Люди и горы > Люди >

Автор: Константин Гузовский

75 лет Проскурякову Р.П.

Руслан Павлович Проскуряков. Краткая биография:

Родился 26 февраля 1933 года.

В 1957 году окончил СКГМИ по специальности «горный инженер-геолог». Работал горным мастером, геологом, инженером УПСМСОСНХ.

В 1967 году во второй раз окончил СКГМИ (вечернее отделение) по специальности «инженер-электромеханик». С 1962 года работал как инженер-руководитель группы в области автоматизации производства. 25 лет отдал работе в СКФВНИКИ «Цветметавтоматика» и других НИИ.

С 1955 года - горнолыжник. После окончания института продолжал заниматься альпинизмом, работал летом инструктором в альплагерях Кавказа и Тяньшаня, Всесоюзной школе инструкторов альпинизма, КСП. Участвовал в экспедициях на Тянь-Шань, Памир, Памиро-Алтай. Участвовал и руководил рядом спортивных сборов.

35 лет вел как общественник тренерскую работу в секциях ДСО, федерации альпинизма. В 70-е годы был председателем федерации альпинизма, в 80-е-начало 90-х - старшим тренером.

С 1960 года - мастер спорта СССР и старший инструктор альпинизма.

Совершил более 200 восхождений в трех горных системах страны, из них - целый ряд первовосхождений. Все выходы в горы сопровождались фотосъемкой.

Фотографии публиковались в местной прессе, в «Заре Востока» (Грузия), газете «Советский спорт», журнале «Советское фото» и альпинистской литературе, экспонировались на I и II Всесоюзной выставках горной фотографии (1958 и 1963 годы).

Мадина Тезиева, http://osradio.ru

26 февраля 2008 года Руслану Павловичу Проскурякову, мастеру спорта СССР по альпинизму, организатору альпинизма в Северной Осетии и тренеру исполняется 75 лет. Я - бывший его ученик, инструктор альпинизма, перворазрядник и член бывшего спасотряда СССР, давно живущий за пределами Осетии-Алании и даже теперь уже в другом государстве - спешу вместе с Вами, мои дорогие однополчане, поздравить этого человека, беззаветно любящего горы, с днём рождения! Разрешите пожелать ему от своего и от Вашего имени крепкого здоровья, долгих лет жизни, дальнейших творческих успехов (он занимается фотографией гор), удач и счастья в личной жизни!

В связи с этим знаменательным событием я бы хотел поделиться с Вами своими воспоминаниями. В Северную Осетию я попал из Казахстана в 1973 году после окончания института. При распределении была возможность без помех выбрать город, и я выбрал Орджоникидзе. Говорили, что Орджоникидзе так же близко стоит к горам, как и Алма-Ата, и это повлияло на мой выбор. Я рассчитывал отработать положенный срок (3 года) и вернуться в родную Алма-Ату. В Орджоникидзе я проработал 4 года и, быть может, остался там на всю жизнь, если бы не жилищный вопрос.

В Орджоникидзе мне понравилось. Город стоял на той же широте, что и Алма-Ата. Здесь солнце зимой не превращалось в звезду, нагнетая космический холод. Горы стояли рядом, почти в том же широтном направлении, как и в Алма-Ате, и они были очень красивы. Поодаль высился Казбек, почти так же, как и Талгар. Осетины (аланы) оказались доброжелательными людьми, что позволило потом беспрепятственно посещать разные районы горной Осетии в одиночку, вдвоём и небольшими группами.

Обустроившись на работе и в общежитии, примерно через месяц, я разыскал республиканскую федерацию альпинизма и обратился к председателю федерации с просьбой о зачислении меня в какую-либо секцию. Председатель республиканской федерации (а им оказался Проскуряков Р.П.) поговорил со мной, посмотрел спортивные документы и предложил участвовать в его секции, секции ДСО "Урожай". Мне было все равно, я согласился, и только потом понял, что мне повезло.

И пошло-поехало. Работа на предприятии была вынужденной необходимостью. "Нам не сделать карьер производственных, не полюбят начальники нас+". С нетерпением я ждал очередную субботу-воскресенье, и, если была хорошая погода, мы обязательно выходили в горы. Костяк группы составляли такие же, как и я, ИТР-овцы. Вот их имена: Кульчиев Борис (доктор наук), Тюрин Владимир, Плюта Борис, Хамицаев Казбек, Мисиков Ким Джамботович (однокашник по Всесоюзной школе инструкторов), Дранников Виктор и ещё несколько человек, имена которых, к сожалению, забыл, но они есть на моих фотографиях. Девушек в группе не было (что тоже, наверное, повлияло впоследствии на мой отъезд).

Настрой в группе во время выходов был доброжелательным и веселым. Шли на подходах и маршрутах с улыбками, похохатывали, рассказывали подвернувшиеся к месту анекдоты, шутили, как бы соревнуясь в остроумии. Тон всегда задавал Руслан Павлович, мы подхватывали. Бывало и наоборот, но всегда это было очень занимательно. На бивуаках Володя Тюрин и Борис Плюта готовили такую замечательную еду буквально из ничего, что мы только диву дивились, будущие их жены потом учились у них готовке.

Гораздо позже я понял, что горы без людей достаточно холодны, что многие из нас, в том числе и я, стремятся в горы, чтобы там найти круг общения с людьми по своему уровню и интересам.

Отсутствие слабого пола имело и положительные стороны: на выходах мы всегда ставили какие-то конкретные спортивные задачи, которые надо было реализовать за 2 дня. За 4 года участия в секции Руслана Павловича я получил такую мощную установку на достижение спортивной цели при выходе, что она сохранилась у меня на всю жизнь. Эта воспитанная в секции целенаправленность теперь и мешает: я не могу болтаться в горах просто так, без освоения цели, или хотя бы стремления к ней, а современный клиент в своей массе хочет делать именно так, что раздражает, но приходится мириться.

Несмотря на близость Лесистого, Пастбищного и Скалистого хребтов, Боковой и Главный хребет находятся поодаль, поэтому за субботу-воскресенье, с учетом времени на подъезд-отъезд на рейсовых автобусах, подходы-отходы, можно было успеть сходить только по маршрутам невысокой категорийности, до 3 "Б" включительно. Свой спортивный рост приходилось делать летом, в альплагерях.

В числе таких вот "походов выходного дня" в летопись альпинизма (или по крайней мере в мою книжку альпиниста) записано первовосхождение на вершину Нар малый по 2Б к.тр. и первопрохождение на вершину Теп с ледника Мидаграбин по 3Б к.тр. Глядя на послужной список Руслана Павловича в Интернете, я выяснил, что такие мероприятия под руководством Проскурякова были и перед моим приездом и продолжались после. Какой всё-таки неисчерпаемый этот Кавказ! Каким всё-таки неутомимым его исследователем является Проскуряков! Уверен, что эксперт (а таким был и остаётся Руслан Павлович) и сейчас сможет найти там красивый непройденный маршрут, а может быть и девственную вершину. (Жаль только, что фамилию мою исказили в хронологии, нельзя ли исправить?).

Во время жизни в Осетии пришлось довольно часто принимать участие в спасательных работах. Только в этих случаях начальство наших закрытых предприятий отпускало нас с работы. В течение 4-х лет спасательные работы шли строго по расписанию: март - вершины Скалистого хребта (чаще всего -Столовая гора или Мат-Лам), май - Казбек, лето - Цей, Казбек, Грузинский угол, Дигорье осень -Казбек, Цей. Пострадавшие - все приезжие, не из Осетии.

Запомнилось два случая. В марте примерно 1974 года двое туристов пошли на Столовую гору и пропали. Нашей спортивной группе было поручено зайти со стороны Ингушетии и подняться на вершину. Поднявшись на вершину, мы попали в пелену настолько плотного тумана (или облачности), что идушего на 2 метра впереди уже не было видно. Снежная поверхность настолько сливалась с туманом, что не было никакой уверенности, куда ставишь ногу: в развернувшуюся пустоту или всё-таки на снег. Было ощущение какой-то космической нереальности. Связавшись верёвкой для того, чтобы не потеряться, мы осторожно походили по вершинной площадке Столовой горы, покричали. С трудом нашли спуск и спустились по скалам опять-таки на юг, изрядно помучившись с ориентировкой. Другие группы, поднимавшиеся с севера, тоже не смогли в таком тумане никого найти. Поисковые работы отложили до мая.

В мае, проверив южный склон, все группы расположились на северном склоне. Появилась версия, что туристов смела лавина в основной или боковой кулуар северного склона. Наша группа во главе с Русланом Павловичем поставила палатки на уступах внизу основного кулуара. Воду для еды и питья брали в этом же кулуаре, впрочем как и остальные группы. Когда через несколько дней с помощью 4-х метрового зонда вытащили из-под снега со дна кулуара рыжие волосы (лиса или нет?), то воду из этого кулуара окрестили "зубаровкой" по фамилии одного из погибших. Пришлось за водой ходить в дальний боковой кулуар, каждый раз пугая жаждущих медведей. Второго обнаружили на 600 м ниже также на дне основного кулуара под 4-х метровым слоем слежавшегося снега классическим способом зондирования, описанном в учебнике Кропфа.

Поразила высокая точность определения местонахождения пострадавших. Мы не перелопачивали весь снег по кулуару, а искали точечно, в наиболее вероятных местах, что значительно сэкономило наши силы и время. Это стало возможным благодаря большому опыту Проскурякова Р.П.

Второй случай описан в разборах несчастных случаев в альплагерях. Четверо значкистов взошли на вершину Цухгарты со стороны Дигории по 2А к.тр., обрушили карниз и упали на 1000 м. вниз по стене, которую несколькими годами раньше прошел Проскуряков вместе с московскими альпинистами. Тогда восхождение по стене получило призовое место в классе технических восхождений. Поскольку Руслан Павлович прекрасно знал подходы к этой вершине со стороны стены, то он и возглавил спасработы. Погибших также нашли быстро, в лавинном выносе у подножия стены. В качестве водителя тогда отличился Кульчиев Борис, виртуозно проведя грузовик по снежникам, находящимся на пути.

Сейчас Руслан Павлович находится на пенсии. В прошлом году он организовал фотовыставку. Сейчас пытается найти спонсоров для организации новой фотовыставки. Если такие найдутся, то просьба ему помочь. Возник небольшой юбилей у человека, создававшего своей судьбой историю освоения Кавказа, историю альпинизма в бывшем Союзе, способного тренера, организатора альпинизма в Северной Осетии. Проскуряков долгое время был председателем республиканской Федерации альпинизма. Уже на собственном опыте знаю, что общественная работа дивидендов не приносит, а вот конфликты возникают на ровном месте. Кому-то в этом году не досталось путёвки в альплагерь, кому-то - в школу инструкторов, кого-то не выпустили на маршрут из-за неподготовленности и т.д. и т.п. Допускаю, что не всем Проскуряков Р.П. приходился по нраву. Всем не угодишь, возможности ограничены, надо выполнять требования центра - и вот появляются обиженные. Знаю и то, что тот, кто стремился, своей цели добивался, независимо от обстоятельств.

Друзья ! Если есть какие-то старые обиды, то отбросьте их. Годы идут! Пока есть возможность, надо отдать должное живому классику отечественного альпинизма. Много и не требуется. Надо просто поздравить его с днём рождения, поговорить, если есть возможность, то помочь с фотовыставкой.

Ещё раз здоровья и счастья моему бывшему наставнику, а теперь, по существу, старому и доброму другу.

С ЮБИЛЕЕМ !

С юбилеем одного из моих первых инструкторов ! Жизненного и спортивного долголетия, Вам, Руслан Павлович !