Автор: Дмитрий Великанов, Казахстан

Моренное озеро Джасыл-Кель, Киргизия. 3150 метров н.у.м., 5 августа 2007 г.

МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!

Время на часах 21:55. Домой приехал час назад. Кратко, буквально одной строкой: МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!!!
Группа казахстанских дайверов, в составе Денис (aka Берёза), Александр (aka C @ tman ) и Дмитрий (aka DANfirst ), совершила САМОЕ ВЫСОКОГОРНОЕ погружение в истории казахстанского и киргизстанского дайвинга.
Дайв был в высокогорном моренном озере Джасыл-Кель на высоте 3150 м над уровнем моря (по GPS ) или 3118,6 м по карте Генштаба .

Технические данные погружения:

• Время дайва - 21 минута
  • Зафиксированная глубина - 20,1 м
  • Температура на поверхности - 4 ºС
  • Температура на «дне» - 3 ºС
  • Видимость (до глубины 5-6) метров - 4,5-6 метров, глубже 6 м - 2-3 метра

И так, потихоньку прихожу в себя. Начинаю писать «основной» отчет.

Идея.

Дайвингом я увлекаюсь чуть больше двух лет… Первый раз меня уговорил попробовать нырнуть мой друг, когда мы с ним были в командировке в Эмиратах…
С тех пор, на протяжении, наверное, полутора лет меня не покидала идея нырнуть в самом высокогорном "домашнем" озере Джасыл-Кель . Во-первых, это озеро само по себе очень красивое, а во-вторых, 3150 м Джасыл-Кель на высоте 3150 м н.у.м . это Вам не шутки.
И вот, наконец, мечта «идиота» сбылась…

Планирование поездки.

Лично мной поездка на озеро Джасыл - кель планировалась несколько раз. И с клубом ПроходимецЪ - просто съездить посмотреть на озеро. И с дайверами, с целью «занырнуть». Но несколько раз обламывалась по разным причинам.
Данная же поездка практически не планировалась, а сложилась спонтанно. Просто несколько «стукнутых на всю голову» дайверов-джиперов созвонились в субботу и решили взять с собой по баллону и «прокатиться» до Джасыл-келя. А там будь что будет, может и нырнем. Ну, в конечном счете, и нырнули.
Накануне вечером по телефону назначается общий сбор на кольце Аль-Фараби - Навои в 8:30 утра. И это всё «планирование».

В дороге.

Русские называют дорогой то место, где хотят проехать.

Собираемся двумя машинами в обусловленном месте. Я и со мной C @ tman на моем Пыжике, а так же мой друг Андрей (ака taxist 5) на таком же Пыжике, только белом. Берёза звонит и говорит «вы езжайте, я вас догоню». ОК, выдвигаемся…
Едем вверх по ул. Навои, проезжаем селезащитную платину, экологический пост (где с нас берут 200 тенге с машины), комплекс Тау-Дастархан. На развилке Алмарасан-БАО, уходим вверх по Большому Алматинскому ущелью. Проезжаем коммунальник, высокогорную гостиницу «Альпийская роза», выезжаем на серпантин - подъем к Большому Алма-атинскому озеру (БАО). Смотрю вниз и вижу черный «Патруль» - коротыш. Почему-то мелькнула мысль, что это Берёза, хотя раньше я его никогда не видел. Подъезжаем к шлагбауму на БАО, подъезжает черный «Патруль», из него действительно выходит Берёза.
Теперь предстоит «договориться» с шлагбаумистом, но Берёза делает это легко и непринужденно, у него тут знакомые – видимо, он часто мотается по этому маршруту.
Поднимаемся выше БАО, начинает подъем на перевал Озерный. Дорога ухудшается (ухудшаться она начала еще от развилки Алмарасан-БАО)… Хотя по сравнению с тем, что нас будет ждать через полчаса, можно сказать вообще "правительственная трасса".
Едем… Вокруг КРАСОТИЩА!!!

Горы, скалы, ледники… Поднимаемся на перевал Озерный ( 3507 м н.у.м.) Ровно на перевале стоит «Асаровский» высотный знак. Это же место является границей между Казахстаном и Кыргызстаном. Всё. Дальше мы вне закона (вроде как «пересечение границы в неустановленном месте»).
Едем по территории Киргизии. Почему-то кажется, что дорога на их стороне лучше и ровнее… Похоже её даже проходили бульдозером, потому что на обочине лежит ровная полоска камней.

Спускаемся с Озерного в долину реки Чон-Кемин. Спуск идет по достаточно крутому серпантину с 8-мью поворотами. С дороги открывается шикарный вид на долину р. Чон-Кемин. На одном из поворотов Берёза всматривается в даль, нет ли Киргизских «друзей» - пограничников. Юрта стоит, машина тоже. Возможно придется «объяснять» и «договариваться». Но едем дальше.
На последнем витке серпантина с левой стороны стоит огромный камень. Это ориентир, что нам пора съезжать с дороги, которая дальше ведет вниз по течению реки, к «пограничникам». А нам, наоборот, в верховья Чон-Кемину, к моренному озеру Джасыл - Кель (или Жасалкель или Жасылколь), из которого и берет свое начало река Чон-Кемин. Забегаю вперед, скажу, что в эту поездку нам не пришлось «общаться» с киргизскими «пограничниками». Или они нас не заметили, или им лень стало ехать по камням за нами.
В общем, сворачиваем налево, и дорога заканчивается, остается одно направление, по которому ехать еще километров 9-10…
Берёза на серпантине увидел своих друзей, догоняющих нас на квадрациклах. И мы смело бросились покорять каменные овраги. Всего по дороге до озера пришлось преодолеть три горные речки, которые текут по узким, заваленным камням оврагам. Это было, пожалуй, самое сложное в этой поездке. Потому что пришлось немало поскакать по камням, от встречи с которыми машина страдает. У неё почему-то мнутся всякие декоративные элементы типа подножек. Берёза на своем немного не стандартном «Патруле» спокойно преодолевает все трудности… Нам на стандартных Пыжиках приходится труднее.
Отвлекаясь от основной темы, хочу сказать, что в деле преодоления препятствий штурман - чрезвычайно важная персона. Берёза однозначно грамотный штурман, чувствуется у человека за плечами большой опыт. Недаром он активный участник клуба OFF ROAD Kazahstan и движения Тяньшань-Трофи. Из C @ tman -а штурман хуже. Как это выяснилось позже, это вообще была его первая поездка, когда он съехал с асфальта .
Пока мы переезжаем первый брод через реку Кель-Алматы нас догоняют квадрики… Влегкую перелетают речку. Дальше дорога идет веселее, так как ребята «зажигают».
Вода в реках кристально чистая и прозрачная, правда, наверно, холодная. Насколько холодная, мы узнаем потом…
Дальше было еще пару бродов, много камней. И наконец-то после последней речки Кашка-Суу мы выезжаем на зеленую, относительно ровную полянку, по которой уже можно ехать спокойно и достаточно быстро. Но такой «приятный» путь скоро кончается, потому что мы приехали «на место». Останавливаемся лагерем на зеленой поляне, а перед нами каменная стена - древняя морена - естественная платина озера Джасыл-Кёль. Из-под морены начинает свою жизнь река Чон-Кемин. Пока мы начинаем собирать оборудование… квадрики продолжают «зажигать», но уже с элементами легкого экстрима…
Вся дорога заняла три часа, за которые было пройдено «всего» 56 километров от кольца Аль-Фараби - Навои.

Тяжёлый путь "горного дайвера".

Ну что же… Как писалось выше - «вот мы и приехали», дальше только пешком. Хотя Берёза говорит, что дальше можно подняться на квадриках. Но, в этот раз, мы потащили всю снарягу на себе. А путь не близок… До озера еще идти около 600- 700 метров с профилем +100÷120 м (подъем на морену) и -70 м (спуск с морены к озеру)… и всё это на высоте 3150 м н.у.м. Всё-таки мое «офисное» происхождение сказывается, идти тяжело, дышу как паровоз, а за спиной еще и снаряга весом килограмм двадцать пять. Но, несмотря на все «тягости», иду вперед… Что я, зря сюда приехал? Еще шаг в гору, виден небольшой перевал, за которым должно открыться озеро. Еще пару шагов - и вот он, Джасыл-Кёль

Огромное спасибо taxist 5- y и друзьям Берёзы за поддержку, за то, что помогли донести самую лёгкую часть дайверского оборудования - грузовые пояса. По дороге до озера выясняется, что среди квадроциклистов тоже есть дайверы, а один из них, по-моему - Максим, знает еще одного нашего дайвера - Hard - a … Так что Алма-Ата - маленький мир. Хотя СТОП! К эк это - Алма–Ата? Мы уже в соседнем государстве. Выходит, что вся Земля - это «маленькая деревня»
Несмотря на помощь Support-ов все равно пришлось идти второй раз за снарягой…
Но вот наконец-то вся снаряга на берегу, одеваемся. И обнаруживаем, что у Берёзы нет капюшона. Понимаем, что он его забыл в машине. Пришлось «бежать» до лагеря. Откуда он вернулся с необходимым элементом снаряжения.
В то время, пока собирали снаряжение, пытаюсь провести краткий брифинг. Рассказываю про теорию погружения в горах, про то, что воздух в жилете расширяется быстрее, про теоретические глубины, про то, что на каждые 300 м высоты мы уже имеем две «штрафные» группы по азоту. В общем, еще даже не нырнув, у нас группа «R»… На брифинге же договариваемся о том, сколько мы будим сидеть под водой и как глубоко полезем, и на скольких барах пойдем домой…

Момент Истины!!!

Время: около двух часов дня. И вот он наступает, исторический момент, когда дайверы впервые в истории входят в прохладную… Холодную… ОЧЕНЬ холодную воду высокогорного моренного озера Джасыл-Кёль.

Мы с C @ tman - ом минут десять болтаемся на поверхности. Ну, типа нам жарко стало, пока одевались, охлаждаемся. А Берёза «вывешивается» (подбирает необходимое количество грузов).
Ну вот, все готовы, показываем друг другу «ОК» и «Вниз»… Уходим под воду. Старт исторического погружения, время 14:25.
Входить в воду достаточно тяжело, так как везде камни и достаточно крутой уклон. Даже не удается поднять ни грамма мути, потому что у кромки воды ничего нет, кроме камней…
Погружаемся… С глубиной видимость падает, и глубже 10 метров становиться метра 2,5, не больше… Под водой озеро очень интересное! Это просто ущелье, обыкновенное горное каменистое ущелье, сходящиеся клином две соседние гор. Как и в обычном (надводном) ущелье есть свои перевалы, подъемы и спуски…
Время бежит не заметно. Да и воздух в холодной трехградусной воде «кушается» быстро, вот уже и сотня бар осталась, решаем развернуться и идти домой… Да и компьютер «задушенный» высотными и персональными консервативными настройками говорит, что до деки осталось 5 минут. Решаем не играть в «русскую рулетку»…На 60 барах принимаем решение всплывать. Ранее на брифинге договаривались об обязательной остановке безопасности. К сожалению, Берёза её пропускает, я решаю всплывать за ним. C @ tman все же отвешивается пару минут… Ну, вроде ничего страшного не произошло. Во-первых, мы достаточно «долго» пробыли на глубине около 7 метров . А, во-вторых, «задушенный» компьютер вроде потом не ругался и в «аварию» не встал.
Общее время погружения - 21 минута. Максимальная зарегистрированная глубина 20,1 м . Но есть и больше… Каменное ущелье уходит дальше на глубину… На озере есть слегка заметное течение, видимо обусловленное вытекающей из-под морены рекой.
Погружение было в МОКРЫХ костюмах. Вроде бы никто не замерз. Хотя в конце дайва холод как-то подобрался, незаметно и быстро.
Честно говоря, под водой я и не надеялся увидеть цветных рыбок из Красного моря. Приблизительно мои ожидания совпали с увиденным в реале, т.е. это нагромождения камней и булыжников.
Более того, считаю, что нам повезло с видимостью, потому что я видел фотографии этого озера месячной давности, оно было как молоко (мутно-голубого цвета). Однако скальные подводные пейзажи тоже привлекают своей суровостью. А вот то, что под водой озеро представляет собой ущелье - это было откровением, хотя по окружающему надводному пейзажу можно было бы предположить продолжение под водой…
Честно говоря, когда был под водой, то особых чувств и особой гордости не было… Осознание рекорда и того, что МЫ ПЕРВЫЕ пришло позже, когда уже вышли на берег. Даже почти навернулась скупая мужская слеза, когда я поздравлял с этим погружением своих бадди.
Ну, вот, пожалуй, и все, что можно сказать о самом дайве… Вот так у дайверов всегда: долго одеваться, собирать снаряжение и немного удовольствия… А потом опять разбирать снарягу.

Фотогалерея "под водой" .

Приношу свои извинения за качество фоток, но мутняк был… И видимость метра два…

Первоныряющие (групповой портрет)

C@tmen

Берёза

На «мелководье»

На «мелководье» - свал в глубину
После дайва.

На берегу нас ждала группа поддержки. Правда, она не налила нам положенную рюмочку коньяку… Потому что нам еще предстоял обратный путь за рулем. Но чай был. И чай был очень вовремя, он помог согреться.
Группа поддержки из квадроциклистов быстро ретировалась, и снарягу обратно нам пришлось тащить уже самим.
Съедаем дежурные бутерброды и консервы и начинаем обратный путь через морену к лагерю. А это опять 600- 700 метров с баллоном за спиной.
Добравшись до лагеря, обнаружили, что квадрики уже «ретировались», причем, похоже, что давно, их след уже простыл. В лагере подкрепляемся уже основательно. Отдельное спасибо C @ tman -у за «живительный» зеленый чай.
После плотного перекуса по закону Архимеда полагается поспать. Ну, спать никто не спал, а посидеть-поваляться можно. Где-то полчасика…
День начинает катиться к концу, надо собираться… Загружаем снарягу по машинам и в обратный путь.

Дорога домой.

Обратная дорога уже не казалась такой страшной, видимо потому что была уже знакома. И мы знали, что нас ждет, и что нам все равно надо вернуться. Единственная неприятность заключалась в том, что видимо за день ледники подтаяли на палящем горном солнце и реки, которые утром были безобидными, теперь наполнились грязной водой, и их уровень поднялся. Чон-Кемин раза в два стал больше. Воде в нем была похожа на цементный раствор.
Добираемся до серпантина, т.е. можно сказать до «хорошей» дороги или просто до дороги… Начинаем петлять по серпантину, поднимаемся на перевал Озерный. Где-то уже на верху договариваемся с Берёзой, что он поехал в город, а мы едем не спеша, фотографируя фантастически красивые пейзажи. Еще раз говорю Берёзе «спасибо» за все: за компанию, за нырялку, за штурманство. И черный «Патруль» умчался…
Мы же двумя оставшимися Пыжиками едем не спеша… Постепенно спускаемся с перевала, вот уже начала появляться растительность: трава, ёлки. Значит, скоро уже будет БАО…
Вода в реке Озерная тоже представляет собой «цементный раствор», и по цвету и, по-моему, по консистенции.

Переезжаем последний брод через реку Озерная. Солнце уже начало заваливаться за окружающие вершины гор. А вот показалось само БАО. Значит мы уже «почти» дома.

«Почти» - это потому что, доехав до БАО, мы попали в пробку, самую обыкновенную, автомобильную… Народу было просто немеряно. Но это оказались цветочки… Ягодки нас ждали после Коммунальника, когда поток машин стал просто нескончаемый… Пыль стояла столбом. У меня машина запачкалась именно в этот промежуток пути от Коммунальника до развилки Алмарасан-БАО. Но больше всего я не понимаю тех «любителей загородного отдыха», которые прямо в этой пыли располагаются на пикники…
До города была сплошная вереница машин, поэтому в город решили заехать через «огороды» и выехали прямо на перекресток Аль-Фараби - Розыбакиева… Прощаюсь с taxist5-o м по рации и едем домой. ВСЁ! Очередная поездка закончилась!
Да, забыл сказать, что по дороге (где-то в районе Тау-Дастархана) звоню Берёзе и говорю, что мы уже спустились, у нас все нормально…
Не успел я доехать до дома, как мне звонит Ва-ся и спрашивает: «Ну как?» У меня осталось сил ровно столько, что бы сказать: «Мы СДЕЛАЛИ ЭТО!!!»

На следующий день...

А на следующий день мне по аське пишет Денис-спелеолог и говорит, что знает еще одно моренное озеро и рядом пещеру. Да еще вокруг этого места есть какая-то тайна, и легенда… А вечером мы уже собираемся втроем: я, Ва-ся и Берёза. Планируем новую поездку в легенду.