Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Александр Орлов, г. Москва
Фото: Григория Чеботарева, Сергея Симакова, Светланы Кисловой, Дмитрия Плотникова

“Боги скал”, или майские праздники в Турции

Сектор Каньон, маршрут Nothingman 7a+
Только Богам в древности было позволено жить на вершинах гор, а людям отводилось место в низине, и только непокорные всегда стремились и взирали вверх..

Так и мы: после долгой зимы и лазания на искусственном скалодроме очень хотели поехать на скалы, и в естественных условиях потренироваться и испытать неземные ощущения от лазания по натуральному камню, прикоснуться и ощутить энергию земли.

Следуя давним, почти десятилетним традициям я собирался поехать с друзьями в Крым , но, позвонив за месяц до поездки своим знакомым в Алупку, я просто был поражен: зима задержалась , а весна еще не спешила приходить на родные крымские скалы. Температура , прогнозируемая на май, была примерно плюс восемь, плюс десять, и, как ни печально, дождь. Понимая , что в Крыму особо в мае ловить будет нечего, я принялся искать новые места для лазания в инете.

Вид на массив Геюкбайури
Не долго думая и рысская в поисках новых мест, я наткнулся на скалолазные районы Турции. Оказалось, что там много мест для скалолазания и альпинизма, примерно в 10-12 районах.

Погодные условия качественно отличались от предполагаемых крымских : плюс 20-25 и чистое, теплое море. Посовещавшись и проговорив все за и против, мы, не долго думая, купили тур в ***отеле в Белдиби (около 35 километров от Анталии), что вполне нас устроило (четырехразовое питание, бассейн, море и недалеко от скал).

Вот то, что мы приняли во внимание:

Алькайар
Погода:

Погода нас радовала с первых минут прилета в Анталию. Плюс 25 и безоблачное небо: за все десять дней- короткий 15 минутный дождик, который прошел в день отдыха.По сравнению с Крымом, в котором плюс восемь- десять и дождь, мы просто попали в рай.

Природа:

Турецкая природа сродни нашему Крыму- такие же скалы, такие же хвойные деревья, цветы (глициния и розы), чистейшее море и дикие пляжи- просто рай на земле.

Схема района
Скалы:

Мы лазали в двух районах, которые находились в 15-45 километрах от нас, до которых мы добирались на машине за 20-50 минут.В сумме мы насчитали 350 трасс разного уровня сложности и на разном рельефе.По структуре скалы в принципе ничем не отличались от крымских, за исключением сталактитов и сталагнатов, по которым были проложены некоторые маршруты.

При таком обилии трасс мы никогда не «стояли» в очереди, как в Никите или в Симеизе, всем хватало простора для деятельности, а количество скалолазов на 18 секторах для лазания не превышало одного. Мы были удивлены московким скалолазам, которые, как и мы, решили поехать полазать и погреться в Турцию.Как говориться : «Мир тесен»!

В поисках удачных кадров
Расходы:

В среднем Крым обходиться 300 долларов, Турция обошлась бы столько же, если мы купили бы билеты раньше, но, даже купив тур, мы заплатили в среднем 400-450. Только с большой разницей, что проживали в *** звездочном отеле с четырехраховым питанием, чистыми простынями, бассейном и собственным пляжем.

Новые места:

Возможность посмотреть и полазать в новом скалолазном районе всегда манит и зовет! Вот и мы, ведомые зовом далеких турецких берегов, полетели в неизведанные дали...

Но вот мы собрались и, наспех позавтракав, как и все отлетающие чартерным рейсом, в пять утра были в азропорту Домодедово. Вся наша толпа довольно быстро прошла регистрацию и паспортный контроль, закупив спиртного на всю поездку , под убаюкивающую музыку двигателей понеслась к солнечным турецким берегам, укутавшись в шерстяные пледы наших надежд.

Достопримечательности:

Ворота Адриана – один из наиболее хорошо сохранившихся в Анталии памятников античности. Стоя перед ними, невольно задумываешься о течении времени. Позади Вас шумит одна из магистралей современной Анталии – Atatürk Caddesi, по обеим сторонам которой протянулись стройные пальмы и апельсиновые деревья. А прямо перед Вами – Атталея, или древняя Анталия. Таким образом, прошлое и настоящее разделены самыми прекрасными воротами Памфилии, с обеих сторон которых возвышаются башни, олицетворяющие собой искусство и культуру двух различных эпох.

Античность на каждом шагу..
Эти величественные ворота были возведены в 130 году н.э. в честь визита в город римского императора Адриана. Первоначально они были защищены городскими стенами и не использовались в течение многих лет. Возможно, именно по этой причине ворота не подверглись разрушению. Высота ворот сравнима с двухэтажным зданием. Вся конструкция за исключением колонн выполнена из белого мрамора.

Над тремя куполообразными арками, украшенными изящными розетками, проходит антаблемент, изначально составлявший основу для колоннады второго уровня. Поддерживаемый колоннами с композитными капителями, он как бы нависает над ними сверху, выступая вперёд.

С обеих сторон ворот можно увидеть башни, которые были построены в разное время. Южная башня, башня Святой Юлии, была возведена из обычных гладких каменных блоков ещё в эпоху правления Адриана.

Фундамент северной башни был заложен в античные времена, а её верхняя часть была достроена уже во времена турков-сельджуков.

***

В аэропорту Анталии нас гостеприимно приняли и с ветерком домчали до отеля, где, быстро распаковавшись, мы уже строили планы на завтрашний день. У нас уже был с собой гайдбук, купленный заранее, и мы примерно представляли, куда нам ехать, и выбирали маршруты для покорения и разминки.

Взяв машину на весь срок пребывания, мы чуствовали себя достаточно комфортно и уверенно, поскольку могли выбирать любые места для лазания и досуга.

Трассы в Алькайаре
Мы приехали в первое место для лазания – Алькайар, которое находилость в 15 километрах от нас на берегу, точнее в пяти метрах от воды. Район состоит из двух секторов, один из которых закрыт естественным молом. По описанию там 18 трасс, но есть уже и проекты, которые будут введены в «эксплуатацию» этим летом.

Маршрут Loser 6c+
Трассы в осном очень силовые, боулдеринговые, поэтому некоторые из них дались нам не с первой попытки. Испытав некий шок от лазания на столь силовых трассах, на следующий день в районе Геюкбайури мы просто радовались как дети новым свершениям!

Бастионы очень похожи на скалы Бахчисарая и Кошки, Сарыча и Крыла Лебедя! On sight'ы не заставили себя ждать и пошли один за одним!

Как обычно наш скалолазный день был разбит на две тренировки, в середине дня у нас была сиеста - обед, либо в форелевом хозйстве, либо в местной кафешке, сотоявшей из небольшого, но вместительного холодильника с пивом и водой, нескольких столов и очага для готовки шашлыка (кебаб) и крепкого турецкого чая.

В волю наобедавшись и передохнув, мы преступали ко второму раунду тренировки, который проходил на теневых маршрутах с великолепными видами на заходящее солнце. В среднем в день удавалось полазать часов пять, что нас безмерно радовало, поскольку в Москве, кроме скалодромов и боулдерингов в Лыткарино, ничего нет, и поэтому мы использовали каждую свободную минуту для утоления нашей скалолазной жажды. Чтобы не бегать сломя голову и искать кого-либо, кто знает категорию и расположение маршрутов, мы купили гайдбук.

Пару слов о Гайдбуке:

Гайдбук Вы сможите купить либо в Анталии, либо на месте - в кемпинге под скалами. Стоит он десять евро и, что самое главное, 50 процентов от его продажи идет на поддержание уже существующих маршрутов и создание новых, поэтому воздержитесь от ксерокопирования!!!

Вот самые интересные маршруты и сектора, на которых нам удалось полазать.

О маршрутах:

О скалах и маршрутах можно слагать легенды: одни названия чего стоят: Seek and Destroy”, “Love and Hate”,” Nirvana”, “Beam me up Scotty”!!!

Каждый смог найти для себя нужную категорию с подходящим названием, зацепками и в подходящем секторе для лазания, поскольку скалы сильно отличались по породе и рельефу в различных участках стены. Больше всего нам запомнились несколько секторов. Например в Anatolia- самое наибольшее число маршрутов: (27, от 4b до 8а+). В секторе Melvana короткие, но сложные трассы по сталактитам с большими пролетами между шлямбурами (около 5-6 метров). Сектор Ottoman, как нам показалось, только-только введен в «эксплуатацию» и уже завоевал репутацию небодедимых маршрутов. Вы без труда найдете сектор Magara - большую рыжую пещеру по центру стены, в которой много нависающих семерок и шестерок с различным рельефом и породой скал.

Сектор «Растоман»
Нам безусловно понравился сектор Canyon - почти забытый уголок в левой части бастиона, очень колючий, нависающий и недружелюбный. Настолько разнообразного лазания на одном массиве трудно себе было и представить, правда по колючести скалы можно сравнить лишь с Кошкой, и то, наша Кошка более мягкая и приветливая.

Обессиленные, но счастливые, мы торопились в наш отельчик, чтобы принять ванну и за чашкой крепкого турецкого чая, побеседовать в секторе «Растоман» - так мы называли местную кальянную, где при свечах безмятежно тянулись теплые майские вечера.

И так проходили дни, в победах и свершениях, удачах и борьбе, борьбе над собственными страхами, ленью и собственной тенью, которая старалась тянуть нас наверх, вопреки законам всемирного тяготения.

О возможностях:

По нашим подсчетам только около Анталии и Кемера мы насчитали с десяток непробитых стен, которые при правильном подходе могут посоревноваться с далекой Италией и Францией.

В Турции все трассы в основном были пробиты немцами, и только сейчас местные энтузиасты занялись пробивкой маршрутов - да вот только одна беда - для них это просто тренировочные маршруты перед длинными альпинистскими восхождениями, поэтому не пугайтесь, если не сможете «заонсайтить» 6а или 7а!

О райских местах:

Мы узнали о славном райском месте Olympos, которое находилось в 55 километрах от нас.

Боулдеринг в Olymposе
Дикий затерянный пляж длиной в несколько километров и обрамлении множества скал. Район новый и очень перспективный. К большому сожалению, мы не смогли найти route setter-а данного района, и наши поиски спортивных маршрутов ограничились только боулдерингом на пляже, что вполне нас порадовало и развлекло.

Особенно местные отдыхающие, которые тыкали в нас пальцами и фоткали на свои камеры.

Всякое путешествие должно заканчиваться, вот и наше подошло к концу, и мы подводили итоги тому , что успели и не успели, смогли и не смогли. Перебирая названия трасс и категорий, мы еще раз вспомнили то, что мы принесли в жертву нашей победе, и нашим поражениям, тренировкам и свершениям.

Когда нибудь мы вернемся опять на далекий турецкий берег, который нам стал ближе, потому что нас объединили скалы, дружба и борьба с собственным «я»!

Удачи Вам во всех начинаниях!!!