Горы мира > Сибирь >

Автор: Антон Чхетиани, г. Москва

Верхоянский хребет 2005

Завершилась беспрецедентная лыжная экспедиция команды Созвездие под руководством Алексея Романенкова и Антона Чхетиани на Верхоянский хребет. В процессе более чем 800-километрового автономного линейного перехода за 39 дней группа, в составе которой были представители гг.Москвы (А.Романенков, Георгий Обиденый, Петр Рыкалов, А.Чхетиани), Санкт-Петербурга (Ольга Бершева, Михаил Бабич), Казани (Андрей Степочкин) и Литвы (Эдмундас Ионикас, г.Вильнюс), прошла от прибрежной тундры через массивы Хараулахских гор к Северному Орулгану, где совершила первовосхождение на пик 1000-летия Казани и далее к альпийским массивам Джарданского хребта.

Спортсмены впервые пересекли сильно расчлененные пустынные горные массивы Восточного Орулгана со следами мощных древних плейстоценовых ледников и вышла к центру современного заполярного оледенения Верхоянья – переметному леднику Колосова, совершив первовосхождение в массиве гор Амкында на пик В.Шефнера.

Продолжив движение на юг, группа впервые прошла через цепь глубочайших каньонов Эниган-Толоно, Южного Сахчана, Балтыра-Артыги, разведав и отыскав выход с Тумаринского плато в бассейн среднего течения р.Лена – верховья р.Сынча и пройдя в среднее течение р.Тара-Сала, соединила районы Центрального и Южного Орулгана, где расположены высочайшие вершины горной системы.

90 процентов маршрута пройдено в режиме первопрохождения.

Аномальная весна в Якутии привела к тому, что, несмотря на обильный снеговой покров, в первых числах мая в горах началось массовое таяние, и последние сто с лишним километров группа выходила пешком по редколесью и болотам мимо первоцветов в сопровождении первых комаров.

За все время нахождения не было встречено ни одного человека. Лишь редкие встречи с горными баранами, зайцами, куропатками да росомашьими следами напоминали нам о других живых существах.

Мы выражаем глубокую благодарность всем, оказывавшим содействие в подготовке и реализации нашей экспедиции: В.Э.Иванову (www.anabar.ru), И.Е.Востокову (ТССР), Н.М.Рязанскому и С.И.Чернику (ФСТ ОТМ г.Москвы), В.В.Буяльскому, П.С.Величко, С.А.Романенковой, К.А.Вандышеву, Н.Е. Евстафьеву, Ю.В.Хохлову (ФАиС г.Москвы), главе Булунского Улуса Алексееву А.Н., коневоду и охотнику Бочкареву Д.Д. (п.Батагай-Алыта), Г.П.Арбугаеву. (Арктиктрэвел www.arctictravel.ru, Якутск) (обеспечившему локальную поддержку), В.Васильеву и Е.Орлову (С.-Петербург), обеспечившими группу качественной продукцией фирмы Сэтила, руководству и персоналу московского представительства Авиакомпании Якутия, коллективу www.mountain.ru.

Нитка экспедиции

Схема маршрута
Подробный вариант
Пос.Тикси – губа Буор-Хая моря Лаптевых – мыс Оркюле – пос.Найба (Хараулах) – р.Куоллагай – р.Кебе-Юряге – траверс хр.Верхний Бохусчан (1Б,1210) – пер.Как жахнем (1А,1050) – прав.исток р.Кебе-Юряге – лев.исток р.Кебе-Юряге – пер.Фюзеляж (1А,1070) – р.Вост.Эселях – р.Эселях – р.Хадарындя – р.Имта – р.Сев.Имта – пер.Хочу (1Б,1000) – рад.трав.массива в.1390 (1Б) – лев.исток р.Нюосу – пер.Надо (1А,1080) – руч.Снежный – рад.пер.Карабель (н/к,1020) + пер.Седов (1А,1025) – р.Мундукан – руч.Росомаший- пер.Огонек (н/к,930) – р.Огонер-Тас – руч.Атас – руч.Потный – пер.Буян (н/к,945) – руч.Большой – пер.Советских космонавтов (н/к,830) – р.Кусаган-у – р.Сепкян-Артыга – пер.Нон-стоп (н/к,870) – р.Гевкан – руч.Упертый – пер.На крыло (1А,970) – руч.Супер – руч.Антип – пер.Чак-Чак (1А,1037) – рад. пик 1000-летия Казани (1Б,1245) – руч.Быстрый – рад. Пер.Ганди (н/к,950) –р.Мейчан – пер. Суворов (1Б,1345) – рад. пик Врата (1Б,1584) – руч.Шнурок – р.Чуорканди – пер.Орулган (н/к,1135) – р.Кумедон – р.Атыр-Муостах – пер.Москва-Ленинград (1А,1360) – р.От-Атах – руч.Уступчивый – пер.Ю.Подрядчикова (1Б,1450) – р.Матага – руч.Ледяной – пер.Спартак (1А*,1470) – руч.Баранний – р.Дяхтар-Таса – руч.Короткий – пер.Номеда (н/к,1110) – руч.Перьевой – р.Эдюкют – пер.Миникс (н/к,995) – р.Сыларында – р.Неучана – пер.Апрель (н/к,1165) – р.Имтяндя – р.Нонендю – пер.Лабиринт (н/к,1205) – каньон р.Сиетиндя – пер.Дюагадяк (н/к,1200) – р.Сакында – пер.Сторожка (н/к,1210) - оз.Куоиуе-Кюэль – р.Куомуя – пер.Матрешка (н/к,1255) – р.Орто-Сала – пер.Галочка (н/к,1210) – р.Амкында – пер.Кабактан (н/к,1300) – р.Дябди – рад. пик В.Шефнера (2А,2055) – рад. Ледн.Колосова – пер.Колосова 1 (н/к,1850) – пер.Колосова 2 (1А,1900) – р.Дябди – пер.Восьми (1А,1640) – каньон р.Эниган-Толоно (2А) – р.Эниган-Толоно – р.Ю.Сахчан – каньон р.Ю.Сахчан (1А) – пер.Кунг (н/к,1435) – р.Ср.Тумара - пер.Мостахова (н/к,1540) – р.Прав.Тумара – пер.Выбор (н/к,1505) – каньон р.Балтыра-Артыга (1Б) – р.Балтыра-Артыга –р.Сынча – р.Енкейер – пер.Грань (Енкейер) (н/к,1500) – р.Эрбечийек – р.Бытык – пер.Горелый (н/к,860) – пер.Балаган (н/к,940) – руч.Лесной – р.Тара-Сала – р.Улахан-Саккырыр