Горы мира > Западная Европа >

Автор: Илья Чугреев, Москва
Фото: Чугреев Илья, Штельмашенко Владимир, Сергеев Андрей

Поездка в Хорватию

Как-то летом, собравшись в загородном доме наших друзей, мы решали, куда же поехать в сентябре. В Крым мы всегда успеем, благо недалеко и недорого, но хотелось чего-то свеженького. Остановили выбор на Хорватии, как на стране, куда не нужно делать визы и проще добраться на машине. Кстати, несмотря на то, что режим въезда безвизовый, при пересечении границы необходимо иметь либо ваучер гостиницы, где вы собираетесь жить, либо оригинал нотариально заверенного приглашения от гражданина Хорватии, который согласен предоставить Вам апартаменты. Так как мы представляли в какой именно район Хорватии мы поедем – каньон Большая Пакленица
, близлежащий городок называется Стариград-Пакленица, начались поиски жилья через интернет. Остановились на очень хорошем варианте апартаментов по 8 евро с человека в день. 50 метров от моря и примерно 1,5 км от входа в национальный парк Пакленица. Очень общительный хозяин Марьян Буслета

Хозяин апартаментов
без проблем выслал нам приглашения почтой, попросив оплатить 20% от предполагаемой суммы за проживание. Ехать мы собирались через Украину и Венгрию, дабы сократить количество стран, с визовым режимом въезда. И началась эпопея с получением виз в Венгрию. Оказалось, что желающих поехать в Венгрию в это время года очень много, и запись на подачу документов идет на 3 недели вперед, нам очередь выпала на 4-е сентября, а выезжать планировалось уже 9-го, минимальный срок получения визы 7 дней. Мы еле уговорили тетеньку, сидевшую в окошке, постараться выдать нам визы хотя бы 10-го числа. Дело в том, что у моей жены были билеты на самолет на 12-е до Загреба. Планировалось, что 12-го мы уже будем там, заберем ее из аэропорта и поедем на побережье в Стариград. Но не тут то было. Прохождение русско-украинской и украинско-венгерской границ требует отдельного изложения, как собственно и украинские дороги, в особенности направление Брянск – Киев! На сегодняшний момент их (дорог) просто нет!!!
Но используя полноприводный джип и близлежащие поля и проселки, мы героически преодолели этот кусок (ну натуральный джипинг). Со всеми этими заморочками с визами, «дорогами», границами, мы оказались в Загребе только 13-го после обеда. Немного поездили по городу, забрали жену и отправились в Стариград. От Загреба мы встали на хай вэй, и в Стариграде были примерно в 2 часа ночи. К слову, дороги там достаточно дорогие, где-то 1 куна за 1 км, это примерно 5 рублей, но дороги очень хорошие. Всегда параллельно идет бесплатная дорога, но она сильно петляет и проходит через населенные пункты. Топливо там тоже не очень дешевое – 1 литр дизеля стоит примерно 1 евро. Бензин, соответственно, еще дороже. На машине ехать оправдано, т.к. арендовать авто менее чем за 50 евро в сутки не удастся, да и то только малолитражку, а без машины там плохо. В дни отдыха между лазанием и восхождениями хочется попутешествовать по этой волшебной горной стране.

Стены в парке Пакленица

В первый день после приезда мы решили разлазаться. Программа предстояла плотная, т.к. ходить мы собирались много. Мы направились в национальный парк Paklenica. На входе мы узнали что вход платный и стоимость составляет 30 кун за один день (150 рублей), но если берешь абонемент сразу на пять дней, то цена уменьшается вдвое. Кстати абонемент можно использовать в течение месяца, т.е. не обязательно ходить каждый день. А также имеется тропинка мимо шлагбаума через кусты, все равно внутри ни у кого и в голову не придет спросить у вас билеты. И вообще в Хорватии за многое можно платить, а можно не платить – решать вам. Мы платили. Национальный парк очень облагорожен: асфальтированные тропинки, маленькие магазинчики, бесплатные комфортные туалеты, короче комфорт. Национальный парк представляет собой здоровый каньон, который начинается совсем как Никиты в Крыму, но постепенно стены все увеличиваются и увеличиваются, а каньон раздвигается в стороны, и завершается отдельно стоящим лидирующим массивом Anica Kuk.

Массив Anica Kuk
Абсолютная высота 712 метров над уровнем моря, перепад стены приблизительно 400 метров в центральной высшей части. На входе у рейнжеров мы купили совершенно классный гайдбук по всей Пакленице, с описанием всех скалолазных дорожек и альпинистских маршрутов. Стоит он 150 кун (750 рублей). И вот идем мы, листаем гайд и выбираем, куда бы нам залезть, вертим головами направо и налево. Большинство маршрутов внизу подписаны. Маршруты всякие разные: от 3й категории до 8 b. Но есть своя специфика. Это сугубо мое мнение. Но, если вы хотите пролезть 4с+ - 5а !по нависанию! - то вам в Пакленицу. Причем, длина дорожек до 30 метров. Я лично как-то привык, что у нас все халявное называется где-то 5а, поэтому был весьма удивлен их классификацией. Но чем выше категория сложности, тем она ближе и привычней к нашей. И где-то на уровне 6с+ - 7а она соответствует уровню трасс в Московском ДДСе. Во всяком случае, на мой взгляд. Структура скалы – известняк, аналогичный крымскому, но более монолитный по сути и более интересный по особенностям рельефа. Есть совершенно феноменальные вертикальные желоба, как в Америке. И на маршрутах под карнизами встречаются сталагмиты и сталактиты. Народу в Пакленице много, но очередей не образуется. Больше всего немцев и австрийцев. Так что тем, кто знает немецкий – вперед.

В первый день ничего крутого мы не вылезли, лазали 6а+ - 6 b. Радовались прохождению онсайт и привыкали к рельефу. В Крыму я меньше радовался прохождению онсайт 7а+.

На следующий день мы решили пойти на маршрут и опробовать свои силы. Был выбран массив Debeli Kuk – Stup

Часть массива Debeli Kuk
, маршрут – Slovenski ( PIPS). Семь веревок. Уровень лазания в среднем 5с – 6а. Рекомендована веревка 60 метров. По описанию было сказано, что маршрут полностью пробит, и мы это поняли буквально, и отправились туда как на мультипитч, в нашем, русском понимании. Но по привычке я взял с собой маленький набор закладок, которым начал пользоваться уже на второй веревке, когда в одном месте пролет между шлямбурами оказался не менее 4х метров, и я очень опасался в случае срыва сесть на голову своему страхующему. Кстати по описанию эта веревка была всего какие-то 5с, но мы ее оценили 6 b по лазанию. Ключ, по описанию 6а, проскочили, даже не заметив его.

Вид на Аничу Кук с вершины Дебели Кук
С Debeli Kuk спуститься по тропе нельзя, пришлось дюльферять. Для это нужно 2 веревки по 60 метров. У нас была одна (Володя, мой напарник, очень просил не брать второю веревку, мотивируя это тем, что очень хочется полазать на маршруте, а все понимают, что чем тяжелее рюкзак – тем хуже лезется). Пришлось дюльферять на одной. По классическим дюльферам, соответственно, не получается – идем по линии подъема. В пробитые станции не попадаем. На четвертом дюльфере, я все-таки дотянулся до станции с большим трудом, т.к. станция была на метр ниже меня, а веревка «совсем кончилась». И при перестежке роняю шайбу. Помянув себя недобрым словом, готовлюсь дюльферять дальше на карабине. Вижу спускающегося ко мне Володю. И тут, на фоне заката от него отделяется что-то и, не касаясь стены (маршрут имеет небольшие карнизы) падает вниз мимо меня. Володя спускается ко мне, недобро улыбаясь, и говорит: «А у меня рация улетела». Смеемся друг над другом. Такого на маршруте у нас еще не было. Спускаемся вниз. Володя бухтует веревку, а я лезу в ближайшие кусты – по опыту Эль Капа надеюсь все найти. А вот и шайба моя...! А вот и рация...! без крышки и батареек, но цела! На следующий день нашли и крышку! Рация работает – это чудо!

Следующий день – день отдыха. Решили съездить в ближайший более-менее крупный город – Задар. Это город в Северной Далмации, примерно 40 км от Стариграда, порт, родина знаменитейшего ликера «Мараскино» крепостью 32 градуса. Пьется шикарно. Вишня, из которой делают этот ликер растет только в районе Задара. Старая часть города очень приятна, множество построек 11-13 веков сохранилось в прекрасном состоянии, мостовая белого камня времен господства Рима, отполирована до блеска. Интересное чувство: мы идем в современных итальянских кроссовках Scarpa по тем же мостовым, по которым столетия назад шли римские легионеры в своих подкованных калигах ....

На следующее утро выходим под Аничу Кук. Маршрут Mosoraski (Мосорашки). Единственный пасмурный день за все время нашего пребывания в Хорватии, ночью шел дождь. И хозяин наших апартаментов не рекомендовал идти на восхождение, но очень хотелось подойти под стену и хотя бы посмотреть маршрут. А что же идти без железа, все равно ведь недалеко. Мосорашки - это самый популярный маршрут на Аниче Кук. Девять веревок. Но можно сократить количество веревок, если выходить на всю длину веревки и делать свои станции. Маршрут относится скорее к сильным четверкам. Максимальный уровень лазания 5с. Лазание приятное и достаточно ровное. В хорошие солнечные дни это «хай вэй», по которому связки лезут друг за другом, точь-в-точь как в Крыму на Форосском Канте. Очень оригинальное начало маршрута: в стену забит гипертрофированный скальный крюк, длиной сантиметров 40, и на нем висит огромный стальной карабин, тоже где-то сорокасантиметровый, так что ошибиться сложно.
Лезем, и тут, посередине маршрута начинается дождь. И мы пережидаем его стоя на станции под нависанием, в обход которого маршрут собственно и проходит. Слава Богу, через 10 минут дождь заканчивается, еще через 15 минут стена полностью высыхает, и мы продолжаем свое восхождение. Вылезаем на вершину Аничи Кук – мы просто поражены, таких вершин я еще не видал. Рельеф просто инопланетный, больше всего похожий на сильно подтаявший ледник, с глубокими трещинами, зубцами, останцами, верхние грани которых порой напоминают бритвы или пилы.

Вид с Аничи Кук в пасмурный день
Такое количество песочных часов всех форм и размеров я еще нигде не видел. Я рассказываю Володьке байки, что здесь наверняка живут горные тролли или еще какие-нибудь гоблины, это просто очевидно. По всем этим буеракам, обходя самые зловещие, ведет маркированная тропа, причем с каждого маршрута. Вообще, горная служба в Хорватии на высоте. Все шлямбура на маршрутах новенькие, а оставленные крючья вполне пригодны для страховки. На самой высокой точке Аничи Кук сложен тур, и вообще она (вершина) очень напоминает языческое капище.

Тропа с вершины Анича Кук

На следующий день едем в Шибеник. Он находится в 70 км южнее Задара по побережью. Старая часть города просто завораживает. Старинные соборы, площади, похожие на итальянские, множество ресторанчиков. Что характерно для Хорватии – почти везде на окнах присутствуют ставни. В верхней части старого города находится старая разрушенная крепость. Вход в крепость стоит 10 кун (50 рублей). Оттуда открывается красивый вид на старый город, море и острова.

Вот такие боулдеринговые стеночки
встречаются в Шибенике прямо на улицах :-)

День следующий. Следующий выбранный нами маршрут называется не менее смешно, чем предыдущий – Velbitaski (Велбиташки). Вообще столь смешные для русского уха названия – это уменьшительно-ласкательные названия от крупных Хорватских массивов: Мосорашки от массива МОСОР, а Велбиташки от массива ВЕЛЕБИТ. Итак, снова утро и мы выходим. Вновь топаем по обустроенной тропе, но теперь проходим дальше. Маршрут проходит по центру стены, левее огромного нависания, которое выдается носом корабля из Аничи Кук.
Кстати, по нему проходит один из очень сильных маршрутов - Spider – по-нашему Паук. Лазание 8а. Говорят, что даже проходимый свободным лазанием :-). И говорят, что даже шлямбура имеются. Но нам туда не надо, мы такое не лезем, а ИТОшить не хочется. Проходим еще левее, и вот они наши Велбиташки. Маршрут по описанию 11 веревок. Лазание 6а – 6а+. Ориентиром на стене можно считать большой зеленый куст, скорее даже заросль, которая останется левее, причем значительно. Если вы вылезли к заросли, то сильно промахнулись. Лезем спокойно и уверенно. Изредка попадаются старые крючья. Все станции пробиты. Очень ровный маршрут, чисто стеновой. Ну, наверное, по-нашенски 5а – 5 b, но, к примеру, Семерка на Форосе принципиально легче. Реальный уровень где-то как у Ромбов (на том же Форосском Канте). Но стена на Аниче Кук более монолитна и в этом месте маршрута. Первое любопытное место встречается в первой трети маршрута. Залезаешь на отдельный выступ-зубец торчащий из стены с правой стороны, а потом спускаешься по нему же с левой, чтобы перейти в трещину уходящую выше. Отсюда во все стороны разбегаются нитки маршрутов. Наш маршрут из них самый легкий. С этой станции (это 4-5 станция) понятен дальнейший путь – он проходит по трещине, и видна хорошая зацепка, находящаяся правее на уровне колена, но дотянуться до нее, не пользуясь куском веревки или лесенкой, не получается. Конечно, есть миллион способов решения этого вопроса, но хочется пройти все свободным лазанием. Я делаю отчаянную попытку достать ее на махе ногой и встаю в распор практически в шпагат – не улетел – уже приятно. Возникает второй вопрос: как выбраться из этого положения – стена на редкость гладкая. Вспоминаю боулдеринги в ДДСе, ставлю руки в трение, минимальный толчок, динамика - дотянулся до следующей зацепки... Слышу снизу комментарии Володи, что в Крыму я так на 6с не изгалялся :-) . Лезем дальше. Ключевое место: надо обойти небольшое нависание и мелкий карнизик. В принципе вопрос не сложный и лазание на уровне 6а+ - 6 b (по ДДСу), но есть одна засада – УГОЛ МОКРЫЙ, не весь конечно, а большими черными подтеками, и надо же, именно в этом месте. И положиться, так чтобы надежно, некуда. Два раза подхожу к участку, пробую и отхожу обратно. На третий раз кричу Володе: «внимательнее», и проскакиваю место, найдя куда поставить ногу - сухое пятнышко размером с ладонь. Про себя улыбаюсь и радуюсь – прошли лазанием!!! Оставшиеся пять веревок не вызывают никаких проблем, лазание простое и приятное. Радует разнообразие рельефа: желоба, канавки проточенные водой в доисторические времена, а под конец маршрут проходит по внутреннему углу, такому глубокому, что он больше похож на грот, в котором встречаются сталагмиты и сталактиты. И вот мы вновь на вершине.
Прекрасный солнечный день. С одной стороны видно Адриатическое море, которое играет на солнце, а с другой – зеленые луга и кручи горной Хорватии. Да, кстати, на спуске с вершины не пропустите маленький зеленый ящичек, притаившийся за очередным выступом. Открываешь задвижку, а в нем лежат вершинные записки всех тех, кто был на вершине до нас, ручка и листы бумаги. Теперь там лежат и наши отчеты о восхождениях. Маршрут занял у нас шесть часов. Двигались по маршруту неспеша, но и не засиживались. На Велбиташки необходим набор закладок, штук 10-12 оттяжек, петли будут не лишние, а вот пару гекс или пару френдов среднего размера – это по желанию, но в принципе не обязательно.

Отдохнуть на следующий день мы решили, поехав на север Хорватии в Риеку. Риека – это крупный портовый город на самом севере побережья Хорватии, судоверфь. Если бы не остров Крк, закрывающий вид, то оттуда можно было бы увидеть Италию, она совсем недалеко. Кроме центральной пешеходной улицы Korzo смотреть в самом городе почти нечего, на мой взгляд. Единственное ради чего стоит съездить в Риеку, так это Трсатский замок. Он расположен повыше самого города. Уютный замок с двумя круглыми башнями и смотровой площадкой.
Мы его прозвали замком Василиска, потому что внутри на площади сохранился прекрасный бронзовый памятник Василиску (Справка: Василиск – это мистическое существо с телом змеи, головой петуха, крыльями, убивающее взглядом).

На следующий день мы с женой отдыхали и наслаждались пребыванием на Адриатике, а Володя поехал в Загреб встречать самолет с нашими друзьями. Планировалась, что после моего отъезда они еще неделю пробудут в Стариграде, полазают и походят маршруты.

День следующий. Заключительный маршрут перед моим отъездом. Выбор пал на маршрут Klin (Клин), получивший свое название по особенности рельефа – здоровому клиновидному зубу в верхней части стены. От местных скалолазов узнаем, что все эти дни мы ходим знаменитую «пакленическую триаду». Три самых известных и знаменитых маршрутов на Аниче Кук (Мосорашки, Велбиташки и Клин). Маршрут считается достаточно сложным. Протяженность 12 веревок. В целом лазание не слишком сложное, пятерочное. Но есть несколько сложных кусков: одна веревка лазанием 6с и ключ 6с+, небольшой, метров пятнадцать. На маршрут необходим набор закладок, штук 12-13, 3-4 френда, и хорошая решимость. Начинаем лезть, и на второй веревке понимаем, что немножко ошиблись с началом маршрута. Первые две веревки должны быть где-то 4а. А идем 5с. Понимаем, что попали на маршрут Zenit (7 b). Но, вовремя поняв, успеваем уйти направо на траверс и вернуться на свой Клин. Первый ключик находится посередине третьей веревки. Оценивается он хорватами как 6а+, но эти 6а+ чисто боулдеринговые: три тяжелых движения и конкретный выкат на пятку! Идем далее и залезаем под нависание, обходим его слева и следуем дальше. Лазание пятерочное. Вылезаем под ключ. Ключ можно пройти в лоб через серию небольших карнизов или уйти левее и сократить его, так называемый новый путь, но тогда придется работать по нависанию. Решаем лезть в лоб. Из-за первого карниза (см 80) ключ не виден. Долго вишу, откинувшись на станции, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь, ведь придется не только лезть, но еще и класться. Молю Богу, чтобы не пришлось бить крючья. Ну что ж, пошли! Первый карниз преодолел довольно легко. За ним гладкий кусок, но есть вариант. Успеваю увидеть справа мизер под ногу и подхват. Заскочил туда, успел что-то положить. Радуюсь – увидел шлямбур! Два три движения и я у него. Простегнул веревку. Черт, начал забиваться, надо бы повисеть отдохнуть, но мне кажется, что я смогу – ухожу выше через небольшой лобик см 40 во внутренний угол. Зараза, какой он гладкий и развернутый! Слева его прорезает прерывистая трещина. В ее некоторые места влезают первые фаланги пальцев, ноги в трение. Вижу приличный хват! Пытаюсь до него дотянуться, не могу. Руки сильно забитые, а ноги стоят плохо! Пытаюсь подобрать конечности! Правую смог, левую – нет. Нога уходит, и я с лязганием лечу вниз. Но, правда, неглубоко: метра на 3 –3,5. Володя тихо ругает на меня снизу и просит в следующий раз предупреждать, и рекомендует достать лесенки. Я успокаиваю его тем, что теперь я все знаю, КАК ОНО ТАМ, и легко смогу вылезти:-) . Поднапрягшись, мне это удается ( :-) насосал!). На следующей веревке (вся веревка 6с) я, увидев шлямбур, опять свернул на Zenit и попал на 7 b. Володя, снизу увидев, что я лезу не туда, очень смешно кричал мне: «поворачивай!». Слава Богу, мне это удалось, и мы вылезли на верхушку выступа «клина». Лазание не столь сложное, но крайне интересное. Надо двигаться влево в траверс под приличным карнизом, с которого растут сталактиты и тебе приходится браться за них, а ноги переставлять в трение по стене, иногда даже удается встать в распор. Пройдя метров пятнадцать, надо перейти карниз в самом узком месте, шириной примерно в 1 метр, и далее по удобной трещине лезть вверх и влево. И через три веревки мы на вершине! Маршрут занял у нас пять – шесть часов. По нашей оценке - это хорошая 5 b, с хорошим лазанием и разнообразным рельефом. (

Следующий день мы провели в национальном парке Плитвицкие озера. Пребывая в Хорватии, обязательно стоит его посетить. Чистейшие озера, много рыбы, раков, вода неестественно голубого цвета. Такой цвет воды я встречал только в высокогорных озерах, но рыбы там не водится, по крайней мере я не видел. Кругом водопады, очень красивый густой лес, в общем, на это стоит посмотреть!

Вот таким образом мы провели 10 дней в Хорватии. Вообще пребывание в Хорватии рождает чувство домашнего уюта и комфорта. На мой взгляд, Хорватия и конкретно Пакленица является очень хорошей альтернативой Крыму, как по лазанию, так и однозначно по сервису. Цены в Хорватии под час ниже, чем в Крыму, а сервис принципиально лучше! Если кого-нибудь заинтересует более подробная информация по Хорватии, и, конкретно, по аппартаментам в Стариграде, с удовольствием подскажу. Скалолазание в Хорватии не ограничивается только Пакленицей, по всей стране разбросаны более 60! мест для скалолазания и боулдеринга. А гайдбуки продаются практически «на каждом углу».

Выражаем особую благодарность компании Альпекс и Аркадию Клепенину в помощи по подбору снаряжения.