Горы мира > Памир >

Автор: Николай Бандалет, Беларусь

Пик Ленина. Восемьдесят лет спустя

Читайте также на эту тему:

Пик Ленина
Мое погружение в высоту. Пик Ленина
Зимние восхождения на пик Ленина
Пик Ленина. Февраль - 93
Проект "Снежный Барс" зимой
PEAK LENIN Великий мне путь озарил

(К экспедиции альпинистского клуба «Хан-Тенгри» на пик Ленина).

Планируя экспедицию на пик Ленина летом 2008 года, я не мог не обратить внимания на этот юбилей: 25 сентября 2008 года исполнится 80 лет со дня первого восхождения на этот Памирский семитысячник. И здесь как не крути для восходителей на пик Ленина этот год юбилейный, как бы кто не относился к юбилеям вообще. В связи с этим я решил освежить свои знания об истории восхождений на пик Ленина. Пик Ленина – это такая гора, которая всегда что говорится, на слуху. Оглядываясь назад, мы видим, что во многом эта Памирская вершина сыграла особенную роль в истории альпинизма и, прежде всего Советского, благодаря своему географическому положению и удобствам подходов и подъездов к ней.

Первым среди европейцев, кто открыл пик Ленина (1871 год), был знаменитый русский исследователь А. П. Федченко, в честь которого был позже назван самый крупный ледник на Памире. Высшую точку Заалайского хребта примерно он определил в 25 000 футов (7620 м) и в честь генерал-губернатора Туркестана Кауфмана К. П. назвал ее пиком Кауфмана. Кауфман Константин Петрович - инженер-генерал. Участник Кавказской и Крымской войн, возглавлял военные походы с целью присоединения Средней Азии к России. Он выступал инициатором всестороннего изучения областей Средней Азии. Кстати, немец по происхождению. Об этом можно бы и не упоминать, но история распорядилась таким образом, что первовосходителями на эту вершину стали участники комплексной экспедиции Академии наук СССР, немецкие ученые, а по совместительству и опытные альпинисты, приглашенные для участия в работе экспедиции К. Вин, Э. Аллвейн, Э. Шнейдер. Восходители совершили свое восхождение с юга, с более изученного тогда ледника Большой Саук-Дара, через перевал позже названным перевалом Крыленко. Э. Шнейдер был австрийцем, что собственно не меняет дело. И что интересно, именно в 1928 году, в год первовосхождения, гора была переименована в пик Ленина. (Совсем недавно в очередную эпоху переименований вершина переименована в пик Независимости, но я буду придерживаться привычного для нас названия). Читая об этом раньше, я испытывал некоторую неловкость, воспитанный в Советском духе. Как же так, мысленно спрашивал я себя? Но это факт. В те времена западные альпинисты были опытнее, и в их активе уже было не одно
выдающееся восхождение. И только в 1934 году советские альпинисты К. Чернуха, В. Абалаков и И. Лукин совершили восхождение с севера через скалы (позже получившие имя Липкина, летчика совершившего вынужденную посадку немного выше этих скал). Это восхождение начало эру восхождений со стороны Алайской долины. Основное, несмотря на большую крутизну северных склонов пика Ленина, преимущество пути восхождения с севера – это достаточно простой подъезд. С пиком Ленина связано очень много разных достижений, в том числе абсурдных, например попытка восхождения стрелковой ротой с полной выкладкой и вооружением, десантирование парашютистов на гребень вблизи вершины. С этой горой много связано побед и к великому сожалению потерь.

Достаточно простые пути подъезда сделали пик Ленина своеобразным высотным полигоном, где
отрабатывались тактики альпинистских восхождений, совместные действия с исследователями гор различных направлений (гляциология, физика, физиология и др.) и смежными видами спорта (горные лыжи, парашютный спорт, дельта- и парапланеризм). С восхождения на пик Ленина начинали свой путь большинство сильнейших высотников Советского Союза, а ныне стран СНГ, в активе которых восхождения на самые высокие горы мира, в том числе по сложным маршрутам. С пика Ленина был совершен первый спуск на лыжах в Советском Союзе, а также здесь было совершено первое зимнее восхождение на семитысячник. Беспрецедентное по тем временам, массовое восхождение, с привлечением иностранных альпинистов, в 1967 году на пик Ленина (на вершину поднялось 301 человек), положило начало организованным посещениям района. Побывав в 2006 поду под пиком Ленина через восемь лет после своего первого восхождения в 1998 году, я лично убедился, что популярность этой вершины среди восходителей всего мира просто колоссальна. Сотни восходителей пробуют здесь свои силы в высотном альпинизме.

Что же представляет собой пик Ленина с альпинистской точки зрения? Согласно статистике , на вершину пика Ленина ведут 16 маршрутов. Из них – 7 на северной стороне и 9 – на южной. Все маршруты имеют категорию сложности 5А и только один маршрут 5Б. Более подробно о маршрутах на пик Ленина и истории освоения можно посмотреть http://hibaratxt.narod.ru/vs25/index_lenina.html . Подавляющее большинство восходителей совершают восхождения с севера, возможно, исключая вездесущих туристов. А подавляющее большинство восходителей с севера, за редким исключением, идут по маршруту через вершину Раздельную. Огромная популярность пика Ленина и большое число восхождений на гору создало представление, что пик Ленина – несложная гора. Но это представление ошибочно и даже опасно. Да, восхождение по гребню на вершину, а также выходы на гребень не требуют сложных технических приемов, а места постоянных лагерей каких-то сложных тактических построений. Относительно благоприятны здесь и метеорологические условия. Но все-таки это семитысячник. Основными трудностями здесь остаются высота и ее воздействие на организм, низкие температуры, шквальные ветры, эпизодические, но достаточно длительные периоды жестокой непогоды и, конечно, лавины. В 1974 году восемь женщин участниц восхождения, лучших альпинисток Советского Союза (руководитель - Эльвира Шатаева) так и не смогли спуститься с вершины в условиях резкого ухудшения погоды. 13 июля 1990 года произошла самая большая альпинистская трагедия в истории восхождений на пик Ленина. В результате землетрясения со склонов вершины сошёл мощнейший снежно-ледовый обвал. В результате - снесён и погребён палаточный лагерь на так называемой «Сковородке», на высоте примерно 5300 м., 43 человека были сброшены на ледопад и погибли. Это только самые крупные трагедии на склонах пика Ленина. Но почти ежегодно здесь происходят различные происшествия. Список жертв этой горы растет. Поэтому недостаточно серьезное отношение к организации восхождения, включающей физическую подготовку, систему акклиматизации, подбор снаряжения, организацию взаимодействия, тактический план, может иметь фатальные последствия. С улучшением качества и количества альпинистского снаряжения у многих восходителей сложилось заблуждение что снаряжение – это решение проблемы. В какой-то мере это заблуждение поддерживают продавцы и производители снаряжения. Конечно, хорошее современное снаряжение повышает безопасность восхождения, но не гарантирует.

В наше стремительное время существенно облегчена организация доставки альпинистов, проживания и питания. Это на себя берут многочисленные фирмы, разбивающие свои лагеря на поляне Ачик-Таш. Какое качество требуется от партнеров на восхождении? Конечно же, надежность. Наш альпинистский клуб «Хан-Тенгри» давно уже сотрудничает с бишкекской фирмой «Горы Азии» http://asiamountains.net/ «Горы Азии» на высоком уровне помогали организовывать нам экспедиции в самые отдаленные уголки Тянь-Шаня, Памира и Памиро-Алая. И в этот юбилейный год нашей экспедиции на пик Ленина будет помогать наш надежный старый друг – «Горы Азии». Тем более что в прошлом году мы уже сотрудничали с этой фирмой под пиком Ленина.

Да, все с организацией экспедиции на пик Ленина в прошлом году (а мы там были во второй половине июля) было отлично. Что не скажешь про погоду. Погода не подвластна человеку. За все время нашего пребывания там, погода неоднократно испытывала нас на прочность. Нас не один раз засыпало снегом в базовом лагере и там же поливало проливным дождем, мы сгорали на солнце на свежем снегу по пути в лагерь 4400 после нескольких дней непогоды, в течение двух суток штормовой ветер не давал выйти нам из палаток на вершине Раздельной (6200 м). Резкая смена погоды обуславливала более тяжелую акклиматизацию. Именно с учетом этих факторов к 28 июля ко дню нашего отъезда было совершено всего семь восхождений на гору. Что, собственно говоря, учитывая сотни соискателей очень мало, сравнивая, например, с сезоном 2006 года. Да, как говорится, год на год не приходится. И прошлый сезон еще раз показал, что пик Ленина в этом смысле гора особенная. «Пик Ленина показал свой нрав, это бывает», сказал очень известный альпинист и хороший знаток гор Александр Александрович Агафонов. Прошло восемьдесят лет после первовосхождения на гору, но трудности остались все те же. И от современного альпиниста поднимающегося на пик Ленина, гора требует тех же качеств, что и восемьдесят лет назад: хорошей физической готовности, целеустремленности, умения терпеть и преодолевать трудности. Да, увеличилось техническое оснащение, умения, накоплен большой опыт, появились новые знания о природе. Но если вдуматься, стали ли мы сильнее?

На такой горе как пик Ленина мелочей не бывает. Подготовка к восхождению на семитысячник начинается еще дома. И перефразируя Ильича: «Бегать, бегать и бегать». Я не буду говорить о различных навыках, знаниях и умениях необходимых для восхождения на такой семитысячник как пик Ленина. Написано об этом масса литературы. Но без хорошей физической подготовки – на семитысячнике просто нечего делать. Силы здесь не прибавится. На семитысячнике никому легко не бывает. Но тренированный организм более лабилен и легче перестраивается, приспосабливаясь к различным факторам высокогорья. Мы тоже учтем все свои ошибки, промахи и, опираясь на свой личный опыт, приедем в Киргизию, чтобы в год восьмидесятилетия первовосхождения на пик Ленина, также совершить восхождение, тем самым хотя бы частично прикоснуться к богатой истории этого снежно-ледового гиганта Заалая.

www.hantengri.org

Уважаемые любители альпинизма

Туристическая компания "Asia Travel" была основана в 1990 году и на данный момент является одной из лидирующих туристических компаний в Средней Азии. Партнерами компании являются более 100 туристических компаний по всему миру.Туристическая компания "Asia Travel" - это весь спектр активного туризма. Дружелюбная команда, опытные гиды, отлично знающие историю и культуру народов Средней Азии и всегда готовые помочь туристам в любой ситуации, собственный транспорт, оборудование и инвентарь для автономного обслуживания в горах - все это выгодно отличает "Asia Travel" от других туристических компаний Средней Азии. web:http://www.asia-travel.uz e-mail:info@asia-travel.uz

Много и подробно о туризме http://ethotels.org.ua

Туризм и не только.

пик Ленина

Написано правдоподобно! Сам в 2007 году 14 августа, взошел на эту вершину, до восхождения читал описания, отзывы, и как говориться в живую все оказалось намного сложнее, конечно высота дает о себе знать, хотя на маршруте нет ни каких технических сложностей, но пик Ленина, сам по себе очень опасен непредсказуемостью, маршрута и погоды!

А нам с погодой повезло

Приехали в Ачик-Таш 25.07 - первые 2 дня погода хмурилась, а потом так разулыбалась ... Наверно мы просто угадали с погодой, а может привезли ее с собой, но у нас восхождение удалось - 10 человек из 16ти побывали на вершине. Командный дух нам помогал, чего и всем желаем - ходите сплоченными коллективами.

....

...." и случай -- Бог изобретатель "....