Горы мира > Урал >

Автор: Павел Исупов, Пермь

Ледопад на Усьве
(2.03.07 – 5.03.07)

Усьва (длина реки 266 км ) – правый приток Чусовой. Она берет начало на восточном склоне горы Хариусная. На всём протяжении реки насчитывается около двухсот перекатов. Не случайно на языке коми-пермяков “усьва” означает “падающая с шумом вода”.

Со времён гражданской войны поселок Усьва знаменит своим 22-ым Кизеловским Краснознаменным полком Горных Орлов. Станция ж/д маленькая, круглосуточная и уютная. В ней легко можно разместиться на ночь небольшой группой. Магазин тоже есть.

До поселка Усьва добраться можно разными способами. Самый простой и дешевый - на электричке. В 17.08 (зима 2007, моск.) она уходит из Перми-2. Хотя по расписанию электричка идет до г. Чусового, на ней же можно добраться и до Усьвы. В Усьву приходит ночью. На станции останавливается немало поездов на Соликамск, Березники.

Карта усьвы километровая

Расписание по ст. Усьва.
От Усьвы до ледопада можно идти по реке. Рядом, иногда параллельно реке, пересекая ее несколько раз, идет лыжня. Лыжней пользуются не только ледолазы, но и туристы-лыжники, спелеологи (пещ. Первомайская), охотники и рыбаки. Большую часть зимы она не заметена. Ледопад расположен на Омутном камне. Лучшим временем для посещения считается март.

Для того чтобы попасть на лыжню, надо выйти на окраину поселка, где ж/д мост пересекает реку. Где–то здесь ее начало. В самом начале лыжня проходит мимо щита с картой памятников природы и лесных выделов и просек. Но понять по ней их истинное положение тяжело. После Столбов и Пальца (тропа идет по реке) лыжня снова выйдет на правый берег и после небольшого участка по заливным лугам сделает очень резкий подъем. Подъём проще преодолевать, сняв лыжи. После лесной своей части лыжня снова пересекает реку. Немного не дойдя до первого пересечения, она проходит мимо разбитой будки. Затем несколько раз пересекает реку, идет часто по её руслу. Это не только сокращает путь, но и делает его более простым. Идти по лыжне гораздо лучше, чем по заметенной реке.

Наш поход на Усьвинский ледопад.

Состав:
Ника
Илья Югов
Павел Исупов

2.03.07, пятница.

Выехали в 19.08 (местн.) из Перми-2 до г. Чусового. Эта же электричка довезла нас до ст. Усьва. Мы переночевали на уютном вокзале и затемно вышли на лыжню.

3.03.07.

До нас прошла очень большая группа туристов, и лыжня частенько состояла из нескольких параллельных лент. Наверно, детская группа. На речных участках лыжи часто подлипали. Группа, которая шла до нас, была организована гораздо лучше, чем мы. Встали мы на месте их бывшего лагеря. Там было оборудовано костровище, дрова лежали грудой, места под палатки были расчищены. У нас была на троих только одна моя полуторная Bask clif . Лазать решили начать в этот же день. Из инструментов у нас были одна Манарага Кайман и один Антигривель. Кошки были не самые подходящие – Saleva , мягкие, 12-зубые.

4.03.07.

Утром пришлось снова в обход лезть наверх. Мы не сняли вечером страховку, и за ночь она примерзла. Полазили до обеда и побежали домой. Сели на 7-часовую электричку и доехали до Чусового. Там пересели на электричку до ст. Комарихинской. В ночных электричках особый мир. Контроль там или самый необычный, или отсутствует вовсе. Настоящее царство бомжей, которые либо спят в тепле, либо вольно гуляют по пустым вагонам. Мы в этот мир органично влились.

5.03.07.

Рано утром мы приехали в Пермь.