Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Впечатления от прочтения книги "Touching the Void" и ее сиквела "This Game of the Ghosts"
Так получилось, что я прочитал книжку до того, как увидел фильм, и достал ее, к моему удивлению, все-таки не в нашей местной библиотеке, а обнаружив в питерской квартире Кости Бекетова месяц назад. Книжка была тут же изъята и через пару дней возвращена. Сразу скажу, фильм после книги смотрится более чем бледно. Повесть же произвела на меня такое впечатление, что я без раздумий взял уже в своей местной библиотеке оказавшуюся там значительно более толстую книгу того же автора, то есть главного героя Джо Симпсона, под названием "This game of the ghosts". Книга оказалась автобиографической и также захватывающей. Вот впечатлениями от прочтения сразу двух книг и хочется поделиться. Стоит отметить, что писать книги у Джо Симпсона получается несколько лучше, чем совершать восхождения. Очевидно, происшествие в Перу на Сиула Гранде не прошло даром и открыло в человеке, как это часто бывает в экстремальных ситуациях, настоящий писательский дар. Недаром "Touching the void" в год выхода взяла сразу две главных премии на британском книжном рынке, - не только в разделе Mountaineering literature (что было предсказуемо), но и в значительно более престижном конкурсе в номинации "Best non-fiction book" (то есть лучшая невымышленная проза). "Touching the void" читается на одном дыхании, это очень глубокая книга, описывающая не столько техническую сторону восхождения (которому, кстати, в отличие от фильма, здесь уделено 50% объема) и спуска, сколько внутренню борьбу Джо с самим собой, борьбу его сильного и слабого начала, борьбу того "Я", которое заставляло его рубить ступени, ползти, двигаться, с тем "Я", которое предлагало сдаться, закрыть глаза и погрузиться в сладкую теплую спячку. Внутренний мир и борьба героя описаны настолько живо и драматично, что однозначно интересны не только альпинисткой и сочувствующей аудитории, но и для абсолютно всех читательских кругов. Взгляд человека на жизнь из-за той черты, что уже отделила его от мира живых, человека с подписанным смертным приговором, почти приведенным в исполнение, человека обреченного, но выстоявшего, - это стоит прочтения, это значительно обогатит духовный мир читателя, заставит его абсолютно по-другому смотреть на многие вещи. На мой взгляд, эта книга - уникальная "Повесть о настоящем человеке" (если кто помнит такую популярную книжку в советское время). К сожалению, вряд ли русский язык входит в число тех тринадцати, на которые она переведена, но, с другой стороны, такой материал надо читать в первоисточнике. Так что тем, кто на "ты" с английским, настоятельно рекомендую прочесть, тем более, что книга доступна и в России, как показал мой личный опыт. Вторая прочитанная мной книга Джо Симпсона, по следам повести и фильма "Touching the void", оказалась его автобиографией, и, по сути, отличной повестью об альпинистах, их внутреннем мире, их жизни, и, как ни печально, смерти. Хотя я сам не являюсь альпинистом, а только "сочувствующим", ограничиваясь горным туризмом и несложными восхождениями, я всегда с интересом относился к любой литературе на тему гор и альпинизма, и могу уверенно сказать, что "This game of the ghosts" является одной из лучших книг о современном альпинизме, альпинисткой субкультуре и философии. Вообще, книга, написанная Джо в 1991 году, через 6 лет после Сиула Гранде, очень и очень философская. На примере собственной жизни и жизни своих друзей, автор, хоть и не ставит такую задачу, но все же пытается понять и объяснить (хотя бы себе), зачем это все нужно, в чем цель и смысл восхождений, риска, страха и, зачастую, смерти. Сюжетной нитью проходит в повести тема страха, не простого страха, а страха смерти Джо размышляет, что дает страх и преодоление его человеку, чем это его обогащает, и как это делает его свободным. Страх смерти тесно переплетен с самой смертью, которая для Джо, в пограничные моменты между "здесь" и "там", становится второстепенным явлением. А в случае гибели его друзей и знакомых (если потрудиться посчитать, то мы найдем в книжке пару десятков фатальных происшествий), - всего лишь уроком оставшимся. В заключение хочется перечислить наиболее заметные вехи на жизненном пути Симпсона, которые однозначно интересны всем, кто смотрел фильм "Touching the void" и задался вопросом, как могли "высококлассные альпинисты" поступить так-то и так-то, и действительно ли они такие классные, и если так, то где же "школа"? Отвечаю - школы нет и не было, Джо был и остается альпинистом без малейшей квалификации, хотя и с большим (на сегодня 32 года) опытом лазания и альпинизма. Открыв для себя скалолазание в 13 лет, он с тех пор практически полностью посвятил себя альпинизму, не утруждаясь при этом пройти хоть какое-то формальное обучение. Да, он был членом своего местного британского альпинисткого клуба, но только из одного корыстного побуждения - клуб предоставлял автобус своим членам на выходные, чтобы добраться до ближайших маршрутов. Никакая другая деятельность клуба, кроме сильно алкогольных вечеринок, автора не интересовала. Учился он методом набивания шишек, и надо признать, что набил их немало. Происшествий, выпавших на его долю, хватило бы пятерым, чтобы погибнуть. Впервые взяв в руки ледовый инструмент и надев кошки, он сразу взялся за сложный маршрут, несмотря на предостережения друзей. "Я, мол, по скалам все что угодно пролезть могу, неужели на льду начинать с "единички"!". Даже не потрудившись привязать темляк к накануне купленному ледовому молотку, Джо лезет маршрут. Результат - выроненный инструмент, срыв и падение 25 метров, перелом нескольких ребер, трещина в голени, травма шейных мышц и ушиб мочевого пузыря. Начиная с 20 лет, Джо проводит каждое лето в Альпах, перебиваясь случайными заработками, и воруя продукты в супермаркетах - обычный способо пропитания тамошней альпинистской тусовки. Как альпиниста, выросшего из скалолаза, Джо не интересуют восхождения по классике, его цель - только стены. За несколько сезонов он проходит много сложных стенных маршрутов, становясь при этом свидетелем многочисленных летальных инцидентов, произошедших с его друзьями и знакомыми. Сам он также становится большим специалистом по происшествиям. Совершив восхождение на северную стену Кортеса, на спуске Джо попадает в лавину и после долгой и изнурительной борьбы с потоком, нескольких ударов о скалы и кульбитов в воздухе, оказывается живым и почти невредимым в 700 метрах ниже по склону. В последнюю секунду лавина выплюнула его. Через год, Джо с напарником пытаются пройти южную стену Дрю, отвесную скальную стену. Ночуя на узком выступе размером в 2 кв.м., они просыпаются оттого, что весь выступ, вместе со всем их снаряжением, срывается и улетает в бездну 1000 метров глубиной. Ребята остаются висеть на страховке - посередине натянутой вдоль бывшей полочки веревки, при этом один из крюков при происшествии вылетает больше чем наполовину. У них не остается ничего - ни железа, ни обуви, ни веревок, только слабая надежда на спасателей. На их счастье, дело происходит в Альпах, и уже через 12 часов их снимает со стены вертолет. Приобретенный в Альпах опыт, тем не менее, не прибавляет Джо квалификации. На предложения друзей стать гидом, Джо отвечает, что у него "нет ни одного официально подтвержденного маршрута, что он не имеет понятия о работе с веревками (!), не умеет читать карты, и не знает, как работать с компасом". В своих мероприятиях Джо всегда полагается на более опытного в таких делах напарника, а когда и напарник был под стать ему, то происходили курьезные (а могли бы быть и трагическими) случаи. Однажды, в условиях плохой видимости, высоко в Альпах, ребята осознают, что не знают, куда идти. Ни карты, ни компаса, только приблизительное представление о местности. Не найдя хижины на седловине, где они думали, они оказались, они роют снежную пещеру для бивака. Когда Джо ровняет место под свой спальник, ледоруб вдруг проваливается в пустоту. С мыслями "на седловине кревасс не бывает", Джо засыпает яму снегом, и ложится спать. Утром, при ясной погоде, ребята с ужасом видят, что выкопали яму на самом краю свисающего с гребня снежного карниза, и осознают, что это было за дырка! В определенный момент Джо устает от Альп, где "жужжат вертолеты, и клаймеры толпятся в очереди к классическим маршрутам…", а "в канавах вдоль троп слишком часто попадаются рвотные массы, фекалии и мусор", и, глядя на проекты своих друзей, задумывается об организации собственной экспедиции, "куда-нибудь далеко, в более высокие и вызывающие горы, где не будет спасателей и вертолетов, а только собственное суждение и способности для спасения". Такой первой экспедицией и становится для Джо и Саймона восхождение на не пройденную Западную стену пика Сиула Гранде в Перу. До этого ее пытались штурмовать 4 экспедиции, и о судьбе этих 8 человек ничего не известно. Третьего участника - Ричарда, "сторожившего" базовый лагерь, они подобрали уже где-то в Перу, поэтому он и не знал практически ничего о своих новых знакомых. Маршрут восхождения оказался сильно недооценннным, и вместо предполагавшихся 2 дней, подъем занял три с половиной. Тонкий нестабильный лед, абсолютно ненадежная страховка, практически весь маршрут "на честном слове", один срыв Джо на льду (страховка, выдержала, к их удивлению), и один срыв Саймона с вершинного гребня (обвалился карниз). После покорения пика и ночевки сразу под вершиной, у ребят кончаются все продукты и газ (а, стало быть, и вода), так как в целях облегчения веса, запасы (и железо тоже) брались по абсолютному минимуму, а к этому времени они уже должны были быть в лагере. Дальнейшее пересказывать не имеет смысла - с этого момента техническую сторону довольно подробно нам показывает фильм. Могу лишь уточнить, для тех, кто не понял этого из фильма, откуда на веревке взялся узел. Ребята знали, что делали, они сознательно связали веревки, чтобы увеличить длину каждого спуска, и избежать удваивания пунктов страховки. Ведь организовать надежное закрепление Саймона было невозможно из-за глубокого и рыхлого снега, он просто садился в вырытую для него Джо яму, утрамбовывал, насколько возможно, под собой снег, и молился, чтобы он выдержал. Их критической ошибкой стало продолжение спуска в сумерках, когда они не увидели, что склон резко обрывается, и у Джо не будет возможности закрепиться и разгрузить веревку. Ледобур у него был, но ледовая стенка имела отрицательный уклон, и дотянуться до нее Джо не удалось. Этим и объясняется "патовая" ситуация, в которую попали ребята. Как ни станно, перезав веревку, Сйамон спасает жизнь обоим, ведь к этому моменту его яма, под действием увеличившейся нагрузки стала все больше и больше проседать, минутное промедление привело бы к срыву и гибели обоих. Вернувшись в Британию, и услышав приговор врачей о ноге, которая не будет гнуться, об артрите, который разрушит сустав через несколько лет, Джо опять не отчаивается, и уже через год начинает лазать, будучи при этом уверенным, что с горами он завязал навсегда. Но уже через пару лет он оказывается в Каракоруме, с группой друзей, собирающихся сходить непокоренный пока шеститысячник Тупопдам. Через всего лишь два месяца после предпоследней из 6 операций на колене, Джо сомневается в своей способности хотя бы достичь базового лагеря под рюкзаком, но к своему удивлению, оказывается примерно на полпути к вершине, когда колено, наконец, заставляет его отступить. Но Джо не расстроен, его философия претерпела изменения за годы, прошедшие после Перу, и он просто счастлив снова быть в горах, быть среди них. А еще через год начинается дежа вю. Где-то Джо это видел, подобное с ним уже происходило. Джо с партнером висят на 1500-метровой западной стене пика Пачермо в Гималаях, пытаясь совершить первопроход. Восхождение удается, но при траверсе вершинного гребня в сторону спуска напарник Джо теряет кошку (оказавшуюся бракованной) и срывается вниз по крутому жесткому фирну, срывая вместе с собой и Джо. Попеременно обгоняя друг друга, они падают около 150 метров по жесткому льду, и Джо считает, что в этот-то раз все уж точно кончено. Но чудо происходит в очередной раз, его друг Мэл умудряется зарубиться на чуть более мягком фирне, куда его выбрасывает с очередного серака. Спасает и то, что в тот же самый момент Джо, наконец, предпринимает попытку задержания на безнадежном склоне, и этим ослабляет нагрузку на остановившуюся веревку и Мэла. Итог почти перуанский - через 10 минут после остановки к Джо возвращается сознание, он осознает, что лицо его превращено в кровавую кашу (ледоруб разорвал нос и все вокруг левого глаза, пощадив сам глаз, к счастью), а лодыжка левой ноги сломана! В стиле Перу Джо поднимается на двух ледорубах и одной ноге к напарнику. Дальше все просто - опять спуск по склону, опять по веревке. Хорошо хоть, что склон позволяет надежно закрепиться. -Одно меня радует, говорит Мэл, - что ты самый опытный парень в этой игре и отдает Джо свой перочинный ножик. На этот раз все заканчивается быстрее и благополучнее, и уже через неделю Джо оперируют в Британии. Правда, состояние его ноги очень плохое, и даже через год, перенеся еще несколько операций, Джо вынужден брать в Гималаи костыли, с которыми, оказывается, можно вполне неплохо карабкаться по склону. Правда, тут уже протестует правое, "перуанское" колено, не вынося двойной нагрузки. Но Джо опять счастлив, он опять в горах. В перерывах между экспедициями Джо, как активист Гринписа, принимает участие в многочисленных акциях протеста, требующих альпинисткой подготовки, а в перерывах между переломами пишет книги, чем отныне зарабатывает себе на жизнь. |
|||||||||||||
|
|||||||||||||