Скалолазание > Справочная информация >

Автор: Сергей Маркович Архипов

Некоторые фрагменты из развития спортивного скалолазания в 80-е годы двадцатого столетия

Ссылки по теме:

История развития скалолазания
Виды соревнований по спортивному скалолазанию
Лучшие достижения на Чемпионатах СССР по скалолазанию
Мастера спорта Международного класса по скалолазанию
Председатели спорткомитета спортивного скалолазания
Чемпионы CCCP

Восьмидесятые годы предыдущего столетия явились очень важным этапом развития скалолазания в СССР , как самостоятельного вида спорта и официального выхода его на международную арену.

Появившись с целью улучшеня подготовки альпинистов, скалолазание быстро развивалось (благодаря своим «фанатикам») как самостоятельный вид спорта.

Постепенно появилось много активных людей, которые верили в большое будущее этого вида спорта. Из числа этих активистов были и те, кто уже тогда хорошо понимал, что скалолазанием можно и нужно заниматься с детского возраста ( с 10-12 лет).

Уже было давно доказано и обосновано научно, что именно в детском возрасте, пока тело ещё пластично и особенно в период формирования мускулатуры тела (с10 до 15 летнего возраста) можно с помощью правильно спланированного тренировочного процесса хорошо развить необходимые для разных видов спорта мышцы и тем самым добиться неимоверных успехов в поготовке хороших спортсменов, в нашем случае – в подготовке скалолазов.

Из физиоллогии развития организма ребёнка известно то, что легко можно развить у ребёнка в возрасе с 10 до 15 лет, намного труднее развить у детей с 15 до 18 лет, а с 18 летнего возраста такого уровня задача может стать для многих уже не выполнима.

Именно активисты скалолазания и в первую очередь те, кто на свой страх и риск уже тренировали детей по скалолазанию, не имея при этом необходимых нормативных документов, прикладывали все силы для узаконивания детского скалолазания и тем самым утверждения скалолазания как самостоятельного вида спорта.

В 1981 году, имея уже шестилетний опыт работы в качестве детского тренера по скалолазанию, я попал в тренерский совет при управлении альпинизма (при ВЦСПС), где в последствии был ответственным за развитие детского скалолазания в СССР.

В то время в состав тренерск o го совета входили представители некоторых областей России и представители Республик, это такие как:

- Путинцев В
- Зубкова Т
- Пиратинский А
- Левин М
- Гурчиане Л ( Грузия)
- Полевой И (Украина)
- Архипов С ( Казахстан)
и другие.

К этому времени в Красноярске уже существовала детская спортивная школа по скалолазанию, именно она в первую очередь, а также многие другие тренера, уже работающие с детьми в скалолазании, столкнулись с больши трудностями в связи с отсутствием нормативных документов по детскому скалолазанию.

Что очень необходимо нам было видеть в нормативных документах:

- самое главное – включить скалолазание в список видов спорта, которые официально были разрешены развивать детско-спортивным школам.
- и, как следующий шаг - утвердить (по аналогии с другими видами спорта) с учётом специфики скалолазания штатное расписание, разрядные требования на выполнению юношеских разрядов, таблицу заполняемости тренировочных групп по скалолазанию с учётом возраста и квалификации спортсменов и др.

Свои предложения по таблице заполняемости тренировочных групп и по штатному расписанию представила в тренерский совет красноярская детско-спортивная школа. После ознакомления с этими предложениями, тренерским советом было принято решение - принять эти предложения за основу необходимой документации для детско-спортивных школ по скалолазанию.

Теперь оставалось самое сложное – пробить и утвердить это на уровне Спорткомитета СССР. Вот здесь на этом этапе, силами только тренерского совета, мы имели не большие ш a нсы пробить это. И только при активном участии комитета скалолазания СССР под председательством Крайнова Н.П. и работников Спорткомитета СССР, курирующих скалолазание, нам удалось узаконить вышеуказанные документы.

Я думаю, что мы все хорошо понимаем, что благодаря в первую очередь личным связям москвичей и неодержимой их энергии мы смогли добиться желаемого результата.

Правда были и промежуточные проблемы такие как:

в Спорткомитете СССР потребовали предоставить им медицинское заключение о положительном влиянии на организм ребёнка занятий скалолазанием, обоснованное на длительном медицинском обследовании детей, занимающихся этим видом спорта. Это был пародокс, детского скалолазания ещё официально не существовало, а заключение врача мы должны были предоставить.

К счастью в некорорых регионах нашей Страны, где уже тренировали детей по скалолазанию, дети состояли по нескольку лет на учёте в спортино-физкультурных диспансерах. Благодаря этому, мы смогли предоставить необходимые заключения врачей. Одно из таких заключений врачей предоставила Грузия, правда на грузинском языке. Другое заключение предоставила врач спортивно-физкультурного диспансера Космачёва А.С., работающая с юными скалолазами уже на протяжении 6 лет в Алма-Ате.

Я только могу сказать о себе, с какой неописуемой радостью я держал в руках обновлённое положение о детско спортивных школах, где на ряду с другими видами спорта стояло и скалолазание . Тогда я уже хорошо представлял себе какой серьёзный официальный документ получили все активисты, желающие заниматься с детьми по скалолазанию.

Нам теперь не нужно было, придя к руководству на местах доказывать что существует такой интересный и перспективный вид спорта как скалолазание, всё было уже доказано сверху.

К этому времени я проработал уже порядка семи лет как тренер детского скалолазания, но официально я числился тренером по альпинизму, поскольку детского скалолазания до сих пор официально не существовало. И показав этот документ по месту работы, я был переведён на ставку тренера по детскому скалолазанию.

Этот документ предоставил детскому скалолазанию не только официальный статус, он дал возможность получить дополнительное серьёзное финансирование всего скалолазания. Источниками этого финансирования были финансовые сметы как провсоюзных так и спорткомитетовских детских спортивных школ, на базе которых открывались отделения по скалолазанию.

Одним словом, скалолазание было выведено на серьёзный уровень планомерной подготовки спортсменов, по анологии с олипийскими видами спорта.

Был ли это огромный прорыв в развитии скалолазания? – Да !

Приведу пример: уже через год после утверждения этого документа в СССР было открыто более десяти отделений по скалолазанию при детских спортивных школах, в которых официально работали с детьми десятки тренеров, работающих на ставках.

Только в Алма-Ате, где я работал, нам удалось к 1987 году пробить в нашем отделении детского скалолазания при ДЮСШ

9 полных тренерских ставок по скалолазанию. Это означало, что около 200 детей посещали регулярно тренировки, выезжали на спортивные сборы и выступали на соревнованиях. Мы добились, учитывая специфику скалолазания, возможность оставлять в списках учебных групп спортсменов, которые по возрасту были уже далеко не дети (20-25лет), но были в составе сборной республики.

Это были те времена, когда соеденив все финансовые календари текущего года ( начиная с самых низших звеньев, как городские и областные советы профсоюзов и спорткомитеты, и заканчивая календарями Спорткомитета СССР и ВЦСПС), мы не находили достаточного количеста спортсменов ( из числа спортсменов нашего отделения по скалолазанию) для участия во всех мероприятиях. Это было «золотое время» развития детского скалолазания в СССР, к сожалению это время просуществовало не долго, с перестройкой и особенно в связи с распадом СССР, рухнуло всё финансирование.

Это всё позже, а пока вернёмся к лучшим временам, когда наконец-то мы получили долгожданный утверждённый документ.

Теперь перед вышеуказанным тренерским советом встала очень серьёзная задача – подготовка тренеров по скалолазанию, чем раньше никто у нас не занимался. Первые две всесоюзные школы по подготовке трениров по скалолазанию были проведены в Крыму под руководством В.Путинцева и А.Пиратинского, третья всесоюзная школа тренеров по скалолазанию была проведена в 1987 году под руководством Архипова С. в Алма-Ате.

По поручению тренерского совета, в связи с отсутствием в СССР методической литературы по подготовке юных скалолазов, я написал « Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов». Первое издание методички было напечатано в 1986 году в количестве 100 штук в Алма-Ате и они были розданы тренерам СССР. Второе издание этой методички было напечатано тиражом в 200 экземпляров в Москве (ВЦСПС) в 1988 году.

Теперь эффект, который произвёл новый официально утверждённый документ на всесоюзно-спортивный календарь по скалолазанию. Я напоминаю, что всё это произошло только благодаря активным совместным усилиям всех заинтересованных « фанатиков» скалолазания.

В 1984 году было проведёно первое официальное первенство ВЦСПС по скалолазанию среди детей в Кисловодске.

В 1985 году было проведено первое первенство СССР по скалолазанию среди детей в Крыму. Это первенство было совмещено с проведением Чемпионата СССР по скалолазанию.

С 1986 года стал Чемпионат СССР проводиться ежегодно

Ко всему этому стали ещё проводиться регулярно Кубки СССР по скалолазанию.

Несколько слов мне хотелось бы сказать о выходе скалолазания на международную арену. Я пишу только моё лично мнение по зтому факту.

Моё первое впечатление об иностранных скалолазax я получил на международных соревнованиях в Крыму в 1986 году. Все иностранные спортсмены, в сравнении с нашими скалолазами, выглядели на скале как «клоуны» в своих разноцветных штанах и футболках. Особенно мне запомнились немецкий скалолаз Гловач и француз Жак Годов. При проведении индивидуального лазания (крыло лебедя), когда уже первые десять – пятьнадцать участников сорвались, поступило предложение от представителя Германии о возможности разрешения следующим пройти эту трассу спортсмену Германии, Гловачу. Это предложение было обосновано уверенностью Гловача в успешном прохождении этого маршрута и тем самым поднятия настроения у всех участников и судей. Судейская коллегия удовлетворила просьбу команды Германии и Гловач успешно прошёл маршрут. И действительно всеобщее настроение, особенно настроение постановщиков этой трассы, было резко улучшено. Сразу Гловача окружили корреспонденты и защёлкали камеры. Группа с телевидения увлекла Гловача за ближайщую скальную глыбу для дачи интервью. И через какое - то время он уже демонстрировал корреспондентам и любопытной публике свою физическую подготовку, подтянувшись на одной руке несколько раз. Это были его минуты триумфа в СССР. Но по результатам соревнования он не стал первым, проиграв по времени Чертову А.

Жак Годов удивлял всех своей сухой, длинной и хорошо физически сложенной фигурой, обтянутой ярко расписанными штанами и лез он прекрасно.

Также я видел разочарование и недоумение в лицах иностранных спортсменов, когда они пройдя домбайскую связку, показав одно из лучших времён выхода связки на верх, проиграли на спуске, поскольку они спускались на восмёрке, а не дюльфером через карабин и плечо, как наши спортсмены.

Это было маленькое лирическое отступление, а теперь мне хотелось бы уточнить, что положительного дало нашему отечественному скалолазанию выход на международную арену, а что мы потеряли.

Скалолазание вышло на международную арену, стали проводиться Чемпионаты и первенства Мира и Европы, а также этапы Кубка Мира. У нас появились чемпионы и призёры Мира и Европы. Это дало ещё больший толчок в развитии скалолазания в СССР, резко увеличилось финансирование, поскольку с этого момента скалолазные чемпионы и призёры помогали выполнять поставленные планы спортивных обществ в получении золотых, серебряных и бронзовых медалей на Чемпионатах Мира и Европы, а также выполнение нормативов мастеров спорта международного класса.

Это наступил период официального утверждения спортивного скалолазания на международной арене и «подстройки» нашего национального скалолазания к международным требованиям.

Все основные соревнования стали постепенно, по примеру международных соревнований, проводиться на искусственных скалах под крышей с нижней страховкой. Вы только представьте себе сколько было убрано моментов, зачастую не зависящих от самого спортсмена, но влияющих на его результат выступления, с уходом скалолазания под крышу.

Взять хотя бы влияния на прохождение трассы спортсменом судейской страховки на маршруте до 90 метров протяжённости

( именно таковы были требования к протяжённости трассы индивидуального лазания на Чемпионате СССР), это была либо помощь, когда страховочный трос (верёвка) тянет тебя на верх, либо большие проблемы, когда трос (верёвка) сдёргивает тебя с карниза, либо трос ( верёвка) цеплялся за выступ или застревал в щели и твои золотые секунды терялись на его выдёргивание.И все эти проблемы сами собой исчезли, как только мы стали применять нижнюю страховку на нависающей искусственной стене.

Также был отменён скоростной спуск по верёвке через карабин и плечо, а ведь раньше время спуска входило во время прохождения трассы.

Мастерству спуска наших спортсменов по верёвке через карабин и плечо мог бы позавидовать любой отряд спецназа. Большинству скалолазов того времени быстрый спуск по верёвке доставлял большое удовольствие, хотя и таил в себе опасность, поскольку судье на страховке было очень трудно отличить когда скалолаз уже просто падает, а когда он ещё в состоянии сам затормозить.

Да и сама страховочная верёвка иногда запутывалась в руках у судей. Большинество скалолазов имеют до сих пор отметину на шее от верёвки при спуске «дюльфером», как штемпель той эпохи скалолазания в СССР.

Влияние погодных условий, а также вероятность срыва участника по вине вывалившейся зацепы тоже были убраны.

Всё это привело к более объективному определению сильнейшего скалолаза из числа спортсменов, выступающих на соревнованиях.

При этом тренера попали в затруднительное положение. Теперь они должны были научить своих спортсменов тому, чего сами не пробовали и чему их с a мих никто не учил. Я имею в виду лазание по потолкам с нижней страховкой. Мы и раньше фактически не имели методических рекомендаций по подготовке скалолазов, а теперь ещё новые требования - совсем другая техника прохождегния трасс и совсем другая силовая подготовка.

На все международные соревнования, куда я смог выехать со сборной СССР (с 1988 года и до ра c пада СССР (1992 год) я был тренером мужского состава сборной СССР, А.Пиратинский – женского состава и В. Путинцев – старшим тренером) я брал всегда с собой видеокамеру и снимал полностью все соревнования. Я считал, что это было очень важно для самих спортсменов и их тренеров. Каждый из спортсменов и желающих тренеров мог бесплатно получить копию этой записи. А также эти записи показывались по вечерам всем желающим в дни проведения всесоюзных соревнований.

Что касается моих ведущих спортсменов таких как: С.Рахметов, К.Рахметов, А.Сизинцев, И. Смирнова, И. Архипова, Е.Мухитов и др., то мы садились все вместе и внимательно прорабатывали видио записи. Мы сравнивали прохождение наших спортсменов с победителями, выискивая наши технические и тактические ошибки. Затем долго дискутировали и в конце концов приходили к какому-то нужному для нас варианту проведения тренировок.

Не всегда новые варианты приносили быстрые и желаемые результаты, это было время проб, ошибок и радости достигнутых успехов. Так постепенно вырабатывалась наша собственная методика подготовки современных скалолазов.

Я приведу только один маленький пример по методике развития силовой выносливости определённых групп мышц. В начале мы определили длительность одного подхода работы на выносливость. Мы исходили из максимальных времён, которые затрачивали спортсмены на Чемпионатах Мира и Европы для прохождения трассы, это было время 10-12 минут. Тогда мы приняли за необходимое время одгого тренировочного подхода 20 минут.

Почему 20 минут? А потому-что спортсмен должен иметь запас прочности. Мы уставливали наш тренажёр в нависающее положение (ориентировочно с углом в 45° от пола, площадь нашего тренажёра 5 х 7.5 метров) и меняя отягощение от 5 до 20кг.( можно в виде блина от штанги, прицепленного хорошо к поясу, блин не должен раскачиваться) лазали медленно в течение 20 минут, иногда с длительным удержанием какой-либо позы, часто встречающейся при прохождении трассы на международных соревнованиях.

Это только один из моментов, а их было множество, на которые мы должны были постепенно ответить. Это такие как:

- правильно развить максимальную силу и выносливость необходимых групп мышц, при этом не повредив их?
- правильно развивать технику движения по маршруту, технику правильности использования различных зацепов, правильности вщёлкивания верёвки в карабины страховочных оттяжек?
- научиться не допускать тактических ошибок, правильно распределять свои силы при прохождении трасс и точто определять места на трассе для кратковременного отдыха и восстановления сил?
- правильно подводить свою лучшую спортивную форму к важнейшим стартам?
- планирование макро- и микроциклов тренировочного процесса с учётом физических и биоритмических особенностей каждого спортсмена.
- и др..

В это время братья Рахметовы начали сами производить из песка и эпоксидной смолы зацепы тех видов, которые они встречали на международных соревнованиях. Это было необходимо для отработки правильного использования этих зацеп при лазании.

Я думаю, что это нам всем ясно, чем больше на трассе встречаем мы знакомых зацеп, тем надёжнее и легче мы их используем.

Вот и настал для нас долгожданный момент. Теперь каждый скалолаз видел свою спортивную цель – Чемпион Мира, а тренера – как подготовить Чемпиона Мира.

И эта цель стоит того, чтобы к ней стремиться. Представьте себе с каким рвением и эмоциональным подьёмом стали мы все работать для достижения этой цели.

Как было уже указано выше, выход скалолазания на международную арену принёс с собой значительные изменения всего нашего традиционного отечественного скалолазания.

К таким изменениям нужно отнести ещё содержание всех участников соревнований в изоляционной зоне – в «загоне».

Представьте только себе, что спортсмен просидел целый день в «загоне» ,и когда он последним вышел к старту, да и пролез только 2 метра, с каким душевным угнетением и разочерованием он возвращается к своей команде.

Я считаю ( это только моё личное мнение), что в «загон» надо отправлять спортсменов только начиная с четверти финала, когда 8 сильнейших делят между собой медали.

А все отборочные старты спортсмены должны находиться в зале вместе со зрителями. Но при этом должно быть два показывающих, которые показали бы полное прохождение трассы.

Что же касается удержания детей длительное время в «загоне», то оно оказывает отрицательное воздействие на их психику.

И я уверен, что именно отсидка в «загоне» отбило уже у многих детей желание дальше продолжать заниматься скалолазанием.

С появлением «загона» и перемещениемя всех соревнований на искуственные стены под крышу (последнее в свою очередь заставило фактически весь тренировочно - подготовительный процесс проводить на подобных искусственных стенках под крышей) скалолазание частично потеряло свою эмоциональность, а ведь именно эмоциональность особенно важна в детском возрасте . Я часто говорю о детском возрасте, наверное потому-что я был и остаюсь в первую очередь детским тренером (педагогом) и только во вторую очередь - тренером спортсменов высоких достижений. При этом я всегда был уверен, что именно в хорошем, дружном коллективе, ребёнок быстрее проявляет и лучше развивает свои спортивные способности, чем в неблагополучном коллективе. И если эти способности у ребёнка к лазанию по скалам, то из таких детей вырастут обязательно хорошие скалолазы.

Однажды один мой знакомый, мастер спорта по плаванию, провёл с нами одну неделю на спортивных сборах на скалах (на берегу реки Или) и перед отъездом с грустью сказал, что он всё своё детство мечтал о таком эмоциональном виде спорта как скалолазание, а ему пришлось в течение многолетних тренировок наблюдать только тёмную полосу на дне бассейна. Плавать ему приходилось до 15 км. в день.

А ведь раньше мы всегда гордились тем, что скалолазание было одним и самых эмоциональных видов спорта.

Дамбайские связки, как один из видов спортивного скалолазания, не попали в регламент международных соревнований и тем самым им был подписан «приговор». А ведь это был очень интересный вид соревнований с огромным множеством технических и тактических моментов (единственный в разряде группового лазания).

Да и само понятие «скалолазание», как бы нам это не хотелось бы признавать, уже мало соответствует этому виду спорта.

В Германии этот вид спорта называется Sportklettern – спортивное лазание.

Поймите меня правильно, я не в коем случае не критикую современное спортивное скалолазание, я просто с сожалением констатирую тот факт, что современное спортивное скалолазание почти полностью ушло от натуральных скал. И в тоже время я хорошо понимаю, что без этого ухода под крышу скалолазание как спорт не вышло бы на столь высокий международный уровень.

Но это свершилось! И мы все те, кто когда-то активно занимался скалолазанием или развивал его до выхода скалолазания на международную арену, должны признать этот факт – факт того, что скалолазание тех времён является уже перевёрнутой страницей в истории развития скалолазания в СССР.

А сейчас мы все надеемся и верим, что в ближайщие годы спортивное скалолазание будет включено в программу Олимпийских видов спорта.

И я хотел бы пожелать больших спортивных успехов на международной арене всем скалолазам из стран с территории бывшего СССР.

С 1995 года я живу в Германии, а не в России или Казахстане (в Казахстане я родился и прожил большую часть своей жизни, а в России, в Ленинграде, я прожил 6,5 лет, учась в институте ЛИАП). Это уже достаточно большой промежуток времени, но я до сих пор ещё всем сердцем там, где прошли мои лучшие годы деятельности.

И я рад, что моя деятельность была связана именно со спортивным скалолазанием. Я хорошо помню, как я «горел» всем этим, как неимоверным счастьем наполнялось моё седце, когда я видел сверкающие глаза детей, с которыми я работал. Одним словом сказать, я был счастлив.

Лучшие достижения моих воспитанников:
- Рахметов Салават МСМК, Чемпион Мира
- Рахметов Кайрат МСМК, бронзовый призёр Чемпионата Мира (в скорости)
- Александр Сизинцев МСМК, член сборной СССР
- Ирина Смирнова МС СССР, член сборной СССР
- Ирина Архипова МС СССР
- Геннадий Захаров МС СССР
- Евгений Мухитов МС СССР
- Владимир Чернов МС СССР
- Ренат Хайбуллин КМС, который в дальнейшем, находясь в СКА САВО, стал МСМК по альпинизму

а также победители и призёры юношеских первенств СССР и ВЦСПС:
- Аля Алексеенко КМС
- Вячеслав Белоглазов КМС
- Анна Половинко КМС

В Германии я продолжаю работать с детьми, немного украшая их спокойную жизнь экстемальными моментами, как лазание по скалам, деревьям, верёвкам, пещерам, искусственным стенкам, спуск по верёвке с различных башен и др. Продолжать работать тренером по скалолазанию в Германии у меня не получилось, хотя я заново прошёл здесь весь путь подготовки себя, как тренера по скалолазанию – я закончил школу тренеров по скалолазанию согласно всех требований федерации альпинизма Германии, поскольку федерация отказала мне в праве тренировать скалолазов в Германии на основании моих тренерских документов и опыта работы как тренера в СССР. На мой запрос в федерацию альпинизма Германии я получил следующий ответ: « Мы все очень рады , что в Германию приехал жить из Казахстана опытный тренер по скалолазанию. Но будет лучше для всех нас, если Вы пройдёте нашу школу по подготовке тренеров по скалолазанию.»

Ближайший зал с хорошей стенкой находится от моего места жительства 80 км, скалы – 130-150 км. А стенка, которую мы поставили в виде плоских щитов 8 х 7.5м. совсем не соответствует подготовки скалолазов.

Во-вторых я работаю на ставке социального педагога в детско-молодёжном центре с 14,00 до 21,30 часов, где мне разрешено только два раза в неделю с детьми и молодёжью организовывать лазание, а в каникулярное время - недельные программы лазания с различными группами детей до 30 человек.

В эти группы недельных программ родители сами записывают своих детей (возраст детей 9-12 лет) и при этом платят небольшие деньги (50 евро за 5 дней с завтраком и обедом без ночёвки, а если с ночёвкой в молодёжном отеле или в палатках на берегу озера, то стоимость возрастает до 100 евро за неделю). Иногда удаётся организовать выезд с молодёжью (15 человек) на юг Франции продолжительностью до 10 дней, где находясь в хорошем скальном районе (Саssis) на берегу моря мы много лазием.

Стараюсь сам постоянно совершенствоваться как специалист в организации лазания, пять лет назад я закончил недельную школу для профессионалов, работающих на деревьях, очищая их от умерших веток или полностью спиливая их. Специалисты, работающие в этом направлении развили свою достаточно интересную технику лазания по верёвкам и технику навешивания страховочной верёвки на высоте до 30 метров, сам при этом находясь на земле. Также уже выпускается специальное снаряжение для этих целей, например статические верёвки с усиленной оплёткой и множество приспособлений.

А два года назад я закончил недельную школу подготовки трениров по безопасности при организации лазания на стационарных (на высоте 10 метров) больших верёвочных комплексах. На таких комплексам могут одновременно от 30 до 50 человек, используя самостраховку, лазить. Сейчас идёт настоящий бум по строительству подобных стационарных высотных верёвочных лазательных центров в Германии. Так, что в последние 5 лет минимум 20 таких объектов в год появляется в Германии.

Пользуясь возможностью, я очень хотел бы поблагодарить трёх человек, поддержка которых помогла мне стать детским тренером по скалолазанию и которые всегда протягивали мне руку помощи в трудные минуты – это Студенина Б.А., Ильинского Э.Т. и Крайнова Н.П.

Архипов С.М. – Заслуженный тренер Казахстана по скалолазанию.
(октябрь 2007 года)

Rock Climbing

Сергей Маркович! С удовольствием прочла Вашу статью, как будто снова окунулась в восьмидесятые. )) Надеюсь снова увидеть Вас в Алмате в этом году, по сложившейся уже традиции, в мае на Или. И с нетерпением жду стартов ветеранов этого замечательного вида спорта. Надеюсь поучаствовать) Морева Марина, Казахстан, Алматы.

Это было недавно...

Сергей Маркович! Здравствуйте! Спасибо за хорошую,обстоятельную статью! Это было кажется не так давно, но как шагнул этот спорт вперёд! В этом и ваша заслуга как тренера скалолазов мирового уровня... Жалко только, что вы не упомянули о Горбунове. Ведь он тоже немало сделал для развития Казахстанского,да и мирового скалолазания. Хочется вам пожелать успехов в работе с молодёжью! Макс Шустер. Рига. Караганда. Израиль.

Гюллих, а не Гловач

Спасибо ! Но не могу не сделать замечание. Речь ведь идет о важных исторических персонах. Указанный фрагмент международных соревнований относится вероятно к 1984 году. И речь идет не о Гловаче, а о другом великом немце - Вольфганге Гюллихе. Он пролез место, где все срывались до него. Но позже Сергей Бершов показал всем, что там лезть не обязательно, просто обошел по левому краю ограничений. Штефан Гловач был действительно в 1986 году, когда не было Годоффа. Тогда трассы были проще и на маршрутах этот выдающийся скалолаз особо не выделялся. Зато блестал на тренировочных камнях. Тогда кстати был и Тодд Скиннер....