Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Света Гуцало, Рига, Латвия

Фанский очерк. Северная стена Бодхоны и еще чуть-чуть восхождений, (август 2007)

Читайте статьи Светланы Гуцало на Mountain.RU

Альпы 2006, Шамони.

Вот и июль подошел к своему логическому завершению, а вместе с ним – к логическому началу наш Фанский отпуск. Именной состав набравшейся группы забавлял:

Вова (Степанов)

Вова (Зиновьев)

Вова (Михнович)

Вова (Исоченков)

И напоследок примостились мы с Олегом.

Увы, но последний по списку Вован за неделю до отлета по состоянию здоровья сдал билет, так что с Владимирами стало чуть-чуть полегче. Однако проблем у полностью не сняло, и при оклике «Вовка» в нашем лагере вместо не реагировал ни один.

30.07.07 Дорога

Традиционные проводы в аэропорту, фото на память, 6-ти часовой глум в Питерском аэропорту Пулково, оставивший след в наших сердцах (и кошельках) 400 долларовым сюрпризом за перевес (что примечательно, это был единственный случай дотошного перевешивания багажа и ручной клади, по дороге обратно любезным пулковцам было совсем не интересно, сколько же перевеса мы везем из Душанбе, мы почувствовали, что находимся в России).

Дорога к лагерю чудным образом сократилась на 3 часа, т.к. наш водитель имел некие льготы на проезд через недостроенный туннель, сокращающий весь путь на 30 км . Сооружение это, конечно, впечатляло: речка, текущая поверх туннеля просачивалась (и хлестала) через незаделан н ые щели, стекала по потолку и стенам, так что ехали мы «по колеса» в воде. Однако сей эпизод лишь прибавил нам экзотики , ощущений и вот, вечером 31-го , нас встречают родные развевающиеся флаги Алаудина и фото Визбора на камне.

Не прошло и дня, как начались суровые будни ак к лиматизации. Разбившись на пару Вовок (буду именовать по первым буквам фамилий З. и С.) и тройку Вова М. - Олег – Света мы отправились на Алаудинский перевал, где и скоротали ближайшие пару дней.

Погодка встретила нас моросящим дождиком, вечером переквалифицировавшимся в снег с градом до 2-х ночи. Кстати говоря, это день был единственным днем непогоды за весь последующий месяц, так что мы не сильно обиделись на мать-природу и наутро бодрячком направились на первый тренировочный выход.

03.08.07 Пик Северный, 2Б (по С ребру).

Популярность выбранного нами объекта для восхождений впечатляла – в тот же день, помимо наших двух доблестных команд, на Северный взбирались еще две московские группы по различным троечным маршрутам. Расположившиеся на полочках вчерашние осадки, безусловно, осложнили наше продвижение, однако 5 веревок, освежающее «провинчивание» на предпоследней веревке через дырку в скале, и в 9 утра мы уже на вершине, довольные и запыхавшиеся. Завтра следующее восхождение.

04.08.07 Алаудин, 4А (по Ю кф. через «Парус»).

Алаудин встретил нас промозглым утренним ветром, острыми скалами и еще пятком групп, пытающихся достигнуть вершины со всех сторон разными способами. Паломничество совершали всё те же москвичи по двойке, четверке Б, нашей же 4А и Бог знает по чему еще. Одним словом, вершина никак не пустела еще далеко за полдень, параллельно со сложной ротацией обмена записками между нашими дружественными странами.

В общем, планы потихоньку начали выполняться, и следующей в списке была ...

... 07.08.07 Чапдара 5А (по С гребню, через «Сфинкс») .

Прекрасный, логичный маршрут по северному гребню острой как пика горы. Навьючившись рюкзаками, наша неутомимая тройка отправилась через перевал Толбас с великим планом осуществить задуманное в 2 дня. Параллельно с нами Вовка С. и Вовка З. метили на Чимтаргу 4А, т.е. через 48 часов наши дороги должны были опять сплестись воедино внизу, предположительно где-то в чайхане.

Подход показался нам довольно жутким. 4 часа пилежки по относительно крутому склону отняли изрядно сил, поэтому, найдя душевное место у снежничка на предмаршрутных осыпях, мы разбили лагерь. Как выяснилось потом – зря, ибо разбивать надо было часа на полтора ходьбы выше – непосредственно под началом маршрута. Поплатились за это заброской с вечера и лишним часом недосыпа с утра.

08.08.07

Оранжевое утро располагало, и под бодрый лозунг Вована: «лучший перильщик района Михнович готов заперилить куда угодно в любое время дня и ночи», мы, тихо матерясь на неподъемные рюкзаки, к вечеру добрались до жандарма Зайцы, под которым вырыли почти лежачую полочку и предались поглощению чая и супчиков. Ситуацию немного омрачил свалившийся днем на руку Вована булыжник, но, следуя утренней клятве, он мужественно держался бодрячком, не издавая и звука жалоб. Смеркалось, и мы дружно захрапели под мерное потрескивание голов. Акклимуха шла как по маслу. Назавтра – пилежка по снегу.

09.08.07

Получать ее (акклимуху) на 5А – дело занятное. Следующая утренняя часть дня звалась «великая одышка». 7 веревок 45-ти градусного фирна проползались 4,5 часа. Налазившийся вдоволь по скалам, Олег, с блеском в глазах, отдал бразды рассекания по льду в наши в Вовкой руки, и мы, изобретя хитрую систему подъема всех троих с перилами на трех бурах, очутились на вершине где-то в 15-00. По словам ходивших ранее, не успевшим до 12-ти – ночевка! С радостью последовав этому напутствию, сварганив чаек и сметя под высотный аппетит оставшиеся запасы калорий, мы наслаждались чудесным закатом и начавшимися завываниями ветра на нашем предвершинном гребне (кстати, там прекрасная площадка под палатку). На следующий день спускаться старались реактивно, т. к. волновались за нервы ждущих внизу ребят (пошли-то мы без рации!). Реактив затянулся на 8 часов (нам можно, мы из Прибалтики). Необходимо было замять ситуацию пловом и холодным пивом в чайхане (где, собственно, все получилось) и клятвой о дальнейшем наличии средств связи. Как выяснилось, второй части нашей латвийской группировки (Вове С. и Вове З.) не удалось взойти по намеченному маршруту из-за одолевшей Вову З. простудной хвори, которую общими усилиями изгоняли несколько последующих дней.

По плану - два дня на зализывание ран. Увы, наше трио одуэтилось, т.к. Вовкиной руке после экзекуций местного знахаря суждено было оставаться в покое ближайший пяток дней. Пораскинув мозгами, подрасписав, под холодненькую Балтику номер 7, сколько придется тащить на двоих, выслушав ободряющие комментарии Руфины Григорьевны о том, что намеченный нами маршрут не ходился 10 лет, мы с Олегом предались детальному усвоению библиотечных материалов, чистке и упаковке барахла и медитациям перед шестеркой.

13.08.07 Бодхона Восточная, 6А (С стена, маршрут Кудинова)

После прикидки веса, вопрос о том, брать ишака на подход или нет решился как-то сам собой. 13-го августа, в понедельник (прекрасная комбинация!), наше усердное животное с беспощадным погонщиком в хвосте за 2 часа дотаранило наши чувалы до родного перевала Толбас, где и предоставили нам возможность вдвоем наслаждаться природой, чудными видами, ветром и Горой. Подход под маршрут был, мягко говоря, «мерзкопакостный»: часа 2 по ободранной сыпухе вниз, затем еще 2 по сыпучей ледяной морене вверх. Припомнив все хорошее, к вечеру мы поставили наш домик на хорошей полочке и уселись разглядывать завораживающий открывшийся вид. Вблизи наша Стена разрослась до небес, верхняя часть пропала где-то далеко вверху. У-ух – и нам туда надо!

И вот началась наша жизнь на горе…

14.08 День 1-й.

Встаем в 5, выходим в 6,30. Четкого описания нет, только фотка с линией маршрута и примерная сложность кусков по 300- 400 м . Примерные места ночевок. У скал становится ясно, что начинать лезть придеться не «где надо», а «где получится», т.к. под стеной натаял зияющий ранклюфтище, переходимый лишь в одном месте по средней хлипкости мостику. Примерно прикидывая, каким карнизом чревато выбранное начало и философски взглянув на происходящее (мол, «шестерка», все такое), мы исполняем свои роли: кто напяливает скальники и запасается мужеством, а кто чувал в 20 кг и запасается жумаром. И отправляемся в вертикальный путь. Карниз и вправду доставил хлопот, но с приятным бонусом наверху – чей-то спусковой симбиоз френда, стоппера и петельки (по возвращении в столовке хозяева были найдены, расспрошены, и, таким образом, установлена московская группа, год назад обратно дюльферявшая там же из-за свалившегося на одного из участников злосчастного камня). А камней, кстати, на маршруте летало много. Звуки «фр-р-р», изредка меняющиеся на «бабаа-аах!!», доносящиеся с Богдановского, правого, маршрута, к вечеру второго дня стали родными, а ледопад внизу чернел нападавшими каменными гранатами. Так, под обстрелом камней, в тихую погодку протекли наши первые 12 веревок от шестой до сыпушно-полочной категории трудности. К вечеру, со скупой слезой покосившись на уходящее солнце, которое весь день так и оставалось где-то справа (вот они, прелести северных стен!), выбрались таки к долгожданной снежной полочке, на которой описание обещало нам «комфортную лежачую ночевку». Ха! Если не сказать больше. Нет, ночевка и вправду была комфортная и лежачая, но вот полочка наша была, вместо снежной, ледово-грязевая, с камушками наверху (и тут стреляли…). Вспомнив ранклюфт, мы прикинули, что нечто подобное (т.е. отсутствие снега) нас, скорее всего, будет поджидать везде. Вооружившись этой мыслью, вырыли площадку в грязи под ледовым склончиком, с мужественной мыслью встать завтра пораньше, дабы проскочить камнеопасный лёд без потерь. Основными впечатлениями за день для меня был рюкзак, груз в 20 кг пришлось разбить надвое. 15 за плечами, остатки в бауле на кулачке параллельно с собой, выковыривая при этом в противоестественных позах (и почему я не пошла на йогу??) олеговские якоря и фрэнды. Олег шёл тоже с рюкзаком, правда, полегче, но на шестёрочных веревках его приходилось снимать и самому же вытаскивать . В общем, погрезив о таком ишачке, который затаскивал бы барахло на 6А, мы уснули детским сном.

15.08 День 2-й.

Мысль встать пораньше была удачной. Перекрестившись, проскакали 5 веревок направо по льду и очутились под следующим участком стены , так называемым «отколом». Дальше халявы стало поменьше. Началось ИТО-шенье, разбавленное, к нашей радости и удивлению, чудесными сидячими полочками в промежутках. А скалы кругом украшали разного размера водопадики и ручейки, благо, только кругом, а не по местам наших продвижений. 10 веревок, душевная полочка с водичкой для долгожданного чая – заслуженный отдых, оздоровительный ужин и сон.

16.08 День 3-й.

Негласно в нашем трудовом коллективе установился подъем в 4,50. 16-е августа не стало исключением. Вчерашние старания вывели нас куда-то в левую часть стены, а по высоте мы находились где-то в начале 2/3 стены. Началось утро с приятного – отвесный монолит, искрящийся под струйками воды. Ободрившись торчащим оттуда швеллером, Олег уверенными движениями штурмует стенку. В вознаграждение получаем свеженькую петцелевскую петельку (как выяснилось, не московскую) метров через 70, и вторую долгожданную снежную (т.е. ледовую) полку, выводящую нас к основанию гребня центральной части стены. Справа мощно нависает и обстреливается камнями ледник Бодхоны. Сбиться с дороги невозможно, лезем по гребню, пока есть силы и светлое время суток. К 5-ти вечера ощущаем себя где-то близко к осуществлению задуманного. Встает вопрос «быть или не быть» нашему бивуаку именно здесь и сейчас – перед носом заманчивое место под палаточку. Иногда высшие силы помогают нам получить ответ, но частенько ударными для нервной системы способами. Легким движением руки стоящий в раздумьях Олег отправляет в пропасть свои очки. В принципе, бодхонинское повествование на этом можно было бы и завершить. Тихо молясь, дюльферяю вниз метров на 40, и когда последняя надежда на этот высотный промежуток угасает, вижу их в аккурат под камушком . Проглотив жесткий намек, отправляемся на покой.

17.08 День 4-й.

Начинается просто, заканчивается в итоге тоже просто (ночевкой), но с элементами экстрима по дороге к ней. Через 5 простых веревок подходим к ключу – скальному БАСТИОНУ протяженностью 320 м шестерочного лазания. Набрав воздуха в легкие, пролезаем 2 вертикальные веревки по щелям и утыкаемся в хлещущую водичку справа и нависающий угол слева. По описаниям предвосходители лезли именно вдоль некого «ручья», поэтому, решив сопоставить слова с делом, пробиваемся в правую мокроту. Вот и снежок сверху закапал – совсем здорово. Как раз для прохождения ключевых мест. Промучавшись полчасика и принеся в жертву якорь, Олег все же говорит, что «надо загребать левее», и мы принимаемся за обработку нашего непривлекательного нависающего угла. Завершается все черепичным адом, при своей разрушенности не позволяющим вбить даже шлямбур, полным отсутствием шансов заложить промежутки и непролазным карнизом. Ладно, уговорили, все же надо было лезть направо... Силой рук и мысли, Олег засаживет таки шлямбур и мы быстренько дюльферяем вниз, оставив провешенными 2 веревки и вооружившись истиной «утро вечера мудренее» - смеркалось...

18.08 День 5-й.

Бодрящее утро, незабываемое вчера, стандартный чаек с шоколадкой – наш струящийся угол оказался подмерзшим, подсохшим и вполне адекватным для лазанию. Крюк посередине тоже прибавил оптимизма. Вот что значит – утро! Далее следовало еще 7 веревок скалолазного рая шестой категории аккурат по описанию. Крюконоги не пылились на ногах, якоря выручали как всегда, рюкзаки вытаскивались пучками, и один за другим шли нависающие щели, камины, стенки... Морально присесть удалось часам к 4-м, а физически к 5-ти. И пока мы в очередной раз беседовали о том, где и когда бы лучше подраскинуть наш быт, легким движением полетел на этот раз увесистый булыжник, не пропустивший мимо себя мою руку. Ну, хотя бы ясно, где теперь ночевать. Напившись обезболивающего, замотавшись бинтами и сообщив по рации, что «все хорошо, прошли ключ», предались любимому занятию – рытью площадочки на сыпушной полке. На пятый день получалось довольно профессионально.

19.08 День 6-й.

А ведь рюкзак-то стал полегче! Или мы закабанели? Как ни крути, 4 кг еды и газа съелись и сожглись, мне оставалось вооружиться оставшимися семью работающими пальцами, Олегу – лидировать и добираться до вершины весь предстоящий солнечный день. Погодка как всегда идеальна. Выходим на ледяную полочку, до которой метили дойти вчера. 2 веревки по льду и одна по скалам выводят нас на кант предвершинного гребня. Далее еще метров 200 несложной заглаженной черепицы. Предвкушая спинным мозгом снежную пилежку, надеваем кошки и достаем молотки. Впервые выхожу на связь с лагерем напрямую. До этого нас ретранслировала целая бригада альпинистских собратьев, находившихся во всевозможных близлежащих точках. Стараюсь успокоить Руфину Григорьевну, что у нас все замечательно – по голосу слышно, что за нас переживают, как за родных. От этого становится тепло…

Дальнейшие 3,5 часа можно скопировать с абзаца про Чапдару, разве что убрать горняшные симптомы. Томное топтание фирна под палящим солнцем, неубывающий 700-метровый гребень и мысли о вечном.

Вершина перед нами троилась. Нет-нет, видели мы ее довольно четко, и взятые 300 грамм коньяка давно уже выпиты, но перед нами 3 одинаковых по высоте пупыря, и ни на одном из них нет явного тура. В итоге все же нарекаем одну из горок камней истинной, хоть ни банок ни записок не находим (видимо и вправду, очень давно здесь никто не бывал), сооружаем турище, мимо которого не пройдешь, и наконец-то присаживаемся с облегчением во всех возможных частях организма. Первым отключается мозг, остаются лишь безусловные рефлексы типа «поставить чай», «разбить палатку» (кстати, на заботливо подготовленной кем-то площадке). На небе ни облачка, тихий ясный августовский вечер, и мы, счастливые и утомленные маленькие жильцы Большой Горы пока не верим в проделанное, а просто наслаждаемся моментом, который больше не повторится.

20.08 День 7-й .

Романтика закончилась, настал очередной суровый день. Пора вниз, а туда путь не близок - 2 дюльфера, 16 спортивных спусков, и ни одной (!!!) не своей точки. Нет, вру. Один репик все же был. Прямо на спуске с вершины. Он лишний раз напомнил нам о том, что без ангелов-хранителей мы пропадем (сдюльферяла я, сдюльферял Олег, когда сдергивали веревку – репик порвался). Скупой слезой провожая тающие 10 метров расходника, 5 Petzl -евских петель, три бура и несколько якорей, к трем дня приземляемся на ледопад ледника, выбираясь из которого, под всхлип «да пропади оно все..» оставляем четвертый (последний) бур.

16.30.

• Олег!!! Тут след от ботинка – здесь были ЛЮДИ!!!

17.00.

• Это че за штука на морене? Тур из бочки, как в Альпах что ли? Блин, она шевелится!! Ба, это же Вован!! ОФИГЕТЬ, Вовка, ты просто заяц, мы тебя обожаем!!

Сидит с камерой, лепешкой, соком и гемотагенками, ведет репортаж о пришельцах из иных миров. С приятно свалившейся на голову группой поддержки, скинув на последнюю часть ноши, топаем последние 4 часа к дому. Там из темноты сразу выплывает фонарик и движется к нам. Руфина Григорьевна встречает нас бледная и измученная (неудивительно, в последний день умерла рация). Утешаемся коньяком с колбасой, обнимаемся, расстрагиваемся – блудные дети наконец дома, живые и здоровые. Нас кормят, поят, согревают, селят в коттедж, в общем, слов не хватает, одни теплые междометия всем тем, кто ждал и принял!

Узнаем, что ребята за наше отсутствие сходили 3 горы. Вова С., присоединившись к Москвичам, сходил на Замок 5А. Вова З. оправился от болячки настолько, что в один день с московской связкой забежал на Борцов за мир 2А и Северный 3А, а улизнувший от нас Вовка М. занимался культурным обогащением, исследуя Куликалонские пещерные достопримечательности, и все это дело за печатлел на камеру.

И напоследок...

Залатав раскроенные пальцы и перемотав оказавшуюся не сломанной руку, мы с Олегом решили сходить нечто не очень сложненькое, не очень далеконькое, не очень экстремальненькое, но интересненькое. Взоры пали на приветливые солнечные склоны Рузиравата (точнее, на его описание, ибо находится он в Куликолонах). Туда после трех дней активного лагерного отдыха, нам удалось отправиться, скооперировавшись с Руфиной Григорьевной, ее спутницей Ириной и серым ушастым помощничком, взявшим тяготы багажа на свои могучие плечи, спину и седло.

24.08 Рузирават, 4А (по Ю кф.).

Прекрасная выдалась четверка А. Олег джентельменским жестом предоставил право первого хода даме, и мы пронаслаждались все 18 веревок приятым лазанием в лучах теплого августовского солнца. Кайф, да и только… Из опасных и
острых моментов на восхождении: паук, (коих ненавижу больше овсянки), притаившийся прямо на моей единственной зацепке, естественно, в самом сложном месте, и смотрящий на меня всеми восемью глазами. Взять его в руки и выбросить было, в сущности, подвигом. В итоге в 3 мы на вершине...

....а завтра уже в Алаудинах.

А вообще, кроме вышеописанных удовольствий, мораль сей басни (т.е. Куликолонской вылазки) оказалась такова. Точнее, моралей было две. Первая – никогда не брать животное, о котором ничего не знаешь, кроме того, что у него длинные уши, без погонщика, а вторая – бдить личные вещи! К первой относятся мучения с грузом, на сороковое падение которого даже спокойный как тысяча китайцев Олег начал издавать словосочетания на татарском. Ишак-то был золотом, но, видимо, курсы вьючки таджикские жители проходят еще в младенчестве, а нам бы надо записаться хоть в сознательном возрасте (что, собственно, и было сделано первым делом по приходу вниз). А о вещах – увы, пришлось поплатиться куда более ценной деталью, чем репик или бур.. На Лауданской тропе, наверное, до сих пор где-то пылится наш фотоаппарат с полным фотоотчетом по Бодхоне, да и по поездке в целом. Обидно до слез, но – се-ля-ви! Может, кто найдет, всякое в жизни случается?

Вот так осуществились наши цели, закрылись разряды, прошли долгожданные отпуска и остались сердца в Фанских горах...

Огромное спасибо нашим поддерживающим, болеющим, встречающим, провожающим и переживающим: друзьям, родителям, близким. Отдельное – Руфине Григорьевне Арефьевой за все-все!

«Радостным пусть будет расставание,
Наши огорчения не в счет.
Горы - это вечное свидание
С теми, кто ушел и кто придет»
Ю. Визбор

Небольшой фотоальбом путешествия (просьба простить за невысокое качество снимков, т.к. за утратой фотоаппарата, фотографии пришлось вырезать из видеоматериала).

Бодхона

а вот фотка Бодхоны, вроде хорошая. http://www.climb.com.ua/imgGallery/108.jpg

молодым альпинистам :)

Э-эх, были бы у вас фотографии Северной Бодхоны (коих проблемно найти даже в и-нете), с нас была бы дюжина поклонов и бутылка Рижского бальзама при возможной встрече :))