Горы мира > Тянь-Шань >

Знакомый и незнакомый Терскей

Ссылки по теме:
Терскей Алла-Тоо
Обрывки дневника Терскей-Алатау, 1994 год, август.

« Бог нас водит. Он нам генерал …» А.В.Суворов

Известная загадка.

Интерес к району пиков Палатка и Советская Россия в Терскей АлаТоо возник у меня после того, как в отчете на Mountain.ru я прочитал, что « 6-ая вершина района, видимо, не пройдена » . Это про Россию. Описаний успешных восхождений на Палатку я тоже не встретил, хотя люди туда конечно ходили. Очевиден путь захода на южную сторону хребта через перевал Хатиджи, вопрос только, как перевалить в следующий к востоку ледниковый цирк. А про Россию в библиотеке на Таганке я узнал, что к ней ведет перевал Ледовый 3а, однако он лавиноопасен. Есть и более сложные пути.

7. Советы проводника

17. Живем здесь

В ущелье Таш-Тектор мы встретили Серебренникова Валерия Николаевича, старейшего Каракольского гида. Он рассказал нам ВСЕ . Мозаика сложилась в голове. Чтобы попасть на западную седловину Палатки, надо по осыпям завернуть «ЗА УГОЛ» . И мы сделали это. Через 4 дня в мульде на осыпном гребне между ледниками, к югу от главного хребта на высоте 4500 была сооружена площадка и 11 августа пик Палатка Западный покорен. Сложность маршрута 2б-3а. При движении от Алтын Арашана график надо строить так. 1ый день переход 4 часа примерно до последних елей на левом по ходу движения берегу Чон-Узеня, вода на 150м ниже по долине. Второй день подъем на площадки у ледника Чон-Узень на бараньих лбах. Третий день – перевал Хатиджи 2а (подход к нему по леднику, а не по морене) и в тот же день подъем на осыпной гребень, разделяющий плато ледника Сарычат и безымянный ледничок, стекающий с западной седловины Палатки на юг. 4ый – короткий спуск по снегу вдоль левых скал и собственно восхождение.

13.Стена Аксу вечером издали

14. Ночевки под Хатиджи

С седловины к вершине ведет широкий фирновый гребень склон крутизной меньше 30 град с набором высоты 250 метров . Кошки, связки, одновременно. Вверху переход вправо траверсом большого снежного склона-кулуара.Осторожно после снегопада! Возможна лавина! Выход к простым скалам и по ним на вершинный купол 100м. Тур южнее наддува в снежной мульде. С вершины виден карнизный гребень на Палатку Восточную, Россия и далее. Спуск по пути подъема на плато и подъем м 70 вдоль скал обратно на седловину.(камнепад справа в солнечную погоду).

21. К вершине Палатки

23. Группа товарищей

Лирическое отступление

Один из пастухов ущелья Алтын-Арашан сказал нам, что скоро Палатка станет пиком имени одного важного политического деятеля современной России. Подходит по всем критериям – «видно издалека и названия нет». Напомним, что один из пиков Джеты-Огуз уже стал пиком первого президента. (Mountain.RU за 2003г) Так что наше описание может помочь тем молодым альпинистам, которые понесут бюст на вершину через перевал Хатиджи (первой жены пророка). С ее историей можно ознакомиться по адресу - http://www.islamcivil.ru/article.php?aid=27.

Пленники Хатиджи.

После успешного восхождения в час дня на спуске мы подошли к кулуару перевала и увидели ручьи по краям полосы льда и интенсивный обстрел камнями со скал слева и по руслам ручьев. Поднявшись на скально-осыпной гребень к западу, мы выяснили интересный факт. 7 из 10 камней брошенных нами во второй кулуар, разгоняясь на льду, точно попадают в створ между скалой и камнем ниже ледового склона. И именно эту точку нельзя миновать на спуске. Нам осталось по традиции выкопать площадку на осыпи, сломав конец кайла в борьбе с каменюкой, и ждать, пока температура не станет ниже нуля. На это потребовалось больше суток прослушивания Баха и Мищуков в версии MP3, и на закате следующего дня, после прохождения холодного фронта, мы быстро и благополучно миновали опасный участок, оставив один бур в подарок жене пророка.

26. GSMa нет

27. Спуск с Хатиджи

28. Быстро вниз

33. Дружная семья Алтын Арашанцев

После возвращения на курорт и омовения в горячей воде в доме «Як Тура» состоялся виолончельный концерт ученицы (на фото 33 вторая справа) Каракольской музыкальной школы в 4х частях 2 раза для туристов СНГ и не СНГ. По просьбе нашего радушного хозяина, Валентина Алексеевича Деревянко (на фото 33 третий справа), в качестве эксперта выступил наш участник Трушечкин Михаил (на фото 33 сидит на корточках), преподаватель училища Гнесиных по классу фортепиано. Он был лаконичен : «Вам надо обязательно продолжать занятия музыкой…»

Краткий итог изысканий.

10. Советская Россия
На вершину Палатка Западная регулярно совершаются восхождения гидами Каракольских турфирм с клиентами. В «ЯкТурКаракол» можно пообщаться про это с Романом. Высота горы примерно 4900. С Джигита на фоне других гор она выглядит сравнительно небольшой. Записку на вершине мы прочитать не смогли. Чернила расплылись, дата была что-то типа « ../06/06 » . Оставили свою, ясную. Желающие могут ознакомиться. (надо быть аккуратным на пер Хатиджи. Камнеопасно!!!) Кроме 5а в классификаторе, на гору пройдены ледовый кулуар на западную седловину с севера, левее ледопада. Палатка Восточная с перевала 30 лет ПКТ, предпринимались также попытки пройти ледовый склон на восточную с севера.

На вершине Советской России, очевидно, были Серебрянников Валерий Николаевич с клиентами и альпинисты Тольятти. Самый простой путь подъема лежит левее перевала Ледовый (не из ущелья ЧонКулДурук, а из следующего к востоку) на гребень, ночевка и далее, далее… Снега много, район удаленный и мы не рискнули.

Лирическое отступление (что мы съели на Гагарина, 10).

Яблочный пирог, уха из Иссык-Кульского судака, блинчики со сметаной, жареная куриная нога и рука, горный мед, яичниц несколько. 100 сомов завтрак, 150 ужин.

Вдвоем на Джигит.

Стандартный маршрут 4а на сайте описан многократно, остановлюсь на деталях.

Перед выездом из города мы посетили храм Святой Троицы (111 лет ему) и попросили о заступничестве Николая Угодника. Весь маршрут в очень хорошем разрешении на maps.google.com. был внимательно рассмотрен еще в московских офисах. Шли мы на это раз вдвоем (Воликов и Перегудов), остальные участники отправились в более теплые места. Вверх от АЛ «Каракол» поднимались по долине Кельтор. По языку ледника Джигит прямо вверх и, пройдя км 2, налево на морены в карман. Трава, ночевки, вода в камнях. Тур на большом камне хорошо виден с ледника. Не пытаться подниматься слева от ледника по гребню морены! (Камни на льду). На следующий день с утра мы прошли перевал Онтор и к месту стандартных ночевок на гребне поднялись по острому снежному гребешку. Лавиноопасно! Возможных мест ночевок два. Широкая мульда в месте стыка осыпного и снежного вариантов подъема. На 200 метров выше небольшая мульда, она ближе к жандармам, однако при прохождении грозовой тучи вечером 17 августа у нас звенели каски, палки и обручальные кольца на руках, и мы даже переставили палатку чуть пониже, поковыряв кайлами снег и лед повторно.

При движении вверх по гребню все очевидно, стенка 10 м проходится не вверх, а вправо за угол. 3 шага по залитым льдом скалам неприятны, забит крюк. Дальше все просто, уход вправо в кулуар. Над головой справа висят куски льда, но не падают. Проходим быстро. Далее 8 веревок по 50м от горловины кулуара до перевала. Крутизна до 40 град, в средней части положе, слой снега 7 см на льду, идется легко. На перевале в 9 утра, 3 часа работы от ночевки. Стандартный путь подъема по увалам широкого склона на вершину не нравится, лавиноопасно, жмемся влево к скалкам на более жесткий фирн со льдом местами. На вершине в 10-20 18-го августа. Спуск пешком везде по снегу, на ледовом склоне с нижней страховкой на веревку тратим 15 минут. По основному кулуару спускаться боимся, и дюльферяем метров на 10 правее, ближе к скалам 2-го жандарма по небольшому скальному кулуарчику. Станция под большим камнем, защищающим от падения камней, сдергиваемых веревкой. Оставляем крюк. С нижнего жандарма дюльфер 15 м вертикально вниз, хороший выступ, влево по пути подъема не обходим, много перегибов. В 2 часа дня по расписанию начинают лететь лавины по склону перевала. Отрываясь в точке безобидным снежком, к нижней части ледника набирается наверно несколько тонн снега и скорость становится км 40 в час, как у автобуса. Потом это красивыми водопадами летит с ледового сброса. Мы в это время на уже скалах, любуемся со стороны. Интересно, что цепочка наших следов остается нетронутой, а весь склон левее и правее их очистился от снега за час. В кулуар между скалами и ледником тоже летит мало. Вечером в широкой мульде ниже нас видим 2 палатки и 5 альпинистов из Тольятти. Проводим сеанс голосовой связи, спускаться по мокрому снегу «за славой» однако лень, поэтому наблюдаем закат и слушаем MP3 Баха в нашей мульде. В полшестого утра мимо нас проходят люди с веревкой, а мы спускаемся на ледник по осыпному варианту от нижней широкой мульды. Отметим только, что надо перейти в правый, более пологий кулуар по скалам. Перепад высоты в кулуаре примерно 450м и вверх по нему лезть нам было бы тоскливо. На тропе в ущелье Онтор с огромного валуна сбиты все таблички погибшим альпинистам, кроме одной, 1982 года. Как нам сказал Николай в АЛ «Каракол», их УКРАЛИ на металлолом!!!! А вот это не делает чести сподвижникам Манаса.

Как искупаться в чистом Иссык-Куле.

Это сложный и актуальный вопрос для тех, кто спустился в город Каракол. На ум приходят Бозтери, Чолпон-Ата, но безлюдными эти места не назовешь, да и не рядом они. Пуститься в странствие по южному берегу вечно времени не хватает. Так называемые ДАЧИ в 10 км от города тоже не то. Не удовлетворил нас и район разрушенного завода торпед или каких-то секретных частей от них. (Т-с-с-с-с-с…)

И все-таки мы нашли то, что искали. Вооружившись словом «Маяк» и 500 сомами (в рубли переводятся путем деления на магическое число корень из 2), по северному берегу Джергаланского залива мы доехали в совершенно чудное место. Ветер, волны, солнце, облепиха, народа 0, песчаный мыс. Координаты места с maps.google.com

Обратный трансфер в город проходил так - пешком 15 км по берегу до дач по чудной сельской дороге с периодическим купанием. Народа становилось больше, пока не состоялась встреча с группой молодежи коренной национальности, вооруженной пластиковыми бутылками с пивом. Они спросили, из «какого мы штата»? Узнав, что название его Moskva, сообщили, что «кыргызов там обижают». Мы проверили действенность идеи ТУРИЗМА, как будущего Прииссыккулья . It works !!!! Расстались мирно, пообещав пригласить в Каракол наших скинхедов на профилактическую беседу. А теперь представьте себе этих милых ребят, обсуждающих развитие туризма, например в столичном спальном районе Братеево. Попутно мы узнали, что лошадь по-киргизски «ат», а жеребец «кулун». То, что собака - «ит», мы знали еще из названия гостиницы «Иткол» в Приэльбрусье. Также мы показали гостеприимным хозяевам высокие снежные горы, вершины которых мы посетили недавно. В город мы вернулись вместе с русскими учительницами, за 10 сомов на «пазике» с табличкой в салоне «завод имени Жданова».

Чем хороша Киргизия.

1. Елками . Елки – крыша над головой, сухие ветки, вешалка и табуретка . Их надо беречь. Вот президент Бакиев (слава ему!) запретил их рубить.

2. Мантами . Манты – национальное достояние. Они очень сытны. Требуется набрать примерно километр высоты с рюкзаком, чтобы забыть о том, что съел 5 штук.

3 . Иссык-Кулем . По приезде ты всегда можешь сказать, что ездил на него тем, кто не понимает, зачем летом зимовать на 5000 м .

4. Простотой общения с милицией. Иностранцам не нужна регистрация при пребывании в течение 30 дней. Прилетаешь, едешь в горы и об этом не думаешь. Милиция тебя не замечает. Билет, однако, выкидывать не надо. В случае каких-либо проблем переходим к теме развития туризма.

5. Легко организуемый трансфер . 2000 сомов стоят машины Каракол-Манас, Каракол-Алтын-Арашан и Каракол - АЛ «Каракол» на 4-5 человек. Вниз по долинам спуск стоит в пределах $10 с человека. Поездки по пригородам Каракола в переделах 500 сомов.

6. Практика в общении на иностранных языках. Европейцы, с гидами и без, свободно и в большом количестве перемещаются по территории республики, особенно столбовым маршрутом Джеты-Огуз - Телеты – Алакуль – Арашан.

Благодарности.

1. Мы
  1. Алене Дудашвили, «Горы Азии», г. Бишкек за помощь в организации, встречу в Манасе, газ etc .
  2. Серебренникову Валерию Николаевичу за точное описание маршрутов.
  3. Деревянко Валентину Алексеевичу, «ЯкТурКаракол», за радушный прием, заботу о лесах Алтын Арашана и великолепное питание на Гагарина, 10. Чудо-автомобиль Валентина Алексеевича представлен на рис. 31. Ему исполнилось 50 лет. (автомобилю). Также для трансфера в горы есть квадроциклы.
  4. Бессменным работникам АЛ «Каракол» Николаю и его брату Игорю за баню, пиво и борщ.
  5. Тольяттинцам за встречи на Джигите и после.
  6. Врачу поликлиники N 1 РАН в г. Москва и мази «Гиоксизон», быстро залечившим ожог, полученный «на отдыхе в Киргизии в бане»

Перегудов Дмитрий, Воликов Константин, Трушечкины Михаил, Алексей и Мария Добровидова. АК «МИФИ » .Спросить о деталях можно DPeregudov@ Antcm.ru

3. Долина Аксу

4. Колючка киргизская горная

5. Арча

8. Долина ЧонКулДурук (Больших холодных дураков)