Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горной 3-ке по Центральному Кодару, август 2004 г.
Ст. Сакукан – р. Верхний Сакукан – р. Бюрокан – цирк пика БАМ (3072) – лед. Кодар - пер. 25 лет Советской Латвии (2А, 2630) – р. Таежная – пер. Рижан (2А, 2670) – лед. Советских Географов – пер. Ленинградец (2А, 2575) – пер. Трех Жандармов (2А, 2380) – лед. Нины Азаровой – руч. Медвежий – ГМС – р. Средний Сакукан – село Чара Походная карта
Планировался как учебно-тренировочный поход инструкторов детско-юношеского туризма для приобретения ими технического опыта работы на снежном, скальном, ледовом рельефе в реальных условиях гор. В связи со спецификой (см. выше) на маршрут были заявлены сразу четыре перевала определяющей сложности – 2А. Такой организацией маршрута планировалось достигнуть максимального технического разнообразия при допустимом для Г3 объеме технической работы. Первый перевал 25 лет Советской Латвии дает опыт прохождения скальных (стенных) маршрутов на спуск и работу с жестким снегом и организацией вертикальных перил на подъем. Второй, Рижан, представляет собой сильно разрушенные скалы на подъем и залитый льдом (микст) кулуар на спуск. Третий, Ленинградец, требует 80 м скальной работы на подъем, организацию крючьевой страховки и относительно простой спуск спортивным способом. То же касается и четвертого, Трех Жандармов. Два первых перевала значительно сложнее в сторону спуска, два следующих сложнее в сторону подъема. При этом три первых перевала находятся на кольце, что значительно снижает физическую нагрузку во время их прохождения. Последний перевал на линии маршрута. Руководитель похода в этом же году видел все перевалы с обеих сторон по хорошей погоде. Перевалы 25 лет Советской Латвии и Ленинградец ходил сам. 6. Географическое описание района. Хребет Кодар представляет собой самую высокую и расчлененную часть Станового нагорья. Это наиболее технически сложный и интересный туристский район Забайкалья. Центральный Кодар наиболее мощное поднятие, несущее почти все современное оледенение района. Около 60% ледников располагается в долинах и карах, открытых к северо-востоку. На водораздельных гребнях нет места возникновению обширных фирновых полей. Снеговая линия расположена на северных склонах на высоте 2200-2400 м., на южных – 2500-2550 м. Для района типичны длительно сохраняющиеся и перелетовавшие снежники, дольше всего они сохраняются у подножия конусов выносов лавин, в понижениях курчавых скал, в глухих кулуарах. Трещины на ледниках развиты сравнительно слабо и не препятствуют продвижению туристов. В верховьях ряда ледников четко выделяется линия отрыва – бергшрундт. Центральный Кодар район современного горообразования, не редки землетрясения. Носит типично альпийский характер со значительной высотной поясностью. Скальные гребни увенчаны останцами выветривания, углы между бортами долин и их дном сглажены шлейфами осыпей, в долинах множество поперечных и продольных ригелей. Климат резко континентальный, со значительными сезонными колебаниями температур и суточными перепадами. Преобладают ветры западных направлений несущие влагу с Байкала, высокие хребты Центрального Кодара становятся значительным препятствием для воздушных масс. Растительность делится на три зоны: болотно-луговую (в межгорных котловинах), горно-таежную и гольцовую. Граница леса достигает 1400 м., выше до 1800 м. растет кедровый стланик, еще выше альпийское разнотравье. 7. Туристская характеристика района. «Маленький Тянь-Шань», так иногда туристы называют Центральный Кодар. Действительно это горы с условиями максимально приближенными к высокогорью, с довольно обширной зоной современного оледенения, типично альпийской растительностью и с очень жестким, агрессивным рельефом, что и привлекает большинство туристов. Он достаточно хорошо освоен из-за повышенного интереса в последние два десятилетия и из-за удобства и относительной близости подходов с БАМа. Их основных четыре: 1) со ст. Леприндо через одноименное плато 2) со ст. Сакукан по долине Верхнего Сакукана 3) с поселка Чара по Среднему Сакукану 4) самый дальний через долину Апсата. Характерно наличие большого числа троп на подходах к основным перевалам. Привлекает так же «сталинское» прошлое региона с многочисленными развалинами концлагерей. В долинах Бюрокана, лед. Советских Географов, Ледниковой есть районы привлекательные для альпинистов с сосредоточением сложных трасс до 6 кат.сл. включительно. Из всего таежного среднегорья Сибири район самый привлекательный для горных туристов, можно планировать очень сильные маршруты со 2-ой до 4-ой кат.сл, для горных 1-чек этот район даже крутоват. Перевалы имеют в основном одностороннюю сложность по характеру экспозиции, но их грамотная комбинация может дать туристу горнику весь необходимый объем технической работы. Район привлекателен так же для туристов пешеходников, хотя для большого пешеходного маршрута Центральный Кодар слишком локален и необходимо подключать соседние районы. Высокогорная зона станет реальным усилением и украшением любого пешего маршрута 4–6-ой кат.сл. Для лыжников район представляет тот же интерес, единственным препятствием станут очень низкие температуры вплоть до середины марта. В водном отношении интерес могут представлять только оба Сакукана по бурной воде и обе Сыгыкты, зато, используя тропы основных подходов можно спланировать очень оригинальный и напряженный велосипедный маршрут. Полное расписание поездов по станциям приводить не имеет смысла, это всегда можно узнать через Internet, опишу в общих чертах и отмечу лишь принципиальные моменты. Добирались мы на трех поездах: сначала на "Усть-Илимск – Иркутск" до станции Коршуниха, там сели на "Иркутск – Северобайкальск" до конечной. Проходной БАМовский до самого Кодара не выбрали по двум причинам: 1) сложно с билетами на 10 человек 2) все проходные поезда останавливаются только на Новой Чаре, на станции Сакукан (так же как и на Леприндо, Салликит, Кодар и т.д.) останавливается только местный поезд "Северобайкальск – Новая Чара". На нем мы и доехали до Сакукана, тем более удобно то, что он приходит утром (в 8.40) и можно сразу начинать ходовой день, а все проходные вечером. Кстати с Новой Чары в западном направлении два раза в день ходит рабочий поезд по всем этим станциям. Обратно: с Чары (старой) до Новой Чары ходит автобус, первый рейс в 9 утра и дальше примерно каждые два часа, последний рейс в 18 часов прямо к поезду. В выходные дни расписание другое, точно сказать не могу, стоимость билета до 15 рублей. Автобус типа “пазик” или иногда “кавзик”, я к тому, что большой толпой не уедешь (не возьмут), если народу совсем много, то лучше заказать автобус отдельно через их АТП какого-то предприятия (узнать в магазине, где живет диспетчер, это рядом). Заказ обойдется в 500 рублей (мы как то уезжали толпой в 30 человек), частник обойдется в два раза дороже. На ж/д вокзале в Новой Чаре можно дожидаться проходного поезда. Мы не стали и уехали снова на этом местном до Северобайкальска, билетов на плацкарт больше двух не бывает вообще (все остальные с Таксимо), либо общий, либо купе. Дальше "Северобайкальск – Москва" до Коршунихи и Иркутским до дома. Хоть и живем мы относительно рядом с Кодаром, а добираться приходится двое суток (долгие ожидания пересадки на станциях). Дорога обошлась нам в 1800 руб. туда и обратно на человека.
Примечание 1: при использовании запасного варианта 7 дня (пер. Медвежий) заброска забирается со стороны Сред. Сакукана через пер. Балтийский. Примечание 2: серым цветом выделены кольцевые участки маршрута. Примечание 3: аварийные выходы осуществляются либо по Верх. Сакукану, либо по Сред. Сакукану, в зависимости от того к какой из рек будет ближе и по ходу проще находиться группа.
Запасные варианты планировалось использовать в случае очень плохих погодных условий или сильной усталости группы. Они спланированы так, что их использование (одного или даже двух) принципиально не влияет на зачетную сложность маршрута. Перевалы Четырех и Балтийский ходил руководитель группы, перевал Медвежий ходило несколько участников. 11. Фактически пройденный маршрут.
1 день - 18.08.2004
2 день - 19.08.2004
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||