Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.turclubmai.ru
У северных границ Тибета или Кунь-Лунь - 2003
Окончание (Начало здесь) ЧАСТЬ 3. ВОЗВРАЩЕНИЕ 14 сентября Утро пасмурное. Начинаем подниматься по долине притока. Здесь также есть следы золотоискателей и достаточно свежие следы яков. Сквозь облака иногда приоткрывается перевальный гребень. Хорошо набираем высоту, поворачивая к левым (ор.) истокам ближе к гребню, разделяющему нас с верховьями следующего к северу притока. Вода в ручье исчезает, потом появляется, потом вновь исчезает. Видно, что по пути к перевальному гребню надо проходить через небольшой коридор в скальном поясе. Мы прошли уже 4 перехода. Решаем подняться на седловину в разделительном отроге и идти наверх далее либо по отрогу, либо по ручью в соседнем цирке.
На седловину мы поглядываем уже давно. Поднимаемся на нее за переход. Подъем проходит по мягкому конгломератному руслу ручья с отдельными крупными камнями. Крутизна 40-45 градусов. Высота 4965. Многочисленные следы коз, ну и перевал, понятно, будет Козьим.
За сегодня мы набрали 1150 метров. До снега осталось подниматься минут 20. Выравниваем площадку и выкладываем ее каменными плитами. Здесь дует и мы строем каменную стенку. Прошел снежный заряд, и все стихло. 15 сентября ]Вышли в 08.10. Погода пасмурная. Кулуар выше разветвляется. Поднимемся, придерживаясь левого по ходу кулуара. Над ним карниз, нависающий над перевальным гребнем сходит на нет. Сначала поднимаемся в кошках по льду в русле ручья. Крутизна 35 град… Перепад 120 м по высоте. Затем идем уже по снегу - 25-30 град.
Садится туман. Мы связываемся и начинаем спуск в 14.40. Первый Андрей. У него это неплохо получается. Спускаемся мы почти по линии падения воды. Тут довольно полого. Обходим проглядывающие сквозь туман зоны разломов. Ниже к границе снега и осыпей видимость чуть лучше. Мы спускаемся по склонам осыпного отрога, отделяющего нас от верхнего цирка следующего к востоку понижения гребня, в висячую долину с полузамерзшим озером. По правую руку красные скалы. На левом противоположном склоне край ледника. Озеро подпирается коротким крупноосыпным завалом и скалами.
За скалами спускается короткая долина ручья и осыпной склон. Слева осыпь переходит в крутой ледовый скол. Обходим аккуратно справа, где льда нет и просто заснеженный склон с крупными камнями. Спускаемся в долину, слева красные скалы с краем ледника, склоны конгломератные. Ниже, похоже, начинается каньон. Все в снегу. Видимо, он идет тут уже не первый день. На скалах висят сосульки. Высота 5073. 17.30. Становимся на ровной площадке у ручья. 16 сентября
Идем дальше. С берега на берег. Вливается заметный левый приток, отмеченный и на карте. Появляются галечники. В верховьях короткого бокового южного притока в разрыве облаков освещается неизвестный шеститысячник.
Через 5 минут после появления тумана уткнулись в каскад водопадов.
Через полчаса возвращаются. Проход найден! Двинулись по скальным полкам, пересекли выступ склона и аккуратно с лазаньем и плотной группой за переход спускаемся к реке. Путь тут надо было все время искать.
За 1.5 перехода доходим до бокового прозрачного ручья и останавливаемся. Сидим в палатке, разглядываем карты. Вдруг хлопанье крыльев по крыше. Прямо над нами пролетает стая уларов, видимо не разглядевшая в тумане появившееся на известном им месте неожиданное препятствие. 17 сентября
Слева можно подняться по крутому травянистому склону на террасы левого берега. Туда идут козьи тропы. Туда сбегал Боря. Пройти там можно недалеко. Входим в каньон. Воды на наше счастье не очень много. Идем, переходя с одного берега на другой. Река хорошо сбрасывает здесь высоту. У притока слева, отмеченного и на карте, небольшое расширение - даже лужайка и выходы минеральных источников. Камни покрыты красноватым чешуйчатым налетом.
Справа по борту впадает большой приток. Переходим его и поднимаемся на широкий конус старого селевого выноса, заполнившего весь правый склон до очередного сужения реки. Здесь множество троп. У сужения реки проходим еще немного вдоль скал и переходим на левый берег. Здесь и встречаемся с первым человеком за последние 10 дней. Это уйгур в бараньей шапке среднего возраста, пасущий стадо баранов. Мы здороваемся. Узнаем название реки. Кичи-Яман-су - маленькая плохая река. Горец сопровождает нас по тропе, которая поднимается высоко по склону и, пройдя над скальными сбросами, спускается на роскошные зеленые джайляу. Видны белые пятна многочисленных баранов. У большого камня рядом с ручьем останавливаемся. Местные жители нас не обступают и надо сказать, как будто не замечают. Обликом они отличаются от кашгарцев и обитателей Пулу и похожи чем-то на наших северокавказцев. По сравнению с окрестностями Пулу - здесь совершенно роскошные пастбища с высокой сочной травой. Мы находим сухие ветки арчи и устраиваем небольшой костер. Долго сидим у него. 18 сентября
Через пару километров тропа поднимается на широкий отрог по левую руку. Здесь травянистое плато. Трава выгоревшая. Еще раз оглядываемся на белые горы.
Мы немного ускоряемся. На месте селения Яман, отмеченного на нашей карте ничего нет. Высота 2460. Здесь появляется песчаная дорога, поднимающаяся серпантином на водораздел. У воды сидит компания и перекусывает. Нас с Борей угощают бараньей печенкой, запеченной тут же в маленьком костерке. Идется тяжело. Водораздел это песчаное холмистое плато с многочисленными глубокими оврагами и выгоревшей травой. Все вытоптано овцами. Высота 2720.
Встречаемся с пастухом. Он присаживается рядом с нами, достает телефон и разговаривает с кем-то. Видимо в Нуре стоит вышка сотовой связи. Сухо. Вода здесь, наверное, течет только весной или после дождей. На высшей точке водораздела в 15.00. Дорога начинает спускаться в долину. Внизу зелено. Видя арыки, мы сошли с дороги и спустились прямо по песчаному склону. 17.20. Здороваемся с приветливым уйгуром. Вода в арыках мутная, поэтому становимся на окраине кишлака на галечнике с песком у Нурдарьи. Ниже тросовая переправа в Ачму. Гор не видно. На западе садится большое белое солнце. За этот день мы прошли около 30 км. Высота 2320. К нам никто не подходит. 19 сентября Выходим в 07.40. Солнце встает в белой дымке. Проходим рядом с гидротехническими сооружениями и идем по дороге вдоль левого берега большого арыка. Рядом за тополями кукурузные посадки. Идет уборка. В 5 км впереди мост через арык. Тут уже асфальт и поворот налево на Нур. Это очень большой поселок.
... Действительно, обстановка вокруг нас изменилась. Нас приглашают в другое помещение - здесь телевизор и кушетка, покрытая ковриком. Наливают из медного чайника зеленый чай, опустив в стаканы по куску виноградного сахара. Общаемся. Полицейские по сотовому телефону вызывают для нас 2 такси. Нам объясняют, что нас довезут в Хотан за 500 юаней. Еще минут 10 разговоров. Я тем временем нахожу на заднем дворе яблоню и угощаюсь. Саша умудрился уже дозвониться в участок и поговорить с Борей. Потрясающая оперативность. Машины выезжают из Нура и едут по сухим предгорным равнинам. Через 1.5 часа приезжаем в небольшой городок Чира. Нас опять приглашают в главный участок, где переписывают данные наших паспортов и виз в какой то журнал и желают счастливого пути. В Чире мы заметили 2 компании европейцев пенсионного возраста. Еще час и мы в Хотане на автостанции. Покупаем билеты до Кашгара на 21.00 (по пекински). Стоят 56 юаней. Оставляем рюкзаки в камере хранения и отправляемся гулять. В ближайшей закусочной у автостанции обедаем. Напротив, через улицу, на втором этаже стоматологическая клиника. Клиенты лежат в креслах как в витрине. Заходим в местный парк. Тут зелено. Много цветов. В клетках несчастные звери - лисы-феньки, орлы, черный гималайский медведь, горные курочки, тибетский мастифф, питбультерьер и пара козлов. Усаживаемся на скамеечках с откидными сиденьями и впадаем в ступор. Сегодня мы сбросили 1000 метров. Вокруг дети катаются на маленькой железной дороге и по детскому автодрому. Прогуливаются пары и семьи, работают фотографы. Релаксировали тут мы часа полтора. Отправились дальше. Полиция на нас косится, но не останавливает. Видимо в наших глазах есть какой-то настораживающий блеск. Перед городской барахолкой продаётся множество съестного: пекутся целые бараны, тыквы.... В Москву дозвониться не смогли. В Интернет-кафе связь с российскими серверами также была заблокирована. Гор мы так больше не увидели. Еще раз перекусили и отправились на автостанцию. Уже темнело, как мы выехали из Хотана. Здесь интенсивная ночная жизнь. Все светится. Все лавки открыты. Множество людей. Выезжаем из хотанского оазиса неспешно. На окраине автобус останавливается, и водитель долго препирается с каким то парнем в серой форме. Видимо о том, должен ли он платить за проезд или нет. Через полчаса прения кончились, и мы едем дальше в быстро сгустившуюся ночь. Впереди Каргалык и яркая цепь предгорных оазисов. Вскоре автобус притормаживает в хвосте диной очереди машин. На дороге сбит человек. Тело уже обернуто в пластик. Пассажиры вытягивают шеи, пытаясь разглядеть подробности. Пострадавшего загружают в пикап и очередь рассасывается. В Каргалыке длинная остановка. Мы заходим в забегаловку перекусить плов и шашлык. Обслуживающий парень спрашивает, не из Пакистана ли я? Нет, говорю. Может из Туркестана? Чтобы не смущать дальше, говорю, что из Грузии - Гюрджитстана. В 6 утра на рассвете мы приехали в Кашгар. Пешком дошли до привычного нам отеля мимо занимающихся У-шу напротив памятника Мао-Цзе-Дуну и поселились. Дозвонились до Саши. Он еще в Пекине и сообщил, что получил российскую визу и полетит в Москву вместе с нами. 20 сентября Отсыпаемся, отмываемся, отдыхаем. Под вечер отправились с Борей на прогулку по ближайшим улицам. Полно народу. Работают все магазины и маленькие забегаловки. Как мы заметили, китайские кварталы здесь изолированы. Кое-где у многоэтажных жилых домов сидят охранники. Сделав круг в южном направлении и, пройдя мимо роскошных с виду отелей, вернулись и пошли теперь на север. Здесь ночной блошиный рынок. Тут же и толпа голубятников с птицами. Идет интенсивный торг и обмен. Вернулись назад и, вытащив Андрея, поужинали в ресторане в соседнем с гостиницей подъезде. Официантки английского не знают и приходится рисовать поросенка на бумаге. 21 сентября Очередной день ожидания проходит расслаблено. В уйгурском ресторане меня опять приняли не за того, вернее, почти за своего и стали расспрашивать в какую религиозную школу я приехал учиться. Не поверили, что из России. Попозже сходили в парк в китайском стиле, разбитый у края старого города. Беседки, пруды, дорожки. Все правда изрядно загажено. Рядом современное большое колесо обозрения и пластиковое дерево. Катание 5 юаней, вход в парк 1 юань. Вечером покупал гранаты. Меня опять приняли за пакистанца. 22 сентября Утром проснулся рано. Принял ванную, и мы отправились вниз. Вместо завтрака долго выбивали остатки депозита за телефон. Город в дымке. Мы приехали в полупустой аэропорт. Постепенно начинают подъезжать пассажиры. Собираются у регистрации. Военные грузят много коробок с дынями. Видимо, для них багаж бесплатен. В Урумчи Саши пока нет. Он еще не прилетел из Пекина. Высота 630 метров. По прямой до Кашгара 1060 км. Саша появился, пожалуй, лишь с 3 рейсом из Пекина в 15.00. Шура, тем временем, пообщался с местным населением и узнал, что билет на автобус до города стоит 8 юаней, а на такси довезут за 30. Появляется улыбающийся Саша. Пытается нас усадить в автобус. «Сколько стоит автобус?» - любопытствует Андрей.
-200 юаней. Вещи, как выясняется, оставлены у Сашиных родителей. Они живут на окраине Урумчи, недалеко от аэропорта, в блочной пятиэтажке. Квартира небольшая, вполне уютная и убранная. Маме Саши 62 года. Это довольно приятная женщина. Она угощает нас миндалем, который сушится на кухне. Она ведет кружок уйгурских танцев в ближайшем доме культуры. Здесь не все вещи. Остальные должны быть в мастерской, в квартале отсюда. Там обитает летом отец Саши - 70 летний бывший солдат. Как раз в переулке у мастерской мы видим 2 женщин, разучивающих фигуры какого-то танца. Не без проблем находим оставшиеся вещи. Особенно долго разыскивались мои белые штаны. После долгой поездки по малоэтажной застройке попадаем на магистральную улицу. Слева от дороги один из символов Урумчи - красная гора с разбитым на ней красивым парком. Сразу за горой начинается квартал высотных зданий. Мы выгрузились у автовокзала. Здесь множество народу. В основном уйгуры. Толкотня, как в Оше или Кашгаре. Нам сразу предлагают такси по 65 юаней с носа. Андрей предлагает взять билеты на ближайший автобус, отходящий через 50 минут. Обстановка у касс как на наших южных автовокзалах или в аэропорту Душанбе (в советские годы). Несколько параллельных очередей. Чья рука с деньгами просунулась в окошко - тот и берет билет. Андрей вспомнил все соответствующие навыки и, вскоре, мы обладаем билетами по 25 юаней (за 200 км). Есть время, и мы в ближайшей уйгурской забегаловке едим плов и шашлыки. При входе в автовокзал контроль багажа «светилкой». 6 лет назад здесь взрывали бомбу в автобусе. В Урумчи сейчас проживает 2 миллиона человек. Уйгуры составляют 30 процентов. Автобус трогается. В нем работает телевизор. Вначале докручивается фильм с взрывающимся автобусом с заложниками – детьми, а потом пошла нарезка из гонконгских комедийных боевиков. (Для жителей Пекина или Шанхая виза в Гонконг не нужна. Саше нужна.) Он говорит по телефону с Хотанской фирмой, джипом которой мы так и не воспользовались. Удалось вернуть лишь 500 юаней из оставленных 1500. Им не понравилась дорога в Пулу. Саша рассказывает, что за последние годы резко выросла китайская составляющая населения Хотана. Власти проводят политику заполнения Синьцзяна ханьцами с земель, подвергающихся частым наводнениям. Также Саша нам рассказывает, что на службу в китайской армии конкурс - 15 человек на место. Средняя зарплата офицерского состава - 400 долларов в месяц. Заработок в богатых южных провинциях около 8000 долларов в год. В Пекине - 7000 долларов в год. Вокруг холмистая зеленая местность. Справа невысокий горный кряж, а слева в дымке открывается Богдо-Ула. 2 полосы шоссе разделены широким промежутком. Покрытие идеальное. Все время ощутимо спускаемся. Проезжаем через поле ветряков. Первые появились лет 15 назад и были датскими. Теперь китайцы строят их сами. Дальше пошли буровые вышки. Здесь добывают нефть и газ. Трубопровод в Шанхай вступит в строй в следующем году. Саша нам рассказывает о серьезных планах Китая по постройке дороги, связвающей наш Алтай с китайским. В сумерках мы в Турфане. Прибор показывает -20 метров! Вокруг много китайских вывесок. Саша подтверждает, что в самом стотысячном городе множество ханьцев. Город красив. Длинные аллеи, покрытые гладкой аккуратно уложенной плиткой под непрерывной виноградной кровлей. Красивые здания отелей в восточном пустынном стиле с фонтанами, беседками. Внутри довольно интересный интерьер. Аскетизм и роскошь здесь вполне уживаются. Внизу на доске отмечены сегодняшние минимум и максимум температуры - 33 и 18. Воздух здесь немного давит и как будто стоит. Сейчас уже осень. Летом тут много тяжелее. Саша нас потащил в соседний отель, смотреть уйгурские танцы. Нас не очень вдохновили. Видимо, под заказ для туристов всегда так. Ужинаем поздно в небольшой китайской забегаловке с отличной кухней. Теперь спать. Сегодня был длинный день... 23 сентября
Множество глиняных руин, остатки стен, домов с глубокими подвалами и колодцами, буддистские храмы со ступами. Кое-где еще остались скульптурные изображения бодхисатвы. В то время в городе жило 30 тысяч человек. Объект находится под охраной Юнеско. На окраинных холмах уйгурские дома и сушильни для винограда. >
Бродили здесь больше часа. Я бы остался и дольше. Но впереди большая программа. Посещаем музей кяриза - подземной системы орошения. Она поддерживается и сейчас. Вода уводится в предгорьях под землю и течет под землей десятки километров. На поверхность выводится из колодцев. Глубина залегания от 30 до 100 метров. Помимо Китая они используются в Иране, Афганистане, Пакистане, Индии и Египте. В самом здании музея небольшая, но интересная экспозиция, и оборудован спуск в подземную галерею, где проходишь мимо несущейся воды и подымаешься из другого выхода.
Обгоняем грузовики, груженые изюмом.
Въезжаем на окраину Турфана и останавливаемся у знаменитого здешнего минарета. Он огромный. Высота 37 метров. Построен в 1771 году, при помощи афганских мастеров и в афганском стиле. Саша говорит, что это единственное подобное сооружение на территории Китая. Внутреннее пространство мечети рядом с минаретом просторное и светлое. По бокам зала - 2 прохода. Через окна купола проходит много света.
На автовокзале садимся в автобус и возвращаемся в Урумчи. Здесь дождливо. В гостиницу едем на городском автобусе. Улицы в городе не очень широкие. Людей много. Встречаются мечети. В холле гостиницы Саше улыбается молодая милая девушка. Это его жена журналистка, окончившая пекинский университет и родом из юго-восточных провинций. Саша заказывает нам ужин и уезжает. 24 сентября В Урумчи прохладно. С улицы слышен шелест машин по мокрому асфальту. Появляется Саша с пакетом свитеров. В городе прохладно. До парка на красной горе мы так и не дошли. Я покупаю печеные каштаны. Они, правда, не такие вкусные как в Берлине. На улицах множество мелких торговцев. Повсюду парят полусамовары - яйцеварки. Мы заглянули в главный 4 - этажный книжный магазин, но книг про природу и историю Синьцзяна на английском здесь не оказалось. К 4-м часам дня приехали в аэропорт и начали регистрироваться. Прямо перед нами приземлился самолет из Исламабада. Через зал проходят серьезные бородачи в белых одеждах. В нашей очереди китайцы, русские и самые настоящие "западены" - западные украинцы. Оставшиеся газовые баллоны нам не удается протащить в рюкзаках. Приходится их оставить. Взлетаем вовремя. Самолет делает разворот с Богдо-Улой и мы улетаем на северо-запад. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||