Автор: Анатолий Чепур

Записки инструктора

Другие материалы Чепур Анатолия:

Гега - Агепста

В конце апреля – начале мая состоялась альпиниада «Фишт-2007». Она была организована краснодарской краевой федерацией альпинизма. Хронология альпиниады выглядит таким образом.

Утро после бурной ночи

Старший тренер оценивает
обстановку не выходя из палатки

29 апреля – заезд. Утром выходит автобус из Краснодара. Всех участников и часть инструкторов везёт на своём большом автобусе Геннадий Часовских, альпинист-инструктор из Тихорецка. Чтобы не тащиться в Краснодар, я решил ехать на своём микроавтобусе. Алексей Селиверстов, директор турбазы «Казачий приют», обнадёжил. Снег, выпавший за неделю до начала мероприятия, растаял и дорога нормальная. Выехал в 8 ч. утра. Со мной значкист из Красной Поляны Саша. Туапсе, пер. Шаумян, Майкоп, Хаджохская теснина. На подъёме к Лагонакам догоняем наш автобус из Краснодара. Он стоит на обочине, закипел. Ещё несколько километров и мост. Дальше автобусы не идут. Подъезжает Гена. До «Казачьего приюта» километра два. Продукты и инструкторские рюкзаки запихивают под завязку в мой минибус. Дорога плохая, но большой груз даже помогает мне доехать, налегке я бы долго елозил по скользкой каменистой дороге. Идущая впереди иномарка с пробитым колесом отваливает в сторону. Приехали!

Новички селятся в большом деревянном, ещё не достроенном доме, значкисты и разрядники – в тёмном вагончике, инструктора – в небольшом домике из двух комнат. Устраиваемся. Отмечаем начало альпиниады.

Куда идти – вперёд или назад?

Свёртываем лагерь.

30 апреля. С утра построение и разбивка по отделениям. Двумя отделениями новичков руководят Анатолий Короленко и Геннадий Часовских, с разрядниками работает Иван Аристов, отделение значкистов у Сергея Буланова. У меня смешанная группа: две девочки-разрядницы и четверо ребят-значкистов. Начальник мероприятия Ахтырский Олег Александрович, начспас – Смаглюков Сергей, старший тренер – Василий Кривов. Питание было организовано по жилью, т.е. новички готовят на себя, значкисты-разрядники – на себя. При них инструктора. Первый завтрак явно не удался. И не потому, что была пшеничная каша. Дело в том, что она была до безобразия сладкая. Лучше бы в кашу положили масло, чем сахар! Новички идут на снежные занятия, остальные - на скальные. За Азишским перевалом, в получасе ходьбы, отличные скалы. Здесь хорошо отрабатывать лазание с верхней страховкой, спуски, продёргивания. Для работы связок, особенно значкистам, возможности ограничены. Аристов, как знаток района, занял лучший для этого маршрут. Половину дня занимались лазанием, затем нашли более-менее приемлемый участок, где продолжили работу в связках. Погода до обеда довольно мерзкая, сыро, дождь. К трём часам возвратились в базовый лагерь. Вечером у участников лекции.

Выход по отделениям

Плато Лагонаки

1 мая. С утра как обычно зарядка, построение, завтрак. Идём опять на скалы. Погода прямо противоположна вчерашней: мороз, а на скалах к тому же сильный ветер. Сегодня занимаемся на маршруте, где вчера работали разрядники. Здесь дует меньше. Хорошо поработали в связках. Вечером был составлен план дальнейшей работы альпиниады. Завтра часов в 12 выход. Переход на приют Фишт было решено делать не за один день, а за два, с ночёвкой за перевалом Инструкторским, с тем, чтобы утром 3-го мая пройти по насту лавиноопасные склоны г. Оштен между Гузерипльским и Армянским перевалами.

2 мая. Вышли в 11-ть часов. Погода не фонтан. С неба пока ничего не сыпет, но тучи солидные. Сразу надеваю плащ, и не зря. Вскоре после начала движения начинается морось. Проходим Азашский перевал, через полкилометра кордон заповедника. Здесь с нас снимают по сто рубликов с человека в день А планируем мы пробыть в заповедной зоне дней шесть. Уже не морось, а хороший дождь. Под ногами слякоть из мокрого снега. Выходим на плато Лагонаки, и здесь начинается самое интересное. Ветер, снег, видимости никакой. По рассказам Короленко в прошлом году в такой же ситуации шли по GPS, а сейчас его нет. Начинаем ходить кругами. Решено ставить бивак. Топчем площадки, устанавливаем палатки. Я ставлю свою «Салеву-микра». Живу один. Мои участники по трое в палатках, так что я решил не напрягать их своим присутствием. В таких условиях это довольно дискомфортно. А снег всё сильнее и сильнее. Ребята приготовили ужин в палатках: макароны, чай. Снег сыпал почти до утра. Вечером и ночью пришлось несколько раз вставать и откапывать палатку.

3 мая. Утром хорошая погода, но снега выпало до полуметра. Руководство решает валить обратно. Завтракаем, сворачиваем лагерь и к обеду мы на приюте. На вечернем инструкторском совещании было решено в связи с большим количеством выпавшего снега и неустойчивой погодой выход на приют «Фишт» и восхождения отменить. Отъезд назначен на 6 мая. В оставшиеся два дня провести скальные и снежные занятия.

Остановка в пути

Иван Аристов с отделением

4 мая. Сегодня идём на скалы. Отличная погода. Ребята занимаются с удовольствием.

5 мая. Погода, как и вчера. С утра лёгкий мороз. На снегу – наст. Отрабатываем индивидуальную технику передвижения по снегу, работу в связках. В конце занятий спуск по верёвке с выдёргиванием ледоруба. Получается!

Скальные занятия

6 мая. Отъезд. Встаём в 6 часов. Чай, и через полчаса отчаливаем. С вечера в мою машину загружают оставшиеся продукты. Добавляем несколько рюкзаков и аккуратно спускаюсь вниз по дороге. Всё-таки в одном месте цепляюсь коробкой за камни. Геннадий уже стоит у моста, он с вечера отправился к своему автобусу. Общий отъезд назначен на 8 часов. А мы разгружаемся и уезжаем. Со мной Саша, девочка из Туапсе и Кирилл. Он разрядник и врач альпиниады, едет с Сочи к родителям. Обратно по знакомой дороге: Майкоп (объезжаем), Апшеронск, Хадыженск, Туапсе.

Итак, альпиниада закончилась. Как оценивать её результаты? С одной стороны, не совершено ни одного восхождения. Это, конечно, минус. Я не припомню весеннего альпмероприятия с таким результатом. Многие участники были мягко сказать огорчены. Да и не только они. Но! Были проведены скальные и снежные занятия. Проведены качественно, не торопясь (как это бывает часто на сборах), на очень хороших скалах. Да и снега хорошо «покушали». И если ребята в таких же составах приедут на июльскую альпиниаду, учебный цикл для них будет существенно сокращён. Нет худа без добра. До встречи в Приэльбрусье!

Снежные занятия

Молодцы, так держать!!!

Рассказ очень увлекательный, хотелось бы тоже также провести время...Хотелось бы познакомиться с девочкой Саша из Туапсе, так как я то же от туда! MISSOURI90@bk.ru

Фишт 2007

Думаю что руководители альпиниады приняли правильное решение - вернуться назад и не ходить на Фишт. Мы ходили в это же время с другой стороны плато - со стороны Бабук-Аула, с трудом дошли до Черкесского перевала из-за снега - и прочувствовали на себе все прелести непогоды 2 мая. После снегопада вероятность попасть под сход лавины была очень большая. Мы не попали, но лавин насмотрелись вдоволь:)