид на весь Баджальский хребет. Дальше был спуск по лавиноопасному кулуару и возвращение в лагерь.

День шестой

Друга познаешь лишь в связке одной
Коротко, четко и ясно общаясь.

Разбор полетов

Железо

Река Улун

По итогам вчерашнего восхождения этот день был определен днем отдыха и тренировок передвижения в связках. Отоспавшись и высушившись, кто как смог, и переждав снегопад, выдвинулись на тренировку. Походив связками по снегу, с поднимающимся из под него сланником пару часов, вернулись в лагерь, готовится к следующему восхождению.

День седьмой

Каменным гребнем от Цоя к Хабаровским
Альпиискам наш путь пролегал,
На стену крутую мы долго взбирались.

C вершины Цоя

Идем травесом

Погода не очень...

Поощрение от инструктора

Наддувы

Утро встретило погодой, сегодня второе отделение шло траверс с вершины Цоя высотой 2130 метров на вершину Хабаровских Альпинисток. Маршрут второй А категории сложности, протяжонностью 3200 метров , с перепадом высоты 450 метров . Вышли из лагеря в 5 часов 30 минут утра. Подъем на вершину проходил по Северо-Восточному гребню вершины Цоя, через вершину 1942 метра . Двигались в кошках, одновременно страхуясь в связке. На вершину Цоя поднялись по графику к 8 30, тем временем погода испортилась, подул сильный ветер, временами шел снег. Далее продолжили движение по Юго-Восточному гребню. Двигались в связках, сначала одновременно, затем попеременно, страхуя друг друга. Хребет сильно изрезан и довольно остр в его вершине. В особо опасных местах провешивались горизонтальные перила. К ключевому участку в виде стены 45 метров высотой и более 60 градусов уклона подошли к 14 часам. На вершине Хабаровских Альпинисток отделение поднялось только к 16 30. Погода продолжала изматывать, все промокли и замерзли, но траверс прошли. Дальше был спуск по Северо-Восточному гребню сначала по веревкам, затем по кулуару, и наконец возвращение в лагерь.

Первое отделение в этот день продолжало занятия в лагере.